Картотека игр с логическими блоками дьенеша

Игры с блоками Дьенеша для старшей группы

Когда ребенок подрастет, упражнения для малышей он сможет щелкать, как семечки, и задания придется усложнить. Методика Дьенеша для дошкольников рассчитана на малышей 5-6 лет. Упражнения более сложные, активно используются не только сами кубики, но и карточки, игровые альбомы. Задания направлены на развитие у взрослого ребенка логического мышления, умения объяснить принятое решение. Изучите несколько игр для примера, на основании которых можно придумать еще массу упражнений.

Поиск

Дайте ребенку любую фигурку Дьенеша или предложите выбрать самостоятельно. Затем он из общей массы блоков достанет все те, которые совпадают с первой по одному заданному свойству. Когда он хорошо усвоит игру, усложните ее. Пусть малыш подбирает блоки, у которых два одинаковых свойства со взятой изначально. Потом можно еще усложнить игру. Ребенок должен выбирать те блоки, у которых нет ни единого смежного свойства с первым.

Домино

Эта игра подойдет даже для нескольких детишек. Правила:

  1. Каждый игрок получает равное количество блоков. Определяется очередность участников.
  2. Первый делает ход любой фигурой.
  3. Второй кладет блок, у которого одно свойство совпадает.
  4. Если подходящей фигуры нет, участник пропускает ход.
  5. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои блоки.
  6. Игру можно усложнить, меняя правила про свойства выкладываемых фигур. К примеру, нужно отвечать блоком, у которого два подобных признака и т.д.

Найди лишнее

Следующая игра поможет детям научиться группировать объемные геометрические фигуры по различным признакам. Правила:

  1. Выложите перед ребенком три фигуры. Одна из них не должна иметь ни одного общего свойства с остальными.
  2. Пусть ребенок вычислит, какой блок лишний, и объяснит, почему, как он пришел к такому выводу.
  3. Усложните задание. Выложите 6 блоков. Малыш должен удалить два лишних.

Найди пару

Эта игра понравится детишкам, которые уже хорошо освоили все простенькие задания. Правила:

  1. Перед ребенком разложите несколько фигур в ряд.
  2. Предложите к каждой подобрать парную по определенному свойству.
  3. Усложните задание. Пусть малыш попробует подобрать пару не по одному, а по двум или трем свойствам.
  4. Можете изначально взять, например, 10 парных элементов. Сложите их в пакет. Пусть ребенок сам выстроит пары, выкладывая фигуры Дьенеша в два горизонтальных ряда.

Художники

Для игры вам потребуется несколько больших листов цветного картона. Они выполнять роль эскизов картин. Для составления композиции нужны дополнительные картонные детали. Игра учит анализировать форму объектов, сравнивать их, развивает творческие и художественные способности. Правила:

  1. По эскизам малыши должны «писать» картину.
  2. Заготовку они выбирают сами. На ней изображено схематически, где какие блоки должны находиться. Тонкие будут только обведены по контуру, а толстые – полностью закрашены.
  3. Пусть дети на правильные места «эскиза» подберут недостающие блоки и детали, вырезанные из картона.

Магазин

Для этого задания вам необходимы карточки с изображением предметов, которые будут выполнять роль товара, и логические элементы. Игра «Магазин» развивает память, умение рассуждать, обосновывать свой выбор, выявлять и абстрагировать свойства. Правила:

  1. Дошкольник приходит в магазин, в ассортименте которого множество товаров-карточек. У него три фигуры, выполняющие функцию денег. За каждую можно приобрести один товар.
  2. Малышу нужно купить тот объект, у которого не меньше одного свойства совпадает в фигурой-денежкой.
  3. Постепенно можете усложнять игру, предлагая новые правила.

Украсим елку

Следующая игра способствует развитию навыков порядкового счета, чтения схемы. Для нее вам понадобится изображение елки и 15 карточек с символами, блоки. Правила:

  1. Елку следует украсить бусами в пять рядов. В каждом будет по три бусинки.
  2. Цифра на карточке – порядковый номер положения нити сверху вниз. Закрашенный на ней кружок показывает, какой по счету должна идти бусина, а внизу указано, какой элемент ее изобразит.
  3. Пусть малыш развесит первый ряд бус, а затем все нижние, четко следуя схеме на карточке.

Игры с карточками

Эти пособия открывают совершенно новый мир, ребенок чувствует себя настоящим разведчиком, отправляющимся в приключение. Но постепенно пыл охладевает, тогда мы можем предложить поиграть в новые игры. Например, спрячьте под одной из фигур наклейку с изображением любимого животного и скажите ребенку, что кошка (или собачка) находится в беде и спасти сможет ее только он сам. Теперь предъявите карточку, которая является картой. Например, наклейка под большим красным квадратом. Тогда вам понадобится карточка с красным пятном, большим домиком и контуром квадрата. А чтобы его запутать, усложните задание, найдя карточку с описанием некоего не синего, не маленького предмета.

Ход игры.

I

Перед детьми лежат 8 квадратных блоков: 4 синих (большой тонкий, маленький тонкий, большой толстый, маленький толстый) и 4 красных (большой тонкий, большой толстый, маленький тонкий, маленький толстый). Дети – кладоискатели, кружок из бумаги – клад.

Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатели ищут его, называя различный свойства блоков. Тот, кто находит клад, забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад.

Здесь и далее звездочкой отмечены авторские разработки заданий. – Ред. Ведущий (это может быть воспитатель, родитель или ребенок) вначале сам исполняет роль кладоискателя и показывает, как вести поиск клада. Называет различные свойства блоков. Если ведущий правильно указывает свойства блока, под которым находится клад, дети должны говорить «да», если неверно – «нет». Например,ведущий спрашивает: «Клад под синим блоком?» «Нет», — отвечают дети. – Под желтым? – Нет. – Под большим? – Нет. – Под толстым? – Да.

Кладоискатель проверяет. Если находит клад, забирает его себе, если нет – продолжает поиск. Выигрывает тот, кто найдет больше кладов.

При повторении игры блоки меняют по форме и цвету (желтые и красные треугольники, синие и желтые прямоугольники или синие и красные круги и т. д., увеличивается их количество за счет присоединении фигур оставшегося цвета.

II

У ведущего карточки – свойства. Количество блоков увеличивается до 16. В их число входят все блоки одного цвета, но разной формы, размера и толщины. Игрокам нужно угадать любые два свойства той фигуры, под которой спрятан клад. При поиске клада они указывают сразу два свойства. На каждое указанное свойство ведущий выставляет карточку с соответствующим знаком.Например: — Под круглой большой фигурой? – Нет. – Под квадратной маленькой? – Под квадратной (выкладывает карточку «квадрат», но не под маленькой. – Под квадратной большой? – Да (добавляет к ранее выставленной карточку «большой»).

Поднять блок и проверить, если под ним клад, может только тот, кто правильно указал оба свойства блока.

При повторении игры следует взять блоки другого цвета.

III

Количество блоков – 24: все одинаковые по размеру, но разные по форме, цвету, толщине или все одинаковые по толщине, но разные по форме, цвету, величине.

Когда кладоискатели ищут клад, они должны указывать сразу три свойства. Ведущий подтверждает каждое угаданное свойство карточками – свойствами.

Например: — Под красным большим круглым? – Под красным (выкладывает «красный цвет», но не под большим и не под кругом. – Под красным маленьким треугольником? – Под красным маленьким (добавляет к выложенной карточке еще одну «маленький», но не под треугольником. – Под красным маленьким квадратом? – Да (выставляет еще одну карточку «квадрат»).

Тот, кто правильно назвал все три свойства, поднимает указанный блок. Найденный клад забирает себе.

Ход игры: Все фигурки складываются в мешок.

Попросить ребенка на ощупь достать все круглые

блоки (все большие или все толстые). Затем все

квадратные, прямоугольные, треугольные.

Можно усложнить задание: попросить достать большой круглый блок или

маленький квадратный. Или предложить достать разные по толщине фигуры.

Когда ребёнок достанет блок, можно уточнить, какого он цвета.

Чудесный мешочек» — 2

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и

толщине; умение угадать предметы на ощупь.

Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Все фигурки – блоки складываются в мешок. Ребенок достает

фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким

признакам.

Можно усложнить задание: называет форму, размер или толщину, не

вынимая из мешка.

Игра «Украсим елочку». I вариант

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические

фигуры по одному, двум признакам. Упражнять в счете. Развивать

ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление. Материал: Набор блоков, елочки высокая и низкая

Материал: Набор блоков, елочки высокая и низкая.

Ход игры:Дед Мороз дарит две елочки: низкую для жителей сказочного

города, высокую для детей. Украшают елочки игрушками (блоками) по

величине. (Можно по форме или цвету).

Дети любуются елочками и водят хоровод.

Можно усложнить задание: Дети украшают елочки игрушками (блоками)

по величине и по толщине (низкую – маленькими тонкими игрушками,

высокую – большими, толстыми).

По форме и цвету (низкую елочку – круглыми, желтыми игрушками;

высокую – квадратными, синими).

Игра «Украсим елочку». II вариант

Цель: Формировать умение выделять нужный блок из множества,

выкладывать алгоритм по цепочке

Развивать внимание, логическое. мышление

мышление.

Ход игры: Предложить украсить елочку бусами, используя карточки с

алгоритмами. На елке может быть 2 или 3 ряда бус.

Игра «Замочки»

Цель: Развивать умение находить блоки определенного цвета, размера и

формы по схеме

Развивать внимание, логическое. мышление, мелкую моторику

мышление, мелкую моторику.

Материал: Набор блоков Дьенеша, силуэты замков из

бумаги.

Ход занятия.

I.Оргмомент.

1. Игра – приветствие «Поздороваемся». (Дети стоят в двух шеренгах друг против друга).

Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй друг — берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг — берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг — качаем руками.

Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть — приседаем,

Можем мы большими быть — встаём,

Но один никто не будет.

II. Актуализация имеющихся знаний.

1. Сюрпризный момент. (Дети проходят на ковер, занимают свои места на стульчиках. Перед ними блоки Дьенеша).

— Дети, я получила необычную посылку от Буратино и Пьеро. Эту посылку им отправила Мальвины. Они не могут разобраться. Поможем им? (открываю посылку). Что интересно в посылке? Давайте, откроем и посмотрим. Как много здесь фигур! Давайте рассмотрим их.

— Как называются эти фигуры?

— Правильно, это геометрические фигуры, блоки Дьенеша.

— А чем они отличаются? (форма, цвет, размер, толщина)

— Найдите две одинаковые фигуры. (Одинаковых нет).

— Найдите похожие фигуры. Чем они отличаются?

Вывод: похожих фигур много, но двух одинаковых нет.

2. Знакомство с новым материалом

В посылке еще есть конверт, а в нем карточка со знаками-символами.

— Внимательно посмотрите на карточку и прочитайте её и выберете соответствующую фигуру.

— Что у вас вызвало затруднение? (перечёркнутый символ)

— Подумайте, что он может обозначать? (не большой)

-Таким образом, перечёркнутый символ обозначает отрицание: не желтый, не квадратный,)

-Ребята, посмотрите, во втором ряду фигура какого цвета будет?

— Какой формы?

-Домик маленький и перечеркнут, значит, какой по размеру круг, НЕ маленький, значит, большой.

— Толстый человечек перечеркнут, значит по толщине будет круг, НЕ толстый, значит тонкий.

-Давайте, еще раз вспомним, что означает, если перечеркнут домик или человечек?

-Правильно, отрицание.

Физминутка «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Закрепление.

1. Буратино нравятся красные фигуры. Соберите их в один обруч. (Дети выполняют задание)

Мальвина любит играть НЕ большими блоками, соберём их во второй обруч. (Дети выполняют задание)

— Какие фигуры вы положили в первый обруч? (все красные)

-Какие фигуры вы положили во второй обруч? (все маленькие)

-Какого цвета, размера, толщины и формы остались фигуры? Скажите с отрицанием.

-Правильно, НЕ маленькие прямоугольники синего и желтого цвета.

— Молодцы! Наши игрушки довольны.

2. Мальвина тоже хочет поиграть с вами.

Давайте разделим фигуры, выполним задание по-другому. У Буратино оказались все треугольные, у Мальвины – все НЕ большие, а у Пьеро – все НЕ толстые квадратные. Нужно каждому сложить правильно в корзину фигуры.

-Какие фигуры вы НЕ положите в корзину Буратино?

-Правильно, все квадратные и круглые.

-Какие фигуры не положите в корзину Мальвины?

-Правильно, все НЕ маленькие.

-Какие фигуры вы не положите в корзину Пьеро?

-Правильно, все толстые.

Давайте посчитаем, сколько фигур у Мальвины, у Пьеро, у Буратино. У кого фигур больше? У кого меньше? Сколько красных? Сколько толстых?

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, вам было интересно на занятии?

-По каким признакам отличаются блоки Дьенеша друг от друга?

-Какие трудности у вас были?

Старшая группа

Готовящимся к школе детсадовцам логические блоки Дьенеша помогают совершенствовать математические навыки. Дети учатся счету, сравнению, сопоставлению.

Дом

Для игры схематично изобразите дом. В каждой комнате живет геометрическая фигура, ее там нужно нарисовать. В некоторых комнатах не должны жить определенные блоки, там нужно нарисовать зачеркнутые фигуры. Задача воспитанников – правильно распределить блоки по комнатам.

Магазин

Для игры сделайте импровизированный магазин. Товарами пусть будут игрушки, лакомства, канцелярские принадлежности. А деньги – блоки Дьенеша.

Педагог раздает детям блоки. Затем говорит, какой товар сколько стоит. Например, за плюшевого медвежонка нужно отдать два треугольника. Ребенок, глядя на свои «деньги», понимает, может ли он позволить себе покупку этого товара.

Ценовые требования должны постепенно усложняться. Сначала к цене прибавляются цвета блоков, затем размеры. К примеру, «за куклу нужно отдать синий прямоугольник» или «коробка карандашей стоит два больших круга желтого и красного цветов».

Домино

Блоки поровну распределяются между игроками. Первый участник, выбранный по жребию, кладет на стол фигуру. Следующий игрок должен положить блок, совпадающий с первым по одному из показателей: цвету, форме или размеру. Если такого блока нет, придется пропустить ход. Победителем становится игрок, первым избавившийся от всех своих фигур.

Рождественская ель

Игра развивает навык считать по порядку, ориентироваться в схематичных изображениях. Для занятия нужно подготовить картинку елки, 15 символьных карточек. Блоки Дьенеша будут елочными шарами.

Для украшения ели используются 15 шариков: 5 рядов по 3 штуки. На карточках цифрами обозначены номера рядов, а один закрашенный из 3-х кружков означает местоположение шара в ряду. В нижней части картинки указано, какая геометрическая фигура будет изображать конкретный елочный шарик.

Отыщи клад

Педагог раскладывает перед игроком блоки. Ребенок отворачивается, чтобы воспитатель мог спрятать под одним из разложенных объектов монету. Чтобы отыскать клад, игрок задает вопросы. Например: «Клад под красным блоком?». Ведущий отвечает: «Нет». Значит, исключаются объекты красного цвета, под ними монеты нет. Далее: «Клад под круглым блоком?». Ведущий: «Да». Значит, нужно искать среди круглых фигур. И так, пока клад не будет найден. Найдя клад, игрок сам становится ведущим, прячет монету для другого участника.

Подарки для зверят

Для игры нужно положить на пол три хулахупа так, чтобы они пересекались. Рядом с каждым кругом посадить мягкую игрушку, например, зайчика, медвежонка, лисичку.

Педагог объясняет воспитанникам, что зверята разругались из-за подарков, не могут их поделить. Зайчик хочет себе маленькие, лисичка треугольные, медвежонок толстые. Только вот некоторые подарки и маленькие, и треугольные, и толстые. Из-за них зверята и спорят. Задача детей – распределить блоки так, чтобы спорные лежали в пересечениях хулахупов.

Путешествие

Для увлекательной игры нужно подготовить игровое поле: старт один, далее дорожка разветвляется на множество тропинок. В начале каждой тропинки должен быть изображен дорожный знак, указывающий, какой блок может по ней идти. Если проход для блока запрещен, ему придется отправиться по другой тропинке.

Игры с блоками Дьенеша в средней группе: методика работы с детьми

В средней группе дети уже знакомы с карточками-символами и могут выделять 2-3 признака предметов. Для развития логического мышления целесообразно предлагать дошкольникам составлять загадки с использованием карточек-символов.

Для этого можно воспользоваться пустой таблицей 1х3 (или специальными заготовками). Выложите в квадраты два знака, например: толстая и круглая, а в третий ребёнок должен положить соответствующую фигуру из набора — толстый круг (цвет при этом не учитывается).

Я в своей работе использую логические таблицы с блоками и играю с детьми в игру «Какой фигуры не хватает». Квадрат разделите на 9 частей, в 8 из них положите определенные значки или воспользуйтесь готовыми таблицами. Ребёнок должен понять и объяснить, какой фигуры не хватает. В квадрате может быть указан один или два признака фигурки.

Варианты игр с блоками Дьенеша в средней группе

Игра «Волшебный кубик»

Для некоторых игр могут понадобиться кубики, на гранях которых наклеены символы (и символы-отрицания, для более сложного варианта). Я изготовила 8 таких кубиков, соответствующих свойствам фигур.

На гранях первого изображены символы цвета, на втором — символы формы, на третьем — символы размера, на четвёртом — символы толщины. Остальные четыре дублируются, но на них уже символы-отрицания. Такие кубики можно использовать для классификации фигур по 1-4 признакам, выбрасывая одновременно от 1 до 4 кубиков с разными признаками. Ребёнок бросает кубик и выбирает соответствующие фигуры. Если кубиков 2, 3, 4 можно усложнять игру и выбирать фигуры с опорой на 2, 3, 4 свойства.

Игра «Магазин»

Карточки-символы — это денежки, за которые в магазине фигур можно купить то, что нужно. Например: у ребёнка карточка с символом — большая. Он может выбрать в магазине любые большие фигуры. А если на денежке знак толстая фигура, то можно купить все толстые фигуры.

Символы-отрицания в играх с блоками Дьенеша

Игры с блоками Дьенеша в средней группе во втором полугодии усложняются. Можно познакомить детей со вторым набором карточек-отрицания: те же карточки, но знаки перечеркнуты. Например: красная клякса перечеркнутая означает, что фигурка не красная. А значит она может быть синей или жёлтой. Перечеркнутый треугольник означает не треугольную фигурку (квадратную, круглую или прямоугольную).

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. Символы-отрицания можно вводить в любые знакомые игры типа «Выложи дорожку», «Логические таблицы», усложняя тем самым задачи игры.

Идей для игр может быть много, они могут соответствовать теме занятия или недели, варианты карточек каждый педагог может разработать с учётом своей группы. Для начала можете скачать архив и воспользоваться такими, как у меня.

В архив входят карточки-символы (знаки), обозначающие свойства и признаки фигуры, символы-отрицания, «Логические таблицы» для детей с разным уровнем подготовки, а так же карточки для игр «Выложи дорожку» и «Отгадай загадку» с учётом двух и трёх признаков фигуры.

Ход игры: Мы должны открыть эти замки. Замок откроется

лишь тогда, когда мы подберем ключи.

Можно усложнить задание: Замок откроется лишь тогда,

когда мы подберем ключи и найдем лишний. (Дети находят

лишний и объясняют, почему, например, все блоки желтые, а один

красный).

Дидактическая игра «Засели домик»

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать

геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете.

Развивать ориентировку в пространстве, внимание,

логическое мышление, мелкую моторику.

Материал: Набор блоков Дьенеша, 4 — этажный дом с

изображением двух признаков – цвета и формы.

Ход игры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно.

Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Необходимо найти

блоки, соответствующие данным свойствам (цвет и форма). Во время работы

детей,воспитатель задает вопросы: Какой блок здесь живет? (показывает).

Почему этот блок поселили именно сюда? (ответы детей).

Можно усложнить задание: Рассели большие толстые блоки или большие

тонкие блоки…

Игра «Приготовим компот»

Цель: Развивать умение находить блоки определенного цвета и формы.

Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику. Материал: Набор блоков Дьенеша, силуэты банок из бумаги с крышками

Материал: Набор блоков Дьенеша, силуэты банок из бумаги с крышками

разного цвета (красного, синего, желтого) и значками (круг квадрат,

треугольник, прямоугольник).

Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет

Интеллектуальные игры с блоками Дьенеша «Спешим на помощь Карлсону» в старшей группе
Интеллектуальные игры с блоками Дьенеша «Спешим на помощь Карлсону», старшая группа. Цель: Развитие логического мышления и психических функций: внимания, памяти, восприятия, речи; формирование мыслительных умений и способностей. Задачи: Образовательные задачи: 1) Упражнять в…

Фотоотчёт «Использование блоков Дьенеша в работе со старшими дошкольниками»
Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить фотоотчёт по использованию блоков Дьенеша в работе со старшими дошкольниками. Я часто в своей работе я использую игры с логическими блоками Дьенеша. Считаю, что такие игры развивают интеллект, способствуют быстрому запоминанию…

Игры с блоками Дьенеша

Блоки Дьенеша для самых маленьких (младшая группа)

Игра 1. Рассматриваем и запоминаем основные геометрические фигуры. Строим из фигур сказочных персонажей.

Конечно же, можно просто показать фигуру и сказать: «Смотри, Аня, это круг, а это квадрат…». Но запоминание такой информации будет сложным и неинтересным для ребенка. Как сделать этот процесс более продуктивным и увлекательным, как превратить обучение в игру? На помощь приходят пособия для игр с блоками Дьенеша для самых маленьких.

В них ребенку предлагается выложить из геометрических фигур какого-нибудь сказочного персонажа. По сути — провести настоящую игру.

— Аня, ты только посмотри, кто к нам идет. По извилистой тропинке возвращался еж домой. Нес поклажу он на спинке и довольный, и смешной. Ой, посмотри какие на спинке у него колючки. На какую фигуру они похожи?

— Они похожи на треугольники — отвечает Аня.

— Молодец! Колючки как настоящие треугольники. Давай сделаем ежику настоящие колючки, острые-острые. Возьмем наши треугольники и положим их вместо колючек. Только будем внимательными. У ежика есть большие и маленькие колючки, мы с тобой возьмем большие и маленькие треугольники.

— Здорово получилось!

Или вот такая история…

— Аня, посмотри, какая милая ворона с вороненком к нам сегодня прилетели. Каррр! — кричит ворона, — каррр! Улетаю на базаррр! Воронята, не деритесь! И меня в гнезде дождитесь!

— Аня, а давай мы сегодня с тобой отгадаем веселые загадки? Слушай внимательно. Первый мой вопрос простой: что пробьет туман густой? Чьи волшебные лучи освещают путь в ночи? На машине их две пары. Догадались? Это… (фары).

Это самые простые игры с логическими блоками Дьенеша. Играть в них можно уже с двух лет.

Для игр такого типа мне пригодились следующие пособия:

  • Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики»
  • Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики 2»
  • Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)
  • Блоки Дьенеша для самых маленьких 2 (2-4 года)

Сначала мы очень долго играли в игры такого типа с Аней. Блоки Дьенеша, конечно же, были незаменимыми помощниками в каждой игре. С помощью этих игр Аня отлично выучила все фигуры, полюбила их, научилась их распознавать.

Игры с блоками Дьенеша для средней группы

Игра 2. Отгадываем геометрические фигуры с помощью знаков-символов. «Расколдовываем» сказочных персонажей.

Потом мы стали играть в более сложные и серьезные игры с логическими блоками Дьенеша. От этих игр я в полном восторге! Это игры, позволяющие развивать логическое мышление ребенка.

Итак, мы стали постепенно вводить в игру знаки-символы, с помощью которых можно отгадать геометрические фигуры.

Со всеми знаками-символами Аня познакомилась достаточно быстро. Но процесс был постепенным.

Знаки-символы можно вырезать из пособия «Демонстрационный материал (для детей 2-7 лет)» или сделать самостоятельно.

Теперь Ане необходимо было не просто положить фигуру на альбом, а с помощью знаков-символов расшифровать спрятанную фигуру.

— Аня, ты только посмотри, злой волшебник заколдовал крокодила. Нам надо помочь бедняге. Волшебник оставил для нас хитрые подсказки.

Игра 3. Ищем спрятанный клад.

Для игр такого типа мне пригодились пособия:

  • «Лепим нелепицы. Серия Блоки Дьенеша с 4-х лет»
  • «Спасатели приходят на помощь. Серия Блоки Дьенеша  для старших (5-8 лет)»

Когда Аня отгадала и построила всех сказочных персонажей, мы придумали новую игру — «Найди спрятанный клад». Я выкладываю фигуры в ряд. Под одну из фигур прячу наклейку. Далее показываю Ане знаки-символы. С помощью этих знаков Аня отгадывает фигуру, поднимает ее и находит спрятанную наклейку. Восторгу нет предела!

Игры с Блоками Дьенеша для старшей группы

Игра 4. Поиск затонувшего клада.

Моей старшей дочери Маше 7 лет. Она учится в первом классе. Но и для нее логические блоки Дьенеша — отличная игра, развивающая логическое мышление и даже основы математики.

Для игры с Марией я приобрела пособие «Поиск затонувшего клада». В нем предлагается сначала решить математические примеры, а затем с помощью полученных ответов расшифровать спрятанные фигуры по знакам-символам.

Также для детей старшего возраста можно использовать пособия:

  • «Спасатели приходят на помощь. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
  • «Поиск затонувшего клада. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
  • «Праздник в стране Блоков. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»

Ход НОД:

1.- Ребята, я хочу вас познакомить с нашей гостьей. Это девочка Маше из сказки Маше и медведь.

Вы помните, что было в этой сказке? (ответы детей)

— Напекла Маше разных пирожков с вареньем, с картошкой, с творогом.

Все они получились разных размеров, разной формы,и разного цвета.

Все пирожки перепутались, и Маше не может разобраться.

— Давайте ей поможем. Пирожки с вареньем Тоня хочет оставить медведю (круглой формы)

А остальные пирожки Маше хочет отнести дедушке и бабушке.

— Поможем Маше?

Дети садятся за столы.

— У каждого в тарелочках лежат пирожки, рассмотрите их и скажите какой они формы? Размера? Цвета?

— А теперь на поднос положите все пирожки (круглой формы) для медведя.

— Какие по цвету, пирожки вы отложили для медведя?

— А какой формы они?

— Сколько у вас пирожков сосчитайте?

— Теперь положите в корзинку большие пирожки для дедушки и бабушки.

— Какие пирожки вы положили в корзинку? (большие)

— А какого цвета они? Формы?

— А какие пирожки остались у вас на тарелочках? (маленькие)

— Сколько их? Посчитайте.

— Какого они цвета? Формы?

Физминутка. Раз — мы встали, распрямились.

Два — согнулись, наклонились.

Три — руками три хлопка.

А четыре — под бока.

Пять — руками помахать.

Шесть — на место сесть опять. — А теперь положите в корзину все пирожки, кроме, круглых

— Какие пирожки вы положили? (квадратные, треугольные-

Вот эти пирожки медведь отнесёт дедушке и бабушке.

— Что сделала Маша, когда сложила пирожки в корзинку?

Правильно, она тоже села в корзинку, а сверху поставила пирожки.

Медведь посмотрел, никого нет, взял корзинку и пошёл в деревню.

Дети, скажите, кто приходил к вам в гости? Как называется сказка? Что Маша напекла? Вам понравилась сказка?

Давайте с вами вместе построим поезд, и тогда мишка не опоздает в гости к зайчику.

2.- Постройте поезд из 4 вагонов, так чтобы они располагались от самого маленького до самого большого вагончика.

— Сосчитать вагончики (спросить 2-3 детей)

— Сколько вагонов в нашем поезде?

— В наш поезд не все гости зашли, поэтому давайте к составу присоединим ещё 1 вагончик.

— Давайте сосчитаем. Сколько стало вагончиков? Счёт до5 (спросить2-3 детей)

— Какого цвета самый короткий вагончик?

— Какого цвета длинный вагончик?

— Какого цвета вагончик посередине?

— Какой по счёту жёлтый вагончик?

— Какой по счёту самый маленький вагончик?

3. Физминутка.

4. Приехал мишка Топтыжка к зайчику Степашке на день рожденья и решил подарить ему торт, но давайте поможем ему его украсить. Торт у мишки двух ярусный.

Положите перед собой большой «корж» (круг). Украсьте большой «корж» 4 маленькими красными кружками, и 3 большими квадратами.

— Сколько маленьких красных кружочков?

— Сколько больших квадратов?

— Положите перед собой маленький «корж».

— Украсьте его так. Посередине положите 1 большой жёлтый треугольник по краям маленькие квадратики.

— Сколько маленьких квадратиков?

5. А ещё мишка решил подарить и печенье зайчику, но он по дороге уронил коробку и печенье разбилось.

Давайте поможем собрать его. У вас на столе лежат коробочки, а там лежит разбитое печенье.

— Соберите его и мы подарим Степашке. (дети собирают разрезные квадраты.)

6. Ребята вы хорошие друзья. Помогли мишке Топтыжке порадовать зайчика Степашку. У них получился весёлый праздник. Давайте поздравим Степашку и поиграем с ним в хороводную игру «Каравай».

Дарят ему свои пожелания.

Дети, скажите, кто приходил к вам в гости? Как называется сказка? Что Маша напекла? Вам понравилась сказка?

Блоки Дьенеша для детей дошкольного возраста

Выглядят блоки Дьенеша как объемные геометрические объекты, напоминающие те, из которых дети обычно строят домики. Однако это не просто конструктор, а материал для целой серии развивающих и обучающих игр.

В комплекте 48 неповторяющихся форм. Каждый объект отличается от остальных хотя бы одним из 4-х параметров:

  • геометрией – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
  • окраской – красный, синий, желтый;
  • величиной – крупный, маленький;
  • объемом – толстый, тонкий.

То есть комплект состоит из 4-х групп фигур по 12 штук в каждой. Группы блоков Дьенеша позволяют организовывать множество увлекательных игр, которые учат дошкольника анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать информацию. Комплект дополнен карточками с иллюстративными, схематичными и шаблонными изображениями, а также описаниями заданий.

Готовые карточки и задания востребованы, с их помощью дошкольнику проще знакомиться с геометрическим формами. Ориентируясь по схематическому изображению, ребенок составляет картинку. Дети младшей возрастной группы кладут блоки прямо на схему. Дошкольники постарше выкладывают фигуры рядом со схематическим изображением.

Методику изобрел педагог-психолог Золтан Дьенеш. Она представляет собой занимательную игровую форму формирования у детей математического мышления. По представлению знаменитого педагога, освоение математики лишь тогда эффективно, когда ребенок не скучает. Дошкольнику сложно зафиксировать в уме информацию, когда приходится долго слушать, напрягать мозг. А игровой метод позволяет ребенку усваивать и запоминать информацию без напряжения и утомления.

Методика педагога Дьенеша развивает математическое мышление. Для разностороннего развития ребенка необходимо применять и другие обучающие методы.

Методика Дьенеша подразумевает 6 обучающих этапов, зависящих от возрастных способностей детей:

  • игра без правил – ребенок учится работать с блоками, у него формируются математические представления;
  • игра по правилам;
  • занятие со сравнительным анализом;
  • репрезентация – ребенок играет в соответствии с предлагаемыми методиками, ориентируясь на обретенные знания;
  • творческие занятия, проводимые в соответствии с логическими представлениями;
  • формализация – тот уровень занятий, при которых дошкольник уже способен делать выводы и обоснования.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector