Методика воспитания и раннего развития никитиных

Содержание:

Базовые принципы метода Никитиных

  • Начало развития всех функций и способностей, начиная с эмбриона.
  • Минимальное вмешательство в процесс беременности и родов:
    • нет анестезии;
    • нет перевязыванию пуповины до окончания пульсации;
    • вскармливание с первых минут жизни и до появления первого зуба, нет стерильности с рождения;
    • присутствие на родах отца;
    • нет прививкам, закапываниям, смазываниям;
    • свобода движений с первых минут.
  • Естественная физкультура тела (минимум одежды, максимум доступа к природе).
  • Спорт, физкультура, закаливание от рождения.
  • Скромность в еде.
  • Создание насыщенной развивающей среды от рождения.
  • Помощь родителей как наставников и друзей.
  • РИР — раннее интеллектуальное развитие.
  • Уменьшение до минимума пребывания ребенка в школе.
  • Вовлечение с малых лет в труд (уборка, стирка, огород, поход в магазин).

Интеллектуальные и психические способности ребенка

Борис Павлович выделял несколько составляющих успешного развития детских интеллектуальных и психических способностей:

  • правильно подобранная методика;
  • раннее начало занятий;
  • наличие стимулирующих факторов;
  • наличие подходящих для развития способностей условий;
  • увлеченность процессом самого ребенка.

Он верил также, что можно совершенствовать не только мускулатуру, интеллект и органы чувств, но и развивать такие способности, как умение чувствовать, понимать другого человека, улавливать направление его мыслей и желания. Кроме того, Борис Павлович считал, что в ребенке можно развить даже «запредельные» возможности психики: ясновидение, телепатию, телекинез.

Система Никитиных развивает не только тело, но и душу

Методика раннего развития никитиных завоевала популярность даже в таких относительно враждебных к Советскому Союзу странах, как Германия и Япония. На Родине же количество ее поклонников возрастало с каждым годом, и в наше наполненное информацией время их не становится меньше.

Самостоятельность

К выработке в детях самостоятельности Никитины подходили с серьезностью и пытались сформировать ее с самых первых лет жизни.

Но эта же серьезность подхода (как и любая догма в методиках развития), давала в том числе и печальные результаты:

Самостоятельность в их семье проявлялась во всем, от помощи с домашними делами и самообслуживания самих себя (при первых же способностях это делать), до самостоятельного познания мира и развития.

Дети самостоятельно изучали предметы обихода и свои обязанности по обеспечению себя, так, например в два года уже могли складывать взрослую раскладушку. Помогали готовить обед и делать домашние дела по дому. Никитины жили загородом, поэтому помимо уборки, приходилось еще таскать воду, рубить дрова, достраивать дом и т.п. Поэтому у них была своя мастерская, где дети могли свободно пользоваться взрослыми предметами:

Самостоятельно изучение мира сводилось к тому, что ребенок мог делать практически что угодно, кроме совсем опасных вещей. Если он мог легко обжечься, ему это позволяли. Если хотел попробовать землю на вкус, то также не запрещалось. Никитины следовали позиции, что ребенок должен пробовать опасность и мир, в условно безопасной среде. Тогда он сможет узнать об этом больше и лучше подготовиться к ним, что обезопасит его жизнь в будущем.

Так как в семье было много детей, часть развития и воспитания младших детей, брали на себя более старшие. Ведь как известно, старший ребенок в семье даже из двух детей, часто берет на себя роль источника развития для своего младшего братика или сестренки. Хотя такие обязанности не всегда способствуют развитию более старшего ребенка.

Биография

Те, кому сейчас за тридцать-сорок, наверняка вспомнят жаркие споры о семье Никитиных. О ней говорилось в прессе, по радио, снимались телепередачи. Многие светила науки защитили не один диплом на основе жизни этой удивительной семьи. Но точки зрения на нее были диаметрально противоположными: одни восхищались, другие ужасались. Что же это за камень преткновения? Кто она, семья Никитиных? И с чего все это начиналось?

Борис Павлович Никитин, в свои 42 года был инициативным педагогом-ученым. Вместе с другими такими же неравнодушными коллегами он решил повторить педагогический опыт Макаренко, помноженный на наследие Пушкинского лицея. На городской конференции познакомился с 28-летней Еленой Алексеевной, которая также загорелась этой идеей.

Школу, о которой мечтал Никитин, открыть не разрешили. Но огонь неравнодушных сердец не остыл, а превратился в любовь. Борис Павлович и Лена Алексеевна поженились. Так родилась эта легендарная семья, споры о которой не смолкают и поныне.

Началось все просто: у супругов родился первенец Алеша, который поначалу страдал от сильного диатеза. Но молодая мама заметила: на холодной террасе малыш успокаивался. Так поневоле началось закаливание первого из семи детей Никитиных, которое со временем переросло в целую авторскую систему воспитания и развития.

Никитины обратили внимание, что покой и комфорт тормозят развитие ребенка. Если же условия будут чуть менее комфортными, организм включает механизм защиты, и становится менее уязвимым в разных неблагоприятных условиях

Также супруги заметили, что чем раньше начать развитие ребенка, тем оно будет эффективнее. При этом желание ребенка – решающий фактор для введения новых видов деятельности

Никитины считали, что способность к развитию утрачивается с годами, поэтому важно не упустить шанс раннего развития ребенка

Внедрить в жизнь эти новаторские идеи решили в своей семье, сделав ее тем самым объектом для споров и критики. В семье постоянно гостили паломники, желающих обучиться новому методу. Никитины дети были под постоянным наблюдением множества врачей, педагогов, прессы.

Они зимой бегали босиком по снегу, одевались явно не по сезону, поднимали большие тяжести, часами могли висеть вниз головой. Кроме того, дети очень рано начинали читать и считать, имели высокий интеллект и уровень логического мышления.

Критики обвиняли Никитиных, что они сделали собственных детей подопытными кроликами, которые вынуждены жить в нечеловеческих условиях. Но сторонников все же было больше. Среди них были даже академик Амосов и доктор Спок (США).

Сами Никитины считают, что никакого насилья по отношению к детям не было. Малыши с огромным удовольствием бегали голышом по снегу, занимались на спортивных снарядах, сами брали в руки книгу, играли в самодельные развивающие игры. И делали это они по примеру родителей, которые жили такой же жизнью.

Цыплят, как известно, считают по осени. Так и дети семьи Никитиных, став взрослыми, не перестали интересовать мир, став «плодами» работы их родителей.

Все семеро – состоявшиеся люди. Алексей работает электронщиком в Лондоне. Антон руководит химической лабораторией. Ольга – юрист, Аня – медсестра, Юля – менеджер по туризму, Иван – бизнесмен. Люба – просто многодетная мать. В своих семьях они также используют элементы родительского наследия. Нельзя сказать, что дети отличаются какими-то сверхспособностями. Но все – очень порядочные люди, любят и берегут близких. И крайне редко болеют.

Борис Никитин недавно умер, но система Никитиных и по сей день используется в педагогической практике как метод любви и пристального внимания к ребенку.

В чем суть системы воспитания?

В конце 50-х годов в русской семье Никитиных была сформирована уникальная методика воспитания малышей. Она была направлена на развитие самостоятельности у деток. При правильном подходе, малыш может начать писать, читать, делать сравнения и проводить аналогию уже в 4 года.

Такая система воспитания вызвала много дискуссий. Несмотря на это, Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины являются классиками педагогической науки, и многие родители прислушиваются к рекомендациям, требованиям и правилам, разработанные этой семьей.

Если заинтересовала такая методика, то нужно внимательно изучить процесс воспитания. Следует помнить, начать применять систему нужно в маленьком возрасте, а не с 3 или 4 лет, когда ребенок уже должен быть самостоятельным и инициативным:

1.     У малыша обязана быть полная свобода движения. Ничто не должно его ограничивать: ни манеж, ни ходунки.

2.     Физическое развитие необходимо начать в раннем детстве. Нужно разрешать рано начинать ползать, ходить, плавать, а потом и выполнять гимнастику.

3.     Необходимо закалять детский организм. Разрешать ходить босиком по полу, оставлять на ночь открытые окна, поддерживать прохладную температуру в помещении и проводить обливание водой.

4.     Ребенку нужно дать полную свободу в творчестве. Родители должны полностью поддерживать малыша во всех его начинаниях.

5.     Система воспитания детей до 3 лет предполагает уже знакомство с буквами и цифрами. Дидактический материал с их изображением должен присутствовать в комнате малыша. Помимо этого, в доме обязаны быть книги, газеты, конструкторы, кубики.

6.     Главный принцип системы развития – малыш все должен делать самостоятельно, будь то одеться или же сложить в нужной последовательности дидактический материал.

7.     Надо приучать малыша к самообслуживаю и ведению хозяйства с малых лет. Согласно системе воспитания девочки должны помогать по хозяйству маме, а мальчике – папе.

8.     Нужно радоваться каждому успеху ребенка и хвалить его проделанную самостоятельную работу.

Родители: Борис и Елена Никитины

Глава семейства Борис Никитин по профессии был инженером-авиатором. Кроме основной работы, отец увлекся педагогикой, и многие правила советского воспитания яростно критиковал. В 50-х годах прошлого века он даже хотел организовать школу, где бы детей учили по новой системе, но власти идею не поддержали, и мечта Бориса не исполнилась. 

Елена Никитина работала учителем в школе. С будущим мужем она познакомилась на педагогическом собрании. Несмотря на то, что девушка была младше Бориса на 14 лет, у них нашлось много общих тем: педагогика, воспитание детей, жизненные принципы, творчество.

В своей семье Никитины смогли воплотить в жизнь мечту о супер-школе, которую в советские времена открыть было практически невозможно. В 1959 году у пары появился первенец – сын Алексей. Через год в семье родился мальчик, которого назвали Антоном. Елена и Борис хотели большую семью, и впоследствии у них родились три дочери: Ольга, Анна, Юлия, а затем мальчик Ваня. Самая младшая доченька, Люба, появилась на свет в 1971 году. 

Интересно: Мама отдала маленькому сыну свою печень, когда врачи сообщили, что жить малышу осталось всего ничего

Как вызвать в ребенке желание заниматься?

Итак, условия для развития должны опережать этот процесс. Значит, их нужно подготовить заранее. То есть на стены детской комнаты надо повесить карту полушарий, таблицы сотен и тысяч, печатные и прописные буквы, измерительные приборы, книги. И первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес ребенка к какой-то области знаний и даже развить определенные способности. Общая работа или работа рядом — это обязательный интерес и к процессу труда, и к его результатам друг у друга, а вместе с тем, и повод для разговора, обмена мнениями

Здесь следует обратить внимание на один очень важный момент: никогда не стоит делать за малыша то, с чем он способен справиться сам, и не решать за него то, что он может решить самостоятельно. В любых занятиях детей взрослые должны стараться поощрять творчество, не навязывая своих мнений, и не торопясь обязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее

А в случае неудачи – не упрекать и не стыдить ребенка. Зато успех нужно отмечать обязательно и не скупиться на похвалу. Главное, чтобы взрослые никогда не оставались равнодушными к тому, что и как делают ребята, что у них получается.

Чего добились и кем стали дети Бориса и Лены

Алексей, 58 лет, проживает в Лондоне, инженер-консультант по разработке электроники.

По образованию учитель физики и астрономии. Алексей отмечает, что на выбор профессии сильно повлияло наличие мастерской в доме.

Старший ребенок в семье Никитиных с ранних лет был самостоятельным, что всегда поощрялось родителями. Он отмечает, что очень благодарен за воспитание, которое дали ему родители. Благодаря этому имеет хорошее физическое здоровье и психологическую устойчивость.

У Алексея двое взрослых детей, также получивших высшее образование, и работающих в крупных лондонских компаниях. Главное, что перешло в его семью от родителей – взаимоуважение и дружелюбная атмосфера.

Антон, 57 лет, проживает в Подмосковье, зам. начальника производственного отделения.

В 1982 году окончил Химический факультет МГУ. После Антона позвали в аспирантуру, но работа над диссертацией у него не задалась, и он пошел работать на химический завод.

Антон считает, что ненавязчивость родительского воспитания позволила ему стать успешным химиком. Они поддержали его заинтересованность таблицей Менделеева, и к четырем годам Антон уже знал ее наизусть.

У него двое детей, при воспитании которых он часто обращался к опыту своих родителей, хотя кое-что все же пришлось пропустить, например, «перескакивание» нескольких классов в школе.

С отличием окончила Московское педагогическое училище по направлению «Организация делопроизводства» и поступила на юрфак МГУ.

Общая атмосфера в доме и родительская «методика раннего развития», по мнению самой Ольги, способствовали ее успехам в учебе, и в дальнейшей работе по специальности. Сюда относится умение быстро читать, хорошая память, превосходное восприятие действительности, а также стремление доводить начатое до конца.

Ольга тоже отмечает свое хорошее здоровье и умение ценить близких людей, чем она и обязана своим родителям.

При воспитании своих двух дочерей Ольга переняла многое из опыта Бориса и Лены. В частности, это здоровый образ жизни, чтение до школы и развивающие занятия

Ну и, конечно же, большое внимание она уделяла совместной работе по дому и поездкам за город.

Анна, 53 года, проживает в г. Королев, логистик в международной транспортной компании.

Обучалась в Московском медицинском училище № 3 по специальности «детская медсестра». Окончила его с красным дипломом. Работала в нескольких больницах и в школьном медицинском кабинете.

«Раннее развитие», по мнению Анны, положительно отразилось на ее жизни. Она гордится своими многочисленными навыками и умениями: вязание, шитье, плетение бисером, стрижка волос, выпечка, игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов и песен.

Анна – мать четверых детей. В свою семью она попыталась привнести все лучшее из опыта своих родителей: раннее самообслуживание и забота о других, совместные игры и походы, движение и спортивные игры, хождение босиком, участие детей в домашних делах, раннее обучение чтению и письму.

Окончила Журналистский факультет Московского института культуры. Профессия журналиста была своеобразной детской мечтой – Юлия с детства любила писать и общаться с людьми.

Домашний багаж знаний позволил ей без труда обучаться в школе. Юлия не жалуется на здоровье и имеет хорошее физическое развитие. До института она без дополнительных тренировок принимала участие в соревнованиях по легкой атлетике.

У Юлии две дочери. Из опыта родителей переняла раннее прикладывание к груди, любовь к физкультуре (в доме имеются спортивные снаряды), закаливание, ходьбу босиком, раннее чтение и пр.

Обучался в Калининградском механическом техникуме (окончил с красным дипломом) и получил образование в сфере радио- и телевещания.

В детстве Иван много времени проводил в мастерской, интересовался техникой. Считает, что именно благодаря «раннему развитию» он обладает техническим творчеством.

У Ивана пятеро детей.

Любовь, 46 лет, проживает в г. Королев, домохозяйка.

Обучалась в Московском библиотечном техникуме, после чего несколько лет проработала в разных библиотеках. Вышла замуж и с тех пор занимается сугубо семьей.

Самое главное, что дали ей родители – крепкое здоровье и умение относиться к детям и всем домашним делам не как к каторге, а просто как к жизни, во всем ее многообразии.

Любовь – мать десятерых детей. Дома и во дворе у нее все ходят босиком, дети много двигаются, рано начали читать и все делают вместе.

Внуки Никитиных

Отношение к способностям детей

Есть 2 вида способностей По-Никитину:

  • исполнительские — результат усвоения ранее познанного;
  • творческие — результат самопознания и саморешения возникших проблем.

Современная официальная педагогика развивает лишь исполнительские способности, а Никитин стремился развить творческие, путем создания спецусловий:

  • Все здоровые дети обладают высокими способностями во всех направлениях.
  • Эти способности реализуются, если заранее создана развивающая среда (часть ее — развивающие игры), и взрослые интересуются достижениями ребенка.
  • При отсутствии развивающей среды у ребенка угасают. Возможности эффективного развития способностей.
  • Чем старше ребенок, тем труднее развить способности, вплоть до полной их утраты.

Меру развития способностей ребенка требовалось как-то оценивать, и Никитин выработал на это свои критерии:

  • Тестирование физического развития — индексы справедливости, в которых учтены результаты развития, соотнесенные с весом и ростом ребенка (до сих пор не признаны).
  • Тестирование умственного развития, основанное на оценивании скорости протекания умственных процессов по Айнзенку и продуктивности умственной деятельности по Косу.

Эффективное развитие способностей ребенка возможно только через игру. Борис Павлович создал для своих детей массу игр, которые впоследствии стали базой его системы.

Алгоритм вовлечения ребенка в игру

  • Полная добровольность.
  • Игры ребенку не объясняются, а привлекают в нее через сказку, подражание старшим.
  • Осваиваются игра совместно с взрослыми, далее ребенок занимается сам.
  • Взрослый постоянно ставит пред ребенком все усложняющиеся задачи. Исключаются подсказки.
  • При неудаче идет временный откат назад к более легкому заданию или игра приостанавливается.
  • При достижении максимальных достижений в игре, она откладывается.
  • При утрате интереса к игре, она временно откладывается. Ребенок должен к ней вернуться самостоятельно.
  • Выигрыш в игре поднимает ребенка на одну ступеньку в развитии, стимулирует дальнейшее познание.

У Никитиных разработано несколько типов игр: интеллектуальные, творческие и обыгрывающие.

Интеллектуальные игры направлены на развитие математического мышления, пространственного воображения, логике. Способности к синтезу и анализу, подготовки к черчению, стереометрии и начертательной геометрии. Эти игры требуют дополнительных предметов и пособий.

Минусы никитинской системы воспитания

Следуя всем вышеуказанным правилам, ребенок вырастет самостоятельным, хорошо физически развитым. Полученные знания до 3 лет помогут в дальнейшем легче усвоить точные науки. Несмотря на все эти преимущества, никитинская система воспитания все же имеет минусы:

  • ребенок развивается однобоко. Нужно к процессу воспитания подключать и других специалистов;
  • малыш плохо развивается в эмоциональном плане, так как уже с малого возраста от него требуется самостоятельность, сосредоточенность. А это большая нагрузка на ребенка;
  • такая система развития не предполагает использование игровых моментов в воспитании, а значит, ребенок попросту не будет уметь играть.

Ошибки Никитиных и минусы системы

Система Никитиных, хотя и была основана на глубоких исследованиях, создавалась динамически. Конечно, ошибок было не избежать. Видимые промахи оперативно исправлялись авторами. Но время выявило ряд непредвиденных, заранее невидимых ошибок воспитания по-никитински:

  • Большая сосредоточенность на детях.
  • Семейный изолированный от социума мир, как следствие — неумение вписаться в школу, отсутствие друзей.
  • Подмена жизни игрой.
  • Чрезмерная увлеченность развитием интеллектуальных, творческих способностей, физических возможностей, трудовых навыков.
  • Отсутствие эстетического и нравственного воспитания.
  • Неготовность к преодолению трудностей и самостоятельной добыче знаний.

Жизнь нивелировала эти промахи, но переработке система не подвергалась, поскольку авторов уже нет, а продолжателей еще нет.

«Сложи узор»

Этот игровой набор пользуется заслуженной популярностью. Состоит он из 16 кубиков одинакового размера, грани которых выкрашены в четыре различных цвета. Есть грани однотонные, двухцветных в двух вариациях (фрагменты различного окраса размещены диагонально или по прямой линии), 3- и 4-цветные. Задача ребенка – сложить из них узор, при этом на начальном этапе можно использовать готовые варианты из книжки-инструкции, а после – проявлять фантазию, самостоятельно придумывать всевозможные комбинации. Лучший возраст для выполнения упражнений с узорами – от 4 до 8 лет.

Борис Павлович Никитин предлагал идти путем «от простого к сложному» и использовать следующие виды и формы работы:

  • У малышей в возрасте 1,5-2 лет лучше всего получается подражать, поэтому взрослый может показать пример – сложить из кубиков «дорожку», башенку, поезд или другую простую фигуру.
  • В 2-4 года можно смело приступать к работе с цветами, предложив ребенку повторить заранее придуманный родителем гармоничный узор, это может быть как «дорожка», так и «квадрат». С каждым занятием сами узоры должны становится сложнее.
  • Усложненный вариант игры – сложить узор по готовой иллюстрации, но менять цвета (например, на карточке рисунок сине-белый, а ребенку надо сложить красно-желтый).
  • Как только ребенок без проблем начнет собирать такие сложные вариации, как «пила», «фонарик», «горки», следует предложить ему срисовать получившийся узор с кубиков на листок бумаги в клетку.
  • Наконец, наиболее сложная форма работы – придумать узор, разложив кубики в необходимом порядке, перерисовать его и закрасить.

Игра «Сложи узор» интересна детям, помогает развить в них интеллект, способность к анализу и синтезу, умение мыслить логически, комбинировать цвета и формы.

«Сложи квадрат»

Дидактический материал имеет три уровня сложности, представляет собой набор из 12 квадратов, каждый из которых окрашен в собственный цвет и причудливым образом разрезан на части. Задача ребенка проста – собрать целый квадрат, от него потребуется выбрать «кусочки» необходимого цвета и сложить из них правильную фигуру. Начинать работу с самым простым вариантом головоломки «Сложи квадрат» можно с двух лет.

Набор «Дроби»

Сделать его можно своими руками, используя плотный картон или фанеру, или приобрести готовый вариант.

«Дроби» представляет собой 12 кругов, окрашенных в различные цвета:

  • целые круги;
  • разделенные на сегменты – «дольки».

В зависимости от возраста и способностей можно предложить ребенку несколько вариантов игры с набором «Дроби»:

  • разложить кусочки по цветам;
  • составить из них круг, составить круг из деталей различных цветов;
  • разложить в ряд детали от меньшей к большей;
  • разместить фрагменты от большего к меньшему, разместить их стопкой.

Набор помогает не только развить мышление и сообразительность, но и получить первые знания о дробях, что, несомненно, поможет в процессе обучения – ведь, как отмечают педагоги, тема дробных чисел чаще всего дается неподготовленным детям с трудом. Заниматься с набором лучше всего в возрасте от 3 до 7 лет.

Методика раннего развития детей, созданная супругами Никитиными, позволяет не только подготовить малыша к школе и в ненавязчивой легкой форме пояснить ему то, что потом будут требовать учителя, но и научить ребенка самостоятельности, развить  стремление решать задачи, полагаясь только на себя, на собственный интеллект.

В чем сущность «Методики Никитиных»

В первую очередь «воспитание по Никитиным» требует от родителей максимальной самоотдачи и самосознания. Оно основывается на 3-х основных принципах:

  • создание максимально благоприятных условий для умственного и физического развития детей;
  • все занятия предполагают свободу творчества детей;
  • родительское неравнодушие.

«Раннее развитие по Никитиным» предполагает начало развития ребенка еще до его рождения. У Б. Никитина была гипотеза, что в каждом человеке с рождения заложены определенные способности к развитию, которые с возрастом утрачиваются безвозвратно. Поэтому родители должны способствовать активному всестороннему развитию ребенка с его ранних лет.

Совместно Борис и Лена разработали авторскую методику воспитания Никитиных и множество развивающих игр («Сложи узор», «Уникуб», «Обезьянка» и пр.), которые и сегодня популяризируются некоторыми педагогами. Кроме этих самодельных игр, развивающая среда включала в себя книги, карты, кубики, конструкторы и мастерскую. При этом воспитание и обучение не было навязчивым – дети были вольны в выборе занятий и последовательности их выполнения.

Раннее физическое развитие включало в себя раннее ползание, плавание, хождение и гимнастику. Маленькие Никитины обходились без манежей и ходунков, при этом всегда имели большую свободу передвижений. Члены семьи активно использовали спортивные тренажеры и прибегали к довольно радикальной системе закаливания, что должно было свести к минимуму возникновение у детей простудных заболеваний. Если все же кто-то заболевал, старались обходиться без лекарств.

Все это подкреплялось доброжелательной атмосферой в семье – обязательным компонентом методики раннего развития детей по Никитиным.

Ступеньки творчества

Некоторые родители, обращаясь к методике Никитиных, видят ее лишь частично. Они не вникают в философию воспитания, и только используют разработанные ими упражнения из книги «Ступеньки творчества».

Подробнее с ними вы можете ознакомиться в пособии Никитиных — «Ступеньки творчества», а также на сайте игр Никитиных.

Эти игры имеют ряд особенностей:

  • Задачи даются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.
  • Задачи расположены в порядке возрастания сложности «от простого к сложному». От двух-трех лет до взрослого уровня.
  • Постепенное возрастание сложности позволяет ребенку идти вперед самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в то время как при традиционном обучении решение дается взрослым. Однако для начала и усвоения игры, ребенку потребуется взрослый.
  • Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Так ребенок учится искать решение самостоятельно.
  • Нельзя требовать, чтобы ребенок с первой попытки решал задачу. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
  • Решение задачи предстает перед ребенком в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.

Некоторые из Никитинских игр напоминают блоки Ф. Фребеля (создателя первого в мире детского сада). Классические наборы блоков Фребеля составляют куб и должны складываться в кубическую деревянную коробку, как и у Никитиных.

Достижения и плюсы системы Никитиных

Исследования и опыт Никитиных — это источник идей по новой интегрированной педагогике: синтезу физического и интеллектуального развития, воспитания, социальной адаптации.

Деятельность Никитиных заложила основы  «сознательного родительства». Секрет ее успешности в игровом подходе к обучению. Заслуга Никитиных в том, что они сумели создать развивающую среду (вещи-воспитатели + игры-воспитатели + инструменты-воспитатели) из обычной будничной жизни.

Система проверена временем и показала много положительных аспектов:

  • сокращение на 1/3 времени обучения в школе;
  • использование освободившегося времени для получения социальных и трудовых навыков, занятий творчеством;
  • результативность — подтверждена здоровьем детей;
  • развитие работоспособности, самостоятельности, умения держать удар, решать сложные задачи на уровне проб и ошибок;
  • раннее развитие ума и тела;
  • интеллектуальные развивающие игры;
  • разработана концепция о закладке способностей в раннем возрасте (НУВЭРС).

Принципы воспитания

Все своды воспитания по методики семью Никитиных можно условно разделить на четыре основных принципа, которые воедино дают положительный результат в развитии малыша.

Система Никитиных предпологает:

Первый принцип основывается на свободе творчества детей на занятии. Не нужно специальных уроков, все они носят чисто познавательный характер, и только ребенок определяет то, чем он хочет заниматься, как и сколько. Основные правила для родителей:

  • не навязывайте определенную программу обучения;
  • не нужно объяснять правила, лучше вовлечь его в новый вид деятельности с помощью сказки, воспользовавшись интересом и желанием малыша подражать взрослому. Если это вызовет интерес ребенка – он будет играть и развиваться в этом направлении;
  • начало любой новой игры требует активного участия взрослого, но в дальнейшем его присутствие не обязательно.

Второй принцип – дать малышу делать все самостоятельно. Если определенное задание ребенку под силу, дайте ему возможность выполнить его самому. Пусть в первый раз не получится, но учиться новому путем проб и ошибок – это правильный путь к воспитанию личности

Для родителей важно помнить следующее:

  • не спешите решать проблему за малыша, дайте ему возможность подумать и решить самостоятельно;
  • если найти правильный путь для ребенка становится тяжело, вернитесь к более легкому, уже сделанному подобному заданию и снова начинайте по нарастающей, не забывая хвалить малыша за его маленькие победы;
  • если невозможность найти правильное решение заставляет кроху покинуть начатое, отложите занятие, пока снова не появится интерес.

Третий принцип – это гармоническое распределение внимания и на физические, и на умственные способности малыша. Не нужно акцентироваться на одном из пунктов. Они должны дополнять друг друга. Только в этом случае методика дает всестороннее развитие ребенку.

Совместная работа взрослого и малыша – это четвертый постулат методики семьи Никитиных. Помогая по хозяйству маме или отцу, девочки и мальчики учатся этому труду. При этом родители не забывают активно участвовать и в занятиях их малышей.

Похвала занимает очень важное место в воспитании ребенка. Такое утверждение закономерно, ведь любящие родители не могут не похвалить свое дитя за его достижения в решении той или иной задачи

Даже если ребенок потерпел неудачу, найдите способ похвалить его, не акцентируя внимания на его поражении, и он обязательно вернется и доведет дело до конца.

Романы Александра Никитина

После того как Никитин разорвал свои отношения с Надеждой Бахтиной, актер практически перестал общаться с прессой по поводу своей личной жизни. В его биографии начали появляться непродолжительные романы. При этом появились слухи о том, что актер строит отношения с партнершами по съемкам. Сам актер, а также его партнерши отказываются подтверждать все эти домыслы.

Еще во время брака с Надеждой Бахтиной Александр получил предложение об участии в украинском телевизионном шоу «Танцую для тебя». Его партнершей стала профессиональная танцовщица Екатерина Тришина. Вместе с девушкой он дошел до финальной части проекта. Артист проводил с напарницей очень много времени вместе.

На фото: актер Александр Никитин и танцовщица Екатерина Тришина

Есть вероятность, что слухи о романтических отношениях стали самым первым «звоночком» для расставания с законной женой. Именно так предполагали поклонники актера. Стоит заметить, что данные домыслы также не смогли найти своего подтверждения.

Через время появились слухи об отношениях актера с актрисой Юлией Меньшовой. Женщина являлась партнершей актера в комедийной многосерийной картине «Между нами, девочками». Поклонникам было очень приятно наблюдать, как на телевизионных экранах зарождались и развивались отношения между актерами.

Александр Никитин и Юлия Меньшова

Их пара смотрелась на экране очень гармонично, поэтому зрители сразу же решили, что подобные отношения очень трудно сыграть, значит, между ними что-то есть и в реальной жизни. Правда, и эти слухи не подтвердились.

В 2016 году Анастасия Заворотнюк и Александр Никитин вместе снимались в картине «Отдел». Мужчина тогда играл основную роль, а Анастасия – следователя. Актеры весьма убедительно показывали на экране любовные отношения. Так убедительно, что в жизни им сразу же приписали роман.

Актриса Анастасия Заворотнюк

Позднее в Сети начали обсуждать отношения Никитина и Марии Куликовой. В одной из кинокартин актеры играли идеальную семейную пару.

На фото: Александр Никитин и актриса Мария Куликова

Поклонники артистов мечтали, чтобы в жизни они также оформили брак и женой Никитина стала именно Куликова. При этом сами актеры утверждают, что они просто приятели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector