Контрагент чоу до «апельсин — школа неформального образования»

Как устроена Азбука

Статьи в книге, естественно, располагаются по алфавиту. А это значит, что читать ее можно как угодно: и подряд — от А до Я, и в зависимости от интереса читателя к конкретным явлениям и понятиям, и изобретая собственные способы чтения.

Когда в Азбуке встречаются термины, которым посвящены отдельные главы, они выделяются курсивом . Таким образом, читатель получает возможность моментально проверять те или иные понятия, сопоставляя их с изучаемой главой и с собственными представлениями. Кроме того, пользуясь курсивом, можно «плавать» по Азбуке, выстраивая собственную логику знакомства с системой.

Зная по опыту, как трудно договариваться о терминах в нашей профессии, мы предварили большинство глав Азбуки словарной статьей, в которой упоминается значение, используемое для того или иного понятия в НО.

На страницах «Азбуки» мы стараемся избегать терминов «урок, класс, ученик, учитель», предпочитая «сессия, группа, участник, ведущий». Пусть это вас ни в коем случае не смущает — речь, в основном, идет, конечно, о школе. Эта особенность терминологии связана с тем, что, как вы увидите ниже, все, происходящее в рамках школы, является типичными групповыми и личностными процессами, в которых вышеназванные понятия являются ключевыми. Например, учитель — человек, который ведет процесс, то есть ведущий. Ученик — участник процесса и т. п.

Понимая и ценя тот факт, что среди наших читателей есть и такие, для кого наша книга имеет чисто прикладное значение, кого интересуют примеры конкретных сессий НО, мы добавили к Азбуке приложения , в которых подобные примеры можно найти.

Хотелось бы, однако, предостеречь от «механического» использования приведенных педагогических технологий и просить читателей, пусть немного, посвятить себя ознакомлению с подходом НО в целом. Во-первых, представляя себе общий контекст, читатель сможет с большей легкостью присвоить технологию, изменив ее «под себя» или напротив, отвергнуть ее, посчитав наш подход неподходящим. Во-вторых, примеры, приведенные в приложении, представляют собой, в основном, лишь типичные образцы тех или иных сессий, то есть являются как бы ключом к целой группе технологий, теоретическое обоснование которым дается в основном материале Азбуки. В-третьих, хочется надеяться, что, сама Азбука даст читателю возможность проникнуть в механизмы придумывания новых  технологий НО. Во всяком случае, нам бы этого очень хотелось.

Предисловие ко второму изданию

Семь лет назад вышло первое издание «Азбуки НО». Изменилось ли что-либо принципиально в системе образования? Увы, скорее нет, чем да. По-прежнему каждое утро дети и учителя отправляются в свое безумное путешествие в страну знаний, силясь ответить себе на вопрос «что я здесь делаю», или, что намного печальнее, не задаваясь этим вопросом вовсе. Одно бесспорно: разрыв между системой и субъектом все растет и растет. Все менее понятно современному школьнику, зачем каждый день тратить такое невозможное количество часов на посещение школы — вместо того, чтобы получать новые знания и впечатления в музее, на выставке, с интересными людьми, в интернете, в компании друзей, наконец… Все короче период адаптации юного ученика: если еще недавно первая пара лет проходила относительно бесконфликтно, теперь уже через несколько месяцев родители бьют тревогу. Одна мама сформулировала проблему так: «школа научила его ненавидеть все то, что до этого он так любил…»

Нет, нет, это не преувеличение, речь идет о мощнейшем системном изменении, о явлении. Конечно, существуют так называемые «хорошие школы», а тем более — хорошие учителя. Но если еще лет десять-пятнадцать назад хороший учитель мог являться хоть каким-то оправданием десятилетних мук (воспринимаясь, впрочем, как исключение), то теперь этого оправдания уже недостаточно. Мир стремительно изменился. Для встречи с таким учителем теперь вовсе не обязательно посещать школу — его можно встретить где угодно, даже в социальной сети. И уж конечно, школа не является ультимативным местом для такой встречи. В этом мнении современные школьники практически едины.

Все эти годы мы продолжали работать со всеми без исключения субъектами системы образования: с учителями, учениками, родителями и даже чиновниками. Разрыв очевиден. Как это у Гоголя: «ни мужик не понял барина, ни барин мужика…» Почти на всех наших семинарах, встречах, лекциях мы в той или иной форме предлагаем участникам разного возраста ответить на один и тот же вопрос: зачем ходить в школу. «Провокация», — скажет часть наших коллег. «Не торопитесь», — ответим мы. Просто попробуйте сами честно ответить на этот вопрос. Без пафоса и забытых штампов. Не слишком получается, не правда ли? Вот и у них не получается.

Впрочем, об одном изменении, пожалуй, говорить можно: наряду с тем, что ученики продолжают восставать, учителя все больше сами говорят о невозможности продолжать по-старому, причем они практически единогласны — в столицах и в глубинке, в России и других странах. Такая вот «революционная ситуация». Попытки, которые делаются для изменения этой ситуации, практически обречены: давление на школьника со всех сторон усиливается. Родители всеми силами стараются его мотивировать, причем, за неимением понятных аргументов, действуют по старинке — путем войны, подкупа, уговоров. Школа все сильнее «закручивает гайки». Как сказала нам директор одной из школ: «Все понимаю, но что делать — справляться как-то надо…» Сам же школьник, ощущая в глубине души всю тщету происходящего, пытается найти хоть какой-то смысл. «Потерплю, — ведь эти муки — билет в будущую свободу». И терпят — каждый в силу своего характера, темперамента, инструментария. Вот только терпеть все тяжелее.

Есть ли выход? Да, безусловно. Он в том, чтобы не конфликтовать с современным миром, а брать его в союзники. Только построение образовательного процесса вместе с его участником — главным действующим лицом — может в наше время сделать этот процесс успешным. Опора на интерес, выбор как важнейший инструмент, личностный подход, исследование — это и есть современная практическая педагогика. Конечно, это непросто — организовать такой процесс, который является для участника настоящим творчеством. Непросто, но возможно! В этом ведь и состоит наша профессия, разве нет?

Библиография

  • 2015 — «Современное педагогическое искусство. Азбука НО»
  • 2016 — «Свобода от воспитания»
  • 2017 — «Дети, вы меня бесите!»
  • 2017 — «О школе, честности и рок-н-ролле»
  • 2017 — «Любить нельзя воспитывать»
  • 2018 — «Как начать отношения с ребенком с чистого листа»
  • 2018 — «(Не) Зачем (не) идти в школу?»
  • 2018 — «О бессмысленности воспитания подростков»
  • 2018 — «Как говорить на сложные темы с детьми»
  • 2019 — «Семья – это про любовь»
  • 2019 — «Про школьную травлю»
  • 2019 — «Как прожить учебный год в кайф»
  • 2020 — «После уроков. Классное внеклассное»
  • 2021 — «Обязанности. Кто кому должен?»
  • 2021 — «Учеба. Учиться всегда пригодится?»

Карьера

Поступив в Герценовский институт, студент стал культоргом факультета и сразу же взялся за постановку спектаклей — их впоследствии было немало.

В вузе парень познакомился с Татьяной Гариной — благодаря ей в Ленинграде появился первый лагерь «Город мастеров», где образовывались не отряды, а группы по увлечениям. Пребывание здесь помогло молодому человеку сформировать взгляды, которых он придерживается и сейчас.

Зицер давно занимается педагогическим творчеством, так как больше всего его волнует взаимодействие человека с другим человеком, миром вокруг, профессией, знаниями и самим собой. Он описал целостную систему современной гуманистической педагогики (неформального образования — НО) с актуальным инструментарием и предложил новую схему педагогического процесса, основанную на личных ощущениях ученика.

Радиоведущий Дима Зицер

Петербуржец считает, что гораздо результативнее строить этот процесс не на необходимости педагога научить чему-то ребенка, а на желании последнего познать новое. Помимо личного интереса, являющегося главным «мотором» учебной работы, по его мнению, необходимы такие факторы, как выбор и субъектность, а основным методом современной педагогики он назвал исследование.

В 2005-м Зицер создал институт неформального образования (INO), а затем и школу НО «Апельсин» в Северной столице.

Автор «Свободы от воспитания», «Любить нельзя воспитывать», «Современного педагогического искусства. Азбука НО», «(Не) Зачем (не) идти в школу?», «О бессмысленности воспитания подростков» еженедельно ведет программу на «Маяке» и до августа 2020-го пополнял свой блог на «Снобе». В них педагог поднимал действительно важные вопросы, такие как детская гиперактивность, запрет гаджетов в школе, буллинг, дистанционное образование и т. д.

Детство и юность

28 ноября 1966 года в Ленинграде у Семена и Эммы Зицер родился сын Вадим (имя впоследствии трансформировалось в Диму), ставший петербуржцем в первом поколении.

Мать, занимавшаяся педагогикой (дефектологией) в школе и в Герценовском институте на кафедре олигофренопедагогики, была родом из украинских Прилук, где до сих пор сохранился дом ее прадедушки. Отец жил и работал в Одессе, где у знаменитости осталась двоюродная сестра. Будущих супругов свела Северная столица, куда девушка приехала учиться, а мужчина — проведать близкую подругу.

Дима Зицер в молодости / «Инстаграм»

Основатель института и школы неформального образования «Апельсин» хорошо помнит детство, особенно моменты, когда ничего не делал вместе с родителями — лежал на песке на пляже или ел мороженое. Взрослые были продуктом советского общества и обладали уверенностью, как надо поступать, поэтому целенаправленно приучали ребенка к чтению. К счастью, на книги он подсел в 4-м классе, приходя домой после уроков и приступая к произведениям прямо за едой.

За время учебы мальчик успел сменить 3 школы. После 3-го класса семья отдала наследника в физико-математическое учреждение, где его на 3,5 года накрыл океан буллинга в самых жестких проявлениях. В 7-м классе ученик получил сотрясение мозга от 10-классника из-за того, что принадлежал еврейской национальности, и перешел в третью школу «с чудесными детьми».

С ранних лет Дима знал, что свяжет жизнь с педагогикой или театром, в итоге овладев обеими профессиями. Изначально выпускник собирался в театральный вуз, но с первого раза туда не попал из-за антисемитизма одного из членов комиссии.

Абитуриент справился со всеми турами на отлично, и оставался только экзамен по истории с билетом о петровских реформах и гражданской войне. Преподаватель, внимательно изучив лицо и фамилию юноши, попросила назвать 12 петровских коллегий, а на его резонное замечание, что это не входит в программу, заявила, что незнание их не прощается ленинградцу, и влепила двойку.

После этого парень без подготовки оказался на филфаке РГПУ имени Александра Герцена, но потом все же окончил СПбГАТИ по специальности «режиссура».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector