Алалия

Домашняя терапия

Терапия алалии не должны ограничиваться только занятиями с профильными специалистами. Родители должны стараться помочь своему малышу. Чтобы поскорее избавиться от болезни, можно воспользоваться специальными способами, которые были разработаны для более эффективного лечения:

  • Чаще просите ребенка показывать на предметы, при этом проговаривая их названия.
  • Играйте в игру: называйте предмет, а ребенок пусть находит его и показывает. Можно пользоваться как обычными бытовыми предметами, так и разноцветными фигурками или любыми игрушками.
  • Чаще разговаривайте с ребенком, при этом старайтесь, чтобы речь была не быстрой, понятной, а также правильной.
  • Учите с малышом буквы, после того, как он запомнит новую, просите его называть слова, которые начинаются на эту букву.

Помочь развивать речевые навыки могут детские книги с множеством ярких иллюстраций. Читайте их ребенку почаще, объясняйте, что нарисовано на картинке, рассказывайте увлекательные истории о персонажах.

Симптомы

Общим симптомом для всех видов алалии является отсутствие взаимосвязи между словарными и действенно-смысловыми сферами, бедность словарного запаса и косноязычие. Формирование речевых навыков происходит с задержкой, присутствует длительное сохранение паттернов речи из предыдущих этапов (лепет, односложные высказывания и т.д.).

Дальнейшая детализированная симптоматика основана на локализации поврежденных участков или воздействующих факторов, отличается в зависимости от вида нарушения.

Для моторной алалии характерно:

  • полное отсутствие речи, когда слова заменяются жестами и мимикой или используются наиболее ранние звуковые формы (лепет, несвязанные звуки и пр.);
  • неправильное звукопроизношение;
  • обедненность активного словарного запаса;
  • аграмматичность;
  • смешение звуков, слогов, замена сложных звуков;
  • разговор строится из простых предложений с малым количеством слов;
  • слабое развитие как мелкой, так и крупной моторики;
  • проблемы с координацией;
  • снижение памяти и рассеянность внимания;
  • трудности самообслуживания (завязать шнурки, почистить зубы и пр.).

Симптомы сенсорной алалии:

  • непонимание обращенной речи;
  • понимание смысла обращенной речи исключительно в одном контексте и утеря понимания при его смене;
  • повышенная собственная речевая активность при низкой осмысленности (произнесение звуков, отдельных слогов);
  • частое использование мимики и звуков для передачи информации;
  • повторение звуков и слогов;
  • звуковые замены или пропуски слогов;
  • повышенная утомляемость и отвлекаемость.

Проблемы в эмоционально-волевой сфере при любом виде алалии могут проявляться гиперактивностью, импульсивностью или, наоборот, чрезмерной замкнутостью и малоподвижностью. Вторичные личностные изменения, вызванные речевыми нарушениями, могут напоминать расстройства аутистического спектра. Сюда можно отнести:

  • проблемы в поведении;
  • двигательную расторможенность;
  • нарушение коммуникативной функции и способности построения отношений;
  • избирательность в еде;
  • неустойчивость внимания и познавательной активности;
  • эмоциональную нестабильность.

Важна грамотная диагностика, поскольку часто встречаются так называемые сочетанные нарушения. То есть ребенок имеет и нарушения речи, и расстройства аутистического спектра (РАС) вследствие недоразвития подкорковых отделов мозга.

РАС – это не синоним аутизма. Расстройства аутистического спектра являются приобретенными особенностями органического происхождения. Их наличие приводит к появлению смешанных диагнозов, при которых ставится определенный вид алалии с аутоподобными чертами (или «первазивное расстройство неуточненное» и другие варианты формулировок). В чистом виде «истинный аутизм» (синдром Каннера, синдром Аспергера, синдром Ретта) встречается редко, является врожденным и имеет стабильный процент по встречаемости в популяциях

Важно понимать, что «эпидемия аутизма» как раз связана с распространенностью нарушений аутистического спектра, которые обусловлены нарушениями в работе подкорковых структур мозга

Кроме аутического спектра, который характеризует поведение и эмоциональную составляющую, дополнительно при алалии можно выделить вероятность задержки познавательного развития. Сниженные когнитивные функции компенсируются посредством дефектологической и нейрокоррекции. Это связано с тем, что интеллектуальное снижение часто является вторичным в задержке познавательных способностей и психического развития. После трех лет мышление и интеллект ребенка развиваются в большей степени в вербальной, речевой форме. И если к 3 годам нет речи, то мышление тормозится в своем развитии, сохраняя инфантильные формы

Поэтому крайне важно провести своевременную диагностику и коррекцию при подозрении на алалию

Проявления моторной алалии

Начальные признаки алалии можно заметить еще на первом году жизни ребенка. Но родители не придают этому значения. Это более поздние этапы гуления, лепета, ребенок не стремится к общению с родителями, не реагирует на их появление. У него снижена познавательная активность. При таких проявлениях стоит обратиться за консультацией к специалисту, который точно определит нарушение это или нет, даст рекомендации по развитию речи.

Чаще всего родители начинают беспокоиться на втором году жизни ребенка. В этот период в речи малыша появляются первые слова, которые он складывает во фразы, начинает формироваться фонематическая система, свойственная родному языку. И если ваш малыш не заговорил к 1,5-2 годам − нужна логопедическая помощь. Чем раньше начнете лечить ребенка, тем эффективнее и благоприятнее будет прогноз на выход из алалии. Не нужно слушать народное мнение, что это нормально, когда первые слова появляются к трем годам − оно неправильное.

В характеристике детей с моторной алалией отмечают сформированность произносительных возможностей, но они не умеют ими пользоваться. Они не могут выбрать подходящий звук для оформления высказывания. Поэтому в их речи присутствуют замены одних фонем на другие, трудности в произвольном повторении звуков и слов. При этом иногда малыш может произносить звуки правильно, только непроизвольно.

У алаликов голос тихий и невыразительный, а его первые слова долгое время похожи на лепет, часто в них опущены слоги. Фразовая речь является таковой из-за ритмического рисунка, а слоговая структура слов искажена, особенно у длинных слов. Дети с этим дефектом долгое время произносят только ударный слог.

У малышей с моторной алалией в пассивном словаре имеется большое количество слов, и они прекрасно понимают речь окружающих. Но в активной речи они используют их гораздо в меньшем объеме. Характерная особенность − существительных в пассивном словаре больше, чем глагольной лексики. Ребенок заменяет в речи одни слова на другие, которые входят в одну тематическую группу (например, вместо стола − стул и т. д.). Иногда малыш может соединять слоги из разных слов, поэтому окружающим бывает трудно понять, о чем он говорит.

Имеются нарушения грамматического строя. Во фразах и предложениях малыш неправильно согласовывает слова, опускает предлоги. Чтобы общаться с окружающими, дети с моторной алалией используют жесты и мимику.

Они неуклюжи, с трудом усваивают новые моторные навыки, особенно связанные с пальчиковой моторикой. Особенно заметны нарушения в работе артикуляционного аппарата: трудности в движении губ, языка, что является одной из причин неправильного звукопроизношения.

Часто у детей с этим нарушением отмечается нежелание общаться с другими людьми, потому что им нужно прикладывать для общения больше усилий, чем другим. Некоторые понимают, что их речь отличается от речи окружающих, и стесняются этой особенности

У алаликов неравномерно формируется внимание, память и мышление

Некоторые малыши отличаются заторможенностью, неловкостью, а другая группа − расторможенностью и гиперактивностью. Они с трудом адаптируются к новым условиям, не понимают правил игры. Поэтому алалики замкнуты, с трудом идут на контакт.

Некоторые специалисты ставят нарушение «моторная алалия» практически всем неговорящим детям. Но родители должны понимать, что нужна не только консультация логопеда, но и невролога, чтобы точнее определить специфику нарушения.

Симптомы сенсорной алалии

Сенсорный алалик — вовсе не молчун. У детей присутствует активная — иногда даже чрезмерно — экспрессивная речь. Однако при этом они абсолютно не критичны к своим высказываниям, не понимая сами, что именно они говорят.

Характерные особенности сенсорной алалии:

  • Неосмысленное повторение часто слышимых фраз — эхолалия. Ребенок может настойчиво повторять рекламные слоганы, слова героев мультфильмов и т. д. Иногда речь может казаться осмысленной, в том случае, если ребенок вместе ответа повторяет последнее услышанное слово. Но стоит изменить фразу, и результата уже не будет.
  • Частое смешение слов, слогов и фраз, использование выдуманных слов — так называемая логорея — еще один характерный симптом сенсорной алалии.
  • Слух при этом в большей части случаев (порядка 70%) остается сохранным. Однако отмечается неустойчивость слухового внимания. Кроме того, многие алалики страдают гиперакузией — повышенной чувствительностью к некоторым звукам.
  • Фонематическое восприятие речи нарушено. То есть у ребенка «не работает» цепочка, по которой слуховое возбуждение передается в структуры мозга, связанные в речью.
  • Присутствуют и некоторые нарушения памяти. Для того, чтобы запомнить слово или фразу, алалику требуется довольно много повторений.

Итак, речь при сенсорной алалии отсутствует не потому, что у ребенка имеются нарушения слухового или речевого, артикуляционного аппаратов, а в связи с невозможностью образовать связь между звучанием слова и предметом.

Речевые нарушения

В первую очередь родители замечают у своих детей признаки сенсомоторной алалии, связанные с речью. Это:

  1. непонимание обращенной речи, при тяжелых формах — неразличение речи и других звуков;
  2. сложности с произнесением звуков и слогов;
  3. неграмотное построение фраз, вплоть до отсутствия фразовой речи или грубейших ошибок;
  4. речь обычно находится на уровне лепета и междометий, если есть слова, то это существительные или только их корни;
  5. отдельные слова ребенок может спонтанно повторять, несколько раз или подолгу (эхолалия), но не может воспроизвести их по просьбе взрослого;
  6. ребенок, пытаясь коммуницировать, использует в основном мимику и жесты.

Такие нарушения приводят к трудностям в общении с другими детьми в детском саду, развивающих кружках, на площадках. Сложности есть и в общении со взрослыми: они не понимают ребенка. Уровень интеллекта, изначально в большинстве случаев нормальный, без педагогической и медицинской помощи начинает снижаться.

Этапы лечения

Лечение любого расстройства проходит в определенной последовательности. Этапность позволяет проводить необходимую работу в нужный момент. Для коррекционной работы по плану нужно обратиться в наш специализированный центр, где проблемами такого рода занимаются эксперты. Только специалисты смогут оказать помощь ребенку, страдающему моторной алалией. Родители сами вряд ли найдут работающую методику, но они могут способствовать закреплению эффекта, достигнутого на занятиях с логопедом.

Этапы логопедической работы при моторной алалии:

  1. Постановка диагноза. Когда родители обращаются в центр, проводится тестирование на выявление расстройства и аппаратная диагностика. Алалия — это поражение области мозга, ответственной за речь. Для получения такого диагноза нужно, чтобы поражение мозговой зоны было подтверждено с помощью МРТ, ЭЭГ, рентгеновского исследования, эхоэнцефалографии — подойдет любой из этих методов.
  2. Составляется план работы, который включает посещение логопеда, развитие общей и мелкой моторики, прием лекарств.
  3. Маленький пациент с логопедом проходит путь становления речевых навыков, начиная с азов. Это означает, что в первые дни (недели) скрепляются базовые навыки: произношение звуков, слогов, формирование словарного запаса, составление простых предложений. Часто детям приходится с логопедом осваивать нормы словоизменения.
  4. Далее при моторной алалии занятия с логопедом выходят на новый уровень. Продолжает пополняться словарный запас, усложняются предложения. Разнообразится звуко-слоговая структура слов. Развивается связная речь, преодолевается аграмматизм.
  5. На заключительном этапе остается только исправить те дефекты, которые еще не удалось преодолеть.

Работая с ребенком, страдающим от моторной алалии, важно не подчеркивать его особенности, не говорить при нем о проблемах. Если работа ведется в раннем возрасте (3-4 года), то в дальнейшем такой ребенок без проблем сможет учиться в самой обычной школе

Ему не потребуется специальный класс и коррекционные занятия. Школьник не будет чувствовать себя ущербным — он преодолеет отставание в развитии еще до школы.

В центре речевой неврологии не забывают и о том, что при расстройстве мозговых центров наблюдаются моторные симптомы. При моторной алалии логопедическая работа — это лишь часть процесса. Нужно устранить двигательные проблемы. Проводятся различные занятия, которые помогают преодолевать такие проблемы

Особое внимание уделяется мелкой моторике — работе пальцев рук. Развивать мелкую моторику можно постоянно, в том числе дома

Для этого подойдут различные игры: от пальчиковых кукол до рисования.

В процессе терапии может потребоваться прием медикаментов, ускоряющих процесс развития отдельных мозговых центров. Это не наносит вреда организму и не приводит к побочным эффектам.

Особенности

В легких случаях сенсорной алалии ребенок хорошо понимает отдельные слова взрослых и даже некоторые фразы. Двусмысленные фразы они понимают только в одном контексте, а собственные мысли выражают достаточно понятно. Но если взрослые вдруг решают усложнить фразу, или поменять в ней порядок слов, у детей начинаются проблемы. Более тяжелые формы алалии доставляют детям и их родителям серьезные неприятности. Любые слова не вызывают у ребенка никакой ответной реакции, так как головной мозг не воспринимает их как раздражители. Это значит, что ребенок совсем не понимает взрослых, и говорить им что-либо в ответ тоже не спешит. В некоторых случаях дети начинают понимать смысл сказанного только после того, как проговорят эту фразу самостоятельно.

Примерно 70% детей с диагнозом алалия не имеют каких-либо проблем со слухом, а у оставшихся 30% данная патология связана с нарушением развития органов слуха. Как ни странно, второй случай лечить легче, так как после возврата нормального слуха ребенок быстро догоняет сверстников в развитии. Гораздо труднее помочь детям, у которых слух в норме. В разные периоды времени ребенок может то слышать, то не слышать звуки одинаковой громкости и частоты, так как это зависит от состояния его головного мозга. Развивающие занятия с ним проводить при этом тяжело, так как ребенок быстро утомляется от звуковых раздражителей и не реагирует на указания врача или воспитателя.

Еще один симптом сенсорной алалии – гиперакузия – то есть повышенная чувствительность к другим звукам, не связанным с речью. Даже здоровым взрослым людям бывает неприятно слышать, к примеру, движение стеклореза по стеклу, а у детей с алалией таких раздражителей еще больше. В раннем возрасте, когда ребенок часто плачет и кричит, это можно списать просто на дискомфорт, который вызывается громкой музыкой или другими раздражителями. Но если довольно большой ребенок при некоторых звуках начинает плакать, затыкать уши, впадать в панику и убегать из комнаты, его нужно показать специалисту для обследования.

При сенсорной алалии у ребенка страдают функции памяти. Это выражается в том, что он не может соотнести произнесенное слово с предметом (вспомнить его образ или, наоборот, назвать предмет при виде его). Нарушается фонематическое восприятие; ребенку нужно повторить слово более 20 раз, чтобы понять и запомнить его. Если же используются близкие по звучанию, но разные по значению слова (омонимы), то ребенок так и не сможет понять, о чем именно идет речь.

Голос у детей, страдающих алалией, отличается звонкостью, однако окружающим он кажется «мертвым». Речь такого ребенка носит механический характер; она отличается многочисленными ошибками в ударениях, перестановкой слов во фразах и заменой отдельных слогов

Внимание детей рассеяно, им трудно сконцентрироваться на выполнении какого-либо задания, при этом ведут они себя беспокойно и суетливо. При этом на изменения интонации и громкости голоса дети реагируют хорошо, а сами в общении со сверстниками и взрослыми активно используют жесты. Более того, при легких формах сенсорной алалии дети могут говорить вполне плавно и свободно, однако они испытывают проблемы с подбором нужных слов, расстановкой ударений и выборе интонации

На фоне непонимания со стороны окружающих, и в особенности – других детей, у них развиваются психические расстройства и появляются задержки в интеллектуальном развитии

Более того, при легких формах сенсорной алалии дети могут говорить вполне плавно и свободно, однако они испытывают проблемы с подбором нужных слов, расстановкой ударений и выборе интонации. На фоне непонимания со стороны окружающих, и в особенности – других детей, у них развиваются психические расстройства и появляются задержки в интеллектуальном развитии.

Классификации алалии:

  • моторная алалия;
  • сенсорная алалия;
  • смешанная алалия.

Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний.

Пример: Максим О.  4 года, диагноз «моторная алалия».  Ребенок демонстрирует достаточно высокий уровень понимания обращенной речи.  Активный словарь резко ограничен. Ребенок унифицирует слова по семантическому признаку: сапоги – ботинки, кеды – ботинки и т.п.  Глагольная лексика подкрепляется жестами: глаголы «плавать», «копать», «кушать»  заменяются либо жестами, либо жестом и словосочетанием «вот так».  Отмечены трудности в употреблении грамматических форм множественного числа, предложно-падежных конструкций. Выявлены грубые нарушения слоговой структуры слова: перестановки звуков и слогов «сепок – песок», пропуски звуков и слогов «кова – корова» «тюги – утюги».  В собственной речи ребенок использует простое предложение из 2-3 слов, зачастую грамматически не связанных.

Формы моторной алалии:

  • афферентная моторная алалия;
  • эфферентная моторная алалия.

Афферентная моторная алалия проявляется в затруднении при воспроизведении отдельных артикуляционных движений, соответствующих определенным речевым звукам. 

Пример: Игорь К. 3 года, диагноз «моторная алалия афферентного типа». Врачом неврологом диагностирована моторная алалия у ребенка. Ребенок понимает речь на бытовом уровне, ориентируется на жестовые подсказки.  В собственной речи использует редкие единичные вокализации. По просьбе может воспроизвести речевой звук не более 2 – 3 раз. При повторной просьбе воспроизвести тот же самый звук через определенный промежуток времени ребенок затрудняется с ответом: молчит/беззучно открывает рот/воспроизводит другой звук. 

Эфферентная моторная алалия проявляется в нарушении линейной последовательности структуры слов и предложений.

Пример:  Иван С. 4 года, диагноз «моторная алалия эфферентного типа»

Речевые нарушения у ребенка с эфферентной моторной алалией проявляются в грубом искажении слоговой структуры слова, «застревания» и перестановки звуков и слогов: вместо «пока» Иван говорит «папа», вместо «миша» — «мими», слово «киса» заменяет словом «сика».

Важно помнить! Благоприятный прогноз при алалии возможен при своевременной диагностике и раннем начале коррекционной работы.

Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, связанное с недостаточным функционированием центрального отдела слухового анализатора. У детей  с сенсорной алалией не формируется фонематическое восприятие. Это приводит к тому, что дети не воспринимают слово в целом, они слышат, но не понимают обращенную речь.

Пример: Саша 6 лет, диагноз «сенсорная алалия». Девочка испытывает трудности локализации неречевого звука в пространстве (колокольчик, погремушка). Саша с трудом понимает короткие одноступенчатые инструкции, часто ориентируется на одно более значимое слово в инструкции: «Покажи дом» – берет игрушечный дом и пытается открывать и закрывать в нем двери, «Дай машину – катает машину по столу».  В собственной речи наблюдается большое  количество лепетных слов, среди которых иногда проскальзывают отдельныые слова или их обрывки. Слова заменяются слогами: «красный – ка», «желтый – жо», «виноград – ве», «апельсин – пе».

Смешанная алалия – такая форма алалии, при которой нарушается как понимание, так и воспроизведение речи. Такие варианты алалии носят названия «моторная алалия с сенсорным компонентом», «сенсомоторная алалия».  Таким образом,  отсутствие четких кинестетических ощущений при дефектном звукопроизношении влечет недостаточность различения на слух сходных по артикуляции и акустике звуков речи. Это приводит к трудности наполнения словаря, неверному употреблению предлогов и морфологических элементов.

Важно помнить! Тщательное наблюдение за состоянием речи ребенка, углубленное медицинское обследование помогает определить оптимальные формы и направления коррекционно-воспитательного воздействия. 
 

Обследование детей с алалией

В каждом конкретном случае алалия протекает по-своему. Но чтобы определить, есть ли у ребенка серьезные проблемы с речью, следует знать нормы речевого развития. Как правило, в 2 месяца у малыша появляется характерное гуление, а в 3-4 месяца — лепет. Первые слова ребенок должен произносить в 6-8 месяцев, а к году строить целые фразы. Если к 2-м годам словарный запас малыша составляет несколько слов, речь непонятна и носит бессвязный характер, то впору бить тревогу и отправляться к врачу: возможно, у ребенка речевая алалия. Выявление ее на ранней стадии благоприятно скажется на последующей коррекции.

Дети с алалией обязательно нуждаются в консультации таких специалистов, как детский невролог, отоларинголог, логопед, психолог.

Неврологическое обследование ребенка при алалии необходимо для того, чтобы выявить и оценить характер и степень повреждения головного мозга. При этом ребенку могут рекомендовать эхоэнцефалографию, ЭЭГ, МРТ головного мозга, рентгенографию черепа. Чтобы при сенсорной алалии исключить тугоухость, необходимо провести отоскопию, аудиометрию и другие исследования слуха.

Нейропсихологическое обследование пациента с алалией заключается в диагностике слухоречевой памяти. Обследование у логопеда при алалии начинается с выяснения перинатального анамнеза, а также особенностей раннего развития ребенка

При этом особое внимание нужно обратить на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи ребенка при алалии (лексико-грамматического строя, импрессивной речи, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики) осуществляется по схеме обследования при общем недоразвитии речи

Дифференциальная диагностика алалии осуществляется с дизартрией, тугоухостью, олигофренией, аутизмом.

Прогноз преодоления диагноза

Как уверяют логопеды, если лечение было начато в раннем возрасте, примерно в 3-4 года, то шансы на полное восстановление малыша сильно увеличиваются. Вовремя выявленное заболевание и сразу же предпринятые меры, правильно подобранный комплекс терапевтических мер, а также опыт специалистов — залог того, что лечение будет успешным.

Специалисты отмечают, что длительность восстановления зависит от размеров поражения речевых центров. Как показывает статистика, моторная алалия больше поддается коррекции. Дети с таким нарушением быстрее обретают речевые навыки, лучше адаптируются к общению с окружающими, демонстрируя положительную динамику лечения. Другие типы заболевания лечится значительно сложнее, однако при условии правильно подобранной терапии поддается коррекции. Дети с такими нарушениями могут столкнуться в школе со сложностью запоминания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector