Как научить ребенка говорить? развиваем речь уже до года
Содержание:
- Стадии
- 3.Развитие речи у детей 2-3 лет (занятия дома)
- Почему ребенок не говорит в 2 года
- Ход игры: Предложить детям новую игру.
- Возрастная специфика развития речи
- Что должен уметь ребенок в 2 года?
- Легкие способы устранения барьеров у малыша
- Не бойтесь употреблять упрощенные звукоподражательные слова
- Здоровье ребенка: правила игр у воды
Стадии
Если рассматривать развитие речи ребёнка по месяцам, можно выделить несколько этапов:
- Крик. С момента рождения до 6-8 месяцев.
- Гуление. От 2 до 5 месяцев.
- Лепет. От 6 месяца до года.
- Первые слова. До двух лет.
Эти стадии развития речи весьма условны. Это значит, что они могут сдвигаться на несколько недель-месяцев. Тем не менее, именно эта классификация позволяет заметить, если развитие ребёнка отличается от нормального.
Доречевая
У новорождённых уже есть определённые голосовые реакции – крик, кашель, чихание, зевание. Иногда к концу первого месяца дети начинают издавать отдельные гортанные звуки – что-то вроде «аэ». Период крика длится около трёх месяцев. Именно в это время закладываются основы протоязыка. Детки усваивают мимику, жесты, различные манипуляции и т.п.
На втором месяце жизни ребёнок гукает и повизгивает, если ему что-то нравится. Появляется дифференциация крика зависимо от эмоции, которую он показывает. Гуление является частью комплекса оживления, и звуки, которые издают малыши в этот период: «ги», «ге», «эге», «агу». Естественно, звуки не учитывают коррелированность, константность, релевантность и т.п. На третьем месяце ребёнок начинает произносить интонационные звуки.
На пятом месяце появляется лепет
На этом этапе очень важно, насколько развит уровень слухового восприятия. Начинают проявляться особенности речевых звуков и слогообразование – ребёнок произносит слоги вроде «ма», «ба», «па» и т.п
Изначально эти конструкции нестабильны – имеют разную длительность, заменяется последний сегмент (ма-ма-ма-бу).
Предослова появляются в 7 месяцев. Это замкнутая последовательность слогов, объединённых акцентуацией. Звуки обретают константность, ребёнок реагирует на своё имя и вслушивается в речь окружающих.
Предметно относимые звуки. Образуются к восьми месяцам. Малыши способны понимать отдельные, часто произносимые словосочетания. Может найти взглядом знакомый предмет, если его попросит взрослый. К 9 месяцам в пассивном словаре ребёнка может быть несколько коротких фраз.
Несмотря на свою невербальную природу, именно протоязык является базой для формирования интеллекта и до двух лет активно используется детьми.
Дограмматическая
Когда ребёнку исполняется первый год, его речь, как правило, уже включает свои первые чётко произносимые слова, вроде: мама, папа, баба. Что касается понимания слов, то малыш, переживающий догматическую стадию, уже понимает около 30 слов. Его первые слова имеют полисемантическую природу – то есть звучат одинаково, но обозначают самые разные понятия/вещи. Дети испытывают трудности при произношении звукового сигнала, потому понять, что они говорят, трудно. Но благодаря постоянному повторению это постепенно исправляется.
Где-то за три месяца до полутора лет рост словаря замедляется, зато дети продолжают осваивать интонационно-ритмические составляющие речи. Благодаря этому звуки перестают уподобляться. Ребёнок прислушивается к речи взрослых, и старается уподобить свою речь к услышанному. Но обычно каждое произносимое слово может обозначать целое предложение. Речь ситуативная и эмоциональна (дети могут очень громко кричать и жестикулировать).
К двум годам ребёнок продолжает развивать словарь, включая в него двух- и трёхсложные слова. Сначала говорит слог, на который падает ударение, потом предударный слог и безударный. В итоге большинство слов разобрать очень сложно. Относительно грамматики правильно произносить слоги дети начинают, когда их словарный запас составляет от 50 слов. Здесь начинается следующий этап развития речи.
Усвоение грамматики
Данный этап дети начинают проходить где-то с двух лет. До 2 лет и 2 месяцев детки проходят стадию аграмматизма, когда говорят, не оформляя свою речь грамматически. Далее малыши начинают выделять морфемы и образуют слова, правда, по аналогии с теми, которые уже знают. Предложения становятся трёх- и четырёхсловными. Ребёнок начинает рассказывать обо всём, что видит, рассказывает о своих желаниях и переживаниях. В общем, говорит о многом, но не всегда понятно.
От 2 лет и 3 месяцев до 3 лет ребятки развивают служебный словарный запас. Дети строят предложения из 3-4 слов, а знакомые слова могут употреблять в нескольких грамматических формах. Речь детей качественно видоизменяется благодаря включению в игру. Она становится связной и понятной.
С 3 до 7 лет развивается словарный запас, когда в речи ребёнок может использовать до четырёх тысяч слов. Формируется чувство языка и грамматические навыки. Совершенствуется произношение.
Эти периоды индивидуальны, но у большинства детей развитие речи происходит именно так.
3.Развитие речи у детей 2-3 лет (занятия дома)
Когда моей младшей дочери исполнилось три года, мы обратили внимание на то, что она говорит хуже, чем её сверстники в детском саду. Я нашла специалиста, договорилась о встрече и привела в назначенное время своего ребёнка
После занятия, логопед провела анализ и сделала вывод о развитии моего ребёнка. Всё было не так страшно, ребёнок был развит по своему возрасту, но немного занижен уровень речевого развития.
Когда я спросила можем ли мы посещать ваши занятия, логопед нам отказала, ссылаясь на ранний возраст. Также мне было сказано, что не нужно волноваться, всё придёт в норму и через год она заговорит чисто и внятно как все её ровесники.
Я конечно расстроилась, что нас не взяли на занятия, но уходя я спросила, что вы нам посоветуете делать дома? Её ответ меня порадовал. Она попросила время подумать и подобрать для нас специальные упражнения.
На следующий день, логопед прислала мне кучу различного материала, который я должна была использовать дома и проводить с ребёнком занятия не хуже, чем это делают специалисты.
Список учебного материала
1.Серия книг «Говори правильно» О.Ушакова 3-4, 4-5, 5-6 лет.
2.Первые прописи: «Первые шаги», «Простые формы», «Обводим цифры», «Обводим буквы». И.Н. Приходкин
3.Серия рабочих тетрадей дошкольника. Солнечные ступеньки.
Огромное количество занятий на развитие внимания, мышления, мелкой моторики, подготовка к письму, вычисление, английский и другие.
4.Серия «Рабочая тетрадь» Бортникова Елена Федоровна.
Огромный выбор тетрадей для занятий с ребёнком. Подбираете в соответствии с вашими требованиями.
5.Карточки – цифры
6.Карточки – цвета
7.Карточки – животные
8.Карточки – фрукты и овощи
9.Карточки – обобщающие слова (посуда, мебель, обувь, одежда)
Например, нарисованы чашка, блюдце, чайник. Ребёнок должен сказать – посуда. Или, нарисованы диван, кресло, стол. Ребёнок говорит – мебель. И так по многим окружающим нас предметам.
10.Карточки – времена года.
Это тот минимум с которого начнётся ваша работа. Многие из этих карточек (цвета, времена года, животные, фрукты и так далее) вы можете найти в сборнике развивающих заданий на нашем сайте.
Просто скачайте его абсолютно бесплатно и пользуйтесь.
Заведите тетрадь. В этой тетради вы будите составлять план каждого урока. Ставьте дату занятия и пишите, что будите делать на этом занятии.
Каждое занятие не должно длиться по времени больше, чем 20 минут. Поэтому вам нужно продумать, что за эти двадцать минут вы успеете с ребёнком.
При этом, на занятии вы не должны с ребёнком охватить сразу весь материал. Вы определяете сколько дней в неделю вы можете проводить такие занятии. Затем, определяете, когда и какие упражнения будите давать ребёнку.
Понедельник:
1.«Говори правильно» 1 тема (7 минут)
2.Карточки – цифры. Учим счет до 5 (5 минут)
3.Пропись «Обводим цифры». Прописать цифру 1 (8 минут)
Среда:
1.Карточки — фрукты и овощи. Учим произносить правильно овощи и фрукты. По слогам проговаривая каждую букву. (10 минут)
2.Карточки – цвета. Учим основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный). Проговариваем по слогам (5 минут).
3.Прописи «Первые шаги». Обводим пунктирные линии (5 минут).
Суббота:
1.Говори правильно» 2 тема (7 минут).
2.Карточки – животные. Произносим по слогам (5 минут)
3.Прописи «Первые шаги». Обводим пунктирные линии (8 минут).
Вот примерно так, будет выглядеть ваша тетрадь, в которой вы будите готовиться к занятиям с ребёнком.
Позже, когда вы увидите, что ваш ребёнок правильно произносит название цифр, фруктов, овощей, цветов. Усложняйте свои уроки.
При этом не забывайте про прописи, которые должны присутствовать на каждом занятии. Они развивают моторику и способствуют скорейшему развитию речи.
В дальнейшем введите занятия по русскому языку. Начните учить буквы – гласные.
После того как пропишите пропись первые шаги, начинайте работать с прописью «Обведи буквы». Соединяйте несколько заданий в последовательности. То есть, если сегодня на занятии вы взяли к изучению букву «А», то задание в прописи должно быть «Обведи букву А».
От постоянных занятий с тетрадями ребёнок устаёт, поэтому разбавьте свои занятия играми, лепкой, разукрашиванием пальчиковыми красками, составлением аппликаций.
Следующая глава именно об этом.
Почему ребенок не говорит в 2 года
Неврологические заболевания зачастую являются одной из самых частых причин отклонений в речевом развитии детей. К ним относятся:
- Поражение центральной нервной системы и недоразвитие головного мозга.
- Общий гипотонус (и в частности гипотонус мышц лица).
- Врожденные патологии развития языка, губ, неба, лицевых мышц.
Неврологические патологии могут привести к возникновению тяжелых речевых расстройств, таких как:
- Моторная алалия
- Сенсорная алалия
- Дизартрия
- Афазия
Моторная алалия
Это заболевание, при котором ребенок может полностью не разговаривать, либо говорить плохо, путая окончания. При этом ребенок понимает что ему говорят взрослые.
Причина заболевания – поражение речедвигательного анализатора – центра Брока и его проводящих путей.
Признаки речевого нарушения:
- Ребенок в 2 с половиной года еще не говорит. Первые слова начинает произносить в возрасте 4 лет.
- Неправильно строит предложения, использует слов в неправильной форме и падеже.
- Имеет очень скудный словарный запас.
- Гиперактивный или, наоборот, малоподвижный.
- Отказывается общаться со взрослыми и детьми, не хочет идти на контакт, порой агрессивен.
Сенсорная алалия
Заболевание, которое характеризуется недоразвитием импрессивной речи.
При сохранном слухе нарушается понимание речи окружающих.
Причина заболевания – поражение части головного мозга, отвечающей за правильный анализ речи.
Признаки данной патологии:
- Расторможенная речь. Карапуз болтает, но взрослые не понимают что он говорит.
- Низкий интеллект.
- Когда с ребенком общаются, он с трудом воспринимает речь окружающих на слух.
- Замена букв.
- Произнесение нескольких слов слитно, единым словом.
- Гиперактивность, в сочетании с подавленностью.
Дизартрия
Данное заболевание характеризуется сбивчивым ритмом дыхания, гнусавостью голоса, не четким произношением звуков.
На физическом уровне патология проявляется слабым тонусом лицевых мышц. Малыш почти не может поднять язык вверх, доставать им до внешних уголков рта. Язык ребенка, страдающего дизартрией в 2 годика, дрожит. Наблюдается обильное слюнотечение.
Причина заболевания – асфиксия головного мозга, генетическая предрасположенность, заболевания ЦНС.
Афазия
Является частой причиной того, что ребенок в 2, 5 года не разговаривает. При данной патологии речь ребенка искажена: нарушены произношение и смысл фраз. При этом слух может быть в норме.
Причина заболевания – травмы головы, онкологические заболевания, осложнения после инфекционных заболеваний.
Физиологические причины
К физиологическим причинам отсутствия речи в 2 года можно отнести следующие проблемы:
Нарушения слуха.
Любое нарушение слуха сказывается негативно на развитии речи. Дети, страдающие тугоухостью, всегда отстают в речевом развитии. Если ребенок в 2,5 года не разговаривает, родителям следует обратиться к отоларингологу и проверить слух малыша.
Недоразвитие речевого аппарата.
Слабость челюстных и лицевых мышц может стать причиной того, что ребенок в 2 года не говорит. Признаками нарушения артикуляции являются повышенное слюнотечение, приоткрытый рот малыша и возникающий рвотный рефлекс при попытке проглотить твердую пищу. Причинами нарушения артикуляции могут быть слишком раннее отлучения от груди, а также короткая уздечка под языком.
Генетическая предрасположенность.
Бывает так, что ребенку почти 2 года 9 месяцев, а он не разговаривает. С первого взгляда здоровый малыш, не имеющий никаких физиологических отклонений, может иметь генетическую предрасположенность к отставанию в речевом развитии.
Возможно, у кого-то из родителей или других родственников имел такую же патологию, и ребенку она передалась по наследству. В этом случае заставлять ребенка говорить бесполезно. Можно лишь помочь ему, стимулируя развитие речи при помощи игр и занятий.
Психологические причины
- Часто ребенок в 2 года не разговаривает из-за отсутствия необходимости говорить. Взрослые предвосхищают все его желания, излишне опекают и у него отпадает необходимость заявлять о своих потребностях взрослым. В этом случае родителям стоит перестать опекать ребенка и начать стимулировать его речь: чаще задавать открытые вопросы, не спешить удовлетворить каждое желание чада, стоит ему только показать на желаемый предмет пальцем.
- Частой причиной того, что ребенок в два года не говорит является стресс или испуг ребенка. Ребенок может развиваться нормально, а затем, пережив какой-либо стресс (разлуку с матерью, переезд, болезнь) сделать шаг назад в речевом развитии.
Ход игры: Предложить детям новую игру.
Мы ногами топ-топ
(топаем, высоко поднимая ноги)
А в ладоши хлоп-хлоп!
(хлопаем в ладоши)
Ай да малыши!
Ай да крепыши!
(руки на пояс, кружимся).
Подвижные игры.
Делаем зарядку!
Цель: развитие подражания движений; развитие понимания речи. Дети выстраиваются в ряд, на достаточном расстоянии друг от друга. Взрослый становится напротив детей. Он предлагает поиграть, выполняет определенные действия; комментируя их следующими словами
— Давайте делать зарядку! Я буду показывать, а вы повторяйте за мной!
Руки вверх!
Руки в стороны
Теперь походим топ-топ!
Руки вперед!
Похлопаем в ладошки!
Руки на пояс!
Присели!
Стоим!
Попрыгаем — прыг-скок!
Игры с игрушками и предметами детей, игры с кубиками.
Цель: развитие подражания действиям взрослого; развитие игровых действий, конструирование.
Оборудование: пластмассовые или деревянные кубики разных цветов и другие фигурки из детских строительных наборов.
Ход игры: Предложите детям разноцветные кубики. Покажите и расскажите, что можно построить из кубиков.
Лучше обучать разным играм поэтапно: сначала дети учатся выстраивать башенки, затем дорожки, домики и т. д.
Игры с мячами
Направление: Попади в корзину, мяч с горки! Мяч в ворота и т. д.
Тоннели и мосты
Игра с куклами
Деловое общение детей со взрослыми
— Это взаимодействие, направленное на достижение совместной цели. Обучать детей выражать свои мысли доступным ему способом, предложить выбор из нескольких вариантов. Наводящие вопросы.
Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка аппликация).
Игры по развитию органов слуха: послушаем звуки, кто кричит? Звуки дома.
Найди такую же коробочку и т. д.
Игры для развития речевого слуха.
Кто там? Кто позвал? Найди картинку, найди игрушку.
Развитие дыхания
Например: Лети, бабочка, ветерок, вертушки, плыви, кораблик, мыльные пузыри, свистульки.
Значение развития движения рук и мелкой моторики пальцев.
Подражания движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития детей.
Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, которые доказывали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон, и положительно действуют на всю кору головного мозга. Поэтому развитие рук помогает детям хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
Развитиедвижения рук включает:
— развитие хватания
— развитие соотносящих действий (пирамидки, матрешки, вкладыши)
— подражание движениям рук
— развитие движений кистей и пальцев рук
В ходе проведения специальных игр укрепляется сила рук, движения обеих рук становится более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Игры и упражнения для развития ручной моторики.
— массаж рук
— разминать тесто, пластилин
— мять бумагу
— рвать бумагу
— нанизывать кольца (шарики на стержень)
— сортировать мелкие предметы
— опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком
— использовать разнообразные конструкторы
— использовать мозаику
— нанизывать бусинки на шнурок
— шнуровать
— завязывать и развязывать узелки, бантики
— расстегивать и застегивать липучки, пуговицы, молнии
— отстегивать и пристегивать прищепки
— выкладывают фигуры из палочек и т. д.
Детям необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации.
Возрастная специфика развития речи
Для того чтобы научить ребенка говорить, прежде всего, нужно знать основные этапы речевого развития малышей, чтобы на каждом из них правильно помогать малышу.
- 1–2 месяца. Большинство новорожденных в этот период общаются только с помощью плача. Некоторые из них к концу этого периода начинают гулить.
- 2–4 месяца – время активного гуления, в основном с использованием гласных звуков.
- С полугода начинается стадия лепета, ребенок осваивает согласные звуки, пробует «перебирать» все новые слоги.
- Первые простейшие слова и словоподражания могут появиться в 7 – 9 месяцев («дай», «на», «вава», «кака», «ав», «ам», «бум») или немного позже.
- Долгожданные «мама», «папа», «баба» и некоторые другие слова ребенок осваивает примерно в 1 год. Многие звуки малыш произносит еще неправильно, что вполне естественно. У годовалого крохи часто речевое несовершенство компенсируется использованием дополнительных жестов, а сложные слова он заменяет подражаниями.
- В 2 года речь начинает развиваться активнее. Ребенок говорит все больше слов, пробует собрать из них простейшие фразы, состоящие из 2–3 слов. У 2-летнего крохи быстрыми темпами пополняется пассивный словарь. Произношение многих звуков по-прежнему может страдать, это нормально.
- 3–5 лет – период развития связной речи. Ребенок говорит предложениями, учится вести диалог, строить простые связные рассказы. Словарный запас растет в геометрической прогрессии. Дети могут говорить быстро и сбивчиво, пытаясь выразить эмоции.
- К началу обучения в школе в норме ребенок правильно произносит все звуки, может последовательно излагать свои мысли, пересказывать простейшие тексты, рифмовать, использовать сложные речевые конструкции.
Что должен уметь ребенок в 2 года?
В возрасте двух лет дети уже должны уметь ориентироваться в пространстве, то есть понимать, что предмет находится:
• в чем-то или за пределами чего-то (мячик в коробке, мишка в другой комнате);
• в помещении или на улице;
• находится вертикально или горизонтально;
• вверху или внизу.
Ребенок должен уметь характеризовать качества предметов, понимать (именно понимать, а не произносить) например:
• что кошка — мягкая;
• платок — колючий;
• салфетка — сухая или мокрая.
• вода из крана (или еда в тарелке) — холодная или горячая.
В 2 года ребенок должен уметь распознавать части тела, знать и уметь показать:
• ноги;
• руки;
• туловище;
• голову.
Уметь распознавать:
• основные стандартные цвета — красный, белый, зеленый, синий и т.д.
• цифры от 0 до 10;
• предметы и объекты — мишка, кукла, машинка, домик;
• формы предметов — квадрат, овал, звездочка, кружочек.
Некоторые дети могут используя пальчики считать от 0 до 5 (хотя конечно часто ошибаются при счета)
Легкие способы устранения барьеров у малыша
Кроме милых потешек, легких песенок, которые часто встречаются на уроках у логопеда, можно дома самостоятельно заниматься с вашим подрастающим болтуном. Для этого есть несколько простейших хитростей.
Хитрость №1: «Ничего не понимаю» поможет ребенку преодолеть барьер, а дальше научить его будет уже просто;
Поиграйте с ребенком в игру, будто вы совершенно не понимаете, что он хочет. Показывает пальцем на конфету, дайте ему в руку игрушку. Но не ругайте его, не смейтесь, а комично разыгрывайте ситуацию: «ах, какая я непонятливая».
Также можно играть и с игрушками, которые предварительно необходимо расположить высоко, чтобы ребенок не достал. Когда он жестами объясняет, какую игрушку ему подать, давайте ему совершенно другую.
Важно! Каждой игрушке дайте имя или обозначьте ее словом, которым ребенок должен ее называть. «Киса», «Собачка», «Кукла Катя» и т
д.
Когда будете протягивать ему игрушку, повторите несколько раз: «Дать тебе собачку? Держи собачку».
Ребенок начнет повторять за вами все слова, а возможно, если будете играть часто, он поймет, что незачем терять время в объяснении непонятливому взрослому, проще сказать и сразу получить нужную вещь.
Совет! Проявите терпимость к начинающему болтуну. Заинтересуйте его яркой игрушкой, но сразу не отдавайте. Постарайтесь достичь момента, когда ребенок повторит за вами имя игрушки.
Неадекватная реакция ребенка: крики, топанье ногами и т. д. – означают «стоп игре». Игрушку в таком случае давать нельзя.
Хитрость №2: «Самое важное поручение» легкий способ научить малыша болтать с удовольствием. Дети с самых ранних лет любят, когда на них возлагают ответственность
Поэтому старайтесь чаще просить ребенка принести что-то или узнать у папы, бабушки, дедушки какую-то важную информацию
Дети с самых ранних лет любят, когда на них возлагают ответственность. Поэтому старайтесь чаще просить ребенка принести что-то или узнать у папы, бабушки, дедушки какую-то важную информацию.
Обязательно объясните малышу, как вы возлагаете на него надежды и что он незаменим. Только он может справиться с такой непосильной задачей. Это станет стимулом для ребенка, ведь чтобы выполнить задание, нужно заговорить.
Хитрость №3: «Договори за меня».
Всеми любимый и известный способ, помогающий детям говорить без страха ошибиться. Вы произносите начальный слог и побуждаете своего малыша договорить за вас следующий. Благодаря коллективному творчеству, ребенок сможет «разговориться». Но таким способом не стоит злоупотреблять, чтобы не было как в анекдоте про месяца;
Собирая воедино мои советы, я могу точно сказать одно: если ребенок не говорит в 2 года, хотя вы стараетесь его научить – это еще не повод для паники. Разговаривайте, пойте, болтайте и главное – веселитесь, и все будет хорошо!
- Почему ребенок не слушается?
- Как развить самостоятельность у ребенка?
- Почему дети плохо спят?
Не бойтесь употреблять упрощенные звукоподражательные слова
Чаще используйте, такие слова как гав-гав, би-би, бух, кап-кап и т.д. Рассматривая книги, рассказывайте, какое животное как говорит (мяу, беее, мууу), а также как звучат некоторые предметы (молоток – тук-тук, колокольчик – динь-динь, паровоз – чух-чух). Употребление таких слов способствует развитию активной речи малыша, т.к. ребенку гораздо проще их произносить и легче понять. Не бойтесь того, что вы слишком упрощаете речь для ребенка. Введение облегченных слов до полутора лет является нормой.
Однако очень важно наряду с облегченной версией слова употреблять и полную («посмотри, это собачка, она говорит «гав-гав»», «ой, кукла упала – бух»), ни в коем случае нельзя общаться с малышом только посредством упрощенных слов! Иначе потом будет очень тяжело переучивать ребенка на взрослую речь. Как объяснить ему, что гав-гав внезапно стало собакой? Малыш будет продолжать говорить «би-би» и «ням-ням», даже тогда, когда будет способен произнести полноценные слова
Очень хорошие книжки, которые помогут малышу запомнить простые звукоподражательные слова — «Что как звучит?» (Ozon, My-shop, KoroBoom) и «Кто что делает?» (Ozon, My-shop, KoroBoom). Лично мне они очень нравятся тем, что в них нет ничего лишнего, картинки крупные, понятные маленькому ребенку. Дочка эти книжки просто обожала.
Здоровье ребенка: правила игр у воды
Если малыш любит играть в воде или у воды, за ним нужно приглядывать особенно внимательно. Вот некоторые правила безопасности:
Если дети играют в воде, рядом обязательно должен быть кто-то из взрослых
Неважно, учится ли малыш плавать, просто плещется в бассейне или даже в ванночке, за ним обязательно должен присматривать кто-то из взрослых, если вас нет рядом.
Не спускайте глаз с ребенка. Даже если поблизости есть спасатели, смотрите только на малыша, не отвлекайтесь на книгу или телефон.
Заходите в воду вместе с малышом
Не отправляйте ребенка плескаться или учиться плавать одного. Зайдите с ним в воду и держитесь рядом, на расстоянии вытянутой руки.
Если вы не можете присмотреть за ребенком, поручите это кому-нибудь надежному. Но ни при каких обстоятельствах не поручайте присмотр за малышом другому ребенку, пусть даже старшему.
Наденьте на ребенка спасательный жилет. Если вы с малышом плаваете на лодке по озеру, морю или реке или если вы просто находитесь рядом с открытым водоемом, обязательно наденьте на ребенка спасательный жилет по размеру.
Если у вас есть бассейн, установите вокруг него ограждение. Дверь, ведущая к бассейну, должна быть закрытой. Если малыш находится без присмотра, нужно исключить любую вероятность того, что он окажется рядом с бассейном.
Спускайте воду из бассейна-лягушатника после каждого использования. Многие малыши обожают плескаться в лягушатнике. Однако необходимо спускать из него воду после купания.