Конспект занятия по математике для дошкольников «решение арифметических задач»
Содержание:
- Ход НОД
- Когда можно начинать решать задачи по математике с дошкольником
- Интересные и развивающие математические задачи
- Ход НОД
- Математика. Математические представления, ФЭМП — Математика в средней группе «Белочкины запасы»
- Задачи образовательные, воспитательные, развивающие в ДОУ по ФГОС
- Как познакомить ребенка с логикой и математикой
- Как легко развивать мышление школьнику при помощи загадок?
- Какие цели преследуют задачи для подготовительной группы по математике
- Ход ЗАНЯТИЯ
- Каким должно быть занятие по математике для дошкольников
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, я сегодня шла к вам и на встречу мне шел почтальон, нёс письмо. Письмо прислали для вас. Давайте прочтём и узнаем, что в нем написано. В конверте письмо и лист на котором изображён цветок семицветика но без лепесточков. Это письмо отправили гномики из сказочного леса, они решили сделать подарок Белоснежке — волшебный цветик-семицветик. Но злая колдунья, наложила на цветок математическое заклятье, которое смогут снять только настоящие знатоки математики. Гномы узнали, что вы хорошо разбираетесь в математике, поэтому решили попросить вас о помощи. За каждое правильно выполненное задание в шкатулке будет появляться лепесток семицветика.
1. Математическая разминка (опрос)
Будьте внимательны, первое задание —это математические вопросы:
Счёт от 1 до 20.
Счёт от 20 до 1.
Какое сейчас время года?
3. Сколько дней в неделе?
Какой сегодня день недели?
Какой день недели был вчера?
Какой день недели будет завтра?
Сколько выходных дней в неделе? Перечисли их.
Сколько будних дней в неделе? Перечисли их.
2. Составление и решение задач
Воспитатель: Следующее задание — решение задач.
Воспитатель по очереди вывешивает картинки на доску.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, сколько частей в задаче? Какие? (ответы детей).
Первая картина:На картине две девочки с воздушными шарами: у Кати 6 шаров, а у Ани 5 шаров.
Кто может, используя картинку, придумать условие к первой задаче?
Какой вопрос можно задать? (ответы детей)
Воспитатель: Пожалуйста, выложите решение задачи у себя на столе, а потом проверим на доске. Что нам понадобится для решения задачи? (ответы детей) Нам понадобятся цифры и математические знаки.
После того, как все дети выполнят решение самостоятельно, один ребёнок выходит и решает на доске, другие проверяют.
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, проверьте, правильное решение записано на доске? Все согласны? (ответы детей) Какой ответ мы получили?
Аналогичным образом дети решают вторую задачу.
Вторая картина: «Мама купила 13 груш, Миша съел 4 груши. Сколько осталось груш на тарелке?» (9)
3. Ориентировка на листе бумаги
Гномы испугались злую колдунью и спрятались от нее в волшебном лесу. Давайте поможем Белоснежке их найти. У вас на листе бумаги изображен волшебный лес. В середине леса растут два дерева, Назовите их. Это — ель и береза. Спрячьте первого гнома с левой стороны березы, обозначив его красным квадратом. Спрячьте второго гома справой стороны елки, обозначьте его черным треугольником. В правом верхнем углу спрячьте третьего гнома и обозначьте его красным кругом. В нижнем левом углу спрячьте четвертого гнома и обозначьте его зеленым ромбиком. В левом вернем углу спрячьте пятого гнома и обозначьте его синим прямоугольником. В нижнем правом углу спрячьте шестого гнома и обозначьте его синим овалом. Между деревьями спрячьте седьмого гнома и обозначьте его трапецией.
4. Физкультминутка
«Мы решали, мы решали».
Мы решали, мы решали.
Что-то очень мы устали.
Мы сейчас потопаем,
(Шаги на мести под счет учителя.)
Ручками похлопаем.
(Хлопки в ладоши.)
Раз присядем,
(Приседание.)
Быстро встанем,
(Повороты туловища. Ходьба на месте.)
Улыбнёмся
Тихо сядем.
5. Моделирование геометрических фигур
Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Это необычные загадки, а математические — в них загаданы геометрические фигуры. Дети подходят к столу где лежат геометрические фигуры, и поочерёдно после каждой загадки берёт ту геометрическую фигуру, которая соответствует ответу.
У него углы прямые И четыре стороны.
Те, которые напротив, Параллельны и равны.
(Прямоугольник.)
Все четыре стороны
У него всегда равны.
Прямоугольнику он брат, Называется.. .
(Квадрат.)
Вот фигура крыша дома,
Она каждому знакома.
Три угла, три стороны,
И вершин всего лишь три.
Скажет вам любой дошкольник:
Та фигура. (Треугольник.)
Я фигуру начертил,
А название забыл.
Ту фигуру каждый знает
Юбочку напоминает.
В ней четыре стороны,
Не всегда они равны, (Трапеция.)
Все четыре стороны
Тоже у него равны.
Но углы в нем не прямые — Острые есть и тупые.
Удивляется квадрат: «Кто-то сплюснул тебя, брат!»
(Ромб.)
А для следующего задания вам понадобятся геометрические фигуры, с помощью картинки вы выполните задание. Делимся на 2 команды.
Воспитатель раздает двум командам наборы геометрических фигур и картинку на которой изображен рисунок ракеты, и замка. Дети под музыку собирают эту картину из геометрических фигур.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята вы помогли гномикам, молодцы!
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, чем мы сегодня занимались?
Какие задания мы выполняли, чтобы помочь гномикам? (ответы детей)
Какие задания вам понравились? Какие показались вам сложными? (ответы детей)
А какие легкими? (ответы детей)
Когда можно начинать решать задачи по математике с дошкольником
Ребенок использует математические навыки на протяжении всей своей жизни. Раннее изучение математики не означает, что нужно браться за учебники вместо игры. Еще до того, как они пойдут в школу, большинство детей развивают умения складывать и вычитать посредством повседневных взаимодействий. Например, когда мы кладем печенье в банку, сумма увеличивается (сложение); когда мы вынимаем печенье из банки, сумма уменьшается (вычитание).
Дети сортируют предметы по цвету
Вся наша жизнь пронизана математикой и маленькому ребенку будет гораздо проще, если он начнет как можно раньше с ней знакомиться. Исследования педагогов и психологов показали, что мозг детей уже в два года способен решать простейшие задания по математике.
Изучение математических основ в детском саду начинается в младшей группе, где у малышей формируют элементарные представления об этом предмете. Например, детям предлагают задания на подбор и объединение различных предметов по общему признаку.
Интересные и развивающие математические задачи
У дошкольников формируются основные знания, необходимые им для последующего обучения в школе. Часто возникает вопрос: как научить ребенка решать задачи по математике перед поступлением в 1 класс. Есть несколько основных приемов, которые позволят детям легко решать математические задания:
- Внимательно прочитать условие и выделить несколько этапов: условие, вопрос, решение, ответ.
- Составить план-схему для нахождения неизвестного. Маленьким детям проще использовать рисунки и схемы, примеры из жизни.
- Сделать акцент на вопросе задания: что именно нужно найти и что уже известно.
- Для успешного освоения арифметических действий приучите ребенка постоянно практиковать навык решения задач.
Схемы решения задач
Математика – сложная наука, она может привести к некоторым трудностям в период обучения в школе
Не каждый ребенок характеризуется математическим складом ума, и очень важно в период подготовки детей к школе развить интерес к этому предмету и заложить базовые математические представления
Для занятий с дошкольниками предпочтительнее использовать интересные и развивающие задания, способные пробудить тягу к предмету.
Задания для малышей по математике
Счет до 5. Детям раздаются карточки с изображением предметов и последовательностью чисел от 1 до 5. Необходимо посчитать, например, птиц и обвести получившееся число в кружок.
Птицы и последовательность чисел от 1 до 5
Закрашиваем клетки. Детям предлагаются карточки с заданием. На них изображены клеточки и указано количество, которое необходимо закрасить. Например, изображено пять клеток, а требуется закрасить три.
Количественное сравнение предметов. На карточках изображены предметы, например, чашки. Справа три, а слева одна. В задании просят указать, где больше чашек.
Задания по математике для старшей группы
Задание на сравнение. Детям раздаются листы с рисунками и соответствующие им числовые примеры. Они должны подобрать к каждой картинке правильный пример.
Складывание фигур. Детям в группе раздаются палочки и бланки с изображением предметов, к примеру, гриб, очки, качели и т.п. Ребенку необходимо собрать эти фигуры из палочек, ориентируясь на образец.
Изображение предметов для складывания палочками
Посчитай фигуры. На бланке изображены геометрические фигуры и детям предлагается сосчитать, сколько на картинке квадратов, треугольников или иных фигур, из которых состоит предложенное задание.
Геометрические фигуры для счета
Обучающие задачи в детском саду по ФГОС
Обучающие задания для детей по математике направлены на актуализацию знаний и самостоятельное закрепление изученного материала.
Отлично подойдут детские задачки по математике:
Сложи игрушки. Дети должны сложить определенное количество игрушек, которое назвал воспитатель. Таким образом тренируются навыки предметного счета, развивается способность сохранять в памяти нужное число и находить к нему требуемое количество предметов.
Определи фигуру. Малышам раздается наглядный печатный материал с изображением различных фигур разных цветов. Воспитатель называет фигуру и просит детей обвести ее пальчиком и произнести название.
Образовательные задачи в детском саду по ФГОС также направлены на закрепление ранее изученного материала. Например, закрепление состава чисел.
Состав чисел
Ход НОД
Организационный момент.
Дети стоят полукругом на ковре, приветствуют друг друга улыбкой и пожатием руки.
Iчасть: Дидактическая игра «Стройся в ряд».
1 вариант: воспитатель детям раздаёт карточки с изображением кругов и строятся в ряд в соответствии с количеством кругов на них (от1 до 20). Воспитатель уточняет, сколько детей построилось в ряд и сколько кругов у них на карточках. Дети проверяют правильность выполнения задания, затем меняются карточками и вновь выстраиваются в ряд.
2 вариант игры: выбирается 1 ведущий. Он раздает карточки случайным образом детям. Командует «Стройся в ряд!» и дети строятся в ряд по числу кругов, которые им попались. Затем ведущий проверяет правильность выполнения задания.
IIчасть: Игровое упражнение «Олимпийские игры».
На панно 8 картинок спортсменов (лыжников). Воспитатель добавляет ещё 2 картинки (лыжников) и предлагает детям составить задачу, предварительно уточняя ее структуру.
Воспитатель выслушивает задачи детей и уточняет: «Какое условие в задаче? Какой вопрос в задаче?» Затем просит повторить задачу ещё раз.
Дети, сидя на месте перед собой выкладывают кружочки из счётных наборов. 1 ребенок делает это на доске.
Воспитатель уточняет: «Больше или меньше стало лыжников, после того как приехали ещё 2 лыжника? С помощью какого арифметического действия будем решать задачу?» (Сложение).
Теперь под кружками выложите пример цифрами из набора и решите его.
1 человек это же делает у доски. Дети решают задачу и отвечают на вопросы.Воспитатель выясняет: «Какое арифметическое действие выполнили? Какие числа сложили? Почему складывали эти числа? Что сделали, чтобы решить задачу? Какой ответ в задаче?»
Воспитатель обобщает ответы детей: «К восьми прибавили два, получилось десять. Десять лыжников приехало на соревнования».
Физминутка:
На коньках стоять умеем,
И на ноги их оденем,
(шагаем на месте, одеваем коньки)
Приготовимся – Вперед!
Совершаем мы полет.
(согнули спину, присели на полусогнутых)
Плавно ноги мы разводим,
Быстро двигаемся, сводим,
(нога и рука вправо)
Руки тоже за ногами
Быстро двигаются сами.
(нога и рука влево)
Мы на льду быстрее всех,
Впереди нас ждет успех!
(маршируем, хлопки перед грудью)
2 ЗАДАЧА:
Вызываются 2 ребенка. Им дается задание, которое они должны показать, а дети составить задачу. У 1 ребенка 5 конфет, у 2 ни одной конфеты. Первый ребёнок отдаёт 2 конфеты второму ребёнку. Все дети на это смотрят и должны составить задачу. Воспитатель выслушивает ответы детей. Вместе с детьми составляют задачу. Условие и вопрос. Дети в соответствии с условиями задачи выполняют действия со счётными палочками. Затем выкладывают пример из цифр на столе, а 1 ребёнок на доске. Воспитатель разбирает структуру и решение задачи, делая акцент на определении действия «вычитания».
IIIчасть: К кукле Кати пришли в гости друзья – животные. Воспитатель показывает всех животных по очереди и предлагает назвать их. Потом предлагает назвать, как в общем можно назвать (домашние животные). Вызывает к доске 1 ребенка, который считает, сколько всего животных пришло к Кате в гости. Воспитатель раздает каждому ребенку по 1 кругу и говорит. Этот круг будет торт которым Катя хочет угостить своих гостей. Нам надо разрезать торт на столько равных частей, сколько гостей пришло к Кате. Выясняем с помощью счёта, сколько гостей пришло к Кате (8гостей). Значит, нам надо разделить торт, т. е наш круг из бумаги на 8 частей.
Сначала воспитатель вызывает 1 человека к доске и чертит на доске круг. Надо начертить линии и разрезать так, чтобы разделить круг на равные части. Сначала на 2, потом на 4 и т. д. Затем дети на месте берут ножницы и разрезают круг на 8 равных частей. Воспитатель проверяет выполнения задания.
Если мы возьмем 1 часть торта по отношению к целому торту, какая это будет часть? (1/8, 2 часть по отношению к целой части? (2/8, и так несколько примеров…
IV. РЕФЛЕКСИЯ
Математика. Математические представления, ФЭМП — Математика в средней группе «Белочкины запасы»
Публикация «Математика в средней группе «Белочкины…»
Тема: Белочкины запасы. Цель: Создать условия для представления о подготовке диких животных к зиме. Задачи: — создать условия для устного счета в пределах 10; — обеспечить условия для отработки навыка сравнивать больше – меньше, формировать потребность объяснять свой выбор; -…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Козленок, который умел считать до десяти»
Цель: закрепить навыки прямого и обратного счета до 10. Задачи: Развитие внимания кратковременной и долговременной памяти, логического мышления, зрительного восприятия; Закрепить знания детей о геометрических фигурах. Развивать моторику руки, координацию движений. Учить…
Игра-занятие по математике в средней группе «Солнышко» тема: «Счёт до 5. Повторение»
Игра- занятие по математике в средней группе « Солнышко» Тема: «Счёт до 5. Повторение»
Игра — это большая радость для ребёнка дошкольного возраста, в то же самое время развивающая важные психические процессы (мышление и внимание, память и речь. Играя, ребёнок получает новые..
Конспект НОД по ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста «В стране геометрических фигур»
Тема: «В стране геометрических фигур» Задачи: Образовательные: — упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник; — закреплять умение выкладывать фигуры с помощью счетных палочек; — закрепить знания частей суток, дней недели,…
Статья «Конспект ОД по ФЭМП «Цирк» для детей старшего дошкольного…»
Конспект образовательной деятельности по формированию количественных представлений детей старшего дошкольного возраста «Цирк» Возраст воспитанников: дошкольный возраст (6-й год жизни) Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная,…
Конспект занятия по математике, сенсорике и аппликации «Просчитывание и пересчитывание до трех»
Тема: «Присчитывание и пересчитывание до трех » Цель: Создание социальной ситуации познавательного развития посредством игровой деятельности с математическим содержанием Задачи: Создать условия для знакомства с основными цветами и взаиморасположением тел в пространстве;…
Конспект занятия ФЭМП во второй младшей группе «Шар и куб»
Конспект занятия ФЭМП. Вторая младшая группа. «Шар и куб» Цель: Познакомить с геометрическими предметами, шар и куб. Задача: Различать и называть шар (шарик) и куб (кубик, независимо от цвета и величины фигур, основные признаки предмета: цвет, форма и величина. Материал:…
Конспект НОД по ФЭМП в форме квест-игры в старшей группе «В поисках сокровищ. Счет в пределах 10»
Цель: Формировать элементарные математические представления. Задачи: Обучающие: Совершенствовать навыки счёта в пределах 10. Совершенствовать знания о геометрических фигурах. Продолжать формировать пространственно-временные представления
Развивающие: Развивать у детей внимание,..
Страницы:
…
Конспекты занятий по математике
Занятие с детьми в детском саду очень важно. Ведь, пока ребенок маленький в его голове ровными рядами укладываются основные понятия и знания
Именно потом на этом фундаменте будет возводиться шикарный дворец, под названием «личность». Конечно, коррекции подлежит все, но насколько проще будет строить на ровной основе, чем потом постоянно выпрямлять кривые углы.
Именно поэтому особое внимание стоит уделить занятиям педагогов уже в дошкольном учреждении. Развитие речи, логики и математики может проводиться в игровой форме и восприниматься малышом, как веселое времяпрепровождение
Особенно сейчас очень удобно заниматься с малышами, когда под рукой есть Интернет. В сети можно выкладывать свои собственные разработки и одалживать у коллег отличные варианты и интересные находки.
Особенно много конспектов по математике. Ведь занятия в детском саду, которые посвящены этой точной науке очень полезны. В зависимости от программы мероприятия, дети могут учить, а затем успешно повторять числа, а так же учатся красиво и аккуратно их писать. Ребята получают первые навыки сложения и вычитания, закрепляют знания количественного и порядкового счёта.
Чуть позже дети научаться понимать, какие цифры больше, а какие меньше и даже смогут составлять пары. Ближе к школе, математические занятия будут направлены на развитие логического мышления и пространственного воображения, так как дошкольника уже будут задавать настоящие математические задачки. Дети все больше будут узнавать о сложных геометрических фигурах и знакомиться с многоугольниками.
Задачи образовательные, воспитательные, развивающие в ДОУ по ФГОС
Постановка цели и задач организованной образовательной деятельности заключается в следующих принципах:
- Цель одна;
- Триединство задач: образовательная, развивающая и воспитательная направленность;
- Образовательные задачи ориентированы на привлечение детей к творческому процессу, на организацию групповой и индивидуальной видов деятельности, на выявление умений и способностей детей работать самостоятельно по теме организованной образовательной деятельности;
- Развивающие задачи по ФГОС в ДОУ ориентированы на усовершенствование навыков мышления, памяти, воображения, внимания;
- Воспитательные задачи в ДОУ на занятиях ориентированы на способность понимать учебную задачу и самостоятельно ее исполнять;
- Формулировка всех видов заданий обязательно должна начинаться с глагола, а также соответствовать программным задачам.
Как познакомить ребенка с логикой и математикой
Взрослые привыкли ассоциировать математику с цифрами, геометрическими фигурами, абстрактными схемами. Маленьким детям такой подход неприемлем. Они воспринимают жизнь образно и видят в ней звуки, изображения, воспринимают на вкус, на ощупь, с помощью запахов.
Математика для ребенка представляет собой интересную игру
С ее помощью он учится обращать внимание на то, чего он раньше не знал и не замечал. Способность к упорядоченному логическому мышлению делает жизнь разнообразнее и интереснее
Изучение математики должно быть увлекательным
При обучении математике важно научить детей 5-6 лет делать умозаключения самостоятельно, находить и видеть закономерности, решать логические и математические задачи. При изучении математики детьми применяется поэтапная методика:
При изучении математики детьми применяется поэтапная методика:
Сначала их учат понимать взаимное расположение предметов. Для этого при помощи игр и многочисленных примеров их обучают понятиям «справа», «слева», «выше», «ниже» и аналогичным
Для обучения могут использоваться игры в работе, прохождение лабиринта или те, которые связаны с простейшим программированием.
Следующее важное умение — это нахождение общих или отличающихся признаков между образцами и построение классификации. Для малышей можно проводить обучение в форме таких игр, где предметы с одним признаком нужно сложить в одну кучку, а с другим — в следующую
При этом можно рассматривать классификацию по размеру, цвету или форме. Необходимо научить малышей выполнять измерение предметов.
Далее следует освоить процесс измерения длин простых предметов. При этом можно в качестве измерителей использовать различные предметы. Для этого можно, например, использовать машинки или куклы. Можно придумать необычные задачи для измерения, например, обвести контур тела ребёнка и измерить его при помощи одной из игрушек.
После этого рекомендуется научиться считать и сравнивать количество различных множеств предметов. Вот какой этап является первым при обучении дошкольников решению арифметических задач.
Игры и математические развлечения
При проведении математических игр могут применяться различные способы:
Должны использоваться физкультминутки, цель которых не только увлекать детей, но и помогать сосредоточиться на решении математических задач.
Важно, чтобы развлечения включали в себя различные виды математической деятельности: не только счет, но и сравнение величин, изучение различных временных отрезков (минут, часов, дней недели, месяцев, времен года), задач на классификацию, на измерение и на умение считать.
Математические понятия должны быть выражены конкретными предметами. Это поможет ребенку их не только понять, но и ощутить.
Можно использовать задачи или игры онлайн.
Обратите внимание! Для изучения могут использоваться простые задачи, которые сочетаются с игровыми сценками
Интересные примеры
Можно изучать цифры на примере известных пословиц:
- старый друг лучше новых двух;
- семь бед — один ответ;
- не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Можно приводить пословицы и разобраться с детьми в том, что они означают, акцентируя их внимание на используемых цифрах. Еще один вид игры, которая заинтересует детей — это складывать разрезанные на части картинки
Их можно предварительно распечатать на принтере
Еще один вид игры, которая заинтересует детей — это складывать разрезанные на части картинки. Их можно предварительно распечатать на принтере.
Дети изучают математические понятия
Карточки для дошкольников
Чтобы сделать занятия более индивидуальными и разнообразными, целесообразно собрать картотеку игр, где они расположены в соответствии с категориями изучаемого материала.
Как легко развивать мышление школьнику при помощи загадок?
Какой самый быстрый путь развить мышление ребенка? Верно! Мышление ребенку 7-8 лет помогут активировать загадки на логику для детей. А ответы покажут возможный, может быть, неожиданный путь для размышления.
Что тоже очень важно. Зачем ребенку мышление в школе, когда достаточно вроде бы развитого внимания и памяти?. Ан нет
Без мышления он не решит новую задачу. Без мышления он видит каждую как в первый раз, хотя предыдущая была точно такая же, но с другими цифрами и объектами
Ан нет. Без мышления он не решит новую задачу. Без мышления он видит каждую как в первый раз, хотя предыдущая была точно такая же, но с другими цифрами и объектами.
Почему ребенок не может применить правила по русскому языку, хотя знает его на зубок? Где была его голова, когда он писал, почему не включилась?
За все это отвечает мышление — умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, критически оценивать. А когда ребенок пойдет в среднюю школу, там начнется геометрия и алгебра, тогда станет совсем грустно.
Поэтому нужно как можно раньше начать отгадывать загадки на логику!
Какие цели преследуют задачи для подготовительной группы по математике
Основная цель решения заданий по математике — формирование положительного отношения к школе, а также стремление к выполнению определенных задач.
Дети в детском саду
Задания по математике в подготовительной группе преследующие различные задачи.
Образовательные:
- закрепление способностей называть числа в прямом и обратном порядке до 10, начиная с любого числа в ряду;
- закрепление умений составлять задачи и записывать их решение;
- формирование способностей выделять условие и вопрос;
- формирование знаний о ряде чисел, о предыдущем и последующем;
- формирование навыков количественного и порядкового счета;
- при решении заданий формирование умений выбора правильного арифметического действия;
- формирование умений решения в одно действие на сложение, вычитание, а также умений пользоваться знаками «=», «+», «-».
Развивающие:
- развитие сообразительности, внимательности, логического мышления и памяти;
- формирование мыслительного процесса;
- развитие речи;
- формирование умений высказывать свои мысли;
- развитие творческих навыков и воображения.
Воспитательные:
- развитие интереса к математике;
- формирование умений решать все самостоятельно;
- формирование стремлений к оказанию помощи другим.
Ход ЗАНЯТИЯ
Педагог: Сегодня утром нам доставили телеграмму от Феи из страны «Математики»: «Дорогие дети, я приглашаю вас в путешествие по морю, к острову Чудес, на поиски сокровищ старого замка. В пути вас ждут интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Желаю удачи. Фея!».
Педагог: Проведём разминку: Если стол выше стула, то стул?
Дети: Ниже стола.
Педагог: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?
Дети: короче линейки.
Педагог: Если верёвка толще нитки, то нитка?
Дети: Тоньше верёвки.
Педагог: Если сестра старше брата, то брат?
Дети: Младше сестры.
Педагог: Молодцы! Команда готова. А на чём же мы отправимся в плаванье?
Какой красавец, всегда и везде.
На суше родится – живёт на воде?
(корабль)
Для того, что бы построить корабль необходимо вспомнить какие бывают геометрические фигуры.
Педагог: Достаньте геометрические фигуры из конверта. Постройте из них корабль, и мы отправимся в путешествие. Приступайте к строительству.
Педагог: Вот и готов волшебный корабль. Молодцы, вы оказались умелыми строителями. Итак, отправляемся. Начнём отсчёт (от 1 до10). Вот мы и в море.
Педагог: Мы быстро продвигаемся вперёд и уже подплываем к волшебному острову, на нём растут необыкновенные цветы, на которых – задания.
1. Пять гусей купили сапоги
Сосчитать их помоги. (10)
2. На ёлке сидели 5 синичек.
К ним прилетели 5 снегирей.
Сколько птиц на ёлке(5)
3. На одной ветке дуба росло три яблока, а на другой два. Сколько всего яблок росло на дереве? (Ни одного, т. к. на дубе яблоки не растут).
Педагог: Очень хорошо! Так мы быстро доберёмся до острова. Посмотрите поднимается ветер и сейчас может начаться буря, чтобы этого не случилось нам надо выполнить новое задание. Поставьте вместо звездочек знак «>» или «<».
6 * 2 7 * 1 2 * 5 4 * 3 4 * 8 9 * 5
Молодцы! Буря нам не страшна.
Педагог: Наш корабль плывёт дальше. И мы видим огромный город Числоград. Следующее задание Феи – помочь жителям города Числоград.Дома в этом городе необычные: на каждом этаже живут числа – соседи, которые в сумме дают номер дома. Заселите домики недостающими числами.
Физкультминутка
От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход, (Дети встали)
Раз, два,
Он шагнул назад сначала (Шаг назад)
Раз, два,
А потом шагнул вперед, (Шаг вперед)
Раз, два,
И поплыл, поплыл по речке,
(Волнообразное движение руками)
Набирая полный ход. (Ходьба на месте)
Мы шагаем дружно, бодро,
Но пора закончить ход. (Дети садятся за парты).
Воспитатель: Вот мы и подплываем к острову Чудес. Но сойти на этот остров не так-то просто, его охраняют, а кто мы не знаем. Что бы узнать, кто охраняет остров, необходимо выполнить следующее задание Феи.
Рисование по клеткам под диктовку педагога. (2 клетки влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 4 клетки вниз, 4 клетки влево, 1 клетка вверх, 5 клеток вниз,1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо, 5 клеток вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вверх).
Воспитатель: Кто же охраняет этот остров?
Дети: Собачка.
Педагог: С таким сложным заданием вы справились, так как были внимательны и настойчивы. Я горжусь вами. На остров мы попали, вот и сказочный замок. Там и надо искать клад, но дверь заперта, и мы не можем туда попасть. Поэтому Фея задаёт нам самое трудное задание. Необходимо решить задачи на сложение и вычитание.
1 задача: Три поросёнка гуляли на лужайке. Но наступила осень, и пора настала строить свои домики. Наф-наф ушёл строить свой дом, а остальные остались гулять. Сколько поросят осталось на лужайке? (Записываем эту задачу на доске с помощью цифр и знаков 3 – 1 = 2).
2 задача: В лесу под ёлочками росло 4 гриба. Прошёл дождь, и выросло ещё 2. Сколько всего грибов стало расти под ёлкой? (Записываем эту задачу на доске помощью цифр и знаков 4+ 2= 6).
Педагог: Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с заданием.
Открывается дверь замка, ребята видят сундук.
Воспитатель: Вот мы и нашли клад, выполнив все задания Феи.
(В сундуке учебник математики).
Дети! Это самая важная книга, она поможет вам решить много новых задач и примеров. А теперь нам пора возвращаться.
Дадим обратный отсчёт от 10 до 0. Закройте глаза.
Вот и закончилось наше путешествие, мы и вернулись обратно.
В путешествии вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось отыскать клад. Давайте похлопаем друг другу за хорошую работу. Спасибо!
Каким должно быть занятие по математике для дошкольников
При работе с детьми младшего возраста методы обучения должны быть наглядно-действенными. Малыши лучше всего усваивают новое, наблюдая за действиями старших или делая самостоятельные попытки под его руководством.
Один из действенных приемов — это организация сюрпризных моментов, в которых имитируется появление игрушек или прихода сказочных гостей.
Хорошим подспорьем будет использование онлайн материалов.
Объяснение математических понятий лучше всего начинать со сравнения предметов, нахождения в них общих или отличительных признаков.
Поэтому важно правильно работать с дидактическим материалом. Важно понимать, что если ребенок терпит неудачу, то он быстро теряет интерес к занятию
Поэтому материал надо разбить на относительно небольшие части и давать ребенку простые и понятные объяснения каждого шага решения задачи.