Как успокоить ребёнка? учимся гасить истерики
Содержание:
- Подарки Зубной феи
- Крапивница
- Как успокоить плачущего дошкольника
- Чем психолог может помочь ребёнку и родителям?
- О чём важно помнить родителям?
- Спеть ребенку
- Польза и вред совместного сна
- Если вы с трудом можете выносить плач ребенка
- Почему плачут младенцы?
- советов «на скорую руку»
- Как проявляются приступы злости у детей
- Если истерики не проходят
- Причина № 3. Мне жарко (холодно)
- Почему дети плачут
- Способ №8. Согреть или «проветрить» малыша
- Способ №5. Принять ванну или душ
- Ценитель тишины
- О детском плаче
- Как успокоить грудничка, когда он плачет?
- Способ №7. Успокоить маму
- Как воспитателю успокоить ребёнка в садике
Подарки Зубной феи
Отличить появление зубов от других болезненных состояний можно по нескольким признакам:
- Обильное слюнотечение (постоянно мокрый подбородок и шея).
- Ребенок все тянет в рот (чешет десна).
- При появлении зубов может подниматься температура.
- Воспаляются десны, что вызывает болезненное ощущение.
Какие меры предпринять и как успокоить ребенка, когда режутся зубы? Полезны теплые ванны, легкий массаж, холодные компрессы на болевую область. Также рекомендуется использовать охлажденные в холодильнике прорезыватели (в морозильную камеру их помещать нельзя). Эффективным способом снятия боли и зуда может стать покусывание рук родителей (предварительно вымытых). Во время процедуры аккуратно водить по деснам. Подобный массаж проводится каждые два, три часа.
Спят малыши беспокойно все время появления молочных зубов, поэтому, кроме всего выше перечисленного, будет своевременным проигрывание успокаивающей музыки для сна детям. Крепкий сон малыша и спокойствие родителей будет гарантировано. В случае болезненного появления зубов следует обратиться к врачу для назначения обезболивающих препаратов.
Крапивница
Зуд у ребенка часто вызывают аллергические реакции организма. К таким заболеваниям относится крапивница. Спровоцировать болезнь могут различные аллергены, часто причину установить не удается.
На коже и слизистых образуются множественные волдыри, напоминающие ожоги крапивы или укусы комаров. Пораженные участки сильно зудят, отекают и краснеют. Высыпания могут возникать на любой части тела. В тяжелых случаях возможно повышение температуры тела, головная боль, общее недомогание. У детей до трех лет могут возникать диспепсические расстройства: тошнота, рвота, нарушения стула.
Хроническое вялотекущее течение крапивницы нарушает сон и аппетит ребенка, дети становятся капризными и вялыми. Тяжелым осложнением является отек Квинке, при котором показана срочная госпитализация.
Как успокоить плачущего дошкольника
Первое, что нужно сделать, вспомнить девиз Карлсона «Спокойствие, только спокойствие!» и придерживаться его во время общения с детьми
Ребенок, претендуя на равноправные отношения, добивается признания важности проблем, с которыми ему приходится сталкиваться, и сопереживания. Достаточно проговорить сложившуюся ситуацию (без сюсюканий, скандалов, криков) и принять совместное решение.
Если плач и обида возникают в ответ на перевозбуждение, переутомление, пресыщение определенными эмоциями (что сигнализирует взрослому о недостаточно продуманной организации режима дня) – нужно создать спокойную обстановку, обнять малыша, обсудить с ним его переживания и страхи
Если есть возможность заняться совместной (успокаивающей) деятельностью: выкладыванием мозаики, играми с песком, водой. Возможны лепка и аппликация. Деятельность должна быть приятной и не вызывать дискомфорт.
Плач и все известные способы привлечения к себе внимания часто становятся признаками трудности формирования самооценки. Само по себе это качество — новообразование в психическом развитии ребенка 4-5 лет, но формируется оно только под влиянием окружающей среды и значимых взрослых. Проявляются такие проблемы в «неадекватном» (с точки зрения родителей) поведении ребенка: ведет себя вызывающе артистично, напоказ, часто впадает в крайние проявления отрицательных эмоций, начинает говорить и поступать назло всем. Бунтарские затеи можно перечислять бесконечно. Как показывает практика, выход из сложившейся ситуации один – визит к детскому психологу, если потребуется — к неврологу. Самостоятельно решить проблемы такого характера могут единицы, поэтому «вариться в собственном соку» не только плохо для родителей, но, в первую очередь, и для будущей судьбы малыша.
Часто проявляются капризы у дошкольников перед сном. Это указывает на то, что ребенок перевозбудился, переутомился или, наоборот, занимался слишком активной деятельностью, и организм не успел переключиться на более медленный и спокойный темп работы. Рекомендации по уравновешиванию всех процессов в организме дошкольника остаются прежними: тишина и полумрак в комнате, свежий воздух и теплые ванны перед сном, успокаивающая музыка для детей, любимая сказка или колыбельная – все, что позволит малышу почувствовать любовь, заботу и нежность по отношению к нему.
Чем психолог может помочь ребёнку и родителям?
Как и в случае с дошкольником, работа психолога заключается в установлении паттернов поведения и решении сопутствующих психологических проблем. Особенность работы со школьниками состоит в том, что они уже лучше понимают себя, могут давать оценку своим действиям и находить взаимосвязи.
Работа психолога с 8-летним Ваней и его мамой
На семейной терапии психологу удалось выяснить, что:
- Мама воспитывает Ваню одна.
- Истерики случаются обычно после общения с мальчиками. Они более грубые, часто обижают, с девочками ребёнок ладит куда лучше.
- Истерика возникала у Вани в моменты, когда нарушалось его личное пространство.
Работа с мальчиком включала в себя обсуждение неприятных моментов, выстраивание новой линии поведения в ситуациях, которые потенциально несли «опасность» или какой-либо дискомфорт. Мальчик научился адекватно реагировать на неприятные вопросы («а где твой папа?»). Маме же психолог посоветовал увлечь ребёнка каким-нибудь интересным занятием, чаще приглашать в гости его сверстников, желательно, спокойных и тактичных детей.
Также в ходе терапии мама Вани поняла свою ошибку: она слишком хотела вырастить из него настоящего мужчину, где-то недодала ласки, где-то наделила слишком большой ответственностью и всегда много требовала. При этом ей казалось важным, чтобы сын чётко выполнял её требования, даже когда он злился на неё, был чем-то недоволен или чувствовал себя уставшим. В семье почти не было места для обсуждения ситуаций и достижения договоренностей. В итоге мальчик не научился формулировать собственные желания, отстаивать своё мнение, реагировать на внешнюю агрессию. Всё это нашло отражение в проблемах с одноклассниками.
А избыточное напряжение в отношениях с мамой (ведь Ивану так важно было соответствовать всем её пожеланиям) привело к периодическим сильным эмоциональным выплескам, истерикам. Поэтому ещё одним важным пластом во взаимодействии с психологом была работа с чувствами: снятие накопившегося напряжение через игры и упражнения, обучение выражению эмоций приемлемыми способами, формирование навыков открытого диалога и высказывания своего недовольства.. Сейчас у Вани всё отлично
Постепенно истерики сошли на нет. Учителя, намекавшие, что у ребёнка проблемы «медицинского характера», теперь говорят, что это славный мальчик, у которого просто был сложный период.
Сейчас у Вани всё отлично. Постепенно истерики сошли на нет. Учителя, намекавшие, что у ребёнка проблемы «медицинского характера», теперь говорят, что это славный мальчик, у которого просто был сложный период.
О чём важно помнить родителям?
О том, что «взрослый» ребёнок – ещё не взрослый. Он ещё не вырос, но проходит этапы взросления, становления личности. Все психологи сходятся во мнении, что истерики проще предотвратить, чем бороться с установившейся линией поведения и чертами характера.
Поэтому школьникам нужно то же, что и малышам: режим дня, чёткость и справедливость требований, отсутствие перегрузки и излишней строгости, возможность обсудить чувства со взрослыми, внимание, забота и любовь, независимо от поведения и возраста.
Также спросите себя: наше отношение к сыну (дочери) растёт вместе с ним (с ней)? Не держим ли мы 15-летнего ребёнка в «люльке» для младенца? Помните, и ответственность, и свобода должны постепенно расти вслед за подростком, иначе он будет чувствовать себя мягко говоря не комфортно.
Спеть ребенку
Если нервы еще не на пределе, и голос не дрожит от непрекращающихся криков, можно спеть малышу. И не только колыбельные — пора расширить свой репертуар. Попробуйте разные жанры песен — от фолка до рока. Никогда не угадаешь, какая мелодия понравится младенцу.
Тихонько пойте, прижимая младенца к своей груди. Доктор Риверс говорит, что знакомый мамин голос способен успокоить даже самую сильную детскую истерику. Мелодичные звуки помогут снизить частоту сердечных сокращений и частоту дыхания у ребенка. Поэтому не стоит недооценивать силу собственного голоса, даже если вы не Тейлор Свифт.
Польза и вред совместного сна
Сегодня у педиатров нет сомнений в том, что сон мамы рядом с новорожденным спокойнее, как для нее самой, так и для малыша. Поэтому вопрос о том, что дети должны спать отдельно от родителей с самого рождения, возникает все реже. Во-первых, женщине не нужно по 10 раз за ночь вставать к ребенку, чтобы его покормить. Во-вторых, кроха чувствует себя в безопасности. За 9 месяцев внутриутробного развития малыш привыкает к маминому сердцебиению, ритму дыхания и запаху, поэтому первые 3 месяца особая близость ему просто необходима. В-третьих, исследования показывают, что детки, которые в младенчестве спали с родителями, меньше боятся темноты, вырастают более добрыми и отрытыми, так как ощущали тепло и ласку с первых дней жизни. К тому же синхронизируются циклы сна и бодрствования малыша и мамы.
Несмотря на то, что у совместного сна есть ярые противники, заявляющие, что крепко заснув, ребенка можно придавить, современная статистика отвергает это. У женщин природой заложен материнский инстинкт, который работает на поддержание жизни и охрану ребенка. Поэтому сон матери, особенно в первые недели после родов, настолько чуткий, что она чувствует любое движение и звук от малыша. А чтобы ребенок действительно был в безопасности, нужно просто правильно организовать совместный сон:
- Не стоит укладывать новорожденного между собой и мужем. У мужчин отсутствует «материнский» инстинкт, они крепко спят и во сне могут делать резкие движения. Укладывайте кроху возле стенки или сооружайте бордюрчик из одеяла.
- Матрас должен быть достаточно жестким. Не нужно укладывать новорожденного на подушку, иначе в дальнейшем у него могут возникнуть проблемы с позвоночником.
- У малыша должно быть отдельное одеяло.
- При сильной усталости или приеме сильных лекарств, лучше уложить кроху в свою кроватку.
Единственный аргумент, который можно выдвинуть в пользу того, почему дети должны спать отдельно от родителей, связан с гигиеной. Заболевший родитель может заразить ребенка. Также не стоит забывать, что сон с новорожденным не пойдет на пользу супружеским отношениям. Близость при спящем малыше, как минимум, затруднительна. Со временем ограничения в интимной жизни могут привести к серьезным проблемам между мужем и женой. По статистике более 50% пар, укладывающих ребенка в постель между собой, разводятся.
Если до 2-3 лет совместный сон не несет для ребенка никакого вреда, то по достижении этого возраста его следует приучать ребенка спать отдельно от родителей. В это время у малыша формируется чувство собственности и чем быстрее у него появится личное пространство, тем активнее будет формироваться его индивидуальность. Некоторые психологи уверены, что детки, которые спят с мамой в течение долгого времени (3-5 лет) в будущем сильно от нее зависимы и во всем руководствуются ее мнением. Зависимые от матери мальчики поздно женятся или не женятся вообще, да и для девочек несамостоятельность ничего хорошего не сулит.
Если вы с трудом можете выносить плач ребенка
Уставать, расстраиваться, чувствовать себя неполноценным родителем и даже злиться — нормально. Эти эмоции не делают вас плохим родителем, равно как не делает более хорошим родителем отсутствие этих эмоций.
Помните: самое главное — это безопасность. Если вы чувствуете, что вам хочется потрясти ребенка — «ну что же ты еще от меня хочешь?!», сделайте паузу.
Если эмоции берут верх:
- Не трясите ребенка
- Глубоко вдохните и посчитайте до 10
- Поместите ребенка в безопасное место (кроватка, манеж) и выйдите из комнаты на 10-15 минут
- Сделайте что-то, что вас успокаивает: включите музыку, выполните простые домашние дела (помойте посуду и т.п.), позвоните близким для эмоциональной поддержки
- Проверяйте состояние малыша каждый 10-15 минут, если вам нужно больше времени, чтобы успокоиться
- После того как успокоитесь, попробуйте повторить меры для успокоения ребенка из первого списка.
Почему плачут младенцы?
Плач — единственная возможность новорожденного сообщить матери о том, что ему плохо. Здоровый ухоженный младенец не будет плакать, если устранены все вероятные причины его дискомфорта:
- необходимость в физическом контакте с матерью — желание взять грудь, удовлетворить сосательный рефлекс;
- желание, чтобы его покачали;
- желание заснуть, чувство усталости;
- необходимость опорожнить кишечник или мочевой пузырь;
- ощущение холода;
- недомогание;
- повышенная чувствительность кожи;
- тревога или испуг, неудовлетворенность контактом с мамой или окружением;
- реакция на геомагнитные или атмосферные явления, фазы Луны.
Советов о том, что именно следует сделать, чтобы заблаговременно обеспечить ребенка всем необходимым и избавить его от необходимости надрывать голосовые связки, а себя – от непрерывного нервного стресса, существует великое множество. Однако большинство их вызваны, в лучшем случае, раздражением уставшего родителя, в худшем — убеждением «С ним (с грудным ребенком) можно делать что угодно — он не сломается!». Поэтому предлагается: не подходить к нему, прикрикнуть, шлепнуть, облить холодной водой, подбросить к потолку или подержать вверх ногами — и только в самую последнюю очередь попытаться, наконец, установить и устранить причину плача.
советов «на скорую руку»
1) Выйти из дома. Мой сын сразу же успокаивается, когда я вывожу его на улицу, если мы находимся за городом, или хотя бы на балкон. Мы стоим и слушаем ветер, улавливаем щебетание птиц, смотрим на деревья.
2) Шепот. Я держу свою дочку у груди и легонько покачиваю. Затем я начинаю шептать ей на ушко: ши-ши-ши-ши. Она успокаивается, как только слышит эти звуки.
3) Прикосновение рук. Своему сыну я делаю массаж. Сначала я разогреваю между ладонями немного детского масла и начинаю нежно массировать ему лоб, потом мягкими движениями потираю переносицу, перехожу на щечки, подбородок и шею. Сыну особенно нравится, когда я разминаю ему ручки и ножки.
Как проявляются приступы злости у детей
В зависимости от возраста дети выражают агрессию по-разному:
- до 1,5 лет: плач, укусы, швыряние игрушек;
- 1,5–5 лет: возможны вспышки ярости, физическое нападение на сверстника, крик, плач, топанье ногами, валяние на полу, убегание, обзывательства;
- 5–7 лет: драчливость, истерики, оскорбления, игнорирование, порча имущества;
- младший школьный возраст: дразнилки, «лёгкие» нападения (толкнуть, отобрать рюкзак, кинуть чем-то), планирование мести, порча имущества, игнорирование просьб, слёзы;
- старший школьный возраст: физическая и вербальная агрессия, перенос агрессии на себя.
Как бы ребёнок ни проявлял злость, важно разобраться в причинах происходящего, решить конфликт здесь и сейчас и предотвратить агрессию в будущем.
<<Форма демодоступа>>
Если истерики не проходят
Если истерики повторяются у ребенка регулярно, продолжаются после достижения им возраста 4 лет, чрезмерно эмоционально окрашены, имеют серьезные последствия (потеря сознания, нанесение себе и другим ущерба), сопровождаются нарушениями сна, аппетита, агрессией, плохим настроением, родителям может потребоваться консультация невролога.
В любом случае, если малыш склонен к истерикам (в силу темперамента), щадящий режим дня, достаточный сон, рациональное питание, разумная по нагрузкам и продолжительности физическая и интеллектуальная деятельность в течение суток, спокойные игры вечером, доброжелательные, но с четкими границами дозволенного отношения с другими членами семьи, правильная тактика поведения родителей во время истерики — минимальный набор воспитательных мер, которые помогут восстановить спокойствие в доме.
Если детские истерики стали для вашей семьи нормой, значит недостатка в зрителях нет
Плохим ли, хорошим ли поведением добивается ребенок вашего внимания — не важно, главное, он получает желаемое: присутствие родителей, их активное эмоциональное вовлечение, а иногда и бонусы в виде материального поощрения.
Вы никогда не должны поддаваться на уговоры, подкупы и попытки ребенка вас разжалобить, иначе вы закрепляете у него то поведение, которому пытаетесь противостоять. Если на пике истерики ваши нервы не выдерживают и вы соглашаетесь пойти навстречу уговорам малыша, то посылаете недвусмысленный сигнал о том, что ему удалось найти эффективную тактику, позволяющую получить желаемое.
Чтобы не становиться объектом манипуляций ребенка, не уделяйте внимания тем поступкам и реакциям, которые находите нежелательными
Чаще хвалите за лучшие проявления и игнорируйте худшие. Со временем малыш поймет, какого поведения вы от него ожидаете.
Если уровень физических, эмоциональных и интеллектуальных нагрузок так велик, что от усталости ребенок теряет контроль над собой, — необходимо серьезно пересмотреть образ жизни и распорядок дня, чтобы привести его в соответствие с возрастными и психологическими потребностями вашего малыша.
Помните: истерика не проявление дурного нрава ребенка, который вам придется терпеть всю жизнь. Это — симптом скрытой проблемы, и вам удастся ее решить, если вы проявите сочувствие, терпение и понимание к чувствам малыша. Наградой вам будут теплые, искренние и доверительные отношения с собственным ребенком, а его воспитание — увлекательным совместным путешествием из детства во взрослый мир.
Причина № 3. Мне жарко (холодно)
Температура очень важна для хорошего самочувствия и настроения крохи. В комнате, в которой находится ребенок, нужно поддерживать постоянную температуру (22 – 24 °С — для новорожденных, 20 – 22 °С — для более старших детей).Как создать комфортную температуру
- Потрогайте плечики, спинку или запястья малыша: если они горячие и потные — малыш перегрелся, если прохладные — мерзнет;
- Если малышу жарко, раскройте его, снимите один слой одежды, переоденьте в сухое белье;
- Если малыш замерз, заверните его в одеяло, возьмите на руки, приложите к груди. Когда кроха согреется, перед тем как положить его в кроватку, не забудьте надеть на него еще один слой одежды;
- На будущее: не следует кутать ребенка — одежда малыша должна быть свободной и дышащей, из натуральных тканей, например из хлопка. Перегрев дети переносят гораздо тяжелее, чем переохлаждение, и это всегда стоит иметь в виду, одевая кроху.
Почему дети плачут
Самая первая причина, из-за которой дети почти гарантированно не смогут сдерживать слезы – боль. Даже взрослые нередко плачут, когда случайно падают, ударяются обо что-нибудь или получают небольшие бытовые порезы
Дети же чуть ли не ежедневно получают самые разные травмы, после чего обязательно начинают плакать, но в таких ситуациях плач помогает отвлечься от боли или привлечь внимание родителей
Следующее, с чем сталкиваются многие родители, это детские попытки манипуляции. К примеру, вы взяли ребенка с собой в магазин за продуктами, но по дороге ребенок приметил необычную или красочную игрушку. Какая первая мысль зародится в маленькой голове? Правильно, получить эту игрушку, но каким образом?
Сначала он просто попросит, но ребенку вряд ли получится объяснить, что какая-нибудь кукла или машинка за несколько тысяч рублей просто сломается через пару дней, а ведь ему она просто жизненно необходима. Ваши объяснения ребенок не поймет или не захочет понимать и приступит к плану Б – он начнет плакать и истерить.
Дальше в списке причин, почему плачут дети, идет желание обратить на себя внимание. Нередко из-за домашних забот или загруженности на работе родители уделяют мало внимания детям
Например, ребенок хочет показать что-нибудь важное по его меркам, но мама или папа не хотят потратить несколько минут на лицезрение этого чего-то важного. Малыш же хочет, чтобы родители обратили внимание на него, и на то, что он хотел им показать
Детское упрямство – частый гость в любой семье, где детским капризам потакали с самого рождения. Когда ребенок привык, что за него все делают, то естественно, что на любые просьбы в чем-то помочь или что-то сделать самостоятельно, ребенок начнет биться в истерике, демонстрируя отсутствие желания.
Способ №8. Согреть или «проветрить» малыша
Здесь речь об оптимальном температурном режиме и его регулировании. Малыш будет беспокоиться и даже плакать, если ему холодно или жарко. Это не повод держать вокруг него постоянный термостат с неизменными +26 градусами. Это приведет к низкой адаптивности. Мы стараемся дать малышу попробовать разное в первые месяцы жизни. Похолоднее — потеплее — дома в одежде — дома без одежды — на улице в разную погоду в слинге, на руках или коляске и т.д. Чтобы он подышал холодным и теплым воздухом. Мы даем пробовать и наблюдаем, что происходит. Например, кожа наших малышей четко реагирует на перегрев. Даже в +24 градуса дома она может давать потницу, если ребенок одет и вспотел в одежде. Кожа реагирует до того, как они начинают плакать. Поэтому на перегрев мы реагируем скорее по коже, чем по плачу. Наоборот, иногда ребенок может плакать, когда он мерзнет и «просит», чтобы его укутали. Одна наша знакомая рассказывала, что ее новорожденная дочка: «Плачет после купания, плавать кайфует, а потом, когда из полотенца разворачиваем вытирать, начинает плакать, холодно ей. Согреваем сразу ручки и ножки, ну и грудь успокаивает, но кроме как холодно другой причины вроде плача нету». Для нас решение очевидно — зачем такого ребенка из полотенца разворачивать? Завернули и на грудь, сама внутри полотенца высохнет. Если этой девочке не нравятся контрасты, зачем их ей устраивать. Некоторые малыши растираются с удовольствием, но удовольствие здесь первично.
Способ №5. Принять ванну или душ
Мы активно используем воду для снятия напряжения. И пассивно используем воду для снятия напряжения. Например, если в 6-ть или 7-мь утра зимой в Москве малыш поднял меня по своим большим «делам», а после этого волнуется и не засыпает: крутится и ни туда, ни сюда и грудь его не успокаивает и просто бодрствовать нормально не может, а я хочу спать (хоть убей), то я беру его на руки и тихо переползаю в горячую ванну. В ней зажигаю свечу или маленькую лампу, набираю приятную воду и лежу в ней вместе с малышом (он на мне на животе или на спине, ноги частично спущены в воду). Дремлю. Дожидаюсь, когда он за полчаса настучится ручками и ножками, доделает большие или маленькие дела (сливаю воду, конечно, если случились «большие») и переползаю в кровать, где выдаю грудь. После этого мне обеспечены еще 1-2 часа глубокого сна. Если малыш сделал тоже самое утром теплого весеннего дня на море, я завтракаю (пусть даже в 6-ть утра) и иду с ним гулять, чтобы вечером лечь пораньше и синхронизировать наши ритмы. То есть дело в моем комфорте, который я в любом случае передам малышу.
Если сама я спать не хочу и готова поупражняться физически, а малыш нервный, то я не лезу с ним в ванну, а просто набираю ее комфортной водой (30-36 градусов) и купаю его с проводками по типу «купаем малыша в большой ванне». Это дает ему отвлечение и нагрузку, после которой приходит крепкий сон. В этом случае малыш крайне редко в воду какает, поэтому воду можно несколько часов не сливать, а просто доливать горячей и купать его повторно, если нервозность возобновляется. Заплакал — если не проходит кормление и высаживание — в ванну — отдохнул — в ванну и т.д. Это для долгих зимних московских дней, когда прогулка не занимает центральную часть дня.
Ценитель тишины
«Я часто держу свою дочурку у груди и легко ее покачиваю. Обязательно нежно шепчу ей на ушко: «Ши-ши-ши-ши-ши…» Она моментально успокаивается и прекращает плакать. Еще дочка любит, когда я ей пою – тоже тихо и нежно. Ей нравится слушать щебетанье птиц и тихую музыку».
Ребенок со звуковым вектором очень чувствителен к звукам. Больше остальных его раздражают скрипы, хлопки, грохот – и остальные громкие и резкие звуки. В отличие от зрительника, он не пугается, но они доставляют ему большой дискомфорт. А вот тихие, нежные напевы, шепот, успокаивающая музыка для детей (или тихая классическая), тишина дома – это то, что благотворно влияет на его настроение и развитие.
О детском плаче
Детский плач многогранен и может свидетельствовать о множестве различных изменений в самочувствии. Маленькие дети не могут выразить свои ощущения из-за того, что они их часто попросту не понимают, а младенцы вовсе еще не научились говорить. Плач – это своеобразный язык ребенка, при помощи которого он дает понять родителям о каких-либо проблемах или потребностях. Поэтому не стоит его игнорировать.
Зачастую детский плач сопровождается другими проявлениями того или иного состояния, распознав которые, можно среагировать и быстро успокоить ребенка. По мере того, как родители присматриваются к младенцу, к ним приходит навык предугадывания состояний, вызывающих у него беспокойство.
Какой плач называют фиолетовым?
Отдельная разновидность детского плача – так называемый «фиолетовый плач». Это продолжительный, беспрерывный плач, наблюдающийся у новорожденных детей. Свое название он получил благодаря английскому названию этого явления (PURPLE), которое одновременно является акронимом его основных симптомов:
- P — peak — нарастающий. Такой плач усиливается со двухнедельного возраста и достигает своего пика к 2 месяцам.
- U — unexpected — неожиданный. Как правило, видимые причины как развития, так и прекращения плача установить не удается.
- R — resists soothing — не поддается успокоению. При фиолетовом плаче никакие действия не могут привести к успокоению ребенка.
- P — pain-like — похож на боль. Зачастую выражение лица и тембр голоса ребенка наводят родителей на мысль, что крик обусловлен какой-либо болью.
- L — long lasting — длительный. Фиолетовый плач продолжается по меньшей мере несколько часов.
- E — evening — вечерний. В большинстве случаев плач возникает в вечернее время.
С точки зрения доказательной медицины не существует данных, указывающий на связь «фиолетового плача» с болезненными состояниями. В возрасте 3-4 месяцев он самостоятельно исчезает (рис. 1).
Задача родителей в этом периоде – обеспечить максимальный уход за ребенком, успокаивать малыша обычными методами. Но при появлении первых признаков заболеваний или функциональных нарушений рекомендуется незамедлительно обратиться за консультацией к доктору.
Рисунок 1. Признаки фиолетового плача. Источник
Как успокоить грудничка, когда он плачет?
Младенцы быстро успокаиваются, оказавшись в запеленутом состоянии. Тесное пространство создает ощущение жизни в матке и малыши затихают.
Распеленать;
Да, немного парадоксально, но если ребенок плачет спеленутый, то лучше всего на некоторое время дать ему свободу, подрыгать руками и ногами, размяться.
Смена ощущений тела помогает отвлечься от крика и заинтересованно рассматривать все вокруг.
Плавное покачивание на руках мамы;
Только обратите внимание, что именно, плавное! Никогда нельзя резко дергать младенца. У него очень слабые шейный позвонки, легко повреждающиеся при грубом качании
Включить фен или воду в ванной;
Такой звук называется «белый шум». Мерное гудение окунает ребенка воспоминаниями во внутриутробную жизнь и он затихает. Чтобы понять эту тему, читайте статью Белый шум для новорожденного>>>
Контакт «кожа к коже»;
Когда совсем нет сил качать малыша, положите его себе животом к животу. Ему будет тепло и спокойно, животик успокоится, спать будет дольше и крепче.
Сделайте младенцу нежный массаж, погладьте по голове, разомните ручки и ножки;
Возможно, у него повышенный тонус мышц и вы этими действиями его расслабите и успокоите. Чтобы разобраться в тонусе у малыша, прочитайте статью Гипертонус у новорожденного>>>
Включите музыку – детскую или другую, но не агрессивную.
И главное, в любой ситуации сохраняйте внешнее и внутреннее спокойствие – ребенок это почувствует и будет спокойнее сам!
Об уходе за малышом до года смотрите интернет-курс Мой любимый малыш: секреты воспитания и развития ребенка для заботливой мамы>>>
- Гимнастика для новорожденных
- Корочки на голове у грудничка
- Потница у новорожденного
Способ №7. Успокоить маму
Ограничение метода ношения на руках заключается в том, что руки передают спокойствие спокойной мамы и нервозность нервной или злой. Это не повод, если мама расстроена, устала или зла, лишить малыша телесного контакта
Тогда он еще больше потеряется, поскольку все равно будет чувствовать дискомфорт мамы и тревожную обстановку.
Но это повод сместить внимание с волнения малыша на то, что происходит с мамой. Мы с мужем заметили интересный факт
Иногда, если я не могу успокоить ребенка (конечно, не в момент резкого крика, а в момент затяжной и утомляющей нервозности), то ребенку помогает, если муж делает мне массаж ног (малыш при этом лежит либо на мне, либо рядом). Смысл простой: можно расслабить маму и малыш автоматически расслабится. Регуляно отправлять маму в баню или бассейн, например (я это делаю с малышами). Устроить маме релакс в любой приемлемой форме. Мы используем метод Рэйки (для мамы), если чувствуем, что «градус нервозности» в доме зашкаливает. Это позволяет не только снизить волнение детей, но и избавить их от нежелательных в период младенчества болезней.
Как воспитателю успокоить ребёнка в садике
Всё остальное помогает только в дополнение к тому, что тоддлер должен быть обеспечен альтернативным объектом привязанности, когда он разлучён с родными.
Что помогает:
- Чёткое обозначение начала и окончания занятия, понятное малышу.
- Явный, уверенный, решительный уход родителя.
- Повторяющийся ритуал входа и выхода на занятие (приветствие и прощание, мытьё рук, закрывание дверей).
В моём классе все знают, что о скором окончании занятия возвещает «кукареку» моего специального будильника на телефоне. Очень популярна мантра «после «кукареку» мама придёт», которую сначала я повторяю всем, кто хватился мамы, а потом они и сами напоминают себе об этом по мере необходимости, чтобы умерить тревогу.
Реальный диалог двух девочек. Одна рисует, вторая рядом клеит. Обе ещё не говорят предложениями.
Первая (немного печально): «Мама…»
Вторая (деловым тоном): «Кукареку».
Обе девочки продолжают работать.
Педагог (про себя): «Йес! Система функционирует без моего участия!»
Утешать или отвлекать? Ни то, ни другое. У малыша есть конкретная задача: справится со своим эмоциональным состоянием, самостоятельно (иначе это невозможно) приобрести внутреннее равновесие и стабильность, преодолев тревогу и разлуку. Утешать — пытаться проделать работу за ребёнка. Отвлекать — мешать эту работу проделать. Помочь не более необходимого, только чтобы помочь справиться самому — можно и нужно, это и есть поддержка.
Вы сообщаете малышу на доступном для понимания уровне:
- что мама придёт позже;
- он расстроен;
- вы поняли, что он расстроен;
- вы можете побыть с ним, обнять, если он хочет.
Можно сказать: «Тебе грустно. Ты можешь грустить и делать что-то ещё. Чем ты хочешь заняться, пока грустишь?» И предложить материалы. Если ребёнок отказывается, констатировать факт: «Ты хочешь посидеть здесь, пока грустишь» (почему бы и нет, делать два дела одновременно очень сложно). Тут тонкий баланс между тем, чтобы дать понять, что вы видите проблему и сочувствуете человеку, и тем, чтобы не подпитывать элемент демонстративности.
Вы излучаете уверенность, что горе переживаемо, посильно, что это такое же дело, как помыть окно или почистить обувь. Ребёнок вправе им заниматься, пока желает, столько, сколько ему нужно. Он может попросить помощи или заняться чем-то другим, если захочет. Можно не отвлекать от горевания, а оказаться в поле зрения, занятым своим делом. И когда малыш (сам!) проявит интерес (у соседа-то материал заметнее, чем на полке), сказать: «Я уже закончила заниматься с этим материалом. Твоя очередь, если хочешь». Часто картина того, как другие заняты, помогает найти своё дело.
Нужно уделить внимание и родителям, объяснить, что маленькие дети с трудом переключаются с одной ситуации, с одной привязанности на другую. Важна твёрдость и решительность взрослого, уверенность, что ребёнку нужно остаться в классе и это безопасно
Если родитель сам сомневается и боится (боится огорчить, а малыш-то не знает, чего боится взрослый), то ребёнок паникует. Если родитель, страшась увидеть слёзы дорогого чада, норовит исчезнуть по-тихому, малыш начинает бояться, что взрослый может исчезнуть в любую секунду, и вернуть доверие маленького человека будет нелегко. Подчас надёжность родителя важнее приятности. Мама сказала, что уйдёт, и ушла. Малыш не обязан радоваться её уходу. Но если мама делает то, что говорит, значит, когда не сказала, что уйдёт, можно не опасаться, что она куда-то денется.