Как повысить самооценку ребенку?
Содержание:
- Как повысить самооценку у неуверенных в себе детей?
- Виды самооценки у ребенка
- Особенности восприятия мира в зависимости от темперамента ребенка
- Как повысить самооценку ребенку: советы психолога
- Зависимость от общественного мнения – фактор, разрушающий личность: побеждаем неуверенность в себе
- Сравнивать ребенка только с ним самим (с его предыдущими результатами)
- Самооценка: какой она бывает
- Повышаем самооценку с помощью упражнений
- Полезные советы родителям
- Тесты и игры
- Психологический тест «Лестница самооценки» для детей — как провести?
- Хорошие книги, чтобы поднять свою самооценку
- Приемы для повышения самооценки
- Если хвалить, то правильно
- Последствия низкого самовосприятия в юношеском возрасте
- Когда и как формируется самооценка у детей?
- Быть на стороне подростка: что это значит?
- Развитие талантов и умственных способностей, поиск новых знакомств и возможностей
- Полезные советы родителям
Как повысить самооценку у неуверенных в себе детей?
С тех пор как я осознала свои ошибки и стала налаживать отношения со старшей дочерью, меня мучил один вопрос: а что если все, что я сейчас делаю, – уже бесполезно? Что, если все мои окрики, критика и невнимание первых лет ее жизни уже сделали свое черное дело, и она так и останется неуверенным ребенком?
Ни одна книга по детской психологии меня в этом вопросе не поддерживала: везде говорилось, что первые годы являются самыми важными для вырабатывания и укрепления уверенности в себе и доверительных отношений с родителями и миром.
Выходит, если я опомнилась слишком поздно, то ничего уже исправить нельзя, какой бы вовлеченной, сочувствующей и мягкой я ни стала?
Именно в момент этих яростных моих самокопаний у Киры в школе начались проблемы: она все чаще приходила домой грустная. Выяснилось, что она крепко подружилась с одноклассницей, которая вдруг стала ее гнобить. Это не было школьной травлей, скорее, классические унизительные близкие отношения. Вот девочки играют в настольную игру, Кира проигрывает. Бывает.
Но вдруг подружка говорит: «Кира, ты так плохо играешь, а я болею только за тех, кто выигрывает». Встает и отодвигается от нее. На следующий день они играют в куклы, у Киры хорошее настроение, она начинает петь. Подружка тут же изрекает: «Замолчи! Я не могу это слушать, ты ужасно поешь!» Эта подруга вполне симпатичная и умная, вежливая девочка из хорошей семьи, могла в один день играть с Кирой на каждой перемене, а на другой день демонстративно ее игнорировать.
Почти каждый день моя дочь жаловалась и страдала, а также постоянно рассказывала, какой неуклюжей и тупой она чувствует себя рядом с этой подружкой и как ей хочется добиться от нее похвалы.
Меня же разрывало на части: я чувствовала себя страшно виноватой, ведь в подобные отношения может попасть лишь человек с крайне низкой самооценкой.
А от чего зависит детская самооценка? Понятное дело: в первую очередь от отношений дома. Орала на ребенка, критиковала, не принимала в расчет ее мнение и чувства – вот, получи.
Я решила попробовать повысить самооценку дочери экспресс-методом. И стала ее постоянно и много хвалить. Словно пытаясь восполнить все упущенное на критику время, я стала просто-таки петь соловьем: умница, красавица, как прекрасно ты делаешь и то и се, да ты гораздо лучше всех этих злобных подружек! Однако никакого эффекта это не дало.
Кира продолжала ощущать себя глупой и никчемной и все так же страдала от критики и пыталась выслужиться, добиваясь похвалы. Я давно перестала повышать голос, стала проводить с ней почти все свободное время, справилась с ее ревностью к младшей сестре (и они стали одной прекрасной командой), обстановка дома была спокойная — без ссор, криков и скандалов. Но Кира продолжала быть неуверенным ребенком, зависимым от чужого мнения.
Если вы постоянно чувствуете усталость, избавьтесь от этих 5 привычек
На нужный лад меня настроила книга о школе Саммерхилл — это британская частная школа, исповедующая принципы демократического образования.
Ее основатель Александр Нилл довольно подробно описал свой преподавательский путь и рассказал, как именно он общался со своими учениками. В Саммерхилл, как правило, отправляли учиться «трудных» детей – тех, с кем не могли справиться родители и обычные школы. Причем воспитанники Саммерхилла были детьми из зажиточных и образованных семей – обучение там стоило больших денег.
Я читала и понимала: все можно исправить, нужно просто пересмотреть свое поведение и принципы общения с дочерью. Нилл описывал тяжелейшие случаи: к нему отправляли детей-поджигателей и драчунов, одни были склонны мучить котят, другие месяцами не хотели мыться, третьи были патологические вруны, четвертые – воры, из кого-то постоянными розгами напрочь выбили желание учиться.
За всю историю существования школы Нилл помнит лишь два или три случая, когда ему не удалось помочь. Все остальные дети у него непременно становились спокойными, счастливыми и уверенными (конечно, если их родители впоследствии также были готовы пересмотреть свои методы воспитания).
По сути, все, что делал Александр Нилл в Саммерхилле, описано у Юлии Гиппенрейтер, Людмилы Петрановской и еще в десятках классических книг по детской психологии: полное принятие, стопроцентное доверие, мягкая, но четкая постановка границ, контроль раздражения и обидной критики, заслуженная похвала, свобода выбора, позитивное мышление. Всего этого мне катастрофически не хватало, и я решила начать понемногу вырабатывать в себе эти линии поведения.
Виды самооценки у ребенка
Как и взрослых, у детей самооценка бывает здоровой или неадекватной: завышенной или заниженной. К. Мрук дополнительно выделяет защитные формы самовосприятия. Они возникают в случае, когда один из компонентов становления самооценки (ценность, компетентность) недостаточно развит или отсутствует:
- Первый тип проявляется в виде удовлетворенности собой при незначительных жизненных достижениях. Уровень притязаний при этом искусственно занижается, чтобы избежать переживания своей несостоятельности при возможном поражении. Так, ребенок может говорить, что ему неинтересно какое-то занятие, в то время как он просто боится потерпеть неудачу в новом деле.
- Второй тип характеризуется развитием максимально высокого уровня компетентности, чтобы компенсировать ощущение своей недостойности. Отсюда часто берут истоки синдром отличника у детей и трудоголизм у взрослых.
Синдром отличника как проявление заниженной самооценки
Особенности восприятия мира в зависимости от темперамента ребенка
Подростковый возраст начинается в 11 и длится до 15 лет. Именно на этом этапе ребенок переходит от детства к зрелости. Этот период еще называют «критическим», потому что происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации и биологической зрелости юношей и девушек. Индивидуальной особенностью несовершеннолетнего, как и других индивидов, является темперамент. Именно он часто влияет на то, как подросток воспринимает все, что с ним происходит. Черты темперамента заложены в человеке на генетическом уровне, и сильно их видоизменить нельзя. Как поднять самооценку и уверенность подростку? В этом могут помочь следующие сведения:
- Сангвиники в подростковый период обладают повышенной активностью, энергичные, работоспособные, легко принимаются за новые дела. Таких детей «сложно выбить из седла».
- Холерики очень активные, несдержанные, вспыльчивые, нетерпеливые. Иногда они впадают в крайность, их самооценка то падает, то поднимается.
- Флегматики менее чувствительны и эмоциональны. Они редко смеются и остаются спокойными при неприятностях. Флегматики более уверенны в себе. Терпеливость и выдержка помогают им обладать собой.
- С меланхоликами дела обстоят труднее всего. У них высокая чувствительность и большая инертность. Это часто ведет к слезам, обидчивости. У меланхоликов часто проявляется неуверенность в себе.
В подростковом возрасте складываются и закрепляются черты характера
Очень важно, чтобы ребенок правильно воспринимал все, что с ним происходит. Поэтому очень важно следить за уровнем самооценки подростков
Как повысить самооценку ребенку: советы психолога
При наличии проблем нужна немедленная помощь. В первую очередь от родителей. Существует несколько ответов на вопрос, как поднять самооценку подростку или дошкольнику.
Безусловное принятие
Ребёнок должен понимать и чувствовать то, что его любят таким – даже неуверенным в своих силах, чрезмерно чувствительным, боящимся начать какое-либо дело. Если родитель открыто проявляет свою любовь, то подростку будет проще переживать неудачи, справляться с тревожностью, разочарованием.
Развитие сильных стороны
Принятие недостатков вовсе не означает того, что не нужна дальнейшая работа с ребёнком по повышению его самооценки. Специалисты советуют развивать сильные стороны личности и реализовывать заложенный природой потенциал. К примеру, ребёнок может интересоваться плаванием, написанием статей, музыкой.
Конечно, занятие любым видом деятельности не означает, что у подростка или дошкольника автоматически повысится самооценка
Тут важно не то, насколько выдающимися будут успехи, а то, что успехи вообще будут. Проще говоря, ребёнка нужно поместить в ситуацию постоянной успешности, когда он осознает свои возможности и силы.
Частая похвала
Неуверенного в себе ребёнка нужно хвалить не просто за успех, а даже за любое усилие на пути к успеху. В этом случае формируется положительный образ самого себя. К тому же похвала мотивирует детей на поступки и свершения. Следовательно, повышается вероятность того, что подросток в дальнейшем будет ориентироваться в своей деятельности не на избегание неудач, а на достижение цели.
Не бойтесь, что вы перехвалите ребёнка. Дети с очень низкой самооценкой часто стесняются добрых слов в свой адрес, начинают выискивать второе дно, ожидая подвоха даже со стороны близких людей. Избавиться от подобной черты личности поможет именно постоянная похвала. Критика возможна, но в мягкой форме и без негатива.
Когда у ребёнка сформируется положительный образ самого себя, можно переходить к похвале за конкретные достижения. Одновременно с этим не нужно хвалить из жалости, дети очень тонко чувствуют родительскую неискренность. Уверена, каждого малыша и подростка есть реальные достоинства.
Нет наказаниям
Как повысить самооценку подростку, которого постоянно наказывают? Правильный ответ – никак. Специалисты уверены в том, что похвала полезна, а частые наказания – вредны. Объяснение этому феномену простое: негативные эмоции человек переживает гораздо острее, чем положительные. А у чувствительных детей острота переживаний увеличивается в разы. Поэтому лучше обойтись без строгих выговоров, а наказания заменить другими мерами дисциплинарного воздействия.
Самостоятельность
Не стоит чрезмерно опекать неуверенного ребёнка. Пусть у него будет возможность своими силами справляться с поручениями, задачами, преодолевать трудности, решать проблемы. На практике это означает следующее: не нужно бросаться на помощь по первому крику. Пусть дошкольник или подросток пробует, пытается, а вы поддерживайте его, отмечайте малейшие успехи, хвалите за старания.
Социализация
Ребёнку нужно больше общаться с ровесниками, чтобы успешнее социализироваться. Конечно, это не означает, что следует «насильно» знакомить его с детьми соседей, приятелями по песочнице и т.д. Просто необходимо чаще «выходить в люди», интересоваться тем, с кем дружит подросток. Пусть у неуверенного в себе подростка будет мало друзей, зато это те люди, с кем ему комфортно в психологическом плане.
Проверка собственных ожиданий
Если ничего не помогает или вы не знаете, с чего начать, проанализируйте собственные ожидания от ребёнка. Возможно, он учится в классе с углублённым изучением предметов, которые он не любит или не понимает? Может, подросток одновременно занимается сразу в нескольких кружках и секциях? И низкая самооценка в данном случае обусловлена тем, что родительские ожидания не соответствуют его возможностям. Нужно снизить планку требований и принять ребёнка таким, какой он есть.
Зависимость от общественного мнения – фактор, разрушающий личность: побеждаем неуверенность в себе
Людям всегда было важно мнение окружающих. Раньше они старались наряжаться, выделиться, чтобы подчеркнуть свой статус, сейчас все гораздо сложнее
Социальные сети вынуждают нас смотреть на то, как живут другие. И нам кажется, что живут они гораздо лучше нас. Поэтому люди будто соревнуются в картинках жизни: еда, отдых, семья, отношения, путешествия.
Мы не хотим ударить в грязь лицом и начинаем создавать красивую картинку, гнаться за образом. В итоге стараемся казаться, а не быть.
И все эти действия связаны с общественным мнением. Мы хотим, чтобы другие видели, что мы не хуже, мы такие же (а может даже лучше). Но так ли это? Приносит ли это счастье и удовлетворение?
Зачастую нет, ведь всегда найдутся те, кто лучше и те, кто хуже.
Как справиться с зависимостью от чужого мнения:
- Надо признать: никому нет дела до чужой жизни. В основном всё, что мы делаем, мы делаем, чтобы доказать свою значимость или успешность в первую очередь именно себе. Каждый человек занят своими делами.
- Во-вторых, успешные люди чаще вызывают зависть и негативные эмоции, чем положительные. Так устроены люди.
- Не бойся чужого мнения. Хочешь отказаться от похода на корпоратив, но боишься обидеть людей? Грустная (а может и не очень) правда: коллегам, скорее всего, будет все равно.
Оставайся верной себе и своим интересам. Делай то, что считаешь нужным, и что доставляет тебе комфорт.
Сравнивать ребенка только с ним самим (с его предыдущими результатами)
Отсутствие сравнения в раннем и школьном детстве способствует возникновению у ребенка адекватной самооценки. Заниженная, как и завышенная самооценка, адекватными не являются. Да, мы все разные, и кто-то лучше другого в чем-то, но это не значит, что этот кто-то лучше тебя как личность.
Если мы говорим о повышении самооценки у детей, значит подразумеваем, что она занижена (то есть неадекватна), и ее необходимо вернуть на прежний, адекватный уровень. В большинстве случаев заниженная самооценка у ребенка — следствие частого сравнения, приведения в пример других детей. Ребенок в этом слышит не «тянись к Пете, я знаю ты можешь» (что, я надеюсь, подразумевают родители), а «Петя вон хороший, а ты — ну так себе», «как Петиным родителям повезло, что он у них родился, а я… ну что ж…
Самооценка: какой она бывает
Самооценку условно можно разделить на заниженную, завышенную и здоровую (нормальную).
Заниженная самооценка характеризуется тем, что человек видит только свои недостатки и постоянно себя критикует. На эмоциональном уровне это приводит к тому, что он регулярно испытывает стыд или чувство вины. Сюда же можно отнести и ненависть к себе.
Завышенная самооценка – это концентрация только на своих плюсах и достоинствах. Человек словно купается в них и не замечает минусов. Он одержим любовью к себе. Такая самооценка чаще всего встречается при нарциссическом расстройстве.
Здоровая самооценка – это состояние, при котором человек видит и знает свои плюсы и минусы. Это приводит к тому, что восприятия себя становится объективным и рациональным. Такой человек способен принимать и любить себя независимо от обстоятельств.
Пониженная самооценка: 2 вида
- Ненависть к себе, которая характеризуется конкретными негативными убеждениями. Человек называет себя определенными словами, например, ничтожеством, или считает себя ужасным. Иногда такая ненависть имеет конкретную историю, например, из детства, когда человека называли конкретно этими словами, унижали и чрезмерно критиковали.
- нехватка позитивных представлений о себе. Такой человек почти ничего не знает о себе, он не знает, что в нем есть хорошего, какими качествами он обладает, не может объективно увидеть свои сильные стороны.
Повышаем самооценку с помощью упражнений
Специальные методики позволяют снизить тревожность, уровень страха, неуверенность у детей. Как ребенку повысить самооценку с помощью практик, рассказывают психологи: они используют упражнение «Копилка достижений», которое легко выполнить и дома. Его суть — дать возможность самому ребенку и родителям увидеть достижения и успех. Часто в бытовых ситуациях взрослые не замечают хороших поступков детей, а лишь указывают на недостатки и ошибки. Как результат, у маленького человека формируется комплекс неполноценности, навязанное мнение о своей неспособности. Это легко исправить с помощью данной методики.
- Родители вместе с ребенком делают сундучок достижений. Это может быть любая подходящая коробка. Ее необходимо красиво украсить, задекорировать вместе с малышом.
- Следующий шаг — дать малышу указание: все его успехи за каждый день, пусть даже самые маленькие, записывать на листок бумаги. Например, прочитал книгу, выучил стих, нарисовал рисунок, покормил рыбок, помог другу и т. д.
- Все записанные достижения складываются в сундучок (коробку).
- Раз в месяц или в любое свободное время родители вместе с малышом должны проверять и пересматривать достижения в коробке. Хорошо, если дополнительно будет формироваться стимул усовершенствовать успех.
Такое упражнение позволит ребенку научиться замечать и ценить свои достижения, радоваться им. Вместе с этим возрастет уверенность в себе и сформируется мысль о значимости.
Полезное видео о том, как поднять самооценку у ребенка, подготовил психолог Дмитрий Карпачов.
Полезные советы родителям
Для того чтобы дошкольник адекватно оценивал собственные способности, родители должны придерживаться следующих правил:
- Нельзя проводить сравнения Распространенная ошибка семьи — проводить аналогию между детьми. «Посмотри, Вася прекрасно учится», «Катя дома убирает, ты — разбрасываешь вещи». Подобные замечания развивают чувство неуверенности, ущербности. Нужно замечать сильные стороны крохи, подчеркивать их. Например, «Вася отлично знает математику, ты — русский язык», «Катя убирает, а ты замечательно моешь посуду».
- Нужно реально оценивать достижения Чрезмерная похвала способна привить ребятам зависимость от оценки. Критикуя, можно развить комплекс неполноценностей личности. Нельзя занижать способности, но и нельзя их завышать.
- Принятие границ малыша Под этим определением понимается широкий спектр особенностей личности. Родители должны уважать чувства, мысли собственного чада, бережно относиться к игрушкам, иной собственности. Принимать друзей, интересы, увлечения. Следует понимать — малыш может иметь плохое настроение, быть злым, расстроенным. Уважительное отношение родителей способствует формированию адекватной самооценки дошкольников.
- Быть примером Дети старшего дошкольного возраста выбирают идеал — маму или папу. Ребята отмечают, как родители относятся сами к себе. Считает мама себя красивой? Уважительно разговаривает папа? Дети сразу замечают внутренние проблемы взрослых, заимствуют, повторяют особенности поведения родственников, считая их правильными. Членам семьи рекомендуется заниматься самоанализом, выполнять обещания, заботиться, делиться достижениями. Внутри семьи формируются основные ценности, которые перенимает дитя. Кроме собственной деятельности дошкольника, самооценку формируют поступки, разговоры, действия родителей. Данные факторы влияют на успешное развитие личности, эффективность построения взаимоотношений, подражание положительным примерам.
Тесты и игры
Хотите выяснить тип самооценки вашего ребёнка? Воспользуйтесь тестом «Лесенка». Его можно применять для диагностики детей с 3-х лет.
Тест «Лесенка». Нужно нарисовать на бумаге лесенку из 10 ступенек. Покажите её ребёнку и объясните, что внизу стоят самые неудачливые, завистливые, сердитые, плаксивые дети, на ступеньке повыше — чуть получше, не третьей ступеньке — ещё немного лучше и т. д. А на самом верху стоят самые-самые лучшие ребята: умные, весёлые, талантливые, добрые девочки и мальчики. Уточните, понял ли ребёнок расположение ступеней. После этого спросите: на какую ступеньку он сам себя поставит? Пусть малыш отметит ступеньку, сделав символический рисунок себя. Теперь можно делать выводы.
Если ребёнок себя поставил на первую, вторую или третью ступеньку — у него явно заниженная самооценка. Размещение от 4-й до 7-й ступеньки говорит о средней (то есть адекватной) самооценке. А если ваш ребёнок стоит на восьмой, девятой или десятой ступеньке — то это свидетельствует о завышенной самооценке.
Помогите ребёнку овладеть эффективными коммуникативными техниками, правильными поведенческими реакциями, которые можно будет использовать в настоящей жизни.
Для коррекции и поддержания адекватного уровня самооценки ребёнка создана специальная игра «Ситуации».
Игра «Ситуации». Опишите ребёнку несколько ситуаций, которые он должен соотнести со своим поведением. Роли других персонажей возьмите на себя. Например:
- Ты принимал участие в спортивных соревнованиях и победил, а твой друг оказался в конце списка. Он очень огорчился. Как ты его будешь успокаивать?
- Папа принёс 3 яблока: тебе и брату (сестре). Как будешь делить? Почему?
- Ребята во дворе играют в увлекательную игру, а ты немного опоздал на неё. Попроси, чтобы тебя взяли в игру. Как поступишь, если тебя не примут?
Эта игра помогает овладеть эффективными коммуникативными техниками, правильными поведенческими реакциями, которые можно будет использовать в настоящей жизни.
Психологический тест «Лестница самооценки» для детей — как провести?
Прежде чем понять, как воспитать ребенка уверенным в себе, важно разобрать и в том, на каком уровне у него находится самооценка. Помочь разобраться в этом поможет очень простой психологический тест «Лестница самооценки»
Итак, на листке бумаги нарисуйте десять ступенек и попросите ребенка указать, где он находится:
Использовать тест можно для детей с трех лет.
Ребенку обязательно объясните, что на самых низких ступеньках стоят плохие детки (злые и жадные), а на второй — получше. На самой верхней ступени находятся дети, которые делают все лучше всех.
Главное, чтобы ребенок вас правильно понял. Поэтому, когда вы расскажете, то переспросите, что ему понятно. Ну а потом уже попросите поставить себя на ту или иную ступеньку.
Соответственно, чем ниже ребенок себя ставит, тем ниже самооценка. Однако, ступени 4-7 считаются нормой. То есть, ваш ребенок обладает адекватной самооценкой.
Для детей завышенной самооценкой считается оценка от седьмой ступени, но при этом, для самых маленьких об этом можно говорить, если они ставят себя на самую верхнюю ступень.
Хорошие книги, чтобы поднять свою самооценку
- «Как избавиться от комплекса жертвы», Уэйн Дайер. Книга с практическими примерами, методами и советами поможет дать отпор манипуляторам. Автор уверен, что быть жертвой или не быть – личный выбор каждого.
- «Заставь его замолчать. Как победить внутреннего критика и начать действовать», Дэнни Грегори. Книга о том, как перестать обесценивать себя и все свои достижения.
- «А я тебя «нет». Как не бояться отказов и идти напролом к своей цели», Джиа Джианг. Любые отказы воспринимаются болезненно, на свой счет и сильно бьют по самооценке. Автор решил побороть страх отказов, а что из этого вышло можно узнать, прочитав книгу.
Приемы для повышения самооценки
Несложные приемы помогут поднять ребенку самооценку и почувствовать уверенность в себе.
Советуйтесь
Принимая любое решение, всегда спрашивайте совета у ребенка. Это поможет ему понять свою значимость и поднимет самооценку. Однако в данном случае есть одно «но». Даже если ваше мнение расходится с пожеланиями малыша, старайтесь следовать его рекомендациям. Иначе эффект от этого приема будет полностью противоположенный – вы разовьете массу комплексов и страхов. И в следующий раз вам попросту побоятся высказать свои мысли.
Просите помощи
Сын отлично справится со сломанной табуреткой, дочка – зашьет оторвавшуюся от блузки пуговицу. Не пытайтесь сделать все сами, просите помощи у своих детей. При этом относитесь к ним как к равным и не требуйте немедленного выполнения своих прихотей. Обязанности (уборка, мытье посуды, чистка картофеля) – это совершенно другое, их младшие члены семьи должны выполнять беспрекословно.
Изображайте слабость
Взвалив все на себя, родители растят тепличных детей. В будущем, став взрослыми, многие из них даже суп приготовить не могут. И это не говоря о более серьезных задачах. Любая работа будет вызвать уныние. Ведь раньше за них все делали окружающие – бабушки, мамы, друзья. Во взрослой жизни люди должны уметь отвечать сами за себя.
Вы можете попросить поухаживать за заболевшим членом семьи, сходить в магазин и купить все необходимое. Подростки уже могут оплачивать счета, отправлять почту, гулять с собакой. Чем старше ребенок, тем больше он должен помогать родителям. Конечно же, сваливать на него все заботы по дому тоже не стоит.
Если хвалить, то правильно
Поощрение и похвала играют значимую роль в повышении самооценки ребёнка. Учёными замечено, что если ребёнка не одобряют в процессе позитивной деятельности, но его оценка существенно понимается, способствуя появления чувства неуверенности. Но и хвалить нужно уметь.
Психологи выделили сферы деятельности, в которых не стоит хвалить ребёнка:
- за всё, что сделано не своими силами
- за красоту, здоровье, доброту – это природные способности
- за игрушки, предметы, одежду или в случае находки
- из жалости
- из стремления понравиться.
За что же стоит хвалить и поощрять ребёнка?
- За стремление развивать какой-либо природный талант, развиваться, самовыражаться.
- За детские заслуги: хорошие отметки, победу на турнире, успехи в творчестве.
Последствия низкого самовосприятия в юношеском возрасте
Часто психическое и физическое здоровье девочки или парня зависят от уверенности в себе. Родителям не стоит забывать об этом. Вот к каким негативным последствиям может привести низкая оценка себя:
- теряется устойчивость к стрессовым ситуациям;
- возникает депрессивное настроение;
- появляются различные страхи;
- нарушаются функции желудочно-кишечного тракта.
Конечно же, ни один родитель не желает, чтобы такое происходило с его ребенком
Поэтому очень важно помочь несовершеннолетним поднять уверенность в себе. Психологи рекомендуют советы и упражнения, как поднять самооценку подростку
Когда и как формируется самооценка у детей?
Скажем сразу – заниженная самооценка неестественна для любого ребенка!
Младенец рождается, абсолютно уверенный в себе и своих способностях, – он не может думать, к примеру, что он неправильно и плохо кушает (держит головку, сидит, ходит), что не стоит пытаться дальше, если не вышло сразу, что не надо привлекать к себе внимания, подавлять свои желания и интересы и т.д.
Это и правильно – иначе он не приобретет всех этих жизненных навыков, а привлечение внимания окружающих к каждому своему желанию – и вовсе вопрос выживания, ведь в противном случае, теоретически, есть риск, что ему не помогут, не заметят, бросят…
В норме, такой малышовский эгоизм постепенно уйдет сам – взрослея, ребенок усложняет свои взаимоотношения с другими людьми, он сам поймет, что взаимодействие с миром не может ограничиваться только «дай-дай-дай!!».
Но из раннего детства ребенок вынесет основу своей самооценки на долгие годы: он остро чувствует все, что о нем думают окружающие, близкие люди – насколько его любят, ценят, верят в его силы, «хороший» он или «плохой». И у него нет душевных сил, как у взрослого человека, отбросить и не принять всерьез негативную оценку: «У тебя не получится, брось!», «Ты сделал то-то – ты плохой мальчик!», «Да ты хуже (капризнее, крикливее и т.д.) всех детей на площадке!», «Все дети как дети, а ты сущее наказание!» и т.д.
То есть, чем младше ребенок, тем в большей мере его самооценка является «зеркалом» оценки значимых для малыша людей (родителей, домашних, воспитателей и т.д.) – чтобы повысить самооценку ребенка, нужно очень внимательно присмотреться, а как его оцениваете вы, взрослые?
Быть на стороне подростка: что это значит?
Снижение самооценки — неизбежная составляющая подросткового возраста. Но тревожность и неуверенность в себе ребенка можно усугубить, а можно, наоборот, дать ему поверить в свои силы. У родителей по-прежнему есть множество способов влиять на подростка, хотя он и кажется порой отстраненным.
Вы, конечно, на собственном опыте убеждались в том, как хорошо знать, что есть тот, кто поддерживает вас, находится на вашей стороне. И напротив, как плохо чувствовать себя одиноким и отверженным.
И если в жизни человека есть период, когда важно иметь кого-то на своей стороне, так это переходный возраст. Наши дети бросаются вперед без всякого опыта, поэтому им требуется содействие с нашей стороны — со стороны взрослых. Быть на стороне подростка на практике означает быть чутким, активно слушать, демонстрировать интерес, поддерживать доверительные отношения и контакт, даже если взрослеющий ребенок ведет себя глупо
Необходимо разбираться в происходящем, однако при этом продолжать относиться к нему с теплотой. Ниже приведен воодушевляющий пример такого отношения
Быть на стороне подростка на практике означает быть чутким, активно слушать, демонстрировать интерес, поддерживать доверительные отношения и контакт, даже если взрослеющий ребенок ведет себя глупо. Необходимо разбираться в происходящем, однако при этом продолжать относиться к нему с теплотой. Ниже приведен воодушевляющий пример такого отношения.
Развитие талантов и умственных способностей, поиск новых знакомств и возможностей
Кто, как не вы, сможет определить таланты подростка. Определите его в кружок, секцию, лагерь отдыха, отправьтесь с ним в интересное путешествие. В новом коллективе ребенок сможет по-другому раскрыться. Это поможет выявить его новые стороны, посмотреть на него другими глазами. Может быть, подростку трудно найти взаимопонимание среди одноклассников, ему не с кем общаться. Возможно, ему будет хорошо в театральном кружке, где он сможет проявить свой талант и чувство юмора. Большой круг общения поможет подростку раскрыть разные грани личности. В подростковом возрасте можно учить ребенка разбираться в людях.
Полезные советы родителям
Для того чтобы дошкольник адекватно оценивал собственные способности, родители должны придерживаться следующих правил:
- Нельзя проводить сравнения Распространенная ошибка семьи — проводить аналогию между детьми. «Посмотри, Вася прекрасно учится», «Катя дома убирает, ты — разбрасываешь вещи». Подобные замечания развивают чувство неуверенности, ущербности. Нужно замечать сильные стороны крохи, подчеркивать их. Например, «Вася отлично знает математику, ты — русский язык», «Катя убирает, а ты замечательно моешь посуду».
- Нужно реально оценивать достижения Чрезмерная похвала способна привить ребятам зависимость от оценки. Критикуя, можно развить комплекс неполноценностей личности. Нельзя занижать способности, но и нельзя их завышать.
- Принятие границ малыша Под этим определением понимается широкий спектр особенностей личности. Родители должны уважать чувства, мысли собственного чада, бережно относиться к игрушкам, иной собственности. Принимать друзей, интересы, увлечения. Следует понимать — малыш может иметь плохое настроение, быть злым, расстроенным. Уважительное отношение родителей способствует формированию адекватной самооценки дошкольников.
- Быть примером Дети старшего дошкольного возраста выбирают идеал — маму или папу. Ребята отмечают, как родители относятся сами к себе. Считает мама себя красивой? Уважительно разговаривает папа? Дети сразу замечают внутренние проблемы взрослых, заимствуют, повторяют особенности поведения родственников, считая их правильными. Членам семьи рекомендуется заниматься самоанализом, выполнять обещания, заботиться, делиться достижениями. Внутри семьи формируются основные ценности, которые перенимает дитя. Кроме собственной деятельности дошкольника, самооценку формируют поступки, разговоры, действия родителей. Данные факторы влияют на успешное развитие личности, эффективность построения взаимоотношений, подражание положительным примерам.