Игры для детей 1 года: развиваем речь и мышление
Содержание:
- Игрушки для детей 3-4 месяцев
- Развивающие игрушки
- Развивающие игры для малышей на 6-ом месяце жизни
- Во что можно играть с трехмесячным младенцем
- Поведение Алексея. 1 год – 1 год 1 месяц
- Основные правила игр с новорожденным
- Рекомендации по общению с грудничком
- Собирать грибы/ягоды
- Купание
- 2 месяца
- Наглядная таблица навыков ребенка от рождения до года
- От 0 до 3 месяцев
- Игра-познание тела
- Как облегчить «свою ношу»
- Часто задаваемые вопросы
- 3 типа детского развития
- Таблица развития ребенка до года по месяцам
- Ой, что это?
- Как ухаживать за игрушками?
- Кормление
- Бумажный товарищ
Игрушки для детей 3-4 месяцев
В этом возрасте дети уже начинают трогать игрушки руками и даже пытаться попробовать их на вкус. Теперь погремушки в арсенале малыша будут занимать уже не главенствующую позицию: к ним прибавятся «кусалки», «сжималки», «хваталки».
Грудничкам в 2-3 месяца очень нравится играть с неваляшками. Малыши любят слушать звуки, которые издает кукла при покачивании.
Хорошая развивающаяся игрушка для ребенка до 4 месяцев – звенящая погремушка-браслет. Такие погремушки выполнены из ткани или очень мягкого силикона. Надевать браслеты можно и на ручки, и на ножки.
Погремушки-браслеты помогут малышу понять, что звук издается при движении.
Иногда дети пугаются таких погремушек: если вы заметили, что малыш реагирует на браслет с плачем, попробуйте показать игрушку ребенку через несколько недель.
Хватательные движения обычно развиваются у грудничков к 4 месяцу жизни. Неплохой вариант для такого возраста – погремушки с ручкой, которую кроха будет пытаться держать самостоятельно. Убедитесь в том, что на погремушке нет никаких мелких деталей, которые малыш мог бы оторвать: велика вероятность, что ребенку захочется их проглотить.
В 4-5 месяцев ребенку можно предложить поиграть с «пищалками» (игрушками из мягкой резины, издающими звук при надавливании).
Малыши в возрасте, приближающемся к половине года, любят перекладывать предметы с места на место, поэтому им непременно понравятся кубики или части от конструктора. Конечно же, они должны быть достаточно крупными.
Игрушки для новорожденных: советы для мам
Мы приготовили несколько советов по выбору и уходу за игрушками для самых маленьких:
1 Не покупайте погремушки из твердого пластика
Этот материал очень хрупкий и ломкий, при любом неосторожном движении от него может отколоться мелкий кусочек, что очень опасно для новорожденного
2 Любые игрушки нужно периодически мыть. Если это карусель или гирлянда, их нужно протирать тряпочкой от пыли.
Игрушки, попадающие малышу в руки, нужно ежедневно обдавать горячей водой.
3 Не стремитесь купить самую дорогую игрушку для ребенка. Малыш не сможет оценить ваших затрат, и не будет с радостью реагировать на подарок, если вы просто положите его рядом с крохой. Главное действующее лицо в игре с грудным ребенком – его мама. Вы можете творчески преподнести даже самую простую погремушку, и новорожденный непременно заинтересуется ею.
Ласково общайтесь с крохой, улыбайтесь ему, и тогда удовольствие от игры получите и вы, и малыш.
4 У малыша не должно быть слишком много игрушек. В первые месяцы будет достаточно 3-4 погремушек. В то же время, одного мобиля или гирлянды будет мало: однообразные формы быстро перестанут вызывать у крохи интерес.
Прочитано 23315 раз
Статьи из рубрики
- Новорожденный икает после кормления: что делать?
- Вес и рост ребенка по месяцам: таблица
- Выбираем радионяню правильно
- Укропная вода против колик для новорожденных: рецепт, инструкция
- Проба Манту детям — что это такое?
- Что должно быть в аптечке для новорожденного?
Поделиться с друзьями
Комментарии
Развивающие игрушки
В раннем возрасте у малыша очень активно развиваются доли мозга, отвечающие за базовые сенсорные и моторные навыки. Развитие этих навыков закладывает полноценную основу для дальнейшего интеллектуального развития. Запомните, сначала сенсорное и моторное развитие, а затем — интеллектуальное.
Даже не так, повторимся, сначала эмоциональное развитие, далее сенсорно-моторное и только лишь потом — интеллектуальное.
Основные сенсорные системы человека: зрение, слух, осязание (тактильное восприятие), обоняние. А это означает, что малышу необходимо смотреть, разглядывать, слушать, трогать, щупать, нюхать, пробовать на вкус! Когда это происходит, малыш начинает гораздо лучше ориентироваться и понимать окружающее его пространство.
Связка «глаза-рот-рука» — один из самых важных инструментов познания окружающего мира для детей раннего возраста.
Учите малыша обследовать предметы: рассматривать их, ощупывать, прислушиваться к звукам.
Развивающие игры для малышей на 6-ом месяце жизни
На 6 месяце малыш откликается на имя и нуждается в постоянном общении. Он с удовольствием осваивает развивающие игры вроде коробочек, которые надо закрыть, или складывания пирамидок.
Ребенок уверенно ползает, возможно — самостоятельно садится, и хорошо управляет обеими ручками. На этом этапе у взрослых редко возникает вопрос, как играть с новорожденным ребенком, потому что малыш сам придумывает развлечения. Ваша задача лишь поддержать его попытки самостоятельного развития.
-
Разные звуки
Наполните 2 пластмассовых бутылки разным объемом воды. Ребенок постучит по ним ложкой и заметит разницу в звуке. -
Полоса препятствий
Усложните ползанье за счет валиков и подушек. Расположите их на пути к любимой игрушке. -
Предложение выбора
Пускай малыш держит по игрушку в каждой ручке. В этот момент предложите ему третью. Он, конечно же, уронит остальные, но постепенно начнет принимать решение «выбора».
Во что можно играть с трехмесячным младенцем
В домашних условиях есть масса способов развивать ребенка в 3 месяца. Это простые, короткие (в среднем по 5 минут) игровые упражнения, такие как чтение считалок с загибанием пальчиков, ладушки-ладушки и другие.
Для улучшения звука и ориентирования в пространстве можно включить мелодию на мобильном телефоне или музыкальную игрушку, взять малыша на руки и ходить с ним по комнате в поисках, откуда исходит звук. Отыскав источник звука, нужно объявить об этом эмоционально и радостно.
Еще одна хорошая игра, развивающая моторику и помогающая быстрее овладеть своим телом, — это возьми-отдай. Для нее подойдет любой интересный грудничку предмет: погремушка, другая игрушка, которая предлагается малышу, вкладывается в руку со словами «на», «возьми» или «держи», а через несколько секунд со словами «отдай» аккуратно отнимается у ребенка. Если младенец сопротивляется и не отдает вещь, игра должна быть с двумя и более игрушками, тогда, забирая одну, одновременно нужно предлагать другую. Хвалите малыша за правильные действия, например, говоря с интонацией «спасибо».
Поведение Алексея. 1 год – 1 год 1 месяц
Алексей стал очень упрямым. Не хочет кушать с ложки. Отбирает ложку и кое-как пытается есть сам. Конечно же, после каждого такого кормления приходится наводить идеальный порядок на кухне. Папа грозно говорит: «И кто из него вырастет?» и смотрит на меня укоризненно.
Во время еды Алексея приходится отвлекать, занимать чем-то ему руки. Для этого дела у меня на кухне стоят специальные игрушки.
Отдельный вопрос — одевание. Крутится как ерш, кричит. Одеть его просто невозможно. Про одевание памперса я вообще молчу. Это настоящий экшен. Приходится отвлекать его всеми возможными и невозможными способами. Кладу его на спину, пытаюсь одеть памперс, в зубах держу что-нибудь (игрушку, тюбик, заколку, бантик…). Алексей, лежа на спине, пытается выхватить у меня этот предмет руками, и я за эти 5 секунд его «лежания на спине» одеваю ему памперс.
Во время плача или бунта выгибается назад.
Иногда кусает меня за плечо, когда я ношу его на руках. Тогда я начинаю специально плакать и говорить, что мне больно. Алексей долго жалобно смотрит на меня и кладет голову на мое плечо.
Научился открывать все полки, везде лезет и все достает. И, конечно же, абсолютно все пробует на вкус.
Посадить его в коляску для прогулки — еще одна проблема. Не хочет садиться, сгибает ноги, кричит. На помощь мне приходит баранка, сушка или печенье. На улице гулять с Алексеем пока сложно. Обычно катается в коляске и немного топает во дворе.
Основные правила игр с новорожденным
предлагайте новорожденному не больше 1 новой игры в несколько дней;
если какая то игра не вызывает интереса у малыша, отложите ее и предложите еще раз через несколько дней или недель;
не ставьте себе целью поиграть во все игры в течение дня;
предлагайте игры только тогда, когда малыш выспался, сыт и в хорошем настроении;
не затягивайте игры. Для месячного малыша время игры не больше 1-2 минуты, ведь новорожденные очень быстро устают и переутомляются. Постепенно время можно увеличивать, внимательно отслеживая настроение малыша и прекращая игру сразу, как только малыш потерял интерес к ней;
не частите 1-2 раз по несколько минут в день более чем достаточно для малыша;
предоставьте малышу некоторое время на спокойное бодрствование, когда он может просто осмыслить все происходящее с ним;
разговаривайте с малышом в процессе игры, все свои действия сопровождайте своими пояснениями.
И помните, самое главное для малыша – ваше внимание и ваше хорошее настроение. Предлагайте малышу игры тогда, когда они доставляют радость и вам и малышу!
Рекомендации по общению с грудничком
Речевой контакт со взрослым всегда вызывает у новорожденного бурю эмоций
Он обращает внимание на говорящего, радуется общению, улыбается и гулит. Особая чувствительность проявляется, когда диалог ведется с детской манерой речи
Любящая мама для передачи всей своей нежности чаще всего использует приемы сюсюканья, обращаясь к своему ребенку. Среди первых потребностей карапуза психологи отмечают:
- ласку;
- любовь;
- нежность;
- заботу.
Понадобится всего несколько дней, чтобы между мамой и малышом установилась крепкая эмоционально-чувственная связь. Не стоит прислушиваться к советам старшего поколения о вреде быстрого реагирования на плач младенца
Важно как можно быстрее отозваться на крик, чтобы кроха ощущал полную защищенность и безопасность. Новорожденный может испытывать дискомфорт по разным причинам: боль, голод, мокрые пеленки, полный подгузник
Не следует забывать, что в первый месяц жизни окружающий мир пугает карапуза, и нужно обеспечить ему гармоничную атмосферу.
Среди успокаивающих методов применяется пустышка и укачивание на руках, что также иногда считается неприемлемым, однако нет ничего плохого в том, чтобы грудничок смог реализовать сосательный рефлекс или погрузился в привычное состояние, когда он мягко покачивался внутри маминого живота. Не нужно бояться, что лишнее прикосновение избалует новорожденного. Намного страшней, если с первых дней малыш почувствует себя одиноким только потому, что бабушка запрещает маме подходить часто к манежу. Когда ребенок оказывается на руках, активизируются отделы нервной системы, связанные с органами слуха и зрения. Прямой контакт с мамой лучше всего стимулирует полноценное развитие крохи.
Собирать грибы/ягоды
Еще одна интересная игра родилась у нас сама собой, когда в нашем доме появился счетный набор «Грибы» (Лабиринт, My-shop, KoroBoom). Суть игры такова: малышу нужно найти заранее расставленные по комнате грибочки (вместо них могут быть и другие одинаковые предметы, например, ягодки, маленькие мячики, листочки).
Грибочки нужно расставить заранее, пока ребенка нет в комнате. Некоторые грибочки нужно обязательно поставить на самых видных местах, чтобы малыш почувствовал интерес к игре и понял, что у него все получается. А некоторые нужно поставить так, чтобы пришлось чуть-чуть поискать, например, за ножкой стула, под машинкой и т.п. Но не слишком переусердствуйте! Игра хорошо развивает внимательность и наблюдательность.
Купание
Игры уход за малышом ну никак не могут обойтись без такого обязательного атрибута, как купание. Налить воду, чтобы ребенок не испугался горячей воды. Причем температуру воды можно даже измерить с помощью градусника, либо так, как это делает настоящая мама. Выбор вариантов весьма разнообразен. Хорошо, если малышка спокойная и с легкостью даст себя вымыть. Вот только ребенок всегда остается ребенком, даже если и живет только в виртуальном мире.
Игры уход за детьми, словно потайная дверь открывают завесу в тот мир, который так манит маленькую девочку. Быть взрослой – означает быть ответственной. Игра помогает понять одну простую истину – ребенок, хоть пока и виртуальный, постоянно требует забот и внимания. Он не котенок и не надоедливый щенок, которого можно с легкостью перепоручить старшему брату и даже родителям
Постоянное внимание на протяжении всей игры может помочь осознать ценность крохотного существа, о котором начинаешь заботиться
Нужно не забыть вовремя накормить, и уложить спать. Порой даже требуется тихая песня, чтобы плач карапуза перешел в довольное гуканье
Веселая процедура купания и одевания способна надолго привлечь внимание, одновременно приучая к порядку и развивая память. Ведь так сложно порой бывает запомнить, что необходимо маленькому созданию, чтобы он улыбался и веселее махал сжатыми кулачками
Стоит отметить, что разнообразие игр, где юная девочка пытается быть мамой, огромное множество, но каждую из них объединяет одно – это просто игра, хоть и максимально приближенная к взрослой жизни, но такая увлекательная, что оторваться просто нет сил.
В этом разделе мы собрали лучшие игры уход за детьми для всех девочек, которые хотят научиться заботе и узнать – как же нужно обращаться с малышом, чтобы ему было хорошо в его первые дни. Младенцы – существа очень требовательные, но вместе с тем очень нежные и совершенно не приспособленные к самостоятельному существованию
Именно поэтому для них так важен уход и внимание. Все девочки хотят подражать своим мамам и играют в дочки-матери со своими куклами
Теперь это можно сделать с помощью компьютера и не просто представлять, что кукла живая, но мгновенно видеть реакцию ребенка на те или иные действия.
2 месяца
Знакомство на ощупь. Вложите в ручку крохе небольшой предмет или игрушку из пластмассы, затем замените его на мягкую тряпочку, потом на влажную салфетку, далее может следовать мягкая игрушка и так меняйте предметы, пока малышу не надоест.
Монохромный мир. Окружите малыша игрушками и предметами с чернобелыми узорами для тренировки зрения. Кроха будет с интересом рассматривать чернобелые полосы шириной 5 см, черные точки на белом фоне диаметром 2,2 см, шахматную доску и концентрические круги, а также люстры и силуэты на фоне окна. Расположите игрушки и предметы так, чтобы крохе было удобно рассматривать их, и периодически меняйте на новые.
Игрушки крупные, яркие, чернобелые или одноцветные, простой формы — круг, квадрат.
Наглядная таблица навыков ребенка от рождения до года
На полках магазинов бесчисленное множество товаров, и здесь упомянуты лишь некоторые из них. Главное в выборе игрушки — ориентироваться на цели, то есть навыки, которые надо развивать у детей грудного возраста. Ниже приводится сводная таблица умений ребенка от рождения и до года, которые можно развивать с помощью игрушек:
Возраст, мес. | Органы чувств и навыки малыша | Игрушки, которые способствуют развитию навыка |
0-3 | Фокусирует взгляд на неподвижном предмете, следит глазами за двигающимся предметом, разглядывает крупные детали,поворачивает голову в сторону источника звука, различает отдельные звуки | МобильБортик-книжкаПогремушки(в том числе мягкие и музыкальные) |
3-6 | Хватает предметы ручками, поворачивается на бок и пытается схватить игрушку рукой,переворачивается со спины на живот и обратно,пытается присаживаться, перекладывает предметы из руки в руку | Развивающий коврикРазвивающая дуга с погремушкамиЭлектронное пианиноНеваляшкаПрорезыватель |
6-9 | Пытается сидеть, ползать, стоять у опоры,развивает мелкую моторику – учится «пинцетному захвату» двумя пальчиками, перебирает игрушки, открывает-закрывает предметы с крышками, складывает одни предметы в другие | ПирамидкаКубикиМячикиНабор блоков для строительстваДвигающиеся игрушкиЮлаЛогические лабиринтыРазвивающие книжкиБизибордИгрушки для купанияКонструктор |
9-12 | Пытается делать первые шаги,изучает внешний вид и звуки животных,осваивает ролевые действия с предметами (уложить спать, покормить куклу, насыпать песок в самосвал),катает мяч,различает понятия «большой – маленький»,знает названия многих предметов в доме | Набор стаканчиков разного размера Матрешки,
Мячи, Куклы, машинки, Сортеры, Ходунки-каталка |
От 0 до 3 месяцев
Новорождённый ребёнок только адаптируется к незнакомому для него миру, привыкает к маминому и папиному лицу и голосу. Поэтому дети первого месяца жизни в игрушках как таковых не нуждаются, поскольку всё их время занято кормлением, сном или взаимодействием с родителями.
Какие игрушки нужны ребёнку в 1 месяц? Следует понимать, что в этом возрасте младенец уже обучается относительно неплохо видеть и слышать, поэтому для его развития могут пригодиться такие игрушки, как:
- чёрно-белые картинки с чёткими орнаментами, геометрическими фигурками и символами (их развешивают по бортам постельки или наклеивают на стены спальни);
- мобиль с несколькими игрушками и спокойным музыкальным сопровождением;
- погремушки (несколько видов), с которыми ребёнок будет играть в течение нескольких месяцев.
Польза мобиля
Это приспособление – один из лучших игровых аксессуаров для маленьких ребятишек. Он выполняет сразу две функции: развивающую и развлекательную.
Ребёнок второго месяца жизни слушает музыкальные произведения, совершенствуя тем самым слуховое восприятие. А когда он немного подрастёт, можно использовать и двигательные способности мобиля, чтобы кроха учился следить за перемещающимися объектами.
Кроме того, такая игрушка способна развлечь и отвлечь малыша на короткое время. А за этот срок мама сможет или немного отдохнуть, или выполнить какую-либо домашнюю работу, не отвлекаясь на требовательные детские крики или слёзы.
В магазинах можно приобрести простые модели с небольшим количеством функций (мелодии плюс движение фигурок) или многофункциональные игровые карусели, которые, помимо основных опций, можно использовать в качестве музыкального плеера, проектора и ночника.
Электронный мобиль
Погремушки
Гремящие и шумящие игрушки будут с ребёнком практически все 12 месяцев. Для этого необходимо приобрести сразу несколько погремушек, к примеру:
- простейшую игрушку с держателем;
- игрушку с пищалкой;
- браслеты;
- булавы;
- подвески.
Не следует думать, что погремушки необходимы только для развлечения и успокоения малыша. Эти игровые приспособления способствуют всестороннему развитию и особенно совершенствованию мелкой моторики.
Вкладывая погремушку в детскую руку, вы тем самым стимулируете развитие тактильного восприятия. С этой целью нужно приобретать самые лёгкие, компактные и удобные игрушки. Трёхмесячный ребёнок будет постепенно учиться играть с ними самостоятельно.
Помимо развития пальчиков, погремушки совершенствуют координированность глаз и ручек, учат действовать целенаправленно: ребёнок берёт игрушку, затем подтягивает её к себе, чтобы внимательно изучить со всех сторон.
Выполняйте с малышом простое упражнение для развития координированности движения глаз. Демонстрируйте ребёнку погремушку, дождитесь, пока он начнёт фиксировать на ней взгляд, затем водите ею в различные стороны. Кроха будет следить глазками за ярким предметом.
Погремушка
Игра-познание тела
Необходимо положить ребенка на спину, взять в руку его ладонь и гладить ею детскую щеку. Рассказывай ему о том, какие хорошие ручки. Ребенок очень быстро начинает ассоциировать приятные прикосновения лица с просмотром своих рук. Изучая тем самым, что такое прикосновение
Что важно, формируются близкие отношения между ребенком и родителем. Знакомство запах, прикосновение, теплый голос..
все это принесет пользу в будущем.
Взрослый, лежа на спине, должен положить ребенка на свой живот. Необходимо разговаривать с ребенком и просить его поднять голову и посмотреть на себя. Каждый раз, когда у него будет получаться, необходимо хвалить его. После, можно усложнить задание и делать так уже лежа на полу и задействовать игрушку. Главное- не забывать хвалить ребенка, это очень важно.
Нужно положить ребенка на спине. Читая какой-то стишок, аккуратно перемещайте его ручками и ножками в ритме потешки. Нужно выпрямлять и сгибать конечности. Таким образом, ребенок учится первым упражнениям. Кроме того, благодаря таким упражнениям можно облегчить колики и расстройства маленького желудка.
При переворачивании ребенка, необходимо говорить, о том, как мама любит его носик, и целовать туда, как любит животик, соответственно целовать в животик и т.д. Малыш будет чувствовать близость с родителями и узнавать свои части тела.
Как облегчить «свою ношу»
Малыш растет, увеличивается масса его тела, и носить кроху долго на руках становится тяжело (особенно после 3-месячного возраста, когда вес ребенка достигает в среднем 6 кг). Здесь могут выручить вас на какое-то время вспомогательные приспособления для ношения детей.
Подробно о них читайте в замечательных статьях ю-мамы Ray:
Слинг, рюкзак или кенгуру? Часть 1 О приспособлениях, призванных облегчить жизнь маме. Все ли они удобны и полезны для малыша?
Слинг, рюкзак или кенгуру? Часть 2 О том, какой вид держателя удобнее для мамы (или папы), в каком меньше всего устает спина, что быстрее освоить и в чем модно носить.
Когда ребенок немного повзрослеет, можно практиковать позу, когда малыш сидит на мамином боку, лицом к ней. Преимущества такого положения: у мамы свободна одна рука, а у ребенка отличный обзор.
Если маме по состоянию здоровья не рекомендуется брать малыша на руки, то можно чаще класть его к себе на живот, сажать его на колени или поручить эту почетную обязанность папе.
Периодически следует оставлять малыша одного в кроватке или манеже — вы ведь тоже устаете от излишнего общения даже с самым приятным вам человеком. Но при этом мама не должна надолго пропадать из поля зрения крохи
Дайте ребенку возможность самостоятельно любоваться или играть игрушками, ощупывать одеяло, изучать собственные кулачки… Это также очень важно для полноценного развития малыша — вряд ли он научится ползать, а затем и ходить, если все время будет находиться на маминых руках
Часто задаваемые вопросы
Можно ли давать соску новорожденному или ребенку в 1 месяц?
Если вы кормите грудью, то, прежде чем давать соску, дождитесь, пока малышу исполнится хотя бы 1 месяц. Рекомендуется давать соску после кормлений, чтобы не нарушать этот процесс. Соска при укладывании зачастую снижает риск синдрома внезапной детской смерти (СВДС). Некоторым малышам нравится соска, а процесс сосания их успокаивает, но, если ребенок отказывается от соски, не заставляйте его. Иногда соска показана детям (при нарушениях челюстно-лицевого аппарата или неврологической патологии), но чаще, особенно на естественном (грудном) вскармливании -без нее можно обойтись вовсе.
Почему маленькие дети плачут?
Малыши плачут, когда им что-то нужно, например еда или чтобы их взяли на ручки, а также когда им некомфортно и нужно, например, поменять подгузник. Еще они плачут, когда устают от множества зрительных и слуховых стимулов. Иногда дети плачут вроде бы без причины. Если вам кажется, что ребенок плачет слишком много или как-то странно, обратитесь к врачу.
Как успокоить плачущего ребенка?
Если основные потребности ребенка удовлетворены, то есть он не хочет есть и ему не нужно менять подгузник, попробуйте успокоить его ласковыми словами, поиграйте с ним, покатайте его в коляске. Скоро вы поймете, на что малыш лучше реагирует. Если ребенок никак не успокаивается, причиной могут быть колики. Если вас беспокоит, почему плачет ребенок, обратитесь к педиатру.
3 типа детского развития
Под термином «раннее развитие» понимаются самые разнообразные явления. Для некоторых раннее обучение является синонимом преждевременного и неадекватного вмешательства в естественный ход развития маленького человечка.
По мнению специалистов, раннее развитие – это применение активных воспитательных методов в возрастном периоде от 0 месяцев до 2 — 3 лет.
Однако подобное воспитание нередко вступает в противоречие с традиционными образовательными системами, в которые обучение ребёнка начинают с 6 или 7 лет.
Психологическая литература традиционно разделяет раннее психическое развитие малыша на три типа по степени адекватности возрастным особенностям ребёнка:
- преждевременное. Приведём простейший пример: новорождённого нельзя научить сидеть, стоять и тем более ходить. В целом же при преждевременном развитии ребёнок не способен воспринять информацию по причине психологического и физического «несовершенства»;
- позднее. Не секрет, что в детском возрасте имеются так называемые сенситивные периоды развития, когда ребёнок наилучшим образом воспринимает определённую информацию: зрительную, речевую и т.д. В случае запоздавшего развития процесс усвоения навыков и знаний становится менее продуктивным. Например, поздно учить ребёнка кататься на коньках в 12 лет, если вы хотите воспитать великого фигуриста;
- своевременное. Это традиционный вариант развития детей, при котором выдаваемая информация максимально соответствует их возрастным и психологическим особенностям.
Последний вариант многим кажется самым адекватным и правильным. Однако в реальной жизни встречаются все три разновидности детского развития.
В данном случае нас больше интересует раннее обучение. Всегда ли оно соответствует преждевременному воспитанию? Нет. При правильном оценивании своих и детских возможностей, а также следовании методике и здравому смыслу скорее можно говорить об опережающем развитии.
Таблица развития ребенка до года по месяцам
Первый год по праву считается самым важным в жизни любого человека — ведь такого скачка в развитии не наблюдается больше ни в каком другом возрасте.
Сводная таблица навыков по месяцам:
Возраст, мес. | Физическая активность | Зрение и слух | Психологический и эмоциональный аспекты, речь |
1 | Основана на рефлексах | Может на несколько секунд фокусировать взгляд на маме или предмете | Способен узнать запах мамы и отличить его от других |
2 | Может 10-15 секунд держать головку, лежа на животе, сжимает кулачки, совершает первые хватательные попытки | Фокусирует взгляд на предметах, рассматривает их | Улыбается близким |
3 | Удерживает голову в вертикальном положении, лежа на животе опирается на предплечья, хорошо сжимает и разжимает пальцы, хватает и удерживает игрушки | Легко распознает источник звука и света, поворачивается к нему | Активно проявляет радость при встрече с близкими, двигая ручками и ножками улыбаясь, издавая различные звуки. Гулит |
4 | С живота переворачивается на спинку, лежа старается приподнять верхнюю часть тела, поддерживает бутылочку при питье | Видит не только общую картину, но и детали. Фокусирует взгляд на движущихся предметах | Может проявлять настороженность при встрече с незнакомцами. Подолгу гулит, совершает попытки имитировать звуки |
5 | Пытается ползти, берет игрушку из рук взрослого | Видит удаленные на несколько метров предметы. Начинает интересоваться телевизором, компьютером (горящим экраном) | Понимает интонацию речи родителей, может возмущаться, если мама уходит |
6 | Перекладывает игрушку из рук в руки, может недолго сидеть сам, встает на четвереньки | Любит звучащие и яркие игрушки | Знает свое имя, активно лепечет. Перестает плакать, когда берут на ручки |
7 | Может встать у опоры, тянется к маме или желаемому предмету, сидит без поддержки, ползает | Пианино, барабан, труба и другие музыкальные игрушки — лучшие друзья малыша в 7 месяцев | Знает несколько привычных предметов в доме и может их показать, любит книжки с картинками и простые игры, осваивает звукоподражание |
8 | Ходит вдоль опоры | При вопросе пытается найти взглядом знакомый предмет или человека | Произносит слоги «ма-ма», «ба-ба» и т.д. |
9 | Садится и встает на ножки, держась за опору. Ходит при поддержке за обе руки | Реагирует на запреты, активно подражает звукам, расширяет словарный запас. Узнает многие известные ему предметы | |
10 | Может сделать несколько шагов, уверенно стоит | Увлеченно играет, реагирует на других детей на площадке, любит разбрасывать игрушки, знает некоторые части тела | |
11 | Любит двигаться всеми доступными способами, начинает танцевать под музыку | Понимает одобрительную и строгую интонацию в голосе родителей | Показывает пальчиком на предмет, машет “привет”, ”пока” ручкой, утвердительно кивает или отрицательно машет головой |
12 | Ходит самостоятельно, поднимая предметы с пола наклоняется, а не садится | Активно выражает свои желания, проявляет требовательность, учится пить из кружки, держать ложечку, выполняет простые просьбы |
Ой, что это?
Начиная с трех месяцев кроха может взглядом следить за предметами. Плавно передвигайте игрушки перед ребенком в разных направлениях, показывайте движущиеся предметы. Используйте для этой цели детский мобиль, а лучше поочередно устанавливайте в кроватку 2–3 разные модели. Можно сделать специальные звенящие браслеты и веселить ими малыша. Только будьте осторожны и не используйте мелкие детали, которые кроха обязательно потащит в рот!
Совет: наденьте ребенку на ручку тканевую варежку или носочек на ножку. Кроха будет рассматривать их, стараться снять или попробовать на вкус. Если носочек удалось стащить, снова наденьте его на ножку — игра продолжается!
Как ухаживать за игрушками?
Не секрет, что ребёнок до 12 месяцев (а то и старше) всё тянет в рот, в результате чего в организм могут попасть грязь и бактерии. Именно поэтому необходимо тщательно ухаживать за игрушками, которые всегда рядом с крохотным человечком. Каковы основные правила ухода? Всё зависит от материала.
-
пластик и резина. Игрушки из этих материалов замачивают в тазике с мыльным раствором, потом промывают и насухо протирают. Уличные и домашние игровые пособия необходимо мыть отдельно друг от друга;
- текстиль. Мягкие игрушек в ассортименте должно быть очень мало, поскольку они великолепно вбирают пыль, неприятные запахи и различные жидкости. Помимо стирки в машинке (если это разрешено инструкцией), их следует пылесосить или даже «охлаждать» в морозильной камере;
- дерево. Игрушки из дерева также следует регулярно мыть. Единственное условие – нельзя их замачивать и оставлять в воде на длительный срок, иначе дерево рассохнется;
- изделия с батарейками. Мыть их, разумеется, нельзя, иначе механизм придёт в негодность. Пластиковые игрушки лучше протирать влажной салфеткой, а мягкие – пылесосить.
Для дезинфицирования подойдёт следующий раствор: в литре воды растворяют четыре столовых ложки содового порошка. Также можно уничтожать патогенные бактерии с помощью разведённого уксуса. Поверхности протирают и спиртосодержащими жидкостями.
Игрушки, используемые на улице, дезинфицируют и обрабатывают несколько раз в неделю. Предметы для домашнего использования следует мыть единожды в неделю.
Кормление
Единственная еда, которую получают дети в первый месяц жизни – мамино молоко. Кушают груднички часто. Иногда может быть до 12 кормлений в сутки. Временных границ между кормлениями обычно нет. Всё зависит от того, сколько малыш съел в прошлое кормление и как быстро проголодался.
Пугаться столь частых требований еды не стоит. Так происходит потому, что крохе нужно быстро набирать вес для роста. К тому же у него нет собственного графика кормления. Он его установит самостоятельно через какое-то время. Потому маме остаётся кормить малыша, когда он того потребует.
Конечно, можно попробовать это делать по часам, но будьте готовы, что это не сработает. Опять же, из-за того, что кроха хочет кушать постоянно. А вот когда малыш подрастёт, ему уже не потребуется мама так часто.
С детьми, которые кушают искусственную смесь, сложнее. Их можно кормить по графику, разделив приёмы пищи на 8 раз. Перерыв между кормлениями может составлять от 2 до 3,5 часов в зависимости от того, наедается ли малыш. Перекармливать детей тоже нежелательно, их кишечник может не справиться с таким количеством непривычной еды.
Бумажный товарищ
Мама не может всегда находиться возле кроватки малыша. Ребенку же, если он не спит, обязательно нужно заниматься каким-нибудь важным делом. Рассматривание белого потолка — малоприятное времяпрепровождение. В первые месяцы жизни кроха хорошо различает черные и белые цвета, но пока еще не способен воспринимать светотени и полутона. Хорошо подходят для изучения маленьким ребенком простые геометрические формы с черно-белыми рисунками — их нужно подвесить над крохой в кроватке на уровне груди. Они послужат отличным инструментом для стимуляции зрительной активности малыша.
Совет: прикрепите на стену веселое солнышко — круглое лицо из бумаги, нарисуйте на нем крупные глаза, нос и улыбку
Это изображение привлечет внимание малыша даже больше, чем карусель или подвешенные игрушки