Теория свободного воспитания руссо и свободного образования толстого: общее и особенное

Откуда пришла идея свободного воспитания

На практике свободное воспитание не прижилось ни в России, ни за рубежом. Но современной педагогикой были позаимствованы у нее многие принципы и методы, применяемые теперь на практике. Например: замена авторитарного стиля обучения демократическим, устранение телесных наказаний, использование метода вовлеченности, индивидуальный подход, упор на физическое развитие, создание благоприятных условий и др.

Основные положения

У разных педагогов собственная концепции свободного воспитания, но у них есть много общего.

  • Равноправие. Взрослый — это друг и помощник, а не наставник, которого нужно беспрекословно слушаться. Не должно быть авторитарного стиля обучения. Между взрослым и ребенком дружеские взаимоотношения и полное доверие.
  • Свобода выбора. Это умение считаться с мнением «крохи». Дети самостоятельно принимают решения касательно сна, режима дня и досуга. Посещение занятий — по желанию. Школьникам предоставляется возможность выбора предметов изучения.
  • Уважение личности ребенка. Маленький человек рассматривается как равноправный член общества, со своими достоинствами и личным мнением.
  • Метод вовлеченности. Отказ от систематического навязанного преподавания. Обучение и воспитание строится посредством вовлеченности ребенка в процесс. То есть его нужно заинтересовать.
  • Активная деятельность ребенка. Дети активно участвуют в своем развитии и обучении, на собственном опыте познают законы природы и физики. Знания приобретают посредством труда, игр, экспериментов.
  • Индивидуальный подход. Ребенка принимают таким, каков он есть, со своими особенностями и слабостями. К каждому персональный подход.
  • Отказ от любого вида насилия. Никаких «надо» и «должен». Не заставлять делать то, что ребенок не хочет. Это касается любой деятельности, а также еды, дневного сна, уроков. Даже за серьезный проступок детей не наказывают.
  • Тесная связь с природой. Развитие в гармонии с естественной средой. Познание себя как часть природы. Детям прививают любовь и бережное отношение к ней.
  • Развитие способностей. Предоставить возможность развиваться врожденным задаткам самостоятельно. Создать условия, чтобы ребенок в любой момент мог проявить фантазию и творчество. Свободный доступ к необходимым материалам.

Особенности теории свободного и естественного воспитания

Руссо был уверен, что контакт с природой является главным фактором в формировании полноценной личности. Благодаря ему ребёнок развивает свои чувства и способности

И для неразрывности связи с живой природой важно проживать вблизи леса или озёра

В таком случае отпадает необходимость наказаний. Ведь нет границ, которым необходимо следовать. А соответственно и соблазна их нарушить.

На смену наказаниям приходит возможность самостоятельно вынести урок при возникновении последствий. Руссо считал, что, таким образом, ребёнок способен ассимилировать опыт. А также нести ответственность за совершённые действия. Ведь в таком случае возникает не страх наказания, а понимание того, чем грозит неверный поступок.

Естественное воспитание Руссо подразумевает индивидуальность каждого ребёнка. Направленность интереса, его возможности и ресурсы. Руссо учитывал эти нюансы. Поэтому считал, что за слабым и беспомощным малышом должен быть закреплён наставник. На которого в любой момент можно опереться и получить поддержку и защиту.

Очень много внимания уделял физическому воспитанию. Благодаря которому каждый мог совершенствовать свой организм. И если с умственным и духовным развитием предлагал не спешить, то физическое должно было присутствовать ежедневно.

Технология свободного труда (французского педагога С. Френе 1896-1966), созданная с учетом особенностей малокомплектной сельской школы

Характеристика организации:

  • Учиться не надо, но проблемы решаются;
  • Домашних заданий нет, но вопросы задаются постоянно — дома, на улице, в школе;
  • Оценки не выставляются, но отмечается личный прогресс;
  • ошибок не бывает — бывают недоразумения, которых, если разобраться вместе со всеми, можно избежать;
  • нет традиционного учителя, а учат организационные формы совместной деятельности, разработанные учителем вместе с детьми;
  • нет учебной дисциплины, а есть только чувство собственной и коллективной безопасности и общие дисциплины движения и т.д.

Термины «инновационная школа» и «авторская школа» используются с конца 1980-х годов. Авторские школы играют особую роль на этапе трансформации социальной структуры: они определяют пути и средства развития образования, открывают новые цели, разрабатывают содержание образования, изобретают и апробируют новые педагогические технологии и системы.

Авторская школа — это полисистема с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, спортивной, духовно-религиозной, научной деятельности, включающая различные формы общения и взаимопонимания между детьми и взрослыми.

Рассмотрим несколько примеров:

  • Учебные заведения И.Г. Песталоцци, С. Френе, С.Т. Шацкого; школы Р. Штейнера, Л.Н. Толстого;
  • современная парковая школа (М. А. Балабан, Екатеринбург, школа № 95) — интеграция идей и принципов нескольких образовательных технологий, среди которых в первую очередь следует отметить систему Белла-Ланкастера, систему С. Френе, Йенский план, коллективный способ обучения (А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко). Основной метод обучения — диалог, речевое общение партнеров;
  • Сельскохозяйственная школа-интернат А. А. Католикова (Сыктывкар). Агрошкола — это школа полного дня, режим и организация которой во многом аналогичны коммуне А.С. Макаренко. С. Макаренко. В школе-интернате обучается около 300 детей в возрасте от 2 до 18 лет. Концептуальной основой является сочетание образования и производственной работы в форме фермерской школы;
  • школа адаптивной педагогики (Е. А. Ямбург, Б. А. Бройде — Москва, Ярославль). Деление учеников на классы основано на их индивидуальных психофизических характеристиках;
  • Школа самоопределения (А. Н. Тубельский, Москва; обучение детей от 3 до 17 лет, совмещенное с работой по созданию и освоению ориентированного на ученика содержания образования). По сути, именно в этом и заключается суть альтернативного образования.

Можно выделить следующие характеристики авторских школ:

  • Инновационность — наличие оригинальных идей автора, гипотез по перестройке педагогического процесса;
  • альтернативность — отличие одного из основных компонентов образовательного процесса: целей, содержания, методов, средств и т.д. от традиционных, принятых в массовой школе:
  • Концептуальность: использование философских, психологических, социально-психологических научных основ в авторской модели;
  • последовательность и сложность образовательного процесса;
  • Социально-педагогическая целесообразность — соответствие целей школы социальному заказу;
  • Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.

Классификация социально- педагогических технологий.

Классификация (от лат. classis — категория, класс + facio — делать) — это система родственных понятий (классов, объектов) какой-либо области знаний или человеческой деятельности, используемая как средство установления связей между этими понятиями или классами объектов.

Роль классификации в познании заключается в том, что она позволяет нам систематизировать изучаемые объекты по определенному признаку, учитывая качественные характеристики каждого из них.

Современной науке известно множество социально-педагогических технологий, но их классификация еще не разработана. В то же время классификация необходима потому, что:

  • позволяет классифицировать социально-педагогические технологии по определенным критериям, что упрощает их выбор и практическое применение;
  • показывает, какие социально-педагогические технологии доступны для каких категорий объектов и для каких условий практического применения, а какие недоступны или их выбор ограничен;
  • Способствует созданию банка социально-педагогических технологий с учетом их специфических особенностей.

По мнению М.А. Галагузовой и Л.В. Мардахаева, формирование такой базы данных очень актуально. Такая база данных позволит объединить и систематизировать существующие и апробированные социально-педагогические технологии, что позволит специалисту сразу выбрать оптимальный вариант технологии для практического применения и, при необходимости, внести в нее определенные коррективы, а также предложить новую технологию для решения конкретной социально-педагогической проблемы. Исследователю такой банк технологий поможет выявить те аспекты развития и совершенствования социально-образовательных технологий, которые требуют изучения и научного обоснования. Банк технологий полезен и для неопытного специалиста, так как позволяет ему использовать в типичных ситуациях уже проверенный опытом способ деятельности.

Применение компьютерных тестовых (диагностических) технологий создает качественно новые возможности для формирования банка стандартных технологий, выбора из них наиболее оптимальных, с учетом конкретной ситуации.

Для того чтобы разработать классификацию социально-педагогических технологий, необходимо сначала определить их причины и критерии.

Основаниями классификации являются качественные признаки, позволяющие систематизировать технологии с точки зрения решения основных проблем объекта, с учетом целей технологий и особенностей их практического применения. Обобщение практического опыта по выявлению основных целей социальных педагогов в их профессиональной деятельности, а также способов их достижения, позволяет выделить основные основания для классификации социально-педагогических технологий. Они могут включать в себя:

  • Тип социально-педагогической технологии;
  • цель социально-педагогической технологии;
  • объект применения;
  • Предмет заявки;
  • Место применения;
  • Метод реализации.

В соответствии с выбранным обоснованием необходимо определить критерии, по которым может быть осуществлена систематизация и классификация социально-педагогических технологий. Тип технологии. Критерий на этой основе направлен на выявление типа социально-педагогической технологии, который определяется ее природой. Таким образом, тип технологии является основным критерием, позволяющим различать общие и частные технологии.

Общие технологии направлены на общий цикл социально-педагогической работы с клиентом по выявлению его социально-педагогической проблемы и ее решению.

Частные технологии направлены на решение конкретной частной цели или задачи.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Средства эстетического воспитания
  2. Лингводидактический потенциал внеурочного мероприятия с точки зрения межкультурного подхода
  3. Образовательные программы начальной школы
  4. Система профессионального педагогического образования. Цели многоуровневой профессиональной подготовки
  5. Воспитание в первобытном обществе
  6. Требования к учебникам
  7. Семья как фактор воспитания
  8. Методы этнопедагогики
  9. Методологические аспекты в педагогике
  10. Олигофренопедагогика

Особенности воспитания в Японии

  • Раннее развитие. Родители создают все условия для того, чтобы развить творческие навыки и интерес к познанию. А также реализовать свои способности.
  • В сад малыш отправляется в три года. При этом группы с максимальным количеством в 8 человек. Для более успешной социализации каждые 6 месяцев группы переформировывают. А также меняют воспитателей, чтобы не возникало привыкание.
  • Мальчишкам с самого рождения запрещено посещать кухню. Они не принимают никакого участия в домашних делах. Он будущий самурай, опора и поддержка семьи. Поэтому требований с 5 лет к нему масса. Порой очень жёстких. После школы обязан посещать кружки. Где получает дополнительное образование.
  • Девочки испытывают меньше требований. В них развивают ценность семьи и умение с лёгкостью управляться с бытовыми вопросами. После школы они обычно проводят время с подружками в кафе, болтая о девичьем.

Несмотря на то что в раннем возрасте детям все позволяется и они ничего не знают о запретах, они тем не менее вырастают очень дисциплинированными.

Если взять во внимание теорию Руссо, Нилла и даже японской системы воспитания, то можно заметить одну закономерность. Которая заключается в том, что такое понятие, как теория свободного воспитания направлено на естественное и полноценное развитие ребёнка. А это означает, что не нужно за него что-то делать

Не нужно навязывать свои интересы. Не нужно требовать незамедлительного выполнения заданий

А это означает, что не нужно за него что-то делать. Не нужно навязывать свои интересы. Не нужно требовать незамедлительного выполнения заданий.

Источники

  • http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/svobodnoe-vospitanie.html
  • https://zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=3220
  • http://MaryPop.ru/psihologiya/vospitanie/svobodnoe-vospitanie-teoriya-i-praktika.html

Чем свободное воспитание отличается от традиционного

Несвободных детей всегда кто-то контролирует, всегда раньше зовут с прогулки, портфели и уроки несвободных детей проверяют. Несвободные живут в тревоге и страхе, они угнетены ожиданиями и обязанностями, которые навешали на них взрослые. К свободным же детям прислушиваются. Они знают, что могут влиять на свою жизнь, могут выбирать кружки, одежду, друзей, хобби. Они не боятся пробовать себя в чём-то, потому что уверены — родители их не осудят и поддержат, если что. Они в целом счастливее и спокойнее других детей.

От традиционного воспитания свободное отличается большим уважением к личности ребёнка и большим доверием к нему, меньшим консерватизмом и контролем. В этой концепции ребёнок вправе сам выбирать свой путь — а родители не препятствуют ему в этом, позволяют пробовать и совершать ошибки, поддерживают и помогают. В свободном воспитании минимум социальных запретов. Но это не означает, что родители попустительски относятся к своим детям и вообще не включаются в их жизнь. Наоборот, внимания к ребёнку здесь нужно даже больше. Подсказывать, разговаривать, помогать проживать эмоции, просто быть рядом — основная задача родителей.

Как Начать Применять Свободное Воспитание

Хотя мы, думаем о свободном воспитании как о чем-то, что мы можем применить к старшим детям, есть много способов начать, когда дети еще маленькие. Просто сохраняя дистанцию во время игры или наблюдая за ними в саду через окно, вместо того чтобы выходить с ними на улицу.

К сожалению, я не всегда понимал, что мой стиль воспитания иногда наносит ущерб моим усилиям по воспитанию детей. Когда дети были маленькими, у меня не хватало терпения дождаться пока они что-то доделают, и я быстренько помогал, это одно из моих самых больших родительских сожалений.

Как только мальчик подрос, мы начали применять свободное воспитание, предоставив ему небольшую свободу. Мы отпускали его поиграть в мяч около дома, присматривая из дома. Мы отправляли проверять почтовый ящик и выносить мусор. Мы оставляли его дома одного по 10 минут, когда ходили в магазин. Мы также сосредоточены на том, чтобы научить его безопасно переходить дорогу, позволяя ему самому решать, когда это безопасно.

Возрастные особенности

Воспитание должно соответствовать возрасту, учитывать психические новообразования и кризисы, трудности каждого периода. И начинать лучше уже с рождения

Психологи дают родителям советы, на чём акцентировать внимание в зависимости от того, сколько ребёнку лет:

до года — окружить теплом, вниманием и заботой, не шлёпать и не кричать;
в 1 год — знакомить с окружающим миром, учить контактировать с родными;
в 2 года — расширять знания об окружающем мире, развивать коммуникативные навыки и моторику;
в 3-4 года — удовлетворять потребность в активной двигательной деятельности и любознательность, прививать навыки общения, формировать индивидуальный контакт;
в 5-6 лет — приобщать к общепринятым нормам общения со сверстниками и взрослыми.

Именно семейное воспитание детей дошкольного возраста играет ключевую роль в формировании маленькой личности. Поэтому родители должны проводить с ними как можно больше времени. Исправлять ошибки потом будет слишком поздно.

Начиная с 1 класса и вплоть до подросткового периода — это время активного нравственного воспитания, в котором должны принимать участие и педагоги, и родители, демонстрируя моральные основы собственным примером. Дети постигают взаимосвязи социума, законы развития природы, суть отношений между мужчиной и женщиной. Важная задача на данном этапе — помочь им раскрыть свой творческий потенциал, научить жить в обществе.

С наступлением подросткового кризиса в воспитании возникает ряд проблем. Даже самые послушные дети под влиянием гормонов выходят из-под родительского контроля. Здесь важными аспектами являются терпимость, доброжелательность и восстановление доверия

Эмоциональная поддержка, доброе слово, совет — в этом возрасте всё это имеет для них важное значение. Чаще разговаривайте о смысле жизни и самоопределении, чтобы к моменту выхода из школы не возникло проблем с выбором профессии

Современный подход к воспитанию детей

В ушедшем веке педагоги ориентировались на упомянутые выше концепции, однако в России господствовала концепция коммунистического воспитания молодежи. Сейчас еще можно услышать про учителей «старой закалки», но современное воспитание старается уходить от советской педагогики. Однако в нынешних условиях возникает проблема столкновения и противоречия между быстрым темпом приращения большого объема знаний и физической и психологической неготовностью этот объем усваивать. Это обстоятельство заставляет образовательную систему отказаться от стремления только лишь всесторонне развивать личность в плане образования. Выходом становится упор на максимальное развитие способностей через самовосприятие личности.

Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.

Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.

В основу концепции положены такие идеи:

  1. природосообразность (упор на половые, возрастные особенности конкретного ребенка и уровень его развития);
  2. культуросообразность (особенности той культурной среды, в которой происходит воспитательный процесс);
  3. гуманизация отношений (человеческие отношения между педагогом и воспитанником);
  4. упор на чувства ребенка (слышать и слушать, что чувствует ребенок, взаимодействовать с ним в разных ситуациях).

Идея самореализации и гармоничных взаимоотношений личности и общества лежит в основе современных подходов к воспитанию. Ученые исследуют процесс формирования личности, взаимодействие между педагогом и ребенком, роль учителя в воспитании и развитии воспитанника. Подходы базируются на теориях воспитания, разработанных выдающимися психологами и философами XX века.

Ошибки, которые совершают родители, выбирая свободное воспитание

Естественное воспитание не подразумевает под собой полного безразличия к развитию ребёнка. Это не означает, что снимается ответственность за процесс научения. Скорее идёт речь о том, чтобы изначально выставить границы, которых малыш самостоятельно будет учиться придерживаться

Очень важно привить ему способность к самоорганизации. То есть сохранять баланс между контролем, авторитарностью и полным безучастием.

Не стоит отдавать власть малышу и делать все, что он потребует

Должно быть чёткое разграничение между взрослым и ребёнком. Взрослая фигура обязательно должна присутствовать в его картине мира. Это будет давать ощущение безопасности.

Как считал Руссо и Александр Нилл — каждый ребёнок индивидуален. Поэтому не стоит руководствоваться какой-то одной моделью воспитания. Иногда необходимо включение каких-либо элементов из других теорий. А также опираться на свои ощущения и представления.

Определения

Педагогика и психология детского воспитания представлена самыми многочисленными системами и школами. И в каждой из них сформулировано своё определение данного процесса в зависимости от того, какие идеи они в него закладывают.

Чаще всего используется определение русско-советского учёного и физиолога Ивана Петровича Павлова. Оно соответствует историко-философскому подходу в педагогике и психологии и политически нейтрально по сравнению со многими остальными. По его мнению, воспитание ребёнка — это целенаправленное и протяжённое во времени формирование общественно-необходимых отношений к целому ряду формаций и субстанций окружающего мира: природе, стране, людям и самому себе.

Отсутствует политизация и в термине всемирно известного воспитателя, педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко. Его определение воспитания — одно из самых простых. По его мнению, это создание устойчивых привычек поведения

Причём особое внимание учёный-практик уделял тому, что обучение — совершенно иной, отдельный процесс, суть которого заключается в ином

Советский психолог Л. С. Выготский, наоборот, считал, что во многих ситуациях обучение и воспитание не только тесно переплетаются, но и подменяют друг друга.

Для западных психолого-педагогических концепций взросление — не прогресс, а регресс, потому что ребёнок приобщается к порочному миру наркотиков, насилия, социального неравноправия и зла. Взрослый изначально воспринимается как грешник, который не имеет права воспитывать чистых и невинных маленьких «ангелочков». Он способен только обучать. Этим, собственно, и занимаются педагоги в многочисленных кружках, секциях, студиях и, конечно, школе.

Сколько концепций — столько и точек зрения на то, что такое правильное воспитание. Данное понятие менялось в течение тысячелетий и во многом зависит от общества, культуры, страны, политики. И всё-таки некоторые общие моменты психологи и педагоги выделяют.

Меняем вседозволенность на свободу выбора

Здоровой альтернативой вседозволенности является свободное воспитание. Между этими понятиями лежит целая пропасть, хотя грань на первый взгляд кажется незаметной.

В чем отличие? Свободное воспитание формирует в детях осознание ответственности и права выбора, которым каждый обладает с рождения

Важно, что отныне последствия слов и дел отпрыска становятся целиком его заботой. Это понимание формирует в нем взрослого человека, который впредь семь раз подумает, прежде, чем отрезать. Сначала это может показаться непривычным

А смена поведения родителей приведет его в негодование, и может стать поводом для истерики. Но, преодолев критический порог, вы сделаете верный шаг на пути к моральному взрослению ребенка

Сначала это может показаться непривычным. А смена поведения родителей приведет его в негодование, и может стать поводом для истерики. Но, преодолев критический порог, вы сделаете верный шаг на пути к моральному взрослению ребенка.

Принципы свободного воспитания

Важно, чтобы малыш чувствовал ответственность за свои поступки. Это базовый фактор свободного воспитания. К примеру, если он съест яблоко, предварительно не помыв его, это грозит ребенку расстройством желудка

Если ребенок знает, что яблоко нужно помыть и намеренно не моет его, ограничьтесь предупреждением. Пусть последствия станут сугубо его заботой. Скорее всего, малыш одумается, помоет яблоко, поскольку вы уже не давите на него, а больной живот ему не нужен

К примеру, если он съест яблоко, предварительно не помыв его, это грозит ребенку расстройством желудка. Если ребенок знает, что яблоко нужно помыть и намеренно не моет его, ограничьтесь предупреждением. Пусть последствия станут сугубо его заботой. Скорее всего, малыш одумается, помоет яблоко, поскольку вы уже не давите на него, а больной живот ему не нужен.

Кроме того, родителям необходимо создать внутри семьи четкую иерархию. Так, ребенок осознает, что находится на родительском содержании, а значит, должен выполнять задачи, которые ему под силу. Это элементарное самообслуживание, посильная помощь по хозяйству и уважение старших.

Наличие семейного кодекса – один из важных аспектов свободного воспитания. Он является тем ограничителем, который не дает ребенку включить режим диктатора. Правила существуют для того, чтобы он мог видеть границы дозволенного. Озвучивая их, вы упрощаете жизнь маленькому человеку, не посягая на его свободу. И никогда не отступайте от озвученных принципов. Если дадите слабину хотя бы раз, ребенок обязательно воспользуется этим, и вернуть его в рамки окажется сложнее, чем вы думаете.

Взаимодействие с агрессивным ребенком

Несколько дельных советов родителям «золотого» чада:

  • Не допускайте торговаться с отпрыском. Для него это мощный рычаг манипулирования. Правила диктовать должны вы, а не маленький диктатор. Поощрения за хорошее поведение и успехи в школе, никто не отменял. Они являются сильной мотивацией для новых достижений. Но, покупать игрушку, чтобы чадо перестало биться в истерике, нельзя.
  • Прекратите тотально жертвовать собой в угоду детям. Есть вещи, которые они уже могут делать без вашей помощи. Занимаясь домашними делами, привлекайте детей выполнять посильные задания вместе с вами.
  • Обожание, граничащее с фанатизмом – это серьезный перекос в отношении с дитем. Отпрыск не должен находиться в центре вашей вселенной, отодвигая на дальний план остальные аспекты вашей жизни. Это одинаково губительно, как для него, так и для вас.

И главное: вложите в детей такие понятия, как «сострадание», «участие», «забота»

Ему важно понимать, что в общении с близкими необходимо не только брать, но и давать. Равноценный обмен эмоциями, добрыми делами, знаками внимания формирует в ребенке зрелую личность, человека, который позаботится о родных, придет на помощь в трудную минуту и даст стареющим родителям опору, в которой когда-то нуждался сам

Стили

Многое зависит от стиля воспитания, принятого в семье.

Авторитарный стиль (автократический, доминирующий, диктаторский)

Характерная особенность — строжайшая дисциплина и непререкаемый авторитет родителей, с которыми нельзя спорить. Они предъявляют к своим детям слишком завышенные требования и рано начинают готовить их ко взрослой жизни. В таких семьях превыше всего ценится соблюдение чётких, непререкаемых традиций. Да, в таком стиле можно воспитать послушного ребёнка, но при этом он вырастет безынициативным, подавленным и пассивно-агрессивным, а в подростковом возрасте будет легко поддаваться чужому влиянию, так как своего мнения у него не будет.

Либеральный (попустительский, снисходительный, гипоопека)

Воспитание проходит в дружеской, тёплой атмосфере. Между взрослыми и маленькими членами семьи устанавливаются слишком доверительные отношения, когда нет запретов и ограничений. Это чревато отсутствием границ и установленных правил, нарушать которые нельзя. Детям начинает казаться, что они могут общаться в таком стиле с любым взрослым. Вне дома они будут пытаться управлять и манипулировать окружающими. Это мешает формированию позитивной самооценки и социальному развитию.

Демократический (авторитетный, стиль сотрудничества)

Главное в демократической воспитательной системе — забота, эмоциональная поддержка, внимание, последовательность, справедливость, искренность со стороны родителей. В таких семьях взрослые и дети много времени проводят вместе, но при этом у каждого есть своё личное пространство, которое уважается другими. У всех есть определённые права, но они обязательно подчиняются общим правилам

Если вы хотите воспитать успешного ребёнка, это — самый удачный вариант. Он будет расти послушным, но не зависимым от чужого мнения, как это происходит при авторитарном стиле

У всех есть определённые права, но они обязательно подчиняются общим правилам. Если вы хотите воспитать успешного ребёнка, это — самый удачный вариант. Он будет расти послушным, но не зависимым от чужого мнения, как это происходит при авторитарном стиле.

Хаотический (непоследовательный)

Сегодня родители строго наказывают за самый незначительный проступок и не разрешают гулять позднее 9 вечера. Завтра, увлечённые своими проблемами, они забывают все свои требования, отпускают поводья и совершенно не интересуются даже после 22.00, дома ли дети. Или ещё один пример подобного стиля воспитания: папа не позволяет есть чипсы, а мама приносит из магазина огромную пачку. В результате отсутствия единой системы нивелируется одна из базовых потребностей личности в чётких границах и стабильности. Со временем это приводит к социальной дезадаптации.

Опекающий (детоцентрированный, гиперопека)

Чрезмерная опека, пресечение любых попыток самостоятельности и свободы со стороны родителей приводят к формированию социальной и личностной незрелости. Следствиями становятся лень, пассивность, инфантилизм, неуверенность, боязнь ошибок. Жёсткий контроль заставляет ребёнка хитрить и лгать.

Данные стили семейного воспитания наглядно демонстрируют, насколько велика роль родителей в этом процессе. Они обязательно должны саморефлексировать, видеть свои ошибки и своевременно исправлять их, чтобы не допустить искажений в развитии детской личности.

Методы наказания

Будучи ярым противником всякого принуждения, Руссо считал, что дети — это совершенное творение природы, его нельзя переделывать и искажать, а нужно только направлять в правильное русло. Он стремился максимально глубоко познать человеческую сущность и специфику развития личности. Свободу, по его мнению, можно ограничивать только вещами. Отсюда вытекает предложенный Ж. Ж. Руссо метод наказаний, который он сам назвал естественными последствиями.

Ругать и ограничивать малышей за проступки недопустимо. Подрастающая личность должна самостоятельно осознавать негативные последствия содеянного. Например, если ребенок сломал стул, он может почувствовать, как неудобно без него обходиться. При разбитом окне виновный некоторое время пребывает в некомфортной для него холодной комнате. А при поломке любимой игрушки автор не рекомендует сразу бежать и покупать новую. Отсутствие привычной вещи заставит задуматься о необходимости бережно относиться к ценным вещам.

Трактовка методики наказаний Руссо предполагает также словесное воздействие. Но при этом детей нельзя ругать, кричать, угрожать, следует только объяснить, почему нельзя поступать подобным образом и к чему подобное поведение может привести.

Отдельным пунктом в теории философа отмечено воспитание женщин. Он назвал их хранительницами домашнего очага, утверждал, что у представительниц слабого пола не может быть собственного мнения и религии. Женщинам не стоит углубляться в науку и производство, экономику и управление. Их задача — не уметь общаться с окружающими, а только наблюдать, как это делают другие. Таким образом, педагогическая теория Руссо сводится к половым ограничениям:

  • гражданские обязанности может выполнять только мужчина;
  • девушкам отводится роль матери и жены.

Несмотря на явные противоречия и ошибки, педагогическая концепция Руссо сыграла прогрессивную роль в истории. Однако после завершения буржуазной революции взгляды известного философа воспринимались настороженно из-за требований воспитывать активных, свободных и вольно думающих людей.

Свободное воспитание

Щадящая техника плохо совместима с коллективным воспитанием, которое требует определенного порядка, дисциплины, взаимной поддержки, взаимного контроля. Она имеет индивидуалистическую направленность, которая ближе всего к так называемому свободному образованию.

Идея бесплатного образования была широко распространена в дореволюционной России. Л. Н. Толстой последовательно отстаивал идеи свободного саморазвития ребенка и считал, что школа и образование должны быть абсолютно свободными. Теория бесплатного образования получила дальнейшее развитие в трудах К. Н. Вентцеля (1857-1947), который утверждал, что общественный строй в России может быть улучшен только через бесплатное образование. В начале нового века (1907-1918) в России появился журнал «Свободное воспитание» под редакцией И. И. Горбунова-Посадова. Выдающиеся педагоги и общественные деятели, такие как К. Н. Вентцель, Н. В. Чехов, С. Т. Шацкий, Η. Н. Гусев. В журнале публиковались статьи Н. К. Крупской с критикой старой школы.

Примечательно, что советская школа с ее идеологической зашоренностью не принимала бесплатное образование. В «Словаре по педагогике», опубликованном в 1960 году, свободное воспитание описывалось как «мелкобуржуазная педагогическая теория», которая идеализирует ребенка, признает его «прообразом истины, правды и красоты» и предполагает его саморазвитие. Но она направлена против забивания и угнетения детей, против формализма и заучивания, и не может предложить никакого правильного метода обучения.

Эта теория отрицает право взрослых руководить воспитанием ребенка, направлять его, рассматривая такое руководство как насилие над личностью ребенка. Идеологи советской педагогики критиковали теоретические основы свободного воспитания, практику работы учебных заведений, использование соответствующих технологий. Считалось, что все это лишь объяснение, а на практике система бесплатного образования обеспечивает контроль над всеми действиями и поступками ребенка.

В советское время резко критиковали западную школу, отрицали ее учебные планы, программы, учебники. Особенно марксистско-ленинским идеологам не нравилось то, что они ставили на первое место саморазвитие и самовоспитание детей, отрицали ведущую роль учителя. И сегодня идеи и технологии бесплатного образования признаются и даже рекомендуются к внедрению, но лишь наполовину, как благие пожелания, а не как общая стратегия обновления образования.

Определим общие зависимости, которые влияют на применимость гуманистических образовательных технологий.

  1. гуманистическая технология руководствуется гуманистическими ценностями; однако провозглашение этих ценностей — это одно, а их практическое воплощение — совсем другое. Практика служит критерием истины и является первым и очевидным свидетельством того, что технология направлена на реализацию гуманистических ценностей.
  2. Гуманистическая технология может применяться только в гуманистически ориентированных образовательных системах, характеризующихся практическим, ценностно-ориентированным подходом к человеку. Акцент делается на жизни студента здесь и сейчас, в настоящем, а не в будущем. Существуют традиции и привычные модели поведения, которые принимаются большинством, роль наказания в них незначительна. В нашей стране школы, в которых система отношений близка к характеристикам гуманистической системы образования, все еще редки и уникальны.
  3. Гуманистическая система образования может существовать только в гуманистическом обществе. Общество, которое не является гуманистически зрелым, не может ни понять, ни принять гуманистическое образование. Вообще говоря, в каждом обществе существует система образования, соответствующая ценностям и уровню развития этого общества.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector