Шахматы для детей
Содержание:
- Udemy
- О шахматных фигурах и их расстановке и ценности
- Тренировка
- Chess
- Первые шаги для новичков
- Как правильно играть в шахматы?
- Chess for kids — Play & Learn
- Польза шахмат для детей
- Девочки и мальчики
- ChessOK
- Дальше — интереснее!
- Ценность фигур
- Что такое шах, мат и пат
- Шахматные нотации
- Ещё порция полезных советов для родителей
- Методика игры
- Другие правила шахмат
- Основы шахматной игры
- Как обучать игре в шахматы в игровой форме
Udemy
Интернет-ресурс Udemy является площадкой, где на выбор аудитории представлено более 130 тыс. видеокурсов. Разобраться в массиве предложений помогает развитая система фильтров – посетители сайта могут задать поиск по теме, продолжительности, рейтингу, языку преподавания, наличию субтитров и иным параметрам.
Курс для начинающих включает в себя 53 лекции. Во время учебы новички пройдут путь от правил расстановки фигур и законов «кто как ходит» до проработки дебютов, миттельшпиля и эндшпиля. Будут приобретены первые навыки блицевания, рассмотрены варианты предвидения действий противника, проработаны принципы раскрытия в начале партии и методы удержания преимущества в цейтноте.
Юным гениям рекомендован видеокурс «Азбука шахмат», который представляет собой подборку из 15 уроков с веселой переменкой. Программа основана на базе 20-летней практики тренера и, по словам автора, поможет не только в освоении азов игры, но и благотворно скажется на концентрации внимания ребенка, развитии воображения, памяти, логического мышления, усидчивости и целеустремленности.
О шахматных фигурах и их расстановке и ценности
На первых уроках даётся описание всех «действующих лиц» в шахматной армии, проводится знакомство с их возможностями, их действиями в связке друг с другом. Проводится закрепляющая игра «Угадай фигурку», после чего можно обучать ребёнка правильной расстановке фигур на доске.
Как только начинающий шахматист запомнит места фигур и сможет сам уверенно расставлять свою армию, можно начинать разбираться, как, согласно правилам, какая фигура ходит. Здесь помогут сценки пока что с неполным, небольшим количеством фигур на доске.
У каждого игрока изначально равное количество фигур. Это: один король, один ферзь, по два коня и слона, две ладьи и восемь пешек. Пешки занимают первую линию обороны, прикрывая собой всю остальную армию. Соответственно: белые пешки занимают вторую линию доски, а чёрные – седьмую. Ладьи, похожие по форме на крепостные башни, ставятся по углам – по краям первой и восьмой линии. Рядом с ними ставятся кони, затем слоны, затем – в центре линии – король и ферзь. «Золотое правило» гласит: «Ферзь любит свой цвет». То есть, белый ферзь ставится на белую клетку, чёрный – на чёрную, а рядом с ним – король.
Теперь о силе фигур и их соотношении. Самая слабая фигура в шахматах – пешка. У неё самые ограниченные возможности. Однако любая пешка, которая доберётся до противоположной крайней линии доски, может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Подробности ещё будут далее.
Примерно равные по силе и ценности, один конь или один слон равен по ценности трём пешкам. Ладья сильнее, и возможностей у неё больше. По ценности ладья равна одному коню (или слону) плюс ещё двум пешкам. Если же к ладье «придать» ещё пешку, то её ценность будет равна двум коням или слонам.
Самая сильная фигура в шахматной армии – это ферзь. По силе он равен двум ладьям, либо трём коням или слонам. А что же король? Эта фигура – особая. Она ни сильная, ни слабая. Это просто самая ценная фигура, которую нужно защищать от атак оппонента. Ведь потеря короля означает проигрыш партии.
Тренировка
Обучение шахматам включает практическое применение накопленных знаний
Сюда относятся теория, стратегия, тактика, улучшение зрительной памяти и внимание
Интенсивность тренировок оценивается по физической усидчивости и интеллектуальным навыкам юного шахматиста.
Теоретическая часть основана на изучении функций, направления фигур на доске и окончаний партий в конкретных случаях.
Стратегия — схема и расчет потенциальных способов хождения соперника и детальный просчет его действий.
Тактика — умение вне зависимости от хода игры находить внезапные комбинации и атаковать противника. Для осуществления требуется развитие зрительной памяти.
Применив вышеуказанные ключи необходимо приступать к практике. Опыт, а также участие в тренировочных турнирах с разными соперниками помогут улучшить навык.
Существует одиночная практика или борьба против кого-либо. Новичкам необходимо освоить базовые приемы. Поэтому в начале занятий проще обойтись без соперника. По мере накопления знаний добавится человек. С ним разыгрывается партия разной сложности. Тренер научит, как правильно вести себя на поле.
В первое время занятий нельзя допускать переутомления. Начинать лучше с одного часа и ежедневно добавлять по дополнительных 15 минут. Грамотно выстроенная тренировка не допустит чрезмерной загруженности информацией.
Рекомендовано завести график и домашних занятий и постараться ему следовать.
Chess
Международная площадка Chess предлагает массу вариантов погружения в мир шахмат: турниры, анализ партий, тренажеры, упражнения на отработку определенного навыка, видеоматериалы и статьи, общение в сообществе. Не последнее место занимает и раздел обучения, где нужную программу найдут и ноунеймы, и продвинутые юзеры.
Кейс «Пора играть!» разработан для клиентов, мастерство которых ограничивается знанием базовых понятий. Освоив контент 12 занятий, «чайники» поймут, в чем разница между шахом и матом, узнают о пате и других видах ничьих, научатся читать и записывать ходы с использованием нотации. По окончании учебы пользователи смогут попробовать свои силы во «взятии на проходе», рокировке и поиске сильного хода.
Первые шаги для новичков
Обучение шахматам детей и взрослых начинается с изучения основ и развития игровых фигур. Далее следует решение простых задач и головоломок.
Главное – учимся играть правильно, то есть, относясь к этому всерьез. Основные принципы становятся понятными после того, как пройдут первые уроки, а именно:
- Держать под прикрытием короля;
- Жертвовать фигурами в пользу удачного хода;
- Слабые отряды располагать ближе к центру;
- Стараться играть всеми фигурами;
- Нейтрализовать в первую очередь ферзя противника;
- Рокировка и прочие комбинации.
Это – «азы» преподавания, знать которые обязательно должен каждый ученик. Постичь их под силу даже школьнику. Их преподают и на онлайн обучении по шахматам для начинающих, и в занятиях по учебнику, и на групповых занятиях.
Для малышей занятия могут проходить также, как и для взрослых:
- По самоучителю;
- На онлайн-курсах;
- Индивидуально с преподавателем;
- На групповых курсах.
Уроки шахмат для самых маленьких детей проходят обычно в игровой форме в специальных секциях для дошкольников.
Во многих городах есть школа шахмат для детей, обучение там очное по учебной программе. С ребятами занимаются местные чемпионы по шахматному спорту. Дети играют между собой, с родителями и преподавателями. Там же проводятся соревнования для детей, в которых победитель проводит одну партию за другой. Обучение, которое дает подросткам русская шахматная школа, гораздо предпочтительнее, чем уроки шахмат на дому. Но имеет и свои недостатки, о которых говорилось выше: необходимость ездить на уроки, жесткий график, часто высокая стоимость.
Вне зависимости от того, какую форму обучения этой игры вы бы не выбрали, серьезные курсы или книжная «обучалка», помните, если вы сказали себе «я учусь», значит делать это нужно со всей серьезностью. Очень скоро вы станете настоящим мастером и, как знать, может будете обучать новых шахматистов или станете чемпионом мира как Магнус Карлсен.
Как правильно играть в шахматы?
Вы научились ходить шахматными фигурами по отдельности. Но если все фигуры стоят на шахматной доске, и одна фигура преграждает путь другой, как здесь правильно играть? Тогда следует поступить следующим образом: если на пути стоит ваша фигура, то путь закрыт. Если же стоит фигура другого цвета, путь можно освободить, взяв (побив) ее. Это происходит следующим образом: «вражескую» фигуру вы снимаете с доски и на ее клетку ставите свою бьющую фигуру. Это делается за один ход. Однако брать фигуры необязательно.
Давайте рассмотрим пример:
В этом примере путь черной пешке преградила белая, но черная пешка может побить ладью. Сделав такой ход, она переходит на новую вертикаль и может продолжать по ней движение вперед. Черная пешка, стоящая на «e7» может пройти на восьмую горизонталь двумя путями: просто вперед, или взять коня. И в том, и в другом случае, пешка прошла все шахматное поле и может превратиться в любую фигуру.
Во время игры все фигуры передвигаются по доске, нападают друг на друга, снимаются с доски. Все, кроме одной — короля. Короля сбить нельзя. Ему можно только объявить «шах», то есть предупреждение. Если король получает «шах», нужно немедленно отреагировать, обезопасить его. Это можно сделать, сбив нападающую фигуру, защитив короля другой фигурой, уйдя на безопасное поле. Если нет возможности защитить короля, значит, король получил «мат». Партия проиграна. При записи «шах» правильно будет обозначается +, «мат» — x.
Есть еще два исключения из правил шахмат для начинающих:
- Вы знаете, что за один ход можно передвинуть только одну фигуру, однако за время игры каждому игроку разрешается один раз сделать двойной ход — одновременно переставить короля и ладью. Этот ход называется «рокировка». Рокировка делается следующим образом: ладью надо придвинуть к королю, король перепрыгивает через нее и становится с другой стороны. Нельзя делать рокировку, если: король и ладья уже делали ход; королю объявлен шах; после рокировки король и ладья не должны остаться под боем.
- Это касается только пешек. Можно побить пешку на проходе, когда она делает двойной ход. Как только пешка противника сделала двойной ход, вы можете снять ее с доски, поставив свою пешку на поле так, будто пешка противника сделала простой ход. Взять пешку на проходе можно только сразу после двойного хода пешки. Не взял сразу — возможность пропадает. Посмотрите на пример. Белая пешка c2 сделала двойной ход и стала на c4. Черная пешка с!4 может снять белую пешку с c4 и стать на cЗ, как будто белая пешка сделала простой ход.
При игре соблюдайте основное правило шахмат и учитесь сразу играть правильно: тронул фигуру — ходи ею. Поэтому пока вы не продумали как следует ход — не прикасайтесь к фигуре.
Вы познакомились с основными правилами шахматной игры и можете попробовать сыграть свою первую шахматную партию.
Если у вас появилось желание научиться хорошо и правильно играть в шахматы, изучить это искусство поглубже, воспользуйтесь специальными сайтами «Шахматы для начинающих», «Как научиться играть в шахматы», шахматной литературой для детей, книгами, журналами, поиграйте в шахматные симуляторы .
Chess for kids — Play & Learn
Рекомендуемый уровень подготовки: нулевой. В зависимости от навыков можно задавать более сложные уровни.
Программа от создателей популярного во всём мире шахматного сайта Chess.com предназначена в первую очередь для детей. У неё соответствующий интерфейс, обучающие ролики — мультипликационные и т. п. Правда, на английском, но даже если вы совсем не знаете иностранный язык, разобраться в опциях не составит труда, ведь заточено всё под маленьких пользователей и сделано максимально просто и понятно.
В Chess for kids есть возможность играть с роботами разных форматов, брать подсказки, в весёлой ненавязчивой форме обучаться базовым действиям. Если хотите играть с настоящими соперниками (такими же пользователями, как и вы, по всему миру), придётся приобрести платную подписку.
Польза шахмат для детей
Если ваш малыш гиперактивный, и ему понравились шахматы, поддержите его желание, так как они развивают усидчивость и дисциплину. Если вы хотите развить интеллект ребенка обязательно попробуйте научить его играть в шахматы.
Первые шаги в обучении нужно начинать с близкими родственниками, если мама с папой не имеют соответствующих знаний, это могут быть бабушка или дедушка. После изучения фигур и начальных знаний можно отдать ребенка в секцию шахмат. Вы не пожалеете об этом так как польза от игры в шахматы очевидна:
- развивает мыслительный процесс;
- малыш становится усидчивым и внимательным;
- дает понимание о последствиях его действий, учит быть ответственным;
- развивает логическое мышление;
- учит нестандартно думать;
- учит анализировать действия противника и предугадывать его поведение.
Девочки и мальчики
В обществе существует мнение, что шахматы больше мужской спорт, чем женский. Хотя в них могут одинаково играть девочки и мальчики. Чемпионаты мира по шахматам среди женщин стали проводить с 1927 года. При этом женщины могут играть в мужских турнирах, а вот мужчины в женские не допускаются.
Долгое время считалось, что мужчины играют в шахматы лучше, чем женщины. Однако Юдит Полгар разрушила этот стереотип
По мнению ее отца, важно начинать обучение с раннего возраста, уделять предмету достаточно времени, но при этом не забывать о всестороннем развитие. Тогда девочка сможет достичь высот в шахматах
Если изначально не стоит цель завоевать звание чемпионки, то шахматы могут быть полезны девочке для общего развития. Они научат ее аналитическому мышлению, ответственности, разовьют логику, что в конечном итоге может положительно сказаться на ее дальнейшей жизни и помочь в учебе.
Шахматы для девочки отличная возможность потренировать мозг. Сможет ли она достичь в них успеха зависит от множества факторов, в том числе от ее желания и заинтересованности. Поэтому прежде чем отдать дочь в шахматы поинтересуйтесь о наличии у нее желания заниматься этим видом спорта.
ChessOK
На ресурсе Chessok.net доступно не только безвозмездное обучение по текстовым и видеоурокам, но и скачивание программ и движков, которые позволят оттачивать новые теоретические познания на практике. Опубликовано огромное количество задач для решения онлайн. Есть возможность бесплатно помериться силами с компьютером.
Чтобы сыграть с воображаемым электронным соперником, предварительно выбирается уровень: 1-й — для игроков-новичков, 15-й — для профессионалов. Тем, кому любопытные не только игровые моменты, предлагается небольшой исторический экскурс — подборка кратких биографий всех чемпионов мира.
Дальше — интереснее!
Шахматы – древняя интеллектуальная игра, не потерявшая актуальности и сегодня, спустя полтора тысячелетия после своего появления. Она неизменно входила в образовательный курс индийских, персидских и арабских правителей и военачальников, европейских королей и рыцарей, русских царей и витязей.
И сегодня считается, что владение этим искусством отличает интеллектуально развитого человека, поэтому многие родители отдают своих детей на соответствующие курсы и стараются привить им это умение самостоятельно. Если вы не знаете, как научить ребенка играть в шахматы с нуля, воспользуйтесь следующими несложными советами.
Обеспечьте необходимый настрой ребенка. Разумеется, детское сознание существенно отличается от разума подростка или взрослого человека – и это необходимо учитывать перед тем, как приступить к обучению. Ребенок в дошкольном возрасте познает мир в основном через игру, поэтому воспользуйтесь этой особенностью его мышления. Превратите в его сознании шахматную доску в сказочную страну, где два короля, их поданные и войска сошлись в битве.
Начинайте с малого. Шахматы – сложная игра, и попытка научить ребенка игре в них сразу ни к чему хорошему не приведет. Осваивать это искусство вместе с малышом нужно постепенно, чтобы он не испытывал перегрузки информацией и утомления. Первое время 10-15 минут в день вполне достаточно.
Не начинайте сразу с правил – лучше расскажите ребенку, как зародились и развивались шахматы, поведайте о значении каждой фигуры, начиная от пешки и по возрастающей до короля, покажите правильную их расстановку – так ребенок будет лучше понимать шахматную иерархию, что важно для игры. Затем уже можно начинать изучать непосредственно правила в процессе игры
Начните с простого хода пешкой и далее по возрастающей. Если вы чувствуете, что заинтересованность ребенка от занятия к занятию увеличивается – вы все делаете правильно. Проведите первое сражение. После того, как ребенок усвоил, что шахматная доска, а фигурки – это войска, можно приступать непосредственно к игре, то есть «битве»
Затем уже можно начинать изучать непосредственно правила в процессе игры. Начните с простого хода пешкой и далее по возрастающей. Если вы чувствуете, что заинтересованность ребенка от занятия к занятию увеличивается – вы все делаете правильно. Проведите первое сражение. После того, как ребенок усвоил, что шахматная доска, а фигурки – это войска, можно приступать непосредственно к игре, то есть «битве».
Со временем партии нужно усложнять, делать интереснее – ведь шахматы не просто развлечение, а игра, требующая серьезной работы мозга. В интернет-сети существует множество ресурсов и видеороликов, где рассказывается, как правильно научить ребенка играть в шахматы
Но здесь важно понимать, что от уровня наставника зависит, насколько быстро и эффективно малыш будет усваивать материал. Порой скучная подача отбивает у него все желание тратить свое время на изучение этой игры
Поэтому лучшим выходом будет подобрать курсы, где научить ребенка играть в шахматы сможет опытный и профессиональный педагог. Такие занятия проводятся, в частности, и в клубе детского творчества «Дом Белого Кролика». На них не просто дается детям информация об этой игре, но воспитывается в них уважение к ней и желание освоить ее для собственного развития.
Ценность фигур
Правила в шахматах нужно неукоснительно соблюдать. Играть рекомендуется без фанатизма, то есть, не рискуя понапрасну фигурами. На игровой доске важна каждая пешка. Ведь если в вашей армии не останется бойцов, то с кем вы пойдете в атаку для того, чтобы поставить мат. Однако ошибок в игре не избежать и иногда приходится жертвовать представителями игровой армии. Что из них отдавать – решать вам, ниже мы приведем таблицу с их ценностью:
- Ферзь – 9 очков;
- Ладья – 5 очков;
- Слон и Конь – по 3 очка;
- Пешка – 1 очко.
Очки не влияют на результат. Они лишь дают понять игроку, что он теряет, отдавая материал сопернику, и что приобретает, когда его берет. Описание всех участников настольной баталии были приведены выше.
Что такое шах, мат и пат
Есть всего одна фигура, которую невозможно взять, – король. Ему только можно объявить шах или поставить мат. Шахом называется такая позиция, при которой короля «взяла на прицел» вражеская фигура. Король не может оставаться под боем: следующим же ходом его необходимо убрать из-под удара, либо прикрыть другой фигурой. Нельзя в ответ на объявленный соперником шах поставить и ему шах тоже: нужно сперва убрать из-под удара своего короля.
Пример: объявлен шах ладьёй (зелёная стрелка). Жёлтыми стрелками показано, куда может уйти от шаха король, или как другие фигуры могут прикрыть его от нападения.
А здесь мат: король не может никуда уйти, и закрыть его нечем. На рисунке показан самый быстрый «Мат в три хода».
Если же уходить ему некуда (все соседние клетки заняты и (или) «простреливаются» фигурами противника), и прикрыть короля от шаха нечем, то такая позиция называется «мат». И проигрыш всей партии, независимо от того, на чьей стороне сейчас численный перевес в фигурах.
Пат – такая позиция, при которой король не находится под шахом, но и пойти никуда не может: все соседние клеточки заняты и(или) находятся под боем. И больше, кроме короля, ходить нечем. В этом случае объявляется ничья. Даже если оказавшийся в патовой ситуации король одинок на доске, а у противника ещё в запасе целая армия.
Шахматные нотации
Если вы когда-либо играли в морской бой на бумаге, то сложностей у вас не возникнет. Шахматная нотация – система записи процесса шахматной партии. С помощью записи можно отобразить весь процесс на доске и детально его проанализировать.
На шахматной доске нанесены цифры (слева 1-8) и буквы в количестве 8 шт. (на латыни или кириллице). Соответственно, если взять любую клетку на карте, у нее будут координаты в формате цифра и буква, нужно от клетки провести условную прямую к цифре и букве, это и будет название поля.
Кроме координат, у каждой фигуры есть свое сокращенное обозначение:
Фигура |
Русское сокращение |
Английское сокращение |
Король |
Кр |
K (king) |
Ферзь |
Ф |
Q (queen) |
Ладья |
Л |
R (rook) |
Конь |
К |
N (kNight) |
Слон |
С |
B (bishop) |
Пешка |
п или ничего |
p (pawn) или ничего |
Процесс записи хода выглядит следующим образом (последовательность):
- Тип фигуры, в буквенном обозначении, которая ходит.
- Координаты стартового поля.
- Для простого передвижения «–», для взятия «×» или буква «x».
- Координаты поля на которое сделан ход.
- Если пешка совершила превращение, после целевого поля указывается фигура, которой она стала.
- Для взятия на проходе — знак «e.p.» (фр. en passant).
- Для шаха — знак плюс «+». Для мата — решётка «#» или два плюса «++». Для ничьей встречается знак «=».
- Комментарии к ходу« !» или «!!» для сильного хода, «?» или «??» для слабого, «?!» для рискованного, «!?» для интересного хода.
- Рокировка в длинную сторону записывается как «0—0—0», в короткую как «0—0». Некоторые форматы компьютерной записи ходов требуют обозначать рокировку как «O-O-O», с буквой «O» вместо нуля.
В википедии можно посмотреть символику (комментарии) про дополнительные записи к ходам. Шахматные нотации на начальном этапе обучения вовсе не обязательны, новичок и тем более ребенок должен понять основу игры и только потом, по мере роста навыка погружаться в анализ и нотацию шахматных партий. Не стоит с самого начала пытаться освоить огромный массив информации, начинайте с элементарного и у вас все получится.
Шахматы это не та игра, в которую можно научиться играть быстро, конечно, кому-то дается легче, кому-то сложнее, но так или иначе потребуется сыграть сотни партий, прежде чем садиться за стол с профессионалом.
Ещё порция полезных советов для родителей
Дети не любят проигрывать. Если вы будете играть в полную силу и обыгрывать ребёнка, вы отобьёте у него охоту заниматься шахматами. С другой стороны, и слишком поддаваться тоже нельзя: победа не должна быть легко достижимой. Она должна быть стимулом, результатом преодоления препятствий, усилий и стараний. Нелегко соблюдать этот баланс, но нужно стараться делать это.
Играть нужно не молча, а с шутливыми комментариями по ходу партии некоторых действий – своих и ребёнка
После партии нужно обязательно подытожить её развитие, мельком обратив внимание ребёнка на некоторые ошибки и, наоборот, удачные ходы – свои и его
Обязательно нужно побольше хвалить ребёнка, в особенности – за нестандартные решения, которые он отыскал по ходу партии «своим умом». Хвалите часто и много, не опасаясь «переборщить» в этом деле. И ни в коем случае не сто́ит торопиться отправлять ребёнка на детские шахматные турниры, да и просто на игры со сверстниками. Пусть вначале потренируется «в тепличных условиях», повысит свой уровень игры, приобретёт уверенные навыки.
Можно и нужно использовать книжки-самоучители, компьютерные занятия и обучающие программы. Но: играть ребёнок должен чаще всего всё-таки не с компьютером, а с близким человеком. Потрудитесь найти хотя бы 0,5-1 ч. в день для этого полезного общения с ребёнком. Незаметно пройдёт время; он вырастет, и больше не будет нуждаться в общении с вами, не будет и искать этого общения. Поэтому – уделяйте время детям вечером и в выходные «здесь и сейчас», пока вы им нужны, чтобы потом не было горького сожаления. На развитие личности ребёнка огромное влияние оказывает именно родительская модель поведения: как в ходе шахматного поединка, так и в других жизненных ситуациях.
При покупке шахмат не скупитесь. Многие опытные преподаватели настоятельно рекомендуют обучать ребёнка именно на наборе с крупными деревянными фигурами, покрытыми блестящим лаком; на высоком постаменте деревянной доски, а не доске-картонке.
Шахматы – одна из самых старинных игр в истории человечества. Эта мудрая игра сохранила свою популярность и дошла до нас через века и тысячелетия не просто так. Издавна шахматная партия сравнивалась со сражением, а шахматист – с полководцем, стратегом. На самом деле, смысл шахмат гораздо шире только лишь военного сражения. Каждая партия – это поединок, силы сторон в котором сначала абсолютно равны, а победа зависит только от умений, решительности и настойчивости «полководца». Учась побеждать в шахматах, ребёнок учится побеждать и в жизни, находя правильные решения в различных ситуациях.
Методика игры
В этом случае есть несколько путей, но для ребенка дошкольного возраста наиболее исчерпывающим будет способ «запретного плода». Если детям запрещать что-то, то они обязательно этим заинтересуются. Несколько таких ситуаций и ребенок точно будет готов просидеть не один час с запретной игрушкой.
Правила игры.
Шахматные правила довольно сложные, но если правильно преподнести, то дети смогут их понять и запомнить. Не стоит нагружать дитя заумными шахматными терминами. Вряд ли они будет использовать рокировку или страдать от цугцванга, а тем более не будут играть рапид с часами Фишера. Достаточно объяснить, как ходят фигуры, какая цель игры; обозначить ранги фигур и их роль.
Интерес к шахматам
Пользование вспомогательными ресурсами.
Шахматы с взрослым для дошкольников помогают пройти обучение всем тонкостям игры. Уже можно углубить знания, рассматривать легендарные шахматные этюды, смотреть видео с комментариями, применять иллюстрированную литературу и т.п.
Дополнительная информация! Не лишним будет внедрение новых терминов шахматной игры, которые ребенку должны открываться постепенно. Использование новых «шахматных» слов порождает желание узнать больше об игре.
Другие правила шахмат
Как известно, в любом сражении солдаты не просто маневрируют на поле боя, они нападают и бьют солдат противника, а сами защищаются от вражеских атак. Шахматные фигуры не исключение, тоже нападают, бьют врага и защищаются от атак.
Ходы в шахматах выполняются соперниками по очереди. Ход может состоять из простого перемещения своей фигуры, а может из взятия фигуры соперника. При этом она убирается с доски, а фигура, которая совершила взятие, ставится на место побитой фигуры.
На диаграмме ферзь черных, при своем ходе, может взять белую ладью на е3, в этом случае ладья убирается с доски, а ферзь побивший ее ферзь становится на поле е3. Также ферзь может взять слона не а6. При этом слон убирается, а ферзь становится на а6. Показаны также другие возможные взятия разными фигурами.
Нападение на короля называется шахом. На диаграммах показан шах королю от различных фигур.
Игрок обязан защитится от шаха. Сделать это можно тремя способами — уйти королем, закрыть короля своей фигурой, взять атакующую фигуру противника. На диаграмме белый ферзь напал на черного короля, объявил шах. Черные могут уйти королем, закрыться ладьей или взять шахующего ферзя слоном.
Если возникла позиция, когда король находится под шахом, а игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать, это значит, что королю поставили мат. С арабского словосочетание «шах мат» переводится как «король умер». Главная цель игры поставить мат королю противника. В шахматах означает проигрыш. Партия заканчивается.
На диаграмме мат черному королю. Белая ладья d8 дает шах, закрыться или взять напавшую ладью невозможно, так же как уйти от шаха.
Шахматные партии не всегда играются до мата. Часто игрок получивший плохую позицию и считая свое положение безнадежным, сдается не дожидаясь мата, так как уверен, что мат рано или поздно неизбежен. Однако даже в самой тяжелой позиции, при невнимательности противника, проигрывающий игрок может избежать поражения и потребовать ничью.
Если возникает позиция, при котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все её фигуры и пешки лишены возможности сделать ход по правилам, причём король не находится под шахом, это значит, что на доске пат. Партия заканчивается, объявляется ничья.
На диаграмме у белых ладья и король, против одинокого черного короля. Белые предвкушают победу и готовы в несколько ходов поставить мат и выиграть. Однако очередь хода черных. Шаха им нет, а ходить некуда. Брать ладью нельзя, она под защитой короля, поля а7 и b8 под боем ладьи. Пат. Ничья.
Другая ничейная ситуация это троекратное повторение. Часто достигается вечным шахом. На диаграмме у белых материальный перевес и следующим ходом они готовы поставить мат. Однако ход черных и они ходят ферзём на f2 и объявляют шах. Белый король обязан отступить на h1, другого способа защитится нет. Но черные вновь делают шах, возвращаясь ферзём на f1. У белого короля нет выбора кроме как вернуться на h2. Избежать непрерывных шахов нет возможности. И после троекратного повторения позиции объявляется ничья.
Также ничья фиксируется:
- если обе стороны сделали 50 последних ходов без взятия и без хода пешкой;
- если на доске осталось недостаточно фигур для постановки мата.
Ну и конечно, игроки имеют право по взаимному согласию зафиксировать ничью, если ни один из них не видит пути к выигрышу.
Основы шахматной игры
Лекции проводит тренер и педагог, мастер ФИДЕ по шахматам Эльвира Уманская. Онлайн уроки станут для школьника достойной альтернативой живому занятию: доступным языком рассказывают историю создания термина «шахматы» и самой игры. Уманская объясняет основы игры, рассказывает о шахматных фигурах и их «стоимости», сравнивает фигуры с двумя войсками (метод улучшает наглядность информации)
Педагог рассказывает о важном термине «рокировка», её правилах и объясняет, для чего она нужна. В процессе лекций ребёнок узнаёт о тактике и стратегии игры, научится думать во время игры на несколько ходов вперёд.
Как обучать игре в шахматы в игровой форме
Чем раньше начинается процесс знакомства с шахматами, тем более уместным будет использование приемов обучения в игровой форме
Важно понимать, что занятия должны быть не утомительными и затянутыми, а скорее динамичными и особенными, пробуждающими желание узнать, что же будет дальше
Следует разделить обучение на несколько этапов, чтобы каждый из них был коротким, информативным и нестандартным. Можно применять разные активности:
- проверять ходы или знание фигур;
- дополнительные фигурки солдатиков, которые нужно убрать с доски;
- карточки с вариантами ходов, порядком фигур,
Важно!Главное, чтобы процесс обучения не был сухим пересказом теории.
Отлично подойдет использование интересной сказки, герои которой – фигуры, и каждая из них получит свою роль и действия, соответствующие поведению их на доске в игре. Сценарий следует продумать и применять постоянно, внося коррективы в ход битвы и варианты применения героев сказки. Для маленьких игроков очень важен ассоциативный ряд. Можно применить такой вариант названия фигур и их значения:
- король имеет символ власти – корону и потому самый важный, все должны его защищать и выполнять его приказы-ходы;
- ферзь – королева, находится рядом с королем и готова всегда его защитить, имеет особый статус благодаря своей короне;
- ладья – две важные опоры защиты, напрямую помогают в ней;
- слон – тайный защитник, его лицо спрятано под шарфом, потому у него такая форма;
- конь – верный помощник и друг;
- пешки – солдаты, готовы первыми вступить в битву.
Используя такие параллели можно дополнительно обозначить, почему именно каждая фигура должна ходить так, а не иначе. В контексте дети запоминают правила лучше, и игра становится для них приключением, подстегивая интерес и желание продолжать ее.