Учимся играя по палочкам кюизенера: суть методики, содержание работы и отзывы об эффективности

Содержание:

Лучший возраст

На инструкции к палочкам указано, что заниматься с ними следует детям от трех лет, но под присмотром взрослых первые задания малыши могут выполнить и в 2–2,5 годика. Наиболее востребованной методика становится в старшей группе детского сада, когда полным ходом идет подготовка детей к школе. Специалисты отмечают, что играть с палочками можно, конечно, и в более раннем возрасте (от года), но в этом случае математическое пособие становится всего-навсего игровым материалом, причем довольно опасным из-за обилия мелких деталей. Поэтому лучше всего отложить его до более подходящего возраста, а пока предложить ребенку безопасные кубики и пирамидки.

История методики «Палочки Кюизенера»

Как было уже сказано, бельгийский педагог по имени Джордж Кюизенер, заметив, что ученикам младших классов сложно воспринимать арифметический материал на уроке, даже когда объяснение дано очень подробное, буквально на пальцах всё показано и рассказано.

И тут он подумал, что было бы лучше ещё и показать наглядно каждый пример. Тогда и зародилась идея создать палочки Кюизенера, которые стали использовать даже при обучении математике в дошкольном возрасте.

Д. Кюизенер порекомендовал не просто использовать палочки как наглядное обучающее пособие для решения поставленных задач, но и применять его в игровой форме.

Свои концепции Кюизенер строил, опираясь на работы Марии Монтесори и Фридриха Фребеля.

А рекомендации автор пособия выпустил в виде инструкции, а позднее появилась книга «Числа и цвета». Здесь предложен целый комплекс игровых заданий с палочками. Эти задания сначала дети могут выполнять под наблюдением родителей или других взрослых (педагогов, воспитателей), а позднее, когда они пойму предназначение данного дидактического материала, то могут уже и самостоятельно их использовать.

Игры с палочками Кюизенера для детей от 5 до 9 лет

Для старших деток отличным подспорьем для игр будут такие пособия, как:

  • Комплект игр «На золотом крыльце» для детей от 3 до 9 лет.
  • Комплект игр «Посудная лавка. Кростики» для детей от 5 до 8 лет.

С помощью этих комплектов ребята с легкостью познакомятся с принципом окраски палочек, с соотношениями цвет — длина — число; смогут распознать закономерность и выкладывать палочки в соответствии с ней; сумеют выкладывать (воспроизводить) предмет по его контуру, освоят операции «декодирования» изображений; познакомятся с симметрией; научатся ориентироваться на плоскости и работать с системой координат.

— Жили-были разноцветные палочки. Лежали они в тесной коробке. И вот однажды, когда все палочки были высыпаны из коробки, они решили построить себе разноцветные домики и жить там семьями.

— Анечка, давай расколдуем маленького котеночка и выложим его из палочек.

Интересными карточками являются карточки с заданиями, позволяющими самостоятельно выкладывать изображение по схеме.

К заданиям повышенной сложности относятся карточки, содержание изображение, закодированное цифрами. Юному игроку необходимо «декодировать» данное изображение и построить его с помощью палочек.

Отличным пособием является математическая игра «Посудная лавка. Кростики» для детей от 5 до 8 лет. В данном пособии ребятам предлагаются задания на конструирование в системе координат. Выполнение заданий такого уровня сложности вначале было непосильно даже для моей старшей 8-летней дочки Маши.

Что такое палочки кюизенера

Это пособие получило свое название от бельгийского педагога, создавшего его. Джордж Кюизенер разработал специальные брусочки, которые помогают осваивать законы математики. У игрового материала имеется второе название — «числа в цвете». В набор кюизенера входят тросточки 10 разных цветов и размеров от сантиметра до десяти. Комплект представляет собой сложно продуманное математическое множество.

Описание методики

Набор кюизенера используется для того, чтобы развить у ребенка интерес к математике в игровой форме в домашних условиях, это главная цель. Логические игры с ним понравятся любознательным малышам. Обучение математике в игровой форме с набором кюизенера основывается на принципе наглядности. Если ребенок видит предмет и даже может его ощупать, ему значительно проще будет понять счетную науку. Родителям тоже будет легче объяснять малышу математику с помощью наглядных дидактических пособий. Характеристики палочек кюизенера, которые запоминает и различает ребенок:

  • цвет;
  • понятие числового значения;
  • длина.

Чему можно научить ребенка

Основная задача набора кюизенера – помочь ребенку знакомиться с математикой. Однако, с его помощью малыш сможет освоить значительно больше. Он сможет научиться:

  • составлять цветные цифры и буквы, при этом сопоставляя символы с понятиями;
  • различать, как расположены предметы в пространстве (впереди и сзади, справа и слева, между, средний, снизу и сверху);
  • математическим понятиям (число, цифра, фигура, больше и меньше, поровну и т.п.);
  • базовым математическим навыкам: сложению и вычитанию;
  • разбирать числа на составляющие;
  • понимать, что такое количество, как соотносятся числа и цифры;
  • определять предыдущее и следующее числа для текущего в пределах первого десятка.

Правила использование палочек Кюизенера

Как и любое дидактическое пособие палочками можно заниматься, поэтапно усложняя задания для ребёнка.

Первый этап — игра с цветом

В зависимости от возраста ребёнка палочки используются по-разному. В возрасте 2.5-3 лет палочки Кюизенера просто раскладываются, группируя по цвету, длине. Можно задания усложнять — предложить собирать группами по три палочки разного цвета (красный, синий, зелёный) и таких групп собрать три, например.

Рисунок 1

В 2-3 года ребёнок уже сможет выкладывать дорожки, чередуя палочки по цвету. Также и дорожки можно выкладывать по определённой схеме: красная — белая, красная — белая. Либо красная-белая-синяя-белая-красная. В середине окажется синяя палочка.

Рисунок 2

Второй этап — добавляем размер

Затем задания выполняются на обучение размерам. Выбирают палочки конкретного размера в одну группу, другой размер — в другую группу, а самые маленькие — в третью.

Рисунок 3

Возможно устраивать пирамидки по размеру. Снизу ложится палочка самая длинная, на неё покороче, а сверху — самая короткая.

Рисунок 4

Третий этап — цвет плюс размер

Теперь задания придумываются, чтобы палочки Кюизенера использовались уже и с цветом, и по размеру.Выбрать все красные палочки в одну группу, синие — в другую, зелёные — в третью (см.рисунок 1).

Далее выбрать палочки одного цвета, но разного размера и построить пирамидку, как в примере второго этапа на рисунке 4.

Задание с усложнением — построить пирамидки, чередуя цвет и размер палочек как на рисунке.

Рисунок 7

Усложняем задание и даём схему, по которой необходимо разложить палочки Кюизенера. Это может быть домик, ёлочка или что-то ещё.

Рисунок 8

А можно вообще сложить шикарный ковёр из палочек.

Рисунок 9

Такие задания помогают развивать внимание, фантазию, а самое главное, мелкую моторику. Продолжаю логическую цепочку — а развитие мелкой моторики приводит к чему?

Цель и задачи методики

Палочки Кюизенера появились благодаря труду бельгийского педагога, придумавшего специальные цветные брусочки – с их помощью стало возможно обучать детей основным математическим действиям в наглядной игровой форме. Это и есть главная цель методики. Задачи ее многогранны:

  • обучение числам в процессе игры;
  • развитие представлений о счете и цвете;
  • формирование устойчивого интереса к математике как науке;
  • развитие логики, мышления, умения действовать нестандартно;
  • объяснение малышу базовых арифметических действий – сложения и вычитания.

Дополнительное преимущество набора – возможность предложить детям большое число заданий и упражнений, поэтому скучать им не придется. В игровой форме ребенок получит представление о таких сложных понятиях, как соотношение цифры и числа, длина, направления (верх и низ, лево и право).

Плюсы тренировки

Работа с дидактическими палочками приносит немало положительных моментов:

помогает развивать мелкую моторику.
способствует формированию мышления и интеллекта малыша.
стимулирует его творческое начало, ведь чтобы придумать и сложить узор, потребуется активизировать воображение.
учит ребенка сосредотачиваться, что очень полезно для старшего дошкольника, которому вскоре предстоит постоянно концентрировать внимание на словах учителя.

Несмотря на большое количество плюсов, следует отметить, что методика узкоспециализированная – она направлена исключительно на развитие математических умений, поэтому обязательно дополнять ее развивающими играми иной направленности.

Цели использования

Есть родители, которые бояться, что нагружать ребенка математикой слишком рано. Педагоги сходятся во мнении, что лучше переживать о том, чтобы не было слишком поздно. Сенситивные периоды в развитии длятся не так долго, об их времени знать наверняка мы не можем. Проходят они очень быстро, успеет ли ребенок в этот промежуток освоить необходимый навык? Поэтому лучше предлагать малышу задания в зоне его ближайшего развития. Пусть пока трудно, но когда его мозг будет готов, он справится с задачей, на удивление вам и окружающим.

Приведем основные причины, по которым учителя во всем мире активно пользуются цветными счетными палочками Кюизенера в своей педагогической практике:

  1. Использование наглядности математических действий, что позволяет работать с детьми младшего возраста.
  2. Развитие фантазии, воображения. Количество заданий с этим инструментом стремится к бесконечности.
  3. Развивается мелкая моторика, так как в работу вовлечены пальцы рук.
  4. Наука превращается в увлекательную игру, а значит, легче воспринимается и усваивается детьми. Устный счет дается легко.
  5. Помогает в формирование сопутствующих навыков, обучение письму. Из них можно строить как из конструктора, выкладывать слова, собирать лабиринты.
  6. Позволяет измерять длины других предметов, так как заранее известна длина каждого цветного модуля в сантиметрах.
  7. Дает возможность закрепить понимание геометрических фигур, за счет составления их контуров.
  8. Формирует устойчивый интерес к познанию, в том числе к математической науке.

Лучшие упражнения

Есть множество упражнений, которые можно выполнять, используя цветные палочки. Познакомимся с некоторыми из них.

Составление лестницы

Играть можно с малышами 3-4 лет. Мама рассыпает перед ними набор из цветных палочек, их должно быть 10. Задача ребенка – сложить из них лестницу, разместив брусочки от самого маленького к самому большому.

Далее задача усложняется: на столе уже 20 палочек (каждого размера по 2 штуки), ребенок должен составить двойную лестницу. Когда упражнение станет получаться, можно предложить ребенку сложить из палочек квадрат. Для этого самую большую палочку складывают к самой маленькой, потом – палочку чуть большего размера – к бруску чуть меньшего размера и так далее. В итоге должен выйти правильный четырехугольник, а ребенок получит представление о том, что из частей можно составить целое.

Построение дома

Цветные палочки можно использовать и для занятий по конструированию, предложив детям построить домик: сначала – для большой куклы, потом – для маленькой. Это поможет и развитию мелкой моторики, и пониманию размеров.

Такое занятие по силам малышам в 3-4 годика. Родитель может помочь ребенку сделать вывод: чем больше палочек использовалось, тем больше получился дом.

Кроватка для мышат

Взрослый должен заранее подготовить две небольшие фигурки мышек (или любых других зверей), причем одна из них должна быть ощутимо толще второй. После этого он предлагает ребенку из палочек сделать для них кроватки. Задача малыша – понять, что для толстой мышки требуется большая кровать, а для тонкой – поменьше, взрослый в процесс творчества не вмешивается, но помогает не допустить ошибки.

Далее делается вывод – чем длиннее палочка, тем шире кроватка.

Составление квадрата

Для работы потребуется большой набор палочек и помощь родителя. Задача ребенка – сложить квадрат. Сначала он совмещает четыре самые маленькие палочки, «единички», они становятся центром. Потом четыре палочки побольше помещаются на верх и низ квадрата, влево и вправо. Аналогичным образом складывается следующий ряд. В итоге должен получиться большой квадрат.

Задание можно усложнить, предложив ребенку сложить лабиринт:

  1. сначала малыш использует готовую схему, которую зарисовал родитель;
  2. постепенно переходит к собственному творчеству.

Оптимальный возраст для такого упражнения – 4 -5 лет.

Состав восьмерки

Когда дети уже познакомились со счетом, можно выполнить с ними задание, которое поможет подготовиться к восприятию арифметических действий.

  1. Взрослый достает из набора палочку-восьмерку. Предлагает ребенку найти палочки-единички в таком количестве, чтобы они расположились на «восьмерке» (соответственно, их потребуется восемь штук). Ребенок по одной достает самые маленькие палочки и прикладывает их к восьмерке. Делается вывод, что в одной длинной палочке содержится восемь маленьких.
  2. Теперь дошкольнику предлагается составить восьмерку из других палочек, например, 5 и 3. Следует найти как можно больше комбинаций.

После этого делается вывод, что одна длинная палочка включает в себя две более мелкие различной длины. Например, восемь – это пять и три.

Горизонтально и вертикально

Это задание поможет малышам разобраться в положении тел в пространстве. Сначала взрослый объясняет, что такое горизонт, потом говорит, что если положить палочку, то она будет горизонтальна. А если поставить, то она займет вертикальное положение.

После теоретической части следует предложить ребенку закрепить знания на практике, разместив цветные брусочки вертикально или горизонтально. Далее задание усложняется – от ребенка требуется определить, как располагают в пространстве дерево и поезд, и соответствующим образом разместить дидактический материал.

Занятия с палочками Кюизенера – отличный способ подготовить ребенка к школе, сформировать у него важнейшие навыки, способность фантазировать, разбираться в цветах и размерах. Схемы отличаются разнообразием, поэтому ребенок имеет возможность создавать новый узор хоть каждый день. Нередко такая работа приходится по душе усидчивым детям, которым нравятся всевозможные мозаики и паззлы.

Подготовка дошкольников

Детей в возрасте 5−6 лет необходимо готовить к школе. Это лучше делать с помощью развивающих игр. Все задания должны соответствовать возрасту ребёнка и его интеллектуальным способностям. Рекомендуется проводить такие занятия:

  • выбрать все блоки, длина которых меньше максимальной и больше минимальной палочки;
  • измерить размеры одного блока другими;
  • разными способами сложить какую-либо цифру или число;
  • научить ребёнка осуществлять взаимообмен изделиями с различными значениями;
  • измерить с помощью блоков книги, тетради и коробки с карандашами или красками;
  • составить блоками числа от 10 до 20;
  • родители собирают из изделий плоскую фигуру, а ребёнок должен повторить её.

Для развлечения после уроков можно поиграть с палочками. Из них создают объёмные фигуры. Начинать нужно с простых конструкций. Ребёнок может сложить лабиринт, маленьких колодец или домик для птиц, собрать автомобиль или животное. Для того чтобы занятие было интересным, детям читают загадку. Они должны не произносить ответ, а выкладывать его из блоков. А также можно приобрести специальный альбом, в котором малыши будут изображать блоками иллюстрации к разным сказкам. Заполненную книгу хранят, в будущем повзрослевший ребёнок сможет посмотреть на творчество своего детства.

Родители, которые занимались с малышами по методике Кюизенера с цветными палочками и блоками, отмечали то, что дети быстрее развивались, у них появлялось желание посещать школу и учиться. Игровая форма занятий прививает ребёнку интерес к урокам и познанию нового.

Задания помогут родителям качественно и быстро подготовить дошкольника к математике, русскому языку и творческим предметам. Дети с удовольствием принимают участие в групповых и индивидуальных занятиях, классифицируют палочки по разным признакам и критериям, создают из них плоские и объёмные фигуры. Попробуйте и вы палочки Кюизенера, ведь описание методики, предложенное на нашем сайте, дало полное представление о  счетных упражнениях.

Об авторе

Начнем издалека, Джордж Кюизенер (годы жизни 1891-1976 гг.) — Бельгийский педагог. Долгое время благотворно работал учителем в начальных классах. Работая с детьми стал постепенно разрабатывать и внедрять свою методику обучения деток математическим способностям.

Кюизенер был сторонник того, что ребенок намного легче усваивает обучающий материал, если он перед глазами ребенка, как наглядное пособие. А еще лучше, если его можно потрогать и провести какие-то манипуляции, например поиграть.

Здесь и родилась идея, а потом и внедрение ее в жизнь в виде одноименных палочек, которые он сам придумал опираясь на идеи Марии Монтессори и Фридриха Фребеля.

Так же Кюизенер является автором книги в которой подробно описана данная методика «Числа и цвета», или как их называл сам автор «числа в цвете». В книге приведены разнообразные интересные обучающие игры и упражнения, благодаря которым ребенок в ходе игры сначала под присмотром и помощью взрослого, а затем и самостоятельной работы постигает абстрактное понятие числа, его формирование из других чисел. Так ребенок начинает учиться считать.

На английском языке палочки называются по-разному, в России же распространено название, как «цветные счетные палочки Кюизенера».

Виды деятельности со счётными палочками в детском саду

На начальном этапе работы с палочками Кюизенера они выполняют роль игрового материала, который привлекает малышей своими характеристиками: цветовой гаммой и разнообразием размеров. Дети играют с ними, как с обычными кубиками или мозаикой.

Второй этап является обучающим. И здесь уже набор используется для проведения дидактических игр с определённой образовательной задачей. Эти игры предлагаются дошкольникам в свободное время либо включаются в структуру непосредственно образовательной деятельности.

Занятие по ФЭМП

Чаще всего игровые упражнения с пособием Кюизенера включаются в содержание математического занятия. Воспитатель берёт какую-то тему и обыгрывает её с помощью различных занимательных заданий со счётными палочками. Например, педагог сообщает детям, что к ним приехал волшебный поезд — палочки выполняют роль вагонов, в которых сидят звери (картинки). Дошкольники упражняются в порядковом счёте — соотносят каждый брусочек с конкретным числом. Затем дети могут построить домики для животных из счётных палочек. Возле домика будет лесенка (выкладывание деталей по убывающей длине). В подарок зверюшкам малыши выкладывают красивые коврики из набора Кюизенера.

На занятии по ФЭМП воспитатель предлагает ребятам ряд заданий на основе набора Кюизенера

Моделирование сказок

Палочки Кюизенера можно использовать и на занятиях по развитию речи — моделировать с их помощью сказки (часто это делается совместно с использованием логических блоков Дьенеша). Например, педагог вспоминает с дошкольниками сказку «Волк и семеро козлят». Ребята характеризуют образ волка: злобный, большой, страшный. Воспитатель совместно с детьми решает условно обозначить его длинной чёрной палочкой. Коза же будет жёлтой палочкой среднего размера, а козлята — маленькими белыми. В процессе такой деятельности малыши лучше усваивают сюжет сказки, понимают характеры и внешний вид её персонажей.

Анализируя русскую народную сказку «Теремок», воспитатель предлагает символически обозначить её героев с помощью блоков Дьенеша, а затем творчески видоизменяет финал произведения: лесным обитателям стало жалко зверюшек, которые остались без домика, и они решили построить для них новый большой и красивый терем — из палочек Кюизенера.

После обсуждения сказки «Кот, петух и лиса» дошкольники могут на выбор выложить из счётных палочек её героя — красочного петушка. Такое задание можно практиковать на тему любой прочитанной сказки — зайчик («Заюшкина избушка»), репка («Репка»), овощи из огорода («Пых») и т. д. Хорошо подходит для моделирования русская народная сказка «Три медведя», где с помощью набора палочек ребята могут изобразить 3 стульчика, стола, кроватки разных размеров.

С помощью счётных палочек можно моделировать различных сказочных героев

Занятия по обучению грамоте

Палочки Кюизенера пригодятся и на занятиях по обучению грамоте. С их помощью можно выкладывать отдельные буквы и целые слова.

С помощью развивающего набора можно выкладывать буквы и целые слова

За границей этот дидактический материал используется на уроках английского языка для выделения ударных и неударных слогов. Такую работу вполне можно практиковать и в наших дошкольных учреждениях на занятиях в подготовительной к школе группе.

Счётные палочки можно использовать при обучении дошкольников грамоте

Плюсы тренировки

Работа с дидактическими палочками приносит немало положительных моментов:

помогает развивать мелкую моторику.
способствует формированию мышления и интеллекта малыша.
стимулирует его творческое начало, ведь чтобы придумать и сложить узор, потребуется активизировать воображение.
учит ребенка сосредотачиваться, что очень полезно для старшего дошкольника, которому вскоре предстоит постоянно концентрировать внимание на словах учителя.

Несмотря на большое количество плюсов, следует отметить, что методика узкоспециализированная – она направлена исключительно на развитие математических умений, поэтому обязательно дополнять ее развивающими играми иной направленности.

Цель и задачи методики с палочками Кюизенера

Как таковые палочки Кюизенера стали использовать по рекомендациям педагога из Бельгии. Он придумал тоненькие брусочки, окрашенные в разные цвета для обучения детей математическому счёту и другим действиям. Такая наглядно-игровая форма сразу была поддержана педагогами в детских учреждениях страны и вышла за её пределы.

Главной целью методики «палочки Кюизенера» стало обучение математическим действиям в эффективной форме, близкой для понимания детьми.

Задачи же многообразны:

  • это и обучение числам;
  • и формирование преставлений о счёте и цвете;
  • развитие познавательного интереса к самому предмету математики;
  • тут же и развитие логики, мыслительных способностей, формирование нестандартного типа мышления;
  • становление основ арифметических навыков и умения сложения и вычитания.

Как видим, с палочками можно делать многое. И всё, однозначно, будет развивающе действовать на малыша, не обременяя его при этом серьёзными учебно-образовательными нагрузками.

Сходство с методикой Дьенеша

В 60-х годах прошлого века аналогичная методика была создана венгерским учёным-теоретиком Золтаном Дьенешом. Но у пособий есть несколько отличий. Всего в коробке 48 блоков, имеющим четыре разных параметра:

  • форме — треугольники, квадраты, прямоугольники и круги;
  • цвету — синие, жёлтые и красные;
  • толщине — узкие и широкие;
  • размеру — маленькие и большие.

Такое разнообразие позволяет более широко классифицировать предметы по признакам, решая с их помощью математические и логические задания. Ребёнок учится обобщать и сравнивать понятия. Палочки Кюизенера направлены именно на работу с числами и математическими действиями, а блоки Дьенеша повышают интеллектуальный уровень малыша во всех сферах.

Цель и задачи методики

Палочки Кюизенера появились благодаря труду бельгийского педагога, придумавшего специальные цветные брусочки – с их помощью стало возможно обучать детей основным математическим действиям в наглядной игровой форме. Это и есть главная цель методики. Задачи ее многогранны:

  • обучение числам в процессе игры;
  • развитие представлений о счете и цвете;
  • формирование устойчивого интереса к математике как науке;
  • развитие логики, мышления, умения действовать нестандартно;
  • объяснение малышу базовых арифметических действий – сложения и вычитания.

Дополнительное преимущество набора – возможность предложить детям большое число заданий и упражнений, поэтому скучать им не придется. В игровой форме ребенок получит представление о таких сложных понятиях, как соотношение цифры и числа, длина, направления (верх и низ, лево и право).

Характеристика развивающего материала

Если нет возможности вникать во все тонкости, то лучше приобрести классический набор, состоящий из 241 разноцветного бруска. Его основные характеристики заключаются в следующем:

  • Брусочки изготавливают из дерева, тщательно покрывая лаком и краской, чтобы не получить занозу, пластмассовый материал встречаются реже.
  • Каждый элемент пособия – прямоугольный параллелепипед, длина которого варьируется от одного до десяти сантиментов в зависимости от числа, соответствующему данной фигуре.
  • Цвет, в который окрашен брусок, также определяется числом, который он обозначает. В методике Кюизенера существует система, которая классифицирует оттенки цветовой гаммы по принципу кратности. Близкие цвета объединяются в «семейства», и каждый элемент такой группы без остатка делится на определенное число. «Семейство» красных состоит из брусочков, обозначающих четные числа, синий цвет показывает кратность трем, желтый – пяти. Отдельную группу составляют черные элементы, значения которых нацело делятся на семь.

Игры для 4−5 лет

С четырёх лет добавляют математические задачи. Уроки становятся более содержательными, а цели — конкретными. Примеры заданий:

  • сдвигают две белые палочки вместе и просят ребёнка найти одну, равную по длине образованной линии;
  • называют вслух числа по порядку, а малыш произносит соответствующий цвет;
  • ученик должен найти блоки с цифрами и выложить их по мере возрастания или убывания.

Желательно использовать для обучения картонные цветные карточки с цифрами. Их оттенок должен соответствовать блокам. С их помощью дети научатся соотносить размеры и цвета со зрительными образами.

В пятилетнем возрасте ребёнок должен заниматься полноценными математическими задачами. Взрослый задаёт вопросы, а малыш должен ответить на них, продемонстрировав соответствующие палочки. Спрашивают детей о разнице в длинах блоков. Затем приступают к упражнениям на умножение и деление чисел. В это время используют классические задачи с фруктами и овощами.

Кроме математических действий методика Кюизенера для дошкольников позволяет изучить языки:

  • расставляют ударение палочками на листах бумаги с напечатанными словами;
  • строят ритмическую схему предложений — палочками обозначают знаки препинания;
  • с помощью кубиков с буквами делят слова на слоги;
  • делают синтаксический разбор предложения, цветами обозначают разные члены — подлежащее и сказуемое, дополнение и причастные обороты.

История методики

Цветные палочки для счета появились благодаря трудам Джорджа Кюизенера, чьим именем и названа методика. Этот бельгийский педагог работал с учениками начальной школы и заметил, что многие из них испытывают трудности при знакомстве с арифметическими действиями, не понимают, как их производить. Он пришел к мысли, что помочь в решении этих проблем может наглядное дидактическое пособие, позволяющее представить абстрактный материал в конкретной форме. Так и появились палочки Кюизенера, которые стали использовать даже в работе с дошкольниками.

Педагог предложил не просто применять пособие, но и активно обращаться к игре, чтобы процесс обучения проходил легко и весело, а малыши занимались с удовольствием. Во многом в своей концепции Кюизенер опирался на работы Марии Монтессори и Фридриха Фребеля.

Результатом трудов педагога стали не только палочки, но и подробные рекомендации по их использованию – схемы. Описаны они в книге «Числа и цвета», представляют собой комплекс упражнений и игр, выполняя которые, ребенок с головой погружается в увлекательный мир математики, получает и базовые умения, и удовольствие. Работать рекомендуется сначала под чутким руководством родителей, а потом – самостоятельно.

Палочки Кюизенера: описание методики, история и цель создания счетных упражнений

В 1952 году вышло математическое пособие для дошкольников и школьников младшего возраста. Его создал бельгийский ученый-математик Джордж Кюизенер. Ребёнок во время обучения задействует все органы чувств, поэтому методика основана на тактильном освоении некоторых математических абстрактных понятий — упорядоченности, множества, идентичности.

Коллега бельгийского математика — французский учёный и философ Калеб Гатеньо — сделал это пособие популярным, впервые начал использовать счётные цветные палочки для обучения малышей математике и разным языкам. Ребёнок, осваивая одну науку, параллельно развивает другие способности. Он сможет выделять логические связи в умозрительных понятиях, научится применять фантазию и абстрактное мышление.

Методика палочек Кюизенера преследует несколько целей:

  • у ребёнка формируется конкретизация счёта;
  • развивается понятие больших и меньших чисел;
  • появляются навыки сложения и вычитания, умножения и деления;
  • дети различают правую и левую сторону, учатся определять середину;
  • развивается креативность, творческие наклонности, умение моделирования и конструирования;
  • проявляется познавательный характер, наглядный и действенный методы мышления, обостряются все виды внимания, окружающая среда воспринимается более детально;
  • улучшается мелкая моторика рук.

Возраст для начала занятий определяется индивидуально, он зависит от развития ребёнка. Но обычно первые уроки проводят для трёхлетних малышей. Хотя некоторые педагоги советуют развивать их уже с одного года, приучая к решению математических задач с цветными палочками.

https://youtube.com/watch?v=ZJKU1bHiw1o

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector