Распорядок дня ребенка в 3-4 года по часам: таблица с режимом сна и питания малыша
Содержание:
- Распорядок дня и праздники
- Памятка родителям
- Из-за чего стоит беспокоиться
- Какие есть ритуалы засыпания?
- Режим дня ребенка 4 лет
- Как правильно составить режим сна и кормления?
- Режим дня ребенка 1 года
- Каким должен быть режим?
- Польза и вред совместного сна
- Режим дня грудного ребенка
- Ребенок 5 лет
- Как режим дня влияет на успеваемость ребёнка
- Возрастные особенности ребенка 1-1,5 лет
- Гигиенические процедуры
- Как отслеживать режим дня школьника
- Советы доктора Комаровского в выборе режима дня для грудничка
- В качестве заключения
Распорядок дня и праздники
Не нужно делать послаблений в выходные, праздничные, и каникулярные дни. Конечно, в эти дни детям предоставляется больше свободного времени для удовольствий и прогулок с друзьями, в эти дни следует придумать занимательные экскурсии и проводить больше времени совместно, но режим сна, приема пищи, и выполнение физических упражнений должны быть в одно и то же время.
Если в семье для детей существует правильно подобранный регламент, то это поможет ему и в школьной деятельности.
Хорошо отдохнувший, бодрый ученик может с первого урока включиться в умственную работу. Если же ребенок с 5-6 лет не приучен вовремя ложиться и вовремя вставать, то с первого урока он будет вялым, сонным, скучным.
Памятка родителям
Не стоит сразу расписывать режим дня для ребенка на месяц или на полгода. Детям быстро надоедает однообразие, поэтому распорядок каждого дня недели должен быть интересным, наполненным яркими событиями. В плане обязательно указывают, сколько времени уходит на посещение детского сада, просмотра любимых мультиков, на прогулки с друзьями. В распорядке должны значиться развлекательные центры и кружки по интересам.
Приучаем малыша к самостоятельности
Чтобы ребенок чувствовал себя полноценным членом семьи, желательно выделить в его распорядке дня время, которое обозначается «помощь родителям». Это может быть уборка комнаты, мытье посуды, сортировка игрушек. Психологи считают, что именно с этого возраста нужно приучать детей наводить порядок после игры без помощи родителей. При этом не стоит стимулировать его помощь деньгами или покупкой сладостей. Все это вы можете отдать ребенку просто так, а не за уборку. У пятилетнего ребенка должно сформироваться чувство ответственности за свою территорию.
Время на отдых
Но и в крайности впадать не нужно, перегружая малыша чрезмерно. Если у ребенка на один из дней запланировано занятие в секции, то днем и вечером он должен отдыхать. Пусть это будет прогулка на свежем воздухе или просмотр любимого кино, можно даже позволить поиграть в компьютер, чтобы мозг дитя переключился на новый вид деятельности. Однако идти на поводу у ребенка и позволять ему все выходные просиживать за компьютерной игрой тоже нельзя. Вы должны предложить ему более яркие альтернативные занятия. Это может быть совместный поход в магазин, посещение центра развлечений, пикник на природе, фотосессия с четвероногим другом и прочее.
Саморазвитие
Следует принять во внимание, что полчаса времени в день ребенок должен посвящать обучению: чтение сказок, разгадывание ребусов, изучение иностранного языка в игровой форме. С помощью таких занятий вы приучите малыша воспринимать новую информацию и впитывать знания для того, чтобы в дальнейшем, когда он пойдет в школу, нагрузки для него не были слишком интенсивными
Ну, а чтобы научить ребенка самостоятельно планировать свой распорядок дня, для начала предложите ему свою помощь. Кстати, яркий шаблон для составления дневного режима сегодня можно купить в любом отделе канцтоваров. Повесьте его на видное место и предложите ребенку заполнить распорядок вместе с вами. Поощряйте кроху за соблюдение всех пунктов режима в конце недели. Это может быть совместный поход в кино или пиццерию, продолжительная игра за компьютером. Ребенок должен понимать, что его старания не были напрасными.
Из-за чего стоит беспокоиться
Регулярные посещения участкового педиатра и патронажной сестры позволяют родителям избавиться от множества волнений и тревог. Специалисты своевременно определят какие-либо нарушения состояния ребенка, исследуя его рефлексы, темпы роста и набора веса и другие факторы. Но врач не может постоянно находиться рядом, поэтому родителям нужно уметь ориентироваться в основных признаках, которые должны стать поводом обратиться к специалисту:
- ребенок на протяжении нескольких часов подряд выглядит вялым, отказывается от кормления, его сон часто прерывается;
- любые изменения цвета кожи, не связанные с переохлаждением или перегревом;
- носовое дыхание у ребенка затруднено, он пытается дышать ртом, или же вдох и выдох сопровождаются неестественными шумами – свистом, хрипом;
- осиплость голоса, лающий кашель;
- повышение температуры тела;
- устойчивое нарушение стула (запоры, поносы) или изменения в кале (зловоние, черный или слишком светлый, почти белый кал).
Но главным правилом при наблюдении за состоянием здоровья ребенка является следующее: при любых отклонениях или изменениях в поведении новорожденного следует обратиться к врачу, так как первый месяц жизни малыша – очень ответственный период, и крайне важно не упустить начало развития какого-либо заболевания, которое может отразиться на здоровье и развитии ребенка в будущем
Какие есть ритуалы засыпания?
Специалисты рекомендуют подготовку ко сну, которая состоит из последовательных, ежедневно повторяющихся действий, так называемых рутин5. Они помогают ускорить засыпание, повысить качество и длительность сна, уменьшить количество ночных пробуждений5.
Наиболее типичные ежевечерние ритуалы6:
- Купание в теплой воде с любимой пенкой или средством для ванны, легкий массаж.
- Успокаивающие звуки – «белый шум». Это монотонный шум, который не несет в себе смысловой нагрузки, успокаивает и помогает забыться, например, текущая вода, метроном, тиканье часов или записи звуков природы.
- Колыбельные и сказки.
- Пожелания «доброй ночи», «сладких снов» или другие фразы, которые произносят только перед сном.
Эксперты по сну рекомендуют трехэтапный ритуал, который включает купание, массаж и спокойное время в кроватке8.
- Во время водных процедуры можно использовать пену для ванной. Для малышей с 6 месяцев подойдет пена JOHNSON’S Детская пена для купания «Перед сном». У нее успокаивающий аромат, помогающий ребенку подготовиться ко сну8.
- Сразу после теплой ванны легкими поглаживающими движениями на кожу можно нанести молочко, например, JOHNSON’S Детское молочко «Перед сном»8 для детей старше 6 месяцев. Такой массаж еще больше успокоит малыша и подготовит его ко сну, особенно благодаря приятному запаху молочка8.
- На третьем этапе нужно переодеть ребенка в пижаму, почитать сказку на ночь или спеть колыбельную4,8.
Как правило, достаточно нескольких дней, чтобы сформировалась ассоциация между вечерней рутиной и засыпанием4.
Как видите, для здорового детского сна и быстрого засыпания педиатрами и психологами разработаны различные методики. Но использовать их нужно, учитывая возраст ребенка, его привычки и особенности нервной системы. Задача родителей — организовать режим дня малыша и подготовить его ко сну, успокоив и создав положительные ассоциации с процессом засыпания. При правильном выполнении рекомендаций специалиста ребенок постепенно научится засыпать самостоятельно и быстрее, будет спать дольше и крепче.
Информация в данной статье носит справочный характер и не заменяет профессиональной консультации врача. Для постановки диагноза и назначения лечения обратитесь к квалифицированному специалисту.
Литература:
- Е.С.Сахарова. Что беспокоит младенца? Педиатрическая фармакология, 2010, том 7, №2, с.143-148.
- И.А.Кельмансон. Формирование состояния сна в онтогенезе и возникающие при этом проблемы. Неврология и психиатрия. Спецвыпуск «Сон и его расстройства-5». Эффективная фармакотерапия, 2017, №35, с.4-13
- М.Г.Полуэктов, П.В.пчелина. Сон у детей: от физиологии к патологии. Медицинский совет, 2017, №9, с.98-103.
- П.В.Пчелина. М.Г.Полуэктов. Как лечить инсомнию раннего детского возраста. Неврология и психиатрия. Спецвыпуск «Сон и его расстройства-4». Эффективная фармакотерапия, 2016, №19, с.52-60.
- Jodi A. Mindell, PhD; Lorena S. Telofski, BА; Benjamin Wiegand, PhD; Ellen S. Kurtz, PhD. A Nightly Bedtime Routine: Impact on Sleep in Young Children and Maternal Mood. (Ежевечерний режим подготовки ко сну: влияние на сон детей младшего возраста и материнское настроение) SLEEP (Сон), Vol. 32, No. 5, 2009. р.599-607.
- Е.А.Корабельникова. Лечение и профилактика инсомний у детей раннего возраста. Российский психиатрический журнал, 2012, №3, с.62-70.
- М.Г. Полуэктов Нарушения сна в детском возрасте: причины и современная терапия// Эффективная фармакотерапия, Неврология и психиатрия. 1/2012
- Майнделл Дж, Лорена С, Телофски БА и др. Ежевечерний режим подготовки ко сну: влияние на сон детей младшего возраста и материнское настроение. Сон (Sleep). 2009 г.; 23:599–606.
Режим дня ребенка 4 лет
Каждый возрастной этап ребенка требует соблюдения определенного режима дня. Нужен режим или нет, решают сами родители. Но даже те, кто против каких-либо графиков, все равно живут по определенному распорядку своей семьи. Ведь в таком случае и родителям, и ребенку легче самоорганизовываться и понимать, каким видом деятельности лучше заниматься в то или иное время суток.
Как правильно организовать режим ребенка 4 лет?
Когда малышу исполняется 4 года, он входит в младший дошкольный возраст. С одной стороны, четырехлетние детки уже почти взрослые – они могут самостоятельно одеться, пользуются столовыми приборами, много знают об окружающем их мире.
Но с другой стороны, малыш в 4 года все еще остается маленьким ребенком – организм крохи интенсивно развивается.
Режим дня ребенка 4 лет чаще зависит от того, ходит ли он в садик или нет. Если ребенок ходит в садик, то режим дня соблюдается там. А на выходных родители сохраняют основные моменты режима: подъем, дневной сон и вечернее укладывание, в промежутке которых есть прием пищи, прогулки, игры.
Рассмотрим примерный режим дня ребенка 4 лет, если он не посещает садик, к которому можно его приучить, что облегчит жизнь и ребенку, и родителям.
График:
- подъем в 7 утра, после которого следует утренний туалет и завтрак
- до 10 часов утра ребенок может поиграть самостоятельно в игры, чтобы мама, папа или бабушка с дедушкой могли что-то сделать по дому, хозяйству
- с 10 утра до половины первого совместные занятия с взрослыми и прогулка на свежем воздухе
- с половины первого до часу, с небольшим, дневной туалет после прогулки и обед
- с часу до трех дневной сон
- с трех до четырех дня легкий полдник игры дома
- с четырех до часа «ч» для родителей (кому то до шести, кому то до семи и дольше) прогулки на улице, конечно, если позволяет погода, нет, то игры дома или посещение каких-либо заведений
- пол седьмого, семь, пол восьмого ужин
- после ужина и до половины девятого игры, без беготни, для успокоения нервной системы
- половина девятого душ или вечерняя ванна, вечерний туалет
- около девяти укладывание на ночь
Итак, задача родителей – организовать режим ребенка таким образом, чтобы учесть и уровень его активности в разное время суток, и дать малышу достаточно времени на отдых и избежать гиперактивности.
Режим детей, которые ходят в садик
К 4 годам большинство деток уже посещают детский сад и приобретают там новые навыки общения, познают мир. К этому периоду мама уже выходит на работу после декретного отпуска, а кроха получает первый жизненный опыт и учится общаться в коллективе именно в детском саду.
Вне зависимости от желания малыша, в детсадах действует утвержденный режим, который малышу необходимо будет соблюдать. Это родители должны объяснить своему ребенку заблаговременно перед тем, как отдавать его в детсад.
Не зря в садиках принят определенный режим: ранний приход в садик, дневной сон с часу до трех и уход домой примерно после шести.
Отдавать или не отдавать ребенка в садик – решение принимают только родители, исходя из своего рабочего графика и других факторов
Но важно помнить, что садик – это первый коллектив, где ребенок начинает формироваться как личность и осознавать свое место в коллективе
Какие выбрать развивающие игры для детей в 4 года?
Очень скоро малыш пойдет в первый класс, поэтому необходимо готовить его к школе. Малыши в четыре годика усидчивы и хорошо запоминают информацию, и подготовка к школе не будет слишком сложной.
Необходимо разносторонне развивать малыша и уделять особое внимание тем занятиям, к которым он сам проявляет увлеченность. Можно совершенствовать навыки рисования в разных техниках и разными инструментами, заниматься лепкой из пластилина для развития мелкой моторики
Развивать речь и память помогают скороговорки, стихи, чтение. Для развития координации можно танцевать с ребенком, а также использовать разнообразные подвижные игры. Можно предложить ребенку игры для развития речи и правильного произношения. Некоторые детки уже готовы обучаться письму и счетам.
Как правильно составить режим сна и кормления?
Раньше существовало множество мнений касательного того, как правильно составить режим сна и кормления новорожденного. Вокруг этой темы велись споры. Сегодня же удалось найти золотую середину. Педиатры предлагают распорядок дня, который в одинаковой мере будет устраивать новорожденного и родителей.
Специалисты советуют принимать во внимание:
- биологические часы ребенка;
- оптимальное время, продолжительность и частоту сна, активности и кормления, которые соответствуют возрасту;
- интересы, темперамент, активность младенца;
- состояние здоровья малыша;
- на каком типе кормления находится новорожденный (искусственном или грудном);
- занятость родителей.
При составлении режима сна и кормления для новорожденного, следует принимать во внимание такие рекомендации педиатров:
- давать искусственникам еду около 6-7 раз в дневные и 1-2 раза в ночные часы. Детей, питающихся грудным молоком, кормить каждые 2-3 часа;
- прикладывать ребенка к груди по требованию;
- обеспечивать суточную продолжительность сна около 18-20 часов;
- оптимальное время для бодрствования должно составлять 4-6 часов в день.
По мере взросления потребность во сне и частоте кормлений уменьшается. В полугодовалом возрасте ребенок нуждается в 14,5-часовом отдыхе. А в год малышу достаточно спать 13,5 часов.
Режим дня ребенка 1 года
Второй год жизни ребенка ознаменован значительными изменениями в психическом и физическом развитии: он продолжает совершенствовать речевые навыки и уже освоил ходьбу, наклоны, приседания, преодоление препятствий, хотя движения все еще плохо скоординированы. Выносливость пока невысокая: ребенок довольно быстро устает.
Малыш становится все более самостоятельным и с удовольствием осваивает навыки самообслуживания: мытье рук, чистка зубов, умывание. Все это требует выделения малышу некоторого времени на уход за собой.
Работоспособность нервной системы ребенка повышается, что расширяет возможности для познавательного и умственного развития. В дневной распорядок дня уже могут включаться простые развивающие занятия продолжительностью несколько минут.
Сон. Среднесуточная продолжительность сна ребенка после 1 года составляет 14 – 16 часов, из них на ночной отдых приходится 10 – 12 часов. Периоды бодрствования уже могут достигать 3,5 – 4 часов подряд, дневной сон пока еще двухразовый — по 1,5 – 2 часа. К концу второго года жизни малыш перейдет на одноразовый сон с периодами бодрствования длительностью 4 – 4,5 часа.Готовность к одноразовому дневному сну очевидна, когда ребенок может поддерживать хорошее настроение весь день, крепко спит, не переутомляется ближе к вечеру.Если отказ от второго сна произошел слишком рано, у малыша будут заметны перепады настроения, снижение аппетита, всплески гиперактивности, капризность. Эти признаки могут проявиться не сразу, а только через некоторое время, когда усталость накопится. В этом случае, если ночной отдых удлинить не получается, разумно было бы на некоторое время вернуть второй сон.Периоды бодрствования включают в себя прогулки, прием пищи, игры и ритуалы ухода и подготовки ко сну. Подробнее о сне мы пишем здесь.
Прогулки. Прогулки у ребенка этого возраста двухразовые, после завтрака и полдника, продолжительностью 1,5 – 2 часа
Если погода хорошая, важно, чтобы малыш активно двигался, совершенствуя свои моторные навыки и координацию движений. Прогулка во второй половине дня, особенно если в нее включены подвижные игры, крайне важна для крепкого ночного сна.
Игры и занятия
Диапазон внимания у малыша после 1 года пока невелик, он не может долго сосредотачиваться на одном занятии. Поэтому чтение книг, лепку из пластилина, упражнения с рамками-вкладышами и другие развивающие занятия лучше организовать в течение дня так, чтобы они были непродолжительными (10 минут) и разнообразились другой активностью: прогулками на свежем воздухе и играми (мяч, кубики, пирамидки, сортеры и другие любимые малышом игрушки без высокой интеллектуальной составляющей).
Питание. Перерывы между приемами пищи у малышей после 1 года составляют примерно 3 часа, к 2 годам — 4 часа. Завтрак необходимо устраивать в течение часа с момента пробуждения, последнее кормление на ночь — не позднее чем за час до укладывания. В 1 год у ребенка 5-разовое кормление, к 2 годам — 4-разовое.Режим питания строится таким образом, чтобы после кормления ребенок не отправлялся сразу спать, а некоторое время бодрствовал и только после этого засыпал до следующего приема пищи. Такой ритм дня обеспечивает и бодрое состояние, и высокую познавательную активность, а главное, постепенно приучает к пониманию цикличности времени суток, сопровождающегося определенными ритуалами.
Гигиена и ритуалы.Гигиенические процедуры проводятся утром, перед полдником и на ночь. Умывание, мытье рук в течение дня, чистка зубов утром и вечером — при помощи родителей малыш постепенно учится справляться с этими занятиями самостоятельно. Обтирания, душ, купание в ванной — эти мероприятия пока происходят при активном участии взрослого. Купание на ночь становится частью вечернего ритуала отхода ко сну.Обычно от 1 года до 2 лет родители начинают постепенно приучать ребенка к горшку. Даже если малыш пока не приступил к использованию его по прямому назначению, высаживание на горшок можно включить в список ежедневных ритуалов и предлагать после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с нее.Готовить ребенка ко сну лучше заранее, прекратив шумные игры, приглушив свет, совершив все необходимые ритуалы (высаживание на горшок, умывание, купание, сказка на ночь и другие приготовления, которые у вас появятся со временем и станут традиционными). Для выработки режима отход ко сну и в дневное, и в ночное время следует осуществлять в один и тот же час: так у ребенка будет формироваться условный рефлекс на определенное время. Впоследствии малыш будет чувствовать усталость к установленному времени укладывания и легче засыпать.
Каким должен быть режим?
Значение режима дня для дошкольников сложно переоценить. Установлено, что дети, соблюдающие режим дня, более уравновешены и работоспособны. У них постепенно вырабатываются определенные биоритмы, а также система условных рефлексов. Все это помогает маленькому организму физиологически переключаться между теми или иными видами деятельности, своевременно подготавливаться к каждому этапу: приему пищи, прогулке, занятиям, отдыху.
При отсутствии стабильного режима нервная система дошкольника испытывает большие нагрузки: малыш быстро переутомляется или перевозбуждается, а накопленная усталость мешает полноценному сну. Особенно остро это ощущают на себе дети с особенностями развития, поскольку резервы их организма зачастую снижены.
Как выглядит гармоничный режим дня дошкольника? Он включает в себя следующие периоды.
- Ночной сон. Для младших дошкольников он должен длиться 13–14 часов в сутки, для старших – примерно на час меньше. Укладывать малышей на ночь нужно между 20 и 21 часами.
- Дневной сон. До 4 лет его продолжительность составляет около 2 часов, после – примерно 1,5 часа.
- Приемы пищи. Их должно быть минимум 4, через каждые 3,5–4 часа.
- Бодрствование в течение 6–6,5 часов.
Польза и вред совместного сна
Сегодня у педиатров нет сомнений в том, что сон мамы рядом с новорожденным спокойнее, как для нее самой, так и для малыша. Поэтому вопрос о том, что дети должны спать отдельно от родителей с самого рождения, возникает все реже. Во-первых, женщине не нужно по 10 раз за ночь вставать к ребенку, чтобы его покормить. Во-вторых, кроха чувствует себя в безопасности. За 9 месяцев внутриутробного развития малыш привыкает к маминому сердцебиению, ритму дыхания и запаху, поэтому первые 3 месяца особая близость ему просто необходима. В-третьих, исследования показывают, что детки, которые в младенчестве спали с родителями, меньше боятся темноты, вырастают более добрыми и отрытыми, так как ощущали тепло и ласку с первых дней жизни. К тому же синхронизируются циклы сна и бодрствования малыша и мамы.
Несмотря на то, что у совместного сна есть ярые противники, заявляющие, что крепко заснув, ребенка можно придавить, современная статистика отвергает это. У женщин природой заложен материнский инстинкт, который работает на поддержание жизни и охрану ребенка. Поэтому сон матери, особенно в первые недели после родов, настолько чуткий, что она чувствует любое движение и звук от малыша. А чтобы ребенок действительно был в безопасности, нужно просто правильно организовать совместный сон:
- Не стоит укладывать новорожденного между собой и мужем. У мужчин отсутствует «материнский» инстинкт, они крепко спят и во сне могут делать резкие движения. Укладывайте кроху возле стенки или сооружайте бордюрчик из одеяла.
- Матрас должен быть достаточно жестким. Не нужно укладывать новорожденного на подушку, иначе в дальнейшем у него могут возникнуть проблемы с позвоночником.
- У малыша должно быть отдельное одеяло.
- При сильной усталости или приеме сильных лекарств, лучше уложить кроху в свою кроватку.
Единственный аргумент, который можно выдвинуть в пользу того, почему дети должны спать отдельно от родителей, связан с гигиеной. Заболевший родитель может заразить ребенка. Также не стоит забывать, что сон с новорожденным не пойдет на пользу супружеским отношениям. Близость при спящем малыше, как минимум, затруднительна. Со временем ограничения в интимной жизни могут привести к серьезным проблемам между мужем и женой. По статистике более 50% пар, укладывающих ребенка в постель между собой, разводятся.
Если до 2-3 лет совместный сон не несет для ребенка никакого вреда, то по достижении этого возраста его следует приучать ребенка спать отдельно от родителей. В это время у малыша формируется чувство собственности и чем быстрее у него появится личное пространство, тем активнее будет формироваться его индивидуальность. Некоторые психологи уверены, что детки, которые спят с мамой в течение долгого времени (3-5 лет) в будущем сильно от нее зависимы и во всем руководствуются ее мнением. Зависимые от матери мальчики поздно женятся или не женятся вообще, да и для девочек несамостоятельность ничего хорошего не сулит.
Режим дня грудного ребенка
Как организовать режим для новорожденного?
Осуществлять режим дня грудного ребенка нужно уже в первый месяц его жизни. При этом необходимо учитывать особенности периода новорожденности, для которого характерно хаотическое чередование сна и бодрствования. Преобладающей причиной пробуждения малыша является голодное возбуждение. Наиболее целесообразно в режиме детей до года бодрствование непосредственно после кормления и сон перед следующим кормлением. Как правило, после пробуждения ребенок хорошо ест, после чего бодрствует, затем быстро засыпает и крепко спит до следующего кормления.
Каким должен быть режим для новорожденного ребенка?
Режим для новорожденного — это его подчинение образу жизни взрослых. Взрослые учат ребенка, сознательно навязывают ему модель поведения, оптимальную для гармоничной жизни семьи. Средняя суточная потребность во сне у детей разного возраста:
- Новорожденный — 16 часов,
- 6 месяцев — 14,5 часов,
- 12 месяцев — 13,5 часов,
- 2 года — 13 часов,
- 4 года — 11,5 часов,
- 6 лет — 9,5 часов,
- 12 лет — 8,5 часов,
- 18 лет — 8 часов.
Как организовать режим дня грудного ребенка?
При соблюдении режима кормления у ребенка вырабатывается потребность в сне и еде в определенные часы, причем время бодрствования постепенно увеличивается днем, а сна — вечером и ночью.
Часто плохое настроение ребенка связано именно с нарушением режима дня, которое приводит к переутомлению и недосыпанию, что в дальнейшем отражается на его физическом и психическом здоровье: ребенок плохо развивается, становится раздражительным.
Дети, живущие по установленному режиму, не нуждаются в дополнительном успокоении (укачивание, ношение на руках, пользование соской-пустышкой). Если малыш живет по определенному режиму, он привыкает с легкостью в дальнейшем к распорядку дня в детском саду.
Дети первого года жизни обычно спят ночью крепко. Если они беспокойны, надо выяснить причину. Не следует спешить накормить малыша. Может быть, требуется смена пеленок или перемена положения, возможно, беспокоят комары или другие насекомые, ребенку жарко или холодно
Важно устранить причины плача
Дети грудного возраста очень быстро засыпают, если родители укачивают их на руках, в коляске или кроватке. Но сон при укачивании неглубокий, и ребенок может быстро проснуться. Кроме того, возникает определенная привычка к укачиванию. Нежелательно применять и соску-пустышку, так как она мешает наступлению глубокого сна и способствует выработке отрицательной привычки.
Режим дня грудного ребенка от рождения до 2,5-3 месяцев
На протяжении первого года жизни режим ребенка должен меняться 4 раза. Перевод на каждый последующий режим необходимо осуществлять только по рекомендации врача-педиатра.
С рождения до 2,5-3 месяцев новорожденного ребенка кормят 6 — 8 раз в сутки с интервалом между кормлениями в 3-3,5 часа (интервал может колебаться от 2,5 до 4,5 часов при свободном вскармливании). Бодрствование между кормлениями составляет при этом режиме 1 — 1,5 часа. Спит ребенок 4 раза в день по 1,5-2 часа.
Режим дня грудного ребенка от рождения до 3 до 5 месяцев
От 3 до 5-6 месяцев новорожденного ребенка кормят 6 раз в сутки с интервалом между кормлениями в 3,5 часа и обязательным 10-11-часовым ночным перерывом. В этом возрасте ребенок спит 4 раза в день, бодрствует по 1,5-2,0 часа. По этому режиму могут жить и дети до 3 месяцев, если они хорошо едят и выдерживают промежуток между кормлениями в 3,5 часа.
Режим дня грудного ребенка от рождения до 5 до 9 месяцев
От 5-6 до 9-10 месяцев ребенка кормят 5 раз в сутки с интервалом между кормлениями 4 часа. Время бодрствования увеличивается до 2,0-2,5 часов, дневной сон — 3 раза в день по 2,0 часа, ночной — 10-11 часов.
Режим дня грудного ребенка от рождения до 10 до 12 месяцев
От 9-10 до 12 месяцев. Число кормлений — 5 — 4, интервал между кормлениями составляет 4-4,5 часа. Время бодрствования 3 — 3,5 часа, дневной сон — 2 раза в день по 2,0 -2,5 часа, ночной — 10-11 часов.
Ребенок 5 лет
5 лет ребенку – один из самых важных периодов в жизни: это заключительный год в детском саду, предваряющий возраст похода в школу. Ребенок за прошедшие годы значительно вырос, многому научился, и сейчас активно применяет приобретенные навыки. Именно в период 5-6 лет происходит, так сказать, базовое становление малыша как личности, прорабатываются основные аспекты его личностного «Я»: по данным многих источников, сейчас закладывается около 90% основных черт характера и личности ребенка. Теперь с ним можно разговаривать и вести себя практически на равных: кроха все видит и все понимает. И то, каким он вырастет, во многом будет зависеть от поведения родителей, от атмосферы и традиций в семье, от отношения мамы с папой между собой и к своему уже теперь почти взрослому чаду.
Как режим дня влияет на успеваемость ребёнка
Режим дня ребёнка-первоклассника — это не список постулатов, которых нужно догматично придерживаться, и это важно понимать и самому первокласснику, и родителям. Ребёнок идёт в первый класс, и режим дня первоклассника — это расписание, которое позволяет чередовать учёбу, отдых и другие задачи, чтобы облегчить адаптацию к школе
Первоклашки находятся в том возрасте, когда эмоции бьют через край, и может возникать эмоциональная неустойчивость, часто связанная именно с перегрузками. А это ведёт к возникновению хронической усталости, быстрой утомляемости, рассеянности, сниженной концентрации внимания, ошибкам в учёбе.
Сбалансировать нагрузки в течение дня позволяет режим, он приучает организм ребёнка к определённому распорядку, и первоклассник становится более стрессоустойчивым. Правильное распределение нагрузки помогает больше успевать и лучше усваивать материал, и тогда ребёнок лучше учится и не теряет мотивацию.
Возрастные особенности ребенка 1-1,5 лет
Когда ребенку исполняется годик, он начинает развиваться более стремительно, чем до этого. И вместе с тем у ребенка в этом возрасте еще много несоответствий. Физически ребенок еще не в состоянии выдержать без сна целый день, он быстро утомляется. В то же время ребенок любит много и активно бегать, прыгать, правда, очень скоро устает и нуждается в отдыхе. Координация движений ребенка еще недостаточна, не смотря на то, что он хочет играть долго и много.
Ребенок в этом возрасте может выполнять просьбу взрослого что-то принести или подать, у него начинает быстро расширяться активный словарный запас. Ребенок в этом возрасте бросает соску, начинает есть ложкой. Правда, много проливает при этом.
Гигиенические процедуры
Гигиенические процедуры ребёнка годовалого возраста включают:
Умывания. Умывать кроху следует утром после пробуждения. Используйте тёплую воду, не допускайте её попадания в глаза
Обильно смачивайте руку и осторожно проводите ею по лицу малыша
Важно, чтобы процедура была комфортной, иначе ребёнок будет бояться умываний и наотрез отказываться от них.
Чистку зубов. Такую процедуру следует начинать проводить после появления первых зубок
Используйте мягкую силиконовую щётку (есть варианты, надеваемые на палец родителя), специальную детскую пасту
Чистки проводятся утром и вечером.
Мытьё рук. Ручки нужно мыть после прихода с улицы с использованием мыла. Перед приёмами пищи достаточно мытья проточной водой.
Купание. Купайте малыша в детской ванночке или во взрослой в специальном сидении. Поддерживайте оптимальную температуру воды – около 37-37,5 градусов. Предлагайте водные игры с резиновыми игрушками.
Как отслеживать режим дня школьника
Если вам нравится писать от руки, нарисуйте получившийся распорядок дня на бумаге либо заполните готовый шаблон. Мы сделали для вас красивую заготовку.
Бумажное расписание удобно тем, что находится всегда перед глазами школьника. А чтобы отслеживать прогресс ребёнка, можно использовать стикеры. Например, ребёнок сходил в понедельник в бассейн — клеит наклейку. Ребёнок сделал проектную работу по английскому — клеит другую наклейку. За неделю или месяц должно накопиться определённое количество наклеек по всем намеченным задачам. И вы наглядно оцените результаты работы в конце недели или месяца.
<<Форма курс 5-11>>
Приложения для составления распорядка дня
Если же вы предпочитаете цифровые решения, воспользуйтесь одним из многочисленных электронных планировщиков. Преимущество приложений в том, что их можно синхронизировать на разных устройствах и использовать совместно.
Мы уже писали о 10 лучших приложениях для составления школьного расписания. Программы ниже можно использовать для планирования всего дня, недели и даже месяца ребёнка.
- «Google Календарь» — самый простой способ. Синхронизируется с почтой Gmail и присылает напоминания о делах.
- Microsoft To-Do — планировщик с напоминаниями и заметками. Интегрируется с Outlook.
- TickTick — приложение, которое включает в себя таймер Pomodoro.
- Trello — сервис, где задачи делятся на карточки и колонки. Можно использовать для всей семьи — так делает ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Платон Бирюков.
- ToDo — планировщик, где задачи можно сортировать и выполнять по ним поиск. Интегрируется с iCloud и Dropbox.
- Planner Plus — особенно подойдёт тем, у кого есть Apple Watch. Список дел можно смотреть прямо на экране часов.
Советы доктора Комаровского в выборе режима дня для грудничка
Самое главное, считает доктор Комаровский, чтобы родители смогли добиться режима дня ребенка еще в первый месяц жизни. В последующие месяцы это позволит намного легче наладить график сна, кормлений и бодрствования крохи. Что же советует Комаровский?:
Прежде чем изменить график жизни малютки, понаблюдайте, какого режима новорожденный придерживается сам, и учтите это (рекомендуем прочитать: таблица с питанием новорожденного по месяцам).
Повышенное внимание уделяйте кормлению. Карапуз на грудном вскармливании кушает каждые два часа, а на искусственном кормление нужно осуществлять реже, иначе у крохи возникнет избыток веса.
Если малютка хорошо выспится ночью, в дневное время он будет проявлять активность
Чтобы этого добиться, следите за температурой и влажностью в помещении, где спит кроха. Слишком сильно не кутайте малютку, позвольте коже дышать.
Терпение – залог успеха. Не торопите события, организм новорожденного постепенно привыкнет к распорядку.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен уметь делать новорожденный ребенок в 3 месяца?
Комаровский отдает предпочтение режиму ребенка по месяцам. Так проще крошке приспособиться к изменившимся условиям. Не забывайте – нужно, чтобы выбранный вами график подходил не только ребенку, но и всей семье.
В качестве заключения
Распорядок дня – это важнейшее условия для нормального развития ребёнка и в 10 месяцев, и в 7 лет, и в 15 лет
Однако важно понимать, что для каждого возраста имеются собственные параметры основных режимных моментов – сна, питания, свободной деятельности, занятий и отдыха
Чтобы разработать график, подходящий для ребёнка, необходимо обращать внимание на индивидуальные особенности воспитанника. Помощью и основой может служить режим дня в стихах, специальные шаблоны, картинки, которые можно распечатывать и развешивать в комнате
Важное условие развития малыша — это организация распорядка, который соответствует его возрасту. Режим представляет собой распределение различной деятельности крохи равномерно на протяжении суток.