Ребенок не говорит в 2-3 года
Содержание:
- Куда обращаться?
- Возможные причины нарушений речи
- Как играть с неговорящим ребенком?
- Что делать, если ребенку поставили ОНР первой степени?
- 1. Следите за своей речью
- 2. Не используйте сложные слова при разговоре с ребенком
- 3. Задавайте простые конкретные вопросы и не торопить с ответом
- 4. Не ругайте за речевые ошибки, а мягко поправляйте
- 5. Развивайте мелкую моторику рук
- 7. Развивайте фонематический слух
- 8. Делайте артикуляционную гимнастику
- 9. Контролируйте, сколько времени ребенок проводит в гаджетах
- 10. Чаще рассматривайте с ребенком книги и читайте ему вслух
- Что надо знать родителям: этапы развития речи
- Прогноз
- Советы доктора Комаровского
- Стимулирование общения, если ребенок не разговаривает
- Логопедические занятия по развитию речи у детей
- Нормы развития речи в трёхлетнем возрасте
- Почему ребенок — молчун?
- Домашние занятия с ребёнком и развивающие речь игры
- Причины задержки психического речевого развития ребенка
Куда обращаться?
Многие родители думают, что, если ребенок плохо говорит в 3 года, то нужно обращаться к логопеду. Но стоит понимать, что врачи такой специализации обучают детей повторять различные звуки, правильно говорить. Чтобы избавиться от проблемы, надо выяснить ее генез.
Определить причину ЗРР помогают такие виды обследований:
- денверский тест;
- МРТ;
- тест Бейли;
- ЭХО-ЭГ.
Проанализировав результаты обследования, педиатр поставит предварительный диагноз и направит к узкому специалисту.
Лечением ЗРР занимаются такие доктора:
- логопед;
- дефектолог (занимается речевым развитием детей с физическими и психическими отклонениями);
- невролог (специализируется на устранении патологий головного мозга);
- ЛОР (занимается лечением заболеваний органов слуха);
- психолог (помогает развить мелкую моторику, улучшить память, справиться с психологической травмой).
Логопеды постановкой диагноза не занимаются. Родителям необходимо обратиться к педиатру местной поликлиники. Врач изучит анамнез ребенка, направит его на прохождение диагностических процедур.
Возможные причины нарушений речи
Если ребёнок плохо говорит в 6 лет, в основном диагностируют такие причины нарушения речи:
дислалия, моторная алалия, сенсорная алалия и дизартрия.
Поставить диагноз по результатам обследования может только квалифицированный
специалист — детский невропатолог, психоневролог, логопед. Они же предложат
рекомендации по медикаментозной и педагогической коррекции речевого дефекта.
Дислалия
Дислалия обозначает нарушение звукопроизношения, в основе которого лежит
дефект анатомии органов артикуляции, обратимые нарушения коры головного мозга
(минимальная мозговая дисфункция), социальная запущенность.
Возможные дефекты органов артикуляции:
- короткая уздечка языка;
- толстые губы;
- массивный язык;
- слишком узкий язык;
- высокое «готическое» нёбо;
- низкое и широкое нёбо;
- нарушения прикуса;
- расстояния между зубами;
- редкие или мелкие зубы.
Дислалия в 6 лет может диагностироваться у детей, растущих в двуязычной семье,
подражающих неправильной речи близких, находящихся в социально неблагополучных
семьях, а также у детей, живущих в ситуации гиперопеки.
Под дислалией подразумевается замена, пропуск или искажение звука. Для того
чтобы устранить дислалию у шестилетних детей, нужны коррекционные занятия с
логопедом, возможно, исправление прикуса у врача-ортодонта.
Моторная алалия
Если ребёнок 6 лет имеет очень маленький словарный запас, у него поздно появились
первые слова, он переставляет местами и сокращает слова, слоги, возможно, у него
моторная алалия.
Это заболевание, при котором речь окружающих дети понимают, но
собственное полноценное высказывание построить не могут. Её причина — нарушение
созревания речевых зон головного мозга, их поражение в результате родовой травмы,
патологий внутриутробного развития.
Проявления моторной алалии в 6 лет:
- искажение слов, замена другими, близкими по смыслу;
- нарушение согласования слов по родам, падежам и числам;
- замедление подбора слов в высказываниях;
- повторение одних и тех же слов, звукосочетаний.
В движениях и в поведении таких детей тоже имеются отклонения от нормы, им не
хватает ловкости, плохо развита мелкая моторика
Страдает внимание, память,
интеллектуальная деятельность, снижено стремление к познанию мира
См. подробней о моторной алалии — причины, симптомы, диагностика, лечение и прогноз.
Сенсорная алалия
Проявления сенсорной алалии похожи на признаки моторной алалии. Главное отличие в
структуре дефекта — дети не понимают обращённую к ним речь и поэтому с трудом
формируют собственные высказывания. У них поздно развивается речь, она пестрит
неправильными словами, не изменяемыми по родам, падежам и числам. Дети
медлительны и малоподвижны, имеют грубые нарушения моторики.
Диагностировать
сенсорную алалию в 6 лет непросто — малыш может вообще не понимать обращённую к
нему речь, не откликаться даже на собственное имя.
Проявления этого дефекта иногда неправомерно путают с аутизмом, задержкой
психического развития, умственной отсталостью. В целом, шестилетние дети с сенсорной
алалией активны в речевом плане, но могут раздражаться, проявлять негативизм из-за
того, что не могут полноценно общаться с окружающими.
Дизартрия
Чаще всего плохо разговаривающие дети 6 лет страдают от дизартрии. Это
расстройство речи связано с поражением отделов головного мозга, возникшее во время
внутриутробного развития, родов, после заболеваний ЦНС, в результате хромосомных
аномалий.
Речь ребёнка со стёртой дизартрией малопонятная для окружающих, она нечёткая,
звукопроизношение смазанное. Голос тихий, но может быть и резким, темп речи
ускоренный или замедленный. Такие дети не любят жевать твёрдую пищу, затрудняются
резать ножницами, рисовать, выполнять движения под музыку, удерживать равновесие.
Как играть с неговорящим ребенком?
Следующие советы помогут родителям проводить развивающие занятия с маленьким молчуном.
Важно постоянно говорить с ребенком, много читать ему сказок, потешек, стишков, сопровождая свою речь выразительными интонациями.
Создавайте ситуации, при которых ребенку приходится обращаться к взрослым, объясняя, чего он хочет.
Развивайте мелкую моторику. Рисование, лепка, перебирание круп, гороха, фасоли, нанизывание больших бусин, застегивание молнии, кнопок, пуговиц, а также другие подобные виды занятий с мелкими предметами помогут задействовать речевые зоны мозга малыша.
Развитию речи, как ни удивительно, способствуют массаж ручек и пальчиковая гимнастика (игры на развитие гибкости и подвижности пальцев и кистей)
Это могут быть «Сорока-белобока», «Ладушки», «Коза рогатая» и другие подобные упражнения.
В игровой форме можно подражать разным звукам (животных, птиц, явлений природы, техники). Имитируйте крик петуха, кудахтанье курицы, блеянье барана, мычание коровы, шум ветра, рычание пылесоса, гул машины. Это развивает артикуляцию. Чтобы игра была интереснее, можно добавить наглядности – подобрать соответствующие картинки, рассматривать их, имитируя звуки. Хорошо делать это перед зеркалом, чтобы малыш одновременно видел и маму, и себя. Со временем картинки могут стать сюжетными (курочка зовет цыплят, медведь собирает малину, машина везет пшеницу).
Играйте в эмоциональные игры (пускайте мыльные пузыри, гладьте котят, хлопайте в ладошки, прыгайте, играйте в прятки). Все, что вызывает эмоциональный отклик, помогает развивать речь.
Проигрывайте в движении забавные стишки (например, всем известный «Мишка косолапый»).
На прогулке всегда говорите
Обращайте внимание ребенка на все, что его окружает, что меняется в природе изо дня в день, для чего нужны разные предметы, куда идут люди, что для чего построили…
Всегда хвалите ребенка, даже если его попытка была неудачной – он все равно старался! Ваша похвала ему необходима!
Что делать, если ребенку поставили ОНР первой степени?
Мы дали Роминой маме 10 основных рекомендации, как можно развивать речь ребенка в домашних условиях. Первые четыре касаются общения, а следующие шесть – работы по развитию речи:
1. Следите за своей речью
Не сюсюкайте с ребенком, четко проговаривайте слова, фразы, предложения. Следите за темпом – говорите не слишком быстро и не слишком медленно. Дети всегда берут пример с родителей.
2. Не используйте сложные слова при разговоре с ребенком
Фразы должны быть простыми и понятными. Если, например, вы читаете книгу, где попадаются незнакомые слова – останавливайтесь и объясняйте ребенку смысл.
3. Задавайте простые конкретные вопросы и не торопить с ответом
Например: «Ты не замерз?», «Хочешь кушать?», «У тебя что-нибудь болит?» и т. п. На понятные вопросы ребенку будет проще отвечать.
4. Не ругайте за речевые ошибки, а мягко поправляйте
Например, ребенок сказал «пайшоу», а вы аккуратно ему – «Зайка, правильно говорить пошел».
Если в этот момент вокруг есть другие люди, скажите так, чтобы вас никто не слышал. Тогда ребенок не будет смущаться.
5. Развивайте мелкую моторику рук
Позволяйте ребенку самостоятельно одеваться и завязывать шнурки, чаще давайте лепить, разукрашивать, рисовать, собирать мозаики и конструкторы. Чем лучше развита моторика рук ребенка, тем лучше работает мозг, и быстрее нормализуется речь.
7. Развивайте фонематический слух
Фонематический слух помогает быстрому и правильному освоению устной речи через умение слышать и различать звуки. Примеры игр и простых упражнений, как развить фонематический слух ищите здесь.
8. Делайте артикуляционную гимнастику
Такая гимнастика направлена на тренировку всего, что помогает нам говорить: мышцы лица и рта, нос и голос. Развитый артикуляционный аппарат поможет ребенку сразу произносить звуки правильно.
⠀
Сюда относятся такие упражнения как «уточка-трубочка», «заборчик», «лошадка», массаж языка зубной щеткой и т. п. Все эти упражнения вы можете легко найти на YouTube.
9. Контролируйте, сколько времени ребенок проводит в гаджетах
Ребенок должен проводить больше времени в подвижных играх. Например, дома тоже можно попрыгать, поиграть в догонялки, построить домик из стульев, подушек и покрывал.
10. Чаще рассматривайте с ребенком книги и читайте ему вслух
Чтение лучше всего развивает воображение, обогащает словарный запас и улучшает память. Если ребенок с детства будет читать с удовольствием, то у него обязательно будет красивая и грамотная речь.
⠀
На первый взгляд, делать все вышеописанное сложно. Но если вы переведете все упражнения в игру, ваш ребенок будет в восторге.
⠀
Другое дело, если у вас, как и у мамы Ромы, совсем нет на это времени. Именно поэтому мы предложили свою помощь и записали Рому на наш курс «Букварята 43», который ведут педагоги с логопедическим образованием. Чтобы через обучение чтению сначала отработать произношение сложных звуков (С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Р, Л), затем увеличить словарный запас и поэтапно развить его речь.
Спустя 4 месяца обучения Рома уже знает все буквы русского алфавита и потихоньку читает по слогам. Но главное – он начал разговаривать. Конечно, его речь еще не идеальна, но он уже перестал заменять слова непонятными звуками и говорит пока короткими, но четкими фразами: «Мама пойдем», «Я хочу есть», «Давай поиграем» и т. п.
⠀
Впереди еще много работы, поэтому мы не останавливаемся и идем дальше. К школе Рома уже будет разговаривать не хуже других, а еще будет уметь читать и грамотно писать на русском языке.
⠀
Если у вашего ребенка тоже проблемы с речью и вам некогда заниматься с ним дома — попробуйте наши онлайн-уроки. Приходите, проконсультируем, дадим рекомендации, подберем педагога и подходящий курс.
⠀
Записаться на первое бесплатное занятие можно здесь.
⠀
Что надо знать родителям: этапы развития речи
В первые годы после рождения малыш больше всего времени находится в домашней, семейной обстановке. Это означает, обучение ребенка речи считается обязанностью родителей, и игнорировать развитие никак нельзя.
Ребенок плохо разговаривает
К сведению. Такое обучение, как учеба не воспринимается, а является частью жизни, общения мамы, папы с малышом. Однако, зная правила и способы, как помочь ребенку научиться говорить, это даст возможность быстро справиться с поставленной задачей.
Малыш учится в домашней обстановке
Развитие речи ребенка от рождения до школы
Опытный логопед подскажет, как учить ребенка разговаривать. Развивается речь поэтапно:
- Первые сочетания звуков ребенок начинает издавать, когда ему 2-3 месяца от роду. Малыш даже может различать голоса, но вот общие звуки новорожденные воспринимают, как успокаивающую мелодию. Это начальная стадия речевого развития.
- Примерно в 6 месяцев «гуление» ребенка становится наиболее понятным, эмоционально раскрашивается, и это следующая стадия правильного развития маленького чада.
- Наконец, в период с 7-9 месяцев ребенок начинает произносить небольшие слова, состоящие из слогов: «ма-ма», «па-па».
Понимание речи формируется у детей в возрасте около 12 месяцев, когда запас слов включает в себя уже несколько конструкций из 3-10 несложных слов. Если с ребенком на данном этапе проводить занятия, то в 2 года дочь или сын смогут не только расширить запас слов, но и называть демонстрируемые вещи, действия и передавать свои ощущения.
На заметку! Если малыш плохо говорит или совершенно не хочет идти на словесный контакт с другими детьми и взрослыми после того, как ему исполнилось 3 года, родителям надо бить тревогу — записаться к логопеду и детскому психологу. Нельзя исключать, что проблема в умственном развитии.
Разговор о событиях
Что нужно делать родителям, чтобы у ребенка развивалась речь?
Внимательных и ответственных родителей волнует вопрос, как научить ребенка разговаривать. Специалисты дают рекомендации:
Важно получать удовольствие, общаясь с дочкой или сыном и от самих уроков. Это позволит уделять малышу больше времени
Кроме того, разговоров будет больше, они наполнятся добром и нежностью.
Надо все время разговаривать с малышом о вещах, явлениях и событиях, окружающих его и происходящих с ним.
Необходимо покупать соответствующие возрасту игры, книги с картинками, «развивашки».
Важно играть совместно, так как играя, родитель может называть предметы и акцентировать внимание крохи на их свойствах, описании, включая размеры и цвета. Кроме того, нельзя «сюсюкать» и искривлять слова из активного детского лексикона. Правильная речь взрослых приведет к наиболее активному освоению словарного запаса
Правильная речь взрослых приведет к наиболее активному освоению словарного запаса.
С ребенком нужно разговаривать в любом возрасте
Считается нормой, если малыш не очень хорошо общается в 2-2,5 или даже в 3 года. Научить сына, дочь говорить — это значит видеть явный прогресс в развитии речи:
- Новые звуки.
- Попытку повтора слов.
- Знание названий определенных предметов.
Девочки в этом смысле значительно быстрее восхищают мам и пап своими звуками, а мальчики отстают от них, начинают говорить чуть позднее. Все потому, что девочки созревает намного раньше, чем мальчики — так создала природа.
На заметку. В тех семьях, где мама и папа общаются на двух и более языках, ребенок скорее всего начнет говорить еще в более поздний период, так как годовалому и новорожденному «понять» сразу два информационных потока сложно.
Читаем книги, стихи и песенки
Задумываясь о том, как учить ребенка говорить, необходимо ежедневно и не по раз играть со слогами и звуками, читать книжки, петь, ведь всё это реально совмещать с повседневными заботами: поездка в маршрутке (можно поиграть в слоги), на прогулке (спеть песню).
Когда ребенок подрастет, важно повысить нагрузку и добавить к полезным развлечениям вопросы: что бывает сладким (сахар), что может быть желтым (солнце). На заметку
Ребенок должен смотреть в глаза родителя, когда к нему идет обращение. Слова, произнесенные вскользь, эффекта не дадут. Говорить надо выразительно, четко, а ударные гласные тянуть: «кооо-рооо-вааа». Правильно хорошо вытягивать губы округло в трубочку, чтобы ребенок понял, как нужно издавать звуки
На заметку. Ребенок должен смотреть в глаза родителя, когда к нему идет обращение. Слова, произнесенные вскользь, эффекта не дадут. Говорить надо выразительно, четко, а ударные гласные тянуть: «кооо-рооо-вааа». Правильно хорошо вытягивать губы округло в трубочку, чтобы ребенок понял, как нужно издавать звуки.
Прогноз
Научить ребенка говорить после 3-летнего рубежа достаточно сложно, поэтому на его речевые способности необходимо обращать внимание еще в год. Если своевременно оказать медицинскую помощь, строго следовать всем врачебным рекомендациям, то прогноз считается благоприятным, даже если причиной является патология центральной нервной системы, головного мозга и т
д. Практически в 90% ребенок начинает активно разговаривать.
Если самостоятельно решить проблему не получается, обязательно обратитесь к специалистам. Не стесняйтесь посещать психолога, который окажет квалифицированную помощь и малышу, и Вам (научит правильно общаться с ребенком, прививать навыки разговорной речи, относиться к проблеме спокойно). И тогда Ваш ребенок начнет разговаривать.
Советы доктора Комаровского
Родителям свойственно сравнивать своего ребёнка с другими детьми, что часто вызывает необоснованную панику. Если малыш не говорит ни слова в 1–2 года, особых причин для беспокойства нет, но отсутствие речи после 2,5 лет – повод проконсультироваться со специалистами разного профиля.
Одна из основных причин молчания – проблемы со слухом. Обязательно посетите ЛОРа. Врач проведёт визуальный осмотр, проверит способность воспринимать звуки различной частоты и громкости, нередко назначают аудиометрию.
Если со слухом всё в порядке, придётся посетить невролога – неврологические заболевания, патологии развития и болезни головного мозга негативно влияют на развитие речевого аппарата. Основной метод диагностики в таких случаях – МРТ.
Если же ни один специалист не выявил отклонений, причины молчания носят психологический и педагогический характер – отсутствие нормального общения с родителями, воспитание в билингвальной семье.
Советы педиатра:
- Воспринимайте детей с самого рождения как полноценную личность – обсуждайте с ними важные вопросы, советуйтесь.
- Чрезмерная родительская опека – частая причина отсутствия мотивации учиться говорить. Не спешите выполнять требования ребёнка, если он просто показывает на нужную вещь, пусть учиться подбирать слова, озвучивать свои просьбы.
- Не сюсюкайте, не разрешайте делать это другим людям – дети должны слышать правильную речь.
- Отслеживайте динамику речевого развития, если словарный запас одинаков в 2 и 3 года, это ненормально.
- При наличии речевых нарушений не давайте детям гаджеты, а время просмотра мультфильмов сведите к минимуму, лучше почитайте вместе интересную книгу.
Маленьким детям стоит меньше проводить время за гаджетами
Иногда, для того, чтобы молчун заговорил, достаточно отдать его в детский садик, там ребёнок точно не будет страдать от недостатка общения.
Перед посещением врача чётко сформулируйте проблему – ребёнок не понимает речи окружающих, не отвечает на вопросы взрослых, или же всё понимает, но не говорит.
Если трехлетний ребенок мало, непонятно или совсем не говорит, родителям следует приложить все усилия, чтобы устранить речевые дисфункции. При своевременном и правильном лечении, неукоснительном выполнении всех рекомендаций специалиста, у 85–90% детей проблема исчезает к 6–7 годам.
Узнайте больше по теме: Детские заболевания
Стимулирование общения, если ребенок не разговаривает
После выяснения причины молчаливого поведения своего ребенка стоит обратить внимание на множество советов и рекомендаций врачей о том, как научить малыша правильно говорить. Вот некоторые из них:
Нужно обязательно общаться с малышом, проговаривать все действия и события дня.
Если малыш напевает какую-либо песенку или тихонечко про себя пытается воспроизвести стихи, стоит вместе с ним повторять несколько раз.
Стоит обратить внимание на выполнение некоторых упражнений, таких как завязывание шнурков, перебирание крупы, игры с песком. Развитая мелкая моторика в этом возрасте дает хороший толчок к связной понятной речи.
Родителям стоит обратить внимание на то, как они общаются с детьми
Необходимо добиваться того, чтобы малыш сам говорил, что ему необходимо. Не стоит реагировать на жесты, если ребенок просто показывает, что он хочет взять.
Электронные игрушки на период становления речи стоит убрать из арсенала игровой комнаты, так как они достаточно негативно влияют на желание ребенка общаться.
Достаточно полезно давать своему малышу разговаривать по телефону с бабушками и дедушками, для того чтобы он мог поделиться событиями дня.
Выполняя эти нехитрые советы, можно успешно разговорить ребенка, которые молчит в три года.
Логопедические занятия по развитию речи у детей
Если вас что-то беспокоит в том, как ребенок осваивает родную речь, не тяните, поговорите с педиатром — при необходимости он направит на дополнительные консультации к неврологу, логопеду, дефектологу, психологу, окулисту, отоларингологу. Если некоторые нарушения развития речи были обнаружены, то ваша совместная работа с этими специалистами (при условии следования их инструкциям и выполнения домашних заданий) обязательно даст положительный эффект и приведет к намеченной цели.
Что может сделать логопед. Логопед — это, пожалуй, самый главный помощник родителей в данном случае. К логопеду нужно обращаться, даже если ребенок не выговаривает всего пару букв. Специалист не только выявит дефекты, но и начнет работать над исправлением произношения. Он владеет всеми тонкостями артикуляционной гимнастики и массажа и обязательно поможет, используя свой профессиональный опыт.
Обычно при обращении к логопеду назначаются регулярные занятия с применением различных техник для развития языковой подвижности, которые специалист считает эффективными в конкретном случае
Важно точно и ежедневно выполнять указания и регулярно посещать консультации. Только совместными усилиями можно в короткий срок успешно преодолеть логопедические проблемы при речевых нарушениях
Можно делать некоторые упражнения и самим, но важно следить за тем, чтобы малышу было интересно: пусть занятия проводятся в игровой форме, не будут поначалу длиться больше 5 минут, и лучше делать их каждый день. Не забывайте хвалить ребенка
Формирование речевых навыков происходит естественным образом, когда малыш растет в принимающей среде, в которой обеспечены возможности для его непрерывного развития
Задача родителей в период младенчества и раннего детства — обеспечить ребенка вниманием, поддержкой и общением
Поэтому в заключение мы хотим вам напомнить о самом важном. Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами
Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка.
Если вы самостоятельно проводите с ребенком развивающие занятия, наберитесь терпения (возможно, результат не будет виден сразу) и не бросайте начатое дело. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов!
Нормы развития речи в трёхлетнем возрасте
В соответствии с нормами, словарный запас ребёнка, достигшего трёхлетнего возраста должен быть достаточно насыщенным для того, чтобы малыш смог вести диалог с окружающими его людьми.
В данном возрасте ребёнок должен уметь вкратце рассказывать о себе: называть имя, возраст, пол, а также составить простое, содержащее смысл, предложение используя три-четыре слова.
Также малыш должен уметь заменить существительное прилагательным (камень – каменный), быть знакомым с возможностью обобщения слов (лошадь и корова — это животные, майка и юбка — это одежда).
Трёхгодовалый ребёнок должен уметь правильно выговаривать все звуки, за исключением трудных, таких как «Ж», «Ш», «Ч», «Р», «Щ». Количество слов, употребляемых ребёнком в трёхлетнем возрасте приравнивается к трём сотням, в то время как понимает он примерно около полутора тысяч слов.
Динамике ребёнка, в период развития речи, необходимо уделять особое внимание. Словарный запас чада должен постоянно пополняться, для этого рекомендуется активно общаться с ребёнком и читать ему полезные книги
Каждый ребёнок индивидуален, поэтому и развитие речи у каждого протекает по-разному. Существует несколько признаков, которые без затруднений укажут на наличие задержки развития речи.
Если достигнув трёхлетнего возраста ребёнок до сих пор не научился правильно произносить пять-шесть звуков, то следует проконсультироваться с опытным специалистом, который поможет разобраться в причинах задержки речевого развития и в случае необходимости прибегнуть к услугам логопеда.
Если речь ребёнка слишком быстрая, а также он повторяет слоги единого слова, то это свидетельствует о заикании. В таком случае консультация логопеда и невропатолога обязательна.
Следует учитывать тот факт, что мальчики развиваются значительно медленнее, чем девочки. Поэтому, не всегда проблемы с речью у мальчиков, говорит о каких-либо отклонениях.
Если дитя не может запомнить лёгких текст, не воспринимает текст при чтении вслух, а также не может его пересказать, то это является первым признаком того, что у ребёнка присутствуют задержки в речевом развитии.
Проблемы со слухом также могут отразиться на речи ребёнка.
Это выражено тем, что чадо не может определить источник исходящего звука, а также делает звук музыки громче, чем прочие члены семьи. Разобраться с данной проблемой помогут опытные психолог, психотерапевт и педиатр-терапевт.
Чтобы разговорить “молчуна” вам потребуется много терпения, внимания и любви
Часто, причиной заторможенного развития речи может стать непосредственно лень ребёнка.
При отсутствии физиологических и психологических проблем в речевом развитии, ребёнок действительно может говорить очень мало и невнятно из-за лени.
Исправить данную проблему можно создавая для ребёнка такие ситуации, в которых он точно не сможет уйти от ответа.
К примеру, можно задать ребёнку вопрос о том, чем он хочет полакомиться в обед или хочет ли он пойти на прогулку вместе с бабушкой.
Наличие кивка или краткого ответа куда более хорошо, чем молчание. Также следует активно обсуждать с ребёнком то, что происходит вокруг, тогда со временем ребёнок вовлечётся в разговор. Подробнее о том, как учить разговаривать в 2 и 3 года читайте в материалах по ссылкам.
С детьми обязательно следует выполнять различные упражнения для развития мышц языка, также работать над произношением и интонацией, громкостью речи и правильностью ударения.
Почему ребенок — молчун?
Бытует мнение, что до 5 лет волноваться, если ребенок не разговаривает, а также обращаться к логопедам или дефектологам смысла нет. Однако связано это, прежде всего, с тем, что такие специалисты зачастую отказываются заниматься с совсем маленькими детьми, поскольку это довольно непростая и специфическая работа (они не умеют говорить, и мало что понимают, для них сложно подобрать и организовать занятия).
Родители же ошибочно полагают, что к 5 годам все придет к норме само собой. Но здесь всегда нужно иметь в виду: речевые проблемы не проходят сами по себе, их причины нужно выяснять и искоренять как можно раньше. Тогда шансов помочь ребенку намного больше. Возраст 2–3 года для этого оптимален. А вот к 5 годам малыш уже рискует получить диагноз «задержка психоречевого развития», поскольку отставание в речи влечет за собой и отставание в развитии мышления, памяти, внимания.
По каким же причинам детки долго не могут говорить? Они могут быть как физиологическими (обусловленными патологиями или отклонениями в развитии некоторых органов или нервной системы), так и психосоциальными (вызванными «не физическими» факторами).
Физиологические факторы
- Самая частая причина – снижение слуха. Если ребенок не слышит окружающих людей, то он не сможет сам научиться говорить. Хотя при этом он может различать другие звуки и ориентироваться в них, поэтому родители долгое время ничего не подозревают.
- Нарушение строения органов ротовой полости. Такие проблемы создают механическое препятствие для нормального произнесения. Это могут быть увеличенные аденоиды, короткая уздечка языка, расщепление нёба.
- Общее отставание в развитии, обусловленное недоношенностью малыша. При этом степень отставания зависит от срока недоношенности и сопровождается отставанием в других сферах (они тоже «дозревают» с опозданием).
- Наследственная предрасположенность. Если у ребенка были родственники с задержкой речевого развития, то, скорее всего, малышу она передастся в более сложной форме. Поэтому думать, что время не пришло и малыш заговорит после трех лет (а может быть, и четырех), в данном случае большая ошибка.
- Отклонения в развитии головного мозга или нервной системы. Такие нарушения требуют самой серьезной и сложной работы по выявлению и коррекции.
Психосоциальные факторы
- Психотип «созерцателя». Такие детки погружены в себя, в свои мысли и созерцательное познание мира. Заговаривают они всегда позже.
- Отсутствие мотивации. Если ребенка чрезмерно опекают, бегая перед ним и спеша выполнить малейший каприз, он просто не хочет разговаривать, потому что в этом нет надобности: ему и так все обеспечат.
- Дефицит общения. Если ребенок часто предоставлен сам себе или воспитывается скупыми на слова дедушкой или бабушкой, ему просто не хватает речевого примера.
- Феномен близнецов. Такие дети всегда начинают говорить позже, ведь они прекрасно понимают друг друга и без слов.
- Педагогическая запущенность. Обычно она характерна для неблагополучных семей, где дети практически не воспитываются, с ними никто не занимается.
Возможны и другие причины, выявить которые поможет только полное обследование ребенка.
Домашние занятия с ребёнком и развивающие речь игры
Между мелкой моторикой пальчиков рук и разговорной функцией существует тесная взаимосвязь. В подушечках пальцев есть активные зоны, которые связаны с участками мозга, ответственными за речь. Сначала становятся скоординированными движения рук, и только потом дети начинают произносить слоги. Дальнейшее развитие речи находится в прямом соответствии с тренированностью пальцевых движений.
Поэтому ранее развитие мелкой моторики пальцев способствует более скорому овладению как разговорной речью, так и мыслительной функцией. Организовывайте ребёнку развивающие игры. При этом главное — вовлекать в тренировку как можно больше пальцев обеих рук. Движения должны быть энергичными и чёткими.
Для развития мелкой моторики пальцев подойдут пирамидки, матрёшки, пазлы, мозаики, конструкторы, все те игрушки, которые ребёнок может учиться разбирать и собирать самостоятельно. А умственная деятельность стимулирует речевую функцию.
Складывание пазлов поможет ребёнку развить смекалку и логику.
Хорошие упражнения, одновременно развивающие моторику пальчиков и речь, – русские народные игры «Идёт коза рогатая», «Сорока-ворона» и т. п. Можно купить ребёнку специальные массажные мячики или колечки для рук. Полезно для пальцев также рвать бумагу в мелкие клочья. Детям обычно очень нравится игра «Набивание мячом». Во время каждого удара мячом об пол нужно произносить слог слова (например, со — ба — ка).
Со временем занятия можно усложнить. Предложите малышу:
- завязывать и развязывать узелки на верёвочке:
- раскладывать по банкам разноцветные камешки, конфеты или бобы;
- нанизывать на шнурок крупные бусины;
- лепить фигурки из пластилина;
- рисовать пальчиковыми красками;
- застёгивать и расстёгивать пуговицы.
Дайте малышу простор для фантазии — купите ему пальчиковые краски, и пусть он рисует всё, что захочет.
Предложите малышу разноцветные морские камешки или конфеты, и пусть он рассортирует их по цветам в разные баночки.
Массажные аксессуары для детских рук бывают самых различных форм, размеров и цветов.
Позвольте малышу почувствовать себя скульптором: дайте ему пластилин.
Крупные, яркие бусины или игрушки, которые нужно нанизать на шнурок, — отличная развивающая игра для детей.
В заключение хочется напомнить родителям, чтобы они осознали важность своевременного обращения к логопеду или детскому психологу. И главное, не сердитесь на кроху
Ваша любовь к нему, помноженная на терпение и труд, поможет справиться с этой временной трудностью.
Причины задержки психического речевого развития ребенка
Есть много факторов, которые могут спровоцировать заболевание. Их можно разделить на группы:
- Внутриутробное развитие. Гипоксия, инфекции плода. Влияют на его развитие после рождения и болезни, травмы, которые перенесла мама во время беременности.
- Осложненные роды. Травматичные, преждевременные или быстрые роды, обвитие.
- Заболевания в первый год жизни. Нейроинфекции, травмы головного мозга.
- Генетические факторы. Хромосомные аномалии и наследственность — болезнь имеет свойство усугубляться у последующего поколения.
Задержка психического речевого развития ребенка может появиться на фоне заболеваний, которые нарушают работу головного мозга. К ним относят: врожденные заболевания ЦНС, эпилепсию, гидроцефалию, ДЦП, опухоли головного мозга, нарушения оттока ликвора.
Как правило, о перечисленных выше ситуациях — врожденных нарушениях, первичных болезнях и травмах – родители узнают сразу и оказывают чаду помощь — проходят лечение, курсы реабилитации.
Но есть ситуации, когда ребенок рождается здоровым физически и психически, растет и развивается в соответствии с возрастной нормой. А потом вдруг ему ставят диагноз ЗПРР. Способствовать этому могут социальные факторы: гиперопека или, наоборот, жестокость, насилие или безразличие по отношению к чаду, тяжелая психологическая травма, неблагоприятный психологический климат в семье.