Шахматы для детей: с какого возраста и какая польза

Польза шахмат для детей, и в каком возрасте начинать обучение

Игра в шахматы приносит пользу, так как интенсивно развивает интеллекта, поэтому некоторые дошкольные образовательные заведения используют ее в качестве альтернативной подготовки к школе. Основные плюсы обучения шахматам следующие:

  • развитие логики и мышления, поскольку ходы нужно постоянно обдумывать и рассчитывать наперед их потенциальный результат;
  • в процессе игры задействованы два полушария мозга, что помогает развивать творческое мышление и таланты малыша;
  • формирование усидчивости, выносливости и внимательности;
  • обучение ответственности и самостоятельности путем принятия решений и их последствий;
  • тренировка и улучшение памяти;
  • помощь в развитии критического мышления;
  • способность овладевать навыками анализа и самокритики.

Для родителей, решивших научить свое чадо данной игре, важно понимание того, когда и как это делать. Ведь попытки заставить могут привести к обратному результату и негативно повлиять на развитие ребенка в случае некорректного подхода к такому процессу

Однозначного ответа по поводу идеального возраста для начала обучения нет, поскольку надо учитывать индивидуальные особенности развития малышей. Но все же большинство педагогов и психологов согласны с тем, что знакомство с шахматами можно начинать с 3 лет. Важным фактором будет живой интерес малыша к фигурам на доске.

В возрасте 4 года можно уже полноценно изучать фигуры и ходы, а к 5 годам большинство уже способны самостоятельно вести игру и даже превосходить взрослых в ней. 

Совет!Постепенное обучение с 3 до 5 лет является универсальным, и в его процессе ребенок будет активно улучшать свои навыки и становиться маленьким профи.

Рокировка

Ещё одно особое правило называется «рокировкой» — единственный ход, при котором перемещаются две фигуры. Рокировка позволяет сделать две важные вещи за один ход: обезопасить (по возможности) Вашего короля и вывести из угла ладью, тем самым включив её в игру. Совершая рокировку, игрок может передвинуть своего короля на две клетки вправо или влево и переставить ладью из соответствующего угла на клетку рядом с королём с противоположной стороны (посмотрите пример ниже). Рокировку можно делать только при соблюдении следующих условий:

  • до рокировки король ни разу не ходил
  • до рокировки соответствующая ладья ни разу не ходила
  • При рокировке на полях между королём и ладьёй не должно быть других фигур
  • король не может находиться под шахом или пересекать поле, атакованное фигурой противника

Обратите внимание, что при рокировке в сторону королевского фланга король оказывается ближе к краю доски. Этот ход называется короткой рокировкой

Рокировка в другую сторону через поле, где находился ферзь, называется длинной рокировкой
. Как при короткой, так и при длинной рокировке король передвигается точно на две клетки.

Chess for kids — Play & Learn

Рекомендуемый уровень подготовки: нулевой. В зависимости от навыков можно задавать более сложные уровни.

Программа от создателей популярного во всём мире шахматного сайта Chess.com предназначена в первую очередь для детей. У неё соответствующий интерфейс, обучающие ролики — мультипликационные и т. п. Правда, на английском, но даже если вы совсем не знаете иностранный язык, разобраться в опциях не составит труда, ведь заточено всё под маленьких пользователей и сделано максимально просто и понятно.

В Chess for kids есть возможность играть с роботами разных форматов, брать подсказки, в весёлой ненавязчивой форме обучаться базовым действиям. Если хотите играть с настоящими соперниками (такими же пользователями, как и вы, по всему миру), придётся приобрести платную подписку.

Погрузитесь в атмосферу

Детям очень важна атмосфера. Когда вы приводите ребенка в шахматную школу, все здесь формирует особую обстановку и создает мотивацию для занятий. Это и расставленные фигуры, и портреты великих шахматистов, и тренеры, говорящие на «шахматном» языке, и группа таких же ребят, которые пришли заниматься. Практически во всех городах России существуют шахматные кружки или школы, куда можно прийти с ребенком начиная уже с 5-6 лет.

Сейчас очень популярны занятия шахматами по скайпу, и кажется, что это очень удобно — никуда не нужно ехать, ребенок сидит у себя в комнате и онлайн общается с тренером по шахматам, видя на экране компьютера шахматную доску. Однако такой способ подходит не всем, скорее, дистанционные занятия должны дополнять занятия в группе.

Маленьким детям трудно сконцентрировать на экране с шахматной доской, им нужно общаться, переключать внимание и… веселиться

Поэтому ищите, где в вашем городе учат играть в шахматы, и не жалейте времени, чтобы туда доехать. Я вижу, что моим детям иногда лень ехать в клуб, стоять в пробках, однако как только они туда попадают, глаза загораются, и непонятно, куда же делись те двое, которые ныли всю дорогу.

Шахматный турнир на Останкинской башне

Как правильно играть в шахматы?

Вы научились ходить шахматными фигурами по отдельности. Но если все фигуры стоят на шахматной доске, и одна фигура преграждает путь другой, как здесь правильно играть? Тогда следует поступить следующим образом: если на пути стоит ваша фигура, то путь закрыт. Если же стоит фигура другого цвета, путь можно освободить, взяв (побив) ее. Это происходит следующим образом: «вражескую» фигуру вы снимаете с доски и на ее клетку ставите свою бьющую фигуру. Это делается за один ход. Однако брать фигуры необязательно.

Давайте рассмотрим пример:

В этом примере путь черной пешке преградила белая, но черная пешка может побить ладью. Сделав такой ход, она переходит на новую вертикаль и может продолжать по ней движение вперед. Черная пешка, стоящая на «e7» может пройти на восьмую горизонталь двумя путями: просто вперед, или взять коня. И в том, и в другом случае, пешка прошла все шахматное поле и может превратиться в любую фигуру.

Во время игры все фигуры передвигаются по доске, нападают друг на друга, снимаются с доски. Все, кроме одной — короля. Короля сбить нельзя. Ему можно только объявить «шах», то есть предупреждение. Если король получает «шах», нужно немедленно отреагировать, обезопасить его. Это можно сделать, сбив нападающую фигуру, защитив короля другой фигурой, уйдя на безопасное поле. Если нет возможности защитить короля, значит, король получил «мат». Партия проиграна. При записи «шах» правильно будет обозначается +, «мат» — x.

Есть еще два исключения из правил шахмат для начинающих:

  1. Вы знаете, что за один ход можно передвинуть только одну фигуру, однако за время игры каждому игроку разрешается один раз сделать двойной ход — одновременно переставить короля и ладью. Этот ход называется «рокировка». Рокировка делается следующим образом: ладью надо придвинуть к королю, король перепрыгивает через нее и становится с другой стороны. Нельзя делать рокировку, если: король и ладья уже делали ход; королю объявлен шах; после рокировки король и ладья не должны остаться под боем.
  2. Это касается только пешек. Можно побить пешку на проходе, когда она делает двойной ход. Как только пешка противника сделала двойной ход, вы можете снять ее с доски, поставив свою пешку на поле так, будто пешка противника сделала простой ход. Взять пешку на проходе можно только сразу после двойного хода пешки. Не взял сразу — возможность пропадает. Посмотрите на пример. Белая пешка c2 сделала двойной ход и стала на c4. Черная пешка с!4 может снять белую пешку с c4 и стать на cЗ, как будто белая пешка сделала простой ход.

При игре соблюдайте основное правило шахмат и учитесь сразу играть правильно: тронул фигуру — ходи ею. Поэтому пока вы не продумали как следует ход — не прикасайтесь к фигуре.

Вы познакомились с основными правилами шахматной игры и можете попробовать сыграть свою первую шахматную партию.

Если у вас появилось желание научиться хорошо и правильно играть в шахматы, изучить это искусство поглубже, воспользуйтесь специальными сайтами «Шахматы для начинающих», «Как научиться играть в шахматы», шахматной литературой для детей, книгами, журналами, поиграйте в шахматные симуляторы .

Самостоятельно или в клубе?

Хорошо, если кто-то из родителей или близких родственников умеет свободно играть в шахматы. А если нет? Тогда появляется повод подумать о шахматном клубе. Обычно преподаватели готовы принять юных шахматистов в возрасте от 4 лет. Но упор, как можно догадаться, идет на взрослых и талантливых: клуб в первую очередь заинтересован в победах, успешных выступлениях на турнирах и подготовке новых кадров. Мало кто берется за крох: в большинстве случаев занятия с маленькими детьми направлены на общее развитие, ведь не все станут великими шахматистами.

Сейчас многие центры дополнительного и дошкольного образования предлагают в числе прочих услуг занятия в шахматном кружке. Это будет наилучшим решением: там ваш ребенок не столкнется с легкомысленным отношением к учебно-игровому процессу, но и слишком интенсивное погружение в предмет изучения не произойдет. У вас будет время, чтобы понаблюдать, как малыш воспринимает это занятие, есть ли у него талант. Если выяснится, что начинающего шахматиста ждет слава Гарри Каспарова, то вы всегда успеете отдать его в шахматный клуб для более интенсивной и серьезной подготовки (уже в возрасте 6-7 лет).

Сразу возникает небольшая дилемма: стоит ли рассказывать крохе о некоторых принципах шахматной игры до начала уроков? Существует несколько точек зрения.

  • Не давать ребенку эти знания, поскольку бессистемное обучение только навредит неокрепшему сознанию. Лучше, если ребенок придет к педагогу, не имея за плечами опыта.
  • Объяснить хотя бы суть этой достаточно сложной игры, чтобы для ребенка шахматы не стали настоящим шоком и сводом немыслимых правил. Домашнее знакомство с интеллектуальным видом спорта позволит ему раскованнее чувствовать себя во время занятий.

Если вы решили придерживаться второй позиции, то далее вас ждут несколько простых, но действенных советов на этот счет.

Как научить правилам игры в шахматы

Чтобы ребенок начал играть с нуля, необходимо разъяснить ему правила игры в шахматы. Он должен знать, что нарушать их запрещено. Производить ознакомление следует постепенно, родитель обязан сам играть и иметь неплохие знания шахмат. В самом начале нужно рассказать о доске:

  • На игровом поле присутствуют 64 клетки черного и белого цветов.
  • Располагают доску так, чтобы квадрат черного цвета находился в нижнем углу слева по отношению к игроку.
  • Доска пронумерована по горизонтали от 1 до 9 и имеет буквенные обозначения по вертикали от A до H.

Следующим шагом необходимо подать информацию о шахматных фигурах, дать определение, рассказать, как они могут ходить:

  • Армия каждого игрока состоит из 16 фигур, из которых 8 – это обычные пешки (солдаты).
  • Фигуры могут передвигаться по шахматной доске, съедая фигуры противника.
  • Пешки. Маленькие солдаты, которых много. Ходят на одну клетку вперед, но в начале партии могут переместиться на две позиции. Убивают противника вперед по диагонали, а в том случае, когда пешка дошла до противоположного края доски, она превращается в любую другую фигуру.
  • Ладья. Располагается на крайней клетке ближнего к игроку ряда. Ходит и бьет только по горизонтали и вертикали на любое число квадратов.
  • Конь. Занимает следующую позицию после туры. Ход конем осуществляется буквой «Г» – на две позиции вперед и на одну вбок или на одну клетку вперед и две вбок. Может перескакивать через свои и чужие фигуры.
  • Слон. Может перемещаться только по диагонали. Один офицер ходит по черным клеткам, другой по белым.
  • Ферзь. Самая сильная фигура, которая может ходить и бить противника в любом направлении. Размещается в начале игры возле короля на клетке, соответствующей ее цвету.
  • Король. Главная фигура шахматной партии. Может ходить в любом направлении, но только на одну клеточку. Короля нельзя съесть, можно только окружить и лишить хода, поставив мат.

Чтобы ребенок быстрее запомнил фигуры, можно в конце игры делать специальное упражнение. Малыш отворачивается, а взрослый прячет одну из фигур за спиной. После этого он обязан сообразить, какой фигурки не хватает на шахматной доске. Также хорошо помогают запомнить правила игры видеоролики и мультфильмы тематической направленности.

Другие правила шахмат

Как известно, в любом сражении солдаты не просто маневрируют на поле боя, они нападают и бьют солдат противника, а сами защищаются от вражеских атак. Шахматные фигуры не исключение, тоже нападают, бьют врага и защищаются от атак.

Ходы в шахматах выполняются соперниками по очереди. Ход может состоять из простого перемещения своей фигуры, а может из взятия фигуры соперника. При этом она убирается с доски, а фигура, которая совершила взятие, ставится на место побитой фигуры.

На диаграмме ферзь черных, при своем ходе, может взять белую ладью на е3, в этом случае ладья убирается с доски, а ферзь побивший ее ферзь становится на поле е3. Также ферзь может взять слона не а6. При этом слон убирается, а ферзь становится на а6. Показаны также другие возможные взятия разными фигурами.

Нападение на короля называется шахом. На диаграммах показан шах королю от различных фигур.

Игрок обязан защитится от шаха. Сделать это можно тремя способами — уйти королем, закрыть короля своей фигурой, взять атакующую фигуру противника. На диаграмме белый ферзь напал на черного короля, объявил шах. Черные могут уйти королем, закрыться ладьей или взять шахующего ферзя слоном.

Если возникла позиция, когда король находится под шахом, а игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать, это значит, что королю поставили мат. С арабского словосочетание «шах мат» переводится как «король умер». Главная цель игры поставить мат королю противника. В шахматах означает проигрыш. Партия заканчивается.

На диаграмме мат черному королю. Белая ладья d8 дает шах, закрыться или взять напавшую ладью невозможно, так же как уйти от шаха.

Шахматные партии не всегда играются до мата. Часто игрок получивший плохую позицию и считая свое положение безнадежным, сдается не дожидаясь мата, так как уверен, что мат рано или поздно неизбежен. Однако даже в самой тяжелой позиции, при невнимательности противника, проигрывающий игрок может избежать поражения и потребовать ничью.

Если возникает позиция, при котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все её фигуры и пешки лишены возможности сделать ход по правилам, причём король не находится под шахом, это значит, что на доске пат. Партия заканчивается, объявляется ничья.

На диаграмме у белых ладья и король, против одинокого черного короля. Белые предвкушают победу и готовы в несколько ходов поставить мат и выиграть. Однако очередь хода черных. Шаха им нет, а ходить некуда. Брать ладью нельзя, она под защитой короля, поля а7 и b8 под боем ладьи. Пат. Ничья.

Другая ничейная ситуация это троекратное повторение. Часто достигается вечным шахом. На диаграмме у белых материальный перевес и следующим ходом они готовы поставить мат. Однако ход черных и они ходят ферзём на f2 и объявляют шах. Белый король обязан отступить на h1, другого способа защитится нет. Но черные вновь делают шах, возвращаясь ферзём на f1. У белого короля нет выбора кроме как вернуться на h2. Избежать непрерывных шахов нет возможности. И после троекратного повторения позиции объявляется ничья.

Также ничья фиксируется:

  • если обе стороны сделали 50 последних ходов без взятия и без хода пешкой;
  • если на доске осталось недостаточно фигур для постановки мата.

Ну и конечно, игроки имеют право по взаимному согласию зафиксировать ничью, если ни один из них не видит пути к выигрышу.

Поэтапное обучение

По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.

Важные принципы организации занятий:

  • Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
  • Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
  • Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.

Первое занятие – игра пешками

Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.

Объясните ребенку, как ходят пешки:

  • могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед;
  • при захвате фигуры противника – на одну клетку по диагонали;
  • если две пешки встречаются и не могут двигаться, они застревают;
  • белая ходит первой.

Второе занятие – пешки и слоны

После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в  игру слонов. Цель игры остается прежней.

В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:

  • какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
  • когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
  • как использовать пешки, чтобы защитить слона;
  • как заблокировать слона соперника своими пешками.

Третье занятие – пешки, слоны и ладьи

К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.

В процессе игры ребенок должен начать понимать:

важность сохранения ладьи до конца игры;
ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе;
большие возможности ладьи на половине соперника;
разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре.

Четвертое занятие – добавьте коня

Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.

Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.

Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки

Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.

На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.

Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками

Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.

На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.

Седьмое занятие – полная игра

Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».

Шахматы Фишера-960

Шахматы-960 (которые также называются «Шахматы Фишера») — это шахматы по стандартным правилам, за исключением начальной позиции фигур на последней горизонтали, где фигуры до начала игры размещаются в произвольном порядке.

При произвольном размещении фигур соблюдаются лишь два правила: слоны должны быть разнопольные, а ладьи должны стоять по разные стороны от короля. Фигуры соперника при этом располагаются зеркально.

Существует ровно 960 возможных начальных позиций фигур с соблюдением этих двух правил (отсюда и «960» в названии).

Единственное отличие в правилах касается рокировки: правила здесь, по большей части, те же, что и в обычных шахматах (до рокировки ни король, ни ладья ещё не ходили и король не может проходить через атакованные клетки или вставать на атакованную клетку), дополнительным правилом является то, что непосредственно перед рокировкой все поля между начальной и конечной позицией короля и начальной и конечной позицией рокируемой ладьи свободны, без учёта самих рокируемых фигур. Вместо того, чтобы двигать короля именно на две клетки в сторону ладьи, рокировка всегда делается так, чтобы в конечной позиции рокированные фигуры стояли, как в обычных шахматах: при рокировке на королевском фланге король всегда идёт на g1, а «на ферзевом фланге» — на c1.

Шахматная тактика для начинающих

ChessKingразработали его на основе книги Сергея Иващенко «Учебник шахматных комбинаций». 1275 упражнений для тренировки по двенадцати темам. Занимайтесь сразу по всем или выбирайте в настройках и прорабатывайте конкретное направление: учиться делать двойной шах, мат ферзем, «съедать коня» и осваивать другие игровые ходы. Проходите те упражнения, где раньше допустили ошибку. Сложность заданий рассчитывается от десяти до девяноста.
 
Пока решаете задачу, компьютер будет подсказывать, насколько правильным был ваш ход в конкретной ситуации. Есть функция пошагового анализа игры. Оформлена программа просто и со вкусом. Полмиллиона скачиваний. Рейтинг 4,7. 

Скачать приложение для Android. Скачать для iOS. 
 

Вдохновить личным примером

Дети редко слушают то, что им говорят, но зато легко повторяют за взрослыми: от речевых привычек до образа жизни. Чтобы увлечь ребенка шахматами (и чем угодно), начните изучать игру сами или вместе с младшим. При этом родителю необязательно становиться гроссмейстером — базовых знаний вполне достаточно.

Ребенок почувствует вашу поддержку и участие, а еще, что он не один такой новичок — взрослые тоже могут чего-то не знать, но готовы учиться. Все это гораздо приятнее, чем давление в духе «делай, потому что надо».

Поставьте шахматную доску на видное место, приглашайте к игре гостей, рассказывайте истории. Пускай ребенок видит, что шахматы — такая же часть повседневной жизни, как посмотреть кино или полить цветы.

Академия IT

Виртуальная академия Academiait.ru предлагает свыше 20 некоммерческих курсов разной продолжительности: «Современная классика» включает 9 уроков, «Дебют» —50, а самый объемный проект «Для начинающих» — 174. Присутствуют интернет-уроки для детей и обзоры сложных тактических решений, разборы психологических ловушек и видеоанализ партий.
 
Отдельные пакеты занятий адресованы 2-, 3- и 4-разрядникам. Знаниями делятся индивидуальные игроки, которые ведут собственные YouTube-каналы, и команды специализированных клубов. Бесплатно обучаться игре королей можно после регистрации.
 
 

Основные принципы правил шахматной игры

  • Сражение на шахматной доске между армиями белых и чёрных фигур ведётся по особым правилам. У каждой фигуры есть название, своё первоначальное место на доске и свои возможности.
  • Ценность фигур – очень разная: конь ценнее, чем пешка, но гораздо менее ценен, чем ферзь или ладья.
  • Самая ценная фигура, на которую ведётся настоящая охота – это король. Но, при своей ценности, он очень ограничен в возможностях: может передвигаться всего не одну клеточку и не может располагаться на поле «под боем».
  • Игроки ходят по очереди. Первым всегда начинает тот, у кого белые фигуры. Цвет фигур выбирается перед началом партии по жребию или по обоюдному согласию.
  • Цель игры – не в том, чтобы «посбивать» как можно больше фигур противника. Цель состоит в том, чтобы добраться до его короля и поставить ему мат. То есть, поставить короля в безвыходное положение – когда и та клетка, на которой он стоит, и те клеточки, на которые он мог бы сделать ход, находятся под боем.
  • Отсюда один из основных принципов: всегда обеспечивать прикрытием своего короля и выбирать для него такую позицию, которая имеет пути к отступлению.

Сразу учите ребёнка вести наступление всем шахматным войском: с самого начала партии стараться ходить несколькими фигурами, продвигая их вперёд и развивая свою позицию. А не бросать в бой одного ферзя и барахтаться с ним, пока остальные фигуры скученно стоят на своей половине поля без дела. Учите его «посылать вперёд пехоту»: чем слабее фигура, тем ближе к армии противника она должна быть на начальном этапе партии. А потом, под прикрытием слабых фигур, устремятся в прорыв и атаку фигуры более сильные и ценные.

Но это не значит, что пешки можно «раздавать направо и налево»: пусть они прикрывают друг друга цепью, как бы «взявшись за руки». Вообще, «давать на съедение» любую фигуру можно только, если ты жертвуешь ей в пользу удачного хода, изменения своей позиции к лучшему. И если ты уверен, что эта жертва принесёт пользу тебе, а не твоему противнику.

Chester Chess

Уроки, входящие в курсы портала Chesterchess.ru, адресованы пользователям разного возраста. Однако персонаж, который проводит уроки, понравится прежде всего юным посетителям площадки: анимированный кот Честер делает обучение веселым, разрешает пользоваться подсказками и проверяет правильность выполнения заданий на интерактивной доске.
 
Предлагаются две разноуровневые онлайн-программы: каждая включает 12 занятий, виртуально поприсутствовать на первых двух можно бесплатно. Начинающих Честер знакомит с фигурами, азами игры, базовыми комбинациями. На продвинутом уровне изучаются основные стратегии. Темп обучения не оговаривается, заниматься гимнастикой для ума можно по любому графику.
 

Правила турниров

Определенные правила проведения имеют даже любительские турниры. На первый взгляд они довольно просты, но требуют от игроков аккуратности и бдительности. За их соблюдением обязаны следить судьи. Это предписывает инструкция проведения турниров.

Тронул – ходи

Это – одно из главных правил. Если игрок прикасается рукой к фигуре, он обязан ею ходить. Если же он прикасается к фигуре противника, то он должен ее взять. Если игрок тронул сразу две свои фигуры, то ходить он должен той, к которой прикоснулся первой.

Часы и Таймеры

Почти все варианты баталий предполагают фиксацию времени на обдумывание игроками передвижений персонажей. Для этого используются механические часы и электронные правила. Общие правила их использования таковы:

  • Нажимать на часы после завершения каждого хода той рукой, которой он был сделан;
  • Следить за временем соперника, не допуская его просрочки, которая фактически означает его проигрыш;
  • Ограничение по времени уточнять перед началом партии.

Это основные правила того, как играть с контролем времени.

Методики обучения шахматам

Обучение игре в шахматы – это трудоемкий процесс, требующий настойчивости, упорства, привычки к самостоятельным занятиям и к аналитической работе. Помочь этому процессу призваны следующие методы:

  1. Регулярные учебные и тренировочные игры. Рекомендуется найти себе партнера по шахматной игре и устраивать с ним регулярные поединки, отрабатывая технику игры. Этот способ будет более эффективным, если соперник окажется опытным игроком и сможет сразу показывать тонкости, нюансы игры. Полезно разбирать только что сыгранные партии, обмениваться с соперником мнениями и впечатлениями от игры, находить ошибки и обсуждать планы по их исправлению.
  2. Решение опубликованных шахматных задач и этюдов. Игры нужно чередовать с решением красивых шахматных комбинаций, взятых из практики профессиональных шахматистов, а также специальных упражнений. Сначала решаются этюды на простые темы, например, как поставить мат в три хода, а затем задачи постепенно усложняются. С помощью составленных более опытным шахматистом подборок таких задач и этюдов можно отработать любые элементы игры.
  3. Анализ собственных и чужих партий. Через каждые 4 партии делается перерыв для того, чтобы проанализировать сыгранное и записанное с помощью шахматной нотации в отдельную тетрадку. Наиболее оптимальный метод анализа – по записям восстанавливать игру на доске, разбираться в своих ошибках, продумывать новые шахматные стратегии.
  4. Изучение шахматной литературы. Самостоятельное обучение игре невозможно без чтения учебных пособий и качественных книг по шахматам. Например, книги «Путешествие в шахматное королевство» Ю. Авербаха и М. Бейлина, «Шахматы» И. Майзелиса – классика для начинающих шахматистов. Если сложно изучать книги для взрослых, то можно овладевать азами по детским учебникам. Правила игры едины для всех.
  5. По возможности нужно получить хотя бы несколько уроков у профессионального тренера по шахматам или записаться в шахматную секцию для детей и взрослых. Кроме того, участие в соревнованиях различного уровня и сеансах одновременной игры, проводимых опытными шахматистами, окажет большое значение в отработке практических навыков.

Шахматные нотации

Если вы когда-либо играли в морской бой на бумаге, то сложностей у вас не возникнет. Шахматная нотация – система записи процесса шахматной партии. С помощью записи можно отобразить весь процесс на доске и детально его проанализировать.

На шахматной доске нанесены цифры (слева 1-8) и буквы в количестве 8 шт. (на латыни или кириллице). Соответственно, если взять любую клетку на карте, у нее будут координаты в формате цифра и буква, нужно от клетки провести условную прямую к цифре и букве, это и будет название поля.

Кроме координат, у каждой фигуры есть свое сокращенное обозначение:

Фигура

Русское сокращение

Английское сокращение

Король

Кр

K (king)

Ферзь

Ф

Q (queen)

Ладья

Л

R (rook)

Конь

К

N (kNight)

Слон

С

B (bishop)

Пешка

п или ничего

p (pawn) или ничего

Процесс записи хода выглядит следующим образом (последовательность):

  1. Тип фигуры, в буквенном обозначении, которая ходит.
  2. Координаты стартового поля.
  3. Для простого передвижения «–», для взятия «×» или буква «x».
  4. Координаты поля на которое сделан ход.
  5. Если пешка совершила превращение, после целевого поля указывается фигура, которой она стала.
  6. Для взятия на проходе — знак «e.p.» (фр. en passant).
  7. Для шаха — знак плюс «+». Для мата — решётка «#» или два плюса «++». Для ничьей встречается знак «=».
  8. Комментарии к ходу« !» или «!!» для сильного хода, «?» или «??» для слабого, «?!» для рискованного, «!?» для интересного хода.
  9. Рокировка в длинную сторону записывается как «0—0—0», в короткую как «0—0». Некоторые форматы компьютерной записи ходов требуют обозначать рокировку как «O-O-O», с буквой «O» вместо нуля.

В википедии можно посмотреть символику (комментарии) про дополнительные записи к ходам. Шахматные нотации на начальном этапе обучения вовсе не обязательны, новичок и тем более ребенок должен понять основу игры и только потом, по мере роста навыка погружаться в анализ и нотацию шахматных партий. Не стоит с самого начала пытаться освоить огромный массив информации, начинайте с элементарного и у вас все получится.

Шахматы это не та игра, в которую можно научиться играть быстро, конечно, кому-то дается легче, кому-то сложнее, но так или иначе потребуется сыграть сотни партий, прежде чем садиться за стол с профессионалом.

Skillbox

На онлайн-платформе Skillbox.ru обучают шахматной игре как любителей-новичков, так и мастеров. На тех, кто впервые садится за доску, ориентирован полуторамесячный курс, прохождение которого позволит год бесплатно играть на известнейшем сервисе FIDE Online Arena. Начинающих знакомят с правилами, базовыми стратегиями, а после отработки приемов на практике привлекают к участию в турнирах. Год использовать возможности упомянутой FIDE Online Arena смогут также слушатели 3-месячной программы «Chess middle», разработанной для шахматистов с опытом, и 4-месячного онлайн-курса PRO-уровня.
 
Тех, кто запишется на первый из комплексов занятий, научат мыслить схемами и мгновенно просчитывать оптимальные ходы, а учащихся, покоряющих профессиональные высоты, познакомят с эксклюзивными игровыми приемами. Отработка последних будет проходить под персональным наставничеством международного гроссмейстера. 
 

Погрузить в шахматную культуру

Расскажите ребенку, что шахматы — это не просто игра или спорт, а целая культура: люди ищут антикварные экспонаты, заказывают фигурки в специальных мастерских, передают доски по наследству. Для начала можно купить простенькую доску, а потом, например, подарить ребенку какого-то необычного «короля».

Купить шахматы — это пол дела

Чтобы удерживать внимание школьников, важно продолжать обучение. Делать это можно своими силами или записать ребенка в шахматную школу

В современной школе Skysmart обучение шахматам проходит на интерактивной платформе. Ученики играют на живой онлайн-доске, делают упражнения и физкультминутки. А еще вдохновляются занимательными фактами про шахматы.

У каждого ученика — своя программа. Начинающие знакомятся с правилами, дебютами и пешечными эндшпилями. Продолжающие — углубляются в тактику и стратегию, продумывают атаку и защиту и учатся бороться за центр. Запишите ребенка на бесплатный вводный урок и получите 3 урока в подарок от Skysmart.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector