Поэтапность рисования городецкой росписи для дошкольников

Ход занятия

1. Вводная часть

Дети садятся за столы. Раздается тук в дверь, заходит Почтальон.

Почтальон: Здравствуйте, ребята, я принес вам заказное письмо. Распишитесь, пожалуйста.

Воспитатель:читает детям письмо: “Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам ваши повара. Помогите нам, пожалуйста. Мы много работаем, готовим вам вкусные завтраки и обеды, и многие наши разделочные доски пришли в негодность. А те, что у нас есть, обыкновенные и некрасивые. Мы знаем, что вы хорошо рисуете. Пришлите нам доски расписные, с цветами и узорами. Ваши повара”.

Воспитатель:

– Ребята давайте поможем нашим поварам, они нас так вкусно кормят. А где же доски? Вот они! (Воспитатель достает заготовки из конверта приложение 1).

— Какими же узорами нам их расписать?

2. Основная часть

Воспитатель читает стихотворение о городецкой росписи.

Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

(СЛАЙД 1)Есть на реке Волге старинный русский городок, широко известный сегодня своей характерной росписью по дереву — это Городец.

(СЛАЙД 2)Главными кормильцами городецких жителей в прошлом были лес и река. (СЛАЙД 3)Местные мастера всё из дерева умели делать — и дома, и лодки, и всякую домашнюю утварь, и детские игрушки. Чтобы жить и работать было веселее, они украшали всё это резьбой и росписью.

(СЛАЙД 4) Предметы быта радовали глаз и сердце. Своего расцвета городецкая роспись достигла в украшении прялочных донец, а когда донца «ушли в историю» роспись получила новое рождение на других изделиях.

Дети рассматривают иллюстрации городецкихмастеров и отвечают на вопросы:

Воспитатель:

-Какие элементы росписи использованы?

Дети:

— бутоны и листья

Воспитатель:

Какие краски использовали?

Дети:

— зеленая, голубая, красная, розовая, синяя

Воспитатель:

– Ребята, а теперь посмотрите, как располагаются элементы росписи на доске. (СЛАЙД 5) На одном образце доски узор расположен в прямую линию, а на другом загнутой линией. Бутон в центре узора “смотрит” вверх, а два других смотрят в противоположные стороны. Один влево, другой вправо.

Воспитатель показывает, как надо рисовать бутоны, сначала рисует крупные круги, потом на каждом круге рисует маленькие кружки – “глазки”. (Красные – на розовых бутонах, синие – на голубых). Маленький кружок наполовину заходит на большой круг. Под кружком рисуют дужку. Предлагает двум детям дорисовать глазки и дужки на левом и правом бутонах.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что величина листьев в узоре разная. Воспитатель:

Воспитатель:

– Ребята, как вы думаете, какими приемами следует рисовать крупные листья и какими мелкие? (ответы детей)

Воспитатель:

— У крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазком кисти.

– Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших палитрах? Какого цвета не хватает?

Дети:

— розового и голубого

Воспитатель:

— Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет?

Дети:

— в белую краску добавить немного красной

Воспитатель:

— А как получить голубой цвет?

Дети:

— в белую краску добавить немного синей

Физкультурная минутка.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладони три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

Дети смешивают краски, что бы получить розовый и голубой цвета.

Воспитатель:

– Ребята, с какого элемента вы начнете рисовать узор?

Дети:

— С центрального бутона.

Воспитатель:

Теперь у нас все готово, давайте поможем поварам, исполним их просьбу.

Самостоятельная работа детей:

В процессе работы воспитатель советует детям – пока высыхает краска на больших кругах бутона, изображать листья, а потом уже рисовать “глазки и дужки”. Напоминает детям о том, что городецкие мастера рисуют плотные узоры.

3. Заключительная часть.

— Какие элементы используются в городецкой росписи.

— С чего начинаем рисовать городецкие цветы.

— На сырую или на сухую краску наносится оживка.

— Что вы расскажите сегодня дома?

– Молодцы ребята, все постарались, помогли поварам украсить доски. Они вам очень благодарны.

Готовые работы выставляются на выставку, где дети сами оценивают и выбирают лучшие работы. Высказывают свое мнение, почему им понравилась именно эта работа.

Мастер-класс по отрисовке розана

Для замалевки розана подберите нужный цвет: красный, розовый (малиновый), охра или голубой.

Нарисовать розан можно так:

  1. В идеале круг изображается одним мазком, но чаще их все же два – один идет по часовой стрелке, другой – против, дополняя круг.
  2. Для теневки берется черный или коричневый, второй вариант сделает цветок более нежным. Теневка на голубом выполняется темно-синим цветом. Серповидные элементы и середина цветка прорисовываются более тонкими кистями.
  3. Оживка или разживка пишется белым, реже встречается желтый цвет. Белый цвет наносится вплотную к темному цвету теневки, за счет чего достигается контрастность. Это могут быть каплевидные элементы, устремляющие в центре. А в самой сердцевине цветка будет серповидный элемент и точка.

Малый розан, как и городецкие розы, как и бутон, рисуется в три слоя – замалевка, теневка, разживка (оживка).

Как правильно выполнять городецкий бутон

Выполнение работы должно проходить с использованием масляных красок, если вы хотите полностью повторить опыт городецких мастеров. А для этого, перед тем, как нарисовать цветок, нужно точно понимать, какие цвета будете использовать. Если смешать белый и киноварь, получится розовый. Если смешать белый и кобальт синий, образуется голубой. А при слиянии желтого и красной железо-окисной выйдет светлая охра. Если же, наконец, смешивать желтый и окись хрома, добавить красную железо-окисную, получится городецкая зеленая.

Рисовать бутоны в городецкой росписи нужно так:

  1. Сначала наносится подмалевка – кисточкой на основе рисуются кружки однородного ровного цвета.
  2. Следующий этап – теневка с использованием черной и бордовой красок.
  3. Разживка (белевка) – это последние штрихи бутона, именно от расположения белого цвета зависит, в какую сторону будет раскрываться цветок.

Сначала натренируйтесь на бумаге: создайте для себя цветочные прописи, в которых элементы будут многократно повторяться. Доведите до автоматизма скобочки, точки и круги, которые наносятся с легким нажимом, аккуратными штрихами.

Особенности городецкой росписи

Данная техника выделяется определенными характеристиками:

  1. Во время росписи мастера используют свободный мазок.
  2. Сюжеты берут из тихой провинциальной жизни. Городецкие рисунки отличаются содержательностью.
  3. Отличительная особенность использование ярких красок и применение контурной обводки отдельных элементов.
  4. Роспись осуществляют без предварительных набросков.
  5. В городецких росписях можно увидеть экзотических барсов и львов, коней или петухов в воинственной позе.
  6. Используют разные приемы – широкие мазки или тонкие линии и штрихи.

Элементы городецкой росписи

Данный стиль отличается содержательностью. В городецкой росписи часто изображают следующие элементы:

  1. Геометрические. Среди основных элементов выделяют точки, круги, скобки, капли, спирали и штрихи.
  2. Растительные. Сюда относят городецкие цветы, выделяющиеся разнообразием форм и красок. К популярным видам можно отнести изображение бутонов, ромашек, купав и роз. Листья рисуются группами от двух до пяти лепестков.
  3. Животные. Данные мотивы глубоко символичны. Птица воплощает семейное счастье, а конь – богатство.

Основные цвета городецкой росписи

Изначально стиль представлял собой создание изображений, выполненных в технике мазков в свободной форме, которые потом обводили черной или белой линией. Интересуясь, какие цвета используются в Городецкой росписи нужно знать, что они разделялись на оттенки, применяемые для создания фона и для нанесения самого рисунка. Для первого берут следующие цвета:

  • синий;
  • красный;
  • зеленый;
  • черный.

Городецкая роспись выделяется следующими основными цветами для нанесения любого изображения:

  • охра;
  • розовый;
  • красный;
  • голубой;
  • синий;
  • белый;
  • зеленый;
  • черный;
  • желтый.

История городецкой росписи

Роспись,
которая ныне называется городецкой,
родилась в Поволжье, в деревнях,
расположен¬ных на берегах чистой и
светлой речки Узоры. В селениях Косково,
Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино,
Боярское и др. В XVIII в. возникает центр
производства прядильных донец и игрушек.
Свои изделия крестьяне отвозили продавать
на ярмарку в село Городец. Поэтому
роспись, выполненная на этих изделиях,
получила название Городецая.
Толковый
словарь русского языка В.И. Даля объясняет,
что слово «донце» означает «дощечку,
на которую садится у нас пряха, втыкая
в нее гребень». Окончив работу, она
вынимала гребень, а донце вешала на
стену, и оно украшало избу

Поэтому
народные умельцы уделяли особое внимание
украшению досок резьбой и росписью.
Прялка была верной спутницей на протяжении
всей жизни крестьянки. Часто служила
подарком: жених дарил ее невесте, отец
— дочери, муж — жене

Поэтому донце
выбиралось нарядное, красочное, всем
на радость и удивление. Прялка передавалась
по наследству, ее берегли и хранили.
Для украшения досок мастера
пользовались своеобразной техникой —
инкрустацией, очень редко встречающейся
в народном искусстве. Фигуры вырезали
из дерева другой породы и вставляли в
соответствующие по форме углубления.
Эти вставки, сделанные из темного
мореного дуба, рельефно выделялись на
светлой поверхности донца. Располагая
древесиной двух оттенков и пользуясь
самым простым инструментом, народные
умельцы превращали донце в произведение
искусства.
В дальнейшем мастера
стали применять еще и подкраску донец.
Яркое сочетание желтого фона с темным
дубом, добавление синего, зеленого,
красного цветов делало его нарядным и
красочным.
Со второй половины XIX в.
сложная и трудоемкая техника инкрустации
заменилась скобчатой резьбой с подкраской,
а затем стала преобладать живописная
манера украшения.
Сюжетами старинной
Городецкой росписи были изображения
птиц, цветов, всадников на конях, барышень
и кавалеров, сцен из народной жизни.
В
наши дни традиции старых мастеров
стремятся возродить и обогатить народные
умельцы, работающие на фабрике
художественных изделий «Городецкая
роспись» в г. Городце. Среди них есть
лауреаты премии им. И.Е. Репина. Это Л.Ф.
Беспалова, Ф.Н. Касатова, А.Е. Коновалов,
Л.А. Кубаткина, Т.М. Рукина, А.В. Соколова.

Мастер-класс городецкой росписи

Элементы городецкой росписи поэтапно – этому обязательно нужно учиться, потому что последовательность выполнения очень важна в традиционном творчестве. Авторские включения должны быть минимальны.

Подмалевок

Если говорить проще, подмалевок – это грубая основа будущего изображения. Это главные элементы, которые станут центром картинки. Если вы решили расписать, например, деревянную разделочную доску, то первым цветовым пятном на ней будет именно подмалевок. Если, конечно, вы не задумали сделать на доске цветной фон. Тогда сначала работаете над фоном, даете ему хорошенько просохнуть, а потом уже начинает рисовать подмалевок.


Начинаем с прорисовки фона

Допустим, главными элементами первой работы будут купавки – цветки, часто встречающиеся в городецкой росписи. Ниже центра вы, соблюдая композиционное равновесие, рисуете три круга. Два – насыщенно-голубых, один (центральный) – розовый. Далее вы берете синий и красный цвета, и рисуете на вершинах этих кругов кружки поменьше, которые будут немного заходить на основной круг.

На этом выполнение первого этапа завершено. С подмалевком (иногда говорят – замалевок, это тоже правильно) справится даже ребенок, но не всегда это очень просто

Дело именно в том, что круги должны быть ровные, что рисовать их нужно научиться сразу краской по фону и что, самое важное, они должны стать композиционным центром работы. Если баланса не случается, любой последующий декор будет напрасным

Теневка

На этом этапе городецкой росписи художник наводит лепестки. К моменту прорисовки лепестков круги, выполненные на этапе подмалевка, должны просохнуть. Когда краска просохла, яркой контрастной краской наводите лепестки.

Прорисовывайте их без спешки – хоть они и не должны быть математически точны и ровны, сильные отклонения в прорисовке лепестков нарушают композиционную стройность изображения. Лепестки цветово могут совпадать с малым кругом на подмалевке. Это не обязательно, но обычно такое сочетание хорошо воспринимается на общем фоне.

Настало время выполнить листочки и веточки. И здесь тоже нужно помнить о симметрии: она делает работу красивой, она свойственна городецкому промыслу, потому любые прочие эксперименты здесь не будут уместны. Новичкам не стоит браться за сложные украшательства зеленью: начните с малого, с пары листочков по бокам голубых купавок, и с небольших стебельков, усыпанных листиками, у вершины этих цветков.

Когда писать будете увереннее, узоры можно усложнять. Но сначала следует научиться рисовать точно, симметрично, хорошо управляясь с цветом и формой. Двойного мазка в этой росписи нет, потому даже в детских руках основные приемы промысла оживают и покоряются начинающим художникам.

Разживка

Другое название этого этапа – оживка. Без него картинка не будет яркой, динамичной, не будет и законченной. Для разживки нужно взять самую тонкую кисточку, и легким касанием «оживить» изображение капельками, штришками, дугами, точками. Выполняется оживка белой краской. Типичная ошибка начинающих – слишком много внимания уделяют они этому этапу. Работа обретает грузность, узор кажется слишком «кудрявым», избыточным, чрезмерным. Потому постарайтесь остановиться вовремя.

Как нарисовать оживку в городецкой росписи, можно посмотреть на примерах классических работ. Там прослеживается и геометричность узоров, и их частота, и самые типичные приемы. Если не уверены, что сразу справитесь с этим этапом на расписном изделии, оттачивайте их на бумаге. Это укрепит умения, и, работая на дереве, рука не будет дрожать.

Когда и с разживкой вы справились, нужно дождаться высыхания краски и закрепить результат. Обычно деревянное изделие покрывают несколькими слоями лака, чтобы работа выглядела эстетично, а краски долгое время не выцветали. Не обязательно начинать с росписи деревянных досок: в ход могут идти птички-свистульки, ложки, шкатулки, другие деревянные заготовки. Но на плоской и ровной поверхности работать, безусловно, удобнее.

Данный видео-урок подробно рассказывает об этапах в городецкой росписи.

Городецкая роспись, приемы которой известны даже дошколятам, это возможность попробовать силы в изобразительном искусстве, познакомиться с народными промыслами, сделать нечто, не требующее особой подготовки, серьезных художественных навыков и дорогостоящих материалов и инструментов.

О том, как расписать деревянную доску, вы можете узнать из статьи: «Как оформить разделочную доску городецкой росписью – фото и видео, описание».

Дерзайте!

Техника выполнения

По технологии использовать нужно темперу, но если вы учитесь ремеслу, то подойдет и гуашь, разбавленная клеем ПВА. Из всякого основного цвета следует выделить два оттенка – один будет «разбеленным», второй – выраженным.


Основные цветочные мотивы городецкой росписи

Поэтапное выполнение:

  1. Роспись ведется на дереве, оно либо остается «чистым», либо оформляется желтым, красным, глубоким синим или черным.
  2. Тонкими карандашными линиями прорисовывается композиция. Самые яркие пятна, цветы, будут композиционными узлами. Средние, бутоны, свяжут детали друг с другом. Мелкие элементы, веточки и листья, дополнят, организуют композицию.
  3. Вся роспись будет представлена составляющими – кругами-подмалевками, скобками и капельками, дужками и точками, штрихами и спиралями.
  4. Завершит изображение элементов выполнение белым и черным точек и штрихов. Так мастер делает «оживку», которая приводит работу к завершенному виду. Выполняется оживкой тончайшей кистью.
  5. После того, как краска высохла, изделие можете покрыть для блеска и защиты бесцветным лаком.

О том, как правильно рисовать городецкие цветы, вы узнаете из мастер-классов в статье: «Роспись городецких цветочных узоров: поэтапное выполнение бутона, розы, розана и ромашки».

Пробовать нужно на бумаге, и когда там уровень рисования станет приемлемым, можно переходить к росписи по дереву.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, послушайте историю городецкой росписи.

Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях близ Городца. Жители окрестных деревень слыли искусными ремесленниками, среди которых были кузнецы, ткачи, красильщики, резчики, плотники и столяры.

Эта роспись родилась в Поволжье, на берегах чистой и светлой речки Узоры. Свои изделия крестьяне всех окрестных деревень отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая. Ассортимент городецких изделий широк. Это прялки, короба, шкатулки, сундуки, разделочные доски, посуда, панно-тарелки, деревянные игрушки, детские каталки, мебель, даже части дома — ставни, двери, ворота.Наиболее распространенными мотивами являются: цветы — розы, купавки с симметричными листьями; животные — конь, птица; сюжетные композиции — всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки. Заключительный этап росписи — нанесение белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. При окончательной отделке изделия покрывают лаком.

Послушайте стихотворение:

Городецкая роспись — как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

Воспитатель:

Давайте мы с вами рассмотрим предметы с городецкой росписью

Обратите внимание, какие они яркие и праздничные. Давайте посмотрим, какими элементами городецкие мастера украшали свои изделия

Дети: Цветы, бутоны, листья, оживка.

Воспитатель:

Какие краски берут художники?

Дети: Яркие, сочные.

Воспитатель:

А каким цветом украшаются розовые цветы? Голубые Цветы (ответы детей). Для чего мастера используют белый цвет?

Дети: Белый цвет оживляет узор.

Физкультминутка:

На балконе две подружки

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

Ребята, а теперь давайте пройдем к своим рабочим местам и приступим к занятию. Но прежде чем начать рисовать, подумайте, какого цвета вы нарисуете розаны, купавки. Их рисуют вначале.

Вспомните, что сначала рисуем все одним цветом, а пока элементы сохнут, можно рисовать бутоны или листья. Только убедившись, что цветок высох, начинайте его украшать темной краской или белой.

Индивидуально подсказываю детям, композицию, заполнение пространства, технику рисования, направляю детей на создание своего орнамента.

Заключительная работа:

дети выкладывают свои работы в центре стола.

Анализ работ.

Воспитатель:

Посмотрите ребята, какая у нас получилась с вами настоящая выставка городецкой росписи.

Воспитатель:

На этом наше занятие заканчивается!

После того, как наши работы высохнут мы их вырежем. И получившиеся дощечки повесим в уголок для нашего творчества.

Городецкая игрушка

Городецкая роспись для детей интересна, прежде всего, яркими игрушками. Особенно популярными в своем время были фигурки коней с возками и коней-каталок. Лошадки-качалки большой спрос имели после революции, и изделия эти не были простыми. Сохранились подробные описания изготовления таких лошадок: на одну игрушку уходило 30 деталей и 40 отверстий. При этом лошадку делали без единого гвоздя и клея.


Современная лошадка-качалка

В 60-х, 70-х годах прошлого века в игрушечном деле Городца возникли механические игрушки (вроде шарманки), Полька, Развод солдат, перепляс. И многие, конечно, помнят кукольные расписные деревянные гарнитуры, которые часто родители оставляли в наследство уже своим детям. Такие маленькие шкафчики и кроватки до сих пор многие скупают на специальных сайтах.

Ремесло не просто не забыто, оно находит переосмысление, которое невозможно без влияния технического прогресса и запроса общества. Яркая и жизнерадостная городецкая роспись увлекает и детей, и взрослых.

Данное видео рассказывает об истории и традициях городецкой росписи.

Желание самостоятельно нарисовать нарядных петушков в цветочном великолепии, украсив разделочную доску, может проснуться в любом возрасте. В этом особая прелесть народного творчества – зачастую оно действительно доступно народу.

Виды изображения цветов в городецкой росписи

С цветочной росписи обычно начинается обучение ремеслу: цветы рисовать проще, нежели сложные сюжетные композиции.

Элементы цветочной росписи:

  • розан – самый крупный цветок;
  • купавка – самый распространенный цветок в городецком творчестве, если у розана центр приходится на серединку, у купавки он смещен влево или вправо;
  • бутон – малый розан;
  • роза – дополненный бутон;
  • ромашка – многолепестковый цветок, который может быть неожиданного цвета.

Помимо цветов на работах городецких умельцев можно увидеть характерные листики, в сочетании друг с другом они образуют кустики. Такой мотив можно увидеть в «букетах» и гирляндах, в вазонах цветами и фризах. Городецкие цветы всегда будут в окружении листьев. Каждый такой листок по форме прост и незатейлив – контуром он схож с тыквенным семечком. Интересно, что хоть поздние мастера усложнили мотивы и сюжеты старинной росписи, листья так и остались очень простыми и скромными в исполнении.

Что же до фона, то мастера в 19 веке предпочитали синий и зеленый, голубой и желтый цвета, а вот черный встречался реже. Сами цветы были красными, синими, малиновыми, голубыми, фиолетовыми, желтыми и т.д.

В приведенном видео показаны предметы быта, расписанные городецкими цветами.

https://youtube.com/watch?v=WfLbpVz4ZT0

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, у меня сегодня радостное настроение, а у вас какое настроение. А теперь закройте глаза и представьте себе, что вам дали кисточку и черную краску. Закрасьте все вокруг черной краской. Что вы испытываете?Какие чувства?

Дети: страх,тоску,грусть…

Воспитатель: А теперь закрасьте все белой. Каким цветом было труднее закрашивать? (белым). А вам бы хотелось, чтобы мир вокруг вас был черно-белым (Нет). А какой вы видите мир?

Дети: цветной, разноцветный, радужный,весёлый, радостный …

Воспитатель: Правильно, вас окружает красивый, разноцветный мир, красивые вещи.

Ребята, а кто мне подскажет, где хранятся красивые редкие вещи?

Дети: в музее.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром придя на работу, я на своем столе увидела большой конверт.На нем написан адрес нашего садика и указано: «Детям группы Ромашка» от директора музея. Так как письмо адресовано всем вам, то вскрывать его я не стала, подождала, пока мы все соберемся в группе. Хотите посмотреть, что в этом письме? «Здравствуйте, дети! Пишут вам сотрудники музея. Мы в нашем музее хотим организовать выставку народных изделий. Но для экспозиции не хватает экспонатов. Не можете ли вы нам помочь? Высылаем образец. Но он не помещался в конверт, и его пришлось разрезать. Надеюсь, вы сможете его собрать? Спасибо за вашу помощь.». Ребята, поможем?

2. Основная часть. Игра «Собери картинку». -Вот вы и составили образец, а что у нас получилось?

Дети: разделочная доска.

Воспитатель:- а вы догадались какая это роспись?

Дети: Городецкая роспись.

Воспитатель: По каким элементам вы догадались?

Дети: по элементам -розан, бутон, листочки.

Воспитатель;-А в нашем саду тоже есть мини-музей городецкой росписи. Посмотрите. В городецкой росписи существует три вида мотивов,композиций. Это цветочный мотив, цветочный мотив с включением образов коней, птиц. И сюжетный мотив, где мастера изображали сюжет из жизни людей — застолье, чаепитие, гулянье, прогулки с кавалерами, стройка дома и т. д.

Чтение стихотворения «Городец».

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

-А Сейчас я вам загадаю загадки, а вы найдите эти элементы на панно.

Он не броский, круглый он – не раскрывшийся… (бутон).

Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она — … (купавка).

Словно чудо тут и там распускается … (розан).

Она круглая, как чашка, и зовут ее… (ромашка). Молодцы! Вы знаете все элементы узора. Пора немного размяться.

Физминутка

Распускают лепестки наши алые цветки (дети поднимают руки вверх)

Ветерок чуть дышит, (Дети встряхивают кистями рук)

Лепестки колышет.

Наши алые цветки (Дети сцепляют руки над головой)

Закрывают лепестки,

Головой качают, (Дети приседают)

Тихо засыпают. (Дети садятся за столы)

Продуктивная деятельность.

Воспитатель: -Ребята. Как вы уже догадались мы будем расписывать разделочную доску элементами Городца, а именно цветочным мотивом, используя такие элементы,как ромашка, городецкая роза и бутоны.

Воспитатель: Что нужно сделать вначале работы (продумать композицию- расположение элементов на изделии.) Вспомним, что городецкая роспись состоит из 3 этапов работы- это подмалёвок, когда наносятся цветовые пятна, силуэты основных элементов. (показывает, тенёвка –когда прописываются тёмной краской с целью детальной проработки форм и оживка- нанесение белилами штрихов деталей. ,чтобы подчеркнуть, выделить элементы целой композиции.

1 этап: подмалёвок. Кистью №4 рисуем круги розового (девочки) и голубого (мальчики) цветов, элементы листьев зелёного цвета (по два листочка с каждой стороны).

2 этап: тенёвка. Кистью №2 рисуем тёмной краской сердцевину (кружочек) у цветка и бутона, дуги. На листьях с одной стороны тоже рисуем дуги.

3 этап: оживка. Кистью № 2 наносим белой краской штрихи и мелкие детали у всех элементов целой композиции.

3. Заключительная часть. (дети выкладывают свои работы в центре для рассматривания и анализа).

Воспитатель: Какие элементы городецкой росписи мы использовали в наших работах?

Дети: ромашка, бутон, городецкая роза.

Воспитатель: правильно ли подобраны цвета в подмалёвке и следующих этапах? Аккуратен ли узор? Молодцы, ребята. Вы очень помогли сотрудникам музея. В их музее теперь прибавится больше экспонатов городецкой росписи для экспозиции.

Элементы и мотивы городецкой росписи

Различают три базовых вида композиций. Это «чистая» цветочная роспись, композиция с включением мотива «конь» и сложная сюжетная роспись.

Цветочный орнамент наиболее простой в исполнении. Выделяют несколько элементов орнамента:

  1. «Букет» — симметричное изображение. Это небольшие композиции, состоящие из 1 – 3 цветков. Украшают коробочки, шкатулки, стаканчики, солонки, чашки, пиалы;
  2. «Гирлянда» — вид «букета», когда один крупный цветок располагается в центре, а вокруг него выстраивается композиция с более мелкими цветками;
  3. «Ромб» — вариация «гирлянды». Несколько крупный цветков формируют центр, а листья и бутоны уменьшаются на вершине ромба. Орнамент чаще украшает крупные сундуки, большие разделочные доски, дверцы шкафов и хлебницы;
  4. «Цветочная полоса» — сложная композиция, состоящая из верхнего и нижнего ярусов. Орнамент может формироваться с полосы одинаковых по размеру цветков или из разных по цвету, форме и виду цветочных элементов;
  5. «Венок» — вариация «цветочной полосы», но только замкнутого типа. Обычно украшает поверхности блюд, подносов, шкатулок, винных бочек.

Мотивы «конь» и «птица»

Различают симметричные и ассиметричные композиции. Птиц  и коней чаще всего размещают в центре цветущего дерева или в обрамлении венка. Встречаются изделия-комплекты, на каждом из которых расположено сразу несколько мотивов. Например, курица и петушок или две лошади разных цветов.

Эффектнее смотрятся подобные узоры на черных и красный полотнах. Базовый цвет: охра, золото, оранжевый, желтый. Парное изображение пернатых олицетворяет семейную гармонию и благополучие. Лошадки символизируют успех  и процветание.

Сюжетная роспись

Сюжетные рисунки размещаются на крупных изделия: сундуках, блюдах, столешницах. Мастера традиционно изображали сцены чаепитий и празднований, свадьбы на фоне богатого стола, столы с чашками, цветами и самоварами. Лица людей  обращались в сторону зрителей, что часто излишне сложным композициям придавало некую неправдоподобность.

Излюбленная тема рисунков – экстерьеры домов с резными ставнями, яркими наличниками, печными трубами. Картину дополняли колодцы, плетеные заборы с цветами или кувшинами и сидящими петухами. Кроме этого, «обогатить» полотно могли изображением и других животных – собак, кошек, куриц с цыплятами.

Актуальные приёмы для городецкой росписи

Вначале педагог знакомит детей с основными элементами городецкого узора — это цветы и листья. Первые разнообразны по цвету и форме, главные же типы — это розан, бутон и ромашка.

Рисование цветка всегда начинается с круга, а затем внутри тонкой кистью обозначаются более мелкие элементы. Розан и ромашка имеют ярко выраженный центр (крупное пятно контрастного цвета). Первый окружён скобками — округлыми лепестками, не доходящими до центра, но совпадающие с ним по цвету, у второго цветка лепестки вытянутые и начинаются от центра. У бутона узор начинается от края круга — в виде пятна и расходящихся от него полуокружностей.

У розана и бутона есть ярко выраженный центр, вокруг которого формируются лепестки, бутон же рисуется иначе

Листья в городецком орнаменте также разнообразны по форме, а также размеру. Как правило, они располагаются группами из нескольких штук или же на веточке. Листики направлены в разные стороны, они могут быть округлыми или более вытянутыми. У крупных листьев можно обозначить контур, для мелких это необязательно.

Листики располагаются группами (смотрят в разные стороны) или же на веточке

Дошкольники должны узнать об основных приёмах городецкой росписи:

Подмалёвка. Это круговое движение кистью для нанесения одного пятна, например, основы цветка. Выполняется подмалёвка широкой кистью

При этом важно набирать нужное количество краски. Ведь если её будет маловато, рисунок получится бледным и невыразительным, а если много — краска потом станет отслаиваться.

Тенёвка

Использование более тёмных красок (по сравнению с крупным элементом). Например, если цветок розовый, то его центр и лепестки будут бардовыми, если листик светло-зелёный, то его прожилки — чёрными. При этом используется тонкая кисть либо среднего размера. Сам рисунок выполняется аккуратно. Например, чтобы изобразить лепестки-скобки у розана нужно кончиков коснуться бумаги, затем всей кисточкой провести дужку и конец её снова обозначить кончиком.

Оживка. Это белые или чёрные мазки в виде капелек, штрихов, точек, дужек, спиралек. Они словно оживляют узор, делают его изящным, придают своеобразную красоту городецкой росписи. Выполняется оживка кончиком тонкой кисти, очень аккуратно.

Можно попробовать нарисовать с дошкольниками птицу — более сложный элемент росписи

Важная часть обучения воспитанников старшей группы городецкой росписи — продумывание композиции рисунка. Для этого на основе детям разрешается наметить примерное расположение основных элементов простым карандашом. Это можно использовать в рамках индивидуального подхода — для ребят, которым затруднительно сразу определить композицию.

Ещё один момент — напоминать дошкольникам о необходимости смешивания красок. Ведь цветы смотрятся очень красиво в нежном розовом и голубом цвете. Аналогично смешивая зелёную гуашь с белой, можно получать разнообразные оттенки листьев.

Городецкие цветы красиво смотрятся в нежном розовом и голубом цвете

Поэтапное создание композиции «Бутоны с листьями»

Дошкольникам предлагается круглая основа, затонированная под дерево. Чуть ниже центра изображаются круги-подмалёвки: в середине — более крупный розовый, по бокам и чуть выше — голубые меньшего размера (предварительно дети смешивают краски для получения нужных оттенков).

На краю розового круга, частично выходя за его пределы, нужно нарисовать маленький красный кружок. Аналогичная тенёвка выполняется на голубых кругах — синей краской.

Далее центральный бутон дополняется красными лепестками вокруг большого круга, а на боковых просто прорисовываются синие дужки.

Теперь нужно изобразить листья и веточки. Симметричные отпечатки получаются путём примакивания кисточкой.

Заключительный и самый ответственный этап – «оживление» цветочной композиции. С помощью тонкой кисти лёгким касанием наносятся точки, капельки, штрихи, дужки

Здесь важно не слишком увлечься и соблюсти чувство меры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector