Постановка и автоматизация звука ч, упражнения по дифференциации звуков ч-т, ч-ц, ч-щ
Содержание:
- Виды и механизмы нарушений
- Правила артикуляции
- Звук «Ч», его профиль и описание.
- Ход занятия
- Артикуляционная гимнастика
- Автоматизация звука [Ч] в начале слов
- Артикуляция звука Х
- Возраст ребенка и готовность его речевого аппарата
- Постановка звука Ч методическая разработка по логопедии (старшая группа)
- Упражнения для развития выдоха
- Дифференциация звуков Ч-Т, Ч-Ц, Ч-Щ
- Готовность органов речи ребенка
Виды и механизмы нарушений
Неправильное произношение шипящих называется в современной логопедии сигматизм, а их замена другими звуками – парасигматизмом. Есть несколько вариантов искажения Ч, отличающиеся работой органов артикуляции в момент произношения. Данный звук образуется путем слияния Т и Ш, поэтому любое отклонение от их правильной артикуляции может стать причиной искажения Ч. Виды дефекта:
- Отсутствие звука – ребенок не использует никакой упрощенный аналог этой фонемы.
- Межзубное искажение – язык находится между зубами, результатом становится нечеткое шепелявое звучание Ч.
- Призубный вариант получается из-за того, что передняя часть языка слишком напряжена, а воздух выходит не одной длительной толчкообразной струей, а несколькими толчками. Слышится мягкий вариант Т.
- Губно-зубное произношение проявляется в виде того, что вместо Ч слышится Ф. Такой сигматизм получается из-за нижнего положения языка при поднятых боковых краях, подъема нижней губы к верхнему зубному ряду.
- Боковой сигматизм возникает из-за слабости мышц языка, в результате воздух проходит сбоку, получается «хлюпающий» звук.
- Шипящее произношение обусловлено повышенным тонусом языка, из-за чего он приподнят, а его кончик опущен. Получается мягкий аналог Ш.
- Носовое произношение получается из-за нижнего положения передней части и поднятой спинки языка. Воздушная струя выходит через нос − получается Х с гнусавым звучанием.
Также Ч часто заменяют на свистящие или на Т. Причиной этого может быть как неправильная артикуляция, так и недоразвитие фонетико-фонематических процессов.
Правила артикуляции
Произношение звуков речи — сложный двигательный навык, который нуждается в тренировке. Звуки образуются в результате сложного комплекса движений (кинем) артикуляционных органов, их подвижности и дифференцированной работы. Без отработки кинемы не сформируется корректное произношение.
Артикуляция связана с работой мышц (жевательных, мимических, глотательных) и органов дыхания (гортань, бронхи, легкие, трахея, диафрагма).
Логопедическая работа по артикуляции включает в себя упражнения на тренировку мышц:
- лицевых,
- ротовой полости,
- плечевого пояса,
- грудной клетки.
Чтобы у ребенка закрепилась правильная артикуляция звука «Ч», необходимо соблюдать рекомендации по постановке:
Заниматься логопедической работой стоит 2 раза в неделю со специалистом и каждый день в домашних условиях. Упражняться лучше в течение 5-7 минут, отрабатывая за раз 2-3 упражнения. Из них новым может быть только одно, остальные — уже хорошо знакомые ребенку задания.
Работу с артикуляцией проводят в форме игры, соблюдая последовательность от простого к сложному.
Ребенок на занятии сидит на стуле, т.к. в данном положении у него расслаблены мышцы, выпрямлена спина.
Перед ребенком находится зеркало, в которое он видит работу своих органов речи.
Отработка артикуляции звуков начинается с губ.
Звук «Ч» ставится на правильном выдохе, нужно следить, чтобы воздух не задевал связок. Для произношения «Ч» важна сила выдоха и его продолжительность. Сильным коротким движением диафрагмы воздух с силой выпускается, при этом выдох не затягивается
На занятиях важно отработать движения диафрагмы.
Звук «Ч», его профиль и описание.
спинки отходит от места смычки, образуя щель с твёрдым нёбом. Средняя часть спинки языка приподнята. Мягкое нёбо поднято (Ч — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты (Ч – глухой звук).
Нижняя артикуляция
Кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки смыкается с передним краем твёрдого нёба, а затем (второй момент артикуляции) отходит от места смычки, образуя щель.
Нарушениязвукопроизношения. При произнесении звука ч губы, как при всех шипящих, вытянуты и округлены. Расстояние между зубами 1—2 мм. Звук имеет сложную язычную артикуляцию: он начинается со смычного элемента (как при звуке т)- Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть спинки языка прижата к верхним резцам или альвеолам. Средняя ее часть выгнута по направлению к твердому нёбу. Весь язык несколько продвигается вперед. Звук заканчивается щелевым элементом (как при щ),
который звучит кратко. Граница между взрывным и щелевым (фрикативным) элементами не улавливается ни на слух, ни артикуляционно, так как элементы слиты воедино. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки разомкнуты, звук глухой (рис. 6).
Среди недостатков произношения звука ч, помимо тех, которые являются общими для всех шипящих, следует отметить замену ч мягкой свистящей аффрикатой ц,
не свойственной фонетической системе русского литературного языка, а такжет или ш.
Способы постановки.
1. По подражанию:
— ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (стрекотание кузнечика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.
2. От слияния составных частей аффрикаты ч:
— ребенку предлагается произносить на выдохе звуки т’, щ: сначала медленно, затем быстро и резко (слитно).
3. От опорного звука:
— ребенку предлагается произнести слог ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад; можно дополнительно имитировать движение языка руками. 4
От опорного звука с механической помощью:
4. От опорного звука с механической помощью:
— ребенку предлагается произнести звук/слог ть/ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад шпателем, заведенным по язык;
— ребенку предлагается произнести звук ть, одновременно слегка нажать пальцами на уголки рта и вытянуть губы вперед – «рупором»: кончик языка при этом отодвигается назад, слышится
звук ч.
Артикуляционная гимнастика.
Нормативное произношение звука
профиль звука
Правильный уклад звука Ч.
Верхняя артикуляция
Губы округлены, слегка выдвинуты вперёд, между резцами небольшая щель. Кончик языка и передняя часть спинки подняты. В первый момент артикуляции прижимаются к переднему краю твёрдого нёба, затем (второй момент артикуляции) передняя часть
Ход занятия
I. Организационный момент.
— Какое сейчас время года?
— Назовите мне, пожалуйста, по порядку времена года.
— Назови по порядку месяца.
— Какой первый весенний месяц? Последний?
— Назови соседей месяца «сентябрь».
II. Артикуляционная гимнастика.
— Звук сложный, поэтому, чтобы красиво его произносить, нужно сделать гимнастику для языка и губ.
«Покусаем язычок». Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад.Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.
«Улыбка» — «Трубочка» — Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
«Бублик» — губы округляем и слегка вытягиваем вперед.
«Хоботок» — «Бублик» — Зубки сомкнуты, губы с напряжением вытягиваем вперед как хоботок. Зубки сомкнём, губы округляем и слегка вытягиваем вперед. При выполнении должны быть видны и верхние и нижние зубки.
«Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».
«Чашечка». Рот открываем широко. Передний и боковые края языка приподнимаем вверх.
«Не разбей чашечку». Придать языку форму «чашечки» и двигать его вперед и назад, сохраняя форму «чашечки».
III. Дыхательная гимнастика.
Подуй с чашечки.
Произнеси звук на одном дыхании . Вдох через нос!
IV. Сообщение темы занятия.
— Внимательно посмотри на картинки, и назови только те, в названии которых слышится звук Ч.
— Какой предмет лишний? (Яйцо, кубик). Почему? (В словах нет звука «Ч»).
— Сегодня мы продолжим учиться правильно произносить звук в словах и предложениях.
— Вспомним, как работают губы, язык при произнесении этого звука?
(описание).
— Охарактеризуй звук . (согласный, глухой, мягкий).
V. Автоматизация звука в словах.
Открыть презентацию.
— Посмотри на картинки и назови каждый предмет ласково.
Пуговица – пуговичка вилка – вилочка галка – галочка
Цветок – шапка – коса –
Сумка – лента – утка –
Река – лиса – паук –
— Повтори слова парами.
качка – кочка внучка — колючка овечка — колечко
бочка — тачка уздечка — печка тапочки — бабочка
девочка — ласточка обруч — удочка ключ — очки
— Определить позицию звука Ч в словах.
Чайник, плечо, ночь, чемодан, речка, матч, часы, чёлка, туча, мяч, кочка, чайка, трубач, печать.
VI. Автоматизация звука в словосочетаниях.
— Ответь на вопрос: нет чего? (нет чугунной печки).
Чугунная печка
Чистая водичка
Черная тучка
Чайные чашки
Прочный чемодан
Мамочкина шапочка
Ванечкин зайчик
Молочная начинка
Ночная бабочка
— Давай сейчас поиграем в игру «Веселый счет до 5».
Один черный мяч – два черных мяча — …
Один горячий чайник – два горячих чайника — …
Один коричневый чемодан – два коричневых чемодана — …
VII. Автоматизация звука в предложениях.
Подбери правильную картинку к предложению.
У Ванечки в коробочке спички.
Ученик читает учебник.
Мамочка чистит кабачок.
Ученик купит учебник.
Вовочка везёт тачку.
Мамочка готовит кабачок.
Девочка умеет читать.
V. Итог занятия.
— Какой звук мы сегодня тренировались произносить красиво?
— Произнеси звук на одном дыхании .
VI. Домашнее задание.
— Дома выполняй упражнения «Чашечка» и «Маляр».
Артикуляционная гимнастика
- “Окошечко”. Губы максимально вытянуть вперед и придать им форму квадрата. Следите за тем, чтобы уголки губ не касались друг друга.
- “Блинчик”. Улыбнуться как можно шире. Язык положить на нижнюю губу, расслабиться и досчитать до 10. Язык должен растягивать на всю ширину губы, при этом его не нужно сильно доставать, достаточно лишь того, чтобы он покрыл губу.
- “Маляр”. Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот, языком достать до верхнего неба. Производить плавные движения, как будто кисточкой – от зубов к горлу.
- “Чистим зубки”. Улыбнуться и сделать движения языком, имитирующие чистку зубов. Обязательно следите за тем, чтобы язык доставал до десен, а не водил по нижнему краю зубов.
- “Чашечка”. Растянуть губы в улыбке, высунуть язык и дотянуться им до носа. Остаться в положении до 10 секунд.
- “Вкуснотища”. Открыть рот, языком облизать верхнюю губу. Движения должны производиться сверху вниз, а не из стороны в сторону.
- “Воздушный футбол”. Вытянуть губы трубочкой. Подуть на вату, при этом щеки не должны раздуваться. Дуть в течение 10-15 секунд.
Рекомендуем: Артикуляционная гимнастика для звуков Ш и Ж.
Автоматизация звука [Ч] в начале слов
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Повтори (прочитай) слова: 15
чай |
чадо |
чайка |
чахотка |
чан |
чабан |
чайник |
чаепитие |
чат |
чаевод |
чаинка |
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Повтори (прочитай) слова: 16
(в словах со свистящими и шипящими звуками)
час |
чащоба |
частник |
чайница |
часы |
часовой |
частица |
частушка |
чаша |
чашка |
частота |
частокол |
чаща |
часть |
часовня |
часовщик |
(в словах со звуками , , , )
чары |
чалма |
чарка |
чародей |
чалка |
чадра |
чардаш |
чарльстон |
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Повтори (прочитай): 17
Час чаепития. |
Часовой в части. |
Чалма чародея. |
Чашка с чайником. |
Чайница для чая. |
Час от часу не легче, |
Часть частушек. |
Частокол у часовни. |
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Повтори (прочитай) слова: 18а
чин |
чека |
чемодан |
чемпион |
чих |
чета |
чекмень |
чиновник |
чип |
чепуха |
чеканка |
чемпионат |
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Повтори (прочитай) слова: 18б
, (в словах со свистящими и шипящими звуками)
чиж |
чепец |
число |
чипсы |
чибис |
чешуя |
чеснок |
|
чижик |
честь |
чистота |
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Повтори (прочитай) слова: 18в
, (в словах со звуками , )
чело |
чилим |
челнок |
чилибуха |
Чили |
человек |
чистюля |
Чиполлино |
чехол |
читатель |
чистотел |
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Повтори (прочитай) слова: 18г
(в словах со звуками , , , )
чирок |
чертог |
чернила |
чернослив |
череда |
чепрак |
черемша |
черепаха |
четыре |
чертёж |
черешня |
черёмуха |
чинара |
червяк |
чехарда |
черепица |
черепок |
чердак |
Чернушка |
Чебурашка |
черенок |
черпак |
чернота |
чернобурка |
черешок |
четверг |
червонец |
чернильница |
чебурек |
черкесы |
черновик |
чириканье |
черта |
черника |
чернозём |
чертополох |
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Повтори (прочитай): 19а
Четыре чёрненьких чертёнка. |
Чинить чемодан. |
Чёрные чернила. |
Чешуя в челноке. |
Чистый черпак. |
Чемпион из Чили. |
Чин чиновника. |
На чеканке — черепаха. |
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Повтори (прочитай): 1б
Черенок черешни. |
Чертить чертёж. |
Червяк в черносливе. |
Четыре чижика. |
Чебурек с черемшой. |
Черепица на чердаке. |
Чернила в чернильнице. |
Читать про Чиполлино. |
Чемпионат в Чехии. |
Чернозём под черёмухой. |
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Повтори (прочитай) слова: 20
(под ударением)
чек |
челядь |
честь |
четверть |
чех |
череп |
чешки |
честность |
Чехов |
чернь |
челюсть |
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Повтори (прочитай) слова: 21
чёт |
четки |
чёрточка |
чёрствость |
чёлн |
чёлка |
чёрканье |
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Повтори (прочитай): 22
Чей чек? |
Чешские чешки. |
Чёрная чёлка. |
Четвёртый чёлн. |
Чётное число. |
Чёткая чёрточка. |
Чествовать чехов. |
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Повтори (прочитай) слова: 23а
Чук |
чума |
чудак |
чугунка |
чудо |
чуб |
чуни |
чубук |
Чукотка |
чутьё |
чум |
чугун |
чувяки |
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Повтори (прочитай) слова: 23б
(в словах со свистящими и шипящими звуками)
чушь |
чуваш |
чушка |
чужбина |
чужак |
чудеса |
чувство |
чудесник |
чужой |
чумиза |
чуткость |
чудовище |
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Повтори (прочитай) слова: 23в
(в словах со звуками , , , )
чулан |
чурек |
чурбан |
чулок |
чурка |
Повтори (прочитай): 24
Чужие чуни. |
Чум на Чукотке. |
Чуткий Чу к. |
Чурек в чугунке. |
Чудесный чуб. |
Чурки от чурбака. |
Чулки в чулане. |
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Артикуляция звука Х
При произношении звука Х губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Кончик языка опущен и касается нижних резцов. передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть спинки языка полностью смыкается с нёбом: по средней линии языка создаётся щель, проходя через которую выдыхаемый воздух производит шум.
Упражнение «Поймай звук». Послушай и хлопни в ладоши(подпрыгни), когда услышишь звук Х. Выполнять по 2-3 раза в день.
1 день — и, х, у, п, о, х, а, н, х, с, п, ф, х, в, л, х, к, х, н, а, о, ф, х.
2 день — а, х, м, и, о, х, т, ю, к, и, с, х, у, ф, х, н, п, р, ха, ну, мо, хо.
3 день — мо, та, хы, су, на, фи, хо, пы, ла, ко, пы, фу, ху, мхо, тна, плы, ихн.
4 день — ты, хо, ны, па, ко, хы, мех, бусы, сом, кот, хата, мак, петух, хобот.
5 день — поход, фантик, веник, меховой, охота, погода, писать, отдыхать.
6 день – хлопок, толчок, глоток, мука, муха, меха, манка, банка, бахча, яхта.
Если ребёнок делает много ошибок, то повторять упражнение до тех пор, пока ошибки не исчезнут.
Слоги
Проговаривай слоги, чётко произнося звук Х (выделяя голосом)
ха – хо — ху аха — охо – уху ах – их – ех — ух
хва – хво — хву хла – хло — хлу
сха — схо — сху рха — рхо — рху
Упражнение «Послушай, запомни, повтори». Развитие слуховой памяти, автоматизация правильного произношения звука Х в слогах. Звук Х проговаривать, «растягивая» его.
1 день
Ха-ха хы-хы ха-хо-хы хы-ха-ху
Хо-хо ху-ху ху-ха-хо ха-хо-хы-ху
2 день
аха – аха оха – оха иха – аха – уха уха – иха – оха
иха – иха уха – уха аха – иха – оха оха – иха — аха
3 день
ах – ах ах – ох ух – ух – ох юх – ах – ох
ох — ух ух – ах ох – их – ах ух – ох – их
4 день
хта – хта хто – хто ахт – охт ухт – ахт — охт
хты — хты хту – хту ихт – ухт ихт – охт — ахт
5 день
хва – хва – хвы ахва – ухва — охва вха – вхо — вхы
хво — хво — хва ихва — ухва — охва вхы – вху — вха
Возраст ребенка и готовность его речевого аппарата
Схематически речевое развитие ребенка можно поделить на этапы.
1 этап. Подготовительный
Возраст малыша – до 1 года. В это время важным моментом развития малыша является гуление и лепетание. Сначала звуки появляются непроизвольно, а к 5 месяцев ребенок учится подражать взрослым и отвечать им.
2 этап. Преддошкольный
Длится от 1 до 3 лет. В этот период дети начинают разговаривать односложными фразами (Вместо “Бабушка, иди” говорят “Баба, ди”). До двухлетнего возраста наращивается словарь предметов и глаголов (до 24 месяцев словарный запас составляет 90-100 слов).
После двух лет начинается работа над качеством речи, формируется четкое произношение большинства звуков.
3 этап. Дошкольный
Длится до 7 лет. К этому возрасту активный словарь ребенка включает себя 3000 слов. В 3-4 года малыш ещё может заменять некоторый звуки (ц, ч на ть), смягчать согласные звуки.
К 5 годам смягчение должно пройти, формируются свистящие и шипящие звуки.
К 6 годам ребенок учится произносить звуки Р и Л, в речи появляются сложные правильно построенные предложения.
4 этап
В 7 лет речь ребенка должна быть полноценным средством общения. Дети не только произносят все звуки речи правильно, но и различают их на слух, умеют их анализировать. В речи появляются союзы и союзные слова, ошибок в произношении практически нет. После нескольких замечаний ребенок анализирует речь и исправляет ошибки.
5 период. Школьный
Длится с 7 до 17 лет. В это время доводится до совершенства речь, как устная, так и письменная. Возрастной период с 7 до 9 лет считается критическим. Это объясняется тем, что после 9 лет ребенок, не имеющий опыта речевого общения, становится неспособным к обучению.
До 11 лет исчезают все фонетические ошибки в произношении.
Постановка звука Ч методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Произнесение звука «Ч» нередко вызывает сложности у детей. Чтобы научить ребенка произносить его, нужно пройти несколько этапов.
Подготовительная работа
Работу над любым звуком стоит начинать с артикуляционной гимнастики. Это позволит размять язвчок и настроиться на работу. Для разминки можно выбирать любую игровую методику. Рассмотрим лишь несколько вариантов.
1. «Качели»: такое упражнение помогает укрепить мышцы языка и научить ребенка управлять кончиком языка. Рот открыт, губы в улыбке. Ребенок поочередно касается языком верха полости рта и низа, затем верхних зубов и нижних, места за верхними зубами и нижними.
2. «Язык шагает через зубы» Рот открыт, губы в улыбке. Ребенок касается языком наружной и внутренней поверхности верхних и нижних зубов.
Кроме того, можно попросить ребенка хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук «Ч». Затем следует произносить сначала просто разные звуки, потом слоги и слова. Этот прием позволит оценить, насколько хорошо малыш узнает нужный звук. Если у ребенка лучше развито наглядное мышление, стоит вместо слов предложить ему картинки, в названии которых есть «Ч».
Постановка звука «Ч»
Звук «Ч» состоит из звуков «Щ» и «ТЬ». Это значит, что ребенок, правильно произносящий последние два звука, легко справится и с произнесением «Ч». Существует два способа постановки данного звука.
1. Ребенок должен очень быстро произнести сочетание звуков «ТЬ» и «ШЬ»
При этом очень важно, чтобы губы находились в широкой улыбке. 2
Ребенок очень быстро произносит звук «ТЬ», повторяя его. Сначала язык должен касаться основания зубов с внутренней стороны, затем следует постепенно отодвигать его немного глубже, к альвеолам. Если научить произносить «Ч» не удается, можно обратиться к логопеду, который поставит звук с помощью специального зонда.
Чтобы убедиться, что звук поставлен, следует проверить, как ребенок произносит его изолированно. Для этого также применяются игровые методики: малыша можно попросить имитировать ход часов с помощью звука «Ч» или успокоить кого-то («Ч-Ч-Ч»). Если всё в порядке, можно приступать к автоматизации.
Автоматизация звука «Ч»
Проводить автоматизацию нужно с учетом возраста ребенка. С малышом лучше всего использовать картинки или игрушки, с детьми постарше отлично подойдут стишки и песенки. Начинать стоит с произнесения слогов, а затем постепенно переходить к словам и предложениям. При этом нужно подбирать такой материал, чтобы звук «Ч» оказывался в разных позициях. В любом случае автоматизация должна проходить в игровой форме. Игры можно использовать самые разные.
1. «Песенки вместе с любимым персонажем». Необходимо выбрать любого сказочного или мультипликационного персонажа, который интересен ребенку, написать на карточках слоги, содержащие букву «Ч». Затем нужно предложить следующее задание: «Твой любимый герой решил помочь тебе научиться произносить «Ч» и приготовил для тебя песенки из слогов. Спой вместе с ним! Ча-ча-ча; Чо-чо-чо; Чу-чу-чу; Чи-чи-чи»
Очень важно, чтобы звук «Ч» ребенок в слоге произносил правильно, только в этом случае можно переходить к следующему слогу. 2
«Эхо». Ребенок должен повторить несколько слов, произнесенных взрослым, в том же порядке, выделяя звук «Ч». 3. «Предложение». Для этого упражнения можно написать несколько слов с буквой «Ч» на бумаге или использовать картинки. Задача ребенка — составить с каждым из них предложение. 4. «Детеныши». Следует предложить назвать детенышей различных животных и птиц (белок, зайцев, галок, волков), выделяя при этом звук «Ч». 5. «Неразбериха». Ребенку предложены наборы букв из одного слова в перемешанном порядке. Его задача — собрать слово и произнести.
Упражнения для развития выдоха
- Малыш становится, ноги ставит на ширине плеч. На вдохе носом разводит руками, на выдохе приседает и обнимает себя руками.
- Исходное положение как и в предыдущем упражнении. Руки соединить в “замок”, они находятся внизу. На вдохе руки поднимаются вверх, при этом дыхание задерживается. Затем очень медленно выдыхать, опуская руки и произносить “ух”.
- Надуть щеки по максимуму, задержаться на полминуты. Затем втянуть щеки в себя и снова задержаться на такое же время.
- Сесть на стул. Медленно опускать и поднимать руки, произнося “Каар”.
- Игра-соревнование. Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном вдохе. (Также можно посоревноваться, кто дольше промычит на выдохе).
Дифференциация звуков Ч-Т, Ч-Ц, Ч-Щ
Звук «Ч» состоит из смешения звуков «ТЬ» и «Щ». Если у ребенка корректно поставлены эти 2 звука, то проблем с постановкой «Ч» не возникнет.
Если у ребенка возникают затруднения при смене положений передней части языка или удержание смычки между коренными зубами и боковыми краями языка, то логопед помогает механическим способом. Края языка к коренным зубам прижимаются шпателем или черенком столовой ложки.
При дифференциации опорных звуков стоит обращать внимание детей, что кончик языка при произношении стучит в небо за верхними зубами. Нужно объяснить, что «Ч» — короткий звук, в нем отсутствует призвук «Ш»
Если «Ч» не получается, стоит попросить ребенка произнести длительное «ТШ», ускоряя темп, пока не получится «Ч».
Упражнения на дифференциацию «Ч» от близких звуков:
- Показать картинки со словами: летчица, ученица, горчица, волчица, птичница, отличница, молочница, лечебница, чечевица, цыпочки, учительница, чернильница, цыпленочек. Попросить детей разделить картинки на группы с «Ч» и «Ц».
- Показать картинки со словами: овца, куча, гуща, цепь, щель, лицо, плечо, четыре, щепка, цапля, чайка, цирк. Попросить детей разделить картинки на группы с «Ч», «Ц» и «Щ».
- Читать словосочетания: черный скворец, чистая улица, чужая пуговица, черная курица, коричневые рукавицы, чистая водица, колючие цветы, отличная певица, чужая граница, печеные яйца, жгучий перец, чуткий заяц, вечернее солнце, четвертый палец, точеное кольцо, целая чашка, цепкий крючок.
Рекомендуется разучить стихотворение:
На цветке сидит пчела,
До чего она мала!
Наша пчелка в хоботок
Набирает сладкий сок.
А цветок качается —
Это ей не нравится.
Можно читать детям текст. Их задача — услышав «Ч», хлопать в ладоши, «Ц» — топать ногами.
Повела курица цыплят учить червяков искать.
— Червяки бывают разные, и найти их не просто, — учила курица.
Восемь цыплят слушали курицу. А два цыпленка не стали слушать. Они помчались искать червяка. Им хотелось первыми найти червяка. Один цыпленок споткнулся обо что-то и упал.
— Это и есть червяк, — кричал цыпленок.
— Мы откопаем его и отнесем этим глупцам.
После долгих трудов цыплята все же откопали червяка и понесли червяка своим братцам.
— Смотрите, червяк, — сказали цыплята и бросили… гвоздь.
(По М. Петрову)
Требуется прочитать текст и разыграть по нему сценку:
Солнце улыбается
В тысячу лучей,
Солнцем освещается
Тысяча вещей:
Луг, река,
Над речкой мост,
А по мосту едет воз,
На возу мешки с пшеницей,
На мешках сидит возница,
Высоко сидит возница,
С высоты видна станица.
Эти методы могут использоваться как на приеме у специалиста, так и в домашних условиях.
Готовность органов речи ребенка
Появление звуковой культуры речи у малыша происходит практически с рождения (нормы тут). Развитие речевых способностей представлено в таблице.
-
Этапы
Характеристика
Подготовка.
Проявляется в первый год жизни малыша (лепет, гуление). К 6 месяцам ребенок начинает подражать взрослым копируя часто произносимые звуки.
Пред дошкольный.
Длительность периода 1-3 лет. Появление новых слов (баба, мама). Составление не сложных предложений.
Дошкольный.
Для дошкольников до 4 лет характерна замена или смягчение звука «Ч». С 5 лет дефект должен исчезнуть. Начинается формирование шипящих. Дошкольный период длится до 6-7 лет. Словарный запас ребенка более 2500 тысяч слов.
Школьный.
Длится с 7-17 лет. В начальной школе происходит полное формирование речевых способностей.
Способность к правильному произношению звука «Ч» формируется только с 5 летнего возраста. Фонема сложна для восприятия ребенком раннего возраста из-за того, что состоит из двух звуков «Т» и «Ш».