Развитие ребенка в 1 год и 2 месяца: что должен уметь ребенок в этом возрасте
Содержание:
- О важности адекватного и сбалансированного питания
- Как поддерживать развитие ребенка
- Режим дня и сна
- Занятия с малышом
- Прогресс не стоит на месте
- Особенности психоэмоциональной сферы
- Ключ к ответам
- Меню годовалого ребенка
- Питание ребенка в 1 год 6 месяцев
- Часто задаваемые вопросы
- Занятия для развития
- Питание ребенка в 1 год
- Когда проводится первый осмотр
- Нормы зрения в детском возрасте
- Что умеет малыш в 2 месяца
- Перечень навыков у ребенка в 2 года и 2 месяца
О важности адекватного и сбалансированного питания
ВОЗ рекомендует сохранять кормление грудью как можно дольше. В возрасте 1 года обычная еда еще не способна компенсировать все питательные вещества, получаемые из материнского молока. Часто получается, что к году ребенок уже ест и каши, пюре, творожки, печенье и прочее. Фактически многие родители считают, что ребенок может питаться с ними с одного стола. Ребенок получает достаточно большие объемы пищи, а вот питательная ценность рациона при этом оставляет желать много лучшего и недостаточна для полноценного роста и развития.
В результате избыток или дефицит витаминов и минералов может привести к нарушениям пищевого, иммунного, нервно-психического статуса детей, развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта, образованию избыточного веса или недостатку веса и роста. Особенно часто врачи отмечают дефицит железа, йода, витамина Д. Например, недостаток витамина Д в России наблюдается у каждого третьего ребенка.
Многие заболевания проходят бессимптомно, но при этом существенно снижают комфорт жизни детей и родителей. Однако при налаженном правильном питании ребенок часто восстанавливается без всякого медикаментозного вмешательства. Он перестает уставать, становится жизнерадостнее и энергичнее, у него появляется румянец, кожа приобретает гладкость и ровный цвет и т.д.
Согласно исследованиям* порядка 70 % детей первых трех лет жизни не получают адекватное для их возраста питание.
И , конечно, стоит обратить внимание на молочные напитки для детей от года, которые компенсируют дефицит витаминов и минералов. Чтобы не отбивать у малыша аппетит от детского стола, не стоит смешивать приемы обычной пищи с грудным молоком (если малыш еще получает грудное молоко) или молочным напитком
Предлагайте малышу молоко или напиток утром и вечером.
Количество и качества белка в этом возрасте имеет огромное значение. Для сведения – в простом молоке содержится более 100 полезных пищевых компонентов, многие из них недоступны в других видах питания.
Поэтому введение в рацион ребенка молочных смесей для детей от года (третьихформул) и от полутора лет (четвертых формул) во многом помогает предупредить или решить проблемы питания детей.
Для информации, смеси для детей старше года называются молочными напитками, хотя они приготовлены с по технологии производства адаптированных молочных смесей. Однако в связи с тем, что они уже не являются основным питанием, в законодательстве они получили название молочных напитков.
Современные педиатры отмечают, что введение смесей положительно сказывается на здоровье детей:
- Жировой компонент смесей богат незаменимыми (не вырабатываемыми организмом человека, а получаемыми только с питанием) полиненасыщенными жирными кислотами
- Современные производители снижают количество белка в молочных смесях и напитках, что снижает нагрузку на ЖКТ малыша.
- Смеси часто обогащены пребиотиками и пробиотиками, что помогает не только поддерживать микрофлору кишечника и предупреждать запоры, но и способствует защищите от кишечных и респираторных инфекций.
- Оптимизированное соотношение кальция и фосфора (1,5 – 2:1), обогащение витамином D способствует улучшению минерализации костей
- Расчеты специалистов показывают, что частичная замена молока и молочных продуктов на молочные напитки для детей старше года обеспечивает ребенку в 5 раз больше железа, в 2 раза больше витамина А.
- Если говорить о продуктах на основе козьего молока, то такие продукты в силу особенностей своего белка усваиваются легче и быстрее смесей и напитков на основе коровьего молока.
- Молочные напитки на основе козьего молока содержат природные олигосахариды и нуклеотиды, что также способствует лучшей иммунной защите ребенка.
Kabrita 3 GOLD – нежный и вкусный молочный напиток из натурального фермерского козьего молока(Королевство Нидерланды) с добавлением ценнейшей козьей сыворотки. Козье молоко и продукты на его основе хорошо усваиваются и переносятся. Две порции Kabrita 3 в день компенсируют (% от суточной потребности) до 50% кальция, 30% железа и 70% йода. Смеси Kabrita – сбалансированное, полноценное и бережное питание с рождения.
Как поддерживать развитие ребенка
Для малышей 1 года будут полезны различные занятия и игры.
Книги
Чтение книг для самых маленьких – способствует расширению словарного запаса ребенка. Особенно полезны будут стишки и потешки с движениями. Выполняя их совместно с родителями, малыш сможет подвигаться, а также проиграть различные жизненные ситуации, описанные в книжке.
С годика ребенка уже можно приобщать к сюжетным играм. Они расширят его житейский опыт и обогатят познания об окружающем мире. Общение
Активное вербальное общение – поможет малышу узнать больше новых слов, строить предложения. Полезным будет помогать крохе озвучить его просьбу. Например, малыш показывает на шарик и просит «дай». Можно подсказать ему: «мама, дай шарик!» .Мелкая моторика
Это все те же занятия с мелкими предметами: нанизывание бусин на нитку, лепка из пластилина, пересыпание и перекладывание зерен и пуговиц из одной емкости в другую. Хождение
Стимулируйте ребенка развивать навык хождения. Если малыш уже твердо ходит, можно совершать с ним короткие пешие прогулки, шагать за ручку по лестнице, переступать через небольшие препятствия, обходить лужи и т.д. Когда ребенок еще не делает самостоятельных шагов, а ходит только за руку, можно предложить ему самому подойти к вам за игрушкой 2-3 шага. Иногда для лучшего равновесия в руки малышу дают небольшой мячик. Можно попросить малыша дать вам мячик и отойти на пару шагов. Таким образом, ребенок будет одновременно занят игрой и укрепит навык передвижения. Социализация
Поощряйте общение с другими детьми. Если у малыша есть старшие братья и сестры, приобщайте их по мере возможности к совместным играм. Ребенок должен иметь широкий круг общения. Хорошо, когда кроме родителей и ближайших родственников в него входят близкие друзья мамы и папы, двоюродные братья и сестры, дяди, тети.
Полноценное здоровое развитие ребенка включает в себя не только соответствие физическим и психологическим нормам. Между малышом и родителями должна присутствовать крепкая эмоциональная связь. Эта связь необходима детям как воздух. Она стимулирует развитие их личности, положительных черт характера, создает чувство защищенности и безопасности. Поэтому помимо повседневного ухода за ребенком, игр, прогулок и кормлений следует не забывать об эмоциональной составляющей воспитания. В семьях любящих родителей дети развиваются активнее и часто опережают своих сверстников.
Режим дня и сна
Как и до 14-ти месяцев в распорядке дня малыша сохраняются главные положения: сон, питание, прогулки.
Вносите изменения, исходя их индивидуальных потребностей ребёнка.
В дневное время не забывайте о прогулках. Если за окном тепло, то планируйте день так, чтобы гулять с крохой два раза в день по 2-3 часа.
Зимой сокращайте время прогулок на улице до одного часа, если Вы видите, слишком холодно, то, возможно, стоит остаться дома.
Вы можете постепенно сокращать дневной сон с двух раз по 1- ,1,5 часа до одного на 1,5-2 часа. Присмотритесь к поведению малыша. Если он оба раза в день спит спокойно, то перемените с переходом, а если замечаете, что он, наоборот, постоянно просыпается и плохо спит, то это самое время сменить двухразовый сон на более длительный одноразовый.
Занятия с малышом
Игры
Умеет строить башню из 4-5 кубиков, собирает пирамидку из 3-4 колец, можно научить строить пирамидку из двух — трех колец, учитывая размер.
Постройте пирамидку сами, а затем предложите сделать это малышу. Попросите его найти самое большое и самое маленькое кольцо.
Затем скажите «сначала ставим большое, а потом маленькое кольцо», следите за самостоятельной деятельностью ребенка, не давайте сразу подсказку, если у него не получается.
Когда все попытки оказываются не удачными, тогда помогите малышу, сказав «сначала ставим большое, потом маленькое, не забывай об этом».
Во время игр с различными развивающими наборами, запоминает и различает такие формы, как круг, квадрат, треугольник.
Может подобрать по предложенному образцу и по вашей просьбе одинаковые по форме предметы.
Например, вы просите ребенка найти из предложенных картинок предметы круглой формы.
Если ребенок не находит, тогда можно ему подсказать, потом через какое — то время еще раз спросить, таким образом, он постепенно запомнит предметы круглой формы и будет отличать их от квадратной и треугольной.
Дети этого возраста умеют вкладывать меньшую форму в большую. Так он умеет вкладывать друг в друга мисочки, стаканчики, колпачки, матрешки.
Очень полезны игры с вкладышами. Так, малыш уже спокойно может вставить в соответствующие отверстия одну или две фигуры.
Но при появлении нового пособия из –за недостаточно развитой системы зрительной координации, часто пытается всунуть в отверстия неподходящие фигуры, но если ему показать, как сделать правильно, то потом он запомнит это и может играть самостоятельно.
Игры ребенка все чаще носят конструктивный характер. Малыш уже может построить паровозик, положив 3-4 кубика подряд.
Умеет выполнять различные действия на одной игрушке. Например, причесать, покормить, уложить куклу спать.
В играх начинают проявляться элементы сюжетной игры.
Ребенок теперь не просто катает машинку, научите его положить в кузов игрушечные овощи или фрукты и отвезти их на кухню.
Так же в таких играх ребенок легко заменяет настоящий предмет другим, либо вообще придумывает несуществующий.
К примеру, может возить кубик в машине, называя его телефоном, или кормит всех членов семьи несуществующей кашей.
Малыш умеет держать карандаш и чиркать в пределах листа. Если показать, как рисовать линию, старательно повторяет это действие.
Любит листать и рассматривать книги с красочными иллюстрациями. Причем перелистывает по одной странице, а не по несколько, как раньше.
Очень полезны пальчиковые игры.
Например, игра «Семья», где называются члены семьи и по очереди загибаются пальчики ребенка.
Для развития речи будет очень полезно читать малышу сказки, петь песни, читать стихи и просить его повторять услышанное.
Рекомендуем посмотреть видео про идеи для игр:
Игрушки
Самыми любимыми игрушками малышей в этом возрасте все еще остаются пищащие, говорящие, светящиеся и яркие игрушки.
Но также они любят играть со сборно –разборными игрушками, такими как матрешки, пирамидки, разноцветные стаканчики, вкладыши.
Различные конструкторы с крупными деталями, кубики также очень интересны детворе.
Дети очень любят книжки с музыкой, разговаривающих кукол.
Интерактивные игрушки очень нравятся детям всех возрастов.
Прогресс не стоит на месте
Отрезок между 12 и 17 месяцами очень короткий, однако невероятно насыщенный. Если до года ребенок учился сидеть, стоять и ходить, причем между освоениями этих навыков походило достаточно много времени, то сейчас что ни день, то достижение. Ребенок прекрасно освоил передвижение в пространстве, стал ловким и быстрым. Примерно в 1 год и четыре месяца ребята учатся самостоятельно есть.
Жажда деятельности у детей просто неуемная, поэтому нужно каждые 15-20 минут предлагать крохе что-то новое, что можно изучать, крутить и рассматривать. Малыши сейчас должны произносить около 4-10 слов, однако знают они намного больше. На картинках они свободно должны показывать основные цвета, фрукты и овощи, домашних животных. Практически все дети могут ответить, как говорит кошка или собака.
Сейчас меняется игра. Дети не просто манипулируют с предметами, а совершают с ними определенные действия. Можно сказать, что зарождается первая сюжетная игра. Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы у вас было достаточно фигурок людей и зверей, а также декораций. По-прежнему ребят интересуют кубики, пирамиды, но сейчас они способны освоить и более сложные вкладыши и лабиринты. Все это должен уметь ребенок 1,4 года.
Особенности психоэмоциональной сферы
В возрасте одного года трех месяцев малыш стремится к активному общению.
Научившись выражать свои эмоции, говорить простые слова, ребенок познает окружающий мир с помощью диалогов со взрослыми.
В этом возрасте он уже знает по именам близких людей, понимает, когда что-то делать нельзя, откликается на просьбы.
Он может сердиться и выражать недовольство, когда его что-то не устраивает, и наоборот. Ребенок осознанно старается обнимать маму, папу или любимую игрушку и даже целует их в щечку, таким образом выражая свою любовь.
Ребенок в 1 год и 3 месяца очень любопытен. Ему интересно все: животные, которых он увидел на прогулке, вещи и предметы, которые он достает из тумбочек и шкафов для изучения, игрушки, которые он впервые видит, и многое-многое другое.
С помощью родителей, которые называют ему вещи и рассказывают о них, ребенок активно запоминает новое, тем самым расширяя свой кругозор.
Именно в этом возрасте необходимо постоянное общение родителей с малышом .
Ключ к ответам
Просто понаблюдайте за своим малышом. Он должен уметь эмоционально проявлять свои чувства: обнимать родителей, любимую игрушку, радоваться веселым играм. Обычно уже в этом возрасте он отлично узнает всех близких и очень радуется, когда они приходят. На фотографии ребенок может показать маму и папу. Однако, выставляя оценки его навыкам, не забывайте о том, что это еще совсем маленький ребенок (1 год). Развитие (что должен уметь, другими словами) идет индивидуально. Кто-то растет очень общительным, другие предпочитают часами крутить в руках коробочки-вкладыши, пытаясь понять, как они собираются.
Детки в этом возрасте с удовольствием рассматривают картинки в книжках, показывают, где на них изображены кошки или собачки, а также другие известные предметы и животные. Они эмоционально реагируют на музыку, пытаясь подпевать или танцевать. Маленькие актеры подражают мимике взрослого, следите за собой. Чем меньше вы будете хмуриться, тем понятнее будет малышу, что мир в порядке, а он в нем в безопасности.
Меню годовалого ребенка
Функциональность желудка в этот период времени еще не до конца стабильна, а потому интервал между употреблением пищи должен составлять 4 часа. Вечером можно предложить малышу кисломолочную смесь и кусочек печенья. Годовалый ребенок должен употреблять такие виды блюд:
- каши, овощные и фруктовые пюре, перетертые мясо и рыбу;
- среди молочных продуктов: молоко, творог, кефир, кашу с молоком;
- в рационе также должны присутствовать белки и жиры в виде вареных яиц, злаков, овощного рагу. Рис или гречку необходимо перемалывать в блендере для лучшего усвоения пищи желудком и кишечником.
Со временем в рацион питания вводится белый хлеб. Во избежание аллергических проявлений дают компот из сушки или ягодный кисель.
Питание ребенка в 1 год 6 месяцев
В возрасте до полутора лет ребенок: окончательно осваивает ложку и чашку и предпочитает есть сам, хотя справляется (не проливая и не просыпая) пока лишь с густой пюреобразной едой.
Следует помнить, что процесс жевания развивается постепенно, поэтому переход от густой пищи к твердой должен быть постепенным. Некоторые малыши могут лениться жевать кусочки пищи, в этом случае родителям необходимо проявлять настойчивость. Понемногу давать пробовать малышу салаты из натертых на терке овощей. В первые и вторые блюда добавлять небольшие кусочки пищи.
Для полуторагодовалого малыша очень важно правильно распределять различные виды пищи в течение дня. Так, блюда, богатые белком, жиром, экстрактивными веществами следует давать в первой половине дня, так как они могут возбуждать нервную систему, тяжелее перевариваются, что может привести к нарушению сна
В вечернее время лучше давать малышу каши, молочные блюда. Порции в горячем виде у детей должны быть во время каждого приема пищи.
Свежие фрукты и овощи в этом возрасте ребенок может получать при любом кормлении.
После 1,5 лет дети, как правило, переходят на 4-х разовое питание. Интервалы между приемами пищи становятся неодинаковыми, но родителям следует придерживаться часов кормления. Например, завтрак — 8:00, обед — 13:00, полдник — 16:00, ужин -19:00. Ну или подстроить режим питания ребенка под свой, привычный для всей семьи. Рекомендуется, чтобы первое и последнее кормление малыша состояли из каши, овощных блюд или кисломолочных продуктов. Обед должен быть самым сытным и состоять из двух главных блюд (первое и второе). Это может быть суп или борщ на первое и мясо или рыба с овощами на второе. Также во время обеда можно предлагать малышу салаты из сырых овощей. Перед сном малыш может выпить грудное молоко, кефир.
Часто задаваемые вопросы
Сколько весят дети в 1 год?
Вес может варьироваться, в большинстве случаев вес малышей в 1 год в 3 раза больше веса при рождении. Учтите, что ближе к году темпы роста замедляются.
Может ли ребенок ходить в год?
Все дети разные
Ходит ли ваш ребенок в 1 год или нет – не важно. Любой вариант считается нормой
Возможно, у малыша уже хорошо получается подтягиваться за опору и вставать или даже передвигаться по комнате, придерживаясь за мебель. В этом возрасте малыш может отважиться на пару шагов без поддержки, и со временем он будет становиться все увереннее и будет лучше сохранять равновесие.
Сколько калорий в день необходимо годовалому ребенку?
В день ребенку нужно около 1000 калорий. Примерно половину он должен получать с грудным молоком или из смеси. Остальное малыш получает из прикорма, который становится разнообразнее.
Какую еду можно давать ребенку в 1 год?
Дайте малышу попробовать что-то из того, что вы едите сами, например вареные макароны, яичницу, цельнозерновой хлеб или тост. Вся еда, которую вы даете ребенку, должна быть в виде пюре или порезана кусочками, чтобы избежать риска удушья. Рацион ребенка в 12 месяцев становится разнообразнее, и скоро вы заметите, что у него есть свои предпочтения.
Сколько должен спать ребенок в 1 год?
Малыш может спать 12-16 часов в сутки, два раза спать днем и в течение более продолжительного времени ночью.
Как научить ребенка говорить?
Разговаривайте с ним. Рассказывайте ему, что происходит, когда вы его кормите, купаете или во время других ваших совместных занятий. Читайте ребенку каждый день и в игровой форме практикуйте звуки и отдельные слоги в «разговоре» с малышом. Не волнуйтесь, если сначала ваши разговоры будут не очень содержательными. Все дети учатся в своем темпе, вы можете быть уверены, что ваши усилия рано или поздно дадут результаты.
Занятия для развития
С малышами нужно заниматься: это благотворно влияет на их развитие, помогает в дальнейшей жизни, в том числе в более взрослом возрасте . Так ребенок начнет усваивать новые навыки и знания быстрее, впоследствии это поможет ему с учебой и позволит лучше и быстрее разобраться в окружающей реальности. Помните, что в этом возрасте нужно понемногу давать малышу больше самостоятельности, например позволять выбирать, какую кофточку он наденет или какую книжку ему будут читать на ночь. Старайтесь поменьше брать ребенка на руки, чтобы у него был стимул самостоятельно добраться до нужного места.
Музыка. Дети любят музыкальные игрушки, детские песенки и мелодии. Вдобавок чем больше разнообразных приятных звуков малыш слышит, тем более развит окажется его слух. Поэтому включайте ребенку детские песенки, мелодии и подборки, которые специально разработаны для маленьких детей. Вдобавок под музыку малышу будет легче играть, он может захотеть танцевать, развивая тем самым двигательную активность, или подпевать – это способствует развитию речи. Конечно, если какая-то мелодия ему не нравится (в этом возрасте дети уже начинают обретать собственные предпочтения), лучше не включать ее, а включить ту, что по вкусу.
Диалоги и чтение. Чем больше разговаривать с ребенком, чем большее количество слов применять в диалогах, тем обширнее будет его словарный запас. Долгие разговоры с малышом способствуют развитию речи. Старайтесь общаться с ребенком все то время, что вы с ним проводите: описывать предметы, на которые он смотрит, на прогулке показывать на различные интересные ребенку вещи и явления и произносить их название. Старайтесь общаться с малышом в силу его детских речевых возможностей. При разговоре называйте слова четко и внятно, чтобы ребенку было легче запомнить их и повторить, используйте мягкие и ласковые интонации: малыш в этом возрасте прекрасно распознает и чувствует настроение других. Можно и нужно читать крохе книжки. Сам он в этом возрасте читать еще не умеет, но может разглядывать картинки и слушать мамин голос, узнавая новые слова и учась воспринимать простые сюжеты.
Развитие мелкой моторики. Именно к году ребенок полноценно учится работать указательным пальцем , пользуется им, чтобы указывать на что-то или поднимать предметы. Ручки слушаются его намного лучше, чем раньше, но малыш по-прежнему нуждается в развитии мелкой и крупной моторики. Это можно сделать с помощью подвижных игр:
- лепки из соленого теста или специального песка;
- игр в песочнице с помощью совочков и лопаток;
- раскладывания сортеров, приклеивания наклеек;
- закручивания и откручивания крышечек;
- использования маленьких игрушек, например, при купании в ванне.
Можно научить ребенка простым действиям, таким как мытье и вытирание рук: это тоже пойдет ему на пользу, вдобавок поможет малышу лучше обслуживать себя. Для освоения таких навыков, скорее всего, понадобится подать собственный пример. Понемногу можно начинать учить его более сложным действиям, таким как попытки застегнуть пуговицы.
Рисование. Дети очень любят рисовать, поэтому постарайтесь обеспечить ребенка бумагой, пальчиковыми красками или мелками. Рисование прекрасно развивает навыки узнавания окружающих предметов, способствует пространственному мышлению и в целом полезно. Вдобавок яркие цвета и возможность что-то создать очень радуют малыша.
Питание ребенка в 1 год
В год можно переводить ребенка с грудного питания на искусственные смеси или коровье молоко. Вводить с рацион следует качественные смеси и цельное коровье молоко, так как ребенок нуждается в необходимых качественных жирах для хорошо развития мозга, роста организма и развития. Переход на обезжиренное молоко или любые другие продукты с низким содержанием жиров лучше отложить на возраст старше двух лет жизни.
Переход можно начать со смешивания цельного молока и молочной смеси, так как таким способом можно улучшить вкус еды, а соответственно аппетит ребенка. Молоко можно предлагать как в бутылочке так и в кружке.
В год ребёнок может есть практически любую здоровую пищу. В рацион питания нельзя исключать, виноград, хот-доги, поп-корн любую другую пищу, которая может застревать в горле. После года жизни ребенку можно давать мёд.
Год — это лучшее время, когда следует формировать у ребенка здоровые вкусовые предпочтения. В этом возрасте ребенку следует предлагать огромное количество свежих фруктов и овощей, наряду с другими питательными продуктами.
Не пугайтесь, если ребёнок отказывается пробовать новую пищу, просто положите ее перед малышом. Со временем интерес заставит ребёнкаа попробовать, а может и полюбить новые продукты.
При приеме пищи важно чтобы ребёнок видел как родители едят здоровую пищу и продуют ранее не знакомую пищу. Это сформирует у ребёнка умный подход к еде, избавит в дальнейшем от перекусов и перекорма
В годовалом возрасте ребёнка следует ограничивать в сладком, в том числе в сладких соках. Консервированные соки, продаваемые в супермаркетах, следует предлагать малышу только в крайне редких случаях.
Врачи рекомендуют кормить детей органическими продуктами — натуральными молочными и мясными продуктами, приготовленными в домашних условиях.
Когда проводится первый осмотр
У только что родившегося малыша зрительная система еще не сформирована, ее становление происходит на протяжении нескольких лет. В норме зрение у такого ребенка в два раза хуже, чем у взрослого человека. Как правило, исследование глаз у малыша выполняется впервые, когда ему исполнилось 3 месяца. Во время приема специалист:
- проводит наружный осмотр зрительной системы;
- устанавливает, может ли ребенок фиксировать взгляд на статичном предмете и отслеживать движущийся;
- проводит скиаскопию — определяет рефракцию глаза;
- определяет состояние глазного дна.
Возрастной нормой считается незначительное периодическое косоглазие. При этом малыш должен хорошо удерживать взор, отслеживать предметы. Подвижность глаз должна быть полной и одинаковой для обеих глазных яблок во всех направлениях.
Для определения остроты детского зрения выполняется скиаскопия. Офтальмолог направляет в глаз ребенка луч света и наблюдается за характером перемещения тени в зрачке. Врач поочередно подносит к глазу линзы и устанавливает, при какой тень перестает перемещаться. После проведения вычислений, устанавливает диагноз. Для получения уточненных результатов на протяжении 5 суток до обследования малышу проводят атропиновую терапию, капают капли в глазки.
Норма остроты зрения у детей в 3 месяца составляет +3,0 — +3,5 диоптрии, то есть дальнозоркость присуща практически всем здоровым малышам. Это объясняется небольшим размером глазного яблока. С возрастом он увеличивается и зрение ребенка нормализуется.
Офтальмоскопия проводится с целью осмотра глазного дна, также оценивается прозрачность хрусталика и других составляющих оптической системы глаза. Глазное дно у малыша и взрослого существенно отличается. У маленьких детей сетчатка бледно-розовая, диск нерва имеет сероватый оттенок и немного стушеванные контуры.
Нормы зрения в детском возрасте
Возраст ребенка — основной критерий, по которому определяется в норме зрительный аппарат или нет. Нормой в детском возрасте считается острота:
- 2 годика — 0,4 — 0,7;
- 3 годика — 0,6 — 0,9;
- 4 годика — 0,7 — 1,0;
- 5 лет — 0,8 — 1,0;
- 6 лет и в более старшем возрасте — 0,9 — 1,0.
Наиболее быстрое увеличение глазного яблока происходит в возрасте до 3 лет, затем он замедляется, поэтому чем старше ребенок, тем меньше степень дальнозоркости. Ее снижения всегда должно происходить адекватно возрасту. В тех случаях, когда запас дальнозоркости уменьшается стремительно, возрастает риск возникновения близорукости; если же глаза новорожденного имеют большой запас и не растрачивают его со временем, возможно появление патологической дальнозоркости.
Дети с нарушениями остроты зрения должны проходить обследование не реже, чем раз в 6 месяцев, диспансерное наблюдение позволяет своевременно выявить осложнения и провести адекватную терапию.
Что умеет малыш в 2 месяца
Несколько недель после родов пролетели быстро и в хлопотах о малыше. Новорожденный растет быстро и меняется буквально на глазах. Его взгляд становится более осознанным и заинтересованным, движения уверенными. Что должен уметь малыш в 2 месяца:
- Хорошо держать голову. Если вы кладете малыша на живот, то он уверенно держит головку, приподнимает ее и поворачивает в разные стороны. Уже в таком возрасте малыш любопытен и ему все интересно. Также крошка будет рассматривать и изучать окружающую обстановку, если вы возьмете его на руки.
- Реагировать на звуки. Громкие и резкие звуки могут испугать малыша или же заинтересовать, «заставив» повернуть голову в сторону источника, их издающего.
- Проявлять эмоции. К 2 месяцам малыш уже научиться распознавать голоса родственников и будет радоваться, услышав их. Положительная эмоция может проявиться в виде осознанной улыбки и энергичного вздрагивания ручками-ножками. Часто малыши улыбаются буквально с первых дней жизни. Однако, такие улыбки носят непроизвольный, рефлекторный характер и чаще всего наблюдаются во сне. К двум же месяцам малыш научиться улыбаться «по-настоящему», демонстрируя первые успехи в развитии эмоциональной сферы. Помимо радости, малыш может показывать первые негативные эмоции. Например, хныкать, требуя внимания, или возмущенно плакать, если у него отнять грудь во время кормления.
- Фокусировать взгляд. Вы наверняка знаете, что дети рождаются с очень плохим зрением. К двум месяцам ребенок уже научиться фокусировать зрение на интересном ему предмете. Следить за его движением он пока не сможет, но вот долго разглядывать интересную ему вещь будет с удовольствием. Чтобы развлечь малыша такого возраста, можно повесить над его люлькой детский мобиль или просто подвесную неподвижную игрушку. Также можно украсить стены картинкой с изображением какой-нибудь геометрической фигуры. Не стоит «увлекаться» с количеством цветов, малышу 2 месяцев пока достаточно монохромных изображений.
- Произносить первые звуки. В 2 месяца родители малыша уже могут услышать от своего ребенка первые звуки. Они, конечно, произносятся ребенком пока неосознанно и могут удивить его самого.
- Играть с ручками и ножками. Игра с собственными руками для малышей такого возраста является одной их самых любимых забав. Дети с интересном изучают их, рассматривают могут пробовать на вкус. Такое зрелище является очень забавным и милым.
- Хорошо плавать. У каждого новорожденного малыша присутствует рефлекс плавания. Если малыша окунуть в воду, то он на уровне инстинкта задержит дыхание и поплывет. Конечно, мы не рекомендуем заниматься плаванием с новорожденными детьми без инструктора и в случаях, когда вы не совсем представляете себе этот процесс. Если вы найдете хорошего тренера по плаванию с малышами, то возраст 2 месяцев идеально подходит для начала тренировок. Кстати, малыши такого возраста легко проплывают самостоятельно расстояния до нескольких метров.
- Следовать по режиму. К двум месяцам ребенок на подсознательном уровне уже сможете отличить день от ночи, соответствующим образом начнут выстраиваться и его биоритмы. Если вы являетесь родителями, которые стремятся к соблюдению распорядка дня и хотят приучить ребенка к определенному режиму, то начинайте с 2-х месячного возраста. Старайтесь кормить малыша в одно и то же время и соблюдать последовательность всех действий с малышом (кормить после пробуждения, всегда купать перед сном, проводить утреннюю гимнастику и т.д.).
Кстати, у малыша двух месяцев естественный гипертонус мышц уже значительно снижен. Произвольных движений малыша становится все больше, однако, он все еще может «ударять» себя ручками во сне или случайно царапать. Если вы пеленали ребенка после рождения, то к 2-м месяцам малыша нужно чаще оставлять без пеленок. По крайней мере, во время бодрствования. Можно уже не пеленать ножки, лишь слегка фиксировать ручки, чтобы малыш мог спокойно уснуть. Теперь вы знаете, что должен уметь ребенок 2 месяца развитие.
Перечень навыков у ребенка в 2 года и 2 месяца
В этом возрасте кроха должен уметь:
бегать;
преодолевать препятствия, обходя их;
уметь кушать или хотя бы пытаться делать это самостоятельно; орудовать вилкой и ножом нет необходимости, тем более это опасно, а вот справиться с ложкой малыш вполне может;
ребенок должен уметь вытирать тряпочкой, пользоваться салфеткой и носовым платком;
играть, не призывая к игре окружающих, 40 минут – идеальная длительность игры;
рисовать линии карандашом;
показывать и называть 5 оттенков;
должен с осторожностью относиться к чужим людям;
уметь идти на контакт и интересоваться общением с другими детками.
Малыш должен хотеть играть в прятки, догонялки, уметь хорошо ориентироваться в знакомом пространстве. Наверняка сейчас ему нравятся более осознанные, сюжетные игры по типу «Дочки-матери». Никогда ранее он так уверенно не пинал и не бросал мячик, ловить у некоторых детей в 2 года и 2 месяца тоже получается достаточно ловко.
Среди бытовых навыков можно отметить:
- ребенок должен уметь мыть ручки после прогулки;
- ходить на горшок, проситься и ночью задерживать мочеиспускание, пока мама не подаст горшок;
- надевать брючки, куртку, шапку, возможно обувь;
- переворачивать страницы в любимой книжке;
- поворачивать дверную ручку.
Что касается речевых способностей, в 2 года и 2 месяца малютка должен знать до 200 слов. Вам предстоит часто отвечать на вопрос «Почему и зачем?» Особой пытливостью отличаются самые смышленые и умные детки. Повторяйте с любимым чадом стишки, это улучшит его память.