Ребенок в 2 года не хочет садиться на горшок. тревогу бить или не стоит?

Как приучить ребенка проситься на горшок?

Для того, чтобы ребенок начал проситься на горшок, словами или жестами, он должен осознавать, что с ним конкретно будет происходить. Поэтому, до того, как он научится понимать, что мочевой пузырь наполнился и готов к опорожнению, еще на этапе использования памперсов, комментируйте все его действия.

— Ты пописал, памперс стал мокрым, давай мы его снимем, наденем сухой и чистый!

-О, ты какаешь! Молодец! Какай!…Давай поменяем подгузник, и будет чисто и комфортно!

Как определить, что ребенок ощутил позывы к мочеиспусканию? Он приседает или замирает. А когда какает – слегка краснеет лицо.

Оценив физическое развитие и навыки малыша, вы можете потихоньку рассказывать ему о предназначении горшка. А после того, как ребенку исполнится 18 месяцев, предлагайте его во время максимальной вероятности процесса – в утренние часы, после сна, после употребления жидкости.

Обучение требует немало времени и терпения от родителя. Ребенку нужно руководство взрослого, взаимное сотрудничество.

Что делать, если ребенок перестал ходить на горшок

В том случае, когда ребенок перестал ходить на горшок, родители устанавливают причину такого явления

При этом главное не начинать паниковать и даже не акцентировать внимание на неудачах ребенка. Другими словами, не стоит посвящать в эту проблему всех знакомых, друзей и родственников

Ведь проблему решить тем сложнее, чем большее внимание ей уделяется

Важно понять, что малыш старался, как мог. Но он столкнулся с временными трудностями, которые нужно пережить с ним вместе

Обычно, на разрешение сложившейся ситуации ребенку дают около месяца. Если же этого срока оказалось недостаточно, то стоит обсудить ситуацию с врачом, причем не только с педиатром, но и с детским психологом.

Не менее важно родителям и успокоить себя. Ведь ни один ребенок не развивается линейно

На самом деле развитие, это процесс сложный, который иногда предполагает откаты на предыдущие ступени.

Так или иначе, ни в ком случае нельзя акцентировать проблему и уж тем более давить на ребенка. Подобные действия вызовут лишь усугубление сложившейся ситуации. Нужно определить причину отката и отнестись к ребенку с максимальным пониманием и терпением. Родители вполне могут напрямую в ходе разговора попытаться узнать у ребенка, что конкретно его беспокоит. Сразу после выяснения причины тревоги крохи, ситуацию можно попробовать слепить или нарисовать. Это будет способствовать обретению символического контроля над происходящим. По прошествии некоторого времени стоит снова начинать предлагать ребенку горшок, но слишком активно делать это также не стоит. Не исключено, что если дарить за «поход на горшок» некие сувениры и угощения, то процесс приучения несколько ускорится. Но это может иметь и обратную сторону, когда родители перестают замечать, что же происходит на самом деле.

В тех случаях, когда несмотря ни на какие усилия родителей проблема сохраняется, то непременно нужно обратиться к семейному или детскому психотерапевту.

Освоение горшка и отказ от подгузников.

Лето – лучшее время для отказа от подгузников. Если намокли штанишки, ребенок имеет меньше шансов застудиться. На нем мало одежды и он сможет сам участвовать в процессе.

Ребенок должен стабильно уметь сидеть на горшке, чтоб уверенно себя чувствовать и не падать с него. Но если он не созрел, не надо настаивать, дабы не добиться обратного результата.

Приучение к горшку – процесс индивидуальный, требующий определенного времени. Поэтому не надо устанавливать какие-то сроки. Лучше позаботиться о том, чтобы сидение на горшке вырабатывало у малыша положительные эмоции. Расскажите крохе сказку, полистайте вместе книжку.

Поначалу, когда ребенок находится в фазе привыкания, предлагайте горшок не весь день сразу. Начните с двух раз в день.

Обучайте малыша навыкам гигиены, постепенно превращая горшок в ежедневный ритуал.

Не забывайте хвалить малыша за достижения, не скупитесь на похвалу. Добрые и ласковые слова, отсутствие упреков, помогут малышу в освоении этого трудного навыка. Он сам огорчается, что не добежал. Поэтому, всячески поддерживайте его.

Малыш может бояться и отказываться садиться на горшок. Значит он просто не готов еще к этому. Не нужно настаивать и навязывать силой. Дети, которых силой принуждают к этому, впоследствии, подвержены недержанию мочи. Процедура должна быть интересной и приятной как маме, так и крохе. Помните, вы можете усадить ребенка на горшок, но сделать дела за него не в состоянии.

Когда начинать

Вокруг раннего высаживания ходит немало мифов и слухов. Например, одни убеждены, что это поможет новорожденному справиться с коликами и запором, а другие верят, что так быстрее приучат ребенка к режиму. Как правило, в итоге это приводит лишь к немалым временным и физическим затратам со стороны мамы и паре сэкономленных подгузников в виде приятного бонуса. И все, ничего больше. Большинство педиатров выступают против ранних высаживаний, а поскольку сами дети права голоса в этом вопросе не имеют, лучше прислушаться к специалистам.

Чем раньше вы начнете, тем больше сил и времени вам придется потратить. Да, именно так, а не наоборот. Если в 6-8 месяцев вы начнете высаживать малыша, рано или поздно это принесет свои плоды, но если начать в полтора года времени и усилий понадобится гораздо меньше. Именно в этом возрасте у детей и формируются рефлексы, которые отвечают за понимание процессов похода в туалет. То есть раньше ребенок просто не в состоянии контролировать процессы дефекации и мочеиспускания, а именно с этого возраста он может осознать и почувствовать позыв в туалет и удовлетворить его. С точки зрения медицины, самым продуктивным периодом в плане приучения к горшку является возраст от 22 до 30 месяцев.

Разбежка такая большая, потому что у каждого ребенка свой темп развития, а здесь важна именно физиологическая зрелость. И с этой точки зрения раннее высаживание может сыграть с вами плохую шутку. Ребенка попросту можно «натаскать» на поход в туалет в определенное время, но он не будет осознавать и чувствовать позывы. В итоге это может приводить к стрессам, неврозам, и даже психологическим запорам или энурезу.

Существуют вполне конкретные показатели того, что ребенок готов к знакомству с горшком:

  • Ребенок может уверенно сидеть, стоять и ходить
  • Ребенок может высказать или показать свое желание пойти в туалет
  • Ребенок может сам взять горшок и сам на него сесть.

Признаки готовности малыша к приучению к горшку:

Малыш  выражает простыми словами свои желания и просьбы
Он готов следовать простым указаниям
Способен снять простую одежду самостоятельно — штанишки на резинке и трусики
У него достаточно развита моторика
У ребенка нет проблем со сном
У малыша нет проблем с пищеварением и хронических запоров

Важно, чтобы рацион ребенка был богат водой, клетчаткой и правильным жиром. 
Если вы еще даете грудь, структурируйте прикладывания. При хаотичных кормлениях в организм ребенка постоянно поступает жидкость в организм, малыш будет постоянно мочиться.  
Ребенок проявляет желание к самостоятельности
Малыша интересует тема туалета

Не стоит ориентироваться на сухой подгузник и ждать, чтобы ребенок начал ходить долгое время в сухом памперсе или просыпаться сухим.

Приучение к горшку добавляет стресс в жизнь ребенка. Поэтому не стоит совмещать обучение с другими важными событиями в его жизни. 

Обучайте малыша за 3-4 месяца до или после, если:

  • В ближайшее время вы ожидаете пополнения в семье
  • Малыш начинает сейчас ходить в детский сад

Во время обучения лучше оставаться дома в первые 7-10 дней. 

Причины возникновения запора у младенца

Прежде чем перечислять причины запора у грудничка, следует ознакомиться с особенностями строения и функционирования его пищеварительной системы. Это поможет лучше понять, почему возникает запор у младенца.

Первая особенность пищеварительной системы младенцев — это небольшие размеры желудка (в первый месяц жизни его объем составляет около 100 мл, а затем постепенно увеличивается) и его горизонтальное расположение. Пища у младенцев задерживается около 2,5-3 часов, а при искусственном вскармливании — немного дольше. Но основная особенность, способствующая развитию такой проблемы, как запор у младенца — это длинный кишечник и слабые мышцы живота.

Так, в норме частота стула у младенцев первого года жизни может совпадать с частотой кормления (до 6 раз). С возрастом она уменьшается и к моменту введения прикорма составляет примерно 2 раза в день, а у детей на искусственном вскармливании — 1 раз в сутки. В норме у грудничков кал кашицеобразный.

Запором принято считать: если интервал между актами дефекации у младенца увеличивается, если опорожнения систематичны, но недостаточные, а сам кал не кашицеобразный характер, а плотный, фрагментированный.

О запоре у детей до 3 лет принято говорить, если число дефекация составляет менее 6 раз в неделю.

Наиболее частые причины запора у грудничка следующее:

  • Генетическая склонность.
  • Перинатальная энцефалопатия, например, в результате гипоксии, или травмы (ДЦП).
  • Неправильный режим дня и питания кормящей матери.
  • Нарушение вскармливания и питьевого режима.
  • Врожденная патология и аномалии развития.
  • Незрелость пищеварительной системы грудничка.
  • Нарушение микробиоценоза кишечника.
  • Употребление некоторых медикаментозных средств.
  • Метаболические нарушения.
  • Заболевания спинного мозга.
  • Болезнь Гришпрунга и др.

На что обращает внимание врач при осмотре ребенка с жалобами на ночной энурез?

Отставание в физическом развитии или артериальная гипертензия  — возможна болезнь почек

Увеличение небных миндалин или «аденоидное лицо» — возможны апноэ во сне

Влажное нижнее белье — признак дневного недержания мочи

Расчесы вокруг ануса или раздражение вульвы — возможны острицы

Обнаружение при ощупывании живота большого количества каловых масс, испачканное калом нижнее белье — явный признак хронических запоров

Аномалии при осмотре нижней части спины и области крестца  — необычные ямки, пучки густых волос и тому подобное могут быть признаками скрытой патологии спинного мозга.

Признаки увеличенного мочевого пузыря даже после мочеиспускания, определяемые врачом при ощупывании или постукивании

Что делать, если ребёнок боится какать

Ретроспективно оцениваем причины, психологические триггеры. Вспомните, давил ли кто-то на ребёнка в вопросах, связанных с дефекацией. Например, вы сами или родственники. Если дело в родственниках, которым вы периодически оставляете малыша, не переубеждайте их, но обязательно расскажите, как вести себя с вашим ребёнком. За него отвечаете вы, поэтому так делать можно и нужно.

Если поняли причины проблемы, устраняем их. А если не поняли, максимально мягко реагируем на любые неудачи, связанные с процессом дефекации. И наблюдаем за ребёнком. Будьте готовы к тому, что борьба со страхом не приведёт к успеху быстро. Чтобы преодолеть любой страх, нужно подходить к нему издалека, постепенно приближаясь к тому, что пугает. Так работает метод систематической десенсибилизации: издали контактируем со своим страхом — привыкаем к источнику страха — становится нестрашно (можем с этим спокойно жить).

Условно говоря, отходим на километр от источника страха, потом приближаемся на 100 м (до состояния, когда уже стало страшно, но ещё нет паники). И так постепенно приближаемся к источнику страха, с каждым разом всё больше. То же с горшком: ребёнок, пытаясь подольше не покакать, и отходит от источника страха на этот самый километр. И задача взрослого — постепенно помогать ему приблизиться.

В случае с дефекацией это нелегко организовать: естественные процессы жизнедеятельности не могут подождать, пока малыш наберётся смелости. Готов он или нет, его кишечник нуждается в регулярном опорожнении. Поэтому, чтобы помочь постепенно преодолеть неприязнь, отменяем все требования, касающиеся горшка.

Если раньше требовали, чтобы ребёнок какал только в горшок и только в туалете, временно пренебрегаем этим правилом. Вместо того, чтобы строго контролировать малыша в вопросах освоения горшка, помогаем ему расслабиться, успокаиваем и поддерживаем. И только когда ребёнок успокоится при отсутствии требований, возобновляем процесс освоения горшка. И, наученные предыдущим опытом, делаем это более бережно и терпеливо, чем в прошлый раз.

Если ребёнок боится ходить в туалет по-большому, временно отменяем требования к нему и нагрузки, чтобы снизить стресс. Помогаем расслабиться, успокаиваем и поддерживаем, и только потом возобновляем процесс освоения горшка

Договариваемся и идём навстречу. Если ребёнку 3-4 года, с ними можно разговаривать и договариваться. Например, предложить подержать за ручку, сходить с ним, повысаживать 3 раза в сутки, помочь преодолеть стресс и начать пользоваться унитазом.

Если он терпел и обкакался, реагируем нейтрально. Показываем, что всё в порядке, что есть план решения «катастрофы» — помоем, поменяем, покажем, что, где и как.

Поддерживать — не значит вкладывать много эмоций. В противном случае поход на горшок для ребёнка может превратиться в акт привлечения вашего внимания. Если взрослый случайно внёс дисбаланс и уделил слишком много внимания вопросу горшка (например, излишне эмоционально отреагировал после первого успеха или очередной неудачи), нужно сместить акценты — дать ещё больше внимания чему-то другому хорошему. И в следующий раз, когда малыш успешно сходит в туалет, отреагировать на это нейтрально

«Перетянуть» своё и его внимание на что-то другое. Ведь ребёнок и сам никогда не бывает по-настоящему рад, если он неконструктивным или неудобным путём завоёвывает наше внимание

Чтобы взрослому было проще сохранять спокойствие и оставаться в ресурсе, когда ребёнок учится преодолевать страх к дефекации и постепенно осваивает горшок, важно понимать, что из позиции сочувствия проще, чем из позиции злости распределять чувства. Ошибочно думать, что малыш всё делает вам назло — это не так

Контролируем питание и образ жизни. Может помочь здоровая диета, а также — препараты, смягчающие стул (и то, и другое — только по согласованию с врачом)

Важно, чтобы, когда малыш терпит, твёрдые массы не копились, не создавали боль при дефекации и не подкрепляли его негативные ассоциации с этим процессом

Если в жизни малыша не хватает движения, активности, нужно создать для этого подходящие условия — ведь малоподвижный образ жизни способствует проблемам с дефекацией.

Проходим консультацию врача. Если психологических предпосылок к запорам нет, а они происходят регулярно, и поэтому ребёнок боится ходить в туалет по-большому, необходимо пройти осмотр врача-педиатра и при необходимости сдать анализы, пройти лечение.

Как обеспечить профилактику запоров

Не давим на ребёнка в вопросах освоения горшка — уменьшаем вероятность проблем.

Если уделяем проблемам с туалетом внимание, то только в положительном ключе: не ругаем, а направляем и показываем, что хотим помочь; и что любую проблему можно решить, и у вас есть план. Не вымещаем собственные переживания, связанные с негативным опытом, пережитом в детстве, на своих детях: смотрим с позиции сочувствия, а не раздражения

Не вымещаем собственные переживания, связанные с негативным опытом, пережитом в детстве, на своих детях: смотрим с позиции сочувствия, а не раздражения.

Ответственно подходим к планированию рациона ребёнка — чем он младше, тем более подходящие продукты должны быть в меню. Важен и способ их приготовления — плоха как слишком измельчённая, так и слишком грубая пища.

Никакую проблему не игнорируем, а решаем всё вместе с ребёнком.

Гигиенические процедуры перед сбором мочи

Неправильная гигиена часто становится причиной плохого анализа и недостоверной диагностики, поэтому врач может назначить исследование повторно. Лучше всего позаботиться о соблюдении всех правил заранее. Чистота органов малыша – основа точных результатов!

Нередко на кожных складках скапливаются бактерии, которые легко проникают в контейнер для сбора мочи. Именно по этой причине чаще всего результаты анализы у ребенка бывают плохими.

Многие задаются вопросом: как правильно подмыть маленького ребенка? Если речь о малышах, то подмывать их нужно спереди назад, это касается и девочек, и мальчиков. Так минимизируется риск попадания бактерий в область половых органов. Мыть ребенка нужно непосредственно перед сдачей анализа, делать это надо быстро, так как малыши не умеют терпеть. Использовать отвары трав категорически запрещается – они могут вызвать аллергическую реакцию и спровоцировать болезненные ощущения и зуд у младенца.

Признаки

Ректофобия представляет собой патологическую боязнь неспособности к дефекации. Иными словами, больной систематически опасается, что не сможет самостоятельно опорожнить кишечник.

Ректофобия относится к фобиям тела. Свое название берет от лат. rectum – прямая кишка и phobos – страх. Расстройство чаще сопровождает пожилых людей.

Чувство страха, как известно, способно запускать различные вегетативные реакции:

  • учащенное сердцебиение;
  • одышку;
  • повышение давления;
  • усиленное потоотделение;
  • расширение зрачков;
  • напряжение скелетной мускулатуры.

Поскольку страх является сигналом угрозы жизни человека, организм старается направить все усилия на сохранение жизненно важных функций: работу мозга, сердца, легких. Именно здесь происходит усиление кровообращения в критические моменты, чтобы увеличить приток кислорода с током крови. Следовательно, если кровообращение этих органов усиливается, то в других системах, которые лишены возможности поддерживать жизненно необходимые функции (дыхание и сердцебиение), оно замедляется. Это касается кишечника. Уменьшение циркуляции крови снижает перистальтику, замедляя работу органа.

Желудок прекращает переваривание пищи, чтобы направить энергию организма на мобилизацию защитных механизмов. Соляная кислота, накапливающаяся в нём, провоцирует тошноту.

В результате под действием устрашающих эмоций у человека возможно расстройство стула: диарея или запор. Представьте, что станется с больным, страдающим ректофобией, если в результате напряжения, вызванного фобией, у него возникнет запор. Естественно, его патологическая боязнь усилится.

Получается порочный круг: боязнь запоров запускает вегетативные нарушения, приводящие к задержке стула. Последняя, в свою очередь, усиливает фобию. Стоит отметить, что изначально она проявляется беспочвенно, в ходе надуманных страхов, когда у больного отсутствует проблема запоров.

Боязнь не опорожнить кишечник заставляет человека находиться в напряжении, беспокойстве. Подобные чувства подпитывают раздражительность, агрессивность больного.

Стоит учитывать, что ректофобия не зависит от воздействия конкретного фактора. Если при боязни высоты человека охватывает ужас только при попадании в потенциально опасную ситуацию: на крыше многоэтажки, балконе последних этажей, то при ректофобии ситуация иная. Навязчивые опасения могут сопровождать больного постоянно, независимо от ситуации, что заставляет его находиться в состоянии напряжения длительное время, а в тяжелых случаях – целыми днями.

При легкой степени расстройства ректофоб тщательно следит за своим питанием. Предпочитает продукты, способствующие активному пищеварению: фрукты, овощи, кисломолочную продукцию, каши. Избегает пищу, провоцирующую задержку стула: мучные изделия, жирные блюда.

С одной стороны, правильное питание – это всегда хорошо. С другой – при отсутствии лечения фобия прогрессирует. Привычки в питании приобретают нерациональный характер. Больной исключает из рациона все больше продуктов, в том числе полезных, необходимых для жизнедеятельности. У него теряется понимание о нормах пищеварения. Человек может опорожнять кишечник от 3 раз в день до 3 раз в неделю. Такие показатели не выходят за допустимые рамки. Ректофоб, опасаясь запоров, применяет слабительные препараты, ставит очистительные клизмы независимо от количества актов дефекации.

В тяжелых случаях фобия приводит к бредовым идеям. Больной уверен, что его кишечник переполнен каловыми массами, а такой каловый завал провоцирует гниение органа, вызывает интоксикацию всего организма.       

На фоне боязни запоров у человека проявляются другие иррациональные страхи:

  • петтофобия – страх недержания газов, а также неприятного запаха, который почувствуют окружающие. Это ограничивает возможности больного. Человек старается избежать посещения общественных мест, опасаясь конфуза. Особенно воздерживается от нахождения в небольших помещениях с большим скоплением людей;
  • проктофобия – боязнь развития геморроя.  Страх не опорожнить вовремя кишечник с последующим появлением запоров рождает у человека болезненную идею о геморрое. Проктофобия также объединяет все страхи, связанные с прямой кишкой.

Как приучить ребенка к горшку?

Пусть малыш играет дома в обычных хлопчатобумажных трусиках. В отличие от одноразовых подгузников, мокрые трусики будут вызывать у ребенка дискомфорт, что также будет дополнительным стимулом для малыша поскорее приучиться к горшку. Понаблюдайте за ребенком и попытайтесь определить примерную длительность «сухих» периодов.

Как правило, у большинства ребятишек вырабатывается определенный «режим»: «по большому» — с утра (обратите внимание на поведение ребенка перед эти событием, чаще всего малыш перед дефекацией может покряхтывать, делать сосредоточенное лицо), «по маленькому» — после сна, после приема пищи или прогулки.

На начальном этапе приучения к горшку можно высаживать ребенка примерно каждые полчаса-час, либо каждый раз, когда Вам покажется, что малыш готов облегчиться. Позже Вы приноровитесь и почти на подсознательном уровне сможете почувствовать, что «час икс» наступил.

Покажите ему новый для него предмет, назовите его. Опишите («Это горшок. Он круглый и синий. На горшке нарисована кошка. Катя будет писать и какать в горшок, как взрослая»). Дайте ребенку потрогать, повертеть горшок в руках, постучать им об пол.

Покажите место, где будет стоять горшок (в углу детской, под кроватью, в ванной комнате). Заинтересовывая ребенка горшком, постарайтесь не превращать его в игрушку.

Горшок должен вызывать у малыша симпатию и интерес, но надо приучить ребенка к тому, что он предназначен все-таки «для дела», а не для постоянных игр, как, например, машинка или пирамидка.

Поэтому к выбору горшка стоит отнестись серьезно. В детских магазинах большой выбор различных горшков. Можно сходить туда с ребенком и «примерить» несколько штук на предмет удобства сидения, размера.

Есть горшки необычные и нестандартные (музыкальные, например). На таком горшке ребенок будет сидеть с удовольствием, но есть опасность, что приучение к горшку может превратиться в многочасовое сидение на новой игрушке, а основная задача (мочеиспускание) пройдет мимо внимания малыша.

Высаживая ребенка на горшок, комментируйте свои действия: «Маша снимает трусики, садится попой на горшок, писает. Встает. Посмотри, Маша пописала, в горшочке водичка. Маша молодец, большая девочка, умеет ходить на горшок. Вечером придет папа, мы ему расскажем, что Маша весь день писала в горшок сама».

Если результат «сидения на горшке» достигнут, ребенка надо обязательно похвалить. Дети любят доставлять маме удовольствие, пусть ребенок видит по Вашему радостному лицу, что Вам приятно. За «неудачи» никогда не ругайте. Если ребенок не хочет сидеть на горшке, не заставляйте его силой.

Каждый раз, когда ребенок, встав с горшка, «не сделав дела», чрез несколько минут «напрудил» лужу на пол, говорите ему, что сделать это надо было в горшок, можно подвести ребенка к горшку, показать его. Покажите, что Вы расстроены, не ругайте малыша и обязательно выразите уверенность, что у него все получится.

Конечно, не каждый родитель сможет чисто психологически заставить себя присесть на детский горшок (хотя такой вариант допустим). Но есть и другие возможности.

Если у Вас есть знакомые семьи с маленькими детьми, которые уже пользуются горшком, сходите к ним в гости, устройте малышу ликбез. Можно использовать в качестве примера игрушки (звери, куклы, особенно такие, которые «пьют и писают»).

Если ребенку скучно сидеть на горшке, посадите рядышком ним на игрушечный (а можно и настоящий) горшок любимого медвежонка или котенка. Можно показать ребенку фото и видео с сидящими на горшках детьми.

Когда ребенок станет постарше (около 1,5-2,5 лет – у всех по-разному), надо объяснить ему, что не стоит ждать, пока мама догадается, что чаду надо бы сходить в туалет.

Пусть ребенок, почувствовав позыв, подойдет к Вам или к горшку и знаками или словами доведет до Вашего сведения, что пора на горшок.

Опять же, можно использовать пример: собачка (медвежонок, кукла) «подходит» к маме и «говорит» (озвучивает, естественно, мама): «Мама, хочу пи-пи». Мама сажает собачку на горшок, хвалит: «Молодец, собачка, попросилась на горшок».

Когда начинать приучать ребенка к горшку, решайте сами. Но проявляя терпение и упорство, вы рано или поздно увидите результат.

Однажды ребенок, захотев в туалет, подойдет к горшку, сам снимет трусики, сядет на него и… словом, сделает все то, чему Вы его так долго учили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector