Развитие ребенка на первом году жизни
Содержание:
- Ребенок в двенадцатый месяц жизни
- Развитие ребенка в 8 месяцев
- 12 месяцев
- Месяц второй
- Таблица с нормами роста и веса детей до года
- Третий период
- Развитие ребенка в 11 месяцев
- Рост
- Ребенок в третий месяц жизни
- Развитие ребенка в 10 месяцев
- Ребёнку 20-21 месяц (1 г. 9 мес.)
- Как пользоваться таблицей роста ребенка
- С 17 по 20 неделю
- Месяц восьмой
- От рождения до года
- Как развивается ребенок с 9 месяцев до 1 года
- 9 месяцев: долгожданные шаги
- Развитие ребенка по месяцам от 1 до 6 месяцев
Ребенок в двенадцатый месяц жизни
Действие становится главной составляющей годовалого ребенка. Ходить за ручку или самостоятельно, принимать активное участие в процессах кормления и одевания, играть одному или с одногодками, исследовать все, что попадается на глаза – все это малыш может делать весь день с большим желанием.
Это время активного развития малыша, когда он начинает ощущать себя личностью, стремится многое делать самостоятельно (я сам!), капризничает в случае отказов и запретов. Психологи говорят о кризисе первого года, но он может коснуться не каждого малыша.
Многие мамы переводят малыша за общий стол, но это не означает, что можно его кормить наряду со взрослыми. Детское меню остается, добавляются овсяная и манная каши, сливочное масло.
Что может ребенок в конце двенадцатого месяца:
- сидеть на корточках, вставать из этого положения;
- пользоваться кружкой и ложкой, жевать пищу;
- проявлять пристрастия в еде, отказываться есть то, что не нравится;
- понимать, что ему говорят;
- знать, как пользоваться бытовыми вещами: телефоном, расческой, веником;
- разбирать и собирать игрушки, состоящие из нескольких частей;
- разыскивать требуемый предмет.
Все рассказанное достаточно условно. Ребенок обязательно проходит в своем развитии многое этапы. Но если один малыш в год активно пытается бегать, то другой еще делает робкие попытки ходить. Кто-то с удовольствием общается со всеми людьми, а кто-то начинает громко плакать, увидев постороннего человека. Зависит это от того, в какой среде растет ребенок, от бытовых условий, от темперамента и характера малыша. Большую роль играет и наследственность.
Но не стоит сравнивать его с другими. Придет время, и малыш всему научится. Один год – это огромный этап в жизни ребенка от младенчества до самостоятельного человечка, который говорит, ходит, играет, смеется, понимает окружающих, становится настоящей личностью со своими вкусами и предпочтениями. И главное для любящих родителей – окружить его любовью и заботой, помогать и поддерживать, учить и воспитывать.
Новорожденный Развитие до года
Развитие ребенка в 8 месяцев
Изо дня в день активность малыша растет. Он переворачивается, ползает, самостоятельно садится. Его манипуляции становятся более разнообразными: ребенок перекладывает игрушки из одной руки в другую, бросает их на пол и снова поднимает, пробует на вкус, трясет и прислушивается к звукам. Малыша привлекают и совместные игры в прятки, “сорока-ворона”, “по кочкам-по кочкам” и другие.
В возрасте 8 месяцев расширяется восприятие окружающего мира. Если в 2 месяца малыш мог различать звуки на расстоянии 1 метра, то сейчас этот радиус увеличился до четырех. Растет и диапазон звуков, которые издает ребенок, когда общается с вами. Он начинает узнавать свое отражение в зеркале, использует все более развитую мимику и жесты.
12 месяцев
В играх начинает прослеживаться сюжетная линия – кормит, укладывает куклу, катает ее в машинке. Знает много названий предметов, игрушек, имена близких людей. Понимает слово «нельзя», исполняет поручения «принеси», «дай». Способен различать геометрические предметы – кубик, шарик. Словарный запас расширяется практически с каждым днем, и у особо продвинутых личностей может составлять 10-15 слов. Самостоятельно ходит, активно передвигается по всему дому, много и разнообразно взаимодействует с различными предметами.
К этому возрасту у ребенка должно быть восемь зубов. Обычно к году закрывается родничок, но четких сроков закрытия родничка нет – это событие может произойти в промежутке между 8 месяцами и полутора годами.
Не стоит расстраиваться, если ребенок не укладывается в вышеприведенный график, ведь это усредненные данные. Многое зависит от его индивидуальных особенностей. Обычно если в чем-то ребенок отстает, то в другом опережает. А даже если ни в чем не опережает, то все равно сядет (встанет, пойдет, заговорит) рано или поздно. Главное, любить ребенка таким, какой он есть.
Месяц второй
Этот месяц являет собой «оживление» малыша. Он уже не спит так долго. И находится в состоянии активности почти целый час. При этом зрение и слух сильнее. А значит, что и диапазон развития ребенка расширяется. Так, например, малыш может видеть от 30 см. до полуметра. Да и выдержка без рук и внимания увеличивается до 10-15 минут.
Что малыш уже умеет в 2 месяца:
- Поднимать и держать голову некоторое время в вертикальном положении.
- Если ребенок физически развивается быстро, то возможно умеет переворачиваться с бока на спинку.
- Знакомиться со своими руками, может их посасывать.
- Рефлексы с рождения постепенно угасают.
- Начинает развиваться эмоциональная составляющая, которая говорит о правильном функционировании нервной системы.
- Малютка узнает маму и папу. Радуется их появлению. Это определяется резкими движениями рук и ног младенца, когда родители склоняются над ним (будто бы просьба на ручки). При этом не стоит сразу же малыша брать на руки, это останется в памяти и кроха может стать слишком ручным. Сначала можно погладить, поцеловать, поиграться, и только если чадо не унимается — взять покачать.
- Первая улыбка. И это не рефлекс вовсе, а осознанное проявление эмоций на родных людей. Но не надо переживать, если ребенку почти три месяца, а он еще не улыбается, помни про индивидуальное развитие.
- Появление первых долгих звуков «ага», «агу». В этот момент малыш изучает свой голос и свою речь, прислушивается к себе и своим возможностям.
Совет родителям: многие педиатры в этом возрасте советуют чаще петь песни, и не только на ночь. Это развивает у малыша желание чаще произносить звуки, а значит он раньше начнет говорить. Да и всю семью, наверняка, порадует то, что малыш подпевает маме, как может. Это одно из главных правил развития твоего ребенка по месяцам.
Таблица с нормами роста и веса детей до года
С помощью центильной таблицы можно отследить примерные нормы ежемесячной прибавки в весе ребенка, и как должно происходить увеличение длины тела младенца. Нормы роста и веса детей указаны в рамках минимального/максимального показателей, поэтому их можно использовать в качестве ориентира.
Мальчики | Девочки | ||||
Возраст | Рост (см) | Вес (кг) | Возраст | Рост (см) | Вес (кг) |
1-2 мес. | 52-60 | 3,5-5,8 | 1-2 мес. | 51-59 | 3,1-5,2 |
3-4 мес. | 59-66 | 5,1-7,4 | 3-4 мес. | 57-64 | 4,6-7,1 |
5-7 мес. | 61-71 | 6,2-9,7 | 5-7 мес. | 61-69 | 6,1-8,7 |
8-10 мес. | 68-75 | 8-11 | 8-10 мес. | 66-73 | 7,3-10 |
10-12 мес. | 71-78 | 8,8-12 | 10-12 мес. | 69-76 | 7,6-11 |
Третий период
Третий период в воспитании ребенка до года охватывает возраст от 6 до 9 месяцев. На этом этапе карапуз становиться непоседливым и любознательным.. У детишек этого возраста активность возрастает в разы
Поскольку малыши уже умеют ползать, садиться, пытаются вставать, а некоторые и ходить, самое время уделить внимание физической подготовке
Предоставьте ребенку возможность свободно перемещаться по дому. Для этого необходимо максимально обезопасить все помещения (убрать провода, бьющиеся предметы, бытовую технику). Все дети в это время стремятся изучить содержимое шкафов. Не препятствуйте малышу, просто уберите все опасные предметы и наполните шкафы игрушками и вещами, с которыми кроха может поиграть.
Для хорошей физической формы продолжаем заниматься зарядкой и массажем, включив новые движения и упражнения.
На этом этапе можно начинать приучать ребенка к горшку, присаживая его после сна и кормления, перед прогулкой и после нее. Через некоторое время ребенку станет понятно, для чего это делается. Читаем очень полезную статью о том как правильно приучать к горшку – https://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/kak-priuchit-rebenka-k-gorshku.html
Приблизительно с семи месяцев ребенка нужно приучать к мытью ручек перед приемом пищи. Спустя некоторое время кроха привыкнет к этой процедуре, и будет самостоятельно подставлять ручки под струю воды. Так вырабатывается понятие чистоплотности.
Надевая перед кормлением нагрудничек и сразу же меняя испачканную одежду на чистую, мама прививает привычку к аккуратности. Причем, каждое свое действие родители должны проговаривать и объяснять: в грязных вещах ходить некрасиво и неприлично, поэтому сейчас переодеваемся в чистое.
После полугода у детей начинают прорезываться зубки. Для ухода за полостью рта необходимо приобрести для крохи специальную зубную щетку, предназначенную для детей до года, и приучать маленького зубастика ежедневно ей пользоваться.
Игровая деятельность для ребенка важна в любом возрасте, не исключая возраст до года. Так малыши познают мир. С шести месяцев уже можно показывать ребенку ладушки и колокольчик, комментируя каждое движение. С семи-восьми месяцев демонстрируют, как действуют простейшие игрушки: мячик катится, колеса у машинки крутятся, юла кружится на одном месте. В это же время можно начинать показывать части лица: носик, глазки, зубки, ушки, лобик. Конечно, понимание придет не сразу, вначале дети будут находить их у родителей и игрушек, а уж потом – у себя. Можно придумать простейшую песенку, под которую ребенок с удовольствием продемонстрирует свои знания. Заниматься с детьми этого возраста нужно каждый день.
На этом этапе необходимо для пресечения плохих поступков познакомить ребенка со словами «нет» и «нельзя». Если ребенок во время игры дерется, нужно взять его ручки и проговорить слово “нельзя” с объяснениями (мне больно, мне неприятно). Причину пояснять необходимо для того, чтобы ребенок научился реагировать на запретное слово, в противном случае, он просто не будет его замечать.
Читаем статью по теме: как сказать ребенку НЕЛЬЗЯ
На счет слова “нельзя”, посмотрите в видео:
Начиная с 6 месяцев, у ребенка активно развиваются первые речевые навыки. Читайте малышу стишки и потешки, рассматривайте картинки, разыгрывайте маленькие представления с игрушками, постоянно разговаривайте с ребенком доброжелательно и ласково, не искажая при этом правильное произношение слов.
Игрушки и игры в возрасте от 6-ти до 9-ти месяцев
Обратите внимание на новые развивающие игрушки:
Музыкальные центры, развивающие слуховое внимание и координацию движений. Часто такие игрушки озвучивают различных зверюшек, музыкальные инструменты и т.д. Покажите малышу, как нажимать на кнопки, он быстро освоит игрушку и подолгу будет с ней заниматься;
Покажите малышу, как нажимать на кнопки, он быстро освоит игрушку и подолгу будет с ней заниматься;
Музыкальные игрушки (дудочка, ксилофон, барабан) помогают развить координацию движений и слуховые представления;
Игровые центры для развития мелкой моторики. Ваш карапуз с удовольствием будет манипулировать различными по форме фигурками и изучать их;
Книжки из ткани, пластика, картона помогут сформировать понимание речи, мелкую моторику и познавательный интерес;
Игрушки для купания. Уточки, лодочки, рыбки – эти плавающие зверюшки развивают познавательные способности и моторные навыки (как выбрать игрушки для купания);
Практически все дети этого возраста с удовольствием играют на кухне с посудой. Поделитесь с малышом пластиковыми емкостями, ложками, поварешками, формочками.
Развитие ребенка в 11 месяцев
Как правило, к этому моменту большинство малышей уже умеют ползать и вставать на ножки, используя опору. А некоторые даже делают свои первые самостоятельные шаги. Считается абсолютно нормальным, если ребенок осваивает этот навык в любой момент до полутора лет. Родителям остается набраться терпения и помогать малышу в меру своих и его сил.
В 11 месяцев дети начинают понимать простые фразы, которые часто используют родители; откликаются на свое имя; осознают, когда их хвалят или ругают. По вашей просьбе они могут указать на свои уши, глазки или рот.
Кроме того, малыши начинают подражать взрослым в процессе говорения, их монологи все больше напоминают привычную нам речь. Некоторые дети произносят свои первые слова.
Рост
Для гармоничного роста малыша есть свои правила и законы:
-
Рост — отражение благополучия организма в целом. Замедление скелетного роста сопровождается задержкой нарастания объема и созревания мышц, сердца и других внутренних органов.
-
Скорость роста замедляется с возрастом. Наивысшие темпы прибавки длины тела характерны для внутриутробного развития. Чуть медленнее — первые месяцы жизни.
-
Увеличение длины тела происходит скачками. Для ребенка характерна не только «сезонная» динамика, но и чередование периодов «вытяжения» (вырастания) и «округления» (набора массы тела).
-
Более интенсивно растут части тела, наиболее удаленные от головы. Именно этот факт позволяет в итоге приблизить пропорции малыша к взрослым соотношениям.
Как правильно провести измерения
Лучше это делать с помощником, который будет придерживать малютку так, чтобы лопатки, крестец и пятки касались ровной поверхности, на которой лежит ребенок. В первые месяцы жизни, возможно, понадобится легкое надавливание на колени ребенка для полного распрямления ножек. Замеры производятся ростомером либо сантиметровой лентой.
Как оценить полученный результат:
можно использовать прибавки роста по месяцам:
1–3 месяцы — по 3 см ежемесячно;
4–6 месяцев — по 2,5 см ежемесячно;
7–9 месяцев — 1,5–2 см ежемесячно;
10–12 месяцев — 1 см в месяц.
Несложно подсчитать, что за первый год жизни малютка вырастает в среднем на 25 см;
врачи используют центильные таблицы, где каждый оцениваемый показатель сравнивается со средним в популяции. Для их создания используются замеры, полученные у большого количества детей того же возраста и пола.
Поясню на примере: для создания центильной шкалы длины тела можно выстроить в шеренгу по росту 100 обычных мальчиков возраста 1 года. Рост первых 3 ребят будет оценен как самый низкий, рост последней троицы — самый высокий. Самый встречаемый рост — от 25 до 75 см. Если записать длину тела по частоте встречаемости в виде таблицы — получится центильная шкала оценки длины тела у мальчиков 1 года.
То есть, используя центильные таблицы, вы сравниваете рост своего ребенка со среднестатистическими показателями, характерными для вашего пола и возраста. Соответственно, если показатель попадает в средний интервал (25—50—75%), рост вашего малыша совпадает с большинством здоровых детей того же пола и возраста. Зоны внимания, где желательно обращение к педиатру, — это 0—3—10%, 90—97—100%.
Ребенок в третий месяц жизни
Этот месяц характеризуется тем, что кроха все лучше контролирует свое тело. У него улучшается координация движений, и он может двигать отдельно ручками или ножками, поворачиваться всем телом в интересующую сторону. Раскрывает кулачок и пытается держать игрушку. Неосознанно вытаскивает пустышку изо рта и вставляет ее обратно. Сосательный рефлекс получает новое развитие, все тащится в рот: пальцы, игрушки, пеленки.
Прибавка веса в этот период составляет 800 гр, а тело увеличивается в росте еще на 3 см. Продолжается улучшаться зрение и слух, ребенок долгое время способен следить за ярким предметом и узнавать родителей по голосу
Негромкие и спокойные мелодии успокаивают, отвлекают его внимание. Начинает закладываться речь, поэтому нужно как можно больше общаться с малышом, петь песенки, включать аудиосказки
Время сна уменьшается и начинает формироваться режим «день-ночь». Теперь чаще проходят ночи, когда маме не приходится вставать к плачущему малышу. Для укрепления мышц спины и шеи днем следует переворачивать его на животик.
Что может ребенок в конце третьего месяца:
- удерживать головку в вертикальном положении, поворачивая ее в стороны;
- улыбаться при узнавании родных людей;
- управлять своими руками;
- переворачиваться на бок, лежа на спине;
- лежа на животе, подниматься на локтях и держать голову продолжительное время.
Развитие ребенка в 10 месяцев
С каждым днем малыш становится все более подвижным, его действия приобретают скоординированность и четкость. Некоторые делают свои первые самостоятельные шаги, но они скорее исключение из правил.
Большинству детей этого возраста нравится играть с коробками и шкафами: открывать и закрывать дверцы, вытаскивать содержимое, пробовать его на вкус и бросать на пол. Если вы не хотите однажды обнаружить на кухонном полу муку вперемешку с маслом, макаронами и кетчупом, проявляйте бдительность. Не оставляйте малыша одного надолго в комнате, полной соблазнов. Позаботьтесь о безопасности и убедитесь, что розетки, острые и горячие предметы находятся вне досягаемости ребенка.
Ребёнку 20-21 месяц (1 г. 9 мес.)
После 1 года и 8 месяцев развитие ребёнка позволят взрослым затевать с ним творческие и интеллектуальные игры в любом месте на кухне, во время прогулок, в общественном транспорте и т. д. Никаких пособий и предметов для этого не нужно, понадобится только фантазия. Игра «Кто я?» заключается в изображении взглядом, звуками, жестами жука, птицу, кота, кого-то из близки, а ребёнок должен угадать, кто это.
В 20 месяцев дети понимают смысл игры
После 1 года и 9 месяцев изменяется фигура ребёнка, до двух лет он становится стройнее. Его слова становятся понятнее для окружающих. Речь пока состоит только из простых предложений. Он уже способен руководить эмоциями, например, остановить плач. Желания его порой неразумные и неисполнимые, но с ним можно договориться
Его чаще посещает страх, в действиях он почти всегда проявляет осторожность. По неизвестным причинам для него может стать страшным какой-либо предмет или игрушка
Его творческая жажда может обернуться разрисованной стенкой. Воевать не нужно, разумнее оставить ему для этого место.
Во время еды малыш отвоёвывает свою независимость. Ест он аккуратней, повторяя за взрослыми, пользуется кухонными приборами: ложкой, чашкой, вилкой, тарелкой. Движения его целенаправленны. На этом этапе специалисты рекомендуют потерпеть и не делать особых поправок в поведении ребёнка. Он должен привыкнуть самостоятельно есть.
Как пользоваться таблицей роста ребенка
О том, как интерпретировать результаты измерений, вам подробно расскажет врач, а здесь мы дадим несколько советов, как пользоваться данными таблицы. Параметры детей отличаются в зависимости от пола, так что сравнивать результаты замеров вашего малыша нужно по отдельной таблице для мальчиков или для девочек.
Окружность головы. В верхней части таблицы указан возраст ребенка в месяцах. Номера поставлены не для всех месяцев, но при этом каждый месяц обозначен вертикальной чертой. В левой части указаны значения окружности головы (в дюймах и сантиметрах). Найдите нужное значение для вашего ребенка и отметьте точку пересечения горизонтальной и вертикальной линии. Скореевсего, эта точка будет на графике. Следуйте до конца за линией графика в правую сторону, и на белом фоне будет указана процентная группа, к которой относится ваш ребенок.
Для примера возьмем трехмесячную девочку, окружность головы которой — 40 см. Процентная группа для этой девочки — 50-й процентиль, то есть у половины всех трехмесячных девочек окружность головы больше, а у другой половины — меньше.
Вес по отношению к длине. Найдите значение длины вашего ребенка в нижней части сетки (в дюймах и сантиметрах). В левой части сетки отметьте вес ребенка (в фунтах и килограммах). Отметьте точку пересечения горизонтальной и вертикальной линии на графике. Следуйте до конца за линией графика, чтобы определить, к какой процентной группе относится ваш ребенок.
Для примера возьмем мальчика весом 4,5 кг и длиной 53 см. Этот малыш относится к 90-му процентилю, то есть 90% мальчиков такой же длины весят меньше, а 10% — больше.
Длина по отношению к возрасту. В левой части сетки отметьте значение длины ребенка (в дюймах или сантиметрах), а в нижней части таблицы — возраст в месяцах. Отметьте точку пересечения горизонтальной и вертикальной линии на графике. Следуйте до конца за линией графика — процентная группа будет указана на белом заштрихованном фоне.
Для примера возьмем девочку возрастом 18 месяцев и длиной 76 см. Эта девочка относится к 10-му процентилю, то есть длина тела 10% девочек аналогичного возраста меньше, а 90% — больше.
Вес по отношению к возрасту. В правой части сетки отметьте вес ребенка (в фунтах или килограммах), а в верхней части — возраст. Отметьте точку пересечения горизонтальной и вертикальной линии на графике. Следуйте до конца за линией графика — процентная группа будет указана на белом заштрихованном фоне.
Возьмем для примера мальчика возрастом 12 месяцев и весом 10,4 кг. Этот малыш относится к 75-му процентилю, то есть 75% годовалых мальчиков весят меньше, а 25% — больше.
С 17 по 20 неделю
Ребенок начинает активно двигаться. Ему уже не хватает кроватки, его тянет обследовать всю квартиру. После тщательной влажной уборки его можно выпустить на пол. За каждым движением необходимо следить, поскольку в квартире множество опасностей для несмышленыша. У среднего ребеночка начинают прорезываться первые зубки – этот процесс сопровождается беспокойством и обильным отделением слюны. Десны у ребенка чешутся и он пытается грызть разные предметы, чтобы их почесать. В этом возрасте ребенок:
ИНТЕРЕСНО: в каком возрасте ребенок начинает сидеть самостоятельно?
- может переворачиваться со спины на живот и обратно;
- приподнимает верхнюю часть тела на руках;
- понемногу начинает ползать;
- может сам себя занять, играя своими игрушками по 5-10 минут;
- его лепет, состоящий из отдельных слогов, начинает походить на осмысленную речь.
Месяц восьмой
Это тот самый долгожданный миг, когда ребенок встает. Точнее пытается из-за всех сил. Некоторые могут даже делать неуверенные шаги, в этот момент происходит и первое знакомство с горшком. Даже если это произошло раньше, малыш скорее всего не совсем будет понимать назначение пластмассового друга, а ближе к году понимание потихоньку начнет приходить, к полутора лет и вовсе будет звать сам помочь.
Что малыш уже умеет в 8 месяцев:
- Целенаправленно ползет к опоре и пытается подняться. Иногда может удаваться, иногда нет. Однако если поставить его, он сможет постоять некоторое время без помощи.
- Если малыш развит очень хорошо в плане физической формы, он может держась за опору передвигаться или перебирать ногами. Это первый признак готовности к хождению.
- Ребенок восьми месяцев отроду уже знает расположение комнат и основных вещей.
- Может садиться сам, и подолгу находиться в состоянии сидя.
- Не может долго находиться в манеже, ему хочется изучать мир.
- Играет с осознанием своих действий (складывает и достает вещи, идеально подойдет пирамидка, складывание стаканчиков друг в друга).
- Начинает пытаться есть ложкой сам (это необходимо поощрять).
- Может понимать игры «ладушки», «ку-ку», танцевать ручками (фонарики). Любит слушать музыку, подпевать и танцевать, особенно если это делают взрослые.
- Знает где что лежит и может на просьбу мамы показать местоположение вещи.
- Может говорить уже некоторые слова и слоги. Чаще всего именно в 8 месяцев произносится первое осмысленное слово, а не набор слогов.
Совет родителям: дети, когда предпринимают попытки встать — плюхаются на попы. Мамы тут же впадают в панику. Но делать этого не стоит, крохе не больно так приземляться, а вот реакция родителей его может испугать и довести до слез. Узнайте в статье, когда ребенок начинает ходить, как ему помочь сделать первые шаги.
От рождения до года
Новорожденный ребенок за первый год своей жизни делает невообразимый рывок в освоении всевозможных навыков. Бдительные родители всегда следят за их динамикой. Но часто мы склонны «несколько преувеличивать» ситуацию – для самоуспокоения и гордости перед окружающими. Как только ребенок сделал пару первых шагов, мы радуемся: он ходит! Едва он взял ложку в ручку, восторгаемся: он сам ест! Часто подобное поведение может стать причиной того, что родители не замечают: их ребенок освоил тот или иной навык слишком поздно или пока не освоил вовсе (не заговорил к году – не страшно, всему свое время).
Каковы же основные достижения ребенка до 1 года? На что обращать внимание? За первые 12 месяцев он научится:
- держать голову;
- лежать на животе;
- переворачиваться;
- ползать;
- сидеть;
- вставать, стоять и ходить;
- улыбаться, хмуриться и выражать другие эмоции;
- следить за предметами, яркими игрушками, громкими и тихими звуками;
- играть в прятки;
- брать игрушки, играть ими, отдавать их взрослым;
- общаться с помощью гуления, лепета, жестов и эмоций;
- сопереживать окружающим;
- реагировать на свое имя;
- прощаться и приветствовать окружающих жестами;
- узнавать своих и чужих, доверять другим людям, не только родным;
- говорить первые «настоящие» слова;
- понимать первые запреты;
- реагировать на похвалу;
- понимать, что предмет есть, даже если его спрятали;
- понимать, что мама вернется, если ушла;
- кушать ложкой и пить из чашки самостоятельно.
Не правда ли, список внушительный? Но – довольно усредненный: кто-то умеет немного больше, кто-то чуть меньше. В целом же психическое, физическое, эмоциональное и речевое развитие с рождения до первого юбилея ребенка проходит огромный путь, достойный восхищения.
Как развивается ребенок с 9 месяцев до 1 года
Дети развиваются в индивидуальном темпе. Одни малыши в 9 месяцев уже делают первые шаги, другие передвигаются только в ходунках, третьи – ползают. Мы же приводим средние показатели для детей определенного возраста.
В 10 месяцев
- ребенок сам или по просьбе взрослых демонстрирует освоенные ранее действия;
- держась за руку или за перила, может подниматься/спускаться по лестнице;
- по просьбе родителей («дай», «принеси») находит и дает разные предметы;
- прислушиваясь к речи взрослых, осваивает новые слоги.
В 11 месяцев
- малыш избирательно реагирует на встречу в разными детьми – радуется или проявляет недовольство;
- активно осваивает новые действия и повторяет их по просьбе взрослых;
- ранее изученные действия демонстрирует без подражания, по устной просьбе;
- стоит без поддержки, делает первые шаги;
- учится дифференцировать предметы по группам (машинки, куклы);
- осваивает первые простые слова-обозначения (дай, мяу, кис-кис).
Развитие ребенка до года (к 12 месяцам)
- ребенок начинает играть с другими детьми;
- узнает близких людей на фотографиях;
- дифференцирует предметы по форме (мячик, кубик);
- стоит и ходит самостоятельно, при ходьбе чередует шаги;
- понимает смысл слова «нельзя» и реагирует на него остановкой запрещенного действия;
- с легкостью повторяет за взрослыми новые слоги, имеет в лексиконе около 10 простых слов;
- самостоятельно берет со стола руками посуду, ставит ее на стол, пьет из чашки.
9 месяцев: долгожданные шаги
После двух удачных шагов малютка проявляет свою настойчивость и с большими трудностями, плачем, небольшими синяками учится ходить. Кроха падает и снова встаёт. Так проходят дни. К концу месяца он научится удерживать баланс и равновесие. Прекрасно пьёт из поильника и взрослой кружки. А ещё, это время, когда малютка произносит первые слова мама, папа, баба.
Физические особенности:
- масса тела прибавляется на 600 гр, рост на 2 см;
- встаёт из положения сидя, ходит в ходунках или с помощью родителей;
- может разворачиваться во время ползания;
- пытается залезть на стул, диван, открывает ящики.
Психомоторные особенности:
- активно проявляет эмоции, манипулирует родителями с помощью плача, крика;
- пытается самостоятельно надеть штанишки, шапку;
- сам кушает ложкой;
- умеет рвать бумагу, мять в руках пластилин;
- любимое занятие – засовывать пальчики в дырочки;
- запоминает названия предметов;
- радуется, когда его хвалят;
- понимает значение простых слов: дай, иди, кушай, пей;
- у крохи формируется индивидуальный «язык «речи, который понятен только родителям.
- неподдельный интерес вызывают домашние животные, телефон, пульт;
- в общении появляется жестикуляция.
Малютка умеет прощаться, махая рукой. Начинает понимать, как катать машинку, ставить кубики друг на друга. С удовольствием ищет потерявшиеся игрушки, сортирует их по форме, цвету.
Развитие ребенка по месяцам от 1 до 6 месяцев
На этом этапе происходят серьезные изменения в развитии зрительного и слухового восприятия мира, эмоциональных реакций и двигательных функций грудничка. Ребенок учится узнавать родителей, проявлять радость, начинает выполнять первые направленные движения. Развивается его сенсорное восприятие, начинает тренироваться моторика и координация.
Как развивается ребенок до полугода? Рассмотрим основы типичного развития грудничков по месяцам.
В 2 месяца
- может долго смотреть (наблюдать) на интересующий неподвижный и движущийся предмет;
- пытается определить направление звука – поворачивает голову в поиске его источника;
- проявляет заинтересованность и улыбается при виде других детей;
- издает спонтанные звуки.
В 3 месяца
малыш оживляется, когда взрослые с ним разговаривают;
способен достаточно долго (до 40 секунд) удерживать внимание на статичном или движущемся предмете, на лице, говорящего с ним родителя;
при случайном контакте с игрушкой над кроваткой, проявляет к ней интерес, старается ухватить ее пальцами и при этом следит за движением руки;
в положении лежа на животе поднимает не только голову, но и предплечья, держит их в таком положении до 2,5 минут;
около минуты может опираться всей стопой с согнутыми ногами о твердую поверхность (при поддержке взрослых);
в вертикальном положении (на руках взрослых) хорошо держит голову.
В 4 месяца
- узнает маму, папу;
- пристально смотрит на родителя в ожидании внимания, а когда мама (папа) заговорит с ним, проявляет радость (улыбается, гулит, тянется на руки), проявляет отрицательные эмоции, когда родители от него отходят;
- определяет направление звуковых раздражителей, когда находит глазами источник звука, задерживает на нем взгляд до 10 секунд;
- изучает глазами интересующие предметы, игрушки, исследует их на ощупь;
- в периоды бодрствования часто оживляется, улыбается, смеется, реагируя на обращенную к нему речь, при виде другого ребенка;
- гулит;
- выполняет направленные захватывающие движения (держится за бутылочку, грудь матери во время кормления).
В 5 месяцев
- ребенок узнает и различает людей по лицам – радуется при виде мамы, папы и других близких, настораживается при виде посторонних;
- не только узнает голоса близких людей, но и чувствует интонацию, реагирует соответственно;
- может долго лежать на животе с опорой на локти;
- переворачивается со спины на живот и обратно;
- не только реагирует на других детей, но и взаимодействует с ними – гулит, берет игрушку из рук другого малыша;
- целенаправленно берет предметы (игрушки) из рук взрослых и долго удерживает их в руке;
- при поддержке может устойчиво держаться на ногах несколько минут;
- долго гулит;
- медленно ест, хорошо открывает рот, чтобы взять еду с ложки (снимает пищу губами).
Развитие ребенка в полугодовалом возрасте
- откликается на свое имя, знает имена окружающих;
- уверенно берет в руку предметы, перекладывает их из руки в руку;
- перевернувшись со спины на живот, начинает медленно передвигаться, переставляя руки и подтягивая тело (подползая) в направлении интересующего объекта;
- начинает лепетать (произносить слоги), внимательно слушает речь взрослых и пытается повторить за ними звуки;
- пьет из чашки, хорошо кушает с ложки.