Трудности воспитания детей: как справится с кризисом двух лет

Как помочь малышу. Советы психолога.

Обязательно запаситесь терпением, чтобы обеспечить ребёнку необходимую поддержку на данном этапе его жизни.

Спрашивайте мнение своего ребенка по семейным вопросам, советуйтесь с ним.

Радуйтесь его начинаниям, маленьким победам.

1

Очень важно обсуждать не отметки, а школьную жизнь в общем. Его друзей, хобби, времяпровождение, забавы на переменах

Чему он радуется, что его тревожит и т.д.

2. Позволяйте ему самостоятельно выбирать занятия, которым он будет посвящать свое время. Не делайте его заложником своих нереализованных желаний!

3. Показывайте свою любовь и обеспечивайте своевременную заботу. Позвольте ему упереться на вас в случае своих неудач.

Если же вы наблюдаете частые истерики у ребёнка 7 лет, негативизм, отсутствие желания учиться и вообще что-либо делать, частые простудные заболевания и любые негативные реакции, которых раньше не было — посетите с ребенком детского психолога. Никогда не старайтесь решить сложные проблемы в одиночку. Специалист поможет вам гармонично преодолеть этот непростой, но важный период в развитии ребенка без негативных последствий.

Обойти препятствие

Давай оденем носочки? Нет, не надо носков! Не стоит проявлять упрямство
вслед за ребенком. Вы, безусловно, сможете его переупрямить, но на самом
деле, подчинившись вам в этот раз, он не изменит свою позицию. Правда, если
вы будете постоянно уступать, малыш может «выйти из берегов», превратившись
в маленького тирана

Безусловно, маленькому ребенку важно проявить свою волю
и почувствовать, что именно он управляет ситуацией, но не менее важно установить
границы, чтобы он учился соизмерять свои желания с требованиями реальности.
Чтобы с честью выходить из очередной конфликтной ситуации, в которую вас
завело непримиримое упрямство малыша, вам необходимо стать мастером отвлекающих
маневров и лирических отступлений

Например, предложите его пальчикам игру
в прятки: не хотят ли они спрятаться в носочки, чтобы их никто не нашел?
Привлеките его внимание к чему-то, что вызывает у него положительные эмоции:
«Твой мишка пойдет с нами на прогулку? Ему, наверное, надо помочь собраться?»
Иногда достаточно подождать пять минут, и вновь повторить свою просьбу. Внимание
вашего ребенка будет сосредоточено уже на другом

Примените ту же стратегию,
если малыш отказывается покинуть игровую площадку: «Кто быстрее добежит до
угла вон того дома?» Это хороший способ переключить внимание ребенка на что-то
более веселое, интересное или необычное. Когда упрямый малыш начинает слушаться,
похвалите его, ведь для него это очевидное усилие.

Если Ваш ребенок не внимает просьбе сесть за стол или начать готовиться
ко сну, если между Вашими уговорами и его согласием на действия проходит
не менее четверти часа, успокойте себя тем, что это нормально в его возрасте.
Маленькому ребенку достаточно трудно незамедлительно среагировать на вашу
просьбу, особенно если он занят чем-то более интересным, чем пюре или дневной
сон. Поставьте себя на его место. Возникнет ли у Вас желание прервать разговор
с любимой подругой, ради того чтобы пойти мыть посуду? Вряд ли тот час же.
Может быть, минут через десять. Для ребенка, так же как и для Вас, переключение
с одной деятельности на другую происходит легче и не вызывает сопротивления,
если он знает об этом заранее. «Потихоньку заканчивай игру, через пятнадцать
минут мы будем обедать». Если Вы собираетесь в гости, объявите ему программу
и добавьте какие-нибудь приятные подробности: «Мы пойдем к бабушке. Она очень
хочет увидеться с тобой и угостить тебя блинчиками». Одевая малыша, расскажите
ему, как Вы будете добираться, напомните про блинчики, спросите, сколько
он сможет съесть: давай посчитаем, с медом или с вареньем? Он и не заметит,
что уже полностью одет и готов к выходу.

Безусловно, существуют вещи, в отношении которых необходимо оставаться
непоколебимой. Ребенок должен знать, что существуют запреты и правила, которые
нельзя нарушать никогда. В основном они должны касаться безопасности и быть
предельно ясными. Нельзя совать пальчики в розетку, залезать на подоконник
или вырывать ручку из маминой руки посреди проезжей части. Когда Вы просите
малыша убрать пальчики от розетки, он должен их убрать. И если он говорит
«нет», спокойно отведите его ручки от заветной цели, здесь не может быть
никаких компромиссов. Малыш наверняка постарается отстоять свои права криком
и слезами, постарайтесь не противопоставлять свою позицию его, а успокоить
и еще раз объяснить, с чем связан запрет.

Время от времени давайте малышу возможность сказать «нет», проявить волю
и выразить свои желания. Ребенок должен знать, что это именно он что-то хочет
или не хочет, и, принимая его «нет» Вы проявите уважение к его
потребностям. Почему бы не позволить малышу проявить свободу выбора там,
где это не угрожает его безопасности и здоровью? К тому же будет соблюдаться
некоторый баланс между тем, что Вы можете ему разрешить, а что нет.

За столом: «Положить тебе цветную капусту?» В момент выбора игры: «Хочешь поиграть с кубиками?» Предлагая ему лишний стакан с напитком: «Хочешь еще сока?» Поставив его перед выбором: «Какой свитер ты хочешь надеть красный
или голубой?»Предоставить выбор в проявлении чувств: «Хочешь поцеловать сестричку?»

Календарь кризисов ребёнка

Для ребёнка этот период тоже не проходит незаметно, ему тяжело найти общий язык с окружающими, у малыша происходит внутренний конфликт.

Различают несколько возрастных кризисов:

  • лактационные кризисы;
  • кризис первого года;
  • кризис второго года;
  • кризис третьего года;
  • кризис 6-8 лет;
  • переходного возраста.

Для того чтобы знать, как вести себя с малышом в определенный период жизни, необходимо знать, когда же случаются кризисные периоды. Сориентироваться поможет календарь возрастных кризисов ребёнка, он подскажет, когда ваш малыш будет особо бурно реагировать на происходящее вокруг, и когда вам стоит уделить максимум внимания своему чаду.
Давайте рассмотрим подробнее, как меняется поведение малыша в кризисные периоды и как следует себя вести родителям.

Притворные игры в развитии ребенка в 20 месяцев

Малыш любит примерять твою обувь? Пытается надеть твое пальто, шляпу или очки? Буквально примеряя твой образ, он показывает окружающим и самому себе, что осознает свое взросление и хочет быть похожим на родителей.

Также ты можешь заметить притворную игру во время взаимодействия карапуза с игрушками: он может изображать воспитателя и пытаться накормить плюшевую обезьянку бананом (роль которого играет желтый деревянный брусок). Он может укладывать игрушки под одеяло и петь им колыбельные песни. Он может целовать игрушки и одевать их.

В развитии детей в двадцать месяцев притворные игры – это отличный пример подражания родителям и признак того, что малыш учится сочувствовать.

Основные причины

Конечно же, для ребенка двух лет качественное выполнение взятых на себя задач является непосильной ношей. Ошибки и быстрое самоустранение от «важных дел» может вызвать негативную реакцию со стороны взрослых.

Для ребенка такое поведение мамы или папы является непонятным и в ответ возникает истерика, таким образом, он проявляет свою индивидуальность.

Речь двухлетнего карапуза еще не совсем четкая и понятная, поэтому ребенку не всегда удается донести до взрослых информацию о собственных потребностях.

При отсутствии понимания между двумя сторонами возникает конфликт, истерика здесь является одним из способов добиться желаемого.

Запрет на «исследовательскую деятельность» также вызывает протест у ребенка. К примеру, долгое катание на качели или разрисовка стола и обоев ручкой вызывает массу эмоций у карапуза, а вот ярко выраженная негативная реакция взрослых на эти процессы вызывает непонимание и протест маленького озорника.

Малыш не в силах понять, почему ему запрещают делать то, что приносит большое удовольствие. Поэтому ответной реакцией ребенка может быть попытка ударить или укусить «обидчика».

Кризис 2 лет у детей

Еще совсем недавно ваш малыш был ласковым и послушным, спокойно играл и занимался, а сегодня он кричит, топает ногами и устраивает истерики по любому поводу. Это может сердить и расстраивать родителей, которые не понимают – что происходит с крохой. Они не могут найти способа справиться с подобными изменениями, считая, что у ребенка дурной характер. На самом деле – это  кризис двух лет у ребенка. Не стоит думать, что ребенок ведет себя так специально, малыш сам может не осознавать, что с ним происходит. У него сформировались представления о себе, как об отдельной личности, и он начинает проверять границы дозволенного. Однако, все его психические процессы носят случайный, спонтанный характер, они не имеют четкого плана, возникают внезапно и так же быстро забываются. Дети не могут еще осознанно контролировать все свои эмоции, что приводит к вспышкам гнева и истерикам крохи, раздражительности и плаксивости. Однако, дети могут относительно длительно концентрироваться и интересоваться только интересными для них событиями или вещами. В связи с этим, детей при истериках и капризах легко отвлечь, и они забудут о своих капризах и скандалах. Если вовремя занять ребенка интересным делом, это может смягчить проявления кризисного поведения.   Сложно сказать, сколько длится кризис 2 лет у детей и насколько выраженным он будет. У некоторых детей он проходит почти незаметно, так как родители философски относятся к поведению крохи. У других кризис может затянуться на несколько месяцев и станет настоящим испытанием нервов мамы и папы. Но в любом случае – это временное явление, и если вы правильно будете себя вести – проблема скоро будет решена. Часто проявления кризиса будут выражаться в протестном поведении – на любые ваши предложения дети будут отвечать отказом. Может стать проблемой одевание, прием новой пищи, походы на улицу или по магазинам. Малыш может наотрез отказываться купаться, идти к бабушке или ложиться спать

Когда стоит пойти на поводу, а когда проявить твердость? Тут важно – насколько безопасно такое поведение ребенка и насколько оно идет в разрез с вашими планами. Если кроха лезет в розетку или пытается стянуть со стола горячий чайник – это нужно пресечь резко и твердо

Все действия, грозящие его безопасности должны жестко пресекаться. Если поведение ребенка идет в разрез с вашими планами, вы опаздываете на работу, вам нужно идти по делам, или пришло время купаться, есть или спать – нужно тоже проявить твердость и настоять на своем. Иногда это будет нелегко, но нужно дать ребенку понять – есть вещи, которым он должен строго следовать.А вот в плане прогулки, игр или занятий можно варьировать. Позвольте ребенку свободу выбора, это поможет во многом избежать конфликтов. Иногда можно добиться своего, прибегнув к хитрости, позвать на прогулку не малыша, а его любимую игрушку, а ребенка попросить помочь собраться. Можно пойти на хитрость, превратив ситуацию, где малыш капризничает в игру. А иногда стоит просто проигнорировать капризы малыша – лишившись зрителей или видя, что его приемы не действуют, он быстро потеряет интерес к капризам. И помните, через такой период проходят все дети и родители, не раздражайтесь и не нервничайте, все пройдет. 

Теги по теме:
развитиеребенок 1-3

Подростковый кризис

Подростковый кризис – некая «страшилка» для взрослых. Они боятся этого периода и прогнозируют проблемы и трудности связанные с взрослением детей. В это время родители чаще обычного чувствуют себя беспомощными. Кроме того, что это личностный кризис ребенка, это еще и противостояние поколений. Родители сравнивают себя со своими детьми и видят, что в их детстве многое было по-другому. Это несоответствие поднимает много чувств у родителей, часто это возмущение и раздражение поведением чада. Эмоциональное противостояние «отцов и детей» выливается в конфликты и скандалы. Некоторые подростки замыкаются в себе, становятся скрытными. Это тоже беспокоит родителей. Что бы ни делал подросток, родители чаще всего недовольны им. Время протекания сложного периода очень разное. Ситуация может быть очень острой и в 9-11 лет, и в 15-17 лет, хотя принято считать подростками детей 12-14 лет.

Случай из практики.

В семье сложные взаимоотношения между родителями, однако, оба они обеспокоены эмоциональным состоянием сына 13 лет. Мальчик два раза менял школу и место жительства, на момент обращения учился сносно, но без желания, домашние задания выполнял под принуждением. Друзей мало, конфликтные отношения с одноклассниками, дома ребенок отгораживался от родителей, разговаривал с ними очень мало. Взрослые видели моральное неблагополучие сына, но не понимали, как ему помочь. Обратившись к психологу, им удалось наладить контакт с ребенком. Мальчик стал более открыт и заинтересован в общении с родителями, в школе почувствовал себя более комфортно и спокойно, изменился общий фон настроения ребенка.

***

Конечно, любая кризисная ситуация, всегда усложняет жизнь. Грамотное поведение родителей в кризисный период развития ребенка, зачастую, помогает предотвратить затяжной характер wxe cпроблем. Взрослые, чувствующие и понимающие внутреннюю жизнь своих детей, помогают им преодолеть сложности, и стимулируют подъем на новую ступень. Родители, испытывающие трудности, в эти периоды могут получить реальную помощь от психолога, если обращаются и готовы к совместной работе.

Не стоит поддаваться гневу

Наверное, нет ни одного человека, который бы не гневался, не возбуждался и не ругал своего ребенка. Всегда можно найти причину быть недовольным малышом, и при этом очень часто хочется, не вникая в суть ситуации, просто выпустить пар. Сбросив адреналин, мы обычно чувствуем внутреннее облегчение и даже иногда добиваемся послушания. Но это только в первые минуты. Дальше мы начинаем мучиться и переживать, что не сдержались и выплеснули свое недовольство на ребенка. Чтобы избавиться от этого неприятного ощущения, мы начинаем заискивать перед малышом, становимся в чем-то снисходительными, пока не накопится очередная чаша гнева. При этом малыш теряется, и все его внутренние ориентиры ломаются. Ему трудно предугадать, что будет в следующую минуту. Физическое наказание или крик не приносят пользы, так как снимают с «наказанного» чувство вины и препятствуют ее осознанию. Одновременно закрепляется искаженная информация о том, как нужно вести себя, если ты раздражен. Постепенно дети привыкают к таким формам поведения и воспринимают их как допустимые. Поэтому у «взрывных» родителей дети часто имеют невыдержанный характер и склонность к ругани друг с другом.

Причины воспаления аденоидов у детей

Аденоидам наиболее подвержены дети от 3 до 7 лет. Именно на этот возраст приходится адаптация к большим коллективам в детском саду, школе. Основной причиной воспаления глоточной миндалины является недостаточная сформированность ребенка, малая эффективность местного и общего иммунитета. Отсюда произрастает неустойчивость организма к обилию вирусных инфекций, частой простуде, ОРВИ, способствующих разрастанию аденоидов1.

Помимо этого, детская носоглотка является домом для целого роя бактерий, всевозможных видов стрептококков, стафилококков1. Здоровый иммунитет сдерживает их, поэтому они живут в симбиозе с организмом. Но ослабленный иммунитет позволяет им атаковать глоточную миндалину. Вдобавок иммунитет начинает пропускать бактерии извне.

Дополнительными причинами воспаления являются2:

  • Травмы носоглотки
  • Неблагоприятные внешние условия: обилие пыли, плохая экология
  • Ослабленная щитовидная железа

Как пережить кризис двух лет: советы психолога

Как и взрослому человеку, ребенку нужно выплеснуть свой негатив, но делать это нужно безопасными во всех смыслах этого слова методами. Вот к примеру:

  1. Завести в квартире «уголочек злости», где маленькое сокровище может позлиться и покричать вволю. Аналогичную роль может сыграть «мешочек злости», «подушка гнева» или ненужная стопка газет. Так с самых малых лет можно приучить ребенка выражать свои негативные эмоции, не причиняя вреда окружающим и не накапливая его внутри себя.
  2. Иногда родителям приходится прибегать к ролевым играм: драка подушками, плюшевыми мишками или сражение двух роботов. Предложите малышу варианты разрешения спорного конфликта: путем атаки, компромисса или просто нейтралитета. Такая игра отлично снимает напряжение, а ребенок неосознанно учится видеть исход спорной ситуации.

Еще один способ убрать злость во время кризиса 2 лет – это поговорить с ребенком о его чувствах. Он должен доверять родителям и всегда быть уверенным, что найдет в их лице поддержку, даже если в чем-то не прав. Если на все его капризы все же последовал отказ, то он должен быть твердым и спокойным.

Вот еще несколько советов от сайта supermams.ru, как преодолеть кризис двух лет, сохранив нервы себе и ребенку:

  1. Не посещайте общественные места, заведомо зная, что ребенку там будет неинтересно или он там быстро переутомляется.
  2. Определите в семье четкие границы дозволенного: все родственники беспрекословно должны следовать этим правилам.
  3. Любой отказ со стороны родителей должен быть обоснован.
  4. Ребенок не должен все время слышать только слово «нет»: иногда родители должны идти на уступки, чтобы процесс познания окружающего мира не был сильно ограничен.
  5. Ни в коем случае нельзя выплескивать свои негативные эмоции при ребенке. Часто данный этап проходит очень болезненно, когда родители находятся в постоянном конфликте и оскорбляют друг друга.
  6. Если истерика все же достигла своей кульминации, не отталкивайте капризулю: обнимите его, успокойте, отведите в спокойное место.

Если ребенок во время истерики наносит себе и другим травмы, падает в обморок, начинает задыхаться, у него наблюдается рвота – это серьезный повод для обращения в медицинское учреждение.

А вот этого делать нельзя ни при каких условиях: кричать на ребенка, угрожать ему, унижать, требовать немедленно успокоиться, и уж тем более устраивать публичное наказание. Тогда вы не только потеряете свой авторитет в глазах ребенка и его доверие, но и получите неуверенного в себе и своих возможностях индивида.

Взрослеющий ребенок, пытающийся диктовать миру свои условия – это сложный и одновременно удивительный этап в жизни каждой нормальной семьи

И сейчас важно не противодействовать, а помочь ему уверенно перешагнуть этот рубеж, понимая важность его самостоятельных решений

Поделись полезным:

Функциональная диарея, понос хронического типа и острый

Пищеварительная система маленького ребёнка предрасположена к появлениям расстройств желудка острого характера и быстрому развитию различных осложнений поноса, приводящих к любым негативным последствиям, а также к обезвоживанию.

Понос может возникать на фоне вирусных либо бактериальных факторов. Также понос может стать следствием продолжительного лечения ребёнка антибиотиками. В такой ситуации понос относится к категории острых.

Продолжительность поноса — около месяца, — говорит о хроническом характере недуга.

К функциональной диареи можно отнести понос, при наличии которого не нарушается состояние малыша, а также его физическое развитие. Но и при таком виде поноса рекомендуется тщательно наблюдать за проявлением симптомов обезвоживания.

признаки поноса у ребенка

Как правило, острое проявление поноса без повышения температуры тела ребёнка говорит о наличии каких-либо кишечных заболеваниях или вирусных инфекций. При остром поносе следует обратиться ко врачу. При этом ребёнок должен получать питьё в больших количествах, а также растворы с глюкозой и солью.

Наличие хронического поноса свидетельствует о проблемах с моторикой кишечника.

Свобода выбора

Ребенок, как и любой человек, должен иметь право делать свой выбор. В кризисный период, в 2-3 года, у малыша начинают формироваться волевые качества, для нормального становления которых ему необходимо осознавать и понимать свою самостоятельность в моменты, когда он принимает решение сам. Если отказывать ребенку в возможности выбора, можно нарушить развитие целеустремленной и уверенной в себе личности.
Но полная свобода, предоставляемая двухлетнему ребенку, тоже не является наилучшим выходом. Идеальным вариантом будет предоставление малышу свободы выбора при помощи вопросов с уловками. К примеру, можно дать ему выбрать, на какую площадку идти гулять, какую сейчас взять с собой лопатку: маленькую или побольше.
Какие еще имеются особенности кризиса двухлетнего возраста?

Как бороться с истериками?

Истерики лучше научиться предотвращать, тем более сделать это намного проще, чем прекратить их. Ниже приведено несколько дельных советов:

  1. Можно прибегнуть к уговорам, и постараться доступно объяснить причины, по которым нельзя выполнить его требования.
  2. Переключение внимания. Отвлечь малыша или занять чем-то другим очень часто помогает выйти из трудной ситуации.
  3. Согласие. Если то, что требует ребенок безопасно для него и его здоровья, и не способно нанести вред окружающим, то родители могут согласиться исполнить желание крохи.

Однако стремиться к абсолютному послушанию, только для того, чтобы ребенок был послушным, вряд ли стоит. В тех случаях, когда предупредить истерику не удалось, и она все же началась, необходимо дать ребенку успокоится, при этом самим оставаться спокойными. Лучше всего не трогать кроху и на время оставить его в одиночестве. Таким образом, можно показать своему чаду, что такой метод не будет иметь успеха и ни к чему не приведет. Оставшись один, малыш быстрее прекратит крики и займется чем-то более увлекательным, а может сам выйдет на контакт с родителями.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: как реагировать на ночные истерики у ребенка 2-х лет по мнению Комаровского?

Если ребенок продолжает истерить достаточно долго, стоит снова попробовать успокоить и пожалеть его или отвлечь внимание

Важно из-за припадка не уступить малышу и не сделать так, как он хочет. Надо оставаться последовательными, мудрыми и справедливыми при принятии решений – это верный способ справиться с истерическим крохой

Надо оставаться последовательными, мудрыми и справедливыми при принятии решений – это верный способ справиться с истерическим крохой.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: что делать, если у ребенка приступ истерики?

Физическое развитие: крупная и мелкая моторика

От 2 до 3 лет ребенок закрепляет двигательные навыки, с которыми он знакомился постепенно с того момента, как пошел. Теперь он оттачивает свое мастерство управления телом и конечностями, развивает ловкость, повышает скорость и точность выполнения движений.

Крупномоторные навыки

  • Ребенок хорошо ходит, бегает, прыгает на двух ногах, приседает и сидит на корточках, кувыркается, поднимается и ходит на цыпочках, перешагивает через препятствия и проползает под ними, уверенно спрыгивает с небольшой высоты, залезает на шведскую стенку, недолго балансирует и прыгает на одной ноге, может пройти по наклонной доске, стоя подбирает предметы, поднимается, не теряя равновесия, вверх по лестнице чередующимися шагами, в 2 года самостоятельно преодолевает лестничные спуски и подъемы, к 3 годам — не держась за перила, танцует, хорошо повторяя движения и чувствуя ритм.
  • Ловит мяч двумя руками, при броске попадает в цель (кольцо, корзина), перебрасывает его через препятствия, бьет ногой по мячу, не теряя равновесия, осваивает трехколесный велосипед, самокат, приобретает первые навыки плавания, катания на коньках и лыжах.
  • Выполняет одновременно несколько действий: поет, хлопает в ладоши, кружится, пританцовывает.

Мелкомоторные навыки

  • Ребенок хорошо оперирует маленькими и тонкими предметами: умеет держать карандаш, ручку, фломастер пятью или четырьмя пальцами (к возрасту 3 лет — тремя пальцами) и рисует ими простые линии и формы, проводит прямую линию, копирует круг, лепит из пластилина, нанизывает бусы на шнурок, листает книгу постранично, хорошо управляет указательными пальцами обеих рук, начинает осваивать ножницы.
  • Собирает пирамидку из восьми элементов, соблюдая размерность, строит башню из восьми кубиков, складывает сюжетные конструкции из кубиков (дом, мост, паровоз).
  • Расстегивает и застегивает пуговицы и молнии, липучки на одежде, пытается завязывать шнурки на ботинках; меняет одежду на кукле; осваивает кнопки на телефоне и клавиатуру компьютера; ловко управляется с ложкой, зубной щеткой, расческой.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector