Как развивается ребенок по месяцам?

Рацион питания

Ближе к двум годам малыш должен уметь самостоятельно кушать жидкие блюда — супы и каши — ложкой, уметь зацепить вилочкой кусочек мяса или овощей.

Если ребенок не умеет этого — необходимо давать ему больше практиковаться, менять консистенцию блюд, подбадривать словами, не спешить докармливать.

Чтобы малыш рос и развивался нормально, в его рационе должны присутствовать практически те же продукты, что и у взрослого — мясо и молочные продукты, овощи, рыба, зелень, много сезонных фруктов.

В возрасте 20 месяцев малыша можно баловать любыми ягодами — главное, вводить их в рацион постепенно, следя за состоянием.

Примерное меню

Кормить ребенка в этом возрасте стоит 4 раза в день, причем завтрак должен составлять не менее 20 процентов дневного рациона, обед — около 40, ужин — 30, и 10 процентов легкий полдник.

На завтрак малышу можно приготовить любую молочную кашу с добавлением кусочка сливочного масла, омлет из одного яйца с нежирным сыром и овощами, кусочек хлеба с маслом, сыром или отварной куриной грудкой.

На обед — суп на основе овощного или куриного бульона. Дети в этом возрасте с радостью кушают куриный суп с с вермишелью, овощные щи, супчики с с фрикадельками. Борщ и щи можно заправить нежирной сметаной.

На второе и ужин — тушеные или запеченные овощи, котлетка из куриной грудки или телятины, рыбная котлета, тефтели с овощами и подливкой.

На полдник — любой кисломолочный продукт — ряженка, снежок,йогурт с булочкой или любимым печеньем.

Между приемами пищи можно предложить малышу фрукты — порезанные яблоки или груши, сезонные фрукты — дыню, черешню, арбуз, ягоды — малину, смородину, крыжовник, клубнику только со своего огорода или от проверенного фермера.

«Ежики» с рисом и овощами

  • 200 гр. куриного фарша;
  • 0.5 стакана промытого риса;
  • два — три соцветия цветной капусты;
  • небольшая морковь.

Морковь и брокколи отварить, натереть на терке. Добавить овощную смесь к рису и фаршу. Сформировать небольшие шарики.

Неплотно уложить «Ежики» в кастрюлю, залить холодной водой чуть выше шариков, довести до кипения, уменьшить огонь до минимума, немного посолить.

Готовить около 40 минут, подавать со сметаной.

Как поддерживать развитие ребенка в 15 месяцев

  • Игры на развитие координации: кидание и перекатывание мяча, веселая гимнастика под музыку вместе с мамой (повороты, наклоны, приседания).
  • Проползание под препятствием на высоте 40-45см за игрушкой.
  • Игра «поиск пары» с помощью различных предметов.
  • Лепка из пластилина, рисование, чтение коротких рассказов и стишков.
  • Приобщение к простым делам (совместное собирание игрушек, наведение порядка). Также можно давать элементарные поручения малышу («открой, пожалуйста, шкаф» или «подай мне полотенце»).
  • Раскладывание небольших предметов по ячейкам.
  • Игра с прищепками. Можно прицепить их мишке на лапу и предложить ребенку снять. Для этой игры прищепки должны быть не тугими.
  • Игра с проталкиванием предметов (сортеры с простыми фигурами, копилки, пластиковые бутылки)
  • Поддержание полезных привычек: умывание, причесывание, мытье ручек после улицы, чистка зубов.
  • Задувание свечки, также можно дуть на бумажный кораблик в большой миске с водой.

Физическое развитие ребенка в 14 месяцев

Сейчас основные силы организма направлены на развитие мозга, поэтому с физической стороны уже не будет таких резких ежемесячных изменений. Самый наглядный признак взросления здесь – это прорезывание каждого очередного молочного зуба. К 14 месяцам у деток их может быть от 6 до 12. Но большее или меньшее количество не считается критичным отклонением от нормы.

Совершенствуется двигательная активность. Многие малыши уже неплохо самостоятельно передвигаются, другие готовы уверенно стоять на ножках и ходить за руку со старшим. В любом случае ребенок уже способен сам держать равновесие и даже балансировать ручками при пошатывании. В большинстве случаев детки умеют вставать на ноги без опоры, а также приседать на корточки и подниматься обратно.

Зрение

Малыш начинает проявлять больший интерес к ярким цветным картинкам и детским книжкам. Может завороженно рассматривать новую игрушку длительное время. Сейчас уже можно называть основные цвета в игре с ребенком. Первым малыш начинает отличать красный цвет, чуть позже идет желтый, зеленый и синий осознаются в последующее время. Поэтому изучение цветов стоит начать именно с красного и желтого.

Слух

Восприятие звуков совершенствуется с каждым месяцем. Теперь малыш может легко узнать близкого человека по голосу. Например, услышав знакомый тембр из другой комнаты, кроха поймет, что пришла бабушка.

Речь

Речевое развитие ребенка в 14 месяцев очень индивидуально. Оно зависит от генетических предрасположенностей, личных особенностей развития организма, участии родителей в этом процессе. Принцип здесь прост – чем больше вы разговариваете с ребенком (читаете книжки, рассказываете сказки), тем богаче будет его пассивный словарь. В этом возрасте детки понимают больше, чем могут произнести. Обычно словарный запас пока небольшой – от 5 до 25 слов. В то время как пассивный словарь может насчитывать 50-60 слов. Поэтому ребенок может осмыслить обращенную к нему речь, уже четко знает слова «да», «нет», «нельзя». Также малыш пробует общаться простыми слогами, имитирующими слова.

Моторика

В 1 год и 2 месяца малыш активно использует жесты. Теперь это не только указание пальчиком на нужный предмет, но и хлопанье в ладоши, кивание головой в знак согласия, махание ручкой при прощании. Мелкая моторика продолжает улучшаться. Ребенок уже способен собрать полностью пирамидку. Особо самостоятельные малыши могут снимать с себя носочки и шапочку.

Эмоции

Уровень развития психики уже позволяет ребенку соотносить реакцию взрослых со своим поведением. Например, когда мама похвалила за что-то малыша или проявила восхищение, он непременно будет стараться повторить данное действие. Именно в этом возрасте уже проявляются очертания будущего характера. Постепенно ребенок начинает осознавать себя, как личность, отдельную от мамы или папы. И естественно, стремится отстаивать свои права. Более норовистые детки проявляют первые признаки негативизма. Что бы ни сказала мама, все делается наоборот

Здесь родителям важно понимать, что этот период – важный этап становления личности. Поэтому стоит запастись терпением, реагировать спокойно на бурные проявления

Не нужно идти у малыша на поводу, но в то же время и метод постоянных запретов не лучший вариант. К ребенку придется искать подход.

Физические параметры в год и восемь месяцев

Ближе к двум годам у детей-ровесников может быть довольно большое расхождение как в весе, так и в росте. Но все же есть некие нормы, на которые стоит опираться, и если они сильно смещены в любую сторону — нужно обязательно посоветоваться с педиатром.

  • В 20 месяцев средний рост детей может колебаться от 78 до 86 см.
  • Вес мальчиков считается нормальным между 11 и 12,5 кг, девочек — между 10 и 12 кг.
  • Окружность головы у девочек 46,5-49 см, у мальчиков в норме — 48-50 см.
  • Зубов может быть как 12, так и 18 — все это является возрастной нормой.
  • Окружность груди у девочек 49.15 — 51.90, у мальчиков 49.15 — 52.90 см.

Вес малыш набирает уже не так стремительно, за месяц он может не измениться вовсе.

Развитие ребенка в 5 месяцев

5-месячные малыши уверенно переворачиваются с живота на спинку и делают первые попытки ползать. А вот сидеть без опоры они пока не умеют: для этого им нужна помощь взрослых и вспомогательные предметы в виде детского стульчика, подушек или одеяла. Некоторые дети пытаются стоять на прямых ногах, если кто-то из взрослых поддерживает их при этом под ручками.

В этом возрасте малыши уверенно держат в руках небольшие игрушки, трясут ими, норовят попробовать на вкус. Сейчас рот — один из их главных помощников по исследованию мира. Помните, что очень часто именно в это время у детей просыпается интерес к еде в тарелках у взрослых, а также к самим тарелкам и другим столовым приборам. Поэтому нужно быть очень бдительными: иначе маленькие хулиганы утянут за собой половину стола.

Режим дня ребенка 1 года

Второй год жизни ребенка ознаменован значительными изменениями в психическом и физическом развитии: он продолжает совершенствовать речевые навыки и уже освоил ходьбу, наклоны, приседания, преодоление препятствий, хотя движения все еще плохо скоординированы. Выносливость пока невысокая: ребенок довольно быстро устает.

Малыш становится все более самостоятельным и с удовольствием осваивает навыки самообслуживания: мытье рук, чистка зубов, умывание. Все это требует выделения малышу некоторого времени на уход за собой.

Работоспособность нервной системы ребенка повышается, что расширяет возможности для познавательного и умственного развития. В дневной распорядок дня уже могут включаться простые развивающие занятия продолжительностью несколько минут.

Сон. Среднесуточная продолжительность сна ребенка после 1 года составляет 14 – 16 часов, из них на ночной отдых приходится 10 – 12 часов. Периоды бодрствования уже могут достигать 3,5 – 4 часов подряд, дневной сон пока еще двухразовый — по 1,5 – 2 часа. К концу второго года жизни малыш перейдет на одноразовый сон с периодами бодрствования длительностью 4 – 4,5 часа.Готовность к одноразовому дневному сну очевидна, когда ребенок может поддерживать хорошее настроение весь день, крепко спит, не переутомляется ближе к вечеру.Если отказ от второго сна произошел слишком рано, у малыша будут заметны перепады настроения, снижение аппетита, всплески гиперактивности, капризность. Эти признаки могут проявиться не сразу, а только через некоторое время, когда усталость накопится. В этом случае, если ночной отдых удлинить не получается, разумно было бы на некоторое время вернуть второй сон.Периоды бодрствования включают в себя прогулки, прием пищи, игры и ритуалы ухода и подготовки ко сну. Подробнее о сне мы пишем здесь.

Прогулки. Прогулки у ребенка этого возраста двухразовые, после завтрака и полдника, продолжительностью 1,5 – 2 часа

Если погода хорошая, важно, чтобы малыш активно двигался, совершенствуя свои моторные навыки и координацию движений. Прогулка во второй половине дня, особенно если в нее включены подвижные игры, крайне важна для крепкого ночного сна.
Игры и занятия

Диапазон внимания у малыша после 1 года пока невелик, он не может долго сосредотачиваться на одном занятии. Поэтому чтение книг, лепку из пластилина, упражнения с рамками-вкладышами и другие развивающие занятия лучше организовать в течение дня так, чтобы они были непродолжительными (10 минут) и разнообразились другой активностью: прогулками на свежем воздухе и играми (мяч, кубики, пирамидки, сортеры и другие любимые малышом игрушки без высокой интеллектуальной составляющей).
Питание. Перерывы между приемами пищи у малышей после 1 года составляют примерно 3 часа, к 2 годам — 4 часа. Завтрак необходимо устраивать в течение часа с момента пробуждения, последнее кормление на ночь — не позднее чем за час до укладывания. В 1 год у ребенка 5-разовое кормление, к 2 годам — 4-разовое.Режим питания строится таким образом, чтобы после кормления ребенок не отправлялся сразу спать, а некоторое время бодрствовал и только после этого засыпал до следующего приема пищи. Такой ритм дня обеспечивает и бодрое состояние, и высокую познавательную активность, а главное, постепенно приучает к пониманию цикличности времени суток, сопровождающегося определенными ритуалами.
Гигиена и ритуалы.Гигиенические процедуры проводятся утром, перед полдником и на ночь. Умывание, мытье рук в течение дня, чистка зубов утром и вечером — при помощи родителей малыш постепенно учится справляться с этими занятиями самостоятельно. Обтирания, душ, купание в ванной — эти мероприятия пока происходят при активном участии взрослого. Купание на ночь становится частью вечернего ритуала отхода ко сну.Обычно от 1 года до 2 лет родители начинают постепенно приучать ребенка к горшку. Даже если малыш пока не приступил к использованию его по прямому назначению, высаживание на горшок можно включить в список ежедневных ритуалов и предлагать после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с нее.Готовить ребенка ко сну лучше заранее, прекратив шумные игры, приглушив свет, совершив все необходимые ритуалы (высаживание на горшок, умывание, купание, сказка на ночь и другие приготовления, которые у вас появятся со временем и станут традиционными). Для выработки режима отход ко сну и в дневное, и в ночное время следует осуществлять в один и тот же час: так у ребенка будет формироваться условный рефлекс на определенное время. Впоследствии малыш будет чувствовать усталость к установленному времени укладывания и легче засыпать.

Навыки по возрасту

В один год и четыре месяца малыши очень энергичны, они уже бегают и прыгают, стремятся изучать окружающий мир. С каждым днем они осваивают все больше навыков. Что должен уметь делать ребенок согласно нормам?

Ходить с опорой или без. Легко вставать из положения лежа, сидя, осваивать подъемы и спуски.
Самостоятельно держать ложку в кулаке, проявлять желание кушать самостоятельно

Важно поощрять это стремление, тренируйте навык на густых блюдах, таких как пюре или творог.
Воспринимать обращения взрослых, реагировать на них. Повторять легкие физические упражнения, такие как поднятие и отведение рук, пороты тела, головы.
Знать всех близких людей, реагировать на их присутствие и отсутствие, проявлять свои желания и недовольства

Начинает формироваться характер. Дети становятся эмоционально активны и восприимчивы.
Знать общие понятия, такие как части тела, предметы мебели, основные животные, фрукты и овощи. Узнавать и называть их.
В активном словарном запасе от 4 до 10 слов.
Начинать играть в игры с простым сюжетом, например, катать куклу или машину, насыпать песок в ведро, переливать воду.

Вопрос хождения на горшок индивидуален и во многом зависит от того, в каком возрасте родители начали приучение. Но в 1 год и 4 месяца малыш уже может уметь проситься в туалет, он чувствует дискомфорт после хождения в белье. Это подходящий период для отказа от подгузников.

Психологические навыки

Второй год жизни ребёнка – период, в который стремительно идёт психологическое развитие. Происходит становление личности, формируется характер, более явно проявляются его черты.

В год и восемь месяцев ребёнок:

  • демонстрирует разные эмоции (грусть, гнев, радость, восторг);
  • показывает своё отношение к людям или животным: приближается, обнимает или отталкивает;
  • пытается обозначать свои желания словами или жестами;
  • слушает музыку и двигается под неё, подпевает;
  • активно жестикулирует;
  • меняет интонацию;
  • играет в сюжетные игры (кормит куклу, имитирует звук машинки при её катании, имитирует издаваемые разными животными звуки);
  • умело повторяет за взрослыми, подражает им;
  • проявляет самостоятельность и не желает принимать постороннюю помощь;

К важной составляющей психологического развития можно отнести социальные навыки – умение взаимодействовать с окружающими людьми. В возрасте 1 года и 8 месяцев малыш тянется к другим детям, учится с ними общаться словами или жестами, вовлекается в игры сверстников

Стоит чаще бывать на игровых площадках или групповых развивающих занятиях, посещать детские клубы.

Примеры развивающих игр с использованием привычных игрушек

Не всегда у родителей есть возможность купить дорогие развивающие игрушки. Но это не беда: даже самые простые и привычные игрушки прекрасно способствуют развитию ребенка, если использовать их с фантазией.

Кубики

Главное сейчас для малыша — научиться соотносить то, что видят глазки, с тем, что делают ручки. Поэтому сначала учимся просто ставить один кубик на другой; если получается, то пробуем поставить еще один. После можно показать ребенку, как строить паровозик, мостик, пирамиду, домик для маленькой игрушки, ну и, конечно, высокую-превысокую башню.

Пирамидка

Сложить пирамидку легко для взрослого, но не для крохи, которому чуть больше года от роду. Учим малыша сначала складывать колечки от самого большого к самому маленькому, потом наоборот. При этом проговариваем цвета и называем размер «большое, среднее, маленькое».

Из колечек пирамидки можно выкладывать на столе или на полу различные фигурки, например цветочек или мишку.

Сортер

Игра с сортером сама по себе является развивающим занятием. Объясняем и показываем малышу, как вставлять фигурки в отверстия. Он должен понять, что фигурка входит только в отверстие, подходящее по форме. Обязательно озвучиваем названия фигурок. Если у малыша все получается, радуемся и хвалим его.

Вашему ребенку 1 год и 2 месяца – он еще такой маленький, но уже такой большой. С каждым днем он становится все сообразительнее и любопытнее, все активнее и сильнее. Задача родителей в этот период — поддерживать, учить и всесторонне развивать малыша. Надеемся, что наши рекомендации помогут вам в этом нелегком, но увлекательном и благодарном деле.

Полезные советы

Родителям малышей, которым исполнилось полтора года, отдыхать не приходится. Дети в этом возрасте очень любопытные, им надо все знать. А маме с папой, разумеется, все объяснять. Поэтому главный совет — общайтесь со своим малышом! Ребенка что заинтересовало? – расскажите ему про машину, птичку, собачку, дерево, облако… Не стесняйтесь говорить вслух всегда и везде

На улице вашему крохе очень важно услышать от вас, что происходит: почему бурлит вода, почему вдруг стало светло или темно, почему горят фонари, лает собака, едут машины… 

Обращайте внимание на подкрепление ваших слов чем-то, что можно пощупать. Ребёнок лучше запомнит слово «дерево», если потрогает ладошкой шершавую кору, а «колокольчик» – если им позвенит. 

  • Всегда озвучивайте свои действия: «мама варит кашу», «Мама снимает тебе ботинки», «мама переодевает тебя ко сну». Так вы помогаете формировать пассивный словарный запас своего ребенка. 
  • Рассматривайте и обсуждайте предметы, картинки, книжки. В возрасте 1,5 лет дети неплохо идентифицируют предметы и его образы. Сравнивайте реальные вещи с картинками. Что общего, чем они отличаются? Например – у мальчика на картинке шапка красная, а у тебя зеленая. Или у на картинке машинка белая, а у тебя синяя. 

Мамы и папы, уделяйте своему малышу как можно больше внимания! И не забывайте о терпении! Ваш ребенок теперь гораздо взрослее, у него начинает активно проявляться характер, малыш умеет анализировать и хорошо запоминает, что с ним происходит. И чем больше времени вы будете проводить в совместных занятиях, тем лучше это скажется на дальнейшем детском развитии. 

И еще про становление детского характера. В полуторагодовалом возрасте малыши начинают активно проявлять негативные эмоции. Как это выглядит: дети кричат, машут руками и бьются ногами. Вам надо прислушаться к эмоциям ребенка. Хорошо, если вы увидите, что стало причиной такого изменения настроения

Очень важный момент — если малыш поймет, что взрослые обращают на него внимание только во время истерики, то очень быстро такое поведение станет нормой. 

  • Гуляйте на свежем воздухе! Он укрепляет иммунитет и нервную систему ребенка. Маленьким детям нужно много двигаться – поэтому не пресекайте попытки крохи активно играть.  Ребенок научился управлять своим телом. Ему это нравится! Пусть бегает, прыгает, приседает, играет в мяч!   
  • Ребенок очень привязан к маме. Поэтому каждый ее уход из дома – стресс для ребенка. Старайтесь привлекать к уходу за ребенком папу как можно чаще. А если есть возможность, то и дедушку с бабушкой. А пока  с ребенком будут возиться, мама сможет уйти по своим делам.

Что сделать, чтобы ребенок развивался правильно

Много полезных советов по развитию можно узнать на приеме у педиатра или от других родителей. Также советуем сделать вместе с четырехмесячным ребенком следующие упражнения.

На развитие зрения:

  • Повесьте яркую цветную игрушку над детской кроваткой, но так, чтобы малыш не мог до нее дотянуться.

  • Дайте ему зеркальце – пусть смотрит на свое отражение и наблюдает за своими движениями.

  • Игра «Кто там?» или «Ку-ку» отлично помогает малышу сформировать представление о постоянстве предметов и их свойств. Он будет в восторге от того, как лицо мамы то появляется, то исчезает!

На развитие моторики и координации:

  • Кладите ребенка на животик. Пусть малыш лежит на животике и поднимает головку и грудь (только надо внимательно за ним наблюдать). Это укрепляет мышцы, с помощью которых он потом будет переворачиваться и садиться.

  • Попробуйте садиться. Пусть малыш сядет с опорой на вас. Так ему будет удобнее тянуться к предметам и хватать их. Но это должно быть секундное действие, малышам не рекомендовано сидеть, пока они сами не научатся садиться

  • Учимся стоять. Поднимите малыша под мышки и поставьте его ножками на опору – это развивает мышцы ножек.

На развитие речи:

  • Читайте ребенку вслух и пойте ему песни.

  • Повторяйте звуки, которые он издает.

  • Реагируйте с радостью и одобрением, когда он будет повторять ваши звуки.

Занятия для развития

С малышами нужно заниматься: это благотворно влияет на их развитие, помогает в дальнейшей жизни, в том числе в более взрослом возрасте . Так ребенок начнет усваивать новые навыки и знания быстрее, впоследствии это поможет ему с учебой и позволит лучше и быстрее разобраться в окружающей реальности. Помните, что в этом возрасте нужно понемногу давать малышу больше самостоятельности, например позволять выбирать, какую кофточку он наденет или какую книжку ему будут читать на ночь. Старайтесь поменьше брать ребенка на руки, чтобы у него был стимул самостоятельно добраться до нужного места.

Музыка. Дети любят музыкальные игрушки, детские песенки и мелодии. Вдобавок чем больше разнообразных приятных звуков малыш слышит, тем более развит окажется его слух. Поэтому включайте ребенку детские песенки, мелодии и подборки, которые специально разработаны для маленьких детей. Вдобавок под музыку малышу будет легче играть, он может захотеть танцевать, развивая тем самым двигательную активность, или подпевать – это способствует развитию речи. Конечно, если какая-то мелодия ему не нравится (в этом возрасте дети уже начинают обретать собственные предпочтения), лучше не включать ее, а включить ту, что по вкусу.

Диалоги и чтение. Чем больше разговаривать с ребенком, чем большее количество слов применять в диалогах, тем обширнее будет его словарный запас. Долгие разговоры с малышом способствуют развитию речи. Старайтесь общаться с ребенком все то время, что вы с ним проводите: описывать предметы, на которые он смотрит, на прогулке показывать на различные интересные ребенку вещи и явления и произносить их название. Старайтесь общаться с малышом в силу его детских речевых возможностей. При разговоре называйте слова четко и внятно, чтобы ребенку было легче запомнить их и повторить, используйте мягкие и ласковые интонации: малыш в этом возрасте прекрасно распознает и чувствует настроение других. Можно и нужно читать крохе книжки. Сам он в этом возрасте читать еще не умеет, но может разглядывать картинки и слушать мамин голос, узнавая новые слова и учась воспринимать простые сюжеты.

Развитие мелкой моторики. Именно к году ребенок полноценно учится работать указательным пальцем , пользуется им, чтобы указывать на что-то или поднимать предметы. Ручки слушаются его намного лучше, чем раньше, но малыш по-прежнему нуждается в развитии мелкой и крупной моторики. Это можно сделать с помощью подвижных игр:

  • лепки из соленого теста или специального песка;
  • игр в песочнице с помощью совочков и лопаток;
  • раскладывания сортеров, приклеивания наклеек;
  • закручивания и откручивания крышечек;
  • использования маленьких игрушек, например, при купании в ванне.

Можно научить ребенка простым действиям, таким как мытье и вытирание рук: это тоже пойдет ему на пользу, вдобавок поможет малышу лучше обслуживать себя. Для освоения таких навыков, скорее всего, понадобится подать собственный пример. Понемногу можно начинать учить его более сложным действиям, таким как попытки застегнуть пуговицы.

Рисование. Дети очень любят рисовать, поэтому постарайтесь обеспечить ребенка бумагой, пальчиковыми красками или мелками. Рисование прекрасно развивает навыки узнавания окружающих предметов, способствует пространственному мышлению и в целом полезно. Вдобавок яркие цвета и возможность что-то создать очень радуют малыша.

Как правильно формировать речь

Отзывайтесь на гуление и лепет ребенка, подражайте его звукам, повторяйте их.
Говорите с малышом, когда ухаживаете за ним: пеленаете, кормите, купаете

Разговаривайте с ним в течение всего дня.
Читайте яркие разноцветные книжки каждый день.
Повторяйте короткие ритмичные стишки, потешки.
Учите ребенка именам близких людей и названиям всех окружающих его предметов.
Берите кроху с собой в новые места, бывайте с ним в разных ситуациях.
Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и т. д.).
Поощряйте попытки ребенка произносить новые слова.
«Проговаривайте» с малышом новые ситуации, в которых он оказывается, до, во время и после события.
Смотрите на кроху, когда разговариваете с ним.
Детально и красочно описывайте ребенку, что он слышит, видит, делает и чувствует.
Ставьте малышу детские песенки и сказки.
Разговаривая со своим маленьким собеседником, не подражайте детскому произношению, следите, чтобы ваша речь была четкой, выразительной (но без сюсюканий), грамотной, простой и ясной.
Хвалите ребенка каждый раз, когда он сам инициирует общение с вами.
Следите за тем, чтобы малыш не обозначал окружающие предметы звукопроизношениями

Родители могут употреблять упрощенные формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребенком до года. Это поможет ему включиться в процесс развития речи. Потом желательно упрощенные слова сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: «Ту-ту!» — мама отреагировала: «Да, поезд поехал». Малыша спрашивают: «Кто это?» — он отвечает: «Гав-гав», — мама объясняет, что «гав» говорит животное «собака».
Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, делайте это тактично, иначе ребенок может потерять к вам доверие.
Обогащайте упрощенную речь ребенка: «Еще сок», — «Таня хочет еще апельсинового сока».
Выбирайте не повествовательный, а описательный стиль общения («Вон летит ворона» — «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать»).
Выслушивайте ответы ребенка на ваши вопросы, поощряйте его попытки высказаться.
Помогайте малышу учиться слушать и выполнять инструкции через простые просьбы, называя последовательность действий (лучше в игровой форме): «Сходи в свою комнату и принеси мишку».
Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Поэтому играйте с малышом!
Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте крохе полезные поручения. Передавайте через него просьбы к другим взрослым. Благодарите за помощь.
Каждый день читайте; возможно, чтение должно стать частью вечернего ритуала отхода ко сну.
Всегда внимательно слушайте, когда ребенок говорит с вами.
Объясняйте малышу, о чем вы думаете, что планируете, делаете, как рассуждаете.
Задавайте ребенку вопросы, стимулируя его к размышлениям, побуждайте его к ответам.
Обсуждайте с малышом, как он провел день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты.
Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.
Показывайте ребенку, что вы внимательно его слушаете: кивайте, улыбайтесь, отвечайте на его вопросы.
И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи.

Что сделать, чтобы ребенок развивался правильно

Есть множество способов стимулировать умственное и физическое развитие ребенка. Малыш в этом возрасте очень любознателен, подвижен и рад получать новый опыт вместе с вами. Вот как вы можете содействовать его развитию:

  • Продолжайте разговаривать с малышом и читать ему. Делайте акцент на звуках, слогах и простых словах, и малыш, возможно, начнет повторять за вами.

  • Поиграйте в «ку-ку». Эта простая игра не надоедает малышам и очень их веселит. Вы можете «искать» друг друга по очереди, прячась за тканевой салфеткой.

  • Дайте малышу ложку. Моторные навыки развиваются, и ребенку будет полезно и занимательно поиграть ложкой (например, когда он сидит на стульчике для кормления). Так он привыкнет держать в руке столовый прибор, а этo прекрасный шаг навстречу тому, чтобы он учился есть сам.

  • Проявите фантазию при выборе игрушек. Игрушки для восьмимесячного ребенка не должны быть замысловатыми. Пластиковый контейнер и деревянная ложка могут увлечь малыша ничуть не меньше, чем дорогая развивающая игрушка.

  • Проводите время на полу. Играть с малышом на полу очень здорово для его развития. Попробуйте покатать перед ним мячик вперед-назад, и, возможно, он тоже скоро освоит эту игру.

Как проверить уровень развития ребенка

Не нужно предъявлять слишком жестких требований, лучше ориентироваться на характерные для этого возраста особенности развития. Чтобы понять, как развивается и что умеет ребенок в 1 год, вы можете провести несколько простых тестов:

  • посмотреть, как малыш двигается, как ползает, умеет ли ходить, забираться или слезать с диванов и кресел;
  • оценить жестикуляцию, проверить, может ли ребенок показывать осмысленные жесты вроде покачивания головой или помахивания рукой;
  • послушать его речь, понять, есть ли в речи малыша хотя бы одно осмысленное слово;
  • посмотреть, как ребенок играет, чем интересуется, как работают его ручки и ножки, может ли он пользоваться простыми бытовыми предметами;
  • оценить количество зубов;
  • поиграть с малышом, предложить ему кубики или пирамидку, посмотреть, станет он собирать из них башенку или просто отбросит.

Здоровье ребенка: безопасность вне дома

Когда малыш начинает ходить, очень важно держать его за руку и внимательно следовать за ним, когда вы отправляетесь куда-то вместе. В магазине ребенок должен быть всегда рядом с вами

Будьте особенно бдительны рядом с машинами, например на автомобильной парковке или переходя дорогу, а также неподалеку от водоемов и бассейнов

В магазине ребенок должен быть всегда рядом с вами. Будьте особенно бдительны рядом с машинами, например на автомобильной парковке или переходя дорогу, а также неподалеку от водоемов и бассейнов.

Малыши очень проворные, когда у них просыпается любопытство и хочется пойти что-то посмотреть. Поэтому самое надежное — держать ребенка за руку. Если он сопротивляется, вы можете сказать: «Я знаю, что ты хочешь пойти и посмотреть, что там, но я буду держать тебя за руку, чтобы с тобой все было в порядке».

Если вы находитесь в загородном доме, рассмотрите вариант установки дополнительных замков на двери, калитки и ворота. Если на участке есть подъездная дорожка и бассейн, лучше, чтобы ребенку вход туда был закрыт.

Хотя многие современные автомобили оборудованы системой заднего обзора или подают сигнал, если есть движение позади автомобиля, всегда проверяйте, чтобы малыш не оказался за автомобилем, когда вы выезжаете.

Всегда закрывайте двери автомобиля, даже если он находится в гараже. Ребенок не должен случайно залезть в машину — есть риск, что машина заведется или двери заблокируются.

Часто задаваемые вопросы

Можно ли давать четырехмесячному ребенку детское питание?
Нет (или только с разрешения педиатра). Специалисты рекомендуют кормить детей только грудным молоком или смесью чаще до пяти — шести месяцев. Затем, когда у ребенка пропадет рефлекс выталкивания языка, он научится самостоятельно держать головку и начнет интересоваться вашей едой, можно будет давать ему твердую пищу.

Какие игрушки подходят для четырехмесячного ребенка?

  • Зеркальце из небьющегося материала.

  • Игрушки с текстурированной поверхностью.

  • Музыкальные игрушки или погремушки.

  • Игрушки, стимулирующие хватание (с выступами для пальцев).

Когда ребенок перестанет просыпаться по ночам, чтобы поесть?
К 4 месяцам некоторые дети могут спать всю ночь и не просыпаться для кормления. При грудном вскармливании малышей нужно будет время от времени кормить и по ночам.

Как проявляется обезвоживание у детей?
Если в сутки младенцу приходится сменить менее шести мокрых подгузников, это может свидетельствовать об обезвоживании (а если их совсем мало – то о сильном обезвоживании). Также среди таких признаков – мало слез, когда ребенок плачет, запавшие глаза, область размягчения на головке, сухость кожи и слизистых. Если причина обезвоживания – диарея, симптомом может быть жидкий стул, а если рвота – то в целом стул у ребенка может быть редким.

Как понять, что у малыша режутся зубки?
Зубки начинают прорезываться у всех по-разному. У некоторых первые зубки появляются уже в этом месяце. Иногда это сопровождается раздражительностью, повышенной температурой, сильным слюноотделением, опуханием и болезненностью десен, появлением продольной борозды на десне.

Как развивается ребенок с 9 месяцев до 1 года

Дети развиваются в индивидуальном темпе. Одни малыши в 9 месяцев уже делают первые шаги, другие передвигаются только в ходунках, третьи – ползают. Мы же приводим средние показатели для детей определенного возраста.

В 10 месяцев

  • ребенок сам или по просьбе взрослых демонстрирует освоенные ранее действия;
  • держась за руку или за перила, может подниматься/спускаться по лестнице;
  • по просьбе родителей («дай», «принеси») находит и дает разные предметы;
  • прислушиваясь к речи взрослых, осваивает новые слоги.

В 11 месяцев

  • малыш избирательно реагирует на встречу в разными детьми – радуется или проявляет недовольство;
  • активно осваивает новые действия и повторяет их по просьбе взрослых;
  • ранее изученные действия демонстрирует без подражания, по устной просьбе;
  • стоит без поддержки, делает первые шаги;
  • учится дифференцировать предметы по группам (машинки, куклы);
  • осваивает первые простые слова-обозначения (дай, мяу, кис-кис).

Развитие ребенка до года (к 12 месяцам)

  • ребенок начинает играть с другими детьми;
  • узнает близких людей на фотографиях;
  • дифференцирует предметы по форме (мячик, кубик);
  • стоит и ходит самостоятельно, при ходьбе чередует шаги;
  • понимает смысл слова «нельзя» и реагирует на него остановкой запрещенного действия;
  • с легкостью повторяет за взрослыми новые слоги, имеет в лексиконе около 10 простых слов;
  • самостоятельно берет со стола руками посуду, ставит ее на стол, пьет из чашки.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector