Как приучить ребенка ходить на горшок

Содержание:

Проблемы при приучении малыша

К сожалению, не всегда обучение детей гигиеническим навыкам проходит гладко. Встречается как регресс умения, так и всевозможные страхи перед горшком. Кроме того, некоторые ребятишки в силу проблем со здоровьем не способны самостоятельно научиться писать в ночную вазу.

Шаг вперёд – два назад

Нередко мамы отмечают парадоксальные ситуации, когда умеющий пользоваться горшком ребёнок внезапно отказывается на него садиться. А если родители настаивают, то закатывает самую настоящую истерику. Вероятных причин у подобного явления несколько:

  1. Любые перемены в устоявшемся укладе, будь то адаптация к садику, переезд, рождение младшего братика/сестрёнки, могут восприниматься малышом крайне негативно. Внешне это проявляется отказом от привычных действий и регрессом навыков. Например, кроха начинает опять писаться в штанишки.
  2. К трёхлетнему возрасту ребёнок вступает в очередной кризисный период, который сопровождается бунтом, своеволием, нежеланием прислушиваться к мнению взрослых. Вполне вероятно, что малыш начнёт делать всё наоборот – например, отказываться от сидения на горшке.
  3. Скандалы в семье, прочие домашние неурядицы, которые происходят на детских глазах, негативно отражаются на поведении ребёнка. Некоторые дети бунтуют, другие же замыкаются в себе. В обоих случаях происходит регресс навыков.
  4. Если малыш приболел, у него режутся зубки, ему поставили плановую прививку, можно наблюдать временный отказ от использования горшка.

Чтобы справиться с возникшими трудностями, нужно выяснить первопричину нежелания справлять нужду в ночную вазу. Как только вы избавитесь от источника проблемы, можно переходить к повторному приучению.

Боязнь пластикового «друга»

Ещё одна частая ситуация – иррациональный страх перед горшком. Родителям в такой ситуации просто не удаётся усадить кроху на него, поскольку ребёнок плачет, вырывается, бьётся в истерике при одном только виде гигиенического аксессуара.

Выделяют несколько источников подобного поведения:

  1. Слишком раннее приучение к горшку, когда малыш не готов по всем параметрам.
  2. Скупость родителей на похвалу при успехах ребёнка и жёсткое наказание за неудачи.
  3. Не слишком удачное знакомство с ночной вазой. Например, малыша усадили на холодный предмет, который к тому же оказался неустойчивым.
  4. Физиологические или психологические запоры, при которых у малыша формируется ассоциация: болезненные ощущения при высаживании на горшок.
  5. Обычная детская стеснительность или нежелание совершать дефекацию и мочиться на глазах у близких людей.

Для изменения ситуации необходимо на некоторое время оставить ребёнка в покое, подождать, пока его страхи забудутся. Неправы те мамочки, которые бегают за плачущей крохой с горшком наперевес. Подобное недальновидное поведение лишь усилит детскую фобию.

Специалисты рекомендуют проигрывать тревожащую ситуацию в игровых сюжетах. Пускай малыш высаживает на горшок пупсов, роботов, мягких игрушек. Главная задача – вызвать положительные эмоции непосредственно к ночной вазе и сидению на ней.

Придумайте сказочные истории с терапевтической направленностью на горшочную тему. В таких рассказах добрый и печальный горшок ждёт, когда его хозяин поиграет с ним, а затем пописает и покакает в него. Сюжет ограничивается только родительской фантазией.

Может сработать и следующий приём. На пластиковый аксессуар наклеиваются глазки и улыбающийся рот из клейкой бумаги. Можно дополнительно украсить горшок и фигурками, изображающими любимых персонажей малыша.

Медицинский фактор

Иногда проблемы с привитием ребёнку гигиенических навыков связаны не с психологическими, а медицинскими факторами. Если дневное и ночное непроизвольное испускание мочи наблюдается после пяти лет, впору обращаться к доктору.

Неконтролируемое мочеиспускание может быть вызвано несколькими проблемами:

  • врождённые патологии мочеполовых органов;
  • воспаление мочевыводящих путей;
  • несовершенство нервной системы;
  • наследственность;
  • продолжительные стрессовые ситуации.

Диагностикой и лечением энуреза занимаются два специалиста: уролог и невролог. Прежде всего родителям стоит показать ребёнка именно урологу, который проведёт обследование внешних половых органов (девочку дополнительно могут направить к детскому гинекологу).

Кроме того, уролог может назначить такие лабораторные и инструментальные исследования, как общий анализ мочи, ультразвуковое изучение почек и мочевого пузыря. При исключении аномалии урологического характера ребёнка отправляют на консультацию к неврологу.

Подходящий возраст для горшка, со скольки приучать ребенка к горшку

Разные источники указывают на разный рекомендуемый возраст приучения ребенка к горшку. Я же считаю, что в основе нужно прислушаться к ребенку. Нельзя мерить всех детей одной линейкой. Каждый малыш развивается в своем темпе. Кто-то готов к горшку в год, кто-то в два. Необходимо понять насколько ребенок готов вообще к горшку. То есть может ли он уже контролировать свое мочеиспускание, понимает ли что сейчас он писает, а сейчас какает.

Раннее высаживание младенца: зачем и почему

В младенческом возрасте ребенок просто не в состоянии контролировать и понимать свой организм. Раннее высаживание обеспечивает тесную связь матери с ребенком. И не более того.

Плюсы раннего высаживания младенца

Связь матери с ребенком. Мать учится чутко воспринимать потребности ребенка, его необходимость в пописать или покакать. Благодаря высаживанию мама четко понимает режим ребенка. Из-за того, что мама каждую секунду наблюдает за малышом, она всецело настроена на его волну. Это помогает ей распознать не только потребность в туалете, но в еде, во внимании, или устранении какого-либо беспокойства.

Нужно понимать, что в будущем в процессе приучения ребенка к горшку, раннее высаживание никаким образом не поможет вам или вашему ребенку в этом. Разве что ребенок раньше остальных начнет понимать, что хочет в туалет.

Минусы раннего высаживания младенца

Раннее высаживание требует 100% внимания и присутствия мамы. То есть удачно не намочить штанишки – это заслуга исключительно мамы, а не ребенка. Более того, это ведет к постоянным неудобством и неловкостям. Это значит, что гулять в холодную погоду вы не сможете, ибо в кустики голого ребенка высаживать вы не будете. Да и в общественных местах, в принципе, будет присутствовать момент неловкости. Мама таким образом напрочь забывает о себе, о своей жизни помимо ребенка, никуда не выходит.

Еще худший вариант, когда вы морочились с ранним высаживанием, а в последствии начали одевать на ребенка подгузники, чтобы сходить в поликлинику, детский праздник и так далее. И что в итоге сводит на нет все ваши мучения.

  • Малыш просит сменить ему мокрый подгузник.
  • Ребенок понимает, что сейчас он писает или какает.
  • Минимум час малыш может не писать.
  • Вы замечаете, что малыш будто готовиться «сходить в туалет», возможно, у него даже для этого есть любимое место в квартире, например, за диваном где-нибудь в углу.
  • Самое очевидное: малыш вам сам прямым текстом говорит о том, что ему нужно в туалет.

Как учить

Первый этап

Если все признаки налицо, поощряйте сидеть и пытаться сходить на горшок, пока Вы готовите вечернюю ванну. Хорошенько хвалите. Но избегайте слов «хороший мальчик» или «хорошая девочка», чтобы малыш не думал, что мама его одобряет только, когда он ходит в туалет.

Пытайтесь усаживать на горшок после завтрака, перед полуденным сном или после. Не волнуйтесь, если ребенок ничего не сделал: это будет тренировкой.

Если ребенок в течение недели успешно сидел на горшке, можно надеть на него штанишки.

Избегайте приучения к горшку, если Вы знаете, что будете слишком заняты некоторое время, приближаются праздники, Вы переезжаете, меняете работу, место жительства, Ваш ребенок недавно оправился от болезни, у Вас вскоре ожидается появление младшего ребенка, у старших проблемы со сном, старший проявляет признаки ревности и т. п.

Второй этап

Большинство детей готовы ко второму этапу в промежутке между одной-двумя неделями после начала первого. Но если ребенку уже три года, то это произойдет быстрее.

Основная задача мамы в это время — быть максимально свободной от домашних дел и проявлять максимум желания сотрудничать с ребенком. Если есть старшие дети, то лучше начинать обучение в выходные, когда за старшими может приглядывать муж.

Пусть в течение дня ребенок ходит дома в одежде, а не с голенькой попой. Так, сделав дело в штанишки, ребенок научиться различать состояния «сухое-мокрое».

Как приучить ребенка проситься на горшок?

Для того, чтобы ребенок начал проситься на горшок, словами или жестами, он должен осознавать, что с ним конкретно будет происходить. Поэтому, до того, как он научится понимать, что мочевой пузырь наполнился и готов к опорожнению, еще на этапе использования памперсов, комментируйте все его действия.

— Ты пописал, памперс стал мокрым, давай мы его снимем, наденем сухой и чистый!

-О, ты какаешь! Молодец! Какай!…Давай поменяем подгузник, и будет чисто и комфортно!

Как определить, что ребенок ощутил позывы к мочеиспусканию? Он приседает или замирает. А когда какает – слегка краснеет лицо.

Оценив физическое развитие и навыки малыша, вы можете потихоньку рассказывать ему о предназначении горшка. А после того, как ребенку исполнится 18 месяцев, предлагайте его во время максимальной вероятности процесса – в утренние часы, после сна, после употребления жидкости.

Обучение требует немало времени и терпения от родителя. Ребенку нужно руководство взрослого, взаимное сотрудничество.

Когда лучше начинать

Нормальное развитие детей раннего возраста в значительной степени определяется правильным уходом за ними. Процесс приучения к горшку – важный этап в развитии и взрослении ребенка, а также в формировании его отношений с родителями. Многие родители склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их ребенок не развивается в соответствии с их представлениями.

Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и нефизиологическими, поскольку при их использовании не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервация мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей) и соматоневрологические дисфункции, что впоследствии чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста – энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте может обернуться стрессом как для ребенка, так и для родителей. Описываемый стресс становится еще более выраженным, если ребенок не способен понять или интерпретировать полученную команду. Попытки навязать ребенку такие методы, основанные на доминировании взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса обучения и низкой эффективности.

Описываемые методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть, основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных. Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат. Успешное приучение к горшку – это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно

Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения

Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, родители должны быть проинформированы о методе, «ориентированном на ребенка.

«Ориентированный на ребенка» или физиологический метод туалетного обучения, является методом, учитывающим степень зрелости центральной нервной системы. Именно ЦНС обеспечивает иннервацию мышц, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта детей. Данный подход помогает родителям правильно понять ребенка и направить процесс приучения к горшку в соответствие с уровнем развития ребенка. Согласно этому методу ребенок становится главной фигурой, повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такой методике, призвано не просто выработать у ребенка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации или навыков, в случае с приучением к горшку – знакомство ребенка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает три ведущие составляющие детского развития: физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие ЦНС), психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям). Согласно литературным данным, здоровый ребенок достигает необходимой физиологической зрелости в среднем в возрасте от 18 до 24 месяцев (Американская Академия Педиатрии, 2003).

В каком возрасте приучать ребенка к горшку?

С момента рождения процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. Т. е. эти процессы подчиняются безусловным рефлексам — действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекс сделать условным — подчинить его воле конкретного малыша.

Успешность переучивания определяется тремя факторами:

  • состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессах мочеиспускания и дефекации: мочевого пузыря, мочеиспускательного канала, прямой кишки, мышц брюшного пресса, сфинктеров, прямой кишки и мочевого пузыря;
  • состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга;
  • интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.

Три перечисленных составляющих тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны: Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.

Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.

Средний возраст, когда головной мозг способен сознательно контролировать выделительные функции, составляет ориентировочно 2,5-3 года. Таким образом, чем ближе ребенок к этому возрасту, тем легче проходит процесс приучения. Понятно, что определенные удачи возможны и в полтора года и даже в 6 месяцев, но тем не менее устойчивого и надежного “общения с горшком”, по крайней мере, до 2-х лет добиться будет сложно.

Как правильно приучить ребенка к горшку

Если вы приняли решение, что малыш (и вы тоже) уже готовы к приучению к горшку, тогда вперед. Методов, способов и советов можно найти десятки. Опять же ориентируйтесь на своего ребенка, постарайтесь понять какая тактика подходит именно вам.

Подготовка перед тем, как приучить ребенка ходить на горшок

  1. Покажите ребенку место, где собственно нужно ходить в туалет. И подгузник меняйте только в ванной комнате. И подгузник меняйте только в ванной комнате. Нужно вызвать ассоциации у ребенка «писать, какать – идти в ванную комнату».
  2. Проговаривайте свои действия: «меняем подгузник», «ты пописал» и так далее.
  3. За покупкой горшка идите вместе с ребенком. Горшок должен ему нравится, а ни в коем случае не отпугивать. Особенно малыш оценит горшок с изображением любимого сказочного героя.
  4. Покажите и постоянно напоминайте, где стоит горшок.
  5. Наглядный пример запоминается лучше всего. Сами или с помощью игрушки покажите, как пользоваться горшком. Как вариант, ходите в туалет вместе с ним, ребенок должен увидеть и понять предназначение туалета в принципе.
  6. Практика над горшком. Научите малыша садиться на горшок и вставать с него. Можно воспользоваться специальной лесенкой-подставкой для унитаза, если вы решили садить ребенка на унитаз.
  1. Позаботьтесь о комфорте ребенка. Сидя на горшке или унитазе, ему должно быть удобно и безопасно. Он должен легко дотянутся до необходимого (туалетная бумага, салфетки, комиксы).

Как быстро и правильно приучить ребенка к горшку

И тут мы дошли до самого интересного. Определив готовность ребенка к горшку, проделав всю необходимую подготовительную работу, набравшись максимум терпения и выдержки, мы приступаем к операции «Как приучить ребенка садиться на горшок».

Совет 1 по приучению к горшку

Подгузники долой. Малыш должен понять когда он сухой, а когда мокрый. В подгузнике это сложно определить и вам, и ему. Поэтому запасайтесь новым бельем. И в большом количестве, потому что аварии будут на начальном этапе постоянно, и вы должны быть готовы.

Совет 2 по приучению к горшку

На ночь убираем подгузники не сразу. Только после того, как ночной подгузник будет оставаться сухим до утра. Тогда подгузники убираем, но используем непромокаемые пеленки. Обязательно обеспечьте возможность легко и безопасно ходить в туалет ребенку ночью. Воспользуйтесь ночником, если нужно.

Как приучить ребенка вставать на горшок ночью: ваши действия и сигналы ребенка
  • Самое первое — это дождитесь сухого ночного подгузника пару раз подряд.
  • Ребенок попросит вас снять с него ночной подгузник.
  • Если ребенок просыпается ночью, то просится пописать.
  • Поставьте горшок у кровати, если туалет не рядом с детской комнатой.
  • Объясните ребенку, что первым делом после пробуждения нужно идти в туалет.
  • Держите наготове запасное постельное белье и чистую пижаму.
  • Обязательно проговорите с ребенком, что теперь он совсем как взрослый, и в туалет даже ночью нужно ходить.
  • Наберитесь терпения и никогда не ругайте за аварийные случаи вашего малыша.
Совет 3 по приучению к горшку

Продумайте одежду ребенка. Он должен уметь самостоятельно снять и одеть трусики, штаны. То есть бодики вряд ли подойдут в этой ситуации. К тому же, это будет переход к «взрослой» одежде. Детям нравится понимать, что они уже большие, взрослые как мама и папа.

Совет 4 по приучению к горшку

Начните все делать сидя. Это относится к мальчикам. И писать, и какать по началу малышу будет проще сидя. В процессе, когда малыш овладеет пониманием куда ходить в туалет, можно переходить к стоячему положению. Тут опять наглядным примером лучше всего показать ребенку как правильно писать на унитаз. Привлекайте папу, старшего брата.

Совет 5 по приучению к горшку

Не ругайте и не стыдите. Аварии, а тем более в начале приучения к горшку, обязательно будут. Поэтому наберитесь терпения, запаситесь рулонами туалетной бумаги, чтобы легко убрать следы аварии. Ободряйте ребенка, поддерживайте и говорите, что у него все обязательно получится. Предоставьте ему возможность самостоятельно убрать аварию и поменять одежду, конечно прибегнув на помощь, когда это будет нужно.

Совет 6 по приучению к горшку

Режим. Выстройте для ребенка его примерный режим. То есть если посещение туалета будет регулярным, то вскоре это станет для малыша привычкой. По началу вам будет казаться, что весь день вы проводите с ребенком на горшке. Но со временем вы поймете, когда именно ребенку нужно в туалет, и тут то режим и наладиться.

Совет 7 по приучению к горшку

Пусть ребенок сам решает, что с собой брать на горшок. «Нельзя, не принято» вычеркиваем из нашего лексикона. Если на горшке ему комфортней с любимым слоником или яблоком в руке, что ж, вперед. Это его выбор! Это он свои дела идет справлять!

Советы педиатров и психологов

Большинству родителей не нужна врачебная консультация на тему того, как приучить ребенка к горшку. Достаточно просто ознакомиться с основными рекомендациями специалистов по этому поводу.

Психологи настоятельно не советуют пускать ситуацию на самотек и ждать, пока малыш начнет проситься в туалет самостоятельно. Это обусловлено тем, что на ребенка в подгузниках будут косо смотреть окружающие, если он старше 3,5-4 лет. В этом же возрасте малыш начнет сравнивать себя со сверстниками и расстроится, если большинство из них будут отличаться от него (ходить на горшок). Все это приведет к психологическому дискомфорту.

Важно! А вот педиатры настоятельно не рекомендуют приучать малыша к горшку с пеленок. Дело в том, что нервно-мышечные связи между органами малого таза, спинным и головным мозгом начинают формироваться только с 18 месяца жизни

Они отвечают за передачу “сигнала” о том, что человеку требуется справить нужду. До этого момента дефекация и мочеиспускание происходят неосознанно.

Психологи и педиатры сходятся во мнении о том, что давить на ребенка не следует независимо от обстоятельств и его возраста. Многие не одобряют применение ускоренных методик по типу “приучение к горшку за 1 день” по отношению к детям младше 2 лет. Врачи советуют родителям использовать щадящие методы, которые не имеют строгих временных рамок. Из различных методик лучше черпать полезные советы, но не базировать на них свой опыт воспитания детей.

Психологи убеждены в том, что самые эффективные методы обучения маленьких детей чему-либо – игровой и подражательный. В данном случае первый способ подразумевает вовлечение горшка в обычные игры. Например, вот барби захотела пописать, вот плюшевому мишке захотелось в туалет во время путешествия в сказочный лес. Обыграть эту тему можно как угодно.

Подражательный метод базируется на чем-то схожем, но для его осуществления мама с папой заменяют игрушки и на своем примере образно показывают, как писать и какать на горшок, вытирать ручки после туалета, убирать за собой. Эти действия формируют у малыша подражательный рефлекс, который быстро закрепляется в мышлении.

Эффективным методом закрепления навыков также является похвала. ️ У ребенка появляется положительная ассоциация с конкретным действием, он начинает воспринимать его как правильное и хорошее.

Вышеописанные правила также оглашает доктор Комаровский, когда рассматривает ⇑ вопрос о том, как правильно приучать ребенка к горшку и во сколько лет это нужно делать (видео в конце статьи).

Что делать ночью?

Медики считают, что до 4 лет мочевой пузырь не может удерживать весь ночной объем мочи. Поэтому кроху придется высаживать ночью на горшок, если при этом он легко засыпает. Если не хотите будить по ночам, вполне подойдет использование тренировочных штанишек, подгузников или пеленки на ночь. Если несколько ночей подряд подгузник остается сухим, можете от него отказаться, подстилая пеленку на всякий случай. Не стоит ругать кроху, если он ночью написает, ведь он сделает это непроизвольно. А вот если такое регулярно случается после 4,5 лет, лучше обратиться за консультацией к невропатологу.

Что делать если ребенок боится горшка?

Бывают и некоторые проблемы при освоении ребенком горшка. Что же делать, если он отказывается от этого процесса?

Чаще всего такое происходит в следующих ситуациях:

  • первый опыт знакомства прошел неудачно. В таком случае нужно убрать горшок на время, а затем повторить попытку. Но сделать это нужно в форме игры;
  • ребенок иногда пачкает штанишки и его за это ругают, что способствует отклонению от горшка;
  • высаживание на прохладную поверхность изделия;
  • современные предметы туалета с музыкой могут спровоцировать появление страха перед процедурой;
  • запоры могут вызвать негативную реакцию к предмету.

Важно, чтобы предмет туалета был всегда в зоне досягаемости маленького ребенка. Если используется унитаз, то разрешите смывать его после процедуры

Подводя итоги, хочется сказать, что все у вас обязательно получиться. Нужно только все делать с терпением, заботой и любовью.

Подписывайтесь на обновления моего блога, чтобы получать только свежую информацию, и делитесь полезными рекомендациями с вашими друзьями. До свидания, уважаемые почитатели моего блога! Небольшое видео про приучение к горшку.Теперь вы знаете, как правильно приучать ребенка к горшку. Всего хорошего.

Психологический возраст ребенка для приучения к горшку

Существует такое понятие, как психологический возраст ребенка для тех или иных действий и навыков. Также можно сказать и про надобность ходить на горшок. Ребенка не с пеленок приучают к этой деликатной процедуре. Ему нужно научиться понимать цель этой потребности. Для чего нужно сесть на горшок? Что будет, если он этого не сделает? А это приходит с возрастом. И самое подходящее время для приучения – это полтора-два года. Именно в этом возрасте ребенок уже начинает понимать многие вещи, взрослую речь и сам может выразить какие-то свои мысли. Раньше не стоит даже и пытаться бороться с мокрыми штанишками, потому что малыш не поймет, почему и за что его ругают. У него отсутствует осознание своих естественных рефлексов, таких как мочеиспускание и дефекация. В слишком раннем возрасте ребенок все это делает непроизвольно, не понимая и не осознавая. Психологи считают, что чем позже, тем лучше учить ребенка ходить на горшок. К трем годам уже практически все детки умеют это делать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector