10 удивительно простых советов, как научиться красиво говорить

Содержание:

Изучение поговорок и скороговорок

Для изучения и закрепления навыка произношения грассирующего звука «Р» хорошо использовать поговорки и скороговорки на французском языке. Найти их не составит труда, в сети Интернет их огромное количество.

Подобрав для начала короткие и простые выражения, можно начинать их произносить. Перед этим лучше послушать, как это делают сами французы. Со временем можно переходить на более длинные и сложные фразы. К примеру, можно взять следующую скороговорку:

Также можно воспользоваться таким примером поговорки:

Найти, как произносятся эти выражения, можно также в глобальной сети. Если человек сможет освоить правильное произношение скороговорок и поговорок, значит, все труды не прошли зря. Ведь их воспроизведение не является таким уж простым.

Французское произношение

Этот язык очень мягкий и мелодичный. Звук «р» в нём имеет приятную картавость. Самый сложный в произношении парижский вариант.

Главное правило в чтении по-французски и отличие языка от английского и немецкого в том, что «р» на конце слова никогда не теряется и произносится так же, как в начале и середине. Этот звук относится к звонким и сонорным. А образуется он не как русский — не большим языком, а малым. Поэтому его называют увулярным.

По методу образования звук фрикативный. Это означает, что во время произношения речевой аппарат не смыкается, хотя приближается довольно сильно. Во рту возникают турбулентные завихрения, которые дают слышимый результат. Парижский вариант этого звука не имеет вибраций и шума трения. Он полностью щелевой.

На конце слов во французском языке «р» может иметь до 2-х вибраций. Существует ещё несколько вариантов произношения в регионах. Это раскатистый звук, схожий с русским и извлекающийся передней частью языка, но менее вибрирующий и более звонкий. И грассированный, который отличается заднеязычным происхождением.

Кроме различий в количестве вибраций, учитываются шумы в звуке

Особенно это важно для парижского произношения. А на конце слов «р» становится звонким и сонантным, но не глухим, как в русском звучании

Правильная артикуляция при велярном (классическом) французском произношении подразумевает движение края мягкого нёба, реже задней поверхности языка. При этом маленький язычок находится в напряжённом состоянии, но не вибрирует.

Когда нужно обратиться к специалисту

Логопед — не детский врач. Это функциональный специалист. Логопедические курсы доступны и недороги, а вот практический опыт работы с детьми 4-5 лет и стажировки намного важнее для такого специалиста. Не каждый логопед допущен к работе с массажными инструментами и постановке диагнозов вроде дизартрии.

Лучше искать детского специалиста (естественно, с высшим образованием!) в специализированных учреждениях и обязательно проверять рекомендации и отзывы. При наличии неврологических диагнозов и задержки развития больше подойдет логопед-дефектолог, особенно если ребеночек с самого детства развивается не как все.

Специалист в первую очередь поможет быстро разобраться с типом и причиной нарушения. Хорошо, если логопед объяснит вам в деталях, что именно не так с речевым аппаратом. Тогда вы и сами сумеете правильно строить речевое общение с ребенком, чтобы помогать ему осваивать звукопроизношение в бытовых заботах. Основные задачи логопеда по порядку:

  1. Подробно изучить историю развития маленького пациента.
  2. Выяснить в ходе беседы с родителями и занятия с ребенком, с каким типом речевого нарушения предстоит работать.
  3. Предложить эффективные приемы и средства коррекции речи.
  4. Достичь результата и проконтролировать его поддержание за пределами кабинета.
  5. Дать родителям развернутую консультацию, как поставить букву «Р» в домашних условиях ребенку.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Варианты игр:

1. «Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком Р (карточки предварительно распечатать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

2. «Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком Р (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете :»Чего не стало?»(не стало рака, не стало ведра и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

3.»Что изменилось?»

Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком Р, называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

4.»Четвертый лишний»

Для данной игры берутся карточки со звуком Р, а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, ракета, лапа, рак, рама. Лишняя карточка ЛАПА, здесь нет звука Р).

5. «Один-много»

Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, ракета — много ракет, рука — много рук, двор — много дворов). Не забывайте слова произносить правильно!

6. «Большой — маленький»

Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ВЕДРО, к маленькому — ВЕДЕРКО.

7. «Посчитаем»

Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного

Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — рукА, но две, три, четыре -рукИ, пять — рук). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов

  • Карточки для игры «Четвертый лишний»

Автоматизация звука Р при помощи картинок станет веселым занятием взрослого с малышом. Скачивайте наглядный материал или занимайтесь онлайн у нас на сайте по 15-20 минут каждый день. И вскоре вы услышите как ваш малыш весело, задорно, а главное правильно разговаривает.

Вам также будет интересно:

  1. Артикуляционная гимнастика для звуков Р, РЬ
  2. Биоэнергопластика
  3. Занятия по автоматизации звука Р
  4. Раскраски со звуками Р, РЬ
  5. Раскраски для автоматизации звука Р в обратных слогах
  6. Автоматизация звука Р в чистоговорках
  7. Автоматизация звука Р в стихах
  8. Дифференциация звуков

Желаем Всем хорошего настроения и положительных результатов!!

Что делать, если картавишь?

Специалист, который реально может помочь  излечить картавость и научиться не картавить букву “р” — это врач-логопед. Профессиональные знания никогда не бывают лишними. Тем более, что ротацизм, так еще называется картавость, — явление довольно распространенное среди взрослых и детей.

Правильная постановка звука, работа с артикуляционным аппаратом, логопедический массаж языка, специальные упражнения для исправления картавости — все это есть в арсенале специалиста-профессионала. И все это способно вернуть вам свободу в общении и удовольствие от звучания собственного голоса.

Обращение к логопеду, чтобы разучиться картавить, особенно актуально для родителей малышей старше 6 лет. До этого возраста, пока идет развитие речевого аппарата, нечеткое произношение буквы “р” считается нормальным.

Исправление картавости возможно и в домашних условиях.

Речевой материал в стихах и скороговорках

Данный речевой материал для автоматизации звука и также предназначен для их дифференциации и закрепления в речи ребенка. Использовать его следует на последнем этапе занятий, когда звук поставлен сначала автономно, потом в слогах, словах и простых предложениях. Стихи рекомендуется громко и с выражением декламировать вслух и учить наизусть.

Верочка с Егоркой

У костра под горкой

Верочка с Егоркой.

Верочка с Егоркой

Твердят скороговорки.

Разговор у них проворный,

Быстрый и скороговорный:

«Марширует офицер,

Рапортует инженер,

Разгорается костер», –

Рады Вера и Егор.

Переполох

Слушай…

Слушай…

— КРАжа!

— КРажа!

— Грабят, братцы,

— Где же стРАжа?

— Что укРАли?

— Два пеРА.

— Безобразие!

— С утРА?

— Вы укРАли?

— Мы не бРАли.

— БРАли! БРАли!

— КРАли! КРАли!

Это я грачиный крик

перевёл на наш язык.

Буква Р

Пять лет Серёже в январе,

пока четыре, пятый,

но с ним играют во дворе

и взрослые ребята.

На брата сердится сестра.

Её зовут Марина,

а он стоит среди двора,

кричит: «Ты где, Малина?»

Твердит Марина: «Рак, ручей».

Марина учит брата.

Он повторяет: «Лак, лучей», —

вздыхая виновато.

Сестра твердит: «Прижми язык,

прижми покрепче к нёбу».

Он, как прилежный ученик,

берётся за учёбу.

Она твердит: «Скажи — метро.

В метро поедем к дяде».

– Нет,— отвечает он хитро,—

В автобус лучше сядем».

А как на санках, например,

он с гор летает смело.

Серёже только буква Р

немножко портит дело.

Не так легко сказать ремень,

мороз, река, простуда.

но вот в один прекрасный день

с утра случилось чудо.

Чихнула старшая сестра,

он крикнул: «Будь здорова!»

А ведь не мог ещё вчера

сказать он это слово.

Когда нужно обратиться за помощью к специалисту

Обратите внимание, что такие случаи могут быть нормой при становлении речевого аппарата ребенка. Насторожиться следует лишь тогда, когда 1,5-2 года никаких изменений и улучшений не наблюдается, так он не научится говорить чисто

Если малыш продолжительное время не выговаривает букву р, прежде всего, необходимо определить причину, почему у него не получается. Лучше всего это сделает логопед, а при необходимости, еще и стоматолог. Специалисты оценят развитие речевого аппарата, оценят состояние уздечки языка, фонематического слуха, дадут свои рекомендации.

Родители должны знать, почему важно исправить ситуацию, научить малыша, чтобы он начал говорить правильно, а также осознавать, что результаты можно получить, лишь когда они будут делать все по рекомендации специалистов в домашних условиях

Как научиться картавить букву

К данной цели, необходимо проделать несколько упражнений: • Людям, ранее изучавшим иностранные языки в школьной программе, является достаточно просто это вспомнить. Во время его выполнения, центральная часть язычка прилегает к нёбу, кончиком прикоснитесь нижних зубов. Приняв это положение, производите попытки выговорить звуки Р.

• Другое действие, схоже с предыдущим. Но многие преподаватели отдают предпочтение именно нему. Итак, протяните язык вперёд, серединой тянитесь до нёба, или глотки. Притом, не имеет смысла активно давить, достаточно легко дотронуться. И начинайте издавать звуки Р, сперва возможно не выйдет, при постоянном приёме, эффект однозначно достигается.

Как научиться картавить в домашних условиях

Все наверно обращают внимание, как сами французы произносят как-то по иному букву Р. Возможно и Вы, желаете постичь виртуозность произношения, сперва необходимо ознакомиться с техникой стандартного звука

Ведь для полноценного изучения особенности произношения, важно понимать различие между обычной картавостью и специальным произношением. Во французском говоре, во время произношения буквы Р, задействуете корень язычка, то есть, его основание

Прочувствуйте, где именно находится сам корень языка при действии. Когда осознаете это, аккуратно переместите напряжение с кончика на серединку.

Как проходит логопедическое занятие по постановке звука [р]

Как научить ребенка выговаривать букву Р ответит любой взрослый — отвести к специалисту. Логопед с помощью упражнений сможет поставить правильную речь.

Занятия проходят с целью подготовить ротовую полость к правильным движениям языка. Основными задачами считают:

  • Показать как правильно должен формироваться звук.
  • Тренировать артикуляционную моторику.
  • Научиться управлять потоком воздуха.
  • Научиться идти к поставленной цели.

Для занятия потребуется зеркало для понимания как проходит гимнастика, мяч, машина, лягушка с языком.

Упражнения для постановки звука для детей:

  • Игра с мячом на повторение животных.
  • Широкая улыбка.
  • Шевеление языком вне рта вверх и вниз.
  • Высовывать и засовывать язык.
  • Высовывая язык класть его на нижнюю губу.
  • Облизывать губы.
  • Дуть, не надувая щек.
  • Рычать
  • Тарахтеть как автомобиль.

После работы малыш узнает, что ему необходимо выучить на следующее занятие.

Благодаря гимнастике мышцы рта начинают правильно функционировать

Упражнения для постановки звука для детей

Существует множество методик для улучшения произношения звука . Если малыш способен быстро осилить одно упражнение, то нужно переходить к другому. Если задания оказались сложными, то их нужно проговаривать по 7 раз в день. Проговаривать задания можно в разной последовательности, чтобы чадо не заскучало.

Эмоциональное состояние ребенка в это время очень ранимо. Его нужно поддерживать за каждый успех и не ругать за неудачи. Сравнивать малыша с другими сверстниками не стоит. Это может пагубно повлиять на психику и дальнейшее развитие малыша.

Упражнения для постановки звука у детей:

  • Языком касаться альвеол и обратно.
  • Язык находится на альвеолах, при этом нужно сильно дуть.
  • Цокать как лошадка.
  • Останавливать лошадку.
  • Выкладывать язык на нижнюю губу, словно на тарелку. Это упражнение лучше делать перед зеркалом.
  • Стучать языком по альвеолам.
  • Трещать, как сорока (трррррррррр).
  • Подражать мотору автомобиля.
  • Язык расположить на альвеолах и говорить звуки (дддд, дддддр, ррррр).

Тренировка дыхания

Тренировка не должна утомить ребенка. Во время гимнастики упражнения должны помочь в следующем:

  • Вызвать интерес к занятиям.
  • Развить просодику речи.
  • Ускорить правильное произношение.

Упражнения:

  • Дуть на ватку, надувать шар или задувать свечку.
  • Произносить гласные соединения: «а-уа-ууа-ааээ-ээоо-ооиии».
  • Произносить глухие согласные.
  • Произносить звонкие согласные.
  • Вдох через нос и выдох через рот в течение минуты с задержкой дыхания.
  • Сильный выдох.
  • Выдох с произношением буквы с.

Артикуляционная гимнастика

Тренировка артикуляционных мышц способствует постоянной речи у человека. Речевые навыки начинают развиваться с рождения. Такая гимнастика поможет укрепить мышцы и устранить трудности произношения на любом году жизни.

Тренировки должны проходить в игровой форме. Занятия проходят с интересом, имея красочный дидактический материал. Видя себя в зеркале, ребенок охотнее выполняет упражнения. Если задание не получается выполнить, то родитель должен чистыми руками помочь своему чаду направить язык.

Обратите внимание! Для начала достаточно 2 упражнений. С каждым занятием можно прибавлять по одному. Упражнения для мышц:

Упражнения для мышц:

  • Широко раскрыть рот и посидеть так 10 секунд.
  • Сделать губы, как у уточки и застыть.
  • Языком вертеть в разные стороны.
  • Надувать щеки и сдувать.
  • Втягивать щеки и возвращаться в обратное положение.

Если язык не может выполнять действия, то можно помогать ему чистыми руками или посторонними предметами. Главное гигиена и следить за проведением занятий.

Упражнение при котором нужно дотянуться языком до носа

Техника постановки

Правильная постановка звука включает в себя учет тонуса мышц, подвижность, артикулярную готовность. Мероприятия по постановке звука необходимо проводить комплексно. Занимаясь, гимнастикой, массажем, речевыми упражнениями и развитием моторики.

Речевая гимнастика

Упражнения во время гимнастики влияют на следующее:

Дыхание.
Слух.
Внимание.
Тембр голоса.
Мышцы ротовой полости.

Обратите внимание! Они развивают связь речи и движений, произношение. Упражнения:. Упражнения:

Упражнения:

  • Повторять голосом речевые команды и воплощать их в движение.
  • Повторять за логопедом скороговорки.
  • Изображать ветер.
  • Говорить с нарастающим звуком.
  • Произносить слоги.

Способы постановки звука Р

Если ребенок успешно справляется со всеми упражнениями, можно приступить к непосредственной постановке звука Р твердого и РЬ мягкого, используя механическую помощь: на деревянный шпатель надеть резиновую соску и, установив язык в положении для упражнения «Самолет гудит», производить быстрые колебательные движения вправо-влево или вперед-назад под кончиком языка до получения устойчивой вибрации языка.
Постановка звука с использованием соски легче и быстрее получается в положении лежа: голова ребенка лежит на коленях педагога.
Механический способ дает ребенку возможность ощутить вибрацию языка, мышечно запечатлеть ее и в дальнейшем воспроизводить без механической помощи.
Вибрацию языка иногда удается получить следующим приемом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке, которую ребенок держит в руках), убрать язык за верхние зубы и сильной воздушной струей сдуть его с языка.
Важно: Необходимо строго следить, чтобы ребенок не вдохнул в себя комочек бумаги.
Другой прием основывается на быстром повторении на одном выдохе звука , артикулируемого особым образом: ребенку предлагается произносить быстро и многократно звук («ддддддддддд…») при полуоткрытом рте (кончик языка у верхних альвеол).
Ребенок должен видеть в зеркале быстрые удары кончика языка. Темп этих ударов постепенно учащается и колебания кончика языка производятся в различном ритме («дддд…, ддддддд…, ддд-ддд-ддд»)

Эти ритмичные удары языка затем соединяются с гласными в прямом и обратном порядке, например:
ддда   аддд   аддда
ддды   ыддд   ыддды

В то время, когда ребенок выполняет эти упражнения, следует шпателем, подложенным под передний край языка, производить частые колебательные движения, отчего слышится рокот, характерный для звука .

Как научить ребенка 4-6 лет говорить звук «р» быстро в домашних условиях?

Если малыш начал картавить или подменять «р» другими, более легкими для произношения звуками, то не стоит пускать проблему на самотек. С ребенком нужно заниматься. Лучше всего предоставить это врачу, специализирующемуся на становлении речи – логопеду. Но не все родители готовы воспользоваться его услугами, некоторые предпочитают научить малыша выговаривать звуки в домашних условиях. Для этого следует применять комплекс специальных упражнений.

Упражнения для речевого аппарата

В помощь родителям разработаны специальные упражнения, которые помогут развивать речевой аппарат, что очень важно при проблемах с речью и выговаривании звука «р». Гимнастика для губ

Губы также участвуют в воспроизведении звуков. Поэтому для их разработки применяют следующие упражнения:

Гимнастика для губ. Губы также участвуют в воспроизведении звуков. Поэтому для их разработки применяют следующие упражнения:

  • растянуть губы в широкой улыбке и задержать в таком положении на несколько секунд;
  • сложить губы трубочкой и максимально вытянуть их вперед (показать хоботок слоника);
  • зубы сомкнуть, при этом раскрыть губы, чтобы зубки были видны (упражнение «Заборчик»).

Гимнастические упражнения для языка:

  1. «Лошадка». Ребенок должен показать языком, как цокает лошадка.
  2. «Качелька». Сначала малыш высовывает язык и пытается достать до носа. Потом язычок опускается вниз к подбородку. Повторять упражнение следует до тех пор, пока кроха не устанет.
  3. «Варенье». Малыш представляет, что его губы вымазаны вареньем, которое нужно слизать язычком – сначала с верхней, а потом с нижней губы.

Упражнения при короткой уздечке

Если у ребенка до 5 лет проблемы с выговариванием звуков связаны с короткой уздечкой, то необязательно решать ее хирургическим путем. Логопеды рекомендуют попробовать растянуть ее, используя особую технику массажа, а также специальные артикуляционные упражнения. Проводить занятия следует в игровой форме:

  1. Соревнование – кто дотянется до кончика носа. Мама предлагает крохе поиграть в веселую игру – попробовать дотянуться до носа кончиком языка.

  2. Лакать как котенок. Ребенку предлагают притвориться котенком и попробовать не пить, а лакать молоко или сок. Такое упражнение отлично растягивает уздечку.

Также взрослый может проводить ежедневный массаж уздечки. Для этого нужно попросить ребенка открыть рот и поднять язычок. Массажные движения производятся большим и указательным пальцами, периодически (не сильно) подтягивая уздечку вверх. В день 2 подходов по 2 минуты будет достаточно.

Дыхательные упражнения

Неправильное дыхание часто становится причиной проблем с речью. Для его улучшения используются такие упражнения:

  1. «Именинный торт». Ребенок должен представить, что перед ним торт со свечками. Его задача – задуть свечи. Для этого следует набрать побольше воздуха в легкие и с силой его выдуть.
  2. «Снежинка». Нужно представить, что у крохи на ладони снежинка. Попросите его носом вдохнуть воздух, а потом плавно выпустить его через рот, чтобы сдуть воображаемую снежинку.

Упражнения

  1. «Моторчик». Цель этого упражнения воспроизвести звучание мотора, который напоминает звук р. Ребенка просят к верхнему небу прижать язык, под него покласть пальчик. Также можно использовать ватную палочку. Малыша просят сильно выдохнуть, при этом произнести протяжное «д». В то же время необходимо совершать колебательное движение ватной палочкой или пальчиком ребенка из стороны в сторону. Если все сделано правильно, Вы услышите вибрацию и звук схожий с р. Это будет показателем того, что мотор был заведен.
  2. «Маляр». Название упражнений связано с тем, что ребенок должен водить язычком по внутренней стороне ротовой полости, как-бы окрашивая стенки зубов, щечек, неба. Данное упражнение нужно делать взад — вперед.
  3. «Грибочек». Язычок, держась центральной позиции, должен прикоснуться к небу и удерживаться на протяжении 10 секунд. Такое название данное упражнение получило, благодаря тому, что уздечка, которая будет в данный момент натянута под языком, схожа с грибной ножкой.
  4. Предложите ребенку порычать, пусть он имитирует тигра. Это упражнение можно делать вместе с малышом — он будет маленьким тигренком, а Вы взрослому зверю.

Для растягивания уздечки

Важно выполнять каждое задание без спешки при этом раскрывать широко рот. Родители должны понимать, что гимнастика для развития речи оказывает серьезную нагрузку на язык крохи, поэтому так важно время от времени делать перерыв

«Футбол». Малыш должен по очереди касаться левой и правой щеки, имитируя катание мячика в ротовой полости.
«Качели». Попросите ребенка, как можно шире раскрыть рот, а теперь пусть подвигает язычком то вниз, то вверх, дотрагиваясь до зубов. После нескольких повторений, необходимо остановить язычок сверху в ротовой полости, удерживать его на протяжении 15 секунд.
«Тянемся до подбородка». Задание ребенка постараться вытянуть язык так, чтоб он направлялся в сторону подбородка, попытался до него дотянуться.
«Котенок». Для выполнения данного упражнения, родители должны налить в емкость какое-то лакомство. Задача ребенка слизывать его, копируя действия котенка.
«Тянемся до носика». Пусть карапуз откроет рот и улыбнется, его задача широким кончиком язычка пытаться дотянуться до носика, после чего опускать его, касаясь верхней губы

Важно, чтоб челюсть оставалась в неподвижном состоянии, а язык не сужался.

При нехватке силы воздушной струи

  1. Перекатывание шариков. Пусть малыш надует щечки и пытается перекатить скопившийся воздух с одной стороны в другую, от щеки к щеке.
  2. Надуваем шарик. Пусть малыш постарается надуть обе щеки, как можно дольше удерживая воздух.
  3. Желобок. Задача ребенка расправленный язык определить на нижнюю губу, после чего слегка свернуть края, что позволит образовать желобок. Теперь пусть подует сквозь него.
  4. Также эффективными являются упражнения:
  • можно привязать на нитку кусочек ваты, пусть малыш дует на нее, при этом мама удерживает ватку;
  • положите перед ребенком на стол карандаш, пусть малыш постарается его сдвинуть силой своего дыхания;
  • надувание мыльных пузырей;
  • можно дуть на одуванчик.

Когда слабые мышцы языка

  1. Для укрепления мышечной системы языка подойдут упражнения, позволяющие ему перемещаться вверх и вниз.
  2. «Индюк». Ребенка просят слегка приоткрыть рот. Теперь необходимо, чтоб малыш аккуратно проводил языком по верхней губе взад-вперед. При этом он должен попытаться произнести пять раз подряд «бл», все время повышая темп.
  3. «Лошадка». Малыш должен имитировать цоканье лошади, щелкая язычком по небу.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector