Методика никитина раннего развития детей
Содержание:
- Никитины: методика воспитания в многодетной семье
- Вместо заключения
- Как сложились судьбы детей Б. и Л. Никитины?
- Методика развития Никитиных: главные принципы
- Основные методики раннего развития
- Книги (8)
- Минусы никитинской системы воспитания
- Удивительный эксперимент
- Методика Никитина для детей 1-3 лет
- Несколько слов о Никитиных
- Метод Никитиных в развитии дошкольников
- Чего добились и кем стали дети Бориса и Лены
- Алексей, 58 лет, проживает в Лондоне, инженер-консультант по разработке электроники.
- Антон, 57 лет, проживает в Подмосковье, зам. начальника производственного отделения.
- Анна, 53 года, проживает в г. Королев, логистик в международной транспортной компании.
- Любовь, 46 лет, проживает в г. Королев, домохозяйка.
- Как воспитывали детей в семье Никитиных
- Биография Никитиных:
- Кто такие Никитины
- В заключение
Никитины: методика воспитания в многодетной семье
Елена Алексеевна и Борис Павлович Никитины – профессиональные педагоги и многодетные родители, воспитавшие в своей семье семерых детей: Алексея, Антона, Ольгу, Анну, Юлию, Ивана и Любовь. В процессе воспитания своих малышей, Никитины выработали ряд правил и методик, создав собственную развивающую систему.
Главной целью воспитания Никитины считали формирование творческой личности.
Семья Никитиных воспитала семерых замечательных детей, и, хотя никто из них не стал великим изобретателем, все они нашли своё призвание в жизни и реализовали себя как профессионалы.
К тому же, братья и сёстры Никитины выросли очень дружными, и никто из них никогда не жаловался на здоровье. Этот факт является самым красноречивым подтверждением того, что принципы и методы системы Никитиных заслуживают внимания всех родителей и педагогов.
Вместо заключения
Воспитывая детей по данной системе, можно добиться опережения в развитии по сравнению со сверстниками. Дети приобретают сильный иммунитет, благодаря физическим упражнениям и закаливаниям, легче справляются с болезнями. Дети становятся любознательными, интересуются всем новым. Лучше справляются с возможными трудностями, не боятся действовать. Дети, воспитанные по системе Никитиных, интеллектуально развиты, самостоятельны. Благодаря совместной деятельности с родителями у таких детей образуется тесный контакт. Однако в такой системе можно найти большой подвох. Он заключается в том, что родители, взяв за основу воспитания своего ребенка систему Никитиных, ждут от него сверхвыдающихся способностей. Сами Борис и Елена не ставили целью воспитать супердетей. Их система направлена, прежде всего, на воспитание самостоятельных целенаправленных людей, развитых физически и интеллектуально.
Как сложились судьбы детей Б. и Л. Никитины?
В «Московском комсомольце» №49 за 3 марта 2000 г так громогласно утверждается об отрыве от семьи самого старшего сына Алексея Никитина, что просто приходишь в замешательство. Однако, читая строки из книг Никитиных можно понять, как сложно было воспитывать родителям своего первого сына Алексея под неусыпным оком бабушек. Возникает вопрос: могло ли отразиться такое окружение (противоборство старых и новых взглядов, перепалки и баталии) на ребенке?
Но ведь Никитины и не утверждали, что все их дети станут Энштейнами и олигархами. По моему мнению, главное состоит в том, чтобы остаться настоящими хорошими людьми. А что еще нужно?
Методика развития Никитиных: главные принципы
Воспитание детей по Никитиным должно базироваться на трёх основных правилах:
- Детям необходимо создавать благоприятные условия для физического и умственного развития. Стены детской комнаты чета педагогов предлагала украшать печатными и прописными буквами, таблицами сотен и тысяч, картой полушарий, различными измерительными приборами и книгами. Спортивные тренажёры в доме Никитиных были важны не меньше, чем мебель, они были практически в каждой комнате. Развивающая методика Никитиных базируется на естественном подходе к воспитанию. Авторы рекомендуют кормить ребёнка скромно, гулять с ним в любую погоду и при этом не кутать его в сто одёжек, а также поддерживать в доме температуру не выше 18⁰С. Все эти меры, по их мнению, способствуют укреплению детского организма и активному развитию малышей.
- В своём творчестве дети должны быть свободными, родителям нельзя им навязывать своих советов или подсказывать им пути решения каких-то задач. Сами Никитины придумали для своих детей множество развивающих игр, каждая из которых может иметь сотни вариантов. Решать задачи таких игр дети могут постоянно, каждый раз выбирая более сложный уровень. Справляться с этими задачами дети должны исключительно самостоятельно, без какой-либо помощи взрослых.
- Маме и папе следует общаться с ребёнком как можно чаще, вступать с ним в диалог, активно участвовать в его делах.
Основные методики раннего развития
Если говорить обо всем пространстве методик и материалах, рассчитанных на ранний период развития, воспитания и обучения, то чаще всего в сознании просвещенной публики всплывают следующие:
1. система Марии Монтессори;
2. вальдорфская педагогика Штайнера;
3. интеллектуальные игры Никитина;
4. карточки Гленна Домана;
5. метод Сесиль Лупан;
6. кубики Зайцева.
В этой статье мы расскажем о первых трех подходах. О других читайте здесь.
Когда говорят о раннем развитии, упоминают также:
• иностранный язык с рождения;
• метод воспитания талантов Синъити Судзуки;
• родительский опыт многодетной мамы Лены Даниловой;
• Масару Ибуку и его книгу «После трех уже поздно»;
• энциклопедии Уильяма и Марты Сирс «Ваш малыш от рождения до 2 лет» и «Воспитание ребенка от рождения до 10 лет»;
• «Воспитание без принуждения» Томаса Фелана и «Как вырастить ребенка счастливым» Жан Ледлофф;
• палочки Кюизенера;
• развивающие игры Воскобовича;
• обучение чтению по Павлу Тюленеву;
• и много-много других прекрасных книг и пособий, не всегда претендующих на системный подход, но дающих полезные подсказки для конкретных жизненных, воспитательных и образовательных ситуаций. Когда-то был еще доктор Бенджамин Спок. Но больше мы его упоминать не будем, потому что научно доказано, что его методы воспитания наносят вред детям.
Как видите, запутаться в этом смешении подходов, пособий и концепций нетрудно. Давайте разбираться! Мы остановимся на самых важных системах и методиках, изменивших ландшафт педагогики развития и обучения детей за прошедшие сто лет.
Книги (8)
Здоровое детство без лекарств и прививокРаздел: Здоровье
Уже доказано, что основы здоровья человека закладываются еще до его рождения. Как развивается плод, как ведет себя будущая мама, как ребенок появляется на свет — все это играет огромную роль в дальнейшей жизни человека.И именно здесь мы допускаем роковые ошибки, которые потом уже невозможно исправить.
Очень важен и первый год жизни малыша, важен и для его здоровья, и для развития его интеллекта.
Далее »
Интеллектуальные игрыРаздел: Интеллект
Эта книга около 20 лет издается в России и за рубежом, приобретая все большую популярность. Почему?
Потому что помогает родителям, бабушкам и дедушкам, воспитателям детских садов, школьным учителям и другим неравнодушным к нашему будущему решать одну из самых актуальных задач нашего времени: развивать творческие способности каждого ребенка до доступных ему высот.
А что, как не творчество, является источником жизненных сил Человека?! Конечно, этот процесс чрезвычайно многогранен, и одними играми здесь не обойтись.
Далее »
Мама и детский садРаздел: Мама и малыш
Книга написана в форме размышления автора о роли матери в семейном воспитании, о сотрудничестве семьи и детского сада, о путях совершенствования работы дошкольных учреждений. В книге широко использованы дневниковые записи Л.А. Никитиной.
Далее »
Мы и наши детиРаздел: Возрастная психология
Мать и отец семерых детей рассказывают об опыте физического, умственного и нравственного воспитания в своей семье. Этот опыт, очень многим казавшийся вначале необычным и рискованным, теперь получает широкое признание как у нас в стране, так и за рубежом.Он выдержал проверку временем и помогает молодым родителям организовать свою жизнь с детьми так, чтобы дети были здоровыми, умными, добрыми и чтобы сами папы и мамы почувствовали радость творчества в общении со своими детьми.
Далее »
Развивающие игрыРаздел: Возрастная психология
Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!
Далее »
Резервы здоровья наших детейРаздел: Возрастная психология
В этой книге раскрываются основные элементы системы закаливания супругов Никитиных
Далее »
Ступеньки творчества, или Развивающие игрыРаздел: Творческое мышление
Книга содержит описание игр, являющихся своеобразной «умственной гимнастикой», методику их проведения и советы по изготовлению.
Для воспитателей детских садов, учителей начальной школы, родителей.
Далее »
Я учусь быть мамойРаздел: Мама и малыш
Семья Никитиных обросла легендами и ярлыками: «педагоги-новаторы», «авторы системы нетрадиционного воспитания», «родители-профессионалы».
Книга Л.А.Никитиной разрушает этот стереотип. Она — словно отчаянная попытка прорваться к живым людям и показать, что все мы — и «знаменитые», и «простые» — равны и интересны друг другу только «выделыванием себя в человека» (Достоевский). Именно этим, по мнению автора, мы и можем быть близки и нужны нашим детям.
Далее »
Минусы никитинской системы воспитания
Следуя всем вышеуказанным правилам, ребенок вырастет самостоятельным, хорошо физически развитым. Полученные знания до 3 лет помогут в дальнейшем легче усвоить точные науки. Несмотря на все эти преимущества, никитинская система воспитания все же имеет минусы:
- ребенок развивается однобоко. Нужно к процессу воспитания подключать и других специалистов;
- малыш плохо развивается в эмоциональном плане, так как уже с малого возраста от него требуется самостоятельность, сосредоточенность. А это большая нагрузка на ребенка;
- такая система развития не предполагает использование игровых моментов в воспитании, а значит, ребенок попросту не будет уметь играть.
Удивительный эксперимент
Методика воспитания Никитиных, нашумевшая во второй половине прошлого века, базировалась на принципах свободного воспитания: вокруг детей было создано особое развивающее пространство и предоставлена практически полная свобода действий. Старшие учили младших тому, что умели сами. Роль родителей заключалась в том, чтобы слегка направлять обучение и развитие детей, вмешиваясь лишь в случае крайней необходимости.
Многое здесь перекликается и с педагогикой сотрудничества А.С. Макаренко, чьими идеями всерьёз увлекался Борис Никитин, — например, стёртые границы между воспитанием и обучением.
Сами педагоги определили три основополагающих детали своего воспитания:
создание окружающей среды, способствующей всестороннему развитию;
максимальная свобода детей в творчестве и обучении;
родительское внимание, которого зачастую так не хватает детворе.
Интересно, что сами супруги Никитины всегда отрицали своё стремление создать какую-либо систему. «Мы просто растили здоровых, самостоятельных детей, которые, повзрослев, стали порядочными людьми», — утверждает Лена Алексеевна, мама семерых ребят, воспитанных «по-никитински».
Между тем, методы и приёмы, применявшиеся супругами, вызывали у их современников удивление, а часто и неприятие. Уж очень отличались они от привычных представлений о правильном воспитании и уходе за детьми тех времён, когда методика была впервые применена. Одна соседка позднее даже призналась, что собиралась как-то вызвать милицию, увидев босых малышей во дворе, бегающих по снегу в одних трусиках. Даже родственники долгое время осуждали подобное новаторство молодых родителей.
Физическое воспитание
Здоровью в семье уделялось колоссальное внимание. Борис Павлович, отец ребятишек, оснастил комнаты в доме множеством спортивных снарядов, превратив их в миниатюрные тренажёрные залы
Детвора охотно перемежёвывала чтение и рисование с подтягиванием на кольцах и переворотами на турнике: уравнение с одной неизвестной и вис вниз головой на перекладине — превосходное сочетание умственной и физической нагрузки, способствующее быстрому усвоению новой информации!
Понятия закаливания в семье просто не существовало — в любое время года на детях был надет минимум одежды, а температура, поддерживаемая в доме — от 16 до 18 градусов. Это не считалось закаливанием, это был образ жизни. Хождение босиком в доме было обязательным; на улице, в том числе и зимой — приветствовалось.
Младенцы укладывались спать на террасе в любое время года, и болели в разы реже своих сверстников из «обычных» семей с традиционными взглядами на воспитание.
«Никитинский» метод воспитания неоднократно подвергался жесткой критике как противоречащий медицинским нормам. Однако регулярные медицинские обследования детей свидетельствовали, что те совершенно здоровы. Но и это не стало помехой для многочисленных увольнений Бориса Павловича — советская медицина и педагогика выражали свой протест против новаторства доступными им методами.
Лишь несколько учёных выступили в защиту семьи, среди них — Н.А. Амосов и И.А. Аршавский.
Интеллектуальное развитие
Обратив внимание на то, как стремительно развиваются малыши в физическом плане, регулярно используя спортивные снаряды, родители озадачились созданием среды, способствующей интеллектуальному развитию. Стены в комнатах были оклеены географическими картами, дети имели постоянный доступ к материалам для творчества и школьным доскам, также размещённым на стенах. Многому дети учились друг у друга
Например, старший сын Алёша сам выучил братишку Антона чтению, а малыши перенимали у братьев творческие навыки и повторяли за ними трюки на спортивных снарядах.
Самостоятельность
Система Никитиных предусматривает воспитание самостоятельности с раннего детства. Разумеется, чтобы научиться чему-либо, ребёнку необходимо попробовать себя в этом новом для него деле. Чрезмерная родительская опека и бесконечные запреты здесь только вредят.
Дети Никитиных имели свободный доступ к мастерской, специально созданной для них отцом. Там ребята сами мастерили себе игрушки, используя далеко не «детские» инструменты — пилу, рубанок, молоток и гвозди.
Лена Алексеевна рассказывает, как они с супругом позволяли старшему сыну Алёше брать в руки нож и другие опасные предметы, обучая его пользоваться ими. Физическая работа, по их словам, способствует не только физическому развитию, но и учит принимать решения, развивает интеллектуально, обогащает жизненный опыт: если ребёнок поранится, это научит его впредь быть осторожнее.
Методика Никитина для детей 1-3 лет
С какой игры начать? Прежде всего, родителям нужно поиграть самим, а потом подобрать кубики соответственно возможностям своего малыша.
Например, для детей от года до трех лучше начать с игры «Сложи узор». Задания давайте самые простые:
- найти грань определенного цвета;
- открыть коробку с кубиками;
- достать фигурки или сложить обратно.
Для маленького это большая творческая задача. Интерес появляется у детей волнами. Сначала он играет каждый день, потом реже и вскоре вовсе забывает. Когда игра надоест или ребенок освоит все узоры, можно вводить следующую схему, например «Обезьянка». Она поможет развить качество копирования.
Раннее знакомство и работа дошкольников с разнообразными материалами, инструментами, являются импульсами развития всяких способностей. Ведь недаром пословица гласит: «Что посеешь, то пожнешь».
Система Никитиных для детей на видео:
Несколько слов о Никитиных
Семья Бориса Павловича и Лены Алексеевны Никитиных привлекла к себе внимание общественности более полувека тому назад. В 1962 году в прессе появилась первая публикация о семье педагогов-новаторов из поселка Болшево (Подмосковье), дети которых бегают по снегу босиком и демонстрируют невероятные физические и интеллектуальные способности (к 3-4 годам все дети Никитиных уже осваивали азы математики и чтения).. Позднее методикой воспитания советских педагогов заинтересовались не только отечественные специалисты, но и их коллеги из Германии (ФРГ), Японии и других стран
Нестандартный образ жизни многодетной семьи (у Никитиных было 7 детей) обычных советских педагогов, а также их книги и удивительная стойкость в отстаивании своих методов воспитания вызывали неоднозначную реакцию – «официальная» медицина и педагогика относилась к методике Никитиных крайне негативно, а вот прогрессивно настроенные молодые родители активно перенимали практический опыт педагогов-новаторов.
Позднее методикой воспитания советских педагогов заинтересовались не только отечественные специалисты, но и их коллеги из Германии (ФРГ), Японии и других стран. Нестандартный образ жизни многодетной семьи (у Никитиных было 7 детей) обычных советских педагогов, а также их книги и удивительная стойкость в отстаивании своих методов воспитания вызывали неоднозначную реакцию – «официальная» медицина и педагогика относилась к методике Никитиных крайне негативно, а вот прогрессивно настроенные молодые родители активно перенимали практический опыт педагогов-новаторов.
Противостояние, возникшее между традиционной педагогикой и методикой Никитиных, повлекшее за собой ряд исследований, привело к небывалой популярности новаторского метода Никитиных в частности, и раннего развития детей в целом. К началу 80-х годов о семье Никитиных знала вся страна, а их методы воспитания стали основой российской родительской педагогики, которая применяется и по сей день.
Метод Никитиных в развитии дошкольников
Никитины были против детских садов и школ и рекомендовали свести пребывание детей в учебных учреждениях до минимума. Они считали, что строгие рамки, режим и программа не дают естественной свободы и угнетают творческие и интеллектуальные способности, и старались дать больший объём информации в наиболее сжатые сроки именно дома.
Основные принципы развития детей дошкольного возраста включают в себя:
- труд — обязательный вид деятельности для ребёнка;
- физические упражнения и закаливание, предполагающие ежедневное выполнение гимнастики, занятия в спортивном уголке, обливания холодной водой;
- интеллектуальное развитие, которое происходит только в игровой форме.
Развивающие игры по методике Никитина
Методика Никитиных предполагает раннее знакомство детей с буквами, основами математики, информацией об окружающем мире. Именно для этой цели автором системы были придуманы многочисленные логические игры и головоломки. Малышей учили по географическим картам и другим пособиям. Все это направлено на развитие разных навыков.
- Интеллектуальные игры помогают ребёнку развивать логику, математические способности и мышление.
- Творческие игры: здесь не нужны специальные материалы и пособия, занятия расширяют фантазию крохи и его творческие способности. Можно, например, угадывать слова или искать выход из сложной ситуации.
- Обыгрывающие игры знакомят малыша с окружающими предметами быта (часы, телевизор, телефон и т. д.), объясняют механизм их действия.
В процессе игры необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- сначала выполняются лёгкие задачи, а как только дети справятся с ними, задания усложняются, что даёт возможность использовать одни и те же игры в разном возрасте;
- ребёнку необходимо самостоятельно понять, как выполнить задание, он может пользоваться инструкциями, картинками, образцами, но найти решение должен сам, без помощи взрослых;
- в играх практически нет правил, малыш может составить сам новый узор, пирамиду или другую фигуру.
Чего добились и кем стали дети Бориса и Лены
Алексей, 58 лет, проживает в Лондоне, инженер-консультант по разработке электроники.
По образованию учитель физики и астрономии. Алексей отмечает, что на выбор профессии сильно повлияло наличие мастерской в доме.
Старший ребенок в семье Никитиных с ранних лет был самостоятельным, что всегда поощрялось родителями. Он отмечает, что очень благодарен за воспитание, которое дали ему родители. Благодаря этому имеет хорошее физическое здоровье и психологическую устойчивость.
У Алексея двое взрослых детей, также получивших высшее образование, и работающих в крупных лондонских компаниях. Главное, что перешло в его семью от родителей – взаимоуважение и дружелюбная атмосфера.
Антон, 57 лет, проживает в Подмосковье, зам. начальника производственного отделения.
В 1982 году окончил Химический факультет МГУ. После Антона позвали в аспирантуру, но работа над диссертацией у него не задалась, и он пошел работать на химический завод.
Антон считает, что ненавязчивость родительского воспитания позволила ему стать успешным химиком. Они поддержали его заинтересованность таблицей Менделеева, и к четырем годам Антон уже знал ее наизусть.
У него двое детей, при воспитании которых он часто обращался к опыту своих родителей, хотя кое-что все же пришлось пропустить, например, «перескакивание» нескольких классов в школе.
С отличием окончила Московское педагогическое училище по направлению «Организация делопроизводства» и поступила на юрфак МГУ.
Общая атмосфера в доме и родительская «методика раннего развития«, по мнению самой Ольги, способствовали ее успехам в учебе, и в дальнейшей работе по специальности. Сюда относится умение быстро читать, хорошая память, превосходное восприятие действительности, а также стремление доводить начатое до конца.
Ольга тоже отмечает свое хорошее здоровье и умение ценить близких людей, чем она и обязана своим родителям.
При воспитании своих двух дочерей Ольга переняла многое из опыта Бориса и Лены. В частности, это здоровый образ жизни, чтение до школы и развивающие занятия
Ну и, конечно же, большое внимание она уделяла совместной работе по дому и поездкам за город.
Анна, 53 года, проживает в г. Королев, логистик в международной транспортной компании.
Обучалась в Московском медицинском училище № 3 по специальности «детская медсестра». Окончила его с красным дипломом. Работала в нескольких больницах и в школьном медицинском кабинете.
«Раннее развитие», по мнению Анны, положительно отразилось на ее жизни. Она гордится своими многочисленными навыками и умениями: вязание, шитье, плетение бисером, стрижка волос, выпечка, игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов и песен.
Анна – мать четверых детей. В свою семью она попыталась привнести все лучшее из опыта своих родителей: раннее самообслуживание и забота о других, совместные игры и походы, движение и спортивные игры, хождение босиком, участие детей в домашних делах, раннее обучение чтению и письму.
Окончила Журналистский факультет Московского института культуры. Профессия журналиста была своеобразной детской мечтой – Юлия с детства любила писать и общаться с людьми.
Домашний багаж знаний позволил ей без труда обучаться в школе. Юлия не жалуется на здоровье и имеет хорошее физическое развитие. До института она без дополнительных тренировок принимала участие в соревнованиях по легкой атлетике.
У Юлии две дочери. Из опыта родителей переняла раннее прикладывание к груди, любовь к физкультуре (в доме имеются спортивные снаряды), закаливание, ходьбу босиком, раннее чтение и пр.
Обучался в Калининградском механическом техникуме (окончил с красным дипломом) и получил образование в сфере радио- и телевещания.
В детстве Иван много времени проводил в мастерской, интересовался техникой. Считает, что именно благодаря «раннему развитию» он обладает техническим творчеством.
У Ивана пятеро детей.
Любовь, 46 лет, проживает в г. Королев, домохозяйка.
Обучалась в Московском библиотечном техникуме, после чего несколько лет проработала в разных библиотеках. Вышла замуж и с тех пор занимается сугубо семьей.
Самое главное, что дали ей родители – крепкое здоровье и умение относиться к детям и всем домашним делам не как к каторге, а просто как к жизни, во всем ее многообразии.
Любовь – мать десятерых детей. Дома и во дворе у нее все ходят босиком, дети много двигаются, рано начали читать и все делают вместе.
Внуки Никитиных
Как воспитывали детей в семье Никитиных
Борис и Елена считали, что ребенок в состоянии развиваться самостоятельно, а задача родителей – создать для этого благоприятные условия. Мама и папа ни в коем случае не должны заставлять что-то делать, только направлять, помогать, поддерживать. При этом нужно чувствовать тонкую грань, когда помощь превращается в чрезмерную опеку.
Способности ребенка нужно развивать с раннего возраста. Чем раньше начать, тем выше шанс, что таланты малыша впоследствии не угаснут.
Никитины называли основные моменты в воспитании, которые помогут вырастить счастливых, здоровых и талантливых детей.
- Здоровье. С ранних лет родители должны заботиться о физическом здоровье крохи. Но это не означает, что ребенка нужно кутать в теплые одежки, постоянно водить по врачам, давать кучу таблеток и синтетических витаминов. Наоборот, Никитины пропагандировали раннее закаливание, развитие физической выносливости, простую, домашнюю пищу. Елена и Борис придумали и соорудили домашний комплекс, на котором дети регулярно занимались спортом с ранних лет.
- Эмоциональное и психическое развитие. Елена кормила детей грудью, причем не по часам, как это было популярно в Советском Союзе, а по требованию младенца. Мама считала важным прикладывание новорожденного к груди в первые моменты после родов. Никитины говорили о том, как важен постоянный контакт малыша с мамой и папой. Они практиковали совместный сон, не запрещали крошкам самостоятельно познавать окружающий мир: трогать, щупать, пробовать на вкус. Елена и Борис выступали за совместные интересные занятия родителей и детей, которые должны быть направлены на взаимопомощь и поддержку.
- Развитие интеллекта. Никитины уделяли интеллектуальному развитию детей большое значение. Придуманные ими логические игры, головоломки, изучение букв и цифр, тактильные игрушки – все это помогало в игровой форме развивать мелкую моторику, учиться чтению и счету, развивать интеллект и мышление. При этом родители не заставляли детей заниматься, а ждали, пока малыши сами проявят интерес или предлагали другую игру, исходя из увлечений детей.
- Творчество. В семье поддерживали любые творческие начинания, приветствовались нестандартные идеи и креатив в любом виде.
Биография Никитиных:
- Борис Павлович (1916 – 1999).
- Лена Алексеевна (1930 – 2014).
В 1916 г. в станице Суворовская (Ставропольский край) в семье военного фельдшера и потомственного кубанского казака родился Борис Никитин. В детстве и юности он сам развил в себе незаурядные технические способности, а также увлекался спортом.
В 1934 г. с отличием окончил школу и три года проучился в индустриальном институте.
В 1937 г. поступил в Военно-воздушную академию Жуковского.
В 1939 г. женился. В 1941 г. у него родилась дочь, а в 1943 г. и 1946 г. — сыновья.
В 1941 г. попал в досрочный выпуск, получил специальность «инженер-механик по вооружению».
С 1941 г. по 1946 г. служил под Саратовом в запасном авиаполку инструктором, а потом продолжил службу в подмосковном Ногинске.
В 1949 г. демобилизовался и с семьей переехал в Москву к свекрови, начал научную и педагогическую деятельность в НИО по трудрезервам, впервые высказал открыто свое несогласие с официальными методами воспитания молодежи. Был уволен, перешел в НИИ теории и истории педагогики.
В 1954 г. развелся. Никитин меняет много мест работы, пробуя себя на педагогическом поприще. Еще с 1949 г. серьезно занялся изучением педагогики Макаренко и задумал создание школы-коммуны для нормальных детей. Все годы вынашивает эту идею, ищет единомышленников, пытается добиться официального разрешения. Его идею не поддержали, школу не разрешили, на новатора посыпались репрессии.
В 1958 г. встречается на педсовещании с Леной Литвиновой. Они начинают долгую совместную жизнь.
Лена Литвинова родилась в 1930 г. в подмосковном пос. Болшево (ныне г. Королев) в семье учительницы и военного инженера. Окончила с отличием школу (1948 г.) и московский библиотечный техникум (1950 г.), а в 1954 г. — филфак московского пединститута.
После института 2 года отработала учителем словесности на Алтае (с. Воеводское). Тут начала отрабатывать свои методики преподавания языка.
В 1956 г. вернулась в Москву и учительствовала в ж/д школе №40.
После замужества с 1960 по 1980 гг. работала завбиблиотекой в Болшево. С 1960 г. до 1998 г. Лена продолжала свои исследования и педпрактику в детсадах, школах и своей семье.
В 1959 г. родила первенца. Затем каждые два года в семье появлялся ребенок. К 1971 г. Никитины уже воспитывали 7 детей, параллельно вживую разрабатывая свою систему и применяя ее к своей семье. С этого же года Никитин поступил в НИИ психологии. Здесь он начал разработку темы «Развитие технических творческих способностей».
Он накапливает материал о быстром раннем развитии ребенка, нащупывает идею необратимого угасания способностей, выдвигает рекомендации «Детство без болезней». Материала уже достаточно, чтобы начать его обнародовать. В 1962 г. в прессе появилась первая публикация про странную многодетную семью со своей воспитательной системой. Опыт был положительный. 1965 г. — вышел первый фильм «Правы ли мы?» об опыте и возможностях РРР (раннего развивающего развития) в семье Никитиных.
В 1965 г. Никитина увольняют из института из-за нестандартных подходов к воспитанию. Он начинает учительствовать в школе, параллельно сделав семью исследовательской лабораторией по новаторскому воспитанию детей. В 70-е гг. газеты стали массово печатать статьи о Никитине. В 80-е гг. Борис Павлович был в группе педагогов-новаторов и публиковался в «Учительской газете», был одним из разработчиков педагогики сотрудничества. Его семья стала очень известной.
Хотя государство его семью не поддерживало, народная популярность была огромна: в Болшево самостоятельно приезжали учителя и родители. В 90-х гг. Никитины активно популяризируют свою педагогику. В 1992 г. на базе школы г. Королева был открыт Авторский педагогический центр Никитиных (АПЦН). Это была творческая лаборатория для молодых педагогов. Никитины, в силу возраста, написали только концепцию непрерывного образования для нее. К 1997 г. работа центра угасла.
В 1999 г. Борис Павлович умер в Москве после скоротечной болезни, а в 2014 г. умерла Лена Никитина в г. Королев.
Кто такие Никитины
Б.П. и Л.А. Никитины и их семеро детей — советская многодетная семья. На основе личного семейного опыта, который включает в себя 40 лет изучения и внедрения новых методов педагогики, апробированных на своих семерых детях, Никитины, учителя по образованию, разработали творческую педагогику, которая выдержала проверку временем.Сегодня является одной из признанных методик раннего и гармоничного развития личности.
Новаторская методика Никитиных способствовала такому бурному ажиотажу вокруг семьи во времена строительства коммунизма, который можно сравнить, пожалуй, с современным телевизионным шоу «Дом -2», когда живые люди находятся под таким пристальным вниманием и оценками окружающих, что жить в покое просто невозможно. Однако Никитины были очень упорны и последовательны.
В заключение
В большинстве своем игры Никитиных направлены на развитие логического и образного мышления, поэтому, несмотря на их педагогическую ценность, они не могут использоваться как единственное педагогическое пособие для развития ребенка. Идеально, если ими будут дополнены другие методики, решающие проблемы всестороннего развития маленькой личности.
Подробнее о Методике Никитиных можно прочитать в книгах:
«Ступеньки творчества или развивающие игры» Б.П.Никитин
«Мы и наши дети» Б.П и Л.А.Никитины.
«Резервы здоровья наших детей» Никитин Б.П., Никитина Л.А.
«Интеллектуальные игры» Б.П.Никитин
«Исповедь». Никитина Л.А.
«Детство без болезней». Никитин Б.П.
«Отчий дом». Никитина Л.А.
«Я учусь быть мамой». Никитина Л.А.
«Мама или детский сад». Никитина Л.А.
«Новый взгляд на игры Никитина». Е. Данилова.
По материалам сайтов
www.babyshop.com.ua
www.rustoys.ru
www.babylib.by.ru
malishi.ru
babyroom.narod.ru
www.2mm.ru
nansysan.narod.ru
книга Б.П.Никитина «Интелектуальные игры»
<<< К списку методик