Автоматизация звука ж

Содержание:

Почему ребенок не выговаривает букву Ж

Звук «Ж» — шипящий шумный согласный, т.е. в его образовании играет роль шум, который возникает в результате преодоления преграды воздушной струей. Также «Ж» является звонким, в его артикуляции обязательна работа голосовых связок.

Логопед поможет убрать дефекты речевого дыхания.

Таким образом, проблемы в произношении звука «Ж» у ребенка возникают, если присутствуют дефекты артикуляционного аппарата или речевого дыхания. Еще одной причиной является гипертонус мышц речевого аппарата: ребенок не может расслабить язык и растянуть его края на верхние боковые зубы.

Норма артикуляции звука «Ж»:

  • губы округлые, выдвинуты вперед;
  • зубы разомкнуты на 1,5-2 мм;
  • широкий кончик языка поднят к краю твердого неба или альвеолам;
  • между языком и небом посередине образуется щель, через которую проходит струя воздуха;
  • язык прижат к боковым зубам, его средняя часть опущена;
  • задняя часть языка оттянута назад.

Автоматизация звука Ж

Последовательная автоматизация звука Ж предполагает закрепление его артикуляции в слогах, а затем в словах. Постепенно можно использовать словосочетания с нужным звуком и целые предложения.

Тренируйте ребенка произносить звук Ж как можно дольше, на одном долгом выдохе.

Используйте звук Ж и букву Ж для составления слогов (устно и с помощью карточек).

Учите короткие стихи-речевки с освоенными слогами. Например:

  • Жа-Жа-Жа — ох, и сту-жа!
    ЖУ-ЖУ-ЖУ — дома я си-жу.
  • Жа-Жа-Жа — мы нашли у- жа!
    Жи-Жи-Жи — есть в елсу у-жи!

Просите ребенка придумать как можно больше разных слов, которые начинаются со звука Ж. Если малыш испытывает затруднения, то на первом этапе можно предложить ему выбрать нужные изображения из карточек лото или из игрушек.

Следующим этапом стоит использовать для автоматизации звука Ж стихи, пословицы,скороговорки, загадки. Их можно найти в специализированных сборниках для логопедов или подобрать самостоятельно. Вот несколько примеров:

  • Жук упал и встать не может,
    Ждет он кто ему поможет.
  • Жаба Жанна в воскресенье
    Ждет жуков на день рожденья.
  • Жужелица жужжала и жук жужжал.
  • У ежихи и ежа в норке сорок семь ежат.
    Все ежата есть хотят, накормить надо ежат.
  • Кто под елкой, весь в иголках? (ежик)
  • Летит — жужжит, сидит — молчит. (жук)
  • Очень нужен длинный шарф, если болен наш … (жираф)

Особое внимание стоит уделить дифференциации звуков С Ш и Ж в предложениях

  • На суше стужа.
  • У улья не шалить, пчелы могут жалить.
  • Слышать нам помогают уши, а в лесу ползают ужи.
  • Леша, нельзя читать лежа!
  • У Марины был жар, папа ей принес красный шар.
  • Мама потеряла шаль, нам ее ужасно жаль.
  • Ушиб зеленкой мажут, а на прощанье рукой машут.
  • Наш Дружок лаял на пушок.
  • В лесу живут ужи, стрижи, ежи.

Их автоматизация легче всего происходит в игровых упражнениях.

  • «Один — много». Логопед называет слово в единственном числе, а дети — во множественном (уж-ужи, гараж-гаражи, нож-ножи, корж-коржи и т.д).
  • «День рождения у кукол». Нужно найти для кукол Жени, Сони, Шуры разные игрушки, в названии которых первый звук совпадает с первым звуком кукольного имени (Женя — жираф, Соня — слоник, Шура — гарик и т.д).
  • «Доскажи словечко». Взрослый берет картинку, смотрит на нее, но не показывает изображение детям. Начинает называть то, что на ней изображено. Дети продолжают. (у-ши, мы-ши, са-жа, ка-ша и т. п.). Открытые картинки раскладываются в две стопки, с изображениями соответствующих букв. Это упражнение помогает закрепить дифференциацию звука Ж и буквы Ж наиболее прочно.

Работа по постановке и автоматизации звука Ж может проводиться логопедом как индивидуально, так и в ходе работы с подгруппой. Для организации игровой деятельности с этой целью можно использовать не только специальные логопедические игры, но и обычные лото, другие игры, обычные игрушки.

Автоматизация звука [Ж]

  • Логопеда.Нет
  • Автоматизация звуков
  • Автоматизация звука

Твёрдый звук обычно легко ставится по подражанию, если ребёнок правильно произносит звук . При произнесении слогов и слов необходимо соблюдать правило длительности.

Звук окрашен синим цветом (всегда твёрдый согласный). Гласные звуки окрашены красным цветом.

Звук произносится длительно (см. артикуляцию звука ).

1) Произносить (читать) слоги со звуками

Звук произносится длительно (см. артикуляцию звука ).

Образец: жд__а, жд__о, жд__у, жд__ ы, жд__э

2) Произносить (читать) слоги со звуком

Образец: ж__а, ж__о, ж__ё, ж__у, ж__и, ж__е

3) Произносить (читать) слова со звуком в начале слова

Образец: ж__а-ба

  • жаба
  • жало
  • жаль
  • жуки
  • желе
  • жижа
  • жакет
  • жетон
  • живот
  • жилет
  • жатва
  • жутко
  • жалоба
  • жалела
  • жадный
  • жасмин
  • жёлтый
  • жидкий
  • желудок
  • желание
  • желатин
  • жёсткий
  • животное
  • живопись

4) Произносить (читать) слова со звуком в середине

Образец: лу-ж__а

  • лужа
  • кожа
  • сажа
  • ожог
  • ножи
  • лыжи
  • лежу
  • хожу
  • вижу
  • мажу
  • лежи
  • ниже
  • вожак
  • лужок
  • пыжик
  • стужа
  • ежата
  • вожжи
  • пижама
  • покажу
  • дюжина
  • флажок
  • урожай
  • кожура
  • сапожок
  • наживка
  • вожатый
  • пирожок
  • дрожать
  • пружина

5) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком в середине

Образец: нуж__но

нужно
нужда
важно
можно
ножны

дождик
лыжник
важный
каждый
нижний

ножницы
таёжный
ближний
книжный
надежда

багажный
художник
булыжник
вежливый
пирожное

6) Произносить (читать) словосочетания

  • Жёлтая кожа.
  • Кожаные вожжи.
  • Дюжина ежей.
  • Женина пижама.
  • Нижнее место.
  • Оживлённая улица.
  • Таблица умножения.
  • Весенние дожди.
  • Глубокая лужа.
  • Столовые ножи.
  • Желе из ежевики.
  • Ложный опёнок.
  • Каждый день.
  • Бумажный флажок.
  • Ближний экипаж.
  • Уважаемый художник.
  • Нижний этаж.
  • Нужное животное.
  • Кожаный сапожок.
  • Жёлтый жук.
  • Каждая лужа.
  • Таёжный посёлок.
  • Лёгкий снежок.
  • Нежный пух.
  • Кованые ножны.
  • Новые лыжи.
  • Жёлтый желток.
  • Жужжит жук.
  • Женя жуёт.
  • Жидкое желе.

7) Проспрягать предложения

  • Я лежал(-а) на пляже.
  • Я жду Женю.
  • Я вижу жёлтого жука.
  • Я живу на нижнем этаже.
  • Я бежал(-а) на лыжах по лыжне.

Образец:

  • Я бежал(-а) по лужам.
  • Ты бежал(-а) по лужам.
  • Он (она) бежал(-а) по лужам.
  • Мы бежали по лужам.
  • Вы бежали по лужам.
  • Они бежали по лужам.

Произносить (читать) предложения

Образец: Ж__е-ня, ж__у-ёт, ж__ел-ток

  • Дети сажали жёлуди.
  • Женя похожа на маму.
  • Жаба поймала жука.
  • Женя бежал на лыжах по лыжне.
  • Жанна лежала на пляже.
  • Галя сажала жасмин и жимолость.
  • Жужжат над жасмином жуки.
  • Женя любит спать на жёстком.
  • Жанна живёт на пятом этаже.
  • По лыжне бежал лыжник в жёлтом костюме.
  • Женя надел джинсы, жилет и кожаные ботинки.
  • В снежную, вьюжную погоду надевают тёплую одежду.
  • Женя жаловался на боль в животе, мама уложила Женю в постель.
  • Летний дождик оставил на лужайке небольшие лужицы.
  • Поток воды бежит по жестяному жёлобу.

9) Произносить (читать) чистоговорки

  • Жа — жа — жа, жа — жа — жа, Жало, жаба, жатва, жар.
  • Жо — жо — жо, жо — жо — жо, Пирожок, дружок, флажок.
  • Жу — жу — жу, жу — жу — жу, Абажур, тужурка, жук.
  • Жи — жи — жи, жи — жи — жи, Жила, жир, моржи, ежи.
  • Кто дрожит, тот и бежит. Живёт, не жнёт, а хлеб жуёт.
  • Живёт, не тужит, никому не служит.
  • Дружба дружбой, а служба службой.
  • Ёжику нужен жук на ужин.
  • У ежа — ежата, у ужа — ужата.
  • Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
  • Ель на ёжика похожа, ёж в иголках, ёлка тоже.
  • Пошёл котик на Торжок, купил котик пирожок.

10) Произносить (читать) и пересказывать текст

Живой подарок

Женя принёс Жанне живой подарок — ёжика. Ёжик жил под лежанкой. Жанна склеила ёжику бумажный домик. Когда темнело, ёжик выходил из домика и бежал к жестяной миске с молоком. После этого на полу оставались маленькие лужицы.

Жанна полюбила ёжика. Уезжая от Жени, Жанне было жаль покидать ежа. Жанна положила ежа в коробку и отвезла домой. Позже она отнесла ежа в живой уголок. Там уже жили жабы, ужи, хомяки. Дети прилежно ухаживали за животными.

11) Произносить (читать) стихотворения

Жук жужжит: «Жу, жу, жу!» Я живу, не тужу. Я на ветке сижу И жужжу, жужжу, жужжу!»

Дождик, дождик, не дожди! Дождик, дождик, подожди! Дай дойти до дому Дедушке седому.

Жадная жаба на свете живёт, Жадность той жабе спать не даёт. Даже жутко — не одна Такая жадина она!

Каждый жук жужжит о том, Как же жутко быть жуком, Каждый может обижать. Как об этом не жужжать?

12) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение

Вот от ножек и до ушек Моет Женю жаркий душек, И макушку, и живот Жене душ водой польёт. Моет Женю жаркий дождик От макушки и до ножек, Моет шею. Моет уши, Как же хорошо под душем!

Варианты игр:

1. «Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком  (карточки предварительно распечатать и разрезать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

2. «Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком  (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете : «Чего не стало?»(не стало Жука, не стало Жабы и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

3. «Что изменилось?»

Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком , называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

4. «Четвертый лишний»

Для данной игры берутся карточки со звуком , а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, жаба, лапа, жук, желе. Лишняя карточка ЛАПА, здесь нет звука ).

5. «Один-много»

Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, жук— много жуков, жилетка — много жилеток, ножик — много ножиков). Не забывайте слова произносить правильно!

6. «Большой — маленький»

Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ЖУК, к маленькому — ЖУЧОК.

7. «Посчитаем»

Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного

Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — жаба, но две, три, четыре — жабы, пять — жаб). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов

Автоматизация звука «Ж» в словах. Игры на автоматизацию звука «Ж» при помощи картинок будут интересным занятием взрослого с малышом.

Заниматься можно у нас на сайте онлайн по 10-15 минут каждый день. Можно также распечатать, разрезать и играть с удовольствием.

Вам также будет интересно:

  1. Автоматизация звука Р
  2. Автоматизация звука Л
  3. Дифференциация звуков
  4. Автоматизация свистящих звуков
  5. Развитие речи
  6. Обучение грамоте
  7. Дидактические игры

Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!

Польза мнемодорожек с текстами:

При помощи данного приема легче научить ребенка произносить звук «Ж» в связном тексте, а значит и в разговорной речи.
Прием мнемотехники разовьет у малышей ассоциативное мышление, память, внимание. Им нужно будет каждое слово соотнести с картинкой и назвать ее.
Ребенок при помощи моделей предлогов научится видеть и слышать это «маленькое» слово

Дети очень часто соединяют предлоги с существительными и считают их одним словом (н-р, сочетание слов НА столе, малыши воспринимают как одно слово НАСТОЛЕ ит.п.). Модели предлогов представлены ниже.

Ребенок при помощи мнемодорожек научится правильно составлять предложения и рассказы. Этот навык пригодится и в будущем при обучении в школе, т.к. научит ребенка мыслить образно.

Рассказы изготовлены в двух вариантах на выбор:

  1. Первый вариант для удобства взрослых подписан. Текс идет сразу же под дорожкой картинок. Он предназначен для индивидуальной работы с не читающими малышами.
  2. Второй вариант мнемодорожек текстов содержит только цепочки связных картинок. Картинки там более крупного размера. Подписанный текст во втором варианте отсутствует, чтобы не отвлекать читающих детей. Со вторым вариантом можно заниматься как индивидуально, так и подгруппой детей. Текст рассказа в этом случае необходимо распечатать отдельно или с обратной стороны.

Неправильное произнесение звука: виды сигматизма шипящих

Иногда родители ребенка, имеющего проблемы со звукопроизношением, поздно обращаются за помощью к логопеду. Или вовсе считают, что у малыша проблем с речью нет, по причине того, что не всегда знают, как правильно должен воспроизводиться тот или иной звук. Каждый звук имеет свое артикуляционное положение. На слух может показаться, что ребенок его вроде бы и произносит (не пропускает и не заменяет, слышится именно «Ж»), но при этом артикулирует не всегда правильно.

Работа строится индивидуально, в зависимости от особенностей нарушения. Существует несколько видов сигматизма шипящих, характеризующихся неправильным положением органов речевого аппарата:

  • Нижний (происходит смягчение звука).
  • Заднеязычный (при этом положение артикуляционных органов, как при звуках Г, Х; это приводит к тому, что звук Ж произносится шумно).
  • Щечный (в этом случае язык неподвижен, щеки надуваются, зубы сомкнуты, образуется глухой гулкий звук).

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — комплекс упражнений на развитие речевого аппарата. Артикуляционный аппарат — основа качественного звукопроизношения.

Он включает в себя:

  • язык;
  • губы;
  • мягкое и твердое небо;
  • челюсть.

Правила выполнения артикуляционной гимнастики:

  1. Задания выполняют поэтапно, последовательно по уровню сложности.
  2. На начальных занятиях комплекс выполняется перед зеркалом, медленно. Зеркало убирают после освоения ребенком правильной техники.
  3. Каждое упражнение отрабатывается по 10-15 подходов, к следующему переходят, когда у ребенка получается правильно говорить букву.
  4. В домашних условиях задания выполняют ежедневно для автоматизации и закрепления.
  5. Задания оформляются в игры, чтобы у малыша возникло желание продолжать работу.
  6. Если ребенок испытывает затруднение в процессе выполнения, то используют логопедические инструменты, черенок чайной ложки, палочку от мороженого.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата:

  1. «Блинчик». Язык неподвижен, расслаблен, лежит на нижней губе, открывая верхние зубы и касаясь уголков рта. Такое положение удержать 10 секунд.
  2. «Чашечка». Из положения «Блинчик» поднять кверху и изогнуть боковые края и кончик языка к бугоркам. Удержать 10 секунд.
  3. «Заборчик». Открыть рот и поставить зубы верхней и нижней челюстей друг на друга, произносить звук «И». Удержать в течение 10 секунд.
  4. «Трубочка». Выполняя «Заборчик», губы вытянуть вперед и округлить, проговаривая длительное «О».
  5. «Варенье». Язык расслабить и положить на нижнюю губу, после облизать верхнюю губу. Челюстью не шевелить.
  6. « Фокусник». Рот открыт, передний край языка лежит на верхней губе, боковые края к ней прижаты, середина языка образует желобок. На кончик носа закрепить кусок ваты. Сделать сильный выдох, чтобы вата взлетела кверху.

Выполнение артикуляционных упражнений.

Отработка артикуляции «Ж»:

  1. Приложить руку на горло, произнести звук «Ш».
  2. Усилить громкость, чтобы горло завибрировало. Получится звонкий «Ж».
  3. Протягивать звук «Ж» 20-30 секунд.
  4. Перед зеркалом дети совместно с педагогом рассматривают, в каком положении находятся губы и зубы, как расположен язык.

Произношение слов со звуком [Ж]

  1. Игра «Волшебные превращения». Звук Ж поможет сделать из большого предмета маленький. Назови картинки ласково (берег, флаг, рог, утюг, луг, пирог). Какой одинаковый слог появился в словах?
  2. Игра «Стрелочки». Даны изображены кружков с написанными в них буквами. Круги соединены стрелками. Задание: прочитать слова по стрелкам, голосом выделяя звук Ж.
  3. «Цветные стрелки». Даны изображения кружков с написанными в них буками. Ниже нарисованы пустые круги. Круги с буквами и пустые соединены цветными стрелками в свободном порядке. Нужно перенести буквы в пустые кружочки по стрелкам. Прочитать слова.

Звук [Ж] в обратных слогах и со стечением согласных звуков

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет  подборку для автоматизации звука !

Статья будет разбита на части с учетом этапов автоматизации звука .

Материал для автоматизации звука в обратных словах и со стечением согласных звуков будет полезен практикующим логопедам и родителям, желающим помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук .

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта  http://LogopedRunet.ru

Звук  в обратных слогах и слогах со стечением согласных:

АЖДА – ОЖДА – УЖДА – ЫЖДА

ЯЖДА – ЁЖДА – ЮЖДА – ЕЖДА

АЖМА – ОЖМА – УЖМА – ЫЖМА

ЯЖМА – ЁЖМА – ЮЖМА – ИЖМА

АЖНА – ОЖНО – УЖНУ – ЫЖНЫ

ЯЖНА – ЁЖНО – ЮЖНУ – ИЖНЫ

ЖДА – ЖДО – ЖДУ – ЖДЫ

ВЖА – ВЖО – ВЖУ – ВЖЕ

ЖМА – ЖМУ – ЖМЫ – ЖМО

БЖА – БЖО – БЖУ – БЖЕ

МЖА – МЖИ – МЖО – МЖУ

ГЖО – ДЖО – МЖО – НЖО

ЖНА – ЖНО – ЖНУ – ЖНЫ

ГЖУ – ДЖУ – МЖУ – НЖУ

НЖА – НЖО – НЖУ – НЖИ

ГЖИ – ДЖИ – МЖИ – НЖИ

Звук  в словах с обратным слогом и со стечением согласных звуков:

Ждать, жду, жди, одежда, надежда, между, однажды, дважды, каждый, дождик, прежде, вождение, рождение, нужда, убеждать, джинсы, джин, джем, джемпер, джунгли, колледж,  коттедж, лоджия, жмурки, выжмет, нажмёт, дружба, ложбинка, жнец, жнёт, можно, важно, нежно, бережно, пирожное, отважный, надёжный, многоэтажный, ложный, художник, ножницы, бумажный, нижний, ближний, книжный, булыжник, лыжник, нужно, дружный, южный, вьюжный, монтажник, богажник, пляжный,  вежливый, одолжение, продолжение, Алжир, ржавый, ржёт, коржи, моржонок, баржа, держи, держать, моржи, жвачка, позже. Слова, насыщенные звуком Ж

Слова, насыщенные звуком Ж

Жжужжать, жужжание, жужжи, жужелица, жужжу, жужжалка, жажда, жаждать, жижа, жжение, жжёт, вожжи, можжевельник, разжижение.

Повтори словосочетания и предложения со звуком :

* Нижнее место, каждый день, ближний лужок, весенние дожди, бумажный кораблик, ложный опёнок, солдатская служба, таёжный посёлок, нежный пух, нижние этажи, дюжина ежей, жужжание жука, нежное пирожное, поджареное мясо, ржание жеребёнка, южная жара, тяжёлая баржа, дождевая лужа.

* Женя живёт в многоэтажном доме. Каждый должен уметь кататься на лыжах. В снежную, вьюжную погоду надевайте тёплую одежду. Летний дождик оставил на лужайке мелкие лужицы. Пожарные дружно бежали к пожарным машинам. Жук под оранжевым абажуром жужжал и жужжал. Моржи живут на севере, а жирафы — на юге. Жуки жужжат над жасмином. Нужно ценить дружбу. Жора жуёт жвачку. Мне можно работать с ножовкой. На нижней полке этажерки лежат журналы и книжки.

Ход НОД:

Воспитатель: — Сегодня я познакомлю вас со звуком «ж». Когда мы произносим звук Ж, то во рту образуется преграда. Произнесите его. А теперь приложите ладонь к шее и скажите долго «ж-ж-ж», голосок поёт песню так громко, что стенки домика дрожат, (произносят ещё раз, всегда произносится твёрдо. Значит этот звук согласный, звонкий, твёрдый. Повторите, какой это звук (индивидуальные ответы). – Давайте ещё раз произнесём звук «ж» все вместе. Кто так жужжит? Чья это песенка? (жуков, пчёл, мух). – Сейчас мы проведём с вами небольшую разминку. Использую потешку с дифференцирующими звуками и словами с этими звуками (дети повторяют за воспитателем). «Жа – за, жа – за – идёт жадная коза; Зы – жи, зы – жи – дядя делает ножи; Зу – жу, зу – жу – молоко даём ежу». — Я прочитаю ещё одну потешку, а вы внимательно послушайте, есть ли в ней слова со звуком «ж»: «Дедушка Ежок Не ходи на бережок: Там растаял снежок Заливает лужок. Ты промочишь ножки, Красные сапожки!» — Читаю ещё раз, если услышите слова со зуком «ж», то хлопните в ладоши. Будьте внимательны. Молодцы!- Сейчас я вам загадаю загадку: «Жу –жу, жу – жу Я на ветке сижу, Я на ветке сижу Букву «ж» всегда твержу. Зная твёрдо букву эту Я жужжу весной и летом». (Жук) — Правильно, жук.

Анализ слова «Жук». Вывешиваю большую картинку – схему.Воспитатель: — Что здесь изображено?Дети: — Жук.Воспитатель: — Давайте определим сколько в слове «жук» звуков. (Произношу сама – жжуук. Назовите первый звук.Дети: — Ж.Воспитатель: — Какой он? Звонкий, согласный, твёрдый. Обозначим синей фишкой (вызываю ребенка к доске для работы с картинкой – схемой, а дети выполняют на столах в своих карточках – схемах.Воспитатель: — Назовите второй звук.Дети: — У.Воспитатель: — Какой он?Дети: — Гласный. Обозначим красной фишкой (дети выполняют задание на местах, а один у доски.Воспитатель: — Назовите третий звук Дети:- К Воспитатель: — Какой он?Дети: — Согласный, глухой. Обозначим синей фишкой. (дети выполняют задание на местах, а один у доски.Воспитатель: — Сколько согласных в слове «жук»? Сколько гласных? Сколько звуков? Сколько букв? Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы видим, пишем). Сколько слогов в этом слове? Как вы догадались? (в слове один гласный, значит один слог). Давайте прохлопаем.

Физкульминутка.

Жу – жу – жу три хлопка

На лужок хожу шаги с высоким подниманием ног

Жу – жу – жу три хлопка

На жуков гляжу присесть, ладони поднести к глазам.

Знакомство с буквой.

Воспитатель: — Наш звук обозначается вот такой буквой «жэ» (показываю красиво оформленную букву «ж». На что похоже эта буква? «Эта буква широка И похожа на жука Да при этом, точно жук Издаёт жужжащий звук: Ж – ж – ж – ж». — А теперь сами слепите, нарисуйте букву «ж» (работа по подгруппам).

Упражнения для глаз

— Дети, посмотрите какие у вас получились буквы, необычные. Теперь обратите свой взгляд на букву, которую я вам приготовила. А теперь посмотрите на свои буквы и ещё раз на большую букву. Похожи они формой?

— Придумайте слова в которых есть звук «ж», а Соня пойдёт и выберет все картинки в названии которых есть звук «ж» (ответы поощряю фишками). Проверяем задание у Сони, её тоже поощряю фишкой за правильно выполненное задание (в задании есть картинка с изображением «ножовки» и если ребёнок не покажет её, то сама говорю название этого предмета и есть в этом слове звук «ж»).Предлагаю повторить детям слово «ножовка».Воспитатель: — К нам на зелёный лужок пришли лесные жители, но они пришли не одни, а со своими детёнышами (выставляю на доске картинки). Волчица привела — … (волчонка) Ежиха привела — … (ежонка) Медведица привела — … (медвежонка) Лиса привела — … (лисёнка) Белка привела — … (бельчонка). Найдите детёнышей в названии которых слышится звук «ж». Молодцы!Загадываю загадку: Под соснами, под ёлками Лежит мешок с иголками. (Ёж)Воспитатель: — Правильно, ёжик (показываю игрушку ёжика)

Игра: «Скажи по – другому». (обогащать речь детей словами с оттенками уменьшения, ласкательности, увеличения.Воспитатель: – Как можно назвать ежа когда он маленький.Дети: — ежонок.Воспитатель: — Когда он большой.Дети: — Ежище.Воспитатель: — А ласково.Дети: — Ёжичек.

Чтение слоговой таблицы по подгруппам:

лы жа

на жи

ко жу

1-подгруппа: кожа, лыжи, луна.

жу ло

лу ки

са жа

2-подгруппа: жуки, сало, лужа.

Дети читают слоги и из них составляют слова. Затем проверяем у каждой подгруппы.

Итог НОД:

1. С каким звуком мы сегодня познакомились? Звук «ж» 2. Какой он? Согласный, звонкий, твёрдый. 3. С какой новой буквой вы познакомились? «Жэ» — Вы сегодня хорошо поработали и эту картинку с нашей буквой мы повесим уже к знакомым буквам.

Этапы формирования правильного звукопроизношения

Формирование правильного произношения происходит поэтапно, от простого к сложному. Условно коррекционную работу можно разделить на три этапа:

  • Постановка звука (правильное положение органов артикуляции, произнесение в изолированном состоянии).
  • Автоматизация (правильное воспроизведение в слогах, словах, предложениях).
  • Дифференциация (различие сходных звуков на слух, в данном случае шипящих Ж-Ш).

Специалисты пользуются различными методами и приемами. Во время работы на первом этапе логопед использует в своей работе массажные и постановочные зонды. Первые помогают расслабить или привести в тонус слабые мышцы, вторые фиксируют органы артикуляционного аппарата в правильном положении. Каждое занятие логопед начинает с артикуляционной гимнастики.

На начальных этапах используется зеркало. Это позволяет ребенку правильно соотносить свои действия со взрослым и видеть, правильно ли он повторяет за логопедом. Если малышу сложно удерживать язык в том или ином положении, на первых порах педагог помогает ему при помощи зондов. Однако есть дети, которые воспринимают эти приспособления боязливо, так как они ассоциируются у них с медицинскими приборами. В этом случае в работе можно использовать одноразовые ватные палочки, они безопасны и удобны в применении.

Зарядка для языка при постановке звука Ж может включать в себя следующие упражнения:

  • «Блинчик»: упражнение рекомендовано в особенности для тех детей, у которых повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата. Правильное выполнение предполагает удержание языка в расслабленном состоянии: рот открыт, язык широкий, лежит на нижней губе, верхние зубы при этом видны. В таком положении необходимо задержаться на 5-10 секунд.
  • «Трубочка»: данное артикуляционное упражнение необходимо для выработки правильного положения губ во время произнесения звука Ж, приводит в тонус слабые мышцы вокруг рта.
  • «Вкусное варенье»: кончик языка должен быть широким, ребенку необходимо облизать сначала нижнюю губу, затем верхнюю. Желательно, чтобы под рукой были сухие салфетки, которыми можно вытереть рот.
  • «Чашечка»: боковые стороны языка упираются в коренные зубы. Если сложно удерживать язык в таком положении, можно на первых порах попросить его «завернуть начинку в блинчик» (логопед ватной палочкой или зондом прижимает среднюю часть языка, что помогает малышу поднять его боковые части).

При щечном произношении, в целях развития правильного дыхания, силы и направленности воздушной струи, ребенку предлагаются задания из комплекса дыхательных упражнений. Например, можно сдуть ватный шарик с ладошки.

Звук Ж можно «поставить» от звуков Ш, З или Р, при условии, что хотя бы один из них произносится ребенком правильно. В группе шипящих основным является Ш, чаще всего именно от него и начинают постановку парного ему Ж. У этих звуков одинаковое артикуляционное положение, поэтому при нарушении обоих из них, ставится сначала Ш, затем с добавлением голоса – Ж.

1. Артикуляционная постановка от звука Р.

Логопед просит произнести слог «ра». Когда ребенок говорит, при помощи постановочного зонда педагог останавливает вибрационные движения, характерные для звука Р. Вместо него будет слышен «ж». Затем повторяет еще несколько раз, после чего ребенок пробует произнести слог «жа» самостоятельно.

2. Постановка Ж от звука З.

Ребенок произносит растянуто слог «за». В этот момент специалист аккуратно меняет положение языка, приподнимая при помощи зонда его кончик к небу за передние верхние зубы.

3. Формирование правильного положения Ж от Ш.

В этом случае зонды и другие постановочные приспособления не понадобятся. Главное, помочь ребенку понять, что необходимо использовать голос. Для этого логопед просит приложить ладони к горлу, чтобы при напряжении голосовых связок чувствовалась вибрация. Затем предлагает попробовать произнести, как можно громче, звук Ш. При работе связок получится Ж.

Широко применяются пальчиковые гимнастики. Также логопед может предложить ребенку наматывать нитку на клубок и на каждый моток произносить слог, слово со звуком, который необходимо автоматизировать. В групповой работе по закреплению правильного произношения в обратных и прямых слогах можно использовать мяч.

Дифференциация звуков происходит при заучивании (чтении) скороговорок, чистоговорок, пословиц и поговорок, содержащих созвучные слова, например «пожар − базар, жал − зал». На начальном этапе используют картинки к словам.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

-Радмир, здравствуй! Вот перед тобой эти палочки, составь на парте из них домик. (выполняет)

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

-Давай мы с тобой посмотрим в зеркало на себя и сделаем упражнения для губ:

«улыбка» (логопед считает до 10)

«трубочка» (счет до 10)

чередование «улыбка»«трубочка» (до 5-и раз)

упражнения для языка:

«блинчик» (при этом улыбаемся) (до 10-и считаем)

«вкусное варенье» (облизываем верхнюю губу 5 раз)

«чашечка» (считаем до 10-и)

упражнения для воздушной струи:

«ветерок»-дуть на ваточку (дуть сквозь сближенные губы)

«фокус» (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа)

-Молодец!

3. Голосовые упражнения.

-Сейчас мы попоем гласные звуки: А, И, О, У. Сначала громко, потом тихо и наоборот. (Логопед показывает карточки с этими гласными.)

Затем логопед предлагает пропеть сочетание гласных АИ, АИО.

4. Повторение пройденного материала.

— Какой мы с тобой звук учимся правильно и красиво произносить?

(ребенок: «Звук Ж»)

Сколько тебе лет?

(ребенок: «Мне 7 лет»)

— Вспомни, пожалуйста, столько слов со звуком ж.

(ребенок называет их, загибая свои пальцы.)

— Молодец!

5. Повтор слогов, слов со звуком Ж.

— Повторяй за мной:

ЖА-ЖА-ЖА – иголки у ежа.

ЖУ-ЖУ-ЖУ – что-то расскажу.

ЖА-ЖА-ЖА – рыба у моржа.

ЖУ-ЖУ-ЖУ – я вовсе не тужу.

-Молодец, Радмир!

6. Упражнение «Закончи предложения».

— Попробуй закончить предложения:

Весело бегать босиком по ЛУ. (лужам)

На диване кот ЛЕ. (лежит)

Я купил себе МОРО. (мороженое)

Мы сегодня загорали на ПЛЯ. (пляже)

Крепко яблоко ДЕР. (держу)

-Хорошо!

7. Пальчиковая гимнастика.

-Радмир, в прошлый раз ты из кусочков бумаги букву Ж составлял, а сегодня ты попробуешь вырезать букву Ж без ножниц. Это очень трудно, но ты постарайся!

(ребенку логопед дает лист бумаги формата А4.)

— Умница, Радмир!

8. Образование уменьшительно- ласкательных слов.

-Попробуй сделать из большого слова маленькое,например: ДРУГ- ДРУЖОК.

ЛУГ.

КРУГ.

ФЛАГ.

СНЕГ.

БЕРЕГ.

РОГ.

ПИРОГ.

УТЮГ.

САПОГ.

— Молодец!

9. Я начну,а ты закончи:

Я ЛЕЖУ НА ЖЕЛТОМ ЛЕЖАКЕ.

ТЫ ЛЕЖИШЬ НА ЖЕЛТОМ ЛЕЖАКЕ.

ОН.

ОНА.

МЫ.

ВЫ.

ОНИ.

10. Произнеси предложения отраженно.

-Повторяй за мной:

Женя и Жанна играют и никогда не ссорятся. Как играют Женя и Жанна?

(ребенок должен ту ответить: «Дружно»)

Какие Женя и Жанна?

(Ребенок: «дружные».)

Кто дружно играет?

(ребенок: «Женя и Жанна»)

11. Настольная игра «Логопедическое лото».

— Поиграем в лото.

Ребенку предлагаются схемы слов:

ж

ж

ж

Логопед показывает картинки, а ребенок подставляет их к нужной схеме.

-Молодец.

12. Составь предложения и прочти их.

— Вот тебе небольшие листочки, на каждом набор слов, из них составь предложения!

1) От, дождь, промокнуть, одежда.

2) Живот, Жора, у, болит.

3) Нет, у, жало, уж.

4) Теплые, улететь, в журавли, края.

5) Наживать, и, поживать, стали, жить, добро.

-Умница, Радмир! Справился.

13. Развитие памяти.

— Перед тобой шесть картинок, запомни их.

(ребенку дается несколько секунд для запоминания.)

— Сейчас закрой глазки. (В это время логопед меняет две картинки местами.) А теперь поставь их так, как было.

(Логопед проделывает это упражнение два- три раза. Для разнообразия логопед убирает одну картинку.)

14. Итоги занятия.

-Радмир, скажи, пожалуйста, чем мы сегодня занимались?

(Ребенок отвечает)

— Молодец, Радмир! Ты сегодня очень хорошо занимался! До скорого!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector