Что должен знать и уметь будущий первоклашка?
Содержание:
- Кругозор
- Окружающий мир
- Математика
- Речевое развитие
- Мелкая моторика
- Как проходит собеседование?
- Чему же надо учиться?
- Практические знания
- Что должны знать и уметь дети, идущие в первый класс
- Что должен знать и уметь будущий первоклассник по ФГОС?
- Как хорошо уметь читать
- Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в 1 класс в 2021 году в России
- Полный перечень требований
- Коммуникативные навыки
- Познавательные способности
- Форма
- Психологическая готовность
- Готов ли ваш ребенок стать первоклассником?
- Что должен знать и уметь первоклассник?
Кругозор
К 7 годам общий кругозор детей уже достаточно развит, и они без труда смогут ответить на вопросы по следующим темам:
-
называть полностью своё имя, фамилию и отчество;
-
говорить возраст и день рождения;
-
назвать фамилию, имя и отчество родителей, их место работы, профессию или род занятий;
-
рассказать про остальных членов семьи (имя, кем приходится)
-
назвать домашний адрес – город/посёлок/деревню, улицу, номер дома и квартиру, этаж;
-
знать название страны и столицы;
-
называть основные цвета и их оттенки;
-
различать и называть части тела человека;
-
иметь представление о профессиях;
-
различать предметы одежды, обуви, головные уборы;
-
называть виды наземного, водного, воздушного транспорта;
-
знать правила поведения в общественных местах и на улице.
Окружающий мир
Придя в 1 класс, ребенок должен знать:
-
домашних и диких животных, называть их детёнышей;
-
различать птиц, называя несколько зимующих и перелётных;
-
называть и показывать несколько растений, деревьев, характерных для своего места проживания;
-
знать и различать овощи, фрукты, ягоды;
-
различать времена года, называть их признаки;
-
называть последовательно дни недели, месяцы.
Математика
К 1 классу ребёнок должен иметь определенный набор математических навыков:
-
знание цифр до 10;
-
соотнесение цифры с количеством предметов;
-
расположение цифр на числовой прямой;
-
прямой и обратный счёт;
-
сравнение групп предметов по количеству;
-
знание основных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
-
сравнение и группировка предметы по разным признакам;
-
различение понятий “лево-право”, “вверху — внизу”;
-
умение ориентироваться на листе бумаги.
Речевое развитие
Должен ли ребёнок уметь читать перед школой? Это один из самых популярных вопросов родителей будущих первоклассников. Но однозначного ответа на него нет. Никто не будет укорять вас, если к 1 сентября малыш умеет соединять буквы в слоги и неуверенно пробует себя в чтении. Ровно так же учителя отнесутся и к первокласснику, который ещё только знаком с буквами. В школе каждого ребёнка обязательно научат читать и писать. Однако перед школой хороший уровень речевого развития создаёт уверенную базу для освоения грамоты.
Также обязательно уделите внимание произношению. Отсутствие дефектов в речи, чёткость артикуляции – всё это влияет на способность грамотно читать и писать
Если у вас вдруг появились сомнения, что у ребенка не всё хорошо с произношением, то сходите на консультацию к логопеду.
Малыш должен уметь определять количество слогов и находить положение звука в слове, произносить слова чётко по слогам и различать множественное и единственное число.
Кроме этого, первокласснику необходимо уметь пересказывать небольшой рассказ, отвечать на вопросы по тексту, заучивать наизусть стихотворения, составлять рассказ по картинке, рассказывать о каком-то предмете, исправлять неправильно построенное предложение и отгадывать загадки и ребусы.
Чтобы научиться этим навыкам, как можно чаще читайте вместе с ребёнком и обсуждайте прочитанное. Так вы поможете малышу последовательно выражать свои мысли, задавать вопросы по тексту и развёрнуто отвечать на них, а также анализировать прочитанное и, конечно, развивать словарный запас.
Мелкая моторика
Развитие мелкой моторики подготовит будущего первоклассника к освоению навыка письма. Ребёнок должен уметь правильно держать карандаш, кисточку, уметь вести ровную, волнистую, ломаную линии, рисовать карандашами и красками, штриховать, обводить по контуру, закрашивать, не выходя за границы, дорисовать часть симметричного рисунка и перерисовывать фигуры образца.
Обязательно нужно научить малыша пользоваться ножницами: резать полоски и аккуратно вырезать по контуру несложные геометрические фигуры. Не стоит забывать об аппликации, лепке пластилином, собирании пазлов, мозаик, конструкторов. А также создавайте вместе с ребёнком поделки из различных круп, камешков, палочек, песка.
Но самое главное, даже если ваш малыш не знает что-то, это не причина для огорчения, ругани и наказания. Всегда найдите повод, за который можно похвалить ребёнка: “У тебя вышло не очень хорошо, но сегодня ты старался больше, чем вчера!”, “Нестрашно, что ты этого не знал, ты ещё учишься. Но ты очень хорошо ответил первый вопрос!”.
Помогите своему первокласснику обрести уверенность в себе, и тогда у него точно всё получится!
Как проходит собеседование?
Собеседование обычно проводят завуч начальной школы, учитель начальных классов, психолог и логопед. В языковой школе может также присутствовать учитель иностранного языка.
Собеседование длится около 15-20 минут и проходит в присутствии родителя
«Присутствие», как правило, заключается в том, что сначала родитель подписывает бумагу, в которой соглашается на проведение собеседования, потом сдает документы и пишет заявление с просьбой принять ребенка в школу, а остальное время сидит в другом конце класса, наблюдая, как его ребенок справляется с вопросами и заданиями.
Важно! В первую очередь школы обязаны принять детей, живущих в близлежащих домах. Если вы не «приписаны» к данной школе, в заявлении вам придется написать: «прошу зачислить моего ребенка на вакантное место»
Это значит, что в итоге вам могут отказать по причине отсутствия свободных мест.Какие вопросы могут задать на собеседовании? Любой из вышеприведенного списка обязательных знаний.
Ребенка попросят назвать его имя/фамилию, адрес, имя-отчество родителей, их род занятий. Спросят сколько ему лет, сколько будет через год, а сколько было два года назад. Попросят прочитать несколько предложений, рассказать стихотворение и обязательно предложат составить рассказ по картинке.
Могут спросить про животных (например, чем отличаются дикие от домашних), какое сейчас время года, чем занимаются врач или почтальон…
Потом проверят математические знания (попросят посчитать, расставить числа по возрастанию/убыванию или решить задачку). Могут даже провести графический диктант.
Непременно зададут вопрос: «зачем ты идешь в школу?».
При приеме в языковую школу могут попросить повторить отдельные слова или фразу на иностранном языке.
Поскольку задания могут быть совершенно неожиданными (например, задачки на логику с «подвохом»), очень важно правильно настроить малыша перед собеседованием. Он не должен бояться переспросить, если что-то не понял или не услышал. И лучше всего, конечно, дома проиграть подобные ситуации, а на ночь рассказать малышу сказку о том, как медвежонок/зайчонок/лисичка пошли записываться в лесную школу и что из этого вышло.
Чему же надо учиться?
Школа была создана человечеством именно для того, чтобы научить ребенка различным дисциплинам. Постоянные реформы и колебания обучающих программ ложатся бременем на самых близких ребенку людей – родителей. Однако и всё же, — задача родителей и их реальные возможности лежат в иной плоскости.
Максимальный успех в воспитании, на который должны ориентироваться родители, — это воспитать уверенную в себе, активную, самостоятельную, ответственную, внимательную к другим людям и добрую личность. Человека, — который понимает себе цену и пойдет по жизни с чувством собственного достоинства.
Думать родителям нужно именно в этом направлении, а школа – это очередная ступень к взрослению. Далеко не все знания, полученные в ней, будут чего-то стоить в будущем. Во главе же процесса подготовки ребенка к школе должна стать вера в его способности и уникальность. Именно такая вера родителей помогает и стимулирует детей к успехам, в том числе и в учебе.
Статья составлена на основании книг Л.С. Выготский «Мышление и речь», А. Курпатов «Счастливый ребенок», Божович Л.И.«Проблемы формирования личности: избранные психологические труды»; материалов с сайтов и родительских форумов и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/.
Практические знания
Никто не обязывает родителей научить ребенка читать и считать до школы
Но по статистике более половины первоклассников уже умеют все это делать, и многие школьные программы принимают этот факт во внимание, ориентируясь на большинство. С практической точки зрения это оправдано: разумнее подтянуть нескольких ребят до общего уровня и идти дальше, чем подолгу останавливаться на знакомых темах
Счет
Проверяя знания выпускника ДОУ, психолог обычно просит его посчитать от 1 до 10 и обратно. Ребенок также должен быть готов:
- посчитать от заданной цифры, например от 5, в прямом или обратном порядке;
- сравнить два числа в пределах 10 (больше/меньше);
- назвать «соседей» заданного числа.
Этих умений достаточно, чтобы начать учиться арифметическим действиям в первом классе. С другой стороны, если ребенок выполняет такие задания быстро и не задумываясь, родителям не стоит препятствовать дальнейшему развитию математических навыков, даже если школьное обучение еще не началось. Многие дети к первому классу уже будут уметь производить сложение и вычитание в пределах 10 или даже 20, считать десятками до 100 и больше.
Чтение
По мнению психологов именно скорость чтения является важнейшим фактором, оказывающим влияние на успеваемость. Плохо читающий ученик тратит много времени, чтобы понять задание, вместо того, чтобы начинать думать, как его выполнить. Перед школой ребенок должен владеть хотя бы минимальными познаниями в области грамматики родного языка:
- уметь различать гласные и согласные буквы;
- определять на слух твердые и мягкие звуки;
- называть местонахождение заданной буквы — в начале, середине или конце слова;
- находить слова, начинающиеся на предложенную букву;
- иметь понятие о слогах, уметь их читать.
Технику чтения у первоклассников проверяют уже в первом полугодии, а в следующий раз — весной, в апреле или мае, чтобы выявить динамику показателей. При этом учитывается не только количество слов, прочитанных за минуту, но и понимание смысла текста, интонационная выразительность. Чем лучше малыш будет читать до школы, тем легче ему будет даваться обучение по всем предметам.
Письмо
Способность быстро и правильно писать напрямую связана с уровнем развития мелкой моторики. Если пишущие принадлежности не будут слушаться детской руки, ежедневные занятия в прописях превратятся для ребенка в сплошную муку. Домашнее задание в первом классе носит рекомендательный характер, но без усиленных тренировок научиться хорошо писать невозможно.
Чтобы осилить программу по этому предмету в полном объеме, дошкольнику необходимо уметь:
- правильно держать пишущие принадлежности: ручку, карандаш, кисть;
- заштриховывать крупные и мелкие фигуры, не выходя за контуры;
- ровно обводить детали рисунка;
- аккуратно закрашивать небольшие очерченные пространства, не оставляя пробелов;
- повторять по образцу несложные элементы письма (палочки, крючки, петли);
- писать большие и маленькие печатные буквы, цифры.
В подготовительной группе детского сада воспитатели дают будущим выпускникам подобные задания. Если с ними у ребенка не возникает проблем — значит, и в школе с письмом все будет в порядке. А если получается не все, то родителям следует уделять больше внимания развитию мелкой моторики малыша.
Что должны знать и уметь дети, идущие в первый класс
Рубрики Подготовка к школе, Родителям
Ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:
- свою фамилию, имя и отчество
- свою дату рождения и возраст
- полные имена членов семьи, их профессии
- домашний адрес: город, улица, дом, подъезд, этаж, квартира
- название своей страны и её столицы
- диких и домашних животных и их детенышей
- деревья, обувь, одежду, головные уборы, рыб, птиц, насекомых, зверей, овощи, ягоды, грибы, фрукты, транспорт, мебель, посуду и т.д. и классифицировать предметы по группам: яблоко, лимон, апельсин, груша – это фрукты
- части суток, дни недели, месяцы, времена года, загадки о временах года, основные приметы каждого времени года
- части человеческого тела
- названия профессий людей
- русские народные сказки: «Курочка-ряба», «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Лиса и волк», «Лиса и журавль», «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» и др.
- детских писателей: К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, А. Л. Барто, С. В. Михалков, Л. Н. Толстой, А. С. Пушкин и их произведения
- правила поведения в общественных местах и на улице
Ребенок, поступающий в 1 класс, должен уметь:
в области развития речи
- различать звук, слог, слово, предложение
- четко произносить все звуки речи
- выделять звук в словах
- определять место звука в слове
- определять последовательность и количество звуков в словах такого типа: мак, зубы, сани, осы
- находить слова с определенным звуком в предложении
- расчленять простые предложения на слова
- произносить слова по слогам
- составлять предложения из 3-5 слов
- использовать в речи обобщающие понятия
- различать жанры художественной литературы: сказка, рассказ, стихотворение
- полно и последовательно пересказать прочитанный или прослушанный рассказ
- составлять небольшие рассказы, сказки по картинке и серии картинок
- читать наизусть любимое стихотворение
- знать автора прочитанного стихотворения
- разгадывать самые простые загадки: «крашеное коромысло над полем нависло» (радуга); «сто одёжек и все без застежек» (капуста); «под полом таится, всякой кошки боится» (мышка); «не портной, но всю жизнь с иголками ходит» (ёжик) и т.п.
- участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументировать ответ
в области элементарные математические представления:
- считать до 10 и обратно
- называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка
- соотносить цифру и число предметов
- сравнивать 2 группы предметов
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание
- называть фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал и выбирать их из группы геометрических фигур
- сравнивать предметы по цвету, размеру, форме
- группировать предметы по определенному признаку
- ориентироваться в пространстве и на листе клетчатой бумаги
- различать понятия: выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, справа-слева
- выполнять несложные логические игры для детей своего возраста
в области моторика (развитие мелких мышц руки):
- правильно держать ручку, карандаш, кисточку
- проводить горизонтальные и вертикальные линии без линейки
- переносить в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг)
- рисовать животных, геометрические фигуры, людей, различные предметы из геометрических форм
- аккуратно штриховать карандашом, закрашивать, оставаясь в пределах контура предметов
- пользоваться ножницами: разрезать лист бумаги на квадраты, полоски, прямоугольники, круги, треугольники, овалы, вырезать геометрические фигуры по контуру
- делать аппликации из разноцветной бумаги
- лепить из пластилина и глины
в области психо-физические функции:
- внимательно, слушать на протяжении 30-35 минут
- сохранять правильную осанку сидя на протяжении 30-35 минут
- выполнять физические упражнения, играть в спортивные игры
в области культура и общение:
- первыми здороваться
- вежливо прощаться
- благодарить за оказанную помощь
- говорить тихо, не привлекая к себе внимания, не мешать другим
- вежливо обращаться с просьбой
- не перебивать говорящего
- не вмешиваться в разговор старших
- соблюдать порядок, чистоту.
Что должен знать и уметь будущий первоклассник по ФГОС?
Осталось совсем немного времени, как начнется новый учебный год, а вместе с тем и новая ступень в жизни ребенка и соответственно их родителей! Если Ваш малыш пойдет в первый класс, то следует подготовиться к этому заранее
И мы говорим не про вещи, хотя и это очень важно, а про моральную готовность ребенка к школе
Мы уже говорили, что нужно нужно купить для первоклассника, теперь же поговорим о том, что должен знать ребенок в 7 лет перед поступлением в школу по ФГОС.
Так как первый класс это серьезный этап в жизни, к нему необходимо подготовиться, и для этого, кто-то записывает своих деток на подготовительные занятия в той школе, в которой планируют обучаться, а кто-то старается привить знания самостоятельно.
Стоит отметить, что у образовательных учреждений, свои требования к первоклассникам, и поэтому какие-то знания и умения из представленного ниже списка могут быть обязательны для одной школы, и предпочтительными для другой.
Мы подразделили список на несколько категорий:
- Всеобщий кругозор
- Логика и мышление
- Чтение и речь
- Математика
Всеобщий кругозор
- Знать свои ФИО — это самое первое, что должен знать ребенок.
- Назвать своих родителей (ФИО), место их работы или приблизительный род деятельности.
- Назвать адрес своего места жительства, включая название страны и города
- Перечислить виды спорта или профессий
- Назвать основные оттенки цветов
- Перечислить времени года
- Назвать известных писателей (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и т.д.)
- Знать основные правила дорожного движения (из скольки цветов состоит светофор, на какой свет можно переходить дорогу)
- Знать правила поведения в обществе.
- Назвать виды овощей и фруктов
- Знать дни недели
- Перечислить месяцы в году
Если вы еще только ходите в садик, то вам будет интересно узнать, что подарить детям на выпускной в детском садике от родительского комитета.
Логика и мышление
- Разложить картинки по категориям (например: шубу, пальто — к зимней одежде, тогда, как шорты, майку к летней и т.д.)
- Назвать последовательность времен года
- Отгадывать простые задачки и головоломки
- Умение задавать вопросы, а также отвечать на них
- Уметь находить различия в двух картинках
Чтение и речь
- Разбивать слова по слогам
- Уметь управлять интонацией, и применять во фразе (восклицание, вопрос, утверждение)
- Составлять небольшой рассказ и 3 — 5 предложений по картинке
- Уметь запоминать и пересказывать небольшой текст из 3 — 5 предложений
- Некоторые школы требуют, чтобы первоклассник мог читать со скоростью не менее 20 — 25 слов в минуту, но опять же, это требование в отдельных образовательных учреждениях.
- Должен уметь находить гласные и согласные буквы в слове.
Для того чтобы развить в ребенке эти умения, советуем совместно читать сказки и рассказы, и просить ребенка пересказать услышанное, вместе рисовать и придумывать небольшие рассказы по картинке. Также будет уместным придумать игру, где вы сможете увеличить кругозор и словарный запас ребенка (Например: вы говорите горячий, а ваш ребенок должен назвать антоним — холодный, или же Вы говорите: Мороз, а ребенок называет синоним — холод и т.д.). Все эти занятия способствуют развитию вашего малыша, начинайте практиковать занятия в виде игр с самого раннего возраста.
Если ваш ребенок пойдет в первый класс, то вам будет полезна статья о том, как выбрать рюкзак для первоклассника.
Математика
- Уметь считать от одного до десяти, а также обратный счет.
- Должен уметь решать простейшие задачи, с вычитанием или сложением единицы
- Знать, что такое длина, ширина и высота и сравнивать по этим показателям предметы
Как видите, требований того, что должен знать и уметь будущий первоклассник идя в школу очень много, и это действительно так, но начав подготовку малыша заранее, можно избежать множество трудностей в первом классе.
Советы
Как мы написали выше, стоит задумать о подготовке уже на раннем возрасте, придумывайте интересные игры, которые будут не только развивать физические стороны ребенка, но также мышление и логику.
Придумывайте с малышом вместе сказки, или альтернативные концовки известных сказок, интересно будет не только ребенку, но и вам, это поможет развить фантазию.
Обучайте с помощью игр синонимам и антонимам, тем самым повышая уровень речи будущего первоклассника.
Если Вы в этом году впервые поведете ребенка в первый класс, то рекомендуем ознакомиться с тем, что можно подарить учителю на 1 сентября, думаем список вариантов будет вам полезен.
Загрузка …
Как хорошо уметь читать
Бессмертные строки Валентина Берестова адресованы как раз дошкольникам и младшим школьникам
Педагоги подтверждают: чтению нужно уделить внимание. Но это тоже из разряда рекомендаций, а не требований
Дело в том, что, зная азы чтения, ребёнок будет быстрее ориентироваться в учёбе.
Если ребёнок выучил буквы, но читать категорически отказывается, не надо его подгонять. Лучше дать время на осознание. Бывает такое, что дети начинают читать буквально за неделю до школы, уверяют педагоги.
Воспитатель детского сада при Беломестненской школе Анна Булмага в прошлом году отдала дочь Полину в первый класс:
Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в 1 класс в 2021 году в России
При поступлении в школу к будущему первокласснику предъявляются определенные требования, которые помогут ему легче адаптироваться к новым условиям и проще воспринимать программу 1 класса. Программа дошкольных учреждений обычно направлена на то, чтобы облегчить подготовку к школе и осуществить ее в условиях сада, но этого не всегда достаточно.
Гораздо лучше подготовиться к школе ребенок сможет, если родители будут заниматься его всесторонним развитием.
Общее развитие
Дошкольник должен знать общую информацию:
- свое полное имя, фамилию и отчество;
- называть по именам близкое окружение семьи, кем работают мама и папа, домашний адрес;
- название своей страны и несколько других на выбор;
- отличие овощей и фруктов, где растут, как употребляют;
- животных и их детенышей, называть правильно;
- отличие кустов от деревьев и травы;
- чем отличаются птицы от рыб и зверей;
- транспорт;
- основные геометрические формы и на что они похожи;
- времена года, время суток, дни недели, погоду.
Математика
Будущий первоклассник должен иметь математические навыки. А именно:
- счет до 10 туда и обратно, находить пропущенную цифру в ряду;
- вычитать и складывать в пределах 10, на 1-2 предмета. Например, 5-2=3;
- сравнивать предметы по количеству, длине, ширине;
- делать картинки из геометрических фигур, называть их;
- делить группу предметов на равные части;
- называть количество предметов и находить цифровое обозначение.
Чтение
Будущему ученику будет намного проще в 1 классе, если он еще до школы научится чтению. Дошкольник при поступлении в первый класс должен уметь:
- прочитать любую букву в алфавите и найти ее в слове;
- подобрать несколько слов на названную букву;
- делить простое слово, если оно состоит из 2-3 слогов;
- читать предложение, если оно состоит из 4 слов, написано крупными буквами и слова не сложные в произношении.
Развитие речи
Кроме правильного произношения слов и звуков, в школе проверяют развитие речи. Ребенка могут попросить:
- рассказать стишки, пересказать сказки;
- повторить за взрослым короткое предложение не изменив слова и их порядок;
- описать картинки после непродолжительного ее просмотра. Составить по ней простой рассказ, историю.
Культура и общение
Культура и общение выявляются в процессе общения. Ребенок должен уметь:
- здороваться, прощаться;
- если ему оказывают помощь, то благодарить за нее;
- в разговоре использовать вежливые слова, особенно в просьбе;
- в помещении разговаривать тихо, не кричать и не перебивать;
- во время общения старших людей не вмешивается и ждет, пока они закончат;
- не мусорит, не разбрасывает вещи, соблюдает чистоту.
Моторика
Чтобы понять, правильно ли развиты мелкие мышцы в руках ребенка, нужно обратить внимание на то, насколько он правильно выполняет простые манипуляции. Например, как ребенок:
- держит пишущие и рисующие принадлежности;
- проводит прямую линию без линейки;
- перерисовывает по образцу простые фигуры;
- лепит, делает аппликации и вырезает ножницами самостоятельно;
- штрихует картинки, разукрашивает, не выходя за контур.
Полный перечень требований
Подготовка к первому классу — это больше, чем обучение чтению и счёту. Ребёнок должен знать и многие другие вещи. Какие именно — смотрите далее. Всему этому ребёнка можно научить и дома, самостоятельно, без каких бы то ни было курсов подготовки, потому что сегодня существует огромный выбор пособий, которые помогут вам полностью справиться с задачей.
Сложность беседы при поступлении в школу очень сильно варьирует от привилегированности школы: куда-то вас возьмут в любом случае, а куда-то — большой конкурс, и в такие школы вы, скорее всего, не сможете поступить, если не будете посещать подготовительные курсы (потому что очень легко составить такую программу вопросов и проверки, которую ребёнок может выполнить только после специальной подготовки).
Как бы то ни было, дальнейший перечень того, что ребёнок должен знать, является основополагающим. Требований достаточно много, так что к школе сегодня нужно начинать готовиться как минимум года за два.
Вам пригодятся обучающие пособия, карточки, дидактические материалы: выбирайте по разным направлениям развития.
Одно из самых эффективных занятий — это игра в школу: организуйте дома место, где ребёнок сможет (с вашей помощью) обучать своих кукол и плюшевых мишек, предоставьте все необходимые материалы и пособия: так дети учатся очень быстро.
Коммуникативные навыки
Об этом важном пункте почему-то часто забывают. Все говорят о том, то ребенок к 1 классу должен знать свое имя, имена и фамилии своих родителей, свой адрес и тому подобное, но очень редко речь заходит о том, что он должен уметь общаться с другими детьми
И это гораздо важнее знания отчества дедушки или точного названия маминой профессии.
Школьная пора — это очень важное время в жизни ребенка, в течение которого будет пройдена значительная часть его социализации. Поэтому крайне желательно, чтобы к 1 классу он уже имел большой опыт общения со сверстниками, не боялся и не стеснялся с ними общаться, обладал базовыми навыками разрешения конфликтов, и так далее
От комфортного вливания в классный коллектив зависит достаточно многое: как в контексте учебы, так и в плане развития социальных навыков и даже самооценки ребенка.
В завершение стоит отметить, что любое прожитое время — никогда не упущенное, потому что в течение этого времени многое происходило и многое было сделано. И если ваш ребенок по многим показателям не готов идти в школу, нет ничего страшного в том, чтобы отсрочить это событие на год. Ну а если по большинству факторов все в порядке — не переживайте понапрасну и радуйтесь вместе с ребенком его первому школьному звонку!
Познавательные способности
Все специалисты сходятся во мнении, что первые годы учебы детей в школе — это не столько приобретение знаний, сколько приобретение умений приобретать знания, пусть это и звучит как тавтология
Поэтому следующая группа навыков, вероятно, является даже более важной, чем все предыдущие:
- Умение разгадывать загадки.
- Умение находить лишнее в ряду или добавлять недостающее.
- Умение выполнять несложные задания по заданному образцу без ошибок.
- Умение выделять общий признак каких-либо предметов, выполнять их группировку.
- Понимание простых причинно-следственных связей (зимой птицы летят на юг, потому что там тепло, а здесь холодно, и т.п.).
- Умение придумывать рассказ по картинке, в принципе сочинять какие-нибудь истории, отвечать на вопросы законченными предложениями. Подобные навыки говорят, помимо прочего, о способности ребенка к концентрации.
- Достаточно высокий уровень развития памяти. В таком возрасте ребенок должен запоминать 5-6 слов (без визуального сопровождения) или 9-10 картинок/предметов.
Другими словами, если ребенок умеет анализировать, размышлять, находить логику — то он быстро догонит сверстников даже в том случае, если по каким-то другим навыкам отстает. А если такие способности у него не очень выражены, то даже зазубренные названия цветов или буквы не станут для него пропуском к беспроблемной учебе.
Форма
Школьная форма, конечно же, является лицом будущего первоклассника. Выбирая эту важную часть гардероба, необходимо руководствоваться школьным уставом и конкретными требованиями по поводу одежды учащихся.
Существуют и коллективные формы закупок школьной формы. В таких школах все ученики одеваются одинаково, имеется определенная школьная символика. Но все же чаще в каждом учебном учреждении принят деловой стиль одежды. Мальчики могут ходить в школу в классическом темном костюме, включающем в себя брюки и пиджак с белой рубашкой. Также в запасе могут быть рубашки серых и светлых оттенков других цветов, но, ни в коем случае, ни ярких.
Девочки одеваются в костюмы из юбки или брюк и пиджака темных оттенков, дополняя их белыми или светлыми блузами и белыми колготами. Яркие цвета блуз и колгот также не приемлемы. Зимой и осенью приобретают утепленные брючки, а рубашки и блузы меняют на водолазки, но белого цвета или светлых оттенков.
Не менее важна в школьной жизни спортивная форма. В холодное время года дети носят спортивные тренировочные брюки, спортивную кофты и футболку. Для занятий физкультурой в теплую погоду можно использовать шорты и майку.
Спортивная форма должна храниться в специальной сумке или пакете и включать в себя удобную спортивную обувь. Это могут быть кроссовки или кеды, желательно имеющие светлую подошву, которая бы не пачкала пол в спортивном зале.
Психологическая готовность
Сложнее всего определить эмоциональную зрелость. Школа является довольно стрессовым местом. После детского сада дошкольнику приходится привыкать к новому режиму, учиться взаимодействовать с детьми и учителем.
На эмоциональную зрелость указывает несколько факторов:
- умение управлять поступками;
- способность подчиняться «надо»;
- планирование деятельности;
- умение мотивировать себя и отказываться от «хочу».
При готовности к школе проверяют не только набор знаний. Поэтому нет смысла заставлять дошкольника заучивать ряд терминов
Лучше уделить внимание развитию его эмоциональности, воли и других сторон психики.
Готов ли ваш ребенок стать первоклассником?
Ниже будет приведен список вопросов, ответив на которые, вы поймете, готов ли ваш ребенок к школе. Это своего рода тест. Так что возьмите в руки ручку и считайте баллы. Если на 1 вопрос вы ответили да, то ставьте 1 балл. Если нет – 0 баллов.
- Хочет ли ваш ребенок учиться в школе?
- Считает ли он, что ему будет интересно в школе?
- Знает ли он названия предметов, что нужны первокласснику?
- Может ли ваш ребенок самостоятельно выполнить какое-то задание (например, усадить игрушки)?
- Следует ли ребенок словесным инструкциям?
- Комфортно ли ребенку в обществе незнакомых людей?
- Умеет ли ваш ребенок составлять короткие тексты по картинкам?
- Знает ли ваш ребенок загадки или стихотворения наизусть?
- Умеет ли ваш малыш читать (по слогам или целые слова)?
- Понимает ли он, что значит «Один» и «Много»?
- Знает ли будущий первоклассник цифры от 1 до 20?
- Может ли он прибавить или отнять от общего количества единицу?
- Знает ли он названия животных?
- Умеет ли ребенок обобщать слова (например, зима, весна, лето, осень – времена года)?
- Надежно ли держит ребенок в руках ручку, карандаш, кисточку?
- Умеет ли ребенок обращаться с опасными предметами (ножницами, клеем)?
- Может ли ребенок рисовать и раскрашивать простые картинки?
- Умеет ли он собирать пазлы или другие мозаики?
- Может ли ребенок самостоятельно заниматься рукоделием, например, лепкой, аппликацией?
Каков результат?
- От 15 до 19 баллов – ребенок готов учиться и знает практически всё, что обязательно нужно знать первокласснику.
- От 9 до 15 баллов – ребенок готов пойти в школу, но есть некоторые недоработки. Например, он не хочет идти в школу или он чего-то не умеет. Так что вам необходимо доработать вопросы, где получился нулевой результат. Вам может помочь статья на сайте sympaty.net Ребенок не хочет в школу? Самое время правильно настроиться!
- Менее 9 баллов – увы, но ребенок ещё не готов к обучению. Вам необходимо уточнить все нулевые результаты и начать незамедлительную работу с вашим малышом. Возможно, придется прибегнуть к помощи специалиста.
Подведем итоги — как видите, ответов на вопрос: «Что нужно знать будущему первокласснику?» может быть очень много. И ему нужны не только школьные принадлежности и модная форма. Главное, чтобы у вашего чуда были любящие родители.
Удачной вам подготовки к новому учебному году!
——
Автор – Света Луч, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная
Копирование этой статьи запрещено!
Что должен знать и уметь первоклассник?
Перечень требуемых знаний и навыков первоклассника в каждой школе может быть различным.
Однако, существует определенный минимум знаний, который мы сейчас и обсудим. Кроме того, мы изучим ряд вопросов, которые рекомендуется задать ребенку накануне 1 сентября.
Итак, что нужно знать первокласснику?
- Свое ФИО, дату рождения;
- имена всех членов семьи;
- кем приходятся ребенку;
- номер домашнего телефона, адрес.
Ещё желательно, чтобы ребенок умел:
- называть весь алфавит в правильном порядке;
- различать согласные и гласные буквы;
- считать до 20 и обратно;
- различать цвета и оттенки;
- различать право, лево, прямо, назад, вперед;
- называть основные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, ромб);
- ориентироваться во времени;
- различать времена года, месяцы, дни недели;
- различать понятия: «выходной», «рабочий (учебный)» и «праздничный» день.
Отдельного внимания заслуживают правила поведения.
Итак, первоклассник должен:
- правильно здороваться. По отношению к учителям и другим взрослым не должно быть никаких «Здрасьти», «Привет» и так далее.
- вежливо прощаться;
- не вмешиваться в разговоры взрослых;
- правильно просить взрослого помочь и благодарить за оказанную помощь;
- разговаривать ровно, спокойно, без сильного повышения голоса;
- говорить «Пожалуйста» при просьбе;
- правильно извиняться в случае оплошности;
- следить за аккуратностью, чистотой и порядком.
Кстати, к списку тех вещей, что нужны будущему первокласснику, нужно обязательно прибавить:
- бумажные платочки;
- влажные салфетки;
- для девочки добавить зеркальце и расческу.
Если у вас первоклассник
Он должен знать, что:
- девочку и уж тем более женщину нужно всегда пропускать вперед;
- перед девочкой нужно открыть дверь;
- девочке нужно помогать на переменах, дежурствах и так далее.
Если у вас первоклассница
Она должна:
- всегда следить за своим внешним видом;
- уметь правильно отреагировать, если мальчики обижают (дергают за косички, отнимают вещи и так далее).