Как научить ребёнка пересказывать текст?

Как научить ребенка пересказывать прочитанный текст в школе?

У некоторых деток не получается столь же свободно и естественно выражать свои мысли в стрессовых условиях учебного класса. Это вполне нормальная ситуация и с ней можно работать. Лучшим выходом будет моделирование учебы дома – пусть перескажет содержание теста по тому же четкому плану, что требует учитель. Кроме тренировки навыка это учит более структурировано подходить к информации, что весьма облегчит жизнь в старших классах. Из прочих методик можно отметить ведение читательского дневника (можно и на гаджете), где ребенку нужно дать свободу высказываться о поступках литературных героев, записывать детали сюжета и просто вести список прочитанных книг. Если все вышеперечисленные меры улучшения навыка пересказа не принесли зримых улучшений, то следует, не откладывая проблему до последнего, обратиться к школьному или районному детскому психологу.

Как научить ребенка пересказывать прочитанное?

Педагоги и психологи, занимающиеся данной проблемой в контексте когнитивных способностей и становления личности, отмечают одну важную закономерность. Проблемы с пересказом встречаются весьма редко у тех малышей, с которыми много говорят родители, причем, буквально с рождения. Такие дети и говорить начинают несколько раньше, и скорость пополнения личного словаря у них выше. Эта закономерность не является таким уж «прорывным» открытием – наши предки тоже интуитивно понимали, что к чему, и пели детям колыбельные, «тетешкали» и баюкали несложными сказочками. Простые сюжеты легко усваиваются малышом, он может в них «вживаться» и запоминать.

Если все это было ребенком в той или иной степени недополучено, то проблема с пересказом в школе буквально запрограммирована. Но отчаиваться не стоит, можно это скорректировать с помощью совместного чтения и заучивания заданных стихотворений с родителями. Побуждать малыша самостоятельно читать – пусть это будут формально несложные произведения с обилием картинок и простым сюжетом. Если «начинающий школьник» имеет проблемы с концентрацией, а у современных детей это обычное явление, лучше пусть эти истории будут короткими и захватывающими. Чтение познавательной и полезной энциклопедии может быть объективно в тягость в этом возрасте.

В советской педагогике была принята методика с пересказом по картинке, зачастую с додумыванием и фантазиями. В современных коррекционных центрах этот прием усовершенствуют путем группового общения, интерактивных технологий и т.п. В домашних условиях же вполне можно обойтись книжкой или обычным планшетом. Пусть малыш пересказывает все что видит, прогнозирует развитие событий, описывает причины поступков героев и т.п. Чем старше ребенок, тем, естественно, сложней должны быть иллюстрации и фабула, а начиная с 2-3 класса можно вместе разбирать комиксы – это действительно захватывает.

Когда малыш переходит из младшей школы к основной программе, проблема с изложением смысла становится более «выпуклой» и решение ее нельзя откладывать ни в коем случае. Ученика 3-4-5 классов можно попросить посмотреть на ситуацию, описанную в произведении, с другого ракурса, нежели задумывал автор. Пусть он перескажет сюжет от имени главного (а может и второстепенного) героя – что он чувствовал, как изменился после ситуации, какие совершил ошибки и сделал выводы. Данное упражнение психологи относят к разряду «прорывных», то есть малыш, освоивший методику смены ракурса в пересказе, буквально совершает смысловой скачок и нагоняет сверстников.

Учим детей пересказывать

Чтобы пересказать текст, его нужно понять. Понимание текста начинается с его полного восприятия.

Но до чтения нужно разобраться с непонятными словами в тексте. Именно в этом заключается предварительная работа. Нужно выписать новые и сложные слова и разобрать их с детьми.

Запомните: текст для пересказа всегда читается дважды.

Первичное чтение

Первый раз мы читаем текст полностью, чтобы понять общий смысл

Любой текст посвящен одной теме или событию, поэтому важно прочесть его от начала до конца. Позаботьтесь, чтобы ничто не отвлекало ребенка от чтения

Дошкольникам и первоклассникам текст читают взрослые. Как только техника первичного чтения станет достаточно высокой, пусть ребенок читает сам. Младшие школьники читают текст вслух, а затем можно разрешать ребенку читать про себя.

После прочтения задайте ребенку несколько вопросов, чтобы понять целостность восприятия прочитанного:

— О чем текст (рассказ, сказка)? — Что нового (интересного) ты узнал? — Что произошло (описывается)? — Кто главный герой? — Что тебе больше всего запомнилось?

Разбиваем текст на смысловые части – составляем план. В научных текстах есть параграфы, и детям не составит труда их выделить. Называем части и определяем их содержание, читая выборочно начало и конец, кратко формулируя основные идеи.

Переходим к работе над образами, вспоминаем, как автор описывает те или иные события, зачитываем характеристики из текста. Рассматриваем иллюстрации, если они есть. Просим ребенка высказать свое мнение о прочитанном.

Далее нужно сделать небольшую передышку.

Как научить ребенка правильно пересказывать?

Для того чтобы правильно проводить домашние занятия и получить хорошие результаты, родителям важно придерживаться определенных требований. В методике обучения пересказу разработан алгоритм проведения такого занятия:

  1. Подобрать произведение для пересказа лучше вместе с ребенком. На начальном этапе хорошо, если содержание будет обеспечено красочными иллюстрациями, которые помогут припомнить и восстановить последовательность событий.
  2. Если ребенок еще не научился читать, произведение ему читает взрослый. При этом необходимо яркое, увлекательное чтение, с передачей характерных интонаций, чтобы заинтересовать малыша. 
  3. После прочтения не надо торопиться начинать пересказ. Обязательно, при помощи вопросов, проанализировать вместе с ребенком прочитанное, выделить основную мысль, составить план пересказа: с какого события начинается рассказ или сказка, кто главные герои, в каких событиях они участвуют, чем они могут запомниться, почему понравился герой, как заканчивается произведение. 
  4. Школьнику, который умеет читать и писать, можно предложить самому написать короткий план, который поможет пересказать текст.
  5. Предложить ребенку выразить свое отношение к прочитанному: как бы он действовал на месте героя, знакомы ли ему эти события.
  6. Внимательно рассмотреть иллюстрации в книге, которые помогут зашифровать содержание прочитанного в мнемотаблицах.
  7. На первых порах можно пересказывать вместе с ребенком, при этом стимулируя его активность. Поощрять за удачно подобранные сравнения, эпитеты. Такое совместное пересказывание послужит для ребенка хорошим образцом.
  8. С целью поддержания интереса к заданию можно выложить мнемодорожку и прошагать по ней, пересказывая текст.
  9. Для развития связной речи, без которой невозможна работа над текстом, взрослый предлагает школьнику игровое упражнение «Запомни и скажи другими словами». Читающий школьник выбирает кусочек текста из 2-3 предложений, читает его, а потом пересказывает своими словами. Это же делает взрослый, если ученик еще неуверенно себя чувствует при чтении.
  10. После того, как проанализировали текст, подкрепили содержание мнемотаблицами, поиграли в синонимы, ребенку предлагается самостоятельно пересказать. Если возникнет необходимость, прочитать еще раз произведение или небольшие фрагменты из него. Подготовленный план в опоре на мнемотаблицы помогут маленькому школьнику вспомнить и воссоздать содержание.

Важно! Зачастую школьники затрудняются пересказать текст, так как не могут припомнить какое-либо слово, а заменить синонимом не умеют. Задача родителей ‒ развивать активный словарь детей

Для своевременного формирования у детей необходимых умений и навыков работу над пересказом лучше начинать как можно раньше. Об этом родители должны позаботиться, когда детки еще находятся в дошкольном возрасте. Дошколят учат читать стихи, рассказывать сказки, рассматривать книги с красочными иллюстрациями, активно общаться с членами семьи и сверстниками. Существует много различных средств, которые помогут обогатить словарный запас, развить связную речь, тем самым подготовить ребенка к пересказыванию текстов.

Обучающие приемы

Применяя некоторые хитрости во время чтения, родители смогут научить малыша осознавать прочитанное и с лёгкостью пересказывать.

Для начала можно изменить детали в сюжете. К примеру, взрослый попросит поразмышлять ребенка, что случится, если Винни-Пух решит взять лестницу, а не лететь на шаре к пчёлам. Пускай ребенок проговорит историю с новым финалом.

Сюжет можно создать по принципу пазла. Для этого необходимо распечатать рассказ и разрезать его на пару частей. Читающий должен соединить смысловые кусочки. Таким образом можно убрать одну из частей информации и попросить ребенка додумать недостающую часть.

Затем родитель предлагает сократить информацию таким образом, чтобы смысл сохранился. Лишние слова, так называемую «воду», необходимо вычёркивать прямо на листе. Такую информацию легче пересказать.

Важно научить читающего составлять дневник прочитанного с помощью ключевых слов. Они будут связывать текст и не дадут забыть прочитанное

В дальнейшем их можно будет использовать в качестве подсказки для пересказа. С помощью ключевых слов появляется возможность составить новый рассказ.

Работа с информацией и умение пересказывать требуют комплексного подхода. Необходимо развивать логику и любознательность у малыша. Но с помощью нехитрых приемов родители сумеют помочь отпрыску добиться успехов в осознанном чтении.

Пересказ по картинкам

Когда ребёнок освоит пересказ с вашей помощью, переходите к пересказу по картинкам. Прочитайте сказку или рассказ и предложите малышу рассмотреть красивые иллюстрации, попутно вспоминая, что там произошло. Если в книге нет картинок или они недостаточно информативны, можно нарисовать их самостоятельно. Не забывайте подсказывать ребёнку слова и фразы, если у него не складывается рассказ.

Отличный вариант обучения пересказу в игровой форме — когда взрослый сам изображает героев, которые что-то делают, а малыш озвучивает всё, что происходит. Это не только полезно для развития, но и очень весело! 

Этапы пересказа

Для того чтобы ребенок научился правильно излагать содержание прочитанного, необходимо знать основные этапы, на которых строится обсуждение.

  1. Совместное чтение. Если вы занимаетесь с дошкольником, то он, скорее всего, будет отвлекаться и постоянно перебивать вас. Терпеливо отвечайте на его вопросы, плавно возвращая к истории.
  2. Блок наводящих вопросов. Здесь вы спрашиваете, о ком идет речь в истории, что произошло, куда пошли герои? Вопросы должны не только отразить прочитанное, но и подвести к следующему блоку. Сказка может быть совсем небольшой, поэтому блоков может быть один или два. Вы можете задавать вопросы по ходу чтения.
  3. Составление плана. Данный этап очень важен и подходит для детей, умеющих читать. Нужно набросать схему пересказа, состоящую из основных мыслей каждого блока, чтобы по ней ребенок смог пересказать всю историю. Позже он будет справляться и без плана. Главная задача – научить четко определять (одним предложением) главную идею первой части или абзаца, второй, третьей и т. д. Это своеобразный каркас, на который позже будет наращиваться история из слов и предложений.
  4. Обсуждение полного сюжета. Здесь ребенок должен уже не рассказать по частям, о чем вы прочитали, а полностью пересказать сюжет. Вы также можете использовать наводящие вопросы или план пересказа.
  5. Вопросы по личному отношению. Мнение вашего ребенка об истории, о персонажах и их поступках – это дополнительная часть пересказа. Таким образом у ребенка развивается не только речь, но и морально-этические установки, духовные и личностные ценности, воображение и абстрактно-логические мышление.

Универсальная схема

Эта схема подходит не только для совсем маленьких детей. По подобному алгоритму можно заниматься и с ребенком, который недавно пошел в первый класс, и с учеником постарше.

Если у детей возникли проблемы с усвоением материала по различным предметам, имеет смысл таким образом подойти к изучению каждого нового параграфа. Первое время родителям придется контролировать процесс, потом они смогут заниматься самостоятельно.

Не забывайте, что занятия должны быть регулярными, тогда они принесут результат и существенно облегчат процесс учебы в школе. Во взрослой жизни приобретенные навыки также не будут лишними.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Как написать изложение кратко и правильно

В первой части ОГЭ по русскому языку необходимо написать краткое изложение объемом не менее 70 слов. 

Экзамен проходит по следующей схеме: ученики 2 раза слушают аудиозапись, на которой актер читает небольшой текст из 3 абзацев. После второго прослушивания ученики начинают выполнять задание. Необходимо правильно определить 3 микротемы, то есть основные мысли 3 абзацев, дать им краткое, но емкое описание, сократив исходный текст примерно на 1/3. 

Предложения должны быть короткими, точными и грамотными

При этом важно передать главную идею автора, сохранить логическую структуру текста и последовательность событий. Ученик должен выделить микротемы, главную информацию (ключевые слова) и убрать второстепенную

Такие требования должен выполнить экзаменуемый при написании сжатого изложения.

Ни в коем случае нельзя искажать смысл текста, авторский стиль, менять местами микротемы, делать второстепенные фрагменты центральными.

Алгоритм работы над сжатым изложением:

    1. Первое прослушивание: 

  • определите тему текста и выделите его основную мысль (идею), отбросив все второстепенные, несущественные для понимания авторского замысла. Без понимания темы и основной мысли невозможно написать изложение;
  • определите тип текста: повествование, описание, рассуждение;
  • выявите особенности авторского стиля: наличие прямой речи, цитат, риторических вопросов, сложных предложений, инверсионный порядок слов;
  • составьте грамотный план. С помощью ключевых слов выделите смысловые фрагменты (микротемы). Напишите по одному предложению в каждой из трех частей. Эти предложения должны содержать основную мысль, на которую будете опираться при пересказе;
  • перескажите про себя то, что запомнили.

    2. Второе прослушивание:

  • теперь можно записать ключевые (важные) слова и выражения в соответствующие смысловые части;
  • допишите фразы, попытайтесь пересказать. Зачеркните те, которые не получилось логично завершить;
  • выберите приемы сокращения текста и используйте их для каждой части изложения, сохраняя главную мысль и все микротемы. В идеале — 3 способа на все изложение;
  • проверьте смысловую и грамматическую связь между частями изложения, а также наличие исходного авторского замысла;
  • посчитайте количество слов, их должно быть не менее 70, но экзаменаторы рекомендуют 90;
  • проверьте изложение на наличие грамматических, речевых, фактических, логических, орфографических и пунктуационных ошибок;
  • перепишите на чистовик, четко выделяя отступами начало каждого из трех абзацев.

Чтобы получить наивысший балл за краткое изложение, необходимо применить основные методы сжатия текста:

    1. Исключение — это возможность убрать второстепенную информацию, не влияющую на понимание основной мысли.

Что можно удалить:

  • вводные слова;
  • повторы;
  • синонимы;
  • однородные члены предложения;
  • однотипные примеры;
  • риторические вопросы и восклицания;
  • цитаты;
  • второстепенные члены предложения;
  • пояснения;
  • рассуждения;
  • подробные описания;
  • и др.

    2. Обобщение — объединение единичных существенных фактов в одно целое.

Что можно объединить:

  • парцеллированные предложения;
  • предложения, связанные одной мыслью;
  • части предложений;
  • конкретные, единичные факты, события, явления;
  • и др.

    3. Упрощение — замена усложненных синтаксических конструкций более простыми.

Что можно заменить:

  • однородные члены обобщающим словом;
  • сложное предложение простым;
  • несколько предложений одним;
  • часть сложного предложения причастным или деепричастным оборотом;
  • несколько предложений или частей предложения общим понятием или синонимичным выражением;
  • прямую речь косвенной;
  • предложение или его часть указательным местоимением;
  • и др.

Основные принципы написания правильного и краткого изложения

Главное — передать основную мысль текста, а не дублировать его полностью

Сосредоточьтесь на запоминании и передаче основной мысли, не рассеивайте внимание на весь текст, на точные авторские формулировки. Пишите своими словами, но в рамках авторского стиля

Конспектируйте, чтобы не упустить важные детали. Используйте короткие предложения, а не длинные. Так проще донести мысль, и не допустить ошибки

Уделяйте внимание словам и повторам, заменяя их на синонимы, то есть избегайте тавтологии

Следите за грамотностью, она влияет на вашу оценку, поэтому тщательно проверяйте работу перед сдачей. 

Критерии оценивания работы 

Экзаменаторы оценивают на ОГЭ содержание изложения по следующим критериям:

  • адекватное отражение микротем;
  • сжатие исходного текста;
  • смысловая цельность;
  • речевая связность трех частей;
  • последовательность событий;
  • грамотность — наличие орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых, фактических ошибок.

Учим детей пересказывать

Чтобы пересказать текст, его нужно понять. Понимание текста начинается с его полного восприятия.

Но до чтения нужно разобраться с непонятными словами в тексте. Именно в этом заключается предварительная работа. Нужно выписать новые и сложные слова и разобрать их с детьми.

Запомните: текст для пересказа всегда читается дважды.

Первичное чтение

Первый раз мы читаем текст полностью, чтобы понять общий смысл

Любой текст посвящен одной теме или событию, поэтому важно прочесть его от начала до конца. Позаботьтесь, чтобы ничто не отвлекало ребенка от чтения

Дошкольникам и первоклассникам текст читают взрослые. Как только техника первичного чтения станет достаточно высокой, пусть ребенок читает сам. Младшие школьники читают текст вслух, а затем можно разрешать ребенку читать про себя.

После прочтения задайте ребенку несколько вопросов, чтобы понять целостность восприятия прочитанного:

— О чем текст (рассказ, сказка)? — Что нового (интересного) ты узнал? — Что произошло (описывается)? — Кто главный герой? — Что тебе больше всего запомнилось?

Разбиваем текст на смысловые части – составляем план. В научных текстах есть параграфы, и детям не составит труда их выделить. Называем части и определяем их содержание, читая выборочно начало и конец, кратко формулируя основные идеи.

Переходим к работе над образами, вспоминаем, как автор описывает те или иные события, зачитываем характеристики из текста. Рассматриваем иллюстрации, если они есть. Просим ребенка высказать свое мнение о прочитанном.

Далее нужно сделать небольшую передышку.

Начало работы с текстом

Существует два способа взаимодействия с информацией.

  1. Традиционный способ. Он подразумевает классических ход работы, применяемый в школах. Ребенок читает текст. Дальше следует ответить на вопросы. Выделить основную мысль. Придумать подходящий заголовок, подчеркнуть и подумать над значениями незнакомых слов.
  2. Современный способ. Данная методика помогает научить проникать в смысл проблемы, скрытой в тексте. Современный способ научитт школьника рассуждать логически и подмечать незаметные на первый взгляд детали в тексте. Ребенок сможет отделать существенную и несущественную часть информации, а также соотносить ситуации из повествования с реальными историями из собственной жизни.

Как показывает практика, второй способ чтения позволяет ребенку лучше пересказывать прочитанный материал. Чем раньше ребенок научится читать тем быстрее он начнет подробно пересказывать сюжет.

Как правильно делать пересказ текста?

Из разработанных техник можно выделить правила, которыми стоит руководствоваться при подготовке пересказа текста:

  • изучайте задаваемые тексты с 7.00 до 12.00 или с 14.00 до 18.00 – в эти часы информация лучше воспринимается мозгом, и поэтому она лучше запоминается;
  • не откладывайте изучение текста до последнего момента, лучше с ним ознакомиться заранее;
  • ознакомьтесь с общей структурой текста, чтобы в вашем мозгу сформировался единый образ вашего будущего пересказа;
  • займитесь определением идей, взаимосвязи, последовательности событий и ключевыми моментами произведения;
  • выявите сложные для вашего восприятия поворотные сюжеты и изучите их еще раз;
  • позаботьтесь о постоянном развитии своего словарного запаса – тогда ваши пересказы будут качественными и оригинальными;
  • при прочтении текста ведите для себя конспект;

Обязательно нужен конспект

  • задействуйте для запоминания два вида памяти, поэтому читайте и прослушивайте текст;
  • воспользуйтесь ассоциативной памятью – тогда материал лучше усвоится и закрепится;
  • после запоминания пересказа устройте себе отдых, а потом закрепите его в своей памяти, перечитав произведение еще раз.

Как помочь школьникам делать пересказы?

  • Снизить темп речи. Когда дети читают вслух, особенно в классе при всех, они задумываются о качестве чтения, а не о смысле;
  • Попросить прочитать текст второй раз, более внимательно.
  • Объяснить те слова, которые дети видят в первый раз или не понимают их смысла;
  • Составить план с опорными словами, включая героев, место действия и важные события в повествовании. Помочь при необходимости, задавая вопросы относительно содержания прочитанного.

Очень важно помогать детям освоить этот необходимый навык – ведь обучение в школе практически полностью состоит из пересказа материалов из учебников. И помните, что успех обучения зависит от многих факторов, таких как возраст, развитие речи, словарный запас ребёнка, особенности памяти и темперамента

Следовательно, чем раньше будет начато обучение, тем быстрее и легче будут достигнуты поставленные цели

И помните, что успех обучения зависит от многих факторов, таких как возраст, развитие речи, словарный запас ребёнка, особенности памяти и темперамента. Следовательно, чем раньше будет начато обучение, тем быстрее и легче будут достигнуты поставленные цели.

Педагог – преподаватель Лебедь Евгения

Несколько советов для учащихся о том как быстро запоминать прочитанный текст:

Что такое пересказ

Пересказом считается изложение текста своими словами. Это живая речь в строгом соответствии с оригиналом, наполненная эмоциональной выразительностью.

К пересказу предъявляется ряд требований:

• отсутствие зубрежки и заучивания отельных фраз;

• соблюдение логики изложения, установление причинно-следственных связей;

• использование авторских образных выражений;

• полнота;

• эмоциональная выразительность.

Последнее требование имеет отношение не только к художественным текстам. Любой пересказ должен быть интересным. Как часто нам приходится слушать монотонный скучный рассказ: исторический, географический и т.д. Любую информацию можно и нужно передавать так, чтобы ее хотелось слушать. Главное, правильно подобрать средства выразительности в соответствии с содержанием. 

Слишком рано или слишком поздно?

Слишком рано не бывает. Вышеприведенные советы нужно применять с раннего возраста. Когда ребенок пойдет в первый класс, нагрузка увеличится.

Понятно, что лучше заниматься развитием малыша сразу, не пуская все на самотек. Если, по каким-то причинам, родители опоздали и не смогли до школы научить малыша связно пересказывать тексты, то в первые школьные годы еще можно успеть все исправить. Обучение потребует больше сил и внимания, а также хорошей организации времени и целенаправленных занятий. В противном случае ребенок безнадежно отстанет от школьной программы, и будет слишком поздно что-либо предпринимать.

Учим детей пересказывать

Чтобы пересказать текст, его нужно понять. Понимание текста начинается с его полного восприятия.

Но до чтения нужно разобраться с непонятными словами в тексте. Именно в этом заключается предварительная работа. Нужно выписать новые и сложные слова и разобрать их с детьми.

Запомните: текст для пересказа всегда читается дважды.

Первичное чтение

Первый раз мы читаем текст полностью, чтобы понять общий смысл

Любой текст посвящен одной теме или событию, поэтому важно прочесть его от начала до конца. Позаботьтесь, чтобы ничто не отвлекало ребенка от чтения

Дошкольникам и первоклассникам текст читают взрослые. Как только техника первичного чтения станет достаточно высокой, пусть ребенок читает сам. Младшие школьники читают текст вслух, а затем можно разрешать ребенку читать про себя.

После прочтения задайте ребенку несколько вопросов, чтобы понять целостность восприятия прочитанного:

— О чем текст (рассказ, сказка)?
— Что нового (интересного) ты узнал?
— Что произошло (описывается)?
— Кто главный герой?
— Что тебе больше всего запомнилось?

Разбиваем текст на смысловые части – составляем план. В научных текстах есть параграфы, и детям не составит труда их выделить. Называем части и определяем их содержание, читая выборочно начало и конец, кратко формулируя основные идеи.

Переходим к работе над образами, вспоминаем, как автор описывает те или иные события, зачитываем характеристики из текста. Рассматриваем иллюстрации, если они есть. Просим ребенка высказать свое мнение о прочитанном.

Далее нужно сделать небольшую передышку.

Часто родители сетуют: ребёнок не любит читать. Сделать из ребенка читателя — цель благая, и мы собрали советы психологов и писателей на эту тему.

Повторное чтение

Перед повторным чтением нужно сделать установку на пересказ: сейчас прочти (прочтем) еще раз, а ты постарайся запомнить и пересказать.

Художественные тексты читаем целиком, а научные можно разбить на смысловые части (параграфы) и пересказывать по частям.

Собственно пересказ

Важно не подглядывать, а пересказывать полностью самостоятельно. Не перебивайте ребенка

Выслушивайте его, учите его строить монолог. Если ребенок не знает, как начать, то задайте ему наводящий вопрос, но не учите первое предложение. После пересказа предложите заглянуть в текст, чтобы понять, что он забыл или пропустил, помогите ему.

Таким образом, пересказывается весь текст.

Виды пересказа

Школьники должны овладеть различными видами пересказа.

Вид пересказа

Особенности

Проблемы освоения

Как помочь детям

Подробный

Пересказ учебного или художественного материала близко к тексту.

Незнание, с чего начать.

Отсутствие эмоциональной окраски.

Неиспользование лексики текста, образных выражений.

Потеря деталей или отдельных событий.

Не заучивайте отдельные фразы

При анализе текста спросите, с чего начинается текст? Как еще можно было начать?

Обращайте внимание на средства выражения в тексте, просите их повторить.

Используйте метод схематизации.

Выборочный

Пересказ части текста, с целью ответа на вопрос.

Неумение выбрать нужный отрывок, пересказ всего текста.

Составляйте план текста, делите текст на смысловые части.

Сжатый

Краткий пересказ сути и основных событий.

Неумение передать коротко содержание текста, уход в подробный пересказ.

Учите выделять главные мысли. Составляйте план текста.

Творческий

Изменение текста и включение в него новых героев, диалогов, своей концовки, собственных выводов.

Неспособность придумать нового героя или концовку, сделать свои выводы.

Рассмотрите различные варианты действий, предложите подобрать героев из других произведений

Учите высказывать свою точку зрения с помощью наводящих вопросов:

— Что бы ты изменил?

— Хотел бы ты жить там и почему?

— Чтобы ты сделал, если бы оказался в этом месте?

Маленькие хитрости

Читайте текст с интересом, учите ребенка мысленно рисовать картинки.

С младшими дошкольниками можно рассматривать иллюстрации сразу при чтении, а с более старшими детьми иллюстрации рассматривают после прочтения.

Используйте схематизации или метод бутерброда после первого прочтения. Разрешите ребенку использовать свои зарисовки при пересказе.

Станьте благодарным слушателем. Подчеркивайте как интересно то, что рассказывает ребенок.

Пересказу нужно учить, начиная с дошкольного возраста. Этот навык не появляется за один день или месяц. Здесь требуется кропотливая постоянная работа. Однако этот труд будет вознагражден самостоятельным качественным выполнением домашних заданий вашими детьми в будущем. Согласитесь, что очень заманчивая перспектива.

Полезные советы

Существуют различные методы, которые позволяют овладеть навыком пересказа. Быстро выучить нужный материал помогут следующие рекомендации:

  • При чтении текста нужно мысленно рисовать картину, отражающую суть произведения. Такой метод помогает лучше запомнить образы и события.
  • При знакомстве с текстом не следует сразу выделять ключевые моменты или проговаривать незнакомые слова вслух. Когда ребёнок читает про себя, он лучше воспринимает смысл текста.
  • Сложную информацию, особенно научную литературу, надо читать с толком и расстановкой.
  • Объёмный текст лучше разделить на 5−7 частей, которые затем следует пересказать по очереди.
  • Текст запоминается быстрее, если читать его перед сном. Такой метод применяют, когда необходимо выучить большой текст или любое произведение в короткие сроки.
  • Ребёнку будет легче пересказывать материал, если для него найти хорошего и внимательного слушателя.

Научиться пересказывать тексты нельзя за несколько дней. Только постоянные тренировки позволят обрести новый навык и повысить успеваемость в учёбе. Кроме того, умение излагать мысли грамотным языком поможет развить коммуникабельность. Родителям нужно быть терпеливыми и сделать работу для ребёнка максимально интересной, чтобы добиться быстрых результатов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector