Научный стиль речи

Содержание:

Разговорный стиль

Разговорный стиль – это, прежде всего, стиль нашего повседневного общения. Традиционно его принято характеризовать как стиль диалога и стиль устной речи, хотя он используется и в письме – в личной переписке и в личных дневниках. Более того, с развитием интернета (в частности, с появлением блогов, социальных сетей, форумов) стало очевидно, что разговорный стиль является стилем письма ничуть не в меньшей мере, чем стили книжные. Как бы то ни было, говорим ли мы об устной или письменной речи, основная функция разговорного стиля – это общение. Он всегда используется в неофициальной обстановке, и говорящие непосредственно участвуют в коммуникации. Следовательно, разговорному стилю присущи спонтанность, непринуждённость, отсутствие чёткой структуры и логики изложения, перестройка речи на ходу, терпимость собеседников в отношении ошибок, эмоциональность.

Что касается лексики, то для разговорного стиля характерно использование большого числа общеупотребительных и нейтральных слов. Поскольку он чаще всего используется при обсуждении бытовых ситуаций, то в нём преобладает конкретная лексика: автобус, магазин, колбаса, посуда, диван. Также ему присуще наличие так называемой разговорной и просторечной лексики: билетёрша, водила, тухлятина, шаромыжник. Эмоциональность речи создаётся за счёт использования большого количества слов с суффиксами, имеющими значение ласкательности, неодобрения, уменьшения, преувеличения: котик, мамочка, солнышко, дурачок, громадина, гадёныш. Также для разговорного стиля является вполне приемлемым употребление ненормативной лексики. Кроме того, в нём часто используются идиоматические выражения, пословицы, поговорки, присказки. Помимо этого, в нём преобладают местоимения: «Так оно и есть, А этот что тут делает?» Также в нём присутствует много частиц и междометий, которые заполняют паузы в речи: ну, вот, ведь, ага, ух. В целом, можно сказать, что для разговорного стиля характерна лексическая избыточность, которая выражается в наличии повторов и необязательных с точки зрения смысла слов: «Ну, мне очень-очень нужно!, Этот твой ухажёр новый опять звонил».

В синтаксическом плане, в разговорном стиле преобладают простые предложения. Сложные предложения или предложения, осложнённые использованием причастных и деепричастных оборотов, встречаются крайне редко. Зато часто употребляются эллиптические и односложные предложения: «Кофе? – Мне без сахара, Пойдёшь? – Нет». Также часто используются восклицательные и вопросительные предложения: «Отстань!», «Да ладно?!», «Вот это да!» Для разговорного стиля также характерен свободный порядок слов.

Основные признаки научного стиля речи

Научный стиль – самый функциональный стиль речи,предназначенный для наиболее точной передачи информации и отражающий особенности теоретического мышления.

Лексические особенности научного стиля

Выделяют три части лексики научного стиля: общеупотребительная (нейтральная), общенаучная, специальная (терминологическая).

Специальную часть составляют термины – слова или словосочетания, принятые для обозначения предметов или явлений в пределах конкретной области науки и номенклатурные знаки (например, марки приборов, механизмов, географические названия, названия предприятий, учреждений и др.).

Общенаучная лексика – значительная часть данного стиля речи, непосредственная часть метаязыка науки, используемая для описания объектов и явлений. То есть это слова, которые преобладают в любом научном тексте к какой бы области он не относился.

Общеупотребительная лексика как правило используется лишь как вспомогательная, для логической связки других частей речи.

Морфологические особенности научного стиля речи

Морфология стиля также имеет свои особенности.

В речи над глаголами преобладают существительные. Глаголы зачастую заменяются словосочетаниями с отглагольными существительными. Пример: упрощение, нагревание, окисление.

Абстрактные и вещественные существительные употребляются во множественном числе.

Пример: высокие температуры, глинистые почвы.

Обобщенность и обезличенность научного стиля выражается обилием существительных среднего рода.

Пример: построение, напряжение, перераспределение.

Превосходная и сравнительная степени имен прилагательных в большинстве случаев образуется с использованием наречий.

Пример: наиболее корректный, менее морозостойкий и т.д.

Формы глаголов первого, второго лица единственного числа практически не употребляются, как и местоимение Я, так как научная речь как правило обращена к широкой аудитории. Даже автор лично обычно использует максимально обезличенное Мы.

Пример: мы используем, нами доказано.

Синтаксические особенности

  1. Подчеркнутая логичность научного стиля предполагает прямой порядок слов.
  2. Часто используются сложные производные союзы и предлоги. Пример: оттого что, благодаря тому что, между тем как,в течение, при помощи, несмотря на.
  3. Большая часть предложений в тексте повествовательная.
  4. Широко применяются причастные и деепричастные обороты.
  5. Стоит отметить обилие безличных и неопределенно-личных предложений, в которых главным членом является глагол первого лица, множественного числа.
  6. Среди сложных предложений преобладают союзные сложноподчиненные предложения. Это объясняется стремлением к наиболее точному, логичному изложению информации.

Научный стиль: морфологические особенности

Функции научного стиля требуют от текстов, относящихся к данному жанру, частотного употребления существительных с абстрактным значением («формирование», «направление»). Также здесь достаточно часто используются глаголы, имеющие вневременное значение или безличную форму, отглагольные существительные и существительные в родительном падеже. Отличительная особенность — в этом стиле наблюдается стремление к активному применению различных аббревиатур, которые современной лингвистикой рассматриваются уже в качестве существительных.

В научной речи также активно используются краткие качественные и относительные прилагательные. Особое место отводится сложным формам превосходной и сравнительной степеней («наиболее выгодный», «наименее трудный» и т.д.). Следующие по частотности применения части речи в научном жанре – притяжательные и личные местоимения. Указательные же используются только для демонстрации логических связей между различными частями повествовательного фрагмента.

Поскольку основная функция научного стиля – описание, то глаголы здесь занимают пассивную позицию, а имя существительное и прилагательное – активную. Многолетнее существование данного порядка привело к тому, что появилось огромное количество глаголов, семантика которых на текущий момент является полупустой. Например, глагол «выражает» уже не может обходиться без дополнительного существительного, и не используется в одиночной позиции.

Публицистический стиль

Публицистический стиль связан, прежде всего, с общественно-политической сферой и является стилем средств массовой информации. Его основные функции – информирование, воздействие и просвещение. Он включает в себя четыре подстиля: газетно-публицистический, агитационный, официальный политико-идеологический, массово-политический. Из-за своей неоднородности и разнообразия задач публицистический стиль плохо поддаётся унифицированному описанию. Поэтому мы отметим только наиболее общие черты.

Поскольку публицистический стиль используется по преимуществу в журналистике, исследователи отмечают, что ему обязательно должны быть присущи документальная точность и логичность. Однако на практике это скорее некоторые пожелания, чем реальное положение дел: часто авторы жертвуют точностью и логичностью, чтобы произвести наибольший эффект на читателя. Неоспоримым является то, что публицистический стиль отличается оценочностью и эмоциональностью. Автор обращается к читателю не только затем, чтобы донести до него определённую информацию, но и сформировать у него некоторое отношение к этой информации.

В связи с этим особое значение приобретает форма, вид, способ подачи текста. В отличие от научного и официально-делового стилей, жанры публицистики редко имеют чётко заданную структуру. Тем не менее, в публицистике активно используются выразительные способности разделения текста на части с помощью заголовков, подзаголовков, выделения отдельных предложений крупным шрифтом и т.п. Их цель – зацепить читателя, поймать его на крючок.

По большому счёту, в публицистическом стиле употребляются все типы лексики: нейтральная, книжная, разговорная, научная, официально-деловая. Всё зависит от темы текста и его целевой аудитории. В публицистическом стиле можно отметить преобладание общественно-политической и гражданско-патетической лексики: «общественное сознание», «рыночная экономика», «вертикаль власти», «гражданское общество». Употребляются и так называемые газетизмы, которые часто встречаются в СМИ, но практически не используются в других стилях: «аграрий, оборотни в погонах, утечка мозгов, квасной патриотизм». В целях придания особой выразительности речи могут использоваться неологизмы, архаизмы, историзмы, экзотизмы. Слова часто употребляются в их расширенном значении: «политический рубеж», «география конфликта». Активно используются фразеологизмы и идиоматические выражения. В публицистическом стиле также распространены тропы: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы и т.д. Нередки случаи использования языковой игры и иронии.

Что касается синтаксиса, то в публицистическом стиле присутствуют и простые, и сложные предложения. При этом в публицистическом стиле стоит избегать чрезмерного усложнения синтаксиса посредством введения многих причастных и деепричастных оборотов или придаточных предложений. Публицистический стиль стремится к лаконичности и наибольшему воздействию на читателя, поэтому для него характерны изящные синтаксические конструкции. Например, использование двоеточий и тире вместо союзов, эллиптические предложения, разбивка одного длинного предложения на несколько более коротких. Также часто используются риторические вопросы и восклицания. Если текст имеет агитационный характер, то в нём присутствуют императивы и прилагательные с модальным значением.

Основные разновидности

В зависимости от цели написания и выбранной автором аудитории, которой адресована работа, различают несколько жанров научных статей.

Аналитические

В таких материалах автор анализирует узкую тему. Он рассматривает факторы, которые влияют на решение обозначенной в работе проблемы. Ученый действует следующим образом:

  • подбирает публикации по выбранному вопросу;
  • делит задачу на более мелкие составные части;
  • изучает каждый компонент;
  • систематизирует полученные сведения;
  • выявляет связи между отдельными факторами;
  • делает выводы о возможных путях решения проблемы.

В аналитических статьях автор анализирует узкую тему.

Детальный анализ нужен, чтобы обнаружить новые закономерности, проследить за развитием проблемы. Каждый довод должен быть научно обоснованным, логически вытекать из приведенных ранее посылок. Другие исследователи воспользуются результатами автора для дальнейшего изучения темы.

Статьи этого типа пишутся сухим, научным языком с обилием терминов, специфических определений и аббревиатур. Разговорные выражения, отступления от темы, проявления эмоций в тексте не допускаются.

Научно-публицистические

Здесь ученый рассказывает о достижениях науки людям, которые не обладают специальными познаниями по заявленной теме

Цель такой публикации — привлечь внимание широкой аудитории, донести до нее сложные идеи и понятия простыми словами. При этом редко применяются формулы и клише научного стиля, но активно используются яркие образы, сравнения, метафоры

Научно-публицистические статьи пишутся для широкой аудитории.

Публицистика такого рода не сказывается на положении автора среди коллег, но помогает наладить взаимопонимание между учеными и обществом. Одна из ее задач — увлечь наукой молодое поколение и пополнить ряды исследователей. Популярные статьи выходят в тематических изданиях и СМИ.

Научно-исследовательские

Это небольшая научная работа на узкую тему. Автор проводит полноценное исследование, а затем излагает полученные результаты в письменной форме. При подготовке текста ученый придерживается следующей схемы:

  1. Выдвигает одну или несколько рабочих гипотез о причинах рассматриваемой проблемы.
  2. Описывает методику проведения эксперимента или наблюдений, сбора и обработки информации.
  3. Делает выводы на основании полученных сведений, подтверждая или опровергая собственные предположения.

Чтобы обобщить данные и представить в удобном виде, их сводят в таблицы, строят графики, диаграммы.

Такие статьи печатаются в профильных рецензируемых журналах и газетах.

ВАК

Чтобы получить допуск к защите диссертации, соискателю нужно опубликовать некоторое количество научных работ в периодических изданиях из списка ВАК. В этот перечень входят отечественные и зарубежные (переводные или выходящие на иностранном языке) журналы и сборники статей. Комиссия включает только те из них, которые соответствуют критериям отбора. Перечень регулярно обновляется. Узнать, в какие российские журналы нужно отправлять статьи, можно на сайте vak1.ed.gov.ru/ru/help_desk/.

Чтобы получить допуск к защите диссертации, нужно публиковать работы в изданиях из списка ВАК.

В публикациях для журналов ВАК автор опирается на содержание диссертации, но не пересказывает ее целиком и не ограничивается поверхностным освещением проблемы. В отдельных статьях соискатель излагает использованные методы анализа, ключевые положения работы, сделанные им выводы.

Требования к таким текстам мало отличаются от выдвигаемых большинством рецензируемых журналов. Главные критерии, на которые ориентируются авторы:

  • высокая актуальность и новизна работы;
  • уникальность текста не ниже 75%;
  • подробное изложение методов, с помощью которых получены и обработаны данные;
  • возможность использования результатов на практике.

Соискатель строго соблюдает правила цитирования, оформления текста, списков, вспомогательных материалов.

Разновидности научного языка

Согласно современным стандартам в русском языке существует несколько типов научного стиля, которые обладают своими особенностями. К таким относятся следующие стили речи:

Научно-популярный

Данный тип текста адресован тем людям, которые не имеют специальных умений и знаний в какой-то конкретной сфере. Он характеризуется упрощенностью изложения в целях достижения доступности восприятия публикой, но при этом в нем сохраняется достаточное количество терминологии и четкость.

Кроме того разрешается использовать такие речевые формы, которые вызывают эмоциональность у аудитории. Цель научно-публичного языка – это ознакомление людей с определенными фактами или явлениями.

У этого вида есть еще подвид, называемый научно-художественным. При таком изложении применяется минимум специальной терминологии и цифровых значений, а если они есть, то специалисты стараются их подробно объяснить.

Для научно-популярного стиля характерно проведение сравнительного анализа с обычными предметами, легкое чтение и восприятие информации. Используется данный текст в книгах, журналах и прочих изданиях.

Учебный

Он разработан для людей, проходящих обучение в образовательных учреждениях. Задачей данного стиля является знакомство учеников и студентов с информацией, которая требуется для приобретения определенных знаний в той или иной сфере.

Научный стиль и его особенности в данном случае заключаются в использовании множества типовых примеров. Данный стиль характеризуется применением профессиональных терминов, четкого разделения на категории, плавностью переходов от общего к частному. Такие тексты можно встретить в учебниках, методичках, пособиях.

Собственно научный

В этом случае аудиторией являются люди, специализирующиеся в данной сфере, и ученые. Задача таких текстов – описать определенные факты, явления, закономерности и так далее. В них можно делать свои собственные выводы, но не окрашивать их особой эмоциональностью. Пример научного стиля этой разновидности есть в диссертациях, докладах, рецензиях.

Технический

Данный тип необходим для узкопрофильных специалистов. Целью такого стиля считается описание умений и навыков, которые были получены практическим путем. Для него характерно множество цифровых, статистических данных и технических характеристик.

История возникновения

Научный стиль возник сравнительно недавно. И формирование его еще не закончено. Можно было бы предположить, что этот стиль возник одновременно с наукой, то есть тогда, когда философы и ученые древности начинали систематизировать опыт в различных областях. Но это не так.

При ближайшем рассмотрении легко понять , что научные труды времен Платона и Аристотеля отличались совершенно несвойственной научному стилю эмоциональностью и субъективностью.

Это объясняется тем, что накопленный опыт был столь мал, что не требовал еще для описания использования функциональной терминологии. Появление отдельного стиля связывают с александрийским периодом, когда в греческом языке уже образовалось достаточное количество специальных терминов, позднее пришедших из греческого и в другие языки.

В средние века европейская наука была тесно связана с религией и говорила с ней на одном языке.

В Европе окончательное отделение научного стиля от художественного можно отнести к эпохе возрождения.

Именно в этот период ученые в стремлении к точности и лаконичности абстрактно- логического описания явлений отходят от использования эмоциональных художественных средств языка.

В России данный стиль берет начало в первой половине 18 века, В трудах М.Ю. Ломоносова, С.П. Крашенникова, И.И. Лепехина и других, опупликованных Российской академией. Окончательно приобрел знакомые современные черты научный стиль русского языка к середине 19 века.

Манера изложения научного текста

В зависимости от тематики материала терминология и манера изложения, естественно, отличаются. Не могут быть тексты по физике и по философии быть слишком похожими.

Но всегда сохраняется набор общих черт, которые всегда присутствуют в научном тексте, будь то статья, учебник или монография.

Что касается устного текста, например, доклада на конференции, это:

  1. Научный текст всегда обезличен. Он никогда не пишется от первого лица.
  2. Это сухое безэмоциональное, максимально формализованное изложение, лишенное образных средств языка.
  3. Содержит обилие терминов.
  4. Не допускается использование разговорной лексики.

Для письменного текста все вышеизложенное также справедливо. Но помимо этого письменные тексты характеризуются использованием таблиц, графиков и диаграмм.

Структура сочинений

Из чего состоит сочинение? Вот «скелет» школьной работы.

Это стандартная схема. Один из секретов, как писать хорошие сочинения, — придерживаться выверенной структуры и не нарушать логику повествования.

Во вступлении нужно познакомить читателя с доставшейся вам темой и наметить, как планируете её развивать. Как правило, вступление занимает около 20% от основного текста.

Основная часть — главная часть сочинения, где полностью раскрывается тема и разъясняется суть текста.

В заключении подводятся итоги. Постарайтесь сделать объём заключения равноценным вступлению. Кроме того, следите, чтобы основная часть была больше других частей — она на то и основная.

Научный стиль речи: примеры из книг

Несмотря на всю строгость в отборе и использовании речевых единиц, научный стиль неоднороден. Строгий и выдержанный тон характерен для научных работ (диссертаций, докладов, монографий и учебников), а вот для научно-популярных текстов допустимо использование художественных описаний.

Научный стиль речи: Multiurok.ru

Сравните два примера:

«Археология в 2017-м: открытия и находки» (источник — «Наука и жизнь»)

Научный стиль — это стиль учебников и научных статей, которые изучают в школах, университетах, колледжах. Им пользуются научные сотрудники, исследователи. Важнейший индикатор научного стиля — это терминология, а также строгость и четкость изложения.

Какие существуют стили в русском языке

В русском языке выделяют 5 стилей повествования:

  1. Официально-деловой.
  2. Публицистический.
  3. Разговорный.
  4. Художественный.
  5. Научный.

Стили отличаются сферой употребления, целью изложения, лексическими особенностями и построением предложений.

Рассмотрим подробнее характеристики каждого вида.

Научный

Сфера употребления — обучающая литература, исследования, диссертации, дипломные работы, научные статьи.

Цель — доказательное изложение научного материала, описание закономерностей явлений.

Научный стиль отличается предварительным обдумыванием высказывания, строгим отбором языковых средств. Для лексики характерны:

  • специальная терминология;
  • сложные предложения;
  • длинные абзацы;
  • существительных больше, чем глаголов;
  • обезличенность — вместо «я» используется «мы».

Научному стилю присущи точность, строгая логичность, чёткость изложения.

Виды научного стиля

Официально-деловой

Этот стиль используют для написания документов, законов, официальных бумаг и писем, приказов, постановлений, уведомлений, жалоб, заявлений, отчётов, накладных. Цель — точная передача деловой информации.

Лексические особенности:

  • отсутствие эмоционально-окрашенной лексики,
  • стандартизированные обороты речи — канцеляризмы;
  • устойчивые выражения — штампы.

Стилю присуща шаблонность конструкций, чёткая последовательность изложения.

Виды официально-делового стиля

Художественный

Используется в художественных произведениях: романах, рассказах, стихах, поэмах. Это язык писателей и поэтов.

Цель — воздействие на воображение и чувства читателя, а также информирование его о чём-нибудь. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику, нейтральные слова.

Главные особенности стиля:

  • использование большого количества средств выразительности;
  • употребление слов в переносном смысле;
  • иносказательность, метафоричность;
  • обилие эпитетов и прилагательных;
  • образность и эмоциональность.

Помимо информации текст несёт эстетическую функцию.

Разновидности художественного стиля

Публицистический

Это стиль газет, журналов, новостных порталов, то есть СМИ

Цель текста — воздействовать на эмоции читателя, привлечь внимание к определённой проблеме или явлению

Для публицистического стиля характерны:

  • общественно-политическая лексика;
  • логичность;
  • образность;
  • эмоциональность;
  • оценочность;
  • призывность.

Отличается разнообразием тем, обычно актуальных в данный момент времени: политических, нравственных, социальных, бытовых. Текст содержит призыв к разуму и чувствам читателя. Рассчитан на широкую аудиторию.

Жанры публицистического стиля

Разговорный

Разговорный стиль используется в повседневной жизни. Люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам, используют разговорную и просторечную лексику.

Это стиль, который в письменном виде отражает речь людей. Лексика взята из повседневной жизни, содержит обилие просторечных и разговорных слов. Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Используется для создания непринуждённой обстановки.

Цель текста — передать информационное сообщение, обменяться мыслями и чувствами, решить бытовые вопросы.

Для этого стиля характерны:

  • эмоциональность;
  • образность;
  • разговорная лексика;
  • текст без подбора слов;
  • просторечные слова;
  • сленг.

Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Яркий пример — диалог.

Функции разговорного стиля

Примеры стилей речи

Где встречается Пример использования
Книжный:
Научный Научные труды, научная статья, доклад, учебник, энциклопедия

Кибернетика — нау­ка об управ­ле­нии, изу­чаю­щая главным образом ма­те­ма­тическими ме­то­да­ми об­щие за­ко­ны по­лу­че­ния, хра­не­ния, пе­ре­да­чи и пре­об­ра­зо­ва­ния ин­фор­ма­ции… (Большая российская энциклопедия).
Расширение азиатских и дальневосточных владений России требовало активизации и изменения ориентиров в административной и законодательной политике. В высших правительственных сферах все чаще стали раздаваться призывы к реорганизации системы управления сибирскими губерниями на «общих основаниях» (научная статья Дамешек И.Л.)

Официально-деловой Международные договоры, законы, нормативно-правовые акты, судебные решения и постановления, уставы, деловая бумага, инструкции, пояснительные записки и др.

Стороны соглашаются, что для ведения хозяйственной деятельности общества необходимы Объекты недвижимости и в Дату Соглашения Покупатель заключил… (пример договора).
В связи с удовлетворением гражданских исков о возмещении имущественного ущерба, суд приговорил признать Иванова виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (приговор суда).
Доводим до Вашего сведения, что наша компания получила платёж в размере… (письмо бизнес-партнёру).

Публицистический Газеты, журналы, политическая литература, политическое выступление и др. В этом году совокупная выручка 1900 стартапов – резидентов «Сколково» превысит $800 млн, сказал в интервью изданию «Ведомости&» старший вице-президент по инновациям Фонда… (статья из газеты «Ведомости&»)
Художественный Художественная литература (романы, пьесы, поэзия, повести и др.)

– Дама ваша убита, – сказал ласково Чекалинский.

Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам, не понимая, как мог он обдёрнуться.

В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась. Необыкновенное сходство поразило его…

– Старуха! – закричал он в ужасе.

(А.С Пушкин «Пиковая дама»)

Разговорный Разговор при общении, личные дневники, реплики/диалоги/монологи героев в художественной литературе

Разговор в магазине/автобусе, разговор двух приятелей:

Мне два нарезных и один круассан.
Передайте, пожалуйста, за проезд.
– Я увидел её и обомлел.
– Да ты что!

С чего начать сочинение

Часто ребята впадают в ступор, не зная, как начинать школьное сочинение. Страх «белого листа» велик, и не всегда ясно, как взяться за написание.

Вот несколько универсальных вариантов для вступления — и неважно, какая досталась тема:

  • Краткие сведения об авторе произведения. Расскажите, где родился автор, дайте краткую характеристику его творчеству.
  • Перечислите ключевые слова, которые ассоциируются с прочитанным произведением. Например, «Дружба, любовь и взросление — вот основные понятия, которые поднимаются в “Гарри Поттере”».
  • Задайте риторические вопросы. «Что мешает человеку быть честным с самим собой?»

Типы речи

Тип речи — это способ изложения информации, построения слов и предложений в логическом порядке.

Выделяют три типа речи:

  • повествование;
  • описание;
  • рассуждение.

Рассмотрим особенности каждого типа речи.

Повествование

Рассказ о каком-либо событии, явлении. Основные черты:

  • связано с временным промежутком времени;
  • имеет определённую последовательность действий;
  • логичность изложения;
  • текст отвечает на вопросы «что», «где», «когда»;
  • большое количество глаголов.

В результате повествования читателю становится понятно, что, где и с кем произошло. Для повествования характерны завязка, развитие и развязка событий. Используется в письмах, мемуарах, воспоминаниях, дневниковых записях.

Описание

Цель описания — словесно передать явление, рассказать о качествах предмета, признаках, создать у читателя зрительный или чувственный образ. Описывать можно людей, животных, определённое место, событие, явление, внутреннее состояние человека и любое другое явление.

Состоит из:

  • общей характеристики предмета, общего впечатления;
  • признаков, деталей;
  • общей оценки предмета.

В речи преобладают прилагательные, наречия, существительные. Минимум глаголов, в отличие от повествования, текст статичен. Может использоваться в различных стилях речи, чаще всего в художественном и научном. В последнем важна точность и детальность, в художественном — создание определённого образа перед читателем, описываются только самые яркие моменты.

Рассуждение

Рассуждение — это размышление, высказывание мыслей и идей, объяснение явлений и свойств предмета. В тексте даётся ответ на вопросы «почему», «зачем».

Состоит из:

  • тезиса — мысль, которую нужно доказать;
  • обоснования тезиса, подтверждающих аргументов с примерами, доказательствами;
  • резюме — итогов, выводов.

Цель текста — убедить, разъяснить, доказать. Для рассуждения характерны риторические вопросы, последовательность мыслей — «во-первых», «во-вторых», «в-третьих», вводные конструкции— «между тем», «таким образом», «итак», «потому что», «следовательно».

Часто встречается в научной и художественной литературе, философских трактатах.

Жанры научного стиля

Научные тексты могут быть большими и объемными, или же краткими. К большим жанрам в научном стиле, относятся учебники и пособия, энциклопедические словари и справочники, а также такие собственно научные и узкоспециальные труды, как монографии или диссертации.

Менее объемными являются статьи, рефераты, аннотации, а также тезисы и рецензии. В отличие от статей, которые являются самостоятельными научными работами, остальные из перечисленных малых жанров основываются на исходном труде. Реферат представляет собой сжатый вариант более объемного текста (или нескольких текстов), аннотация – краткое описание, тезисы – лаконичное представление основанных доводов, а рецензии – отзывы с оценочным значением.

Официально-деловой стиль речи: примеры предложений

С официально-деловым стилем человек ежедневно встречается на работе, службе, учебе и даже быту. Инструкции, законы, предписания, договоры — все это сфера применения средств делового стиля. Его отличает строгость формулировок и использование штампов — общепринятых и обязательных речевых формул.

Мужчина с бумагами (рисунок): Vector-master.ru

Вот примеры использования официально-делового стиля:

«Правила дорожного движения РК»

Главные признаки официально-делового стиля — это безличность и стандартизация изложения.

Изучите представленные примеры. Они помогут составить наглядную картину отличий функциональных стилей русского языка и различать их в повседневной жизни.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/1765622-stili-reci-primery-teksta.html

  • https://shard-copywriting.ru/text-styles-examples/
  • https://moneyscanner.net/stili-teksta/
  • https://www.nur.kz/1765622-stili-reci-primery-teksta.html

Исторический экскурс

В Древней Греции привилегированное сословие использовало особую терминологию, которую не понимали обычные люди. Именно к этому времени специалисты относят появление первых признаков научного стиля. Все термины называли только на латыни, но со временем ученые стали детали переводы на другие языки.

Узкопрофильные сферы деятельности начали расширяться. Изначально научный стиль речи мало отличался от художественного, но со временем у него начали появляться характерные черты, стилистика стала четкой и сжатой.

В качестве примера можно вспомнить негативный отзыв Декарта о работах Галилея. Французский философ и математик считал, что итальянский физик склонен использовать в тексте большое количество художественных средств. Подобного мнения придерживался и Кеплер. Долгое время эталоном стиля были работы Исаака Ньютона. Все старались подражать ему в своих трудах.

В Российском государстве стиль для научных работ начал складываться только в начале XVIII века. В его развитии особенно помог Михаил Ломоносов, который выработал определенные характеристики стиля.

Окончательно процесс формирования завершился в XIX веке и был сопряжен с деятельностью крупных ученых. Сегодня стиль научных работ имеет ряд признаков, которые позволяют легко выделять его среди других стилей русского языка:

  1. Логичность — все части текста имеют строгую последовательность и заканчиваются выводом. Предложения связываются повторяющими существительными и указательными местоимениями. Также на последовательное изложение указывают наречия, союзы, вводные слова.
  2. Точность — все слова применяются только в прямом смысле. Широко используется терминология. Ключевые фразы могут многократно повторяться.
  3. Объективность — описываются результаты экспериментов и закономерности, которые были выявлены.
  4. Обобщенность — при написании текста автор применяет абстрактные понятия, которые практически невозможно представить, почувствовать, понять.

Структура научного текста

Структура текста от шапки работы до заключения полностью определяется выбранным стилем и жанром. Научный текст подразумевает наличие введения, заключения и основной части.

Хорошо, если основная часть, которая должна быть по объему значительно больше введения и заключения, в свою очередь разбита на несколько глав.

Это говорит об авторе работы, как о грамотном специалисте, который глубоко разбирается в теме. В зависимости от объема научной работы главы могут быть поделены в свою очередь на подтемы, каждая из которых соответствует абзацу текста.

Научный стиль многообразен и имеет свои разновидности (подстили): научно-популярный, деловой, технический (производственно-технический), публицистический, учебно-научный.

Научно-популярный

Такой подстиль написания подходит для аудитории, которая не имеет специальных знаний в соответствующей области науки. При этом специальные термины и точные данные в цифрах используются по минимуму.

Подаваемые таким образом тексты сравнительно легки и удобны для восприятия и понимания. Чаще всего этот подстиль используется при написании научно-популярных журналов, детских энциклопедий, новостей науки в СМИ.

Учебный

Этот подстиль с говорящим названием нужен для написания учебников, пособий, проведения лекций и т.д.

Основная задача при этом – помочь учащимся в освоении новой информации. Для учебного (научно-учебного) подстиля характерно изложение материала от общего к частному,активное использование функциональных терминов.

Собственно-научный

Этот стиль предназначен для именно научных работ: монографий, диссертаций, статей, рецензий и т.д. То есть для первичных жанров стиля, они пишутся специалистами и для специалистов. Его особенности: использование терминов, общенаучных понятий, дедуктивный способ изложения.

Технический

Адресат – узкий специалист технико-технического профиля. В данном случае этот подстиль используется для применения достижений фундаментальной науки на практике. Применяется при составлении инструкций, эксплуатационной документации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector