Задания по математике для дошкольников — в картинках
Содержание:
- Загадки, шуточные задачи, занимательные вопросы
- Закономерности и числовые последовательности
- Виды заданий по математике
- Решение примеров
- Виды заданий по математике
- Учимся выполнять инструкцию
- Арифметические ребусы
- Математика для дошкольников при подготовке к школе
- Задания по математике в картинках для детей подготовительной группы
- Метаграммы с ответами для детей — подборка для школьных викторин
- Загадки, шуточные задачи, занимательные вопросы
- Что входит в понятие «занимательная математика»?
- Математика. Математические представления, ФЭМП — Математика в средней группе «Белочкины запасы»
- Математические игры на восприятие и тренировку памяти
- Логические задачи
Загадки, шуточные задачи, занимательные вопросы
Такие задания, как правило, вызывают наибольший интерес у детей. В эту категорию входят как веселые, простые задания, так и дидактические игры на состав числа для дошкольников.
Примеры:
- «Продолжите фразу: если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа…» (вышел позже Саши).
- «Отгадайте загадку в стихах:
На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще второй
И уселся, как герой. Сколько стало щенят?».
«У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?»
Задача-шутка
Значение подобных упражнений: дети приобщаются к активной умственной деятельности, осваивают необходимые навыки счета. Благодаря таким заданиям незаметно, в несерьезной форме формируются навыки счета.
Важно! Все игры и задания должны быть подобраны с учетом возрастной группы воспитанников. Маленькие дети не смогут справиться со сложными заданиями, что может привести к потере интереса к предмету и даже снижению самооценки
Старшие, напротив, не захотят думать над слишком легкими заданиями. Они будут им просто не интересны. В результате этого может сложиться неверное представление о математике — малыши будут считать ее слишком сложной, старшие дети — легкой.
Все виды дидактических игр по математике способствуют развитию интереса к цифрам, задачкам и счету у детей, начиная с самого раннего возраста. С навыками математического и логического мышления адаптация ребенка в школе проходит гораздо быстрее. В процессе изучения дети учатся рассуждать, анализировать и обобщать полученную информацию.
Закономерности и числовые последовательности
Закономерность — это правило, по которому в ряду элементов происходит чередование, изменение свойств или самих элементов. Закономерности бывают:
- Циклические, когда элементы чередуются по определённым правилам.
- Возрастающие.
- Убывающие.
Ребёнку знать их названия совсем необязательно. Гораздо важнее объяснить, что в одной задаче может быть несколько правил чередования. Например, простые последовательности могут выглядеть так:
- 1 3 5 7 9 11 13 … (15 17 19 и т.д., нужно прибавлять 2 к каждому числу).
- 20 18 16 14 12 … (тут нужно отнимать 2).
А если усложнить, то получится, например, следующее:
1 2 2 4 3 6 4 8 5 …
Для решения такой задачи нужно смотреть на цифры через одну, получится два ряда:
- 1_2_3_4_5_, в котором последовательность возрастает путём прибавления 1 к предыдущему числу.
- 2_4_6_8_, в котором прибавлять нужно 2.
Таким образом, продолжат этот ряд цифры 10 и 6. Бывают и более сложные правила, например, ряд 1 2 3 5 8 13. В нём каждое следующее число = сумме предыдущих двух.
Для детей 5—6 лет в таких задачах лучше использовать не цифры, а фигуры, цвета или формы. У них не так хорошо развито абстрактное мышление и решить задачу будет проще, если видеть что-то конкретное. Замечательно для наглядности использовать прикладной материал, например, бусины или счётные палочки. Их можно чередовать по цветам, по размеру или по форме. Чтобы заинтересовать ребёнка ещё сильнее, бусины можно нанизывать на нитку, собирая «последовательные бусы».
Прежде чем давать ребёнку задачи для решения, следует объяснить, что такое последовательности и какой логикой нужно руководствоваться при поиске закономерностей. Несколько задач нужно решить вместе, а потом дать ему больше самостоятельности.
Виды заданий по математике
Детей дошкольного возраста разделяют на три возрастные группы: младший (3-4 года), средний (4-5 лет), старший (5-6 лет). Бывает, что выделяют еще одну группу — подготовительную — туда входят дети 6-7 лет. Именно в соответствии с возрастной категорией необходимо подбирать дидактические игры для юных математиков.
Дидактические мероприятия подразделяются на следующие:
- игры;
- загадки;
- задачи-шутки;
- головоломки;
- работа с геометрическим материалом.
Важно! Не стоит заниматься дидактическими играми по математике слишком долго. Особенно это касается младших дошкольников
Изначально достаточно проводить такие занятия по 5 минут в день.
Решение примеров
Большинство детей любят играть такую школу. Усаживаем расшалившихся ребят и даём тетрадный листок в клетку со столбиком примеров. Пишем цифры крупно, высотой в две клетки. Детям остаётся только ответ написать. Понаблюдайте, каким способом выполняется задание. Решение на пальцах допустимо. Со временем ребёнок от него откажется.
Варианты предъявления примеров
- К заданному числу прибавлять все числа до 10 по порядку (первый ряд).
- Меняем слагаемые местами (второй ряд)
- Примеры из первого ряда предъявляем вразнобой (ряды 3-5).
- Чередуем примеры на сложение и примеры на вычитание. Часто дети, решая примеры на сложение, следующий пример на вычитание тоже решают, как на сложение. Это называется стереотипность внимания. Избавиться от неё многим ребятам сложно. Чередование примеров помогает преодолевать стереотипность внимания.
Сперва математические действия с двойкой, потом с тройкой и так далее.
А потом пишем нашему ученику любые примеры в пределах первого десятка, двух десятков. Покажите приём присчитывания (отсчитывания) по одному. Так легче перейти через десяток.
Сайт Нестандартные дети желает успехов в школе.
Виды заданий по математике
К занимательным математическим заданиям относятся игры, загадки, шуточные задачи, головоломки, упражнения с геометрическими фигурами. Все они направлены на развитие быстроты реакции, логического и нестандартного мышления, находчивости, воображения.
Поскольку дошкольный возраст подразделяется на младший и старший, то и задания должны подбираться с учетом степени сложности.
Младший дошкольный возраст охватывает возрастной период 3-4 года, а старший — 5-7 лет.
Конечно, разбивка заданий по возрасту условная, так как все зависит от темпов развития отпрыска, именно на них и надо ориентироваться.
Учимся выполнять инструкцию
Возможно, придётся объяснить: рисовать можно в ряд (строчку) или в столбик. Наши задания рассчитаны на рисование предметов в ряд. Работайте в тетрадке в крупную клетку. Поначалу это удобнее.
Варианты заданий
- Нарисуй в ряд:
три груши и два яблока; четыре вишни: первая и последняя из них с листочками; шесть листочков: три красных, остальные жёлтые; восемь цветочков: второй, четвёртый и седьмой – синие, остальные – жёлтые; семь кружков, разных по размеру; раскрась самый большой в синий цвет; шесть мячиков, чередуя большой и маленький.
- Обведи девять клеток. Раскрась их так, чтобы было по три одинаковых.
- Нарисуй в уголках листа восемь грибов, чтобы в каждом уголке было поровну.
- Нарисуй число (называете любое число) кружками (квадратами, треугольниками, цветочками, домиками, флажками, яблоками, наклонными палочками и прочее). Подбери к нарисованному количеству предметов соответствующую цифру.
- Найди цифру 7 (или любую другую). Нарисуй такое же количество предметов. Например, ребёнок нарисовал семь кружков. Спросите: «А если я нарисую вместо кружков столько же груш, это будет правильно?»
Арифметические ребусы
Занимательная математика для дошкольников 6-7 лет обязательно должна включать в себя решение числовых ребусов! Они развивают знания об арифметике и учат легко справляться со счётом. Ребусы — это шифровки из чисел или картинок. В примерах могут быть пропущены математические знаки или цифры, иногда все цифры заменены картинками или символами. Чтобы решить их, нужно выполнить простые действия: сложение, вычитание, умножение или деление.
Например, в этих уравнениях нужно подобрать правильные знаки, чтобы получилось равенство:
2 _ 3 _ 5 = 0
9 _ 8 _ 7 _ 6_ 5 = 0
7 _ 8 _ 3 _ 6 _4 = 10
Чтобы упростить задание, можно вместо пробелов использовать фигурки, которые для одинаковых знаков будут одинаковые. Детям помладше может быть слишком сложно подставить знаки без подсказок.
В других задачах нужно сопоставить картинки цифрам и решить неравенство. Они учат абстрактно мыслить и сопоставлять данные.
Такие задачи легко составлять самостоятельно, если под рукой нет сборника или доступа в интернет. Упражнения помогут скоротать время с пользой. Есть несколько простых правил:
- Одинаковые цифры обозначаются в рамках одной задачи одинаковыми картинками, разные — разными.
- Двузначные числа можно изображать двумя фигурами, однозначные — одной. Это упростит понимание.
- Можно заменить все цифры в примере символами, а ребёнок должен будет расшифровать их.
Все эти задачки решаются методом подбора
Важно обратить внимание, что правильных вариантов ответа может быть несколько! Например, ребус * + * + * = 9 может быть решён как 3+3+3=9, 4+4+1=9, и т.д. Если же вместо звёздочек будут другие символы, которые подразумевают разные цифры, то вариант чаще всего один. Например, при н+н+н=9 н=3, а при н+н+ц=9 н=4, а ц=1
Например, при н+н+н=9 н=3, а при н+н+ц=9 н=4, а ц=1.
Желательно, чтобы задачи были изображены на бумаге, потому что маленькому ребёнку на слух решить их будет сложно. Скачать и распечатать красочные математические задачи для дошкольников можно из интернета.
Математика для дошкольников при подготовке к школе
Непростая задача математика для дошкольников, а научить дошколят простейшим математическим приемам раньше казалось вообще невероятным. Дети только в первом классе начинали изучать все азы и основы математики. Сейчас же ситуация изменилась.
В школу дети приходят уже с багажом знаний. Математика для дошкольников представляет некоторые сложности. Поэтому знакомить дошкольников с царицей всех наук следует в увлекательной атмосфере, которая будет интересна даже самому вертлявому ребенку.
Математика для дошкольников и математические игры позволят легко и с удовольствием познакомиться дошкольникам с цифрами и числами, с простыми арифметическими действиями, а также знаками «больше» и «меньше».
Когда дошкольники решают задачки в игровой форме, они дополнительно побуждаются найти верный ответ. Дети жаждут похвалы или какой-нибудь награды, пытаются победить в игре непременно. И это способствует закреплению новой информации.
Вот так ненавязчиво и увлекательно можно развивать интерес дошкольника к приобретению полезного материала.
Задания по математике в картинках для детей подготовительной группы
Это не только серия заданий на обучение детей счёту, но и на развитие внимания и логики.
Задание №1
Из каких геометрических фигур состоит солнце?
Из каких – деревья? Из каких – замок?
Посчитай, сколько на рисунке кругов и сколько квадратов. Раскрась рисунок.
Задание №2
Раскрась цветы так, чтобы жёлтых и красных было поровну.
Задание №3
Раскрась шапочки зелёным или синим цветом так, чтобы синих было меньше.
Задание №4
Сосчитай, сколько всего котят. Раскрась их так, чтобы белых котят было больше, чем цветных.
Задание №5
Используя подсказку из чисел на воздушных змеях, составь из букв слово и запиши его в клеточки.
Задание №6
Реши примеры и запиши ответы. Соедини линиями примеры и подходящие рамки с картинками.
Задание №7
Сосчитай все фрукты и все овощи. Запиши результат.
Задание №8
Реши примеры. Запиши и дорисуй ответы.
Задание №9
Какой рисунок здесь лишний? Почему?
Задание №10
Сколько яблок в каждой фигуре? Сосчитай и запиши результаты в клеточки. Где больше всего яблок? А где меньше всего?
Задание №11
Какая книга самая дорогая, а какая самая дешёвая?
Задание №12
Сколько цветков надо пересадить с одной клумбы на другую, чтобы их количество на каждой клумбе сравнялось?
Задание №13
Расставь знаки «больше» (>) «меньше» (<) или «равно» (=).
Задание №14
Впиши в клеточки цифры от 0 до 9.
Задание №15
Пчёлка перелетела с цветка на цветок, собирая сладкий нектар. Проследи путь пчёлки: проведи линию по порядку от одного цветка к другому.
Задание №16
В рамках должно быть указанное количество предметов. Дополни каждую группе: дорисуй недостающие картинки.
Задание №17
Сосчитай всех рыбок, которые плывут направо, и всех рыбок, которые плывут налево. Запиши результаты.
Задание №18
Реши задачки и раскрась правильные ответы.
1) На лугу гуляли 3 курицы, 1 петух, 2 кролика и корова. Сколько всего животных?
2) По шоссе едут 4 легковых автомобиля и 6 грузовиков. Сколько всего машин едет по шоссе.
3) У Маши 10 леденцов. 2 леденца Маша отдала маме. Сколько осталось леденцов у Маши?
4) Катя купила 7 пирожных. Одно она съела. Сколько пирожных Катя принесла домой
Задание №19
Реши примеры. Расставь знаки: больше (>), меньше (<) или равно (=).
Задание №20
Дорисуй фигуры так, чтобы получился:
1) квадрат;
2) круг;
3) ромб;
4) овал.
Задание №21
Из каких фигур собрана каждая гирлянда?
Дорисуй гирлянды, соблюдая закономерность.
Задание №22
Запиши в клеточки буквы по порядку.
Прочитай, что получилось.
Задание №23
Напиши цифры от 1 до 9, а потом в обратном порядке.
Метаграммы с ответами для детей — подборка для школьных викторин
Метаграммы с ответами для детей — подборка для школьных викторин
Метаграммы с ответами для детей — подборка для школьных викторин:
С буквой и он — результат,
Но на с ее заменим —
Вмиг изменит слово так,
Что в нем будет много сена.Итог — стог
Основой слова будет недостаток.
Изменишь букву — дерева остаток.
А чтоб сменить его значенье,
Возьми предмета отраженье.Лень — пень — тень
С к — я воду отвожу,
С г — в лугах в покос встаю,
С буквой й — звучу я строго
На посту у часового.Сток — стог — стой
С т я — спутник всех предметов
И всегда борюсь со светом.
С д — полсуток весь мой срок,
С л — большой людской порок.Тень — день — лень
С д — меня ты в шашках встретишь,
С р — вокруг картин заметишь.Дамка — рамка
С ц я — стоимость предмета,
С л — не Волга, не Ока,
С и — японская монета,
С с — французская река.Цена — Лена — иена — Сена
Я — важный элемент в таблице.
Но стоит букве измениться,
И я всем селам, городам
Любую новость передам.Радий — радио
В бою всегда он первый мчится,
За ним пехота, словно птица.
Но если букву заменить,
То деньги станет он хранить.Танк — банк
С буквой д — вас в дом пускает,
С буквой з — рычит, кусает.Дверь — зверь
Я с л — толстоногий и большой,
А с т — я там, где боль. Я — ах, я — ой!Слон — стон
С е — торопят, если знают.
Что недолго уж до срока.
С и — учительница часто
Говорит в конце урока.Спешите — спишите
На поле колосилась,
На стол попросилась.
Пока не съели совсем.
Хотя по вкусу всем,
Букву ж на л сменили
И актеру подарили.Рожь — роль
Как время года превратить
В настольную игру?
Отброшу гласную одну.
Другую — подберу.Лето — лото
Загадки, шуточные задачи, занимательные вопросы
Загадки, шуточные задачи и занимательные вопросы встречаются детьми с необыкновенным энтузиазмом. Они способны активизировать умственную деятельность ребенка, выработать навыки замечать главные и существенные свойства, отделяя их от второстепенных.
Задания, относящиеся к этой категории, отлично подходят для использования в начале занятия, чтобы подготовить чадо к интеллектуальной работе, провести умственную гимнастику. Шуточные задачи способны создавать благоприятный эмоциональный фон, поднимать настроение.
В качестве отдыха и переключения внимания задания можно использовать в середине занятия. Математические загадки — это замысловатые вопросы или описания какого-то предмета, явления, которые ребенок должен отгадать. Поскольку загадки математические, то в них обязательно будут фигурировать цифры, надо будет производить вычислительные действия.
Шуточные задачи представляют собой игровые задания с математическим смыслом, для решения которых необходимо использовать смекалку и находчивость, а в некоторых случаях обладать чувством юмора. По ним рекомендуют заниматься со старшего дошкольного возраста. Содержание задач необычное, так как наряду с главными признаками они включают второстепенные. Получается, что поиски ответа как бы замаскированы другими условиями.
Примеры шуточных задач
2 автомобиля проехали 5 км. Сколько км проехал каждый автомобиль? Если аист стоит на одной ноге, то он весит 4 кг.
Сколько будет весить аист, когда он стоит на 2 ногах? Что тяжелее: 1 кг бетона или 1 кг ваты? Занимательные вопросы
Они представляют собой краткие вопросы с побуждением сосчитать что-то. Сколько ушей у трёх мышей? Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас? Игры, математические развлечения Игры и математические развлечения — отличный способ разнообразить формы работы. Если выбрать игру с двумя участниками, то интерес ребенка возрастет за счет духа соревнования.
Пример игры для старших дошкольников «Домики»
Для этой игры понадобится 20 изображений домиков с 10 окошками. По наличию штор на окошках можно судить о квартирах.
Суть игры состоит в том, чтобы сравнивать домики между собой: сколько надо вселить жителей, чтобы все квартиры полностью были заняты, сколько надо убрать из домика жителей, чтобы в нем было занято столько же квартир, как в пятом доме.
Универсальные игры «Нарисуй картинку по цифрам»
Чем старше ребенок, тем больше цифр может быть.
Далее посмотрим, как проходит в детском саду математика для дошкольников на основе сказки.
Что входит в понятие «занимательная математика»?
Неожиданные сопоставления чисел и предметов, хитрые головоломки, ребусы, нестандартные решения тривиальных задач способны вызвать у ребёнка интерес к математической науке. Но нужно правильно донести базовые математические закономерности и принципы до детского сознания.У дошкольников увлекательные и интересные занятия занимательной математикой проходят в форме дидактических игр. Знакомство с математикой у малышей начинается с освоения вначале цифр, а потом чисел – базы, которую необходимо заложить ещё до школы. Ведь чтобы ребёнок успевал за современной школьной программой, он уже должен иметь элементарные представления о математике. В рамках урока учитель не имеет возможности, учитывая скорость освоения материала и умственные способности каждого ученика, объяснять ему базовые понятия. Поэтому со стороны родителей необходима соответствующая помощь как в дошкольный период, так и в начальных классах.Познакомить с арифметикой ребёнка нужно уже в 4-летнем возрасте, поэтому самая первая математика должна появиться дома. Малыш должен понять, что количество предметов обозначается числом, что их можно посчитать. Также родителям следует познакомить в игровой форме малыша с простейшими геометрическими фигурами, уча угадывать эти фигуры в окружающих предметах и сравнивать их с предметами (мячами, кубиками, пирамидками).
Постепенно ребёнок начинает делать простейшие вычисления с одинаковыми предметами. Под руководством взрослых в игровой форме он должен научиться сначала складывать и вычитать, потом умножать и делить, осваивает понятия размеров (длина, ширина, высота).Если необходимые знания поступают дошкольникам в форме познавательной продуманной игры, то и математика становится для них увлекательной и интересной. При решении логических задачек они с интересом ожидают таящейся в описании условий задачи «закавыки», и поиск таких подвохов начинает их захватывать.
Математика. Математические представления, ФЭМП — Математика в средней группе «Белочкины запасы»
Публикация «Математика в средней группе «Белочкины…»
Тема: Белочкины запасы. Цель: Создать условия для представления о подготовке диких животных к зиме. Задачи: — создать условия для устного счета в пределах 10; — обеспечить условия для отработки навыка сравнивать больше – меньше, формировать потребность объяснять свой выбор; -…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Козленок, который умел считать до десяти»
Цель: закрепить навыки прямого и обратного счета до 10. Задачи: Развитие внимания кратковременной и долговременной памяти, логического мышления, зрительного восприятия; Закрепить знания детей о геометрических фигурах. Развивать моторику руки, координацию движений. Учить…
Игра-занятие по математике в средней группе «Солнышко» тема: «Счёт до 5. Повторение»
Игра- занятие по математике в средней группе « Солнышко» Тема: «Счёт до 5. Повторение»
Игра — это большая радость для ребёнка дошкольного возраста, в то же самое время развивающая важные психические процессы (мышление и внимание, память и речь. Играя, ребёнок получает новые..
Конспект НОД по ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста «В стране геометрических фигур»
Тема: «В стране геометрических фигур» Задачи: Образовательные: — упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник; — закреплять умение выкладывать фигуры с помощью счетных палочек; — закрепить знания частей суток, дней недели,…
Статья «Конспект ОД по ФЭМП «Цирк» для детей старшего дошкольного…»
Конспект образовательной деятельности по формированию количественных представлений детей старшего дошкольного возраста «Цирк» Возраст воспитанников: дошкольный возраст (6-й год жизни) Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная,…
Конспект занятия по математике, сенсорике и аппликации «Просчитывание и пересчитывание до трех»
Тема: «Присчитывание и пересчитывание до трех » Цель: Создание социальной ситуации познавательного развития посредством игровой деятельности с математическим содержанием Задачи: Создать условия для знакомства с основными цветами и взаиморасположением тел в пространстве;…
Конспект занятия ФЭМП во второй младшей группе «Шар и куб»
Конспект занятия ФЭМП. Вторая младшая группа. «Шар и куб» Цель: Познакомить с геометрическими предметами, шар и куб. Задача: Различать и называть шар (шарик) и куб (кубик, независимо от цвета и величины фигур, основные признаки предмета: цвет, форма и величина. Материал:…
Конспект НОД по ФЭМП в форме квест-игры в старшей группе «В поисках сокровищ. Счет в пределах 10»
Цель: Формировать элементарные математические представления. Задачи: Обучающие: Совершенствовать навыки счёта в пределах 10. Совершенствовать знания о геометрических фигурах. Продолжать формировать пространственно-временные представления
Развивающие: Развивать у детей внимание,..
Страницы:
…
Конспекты занятий по математике
Занятие с детьми в детском саду очень важно. Ведь, пока ребенок маленький в его голове ровными рядами укладываются основные понятия и знания
Именно потом на этом фундаменте будет возводиться шикарный дворец, под названием «личность». Конечно, коррекции подлежит все, но насколько проще будет строить на ровной основе, чем потом постоянно выпрямлять кривые углы.
Именно поэтому особое внимание стоит уделить занятиям педагогов уже в дошкольном учреждении. Развитие речи, логики и математики может проводиться в игровой форме и восприниматься малышом, как веселое времяпрепровождение
Особенно сейчас очень удобно заниматься с малышами, когда под рукой есть Интернет. В сети можно выкладывать свои собственные разработки и одалживать у коллег отличные варианты и интересные находки.
Особенно много конспектов по математике. Ведь занятия в детском саду, которые посвящены этой точной науке очень полезны. В зависимости от программы мероприятия, дети могут учить, а затем успешно повторять числа, а так же учатся красиво и аккуратно их писать. Ребята получают первые навыки сложения и вычитания, закрепляют знания количественного и порядкового счёта.
Чуть позже дети научаться понимать, какие цифры больше, а какие меньше и даже смогут составлять пары. Ближе к школе, математические занятия будут направлены на развитие логического мышления и пространственного воображения, так как дошкольника уже будут задавать настоящие математические задачки. Дети все больше будут узнавать о сложных геометрических фигурах и знакомиться с многоугольниками.
Математические игры на восприятие и тренировку памяти
Самой популярной игрой является «Путаница». Она подходит для дошкольников всех возрастных групп. Смысл ее заключается в следующем: на столе в случайном порядке выкладываются карточки с числами от 1 до 9. Ребенок должен расположить их в порядке возрастания или же, наоборот, убывания. Для самых маленьких можно использовать два-три числа, постепенно увеличивая количество карточек.
«Хлопаем в ладоши». Очень простая и интересная игра. Воспитатель называет любое число, а ребенок должен хлопнуть в ладоши столько раз, сколько единиц в этом числе.
«Не зевай!». Перед ребенком на столе разложены карточки с числами, которые легко изготовить самостоятельно. Воспитатель рассказывает сказку, в которой фигурируют различные числа. Как только прозвучит какое-либо из них, дети должны быстро поднять соответствующую карточку.
Числа по порядку
Большую роль для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность имеют и современные интерактивные задания. Они должны подбираться с учетом ФГОС и соответствовать возрастной категории воспитанников.
Интерактивные занятия
Логические задачи
Задания по математике для дошкольников 5—6 лет должны быть простыми. Особенно в самом начале занятий, когда ребёнок открывает для себя новую область жизни. Лучше всего, чтобы они были в игровой форме, а после каждого успешно выполненного задания малыша следует похвалить.
Детям 6—7 лет можно давать более сложные вопросы, главное — понимать, что деление на возраст довольно условное.
Если пятилетний ребёнок с лёгкостью отвечает на вопросы своей возрастной категории, а семилетний постоянно ошибается, то одному лучше усложнить задания, а второму сначала упростить, а уже потом доводить до нужного уровня.
Для развития логики можно использовать любые загадки. Они учат малышей думать нестандартно. Можно брать как готовые, так и придумывать самому. Вот примеры загадок и вопросов с подвохом:
- В клетке сидят три зайчика. Три девочки взяли по одному зайчику, но в клетке всё равно остался один. Почему? (Одна девочка взяла зайчика вместе с клеткой).
- В саду растёт дуб. У него 10 больших веток, на каждой ветке по 15 маленьких веточек, на каждой маленькой веточке — по два яблока. Сколько яблок растёт на дубе? (На дубе не растут яблоки).
- Какой рукой размешивают чай? (Нельзя размешивать руками, нужно взять ложечку).
- Отчего плавают гуси? (От берега).
- За чем в стакане вода? (За стеклом, из которого он сделан. В этом вопросе подвох в том, что при произношении «за чем» звучит слитно и сбивает ребёнка).
- У неба одна, у земли нет совсем, а у бабушки — две. Что это? (Буква «б»).
Полезно использовать рифмованные загадки, в которых нужно подставить подходящее по смыслу слово.
Сложность в том, что рифмуется совсем другое, и малыш должен вовремя понять это, чтобы не ошибиться с ответом. Это учит его контролировать разум и не выдавать автоматически быстрый и подходящий, на первый взгляд, но не правильный ответ.
- Подобрать себе я смог пару варежек для … (рук).
- Хоккеистов слышен плач, пропустил вратарь их … (шайбу).
- Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно … (четыре).
Кроме таких рифмованных вопросов, можно использовать простое упражнение: нужно взять разноцветные карандаши и написать ими названия цветов. Обязательно нужно писать название цвета карандашом другого цвета. Например, написать синим «красный», зелёным «фиолетовый» и так далее. Потом ребёнок должен прочитать то, что написано, или назвать цвета, которыми это написано. Сначала нужно делать это медленно, потому что несоответствие цвета и названия сбивает с толку.
Если у ребёнка не получается найти верное решение, то нужно объяснить ему правильный ответ, а потом, для закрепления, дать задачи с похожей логикой.
Ни в коем случае не нужно давить на него или смеяться над предложенными вариантами! Это вызовет только негативную реакцию, малыш может замкнуться и обучение пойдёт хуже.
Одними из популярнейших задачек на логику остаются головоломки со спичками. Конечно, для детей лучше взять счётные палочки или карандаши одинакового размера, особенно если заниматься они будут без постоянного надзора. Эти задачи улучшают логику, заставляют мыслить шире. Они бывают самыми разными: можно выкладывать равенства, в которых нужно поменять положение спичек так, чтобы они стали верными, или геометрические фигуры.