Поэтапное рисование городецкой росписью

Обучение детей в детсаду и младшей школе

Для детского сада (старшая группа) роспись доски – это один из путей научить ребёнка изобразительному искусству и понимать его на определённом уровне. Начинать практику предпочтительнее на бумаге, так как она может быть использована в качестве эскиза, который можно перенести на более твёрдый материал.

Вам надо всего-навсего подготовить кисточки и несколько разворотов из тетради (для заготовок), чтобы приступить. Учтите аспекты:

  • бумагу надобно брать формата, близкого к A4 (в альбомах или ватман подобающих масштабов), а для детей от пяти лет оптимальным вариантом будет применение ещё и менее плотных листов для набросков, из которых вся задумка будет перенесена окончательно;
  • потребуется три щётки, чтобы получить лучший результат: колонковая, беличья и флейц. Последний – это плоская кисть, используемая для мелких штрихов, которые невозможно содеять более солидными разновидностями;
  • мастера применяют в своей деятельности масляные краски, а на занятиях ИЗО дошкольников (пятый класс шаблоны также может использовать при натаскивании) лучше обучать с гуашью. В стандартный набор входит двенадцать окрасов, из которых надо взять всего восемь: белый, вишнёвый, ярко-голубой, алый, жёлтый, тёмно-зелёный и красный. Крайние 3 надо смешивать, а оставшиеся можно и по отдельности.

В младшем возрасте декоративное рисование легче демонстрировать учителям поэтапно (для начинающих взрослых схожий метод работы тоже подходит) в такой последовательности:

  • набросать схему в натуральном размере. Отмечаются мизерные детали, которые перенесутся на финальную версию.
  • Выделение центра мозаики и черт, которые будут применяться в каждой секции;
  • прорисовка каждого фрагмента досконально при помощи указанных инструментов;
  • покрытие доски лаком – эту фазу поручить тем, кто старше.

Воспитателям и преподавателям необходимо контролировать процесс на стадии переноса замышлённого на плоскость, чтобы исключить вытекание краски не туда, куда нужно, и устранить ничтожные ошибки быстрее.

Два основных отрезка процедуры иллюстрирования, подмалёвок и оживки, выполняются разными мазилами (в случае с флористикой между ними происходит ещё и начерчивание теней). Сперва надлежит малевать фон равномерным слоем, после чего приступать к добавлению мелочей.

Готовому изделию стоит просушиться перед лакированием прозрачным средством, защищающим от выцветания, выгорания и сырости.

Как изобразить цветы в городецкой росписи

Чтобы картины получились особенно хорошо, рассмотрим поэтапное рисование городецкой росписи на примере цветов. Они считаются символом здоровья.

Чтобы достаточно хорошо овладеть техникой городецкой росписи, достаточно научиться рисовать четыре цветка. Выполняется работа в три этапа, в отличие от остальных элементов:

Пока вы учитесь, а так же если работу выполняют малыши, можно использовать карандаш в технике рисования “городецкая роспись”. Поэтапное рисование для детей, да и для взрослых, будет выглядеть следующим образом:

  1. Нанесите на лист бумаги карандашом четыре круга (три одинаковых и один поменьше)
  2. Возьмите тонкую кисть и поставьте вишневой краской круглые пятна (в первых двух – сбоку, а в оставшихся – посередине)
  3. Используя эту же краску, на первом кругу рисуем дугу с краю. Чтобы правильно ее навести, держите кисть перпендикулярно листу бумаги. Едва касаясь, начинайте рисовать, потом делайте нажим, а завершайте опять тонкой линией.
  4. На втором круге рисуйте такую же дугу, но уже не по краю, а внутри. А с краю располагайте лепестки. Делайте их так же, как и предыдущий элемент, только меньшим размером.
  5. На третьем круге лепесточки распределяйте уже по окружности.
  6. В четвертом дорисовывайте капельки методом промакивания. Располагать их надо по радиусу вокруг центрального пятнышка.

Когда вы научились рисовать элементы отдельно, переходим к изготовлению цветка:

  1. Вначале рисуем подмалевки – большие пятна краски в виде круга. Берем любой цвет, обычно это розовый или голубой.
  2. На эти круги наносим один из выбранных узоров, которые учились рисовать – это этап наведения лепестков.
  3. Теперь завершаем работу оживками. Выполняются они на цветах белой краской. Делаем аккуратные прорисовки или ставим точки, чтобы оживить узор.

Изображение цветов – это основа стиля “Городецкая роспись”. Поэтапное рисование в детском саду таких узоров принесет детям много радости и научит их аккуратности, так как все надо выполнять без эскиза, а дуги и оживки делать с особой точностью.

Как нарисовать лошадь? Мастер-класс

Тот конь, что изображается с помощью трафаретов, настоящими мастерами не признавался. Но если вы новичок в изобразительном искусстве и пытаетесь постичь основы городецкой росписи, то можете попробовать два способа изображения коня – поэтапное рисование по Коновалову и Соколовой, а также рисование по шаблону. Первый способ более ценный, но и более сложный.

В следующем видео показывается способ рисования городецкого коня.

https://youtube.com/watch?v=8Y6HDqlyjmo

Учиться рисовать нужно на плотной акварельной бумаге. Сначала художник тренирует руку на бумаге, делает множество повторений, и только потом переносит изображение на дерево. Для работы по рисованию лошади поэтапно в стиле городецкой росписи вам понадобятся: акварельная бумага, черная краска, краска другого яркого цвета, белая краска и беличьи кисти разных размеров.

Рисование коня поэтапно:

    1. Не тонкой кистью, черной краской делается первый мазок. Если до того вы уже рисовали птицу, то мазок будет сродни тому, каким прорисовывалась ее грудь и шейка. К данному мазку нужно приписать еще один, вместе с первым он должен образовать каплевидный элемент. В нем будут просматриваться изогнутая шея и грудная клетка лошади.
    2. К передней части тулова следует приписать очертание седла. А от задней части седла нужно писать круп животного.
    3. К изящной шее художник пририсовывает маленькую продолговатую головку округлой формы. К головке животного приписываются маленькие острые ушки.

  1. Далее нужно дописать к туловищу верхние отделы ног, передняя же традиционно будет поднятой.
  2. Затем к верхним отделам ног приписываются нижние части – от коленца до копыт. Не нужно следовать анатомической правильности, образ лошади у городецких мастеров всегда обобщенный, но при этом колоритный и убедительный. Копыта рисуются как черные остроконечные листочки.
  3. Хвост рисуется плавными, легкими кистевыми движениями.
  4. Теперь нужно ярко закрасить седло, прописать уздечку.
  5. Настало время белильной разживки – ею прорисовывают круглый глаз животного, тонкими штришками описывают его гриву, хвост. Мелкие мазки оттеняют копытца коня.

Сегодня можно рисовать и белых, и красных лошадей. Можно рисовать и пару лошадей, которым доводится счастливо пастись на цветочном лугу. Но каноничный конь черный, потому учиться писать главного городецкого героя лучше традиционным путем.

Использование шаблонов

Если вы следуете традициям городецкой росписи, рисуете коней, которые пасутся на лугу, может возникнуть проблема с симметрией изображения. Например, один конь получается хорошо, а вот другой, который должен стать зеркальным отображением первого, никак не получается. В такой ситуации и приходят на помощь декоративные шаблоны. Нужно нарисовать коня на плотной бумаге, вырезать его, перевернуть и приложить к поверхности, которая будет расписываться.

Если хочется утилитарных вещей, то можно всей семьей, к примеру, с помощью шаблонов расписать лошадку-качалку. Приобрести деревянную игрушку, которая пока ничем не украшена, и самостоятельно ее расписать. Получится красивая и символичная вещь: маленькая игровая лошадка с изображением сказочного городецкого коня.

masteridelo.ru

С чего брать старт

Если вы сами решили упражняться или ваш сын, или дочь желает научиться этому, необязательно посещать какие-либо курсы. Достаточно начать с малого – найти уроки онлайн в удобной для вас форме – это может быть текст с иллюстрациями, где передаётся, как рабочее полотно обретает собственные очертания.

Другие видоизменения – видео, раскраски, трафареты, позволяющие наглядно понять всё, и в итоге понять по ходу.

При проделывании трудов нецелесообразно спешить, пытаясь как можно стремительнее нанести оттенки на поверхность – так только можно получить разводы. Воспользуйтесь карандашом для того, чтобы навести контуры, но не надавливайте.

  • Лоскутное шитье — техника и мастер-класс пошива стильного и красивого шитья своими руками (80 фото)
  • Кукла Тильда — мастер-класс пошива игрушек своими руками. 125 фото лучших моделей игрушек
  • Как сделать из бумаги машину: пошаговое описание как просто и быстро построить качественную машинку (75 фото + видео)

Другая особенность операции – сосредоточение тёмных пятен поверх светлых. Вам остаётся выбрать направление, в котором собираетесь творить, посему и вы освоите городецкую роспись. Живопись для совершенствования своего мастерства можно вначале подбирать в сети, после чего воспроизводить и свои текстуры или лейтмотивы.

Изначально до совершенства далеко, но с постоянным повторением и оттачиванием навыка результат станет качественней, давая право промышлять профессионально и постоянной основе.

Технология городецкой росписи

Современные мастера для создания картин в данной технике используют краску – темпера. Ее можно заменить гуашью с добавлением клея ПВА. Из каждого выбранного цвета создают два оттенка: один разбеленный, а другой насыщенный. Этапы городецкой росписи:

  1. Роспись можно выполнять сразу на деревянной основе или предварительно покрыть ее желтой, красной или черной краской.
  2. Тонкими линиями с помощью карандаша намечается будущий узор. Делают подобные действия для основных элементов.
  3. Широкой кистью наносят основу цветков в виде пятен правильной круглой формы.
  4. Сверху делают повторные мазки более темным оттенком. После завершения крупных элементов с помощью нескольких мазков формируют листочки.
  5. На заключительном этапе с помощью тонкой кисти наносят штрихи и точки черного и белого цвета.
  6. После высыхания все изделие покрывают бесцветным лаком.

История промысла

Родина городецкой росписи – Поволжье. Жители сел Хлебаиха, Курцево, Савино, Букино и некоторых других поселков украшали прялки резьбой, а затем подкрашивали орнамент, чтобы потом продать изделия на нижегородской ярмарке. Со временем колоритные узоры полностью вытеснили резной декор, а яркие рисунки стали называть нижегородской росписью.

Термин «городецкий узор» появился только в 1930-х гг, когда общественности стали известны работы одного из самых самоотверженных исследователей русских народных промыслов В.М. Василенко. Городец – главный рынок сбыта расписной утвари. Мастера учитывали этот факт, и на узорах отобразились быт, нравы, образы, связанный с городком. Со временем роспись стала художественным олицетворением культуры и колорита Городца и его окрестностей.

Местные умельцы искусно управлялись в резьбе по дереву. Лесные просторы позволяли мастерам использовать дешевый и доступный материал для создания своих шедевров. Расцвет промысла связан с деятельностью Петра Первого, который требовал, чтобы его военные корабли украшали резьбой и росписью. Со временем корабли передислоцировались ближе к новым завоеванным землям, а народные умельцы стали искать другие направления для применения накопленного опыта.

Расцвет городецкого промысла начался в 1870 году, когда в одну из деревень приехал иконописец Огуречников. Его цель заключалась в обновлении полотен живописи местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить новые навыки: «оживку» белками, использование сразу нескольких шаров краски, другие приемы.

Работа с шаблонами

Часто трафареты применяют в тех случаях, когда нужно ускорить или упростить процесс. Также они могут быть полезными на занятиях с дошкольниками, на уроках технологии во 2 классе. Шаблоны для городецкой росписи вырезают дети или преподаватель.

В учреждениях дополнительного образования, а также в общеобразовательных школах предусмотрены уроки, посвящённые народным промыслам, в частности, росписи. Учитель может выбрать форму проведения на своё усмотрение, в том числе решить, будут ли дети рисовать по шаблонам, без них или вырезать и клеить аппликации.

Занятие с аппликацией

Работа с аппликациями начинается с того, что на перемене дети готовят салфетки, ножницы, подкладные листы, цветные карандаши и клей. Учитель показывает слайды, рассказывает, чем отличается городецкая роспись от других видов, рассказывает о купавке, розе, розане и ромашке, а также о других элементах. Затем ребята знакомятся с планом изготовления расписной дощечки. Для создания аппликации им нужно сделать следующее:

  • вырезать листики и розаны;
  • составить рисунок;
  • приклеить элементы к картону;
  • вырезать птичку;
  • приклеить её;
  • дорисовать недостающие детали;
  • оживить рисунок.

Элементы и мотивы городецкой росписи

Различают три базовых вида композиций. Это «чистая» цветочная роспись, композиция с включением мотива «конь» и сложная сюжетная роспись.

Цветочный орнамент наиболее простой в исполнении. Выделяют несколько элементов орнамента:

  1. «Букет» — симметричное изображение. Это небольшие композиции, состоящие из 1 – 3 цветков. Украшают коробочки, шкатулки, стаканчики, солонки, чашки, пиалы;
  2. «Гирлянда» — вид «букета», когда один крупный цветок располагается в центре, а вокруг него выстраивается композиция с более мелкими цветками;
  3. «Ромб» — вариация «гирлянды». Несколько крупный цветков формируют центр, а листья и бутоны уменьшаются на вершине ромба. Орнамент чаще украшает крупные сундуки, большие разделочные доски, дверцы шкафов и хлебницы;
  4. «Цветочная полоса» — сложная композиция, состоящая из верхнего и нижнего ярусов. Орнамент может формироваться с полосы одинаковых по размеру цветков или из разных по цвету, форме и виду цветочных элементов;
  5. «Венок» — вариация «цветочной полосы», но только замкнутого типа. Обычно украшает поверхности блюд, подносов, шкатулок, винных бочек.

Мотивы «конь» и «птица»

Различают симметричные и ассиметричные композиции. Птиц и коней чаще всего размещают в центре цветущего дерева или в обрамлении венка. Встречаются изделия-комплекты, на каждом из которых расположено сразу несколько мотивов. Например, курица и петушок или две лошади разных цветов.

Эффектнее смотрятся подобные узоры на черных и красный полотнах. Базовый цвет: охра, золото, оранжевый, желтый. Парное изображение пернатых олицетворяет семейную гармонию и благополучие. Лошадки символизируют успех и процветание.

Сюжетная роспись

Сюжетные рисунки размещаются на крупных изделия: сундуках, блюдах, столешницах. Мастера традиционно изображали сцены чаепитий и празднований, свадьбы на фоне богатого стола, столы с чашками, цветами и самоварами. Лица людей обращались в сторону зрителей, что часто излишне сложным композициям придавало некую неправдоподобность.

Излюбленная тема рисунков – экстерьеры домов с резными ставнями, яркими наличниками, печными трубами. Картину дополняли колодцы, плетеные заборы с цветами или кувшинами и сидящими петухами. Кроме этого, «обогатить» полотно могли изображением и других животных – собак, кошек, куриц с цыплятами.

Обучение детей в детсаду и младшей школе

Для детского сада (старшая группа) роспись доски – это один из путей научить ребёнка изобразительному искусству и понимать его на определённом уровне. Начинать практику предпочтительнее на бумаге, так как она может быть использована в качестве эскиза, который можно перенести на более твёрдый материал.

Вам надо всего-навсего подготовить кисточки и несколько разворотов из тетради (для заготовок), чтобы приступить. Учтите аспекты:

  • бумагу надобно брать формата, близкого к A4 (в альбомах или ватман подобающих масштабов), а для детей от пяти лет оптимальным вариантом будет применение ещё и менее плотных листов для набросков, из которых вся задумка будет перенесена окончательно;
  • потребуется три щётки, чтобы получить лучший результат: колонковая, беличья и флейц. Последний – это плоская кисть, используемая для мелких штрихов, которые невозможно содеять более солидными разновидностями;
  • мастера применяют в своей деятельности масляные краски, а на занятиях ИЗО дошкольников (пятый класс шаблоны также может использовать при натаскивании) лучше обучать с гуашью. В стандартный набор входит двенадцать окрасов, из которых надо взять всего восемь: белый, вишнёвый, ярко-голубой, алый, жёлтый, тёмно-зелёный и красный. Крайние 3 надо смешивать, а оставшиеся можно и по отдельности.

В младшем возрасте декоративное рисование легче демонстрировать учителям поэтапно (для начинающих взрослых схожий метод работы тоже подходит) в такой последовательности:

  • набросать схему в натуральном размере. Отмечаются мизерные детали, которые перенесутся на финальную версию.
  • Выделение центра мозаики и черт, которые будут применяться в каждой секции;
  • прорисовка каждого фрагмента досконально при помощи указанных инструментов;
  • покрытие доски лаком – эту фазу поручить тем, кто старше.

Воспитателям и преподавателям необходимо контролировать процесс на стадии переноса замышлённого на плоскость, чтобы исключить вытекание краски не туда, куда нужно, и устранить ничтожные ошибки быстрее.

Два основных отрезка процедуры иллюстрирования, подмалёвок и оживки, выполняются разными мазилами (в случае с флористикой между ними происходит ещё и начерчивание теней). Сперва надлежит малевать фон равномерным слоем, после чего приступать к добавлению мелочей.

Готовому изделию стоит просушиться перед лакированием прозрачным средством, защищающим от выцветания, выгорания и сырости.

О мотивах

История росписи – это желание отразить в творчестве быт, обычную крестьянскую жизнь с ее укладом, праздниками и традициями, циклами и представлениями. Но и сцены из купеческой жизни также передаются в городецкой росписи. По сути, мастер изображал то, что было вокруг него. Домашнее застолье с самоваром да угощеньями, сцены свидания двух влюбленных, отдых на природе – простые сюжеты, ассоциировавшиеся с понятиями радости и счастливых мгновений, кому-то кажутся незатейливыми. Но они правдивы и искренны, как само восприятие народного мастера.

Не обходились городецкие умельцы и без изображения диковинных птиц и животных. А так как видеть этих героев сельским мастерам было негде, образы животных наделялись необычными, волшебными чертами. Оттого эти герои становились нереальными, сказочными. Например, львы и барсы выглядели не только экзотично, но и приукрашенно. Однако их царственный вид впечатлял зрителя.

Если что-то и можно назвать волшебным реализмом, так это городецкую роспись. Окружающий мир приобретал сказочные черты, благодаря работам художников. Это только на первый взгляд образы сдержанные: мастер мог одним прикосновением кисти сделать юношу влюбленным или подозрительным.

Все композиции условно делятся на три вида: чистая цветочная роспись, композиция с мотивом «конь», а также сложная сюжетная роспись.

Начинают обучение промыслу обычно с цветочного орнамента, он относительно прост.

Элементы цветочного орнамента:

  • Букет – симметричный рисунок, который украшал шкатулки и коробочки, солонки, различные чашки, пиалы и стаканчики.
  • Гирлянда – это разновидность букета, при которой один большой цветок находится в середине композиции, а около него «пляшут» цветочки помельче.
  • Ромб – в свою очередь, вариация гирлянды. Из нескольких крупных цветков формируется центр, а бутоны и листья уменьшаются на верхушке ромба. Такой орнамент мог появляться на массивных сундуках, немаленьких разделочных досках, хлебницах и дверцах шкафов.
  • Цветочная полоса – элемент более сложный, в котором есть и верхний, и нижний ярусы.
  • Венок – версия цветочной полосы, только замкнутая. Часто украшает подносы и блюда, винные бочки и шкатулки.

Частые герои городецкого промысла – конь и птица. Животных чаще художник располагает в центре цветущего дерева, эти герои могут быть также обрамлены венком. Наиболее эффектны кони и птицы на красных, черных полотнах.

Если птица изображена в паре – это знак семейной гармонии, благополучия. Конь – символ успеха, процветания, знак того, что ты оседлал удачу и являешься хозяином своей жизни.

Сюжетная роспись украшала крупные деревянные изделия – сундуки, столешницы, блюда. Часто обращались мастера к изображению сцен чаепития, к свадьбам с пышным застольем. Примечательно, что лица героев на таких сюжетных композициях обращены к зрителю, и это делает изображение менее правдоподобным.

Не реже рисовали мастера и экстерьеры домов: резные ставенки, ярких цветов наличники, выразительные печные трубы. Могло изображение дополняться и такими деталями, как колодцы и красивые плетни с кувшинами да петушками на них. Чем больше деталей, тем богаче и интереснее изображение.

Интересное повествование об истории и сюжетах городецкой росписи.

https://youtube.com/watch?v=tEwerIE5h3E

Основы русской росписи, в том числе и городецкой, включены и в образовательные детские программы. Сегодня даже дошкольник может научиться простейшим образцам промысла, но главное, что он взрослеет на примерах яркого, информативного и самобытного народного творчества.

К интересным фактам о городецкой росписи относится упоминание о мореном дубе как особом материале для будущих изделий. Извилистая Узола в период половодья валила на дно и крепкие деревья. Лежавшие на дне реки деревья других пород пропадали, а вот дуб становился только крепче и приобретал красивый окрас. На этой древесине и появлялись яркие городецкие изображения.

Интересные факты о другом популярном виде росписи — гжели, можно прочитать в статье: «История Гжели: от возникновения промысла до сегодняшнего дня».

Они и сегодня интересны исследователям народного искусства, любителям этнографии и культурологам. По примерам городецкой росписи учат рисовать детей: ребята с удовольствием будут расписывать разделочные доски и шкатулки. И древнее творчество будет жить, будет крепчать подобно мореному дубу, который становится только сильнее под водами реки времени.

Немного истории

История указывает, что развитие этюдов по древесине привело к его применению на самых неожиданных предметах, которые включали в себя:

  • мебель;
  • сундуки;
  • сани;
  • утварь, используемая в помещении.

Чаще всего был символический характер, а фоновыми тонами были: зелёный, синий и иногда чёрный. Особенно популярными были и есть рисунки со специфической тематикой, где показаны люди и звери.

После I мировой войны искусство пришло в упадок, вынуждая специалистов искать другие источники дохода. Возрождение популярности направления связано с именем И.И. Овешкова, который открыл мастерскую для общественности.

В ней была организована подготовка соответствующих кадров, что и дало прирост умеющих обрабатывать исходник. Приобщение нового поколения к воссозданию обликов вырабатывает ощущение принадлежности к культуре своей страны и развивает художественное мышление на несхожих уровнях.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, у меня сегодня радостное настроение, а у вас какое настроение. А теперь закройте глаза и представьте себе, что вам дали кисточку и черную краску. Закрасьте все вокруг черной краской. Что вы испытываете?Какие чувства?

Дети: страх,тоску,грусть…

Воспитатель: А теперь закрасьте все белой. Каким цветом было труднее закрашивать? (белым). А вам бы хотелось, чтобы мир вокруг вас был черно-белым (Нет). А какой вы видите мир?

Дети: цветной, разноцветный, радужный,весёлый, радостный …

Воспитатель: Правильно, вас окружает красивый, разноцветный мир, красивые вещи.

Ребята, а кто мне подскажет, где хранятся красивые редкие вещи?

Дети: в музее.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром придя на работу, я на своем столе увидела большой конверт.На нем написан адрес нашего садика и указано: «Детям группы Ромашка» от директора музея. Так как письмо адресовано всем вам, то вскрывать его я не стала, подождала, пока мы все соберемся в группе. Хотите посмотреть, что в этом письме? «Здравствуйте, дети! Пишут вам сотрудники музея. Мы в нашем музее хотим организовать выставку народных изделий. Но для экспозиции не хватает экспонатов. Не можете ли вы нам помочь? Высылаем образец. Но он не помещался в конверт, и его пришлось разрезать. Надеюсь, вы сможете его собрать? Спасибо за вашу помощь.». Ребята, поможем?

2. Основная часть. Игра «Собери картинку». -Вот вы и составили образец, а что у нас получилось?

Дети: разделочная доска.

Воспитатель:- а вы догадались какая это роспись?

Дети: Городецкая роспись.

Воспитатель: По каким элементам вы догадались?

Дети: по элементам -розан, бутон, листочки.

Воспитатель;-А в нашем саду тоже есть мини-музей городецкой росписи. Посмотрите. В городецкой росписи существует три вида мотивов,композиций. Это цветочный мотив, цветочный мотив с включением образов коней, птиц. И сюжетный мотив, где мастера изображали сюжет из жизни людей — застолье, чаепитие, гулянье, прогулки с кавалерами, стройка дома и т. д.

Чтение стихотворения «Городец».

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

-А Сейчас я вам загадаю загадки, а вы найдите эти элементы на панно.

Он не броский, круглый он – не раскрывшийся… (бутон).

Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она — … (купавка).

Словно чудо тут и там распускается … (розан).

Она круглая, как чашка, и зовут ее… (ромашка). Молодцы! Вы знаете все элементы узора. Пора немного размяться.

Физминутка

Распускают лепестки наши алые цветки (дети поднимают руки вверх)

Ветерок чуть дышит, (Дети встряхивают кистями рук)

Лепестки колышет.

Наши алые цветки (Дети сцепляют руки над головой)

Закрывают лепестки,

Головой качают, (Дети приседают)

Тихо засыпают. (Дети садятся за столы)

Продуктивная деятельность.

Воспитатель: -Ребята. Как вы уже догадались мы будем расписывать разделочную доску элементами Городца, а именно цветочным мотивом, используя такие элементы,как ромашка, городецкая роза и бутоны.

Воспитатель: Что нужно сделать вначале работы (продумать композицию- расположение элементов на изделии.) Вспомним, что городецкая роспись состоит из 3 этапов работы- это подмалёвок, когда наносятся цветовые пятна, силуэты основных элементов. (показывает, тенёвка –когда прописываются тёмной краской с целью детальной проработки форм и оживка- нанесение белилами штрихов деталей. ,чтобы подчеркнуть, выделить элементы целой композиции.

1 этап: подмалёвок. Кистью №4 рисуем круги розового (девочки) и голубого (мальчики) цветов, элементы листьев зелёного цвета (по два листочка с каждой стороны).

2 этап: тенёвка. Кистью №2 рисуем тёмной краской сердцевину (кружочек) у цветка и бутона, дуги. На листьях с одной стороны тоже рисуем дуги.

3 этап: оживка. Кистью № 2 наносим белой краской штрихи и мелкие детали у всех элементов целой композиции.

3. Заключительная часть. (дети выкладывают свои работы в центре для рассматривания и анализа).

Воспитатель: Какие элементы городецкой росписи мы использовали в наших работах?

Дети: ромашка, бутон, городецкая роза.

Воспитатель: правильно ли подобраны цвета в подмалёвке и следующих этапах? Аккуратен ли узор? Молодцы, ребята. Вы очень помогли сотрудникам музея. В их музее теперь прибавится больше экспонатов городецкой росписи для экспозиции.

Правила заполнения пространства элементами

Мастер может выполнять художественную композицию из трех предметов (или двух), чаще всего это происходит с разделочными досками. И симметрия в таком случае может проявляться в двух досках, в то время как центральная не находит такого повторения.

Но только симметрия двух крайних досок весьма условна. Например, мотивы цветов на них могут быть различными, или же животные повторяются так – «петух и курочка» (то есть различия есть). Но даже в непохожих розанах, в исполнении не совсем похожих петуха и курочки не будет противоречия. Художник, берущийся за работу, продумывает размещение всех элементов, он прописывает каждую деталь, потому композиции с цветами, конями, пташками будут все равно уравновешенны.

Обучение городецкой росписи интересно и детям, и взрослым. Начиная все с того же копирования, вы можете продвинуться дальше и почувствовать себя настоящим продолжателем старинного художественного направления.

Поэтапное выполнение городецкой ромашки

Подберите цвет – например, оранжевый, он будет хорошей основой для цветка.

В городецкой росписи ромашка рисуется так:

  1. Выполняется кружок (в идеале все тем же одним замыкающим движением).
  2. После высыхания краски оранжевый кружок нужно обвести красным цветом. А в центре оранжевого кружка ставится маленький краплачный кружок.
  3. Затем осуществляется белильная разживка в 4 этапа: белильная точка и белильные «жемчужинки» в центре краплачного кружка, оранжевый кружок с белильными скобочками с нажимом, а в центре легкий многолепестковый цветочек. На наружном крае цветка скобки с нажимом уже более крупные. И завершается разживка легкими белильными мазками между скобками наружного края.

Такой ажурный цветок может украсить любую гирлянду или «букет».

Как изобразить розу в городецкой росписи

Другое название элемента – роза-дикуша. Она может быть написана по цветному фону, но есть вариант и рисования на неокрашенном древе.

Поэтапное рисование розы, написанной по фону:

  1. Выполните красный кружок-яблочко. К кружочку припишите лепестки-скобочки (с нажимом). Каждая скобка выполняется так, чтобы фон был заметен внутри нее.
  2. Серединка розы состоит из краплачного кружка и серпика, последующего узора белилами. Белый узор включает тычинки, мелкие скобочки и «жемчужинки».
  3. Разживку в середине розы можно сделать не только «жемчужинками», но и тонкими параллельными штрихами.

Откуда пришло городецкое искусство?

История одного из самых высоких достижений народного творчества — городецкой росписи – началась в 19 веке. Жили на двух берегах реки Волга крестьяне в сёлах с названиями Курцево, Савино, Косково и других, которые делали прялки с резьбой и продавали их на ярмарках.

А резьбу эту они разукрашивали, чтобы их творения были ярче.

Позднее декоративный рисунок и вовсе вытеснил с прялок резьбу по дереву, а такое расписное художество стали звать «нижегородской росписью», а самих мастеров «курцевскими красильщиками».

Считается, что расцвела городецкая роспись с появлением в деревне Курцево в 1870 году иконописца из Городца по фамилии Огуречников, которого пригласили оживить роспись курцевской церкви. Именно он научил местных мастеров накладывать краски слоями, оживлять картинку белилами и придавать рисунку выразительность.

Начиная роспись с прялок, курцевские мастера потихоньку стали оттачивать своё приобретённое мастерство на посуде, лукошках, игрушках для детей, коробах. В домах появились ни на что не похожие пышные букеты, вороные кони, диковинные птицы. На дереве «пили чай» и «устраивали гулянья».

Лишь в 30-х годах XX века появилось название этого рисования по дереву, которое сегодня мы знаем и слышим – «городецкая роспись», и всё благодаря тому, что в близлежащем городке Городец продавалась такая украшенная бытовая утварь, и работали мастерские.

Украшение разделочной доски

Наиболее популярна в последнее время городецкая роспись на разделочной доске. Этот необходимый предмет в обиходе любой хозяйки может стать настоящим произведением искусства в руках хорошего мастера. Поэтапно выполняя указания из схемы работ, начинающие мастера могут создать своё первое творение:

  1. Нарисовать эскиз узора для оформления доски или распечатать готовую композицию.
  2. Вырезать шаблоны основных форм по принципу аппликации.
  3. Подготовить доску для росписи. Для этого её шлифуют наждачной бумагой.
  4. Если по замыслу предусмотрен цветной фон, то грунтуют этим цветом отшлифованную доску.
  5. Обводят карандашом шаблоны, вырезанных деталей.
  6. Производят замалёвку основных форм.
  7. После просыхания переходят к тенёвке. На этом этапе раскраска доски приобретает более конкретные формы.
  8. Заключительный этап росписи — оживка. Светлыми красками придают изделию нарядный праздничный вид.
  9. Распыляют лак пульверизатором, равномерно покрывая поверхность изображения и всей доски.

Городецкая роспись, узоры — Фотоотчет о создании макета Городецкой башни Смоленской крепостной стены

Статья «Фотоотчет о создании макета Городецкой башни Смоленской крепостной…»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» города Смоленска Фотоотчет о создании Городецкой башни Смоленской крепостной стены Составил:…

«Роспись доски городецким узором» фотоотчёт с занятия по ИЗО
«Роспись доски городецким узором» фотоотчёт с занятия по ИЗО Цель: расписание шаблона декоративной досточки городецкой росписью. Задачи: — продолжать знакомить детей с народными промыслами;…

Фотоотчёт открытого занятия по пластилинографии в подготовительной группе «Пластилиновый городец»
Так уж получилось, что моим хобби стало создание пластилиновых картин на любую тематику, а моя работа стимулировала и продолжает стимулировать меня к самосовершенствованию и…

Городецкая роспись, узоры — Городецкая роспись в старшей группе

Публикация «Городецкая роспись в старшей…»
Все дети очень любят рисовать, а особенно красками, и особенно что-то новое и необычное. Таким необычным и интересным для них стало знакомство с декоративной городецкой росписью. В своем…

Мастер-класс по изготовлению демонстрационного пособия «Городецкая тройка»
В последнее время все чаще педагоги обращаются к музейной педагогике, как наиболее наглядной и доступной для дошкольников. Для знакомства воспитанников с элементами городецкой росписи,…

Фотоотчёт о занятии по рисованию «Закладка для книги «Городецкая роспись»
Цель: продолжать знакомство с народными промыслами, формировать умение рисовать элементы городецкого узора. Задачи. Образовательная: познакомить детей с характерными особенностями…

Пасхальное яйцо по мотивам городецкой росписи
Человек всегда стремится к красоте. Мы стараемся выглядеть красиво и чтобы нас окружали красивые вещи: посуда, мебель, сувениры и т.д. Многие предметы, необходимые человеку в его…

Занятие по рисованию в подготовительной группе «Городецкая роспись»
Занятие по рисованию в подготовительной группе на тему «Городецкая роспи сь» Занятие по рисованию предусматривает выполнение следующих задач: 1. Обучающие; • Закреплять знания и…

Фотоотчёт о проведении мастер-класса по декоративно-прикладному искусству «Городецкие цветы небывалой красоты!»
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания. Оно помогает формировать и развивать художественный вкус, учит видеть и чувствовать прекрасное в…

Страницы:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector