2 метода как запомнить текст по-простому. мнемотехнические лайфхаки

Методы запоминания текста

Выбрать наиболее эффективный лично для вас метод запоминания информации — первый шаг к успеху. На этом этапе нужно знать базовую классификацию приёмов: механические, рациональные и ассоциативные (или мнемонические). Самый выигрышный для вас вариант зависит от вашего типа восприятия информации.

Вы визуал и хорошо запоминаете образы? Попробуйте выстраивать ассоциации. Вам удобнее и проще воспринимать тексты вслух? Тогда используйте аудиозаписи во время учёбы

Для тех, кому важна тактильность, подойдёт механический метод — переписывание, а тем, кто любит схемы, блоки, таблички и упорядоченную информацию, лучше обратить внимание на рациональный метод составления плана

Пересказ текста

Что требуется. Пересказывать вы будете тот же самый текст, который только что прочитали. На подготовку к пересказу даётся 2 минуты.


Пример задания на пересказ текста из демоверсии ФИПИ

К пересказу предъявляются два основных требования:

1. Он должен быть подробным. Это не значит, что вы должны выучить все определения или использовать те же самые слова. Главное — упомянуть все микротемы. Как правило, в тексте столько же микротем, сколько абзацев. В экзаменационных текстах в большинстве случаев 4 абзаца.

2. Вы должны использовать при пересказе дополнительную информацию с отдельной карточки. На ней вы получите цитату, характеризующую персонажа текста. Эту цитату нужно уместно и логично вставить в пересказ.

При пересказе оценивается четыре момента:

  • все ли микротемы переданы;
  • допущены ли фактологические ошибки;
  • насколько точно в пересказ включено высказывание;
  • сделаны ли ошибки при цитировании.

Советы. Вы будете видеть текст 2 минуты во время подготовки к чтению и 2 минуты во время подготовки к пересказу. Потом его заберут, однако вы сможете использовать те записи, которые успели сделать для себя в поле для заметок.

Если в тексте есть дата, а вы её не запомнили, используйте обобщения, например: «В 1960-х годах», «в середине XX века». Это поможет избежать фактической ошибки.

Это самое сложное задание итогового собеседования. Готовьтесь к нему на протяжении всего учебного года: читайте книги, смотрите спектакли и фильмы и обязательно пересказывайте их своим родителям и друзьям.

Баллы. За пересказ можно получить максимум 4 балла.

Также при чтении и пересказе отдельно оценивается правильность речи:

  • нет грамматических ошибок — 1 балл;
  • орфоэпических ошибок нет или допущено не более одной орфоэпической ошибки в слове, в котором не проставлено ударение, а также между предложениями нет слишком длинных пауз — 1 балл;
  • при пересказе нет или не более трёх речевых ошибок — 1 балл;
  • отсутствие искажения слов (например, «кристаллы» и «графия» вместо «кристаллография» или «Верденский» вместо «Вернадский») — 1 балл.

Всего за оценку речи в первых двух заданиях можно получить максимум 4 балла.

«Колобок»: сказка, написанная Искусственным Интеллектом

Ну и напоследок сказка от Искусственного Интеллекта. Напоминаю, это писал не человек, а посмотрите, как интересно получилось!

Не забудьте оценить и этот пересказ.

Попросил дед у бабы испечь колобка.А она ему: «..А из чего печь-то? »«Ну, как из чего – из камней конечно» — «Как из камней?» —«Вот так и из камней!»Положила на окошко остужаться…Колобку стало скучно, он в окно вышел.Так появился первый в мире бомж.Убежал колобок из дома и стал бездомным.Встречает Колобок в лесу зайца. Колобок: — Привет!Заяц: — Здравствуй!Я тебя съем!Колобок обиделся, ушел в лес и там повесился.Но веревка не выдержала, Колобок упал на землю и покатился дальше.На следующий день колобок встречает другого зайца. Заяц колобку говорит: — Куда катишься, колобок?А колобок в ответ: — Качусь, качусь, и тебе того желаю!Встречает Колобок волка. —«Колобок, колобок я тебя съем!».Колобок отвечает: «Не ешь меня, Серый!», Серый говорит: «Ладно, не съем».Медведь его спрашивает: «Ну как твои делишки?» Колобок отвечает: «Норм», — и дальше побежал…На встречу ему второй медведь. — Что, колобок, куда катишься?— Качусь по солнышку.Медведь замахнулся на колобка своим огромным кулаком и сказал: — Будешь знать, как солнце поганить!Еле увернулся и дальше побежал. А тут лиса.» Привет Колобок!Ты куда?»«Я от бабушки ушёл и теперь от дедушки ушёл.И вообще я от тебя сейчас уйду.»Колобок: — В общем я сбежал из дома.Лиса: — Молодец!Пойдёшь ко мне жить?Колобок (недоуменно): — К тебе?Ты же живёшь в лесу.Он не знал что делать.Лиса подошла и говорит: — Ну что колобочек ты пойдешь ко мне домой?— А ты вкусно кушаешь?Лиса: — Да конечно!Колобок пошёл к лисе.Пожил у лисы, потом и говорит: — Ну давай, выходи за меня замуж!— А ты кто? —— Колобок, блин!Она его постоянно била, заставляла есть снег и говорила, что он похож на грустного зайца.Однажды Колобок умер.Лиса сожрала его и съела всю муку.Когда Лиса съела Колобка, она так плакала, что её слёзы пропитали весь затылок.Лиса ещё долго помнила колобка, поэтому каждое утро выходила на улицу и искала его, но безуспешно.

Мне нравитсяНе нравится

Вот такой у нас сегодня Колобок в разных стилях речи. Предлагаю написать краткий пересказ сказки про Репку, тоже используя разные стили изложения.

План работы над пересказом для детей постарше

Работа с текстом для учеников старших классов рекомендуют разбить на этапы.

Словарная работа.

Если речь идет о научной литературе, попросите ученика выписать все непонятные слова (обычно их выделяют). Теперь необходимо выяснить значение этих слов. В начале работы значение можно объяснить самому учителю/родителю. В дальнейшем лучше приучать ребенка пользоваться словарями и справочниками.

При прочтении художественной литературы этот этап можно опустить, поясняя незнакомые слова уже в процессе чтения.

Первичное знакомство с текстом.

На данном этапе важно выделить смысловые части. В научной литературе эти части уже выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей мыслью, понятием

В научной литературе эти части уже выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей мыслью, понятием.

Работу можно построить следующим образом: читаем первый абзац и отвечаем на вопрос: «О чем здесь написано?» Далее читаем второй абзац и снова отвечаем на вопрос.

К концу чтения мысленно составляется план текст, состоящий из выделенных ключевых моментов.

Для удобства составленный опорный конспект можно записать. В дальнейшем ребенок приучится уже просто запоминать ключевые пункты.

Обобщение впечатлений и совместный пересказ.

На этом этапе важно составить резюме, подвести итог, выявить цель и главную идею текста, спросить о том, какое впечатление произвел рассказ. Передышка минут на 5-10

Передышка минут на 5-10.

Теперь лучше отвлечься, переключить внимание на что-нибудь другое. Если дело происходит на уроке, учитель на данном этапе может предложить какую-то работу, не связанную с текстом

Например, дополнить биографию автора интересными сведениями, привести какие-то дополнительные примеры из жизни, связанные с темой урока.

  • Повторное чтение.
  • Собственно пересказ.

Тут важно не подглядывать в учебник/книгу, а попытаться составить пересказ, опираясь на опорный конспект. Если вспомнить даже начало никак не получается, попробуйте поиграть в ассоциации

Предложите ученику вспомнить и мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: какие мысли крутились в голове, где располагался текст — на левой или правой странице, были ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения, в начале страницы или с середины начинался следующий абзац и т.д

Если вспомнить даже начало никак не получается, попробуйте поиграть в ассоциации. Предложите ученику вспомнить и мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: какие мысли крутились в голове, где располагался текст — на левой или правой странице, были ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения, в начале страницы или с середины начинался следующий абзац и т.д.

Если речь идет о художественной литературе, попросите учеников вспомнить —— кого им напомнили герои, какие ассоциации вызвали образы, описанные в тексте, может учащиеся невольно сравнили описанные события с событиями из своей жизни.

После 2-3 минут таких размышлений можно заглянуть в книгу и пробежать глазами первые строки. Таким образом пересказываем весь текст.

Возможные проблемы

Когда взрослые учат своих детей пересказывать различные тексты, они сталкиваются с трудностями. Некоторым малышам сложно передать прочитанную информацию своими словами. Это может быть вызвано несколькими причинами:

  • Маленький словарный запас. Когда ребёнок только познакомился с определёнными словами, он не может объяснить их или подобрать к ним синонимы, поэтому малыш начинает жестикулировать.
  • Отсутствие общения с другими ребятами. Обычно малыши ведут себя смело со своими сверстниками и стараются донести до них свои мысли и идеи. Однако дети не такие терпеливые, как взрослые, поэтому при общении каждый говорит быстро и чётко. Поскольку родители всегда выслушают до конца своё чадо, малыш не старается подбирать нужные слова и рассказывает о чём-нибудь медленно.
  • Ребёнок не умеет читать. Общения с родственниками и сверстниками недостаточно для развития речи. Малыша необходимо научить читать ещё до школы. Если пропустить этот этап, ему будет сложно поспевать за сверстниками. С помощью чтения он сможет пополнять пассивный словарный запас, выходящий за рамки быта. В дальнейшем новые слова помогут с пересказом прочитанной информации.

Во время пересказа нередко возникают и другие проблемы. Дети часто нарушают порядок повествования. Иногда они придумывают события или персонажей, которых не было в тексте. Часто дошкольники неправильно употребляют падежи или повторяют одни и те же слова. Также бывает, что одну часть материала дети описывают слишком кратко, а другую — подробно.

Особенности человеческой памяти

Прежде чем приступать к поставленной задаче, необходимо хотя бы поверхностно изучить основные свойства памяти, ведь это поможет избежать совершения самых распространенных ошибок, из-за которых, собственно, абсолютное большинство людей и не хочет учить теорию. Существует три основных вида памяти:

  • Первый — кратковременный, когда информация не задерживается в голове дольше чем на несколько минут. Чаще всего такой эффект наблюдается при поверхностном чтении или прослушивании темы с параллельным выполнением другого задания, поэтому подобной подготовки оказывается недостаточно для качественного запоминания.
  • Второй вид рассчитан на более длительное хранение информации, именуясь промежуточной памятью. Обычно эффект запоминания длится от нескольких дней до месяца, а для того, чтобы его добиться, приходится несколько раз проговаривать или прослушивать текст, не забывая о его устном пересказе или письменном изложении, которое также оказывается очень действенным.
  • Под третьим этапом подразумевается долговременная память, и считается, что закрепленная таким образом информация остается в подсознании на всю жизнь, даже если человеку будет казаться, будто он уже давно все позабыл. Добиться такого эффекта легче всего с помощью практического закрепления материала, а проще говоря, приобретенного опыта и определенных навыков, которые откладываются на глубинном уровне.

Кроме того, стоит посвятить несколько слов такому часто применяющемуся методу изучения исторических тем, как зубрежка. Механическая вычитка и заучивание текста на память, действительно, помогают выучить большой параграф по истории, но дается это непросто, так как, чтобы не сбиться, ученики стараются запомнить текст чуть ли не дословно, при этом теряя, а иногда даже не понимая его смысл.

В итоге стоит забыть одно предложение или начало нового абзаца, как моментально происходит сбой, ребенок теряется и не может вспомнить последующую за этим часть текста, что не самым лучшим образом сказывается не только на его ораторских способностях и эмоциональном состоянии, но и на оценивании знаний. На этом недостатки зубрежки отнюдь не заканчиваются, ведь выученный таким образом материал в лучшем случае задерживается в промежуточной памяти, напрочь выветриваясь из головы уже через несколько недель.

Это вовсе не означает, что от нее можно полностью отказаться, другое дело, что вызубренная информация обязательно должна подвергаться неоднократному повторению, представленному в нескольких вариантах (устный пересказ, написание на листке бумаги, ответы на главные вопросы и прочее).

«Иллюстраторы»

А теперь поработаем художниками-иллюстраторами и заодно включим в процесс запоминания нашу зрительную память.

Задача: к каждой смысловой части, которые мы определили еще в прошлом пункте нарисовать иллюстрацию. Ну как иллюстрацию… Скорее схему. То есть не нужно брать краски и прорисовывать каждый цветочек и облачко. Нужна простая примитивная схема. Рисунок, который будет понятен тому, кто собирается пересказывать.

Схемы к каждой части рисуйте на отдельном листочке.

Вот какие схемы получились у меня. Сразу предупреждаю, котенок не удался)

абзац № 1

абзац № 2

абзац № 3

абзац № 4

абзац № 5

Как правильно делать пересказ текста?

Из разработанных техник можно выделить правила, которыми стоит руководствоваться при подготовке пересказа текста:

  • изучайте задаваемые тексты с 7.00 до 12.00 или с 14.00 до 18.00 – в эти часы информация лучше воспринимается мозгом, и поэтому она лучше запоминается;
  • не откладывайте изучение текста до последнего момента, лучше с ним ознакомиться заранее;
  • ознакомьтесь с общей структурой текста, чтобы в вашем мозгу сформировался единый образ вашего будущего пересказа;
  • займитесь определением идей, взаимосвязи, последовательности событий и ключевыми моментами произведения;
  • выявите сложные для вашего восприятия поворотные сюжеты и изучите их еще раз;
  • позаботьтесь о постоянном развитии своего словарного запаса – тогда ваши пересказы будут качественными и оригинальными;
  • при прочтении текста ведите для себя конспект;

Обязательно нужен конспект

  • задействуйте для запоминания два вида памяти, поэтому читайте и прослушивайте текст;
  • воспользуйтесь ассоциативной памятью – тогда материал лучше усвоится и закрепится;
  • после запоминания пересказа устройте себе отдых, а потом закрепите его в своей памяти, перечитав произведение еще раз.

Перефразировка

С появлением программ-антиплагиатов жизнь студентов и школьников заметно усложнилась. Если раньше для написания диплома можно было запросто скачать в сети и выдать за собственный труд, теперь весь подобный контент проходит проверку на уникальность, в результате чего антиплагиат выявляет подлог.

При изменении текста для антиплагиата приходится проводить глубокую переработку текста путем замены значительной части слов на подходящие по смыслу синонимы — перефразирование. При этом необходимо не просто менять падежи или числа слов, а подбирать наиболее уместные по смыслу синонимы. Так, слово «онлайн» можно заменить сочетанием «в режиме реального времени», а для слова «специалист» оптимален синоним «профессионал», т.е. написать текст другими словами.

Как правило, применение этого метода позволяет в достаточной мере уникализировать текст, однако для переработки объемного материала может потребоваться очень много времени. Если вы собираетесь подобным образом переделать дипломную или курсовую работу, настройтесь на длительный и достаточно утомительный труд.

Что такое пересказ, и каким он должен быть

Пересказ — один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.

Важно! Ребенка нужно учить не столько пересказу, сколько пониманию текста. Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена

Школьникам и их родителям не мешает помнить о том, какие требования предъявляются к пересказу:

Живая речь. Никаких заучиваний и зубрежки!
Использование в пересказе синтаксических конструкций, образных выражений, лексики, взятых из текста.
Соблюдение последовательности, логики изложения, установление причинно-следственных факторов.
Полнота текста

Важно не упускать каких-то фактов, основных описаний. Особенно этот пункт касается пересказа научных текстов.
Выразительность

Самый тягостный недостаток пересказа — монотонность. Конечно, пересказывать параграф о строении лягушки весело и озорно трудно. Но вот пересказ художественного произведения обязан быть эмоциональным. Здесь хорошим помощником послужит выразительное чтение или чтение по ролям.

«Чтобы научиться пересказывать текст, дети должны уметь работать с ним: выделять самое главное, конспектировать, обращать внимание на богатство языка», — говорит Шатханова Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы с 30-летним стажем работы из МБОУ «Ново-Ленинская СОШ» Осинского района Иркутской области, Россия

Виды пересказа

В таблице показано, какие проблемы могут возникнуть при обучении тому или иному виду пересказа.

Вид пересказа

Описание

Возможные проблемы

Как это исправить

Подробный, близко к тексту

Самый распространенный вид пересказа, когда текст нужно изложить максимально точно и близко к оригиналу

Неумение начать пересказ

Ни в коем случае не заучивать фразы! На этапе анализа теста проработать несколько вариантов начала пересказа

Подробное воспроизведение первых абзацев и искажение информации в заключительной части

Поможет тщательный анализ текста и предварительный пересказ всего произведения по абзацам (смысловым частям)

Обеднение языка

Важно при чтении и анализе текста обращать внимание на художественные приемы, литературные средства выражения, образность языка, синтаксис

Скучность пересказа

Эмоциональное восприятие поможет оживить иллюстрирование текста. Рисунки могут рисовать сами ученики, а можно предложить подборку готовых иллюстраций
Постепенно иллюстрирование должно перерастать в словесное (кстати, это тоже один из видов пересказа)

Выборочный

Предполагает воспроизведение лишь части текста, которая соответствует поставленному вопросу

Неумение выбрать правильный отрывок текста, соответствующий заданию

Поможет составление плана текста с выделением ключевых моментов

Сжатый

Самый сложный вид пересказа, когда требуется своими словами КРАТКО передать суть рассказа

Нарушается логика повествования или исключаются важные факты

Не допускайте механического сокращения текста

Важно научить правильно выделять главные мысли, составлять план текста (от простого к развернутому и наоборот)

Неумение передавать содержание диалогов

Поработайте над косвенной речью

Есть еще творческий вид пересказа, который предполагает перестроение плана повествования, творческих дополнений, пересказ от третьего лица, инсценирование текста, словесное рисование. Этот вид пересказа учит рассматривать текст с разных ракурсов и помогает более детально поработать с выразительными языковыми средствами.

Как делать пересказ текста?

  • Под пересказом подразумевается, что заданный текст будет изложен своими словами, но суть его должна быть при этом сохранена и кратко воспроизведена. Главный постулат пересказа: ни в коем случае не зазубривать заданный текст, а понимать то, что ты читаешь.
  • Постарайтесь выбросить из головы все лишние мысли, мешающие сконцентрироваться на изучаемом вами произведении. Если абстрагироваться от них полностью вам не удается, займитесь аутотренингом, мысленно, словно мантру, повторяя: «Я не буду думать ни о чем постороннем. О своих проблемах я подумаю потом» — слова могут быть другие, самое главное, чтобы они помогли вам переключиться на изучаемый вами текст.

Важно абстрагироваться от всех посторонних мыслейВникните в смысл произведения:

  • Если вы заинтересуетесь событиями, которые описывает автор, и будете думать: «А что же дальше произойдет с героями этого произведения?», то полдела уже сделано. А так и случится, если вы будете читать текст не просто механически, а вникать в него, сопереживая литературным героям. Тогда вам будет легко следить за логикой событий, которые разворачиваются на страницах произведения, и возможными мотивами поступков главных героев.
  • Тексты бывают разными, и запоминать их следует по-разному. Если вам придется заниматься неповествовательным видом текста, то в рассуждения, изложенные на бумаге, проще вникнуть, если понять, как сам автор относится к описываемым им событиям и персонажам.
  • В первую очередь следует запомнить имена персонажей, играющих в произведении главную роль. Далее – заняться выделением ключевых моментов, которые повлияли на выстроенные автором сюжетные линии. Именно они станут опорными точками для вашего пересказа – благодаря им вам легко припомнятся все те события, которые вокруг них развивались.
  • Педагоги не всегда разрешают при пересказе пользоваться конспектами. Но для лучшего запоминания стоит во время прочтения конспектировать текст.
  • До написания или устного пересказа текста на уроке «прокрутите» его в уме, особенно те моменты, с которыми у вас возникли трудности. Можно несколько раз перечитать поворотные сюжеты, препятствующие мысленному восприятию всего текста в целом. Хорошо, если вы обладаете развитым воображением. В таком случае повествование может у вас ассоциироваться с какими-то собственными образами или эмоциями, что также упростит и ускорит процесс запоминания.
  • Не стоит волноваться по поводу того, если вы перескажете текст в вольном стиле, далеком от оригинала. Как мы уже поняли, для пересказа главное — уловить суть произведения, а не заучивать из него целые куски. Наоборот, именно вольное его изложение даст понять учителю, что вы хорошо поработали над произведением.
  • Пересказ текста может быть: краткий или подробный, устный или письменный, свободной формы или близким к оригиналу. Овладев описанной выше техникой, вы сможете приобрести навыки пересказов всех этих видов. Кроме того, вы с большей уверенностью будете отвечать на уроках гуманитарной или социальной направленности, где вам приходится сталкиваться с большими объемами информации, так вы будете их с легкостью запоминать и при потребности – пересказывать.

Как включить цитату в пересказ

Правильно процитировать фразу не достаточно. Ее нужно уместно включить в пересказ. Это можно сделать тремя способами:

  • Начать с цитаты. Вставьте ее сразу перед ответом, использовав любой из способов цитирования.
  • Процитировать артиста, исследователя или философа после пересказа определенной части текста. По смыслу можно понять, куда лучше подойдет эта цитата, чтобы стать единым целым с текстом.
  • Закончить пересказ цитатой. После пересказа текста обратитесь к цитате и завершите свою речь именно фразой о том выдающемся человеке, о котором узнали на собеседовании.

Как уместно включить цитату в пересказ, зависит от содержания текста. Иногда конкретные фразы в тексте подсказывают, что цитата нужна именно здесь. Если вы не можете понять, куда вставить цитату, лучше сделайте это перед изложением прочитанного текста. Такой способ всегда будет уместен. К тому же вы не забудете о ней, как часто случается вследствие волнения. 

Можно цитировать не весь предложенный в задании 2 текст. Иногда он бывает длинным и запутанным. Можно взять лишь фрагмент высказывания, несущий определенную смысловую нагрузку. Сокращать высказывание и убирать лишние слова можно лишь в том случае, если это не исказит смысл фразы. Использование фрагментов не будет ошибкой, ведь в задании не сказано о полном цитировании

Но это нужно делать с осторожностью, чтобы не допустить ошибку с выбором главного в высказывании. 

Как научить пересказывать текст с выражением собственного мнения о прочитанном?

В  школе практически каждый день учащимся встречаются ситуации, когда они должны уметь высказать свое мнение по определённой проблеме,   отстаивать  собственную позицию или  выступить в какой-либо роли.

Но для многих даже обычный пересказ – большая проблема, не говоря уже о том, чтобы добавить к рассказу собственное видение проблемы.  Выпускники школ в большинстве своём совершенно не владеют навыками монологической речи: не всегда умеют стройно и грамотно высказать свои мысли, не знают, с чего начать, как закончить, чем аргументировать  собственное мнение.

Пересказ подобного рода строится примерно по той же схеме, что и сочинение.

То есть, начинается он со вступления, в котором нужно сформулировать проблему или исходный тезис.

Далее – главная часть, где даётся анализ ситуации, возможные способы решения проблемы или аргументы в пользу того или иного тезиса. Аргументация – почему именно эти способы, а не другие.

И последняя часть – в виде заключения, где подводятся итоги всему сказанному, делаются выводы. Иногда бывает уместно повторить то, о чём говорилось во вступлении.

По такой схеме можно научить строить своё высказывание даже малышей. Например:  (тезис) Я считаю, что ёжик в сказке «…» очень хороший, потому что (аргумент) он помог … .  Значит,  (вывод) …он настоящий друг. Я хотел бы иметь такого друга.

То есть, нужно  побуждать ребёнка не просто пересказывать, но и высказывать собственное мнение,  делать выводы.

Иногда детям просто не хватает языковых средств для придания своей речи выразительности и законченности. Причина – в бедности словарного запаса. Помочь может работа над составлением словаря к каждому тексту.

Нужно также побуждать детей к использованию так называемых речевых клише. Это словосочетания, готовые к употреблению. В том смысле, что не нужно задумываться над тем, как их сформулировать. Мы применяем их в речи автоматически, если они помогают нам лучше высказать и оформить свою мысль.

Пример:

Необходимо уточнить\ заметить, что …

Нет сомнения в том, что…

Надо полагать …

Кроме того …

В дополнение к сказанному …

И так далее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector