Секта для самых маленьких: почему вальдорфские школы и детские сады опасны

Позиция преподавателя в вальдорфской школе

Конечно, вальдорфская педагогика требует особого отношения к ученикам. Главный принцип этого метода — невмешательство. Преподаватель не руководит детским коллективом, а мягко и ненавязчиво координирует его деятельность. Ребёнок самостоятельно организовывает своё время — педагог может только посоветовать, подсказать, помочь выбрать правильное направление.

Именно самовоспитание и самосовершенствование детей лежит в основе педагогики, предложенной Штайнером — любая инициатива ребенка мгновенно поощряется преподавателем. Такой подход стимулирует самостоятельность.

А вот запреты в школе не практикуются, они допустимы только в том случае, если действия ребенка могут принести вред ученикам или спровоцировать порчу имущества.
По мнению Штайнера, преподаватель, который практически никогда не пользуется запретами, вызывает гораздо большее уважение у детей, поэтому учитель должен стараться в разумных пределах расширить диапазон дозволенных действий. А, если запрет всё-таки необходимо, следует мягко и тактично проинформировать об этом ребенка — ругать и наказывать учеников нельзя.

К доске

Несмотря на то, что популярность вальдорфской методики воспитания в России набирает обороты, и количество вальдорфских детских садов неуклонно растет, вальдорфских школ у нас пока немного. Это и неудивительно: вальдорфская педагогика разительно отличается от традиционной. В качестве основных отличий можно отметить отрицание оценок не только в начальной, но и в средней — вплоть до 8 класса — школе (в конце года родители ученика получают табель-резюме, повествующее о его достижениях), и отсутствие учебников как таковых (на уроках дети работают в специальных тетрадях, которые и являются обучающими книгами). Обучение рассчитано на 12-13 лет (никаких «перепрыгиваний» через класс!), при этом в школу ребята идут только по достижении 7-летнего возраста.

Имейте в виду, что если ваш ребенок пойдет в вальдорфскую школу, а затем вдруг по каким-то причинам вы решите покинуть ее, в обычном общеобразовательном учреждении он сможет присоединиться только к ребятам, обучающимся двумя классами «ниже» (т.е. вместо 7-го класса его примут в 5-й). Из чего ясно следует, что обязательная образовательная программа вальдорфской школы все же отстает от общепринятой у нас в стране. И, как это логично вытекает из принципов вальдорфской педагогики, предметы, являющиеся второстепенными для обычной школы (музыка, рисование, природоведение и т.п.), в вальдорфском образовательном учреждении становятся основными на первые восемь лет обучения

Впрочем, есть у вальдорфских школ и плюс, который несомненно оценят современные родители — пристальное внимание здесь уделяется изучению иностранных языков. С первого же класса дети изучают их два, причем погружение в языковую среду происходит максимально органично — через народный фольклор (народные песни, потешки, стихи и т.п.)

Не зря вальдорфскую школу часто называют «школой жизни»: можете быть уверены, здесь ребенок быстрее, чем где бы то ни было научится печь пирожки, садить цветы и вязать на спицах. Главный принцип обучения — накапливание жизненного опыта путем переживаний, а не пустая зубрежка теорий. Отсутствие уверенности в том, что вальдорфская школа не дает ребенку реальных знаний для продолжения образования, например, в институте или университете, вынуждает многих родителей скептически относиться к этой педагогике. Но то, что дети в вальдорфской школе учатся без страха и сомнений (отметок-то нет — чего бояться?), с удовольствием и радостным удивлением, безусловно, заставляет симпатизировать. И если вы психологически готовы к тому, что ваш ребенок начнет изучать геометрию в первом классе посредством вождения хороводов и подвижных игр, можно попробовать познакомиться с вальдорфской системой обучения поближе.

Список вальдорфских школ и вальдорфских детских садов, которые работают в России, вы можете .

Больше полезных материалов о детском воспитании — в нашем канале на .

История

Комментарии:

Вальдорфская педагогика: история возникновения

Вальдорфская педагогика возникла в начале ХХ века на юге Германии, в столице земли Вюртемберга – Штутгарте. Недовольный состоянием государственных школ персонал сигаретной фабрики “Вальдорф Астория”, наблюдая за своими детьми, часто жаловался на ситуацию в сфере среднего образования в Германии, на рутину в школах, безинициативность и отсутствие творческого подхода среди учителей, что, отнюдь, не способствовало развитию детей, их личностному и познавательному становлению. Эти жалобы доходили до владельца фабрики Эмиля Мольта, человека прогрессивно настроенного, ищущего выходы из социальных тупиков своего времени.

Эмиль Мольт (1876-1936) Фабрикa “Вальдорф-Астория”

В ответ на социальный “запрос”, не ограниченный, судя по всему, рамками одной только фабрики, а латентно присутствующий в немецком обществе того времени, в сознании Э.Мольта зародилась идея создания новой школы на базе новой педагогики, более гуманной и соответствующей возрастным интересам и потребностям ребенка, отвечающей его глубинным запросам. Близко стоящий к антропософским кругам Э.Мольт обратился с вопросом к Рудольфу Штайнеру, о возможности создания подобной педагогики.

Обращение Э.Мольта с таким вопросом именно к Рудольфу Штайнеру было не случайным. К тому времени Штайнер уже публично высказывал ряд новых прогрессивных идей, касающихся педагогики, и обладал определенным опытом частного преподавания и репетиторства.

Здесь следует особо упомянуть педагогическую деятельность молодого Штайнера в семъе венского коммерсанта Ладислава Шпехта, в которой на его попечении были четверо детей. Своим наибольшим педагогическим успехом сам Штайнер считал работу, проведенную по составленной им специальной программе, с младшим сыном Шпехтов, который страдал легкой гидроцефалией, головными болями и нарушением поведения. Известный венский врач – невропатолог Йозеф Бройер, учитель и коллега Зигмунда Фрейда, высказывал сомнения в возможностях мальчика нормально развиваться. Однако, Штайнеру удалось чисто педагогическими методами  оздоровить и подтянуть мальчика, который в течении 2 лет нагнал одноклассников, а в дальнейшем поступил в университет и стал врачом (для более подробного ознакомления см. сюда – незаконченная автобиография Р. Штайнера “Мой жизненный путь” ).

Р.Штайнер с готовностью откликнулся на поставленный вопрос и первый цикл лекций, посвященный вальдорфской педагогике, был прочитан в Штуттгарте в сентябре 1919 года. К тому времени уже было получено разрешение вюртембергского министра культуры и образования на основание новой школы (13.05.1919). В том же году (07.10.1919) на холме Уланда (Ulandshöhe) в Штуттгарте на средства выделенные Э.Мольтом была начата застройка первой вальдорфской школы. После завершения строительства в школе сразу открылись 8 классов с 256 учениками, из которых 191 были детьми сотрудников и рабочих фабрики.

Первая вальдорфская школа, Штутгарт 1927 год

Столь тесная связь школы с фабрикой “Вальдорф-Астория” длилась лишь год. В дальнейшем штуттгартская фабрика закрылась, а школа продолжила свое развитие. Дети стали приходить в вальдорфские школы из разных слоев общества.

Достаточно упомянуть, что во всем мире среди выпускников вальдорфских школ было немало людей, получивших впоследствии известность. Среди них писатель Михаил Энде (автор “Момо”, успешно экранизированной “Бесконечной истории” и др.), Карл Отто Пёль (президент федерального банка Германии с 1980 по 1991 годы), Йенс Столтенберг (бывший премьер-министр Норвегии, далее лидер лейбористской партии), Кен Шено (глава «American Express», в 2002 году признан вторым самым влиятельным управленцем в США), доктор Олаф Фельдман (член федерального парламента Германии), Кристен Нигаард (ученый, профессор информатики, один из “отцов-основателей” системы MS-DOS, Норвегия) многие из семьи Порше (среди них один из настоящих руководителей автоконцерна, Вольфганг Порше) и многие другие. В вальдорфские школы отдавали и отдают своих детей т.ж. многие известные люди.

Почти за 100 лет вальдорфские школы (далее ВШ) претерпели значительное развитие. Лишь однажды, в короткий период фашистской диктатуры, вальдорфские школы Германии были закрыты. На сегодняшний день вальдорфская педагогика является крупнейшим альтернативным педагогическим движением в мире. На момент написания этой справки (август 2010) количество ВШ в мире составило 1015. Необходимо отметить , что недостаток подготовленных преподователей является сушественным препятствием в еще большем распространении ВШ в мире.

Зарождение педагогики Рудольфа Штайнера в России

В начале переломных 1990 — х годов по России прокатилась, так называемая, «вальдорфская волна». Обусловлена она была поиском и освоением зарубежных педагогических систем на фоне рухнувших границ и реформирования отечественной образовательной системы.

В Москве все началось в 1989 году, когда вдохновленные идеями вальдорфской педагогики С. Усачева и М. Скрябина основали общественно – педагогический клуб «Аристотель». В его составе были детсадовская группа, кукольный театр, несколько кружков (лепка, живопись и др.), субботний лекторий. Торжественное открытие состоялось 13 апреля 1989 года и эту дату принято считать началом вальдорфской педагогики в России. Клуб «Аристотель» пришлось юридически регистрировать и согласовывать в различных инстанциях от РОНО до партийных комитетов.

Важную роль в распространении нового педагогического опыта играл лекторий при клубе. Отсюда и началось масштабное распространение педагогических идей Р. Штайнера по России. В лектории выступали зарубежные вальдорфские учителя, рассказывая о передовом западном опыте и давая практические уроки. Занятия на базе лектория постепенно переросли в Московский вальдорфский учительский семинар по подготовке квалифицированных, «сертифицированных» учителей, зарегистрированный в рамках Российского открытого университета. Участники курсов и семинаров распространяли полученный опыт в разных городах России. Миллионными тиражами заказывались статьи о вальдорфской педагогике. Центральное телевидение выпускало тематические передачи.

Учителей, родителей, студентов педагогических ВУЗов вдохновляли штайнеровские идеи свободы и художественности обучения и воспитания, свободы педагогического творчества, ориентация на потребности ребенка, а не образовательной системы. Здесь находились ответы на давно мучившие вопросы о том, каким должно быть образовательное учреждение, чтобы его полюбили дети, чтобы считали вторым домом, а родители участвовали и помогали поддерживать живую творческую атмосферу.

В начале 1990 -х годов часть отечественных заслуженных педагогов подвергла критике распространение вальдорфской педагогической системы. Сомнения вызывали следующие положения:

  • Второстепенная роль твердых базовых знаний;
  • Несоответствие государственным стандартам образования;
  • Один преподаватель на 8 лет обучения по всем предметам;
  • Отсутствие классно – урочной системы;
  • Отсутствие прочных научных связей с философско – педагогическими разработками мировой и российской культуры и другие.

1 сентября 1992 года в Москве в Стремянном переулке совместными усилиями энтузиастов, родителей, учителей, чиновников московского образования и немецких последователей открылась первая вальдорфская школа в России и приняла 120 учеников. Сразу же перед педагогами встали серьезные практические вопросы:

  • Как и когда классному учителю давать тематические «эпохи» и предметы?
  • Как оценивать уровень развития мышления детей?
  • Стоит или нет адаптировать классическую модель вальдорфской школы под отечественные условия?

Дискуссии вышли далеко за рамки образовательного учреждения и подвергли серьезным испытаниям российскую вальдорфскую школу. В прессе началась резкая полемика о сути программы. В проблемах и спорах выразились ее отличительные черты:

  1. Школа для всех: для детей самых разных социальных слоев, разных потребностей, национальностей и вероисповедания.
  2. Наука и искусство едины. В вальдорфской школе изучают живопись, драматическое искусство, лепку, музыку и т.п., а базовые предметы преподаются в художественно – образной форме.
  3. Образование – это детское индивидуальное творчество. Цель – развивать в каждом ребенке его неповторимые индивидуальные способности.
  4. Земля и природа – единый живой организм. Приобщение детей к проблемам экологии.
  5. Человечество – единый живой организм. Дети изучают эпохи и пласты человеческого развития, культуры, тем самым переживая общечеловеческое сознание в разные исторические периоды.

Эти принципы были сохранены даже при переходе в 1996 году Московской вальдорфской школы в государственный сектор образования.

Немного истории

История Вальдорфской педагогики берет свое начало в 20 веке, в Германии. Её основоположником стал австрийский философ Рудольф Штайнер. Этого ученого-основателя интересовала не только научная, но и духовная сфера. Благодаря такому симбиозу родилось новое философское течение – антропософия («знание о настоящей природе человека»). Суть, заключенная в Вальдорфской педагогике, — «триединство человека»:

  • Дух (когнитивные и мыслительные компетенции);
  • Душа (творческие умения, эмоциональная область);
  • Тело (практические способности).

Первое учебное учреждение, работающее по принципам Вальдорфской педагогики, было открыто в 1919 году по запросу владельца табачной мануфактуры «Вальдорф-Астория» Э. Мольта. Именно поэтому Вальдорфская методика развития детей носит такое название.

К 1928 г. Вальдорфские школы открылись в разных городах Германии, а следом в Норвегии, Голландии, Венгрии, Австрии, США и др.

Изначально открывались именно школы, обучающие детей с 7 лет (1 класса). Вальдорфская система воспитания отличалась от немецких школ того времени:

  • девочки учились вместе с мальчиками,
  • не проводился вступительный экзамен,
  • не учитывалось социальное положение ученика,
  • школа не зависела от сторонних организаций.

На данный момент открыто более 1000 школ в 64 странах мира, все они созданы по строгому образцу.

После успеха школ нового типа были открыты и детские сады, работающие по Вальдорфской системе обучения. Сейчас их количество приближается к 2 тысячам по всему свету.

Что же такое система Вальдорф?

В основе педагогической системы лежит целая философия, которую следует изучать спецаиально – что, кстати, и обязан сделать каждый, кто решит стать воспитателем в вальдорфском садике или учителем в школе

Сады и школы системы Вальдорф постоянно подчеркивают, что у них уделяется особое внимание образованию и личности воспитателя и учителя. Воспитатель – самая главная для ребенка личность, авторитет

От его поведения зависит вся атмосфера в садике или в классе.
Сами же сады системы Вальдорф работают по следующим педагогическим принципам:
• создание атмосферы, благоприятствующей развитию ребенка;
• воспитание через подражание и пример;
• культивирование многообразных форм игровой деятельности;
• создание пространства, способствующего развитию свободной игры;
• организация здорового ритма жизни группы;
• занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, эвритмия)
Надо сказать, что для меня, как для матери, все это прозвучало чрезвычайно заманчиво, но поскольку у меня уже есть определенный опыт в нашей системе дошкольного образования, я решила не поддаваться, так сказать, волшебству красивых слов, а проверить, как же все эти принципы воплощаются в жизнь.
Вальдорфский садик разительно отличается от обычного израильского садика даже внешне. Совершенно иная эстетика, садик очень красив, все в нем сделано из натуральных материалов: дерева, ткани. Нет практически ярких цветов и пластмассы. В помещении с утра царит уютный полумрак, но затем комната освещается более ярко (это часть «ритма жизни»). В большинстве садиков нет (или очень мало) обычных игрушек, зато есть множество деревянной утвари, чурочек, перегородочек, одеял, платков – словом, все для того чтобы дети проявляли в играх фантазию. Есть куклы, но не пластмассовые, а из ткани, и без четких черт лица. Нет здесь и компьютера (хотя в старших классах школы «Хардуф» все дети изучают компьютеры), и магнитофона, и телевизора. Воспитатели сами поют детям и играют на музыкальных инструментах. В вальдорфском саду принят очень четкий режим дня («тихое» время сменяет более «активное») – чтение сказки чередуется с приготовлением завтрака, игра на улице с рукоделием. Сами «вальфдорцы» описывают эту систему с помощью понятий «вдох» и» выдох»: «Фаза «выдоха» — свободное творческое раскрытие сил ребенка в игре, — сменяется фазой «вдоха», когда дети занимаются с воспитателем или слушают сказку». Дети помогают готовить еду (обычно совершенно натуральную, основанную на крупах) и убирать. Они занимаются земледелием, сеят, жнут, выращивают овощи. Еще в садике приняты определенные ритуалы связанные с природой: благодарение силам природы, Солнцу, Матери-Земле. Для моего еврейского уха это прозвучало как чистейшей воды идолопоклонство, но в садике меня уверили, что «это не элементы язычества, а просто приближение, слияние с природой и ее элементами.» Я не нашла в саду и тех обычных для израильского садика моментов, которые призваны формировать ранее интеллектуальное развитие ребека: висящих на стене плакатов с буквами и цифрами, например. Зато дети там учатся рукоделию, там много внимания уделяется физическому развитию ребенка, его моторике. Даже гостям не позволено сидеть в садике «сложа руки» и смотреть на детей – это отвлекает малышей от игры. Взрослые, воспитатели и гости, постоянно заняты рукоделием, или каким-то другим спокойным делом, а дети стараются подражать взрослым, или играют между собой в разные ролевые игры.

Отличительные особенности вальдорфской школы

В соответствии с учебными программами, разработанными в России для учеников Вальдорфской системы образования, предполагается обязательная аттестация учащихся в 4, 9 и 11 классах. Кроме привычных дисциплин преподается ряд специализированных. Например, под музыкальное сопровождение происходит объединение танца или пантомимы, такой предмет называется эвритмией. К тому же дети с 9 лет занимаются ботмеровской гимнастикой (комплекс специальных упражнений, позволяющих привести организм и все его системы в гармонию, сформировать раскрепощенную, творческую и целеустремленную личность).

В основе образования – наблюдения за растениями и животными в биологии, эксперименты и опыты в физике и химии. С самого начала обучения преподаются в основном гуманитарные дисциплины. В программе обучения — два иностранных языка. В расписании занятий есть главный урок, на который отводится не менее 1,5 часов. На нем изучаются история, биология, география, литература. Остальные уроки длятся по 45 минут и следуют дальше по расписанию. Это иностранные языки, музыка и другие.

В школах не приветствуется использование современных гаджетов — это противоречит принципам школы, ее духу.

Задача педагогов – развивать таланты учеников и культивировать интерес к получению знаний, мотивировать к дальнейшему обучению. Ученики должны получать удовольствие от процесса, поэтому соревновательный момент отсутствует. Успеваемость учеников не оценивается, никто не остается на второй год и не получает медали и грамоты. Дети получают удовольствие от процесса обучения, общения с преподавателями и друг с другом. У учеников отсутствует учебная форма.

Для учителя в школе отведена особая роль. Так как учебники отсутствуют, именно учитель определяет, как будет подан материал, будут ли использоваться какие-то пособия или сборники, или достаточно будет устного изложения. Первые семь-восемь лет, большую часть уроков для учеников проводит классный руководитель, он становится наставником, владеет знаниями по всем основным предметам и преподает некоторые ремесла. Именно он после окончания составляет характеристику на учащегося.

Педагоги школы говорят, что при переходе ребенка из Вальдорфской школы в обычную общеобразовательную, могут возникнуть проблемы с адаптацией у учеников младших классов. Это связано с различной степенью интенсивности преподавания предметов. Однако все различия проходят к средним классам. Кроме того в школах преподают ремесла и краеведения. Дети составляют карты, изучают здания и улицы, учатся, например, печь хлеб. Старшеклассники проходят социально-ориентированные практики в больницах, домах престарелых, детских домах.

Таким образом, в Вальдорфских школах можно выделить несколько основных методов преподавания.

  • Метод «душевной экономии». Всему свое время. Развивать у ребенка необходимо те способности, которые он может освоить сейчас, без внутреннего сопротивления.
  • Феноменологический подход. Учащиеся запоминают информацию не через заучивание. А через познание, наблюдение, установление взаимосвязей.
  • Рациональное развитие памяти. Процесс изучения и запоминания происходит быстрее и качественнее, благодаря включению движения чувств ребенка. Педагог должен преодолеть безучастное отношение ребенка к материалу.
  • Ритмический распорядок дня. Необходим четко разработанный ритм и плавный переход в течение дня от умственной работы к физической деятельности.
  • Принцип «гармонизации душевной жизни». Учителя стараются добиться у ребенка равновесия мыслей и чувств. Гармония здорового тела, возможна только при душевной гармонии.

В школах часто проводятся костюмированные праздники, а перед началом каникул все классы готовятся к отчетному концерту. Школы коллегиально управляются учителями. Ответственно подходят к внутреннему стилю и оформлению школы. В интерьере присутствуют в основном натуральные материалы — дерево и камень, керамика. Цвета спокойные, умеренные.

Многие считают Вальдорфские школы единственными, которые не губят индивидуальность ребенка.

Королевский «Вальдорф» с креветками

Нам потребуется:

  • 2 средних по размеру яблока;
  • 1 лимон;
  • 350 грамм креветок;
  • 40 грамм пармезана;
  • 2 стебля сельдерея;
  • 140 грамм жирных сливок;
  • 1/4 чайной ложки молотого черного перца;
  • 50 грамм грецких орехов.

Натираем на терке цедру лимона. Отдельно выжимаем сок. Для приготовления соуса необходимо взбить сливки, добавляются цедра и лимонный сок. Все перемешиваем. Для того чтобы соус настоялся, убираем его в холодильник.

Размораживаем креветки, далее забрасываем в кипящую соленую воду. В воду можно бросить лавровый лист и перец для вкуса. Варим креветки около 4 минут. Далее необходимо дать остыть и следом сразу почистить. Морепродукты поливаем лимонным соком. Яблоки и сельдерей нарезаем небольшими дольками. Орехи следует нарубить на 4 части. Для добавления салату орехового аромата обжарим грецкие орешки пару минут на сухой сковороде.

Заправляем блюдо соусом и сверху орехами. Салат «Вальдорф» готов к подаче и употреблению. Приятного аппетита!

Основы организации вальдорфских учебных заведений

Одной из важнейших особенностей организации учебного процесса в вальдорфской школе и детском саду является интеграция изучаемых предметов, то есть сближение информации из различных уроков при помощи темы года, месяца, недели (так называемые эпохи). До 7-8 класса большинство предметов в школе ведет один и тот же учитель, что позволяет найти к каждому ученику индивидуальный подход в изучении конкретной темы. В каждом классе существует свой главный урок, информация из которого преподается в течение длительного времени (от 2 до 4 недель), параллельно сопровождаясь музыкальными, творческими занятиями на ту же тему. Это позволяет ученикам глубже проникнуть в суть изучаемых предметов, изучить тему с разных сторон, последовательно и вдумчиво.

Каждое занятие построено в определенном ритме, где сменяются фаза вдоха и выдоха. День начинается с «выдоха», то есть свободной игры. Игра является важнейшим видом деятельности для ребенка, поэтому в вальдорфском саду ей уделяется особое место, дети играют только в то, что им самим интересно. Воспитатель не вмешивается в ход игры, а старается лишь заинтересовывать ребенка и поддерживать этот интерес.

В процессе игры дети конструируют, играют в ролевые игры. Вальдорфцы предпочитают игрушки из натуральных материалов, минимально указывающие на свою основную функцию, что максимально развивает фантазию и воображение. Это могут быть шишки, орехи, желуди, камушки, морские раковины, отрезы ткани, деревянные брусочки, спилы, рукотворные деревянные или вязаные человечки, гномы, животные. Отрицаются современные пластиковые и компьютерные игрушки. Далее идет «вдох», это главный урок, музыкальное, творческое, ритмическое занятие или сказка

В вальдорфской школе большое внимание уделяется творческой и практической деятельности, это может быть садоводство, сельское хозяйство, вязание, бытовые обязанности. Таким образом, научные знания дополняются не только поэтической и художественной картиной мира, но и реальным жизненным опытом, который в современном мире уже довольно сложно получить

Вальдорфская система воспитания является безоценочнойдо 7 класса, ребенка не сравнивают с другими детьми, а оценивают лишь относительно его собственных предыдущих результатов. В вальдорфском детском саду разновозрастные группы, что побуждает малышей подражать старшим, а взрослых детей учит ухаживать за младшими. Огромная роль в вальдорфском образовании отдана родителям, они активно участвуют в жизни сада или школы, помогают готовить праздники, наводить порядок в группе, изготавливать игрушки.

Отношение обычных немцев к таким школам

В обычном садике, мать
шестилетней девочки: «Моя дочь ни за что не пойдет в эту
вальдорфскую школу. Вы что — это же секта! Я не хочу, чтобы
моя дочь отделялась от общества!»

Коллега-немец — моему мужу:
«Но ты понимаешь, что вальдорфская школа — это секта? Эти
люди не участвуют в жизни общества, они сами по себе… У
нас это все знают».

Комментарий нашего пастора:
«Это сомнительное заведение. Философия у них, мягко говоря,
странная. Они верят в перевоплощение. Кроме того, я часто
сталкивался с фактами, что учителя оказывают давление на
людей, запрет на телевизоры в семьях — я сам не в восторге
от телевидения, но запрета и давления быть не должно. Это свободный выбор».

Мы с дочерью несколько раз
посещали группу для малышей. Там было семеро детей, включая
моих (сына я брала с собой), пять мам и воспитательница.
Дети играли, а мы занимались поделками, потом организовывали
игры для детей и маленький кукольный театр. Так вот, у меня
создалось четкое ощущение, что дети ненавидят эти игры.
Только мои играли с охотой и с удовольствием смотрели
мини-спектакль. Всех остальных матери силой удерживали на
местах, то и дело поворачивали голову детей в сторону
представления. То же с играми — воспитательница надрывалась,
пытаясь хотя бы поставить детей (2-4 лет) в круг. Они все
время рвались «на волю». Самые маленькие то и дело орали
благим матом. Иногда без всякого повода. Моя дочь, которая
иногда мне кажется маленьким чертенком, по сравнению с этими
детьми выглядела самой воспитанной и умненькой (о сыне я не
говорю, он все же старше). Все присутствовавшие мамы —
антропософки. Между прочим, поговорить с ними — довольно
интересно. Люди духовные, хоть чем-то в жизни интересуются…

Наблюдая за этими малышами,
так и рвущимися подальше от воспитательного рвения своих
мам, я поняла, что эти дети инстинктивно еще пытаются как-то
сохранить свою индивидуальность. К школе они привыкнут к
скандированию хором и совместным действиям по команде. И
станут очень послушными и удобными…

Один из друзей сына — как
раз тот мальчик, мать которого уехала в Ирландию. Он живет
неподалеку от нас и иногда ходит к нам в гости. У детей в
этой семье (четверо детей отца и двое — мачехи) даже имена
очень оригинальные. Например, этого мальчика зовут Финбер, его сестру — Саломея.

Когда Финбер пришел к нам
впервые, я поразилась тому, что он совсем не играл. Он
деловито пересмотрел все игрушки сына. Потом мы пошли
гулять. На площадке Финбер сел на лавочку и не двигался.
«Давайте поиграем в прятки», — предложила я, как обычно.
Финбер посмотрел на меня со взрослой усмешкой, как на
круглую дуру, и вежливо покачал головой. У меня было полное
впечатление, что я предложила поиграть юноше лет
восемьнадцати, как минимум. Потом Финбер уединился с
Кристиком и о чем-то поговорил. Кристик подошел ко мне:
«Мама, дай денег, мы пойдем и купим конфет». У меня была
только двухмарочная монета. Я дала детям. Они ушли в
магазин, накупили конфет. Финбер отправился домой. На
следующий день позвонила его разгневанная мачеха: «Вы с ума
сошли? Зачем вы дали детям две марки? Им бы десять пфенигов
хватило! Я думала, Финбер украл их из моего кошелька, потому
что у меня пропало две марки». Мне было очень неловко. Я
просто не могу представить таких отношений с детьми, что
семилетний ребенок может УКРАСТЬ деньги из кошелька. И что
две марки — это так безумно много… конечно, можно купить
одну жвачку и на десять пфенигов, и если бы у меня оказалась
в кармане меньшая монета, я бы им дала. Но я не вижу трагедии и в двух марках.

Но больше всего меня
поразило серьезное, недетское выражение лица Финбера. То,
что он ни разу с Кристиком не играл по-настоящему (другие
дети, скажем ради справедливости, все же играют). Он даже не
очень интересовался игрушками (а ведь у него дома таких
нет). Его интересы — очень взрослые: куда-то пойти, поехать
на велосипеде, что-то купить… В последнее время, когда мы
разрешили сыну играть на компьютере, Финбер стоял сзади него
и жадно смотрел. Сам он боится прикасаться даже к
клавиатуре. Собственно, другом Кристика он так и не стал,
Кристик неоднократно говорил, что не любит Финбера, и сам ни
разу не согласился пойти к нему в гости.

Финбер лучше всех в классе
играет на флейте и рисует. Его отец — вальдорфский
преподаватель в этой же школе. В семье он по счету пятый ребенок.

Салат Вальдорф с фенхелем

Вот какие продукты вам понадобятся:

  • лайм – 1
  • майонез – 2 ст. л.
  • клубень фенхеля – 0,5
  • крупное зеленое яблоко – 1
  • очищенные грецкие орехи – 0,3 стакана
  • черешок сельдерея – 1
  • перец черный молотый

Возьмемся за приготовление:

  1. Фенхель нарезаем полукольцами, очищенное яблоко – соломкой, сельдерей – кусочками.
  2. Нарезанный фенхель нужно подержать 5 минут в простой воде, затем слить воду и оставить немного в дуршлаге.
  3. Грецкие орехи нужно слегка поджарить (без масла) в духовке на противне или на сковороде. Можно это сделать и на открытом огне. Затем измельчить в блендере или порубить с помощью ножа, или подавить в ступке, скалкой – любым привычным способом.
  4. Из майонеза готовим соус, добавляя в него измельченную цедру лайма, сок и черный перец.
  5. Теперь у нас все готово, чтобы смешать все ингредиенты и заправить салат Вальдорф приготовленным соусом.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector