Как научить ребенка понимать время на часах со стрелками
Содержание:
- Как научить ребенка времени по часам: тренажер?
- Тренировка
- Коробка из-под торта, как корпус часов
- Как объяснить ребенку время как научить ребенка понимать по часам?
- Знакомим ребенка с электронными, солнечными, песочными часами
- Основные принципы обучению времени
- Как научить ребенка временам года?
- Детские наручные часы с GPS и телефоном
- Знакомство малыша с понятием «время»
- Научить ребенка времени: игра
- Ход занятия.
- Как научить ребенка понимать время по часам со стрелками?
- Этапы занятий с детьми
- Закрепление знаний
Как научить ребенка времени по часам: тренажер?
В разнообразии игр для изучения часов необходимо выбрать оптимальный для своего ребенка вариант. Большую пользу несет онлайн игра на внимательность, которая помогает изучить часы — тренажер времени.
Наиболее простой тренажер поможет тренировать память и изучать часы. Принцип выполнения задания очень прост: в одном углу экрана изображены часы, на которых, с помощью мышки необходимо установить правильное время, которое указано на часах в противоположном углу. За каждый правильный ответ дается определенное количество баллов.
Тренажеры хорошо помогут обучить ребенка часам, но время перед компьютером должно быть строго дозировано
- Чем больше выполненных заданий позади, тем более сложными становятся уровни игры. На последних уровнях часы с заданием начинают исчезать – сначала возникают часы с установленным временем, потом они пропадают и на экране высвечиваются часы, которые ребенку нужно будет «завести» самому. Таким образом, ребенок, который уже немного ориентируется во времени, научится еще и запоминать его
- Интересным вариантом онлайн тренажеров являются игры с использованием любимых мультяшных героев. Для этого придумана игра, в которой герои спешат, по каким-то делам и сверху изображено окошко с часами. Так ребенок понимает, что его любимая кукла или человек-паук тоже все делают по часам
- Вы и сами можете тренировать малыша, без использования компьютерных игр. Например, можно говорить, что завтра в какое-то определенное время Вы пойдете на игровую площадку, при этом покажите ему время на часах. Пусть ребенок отсчитывает в разные периоды дня сколько же часов осталось до этого ожидаемого события
Лучше приобрести для ребенка детские часы — это безопасно, а их изучение намного интереснее для малыша
Таким образом, есть масса вариантов для того, чтобы ознакомить время с ребенком – используйте интересные игровые методы, и Ваш малыш обязательно запомнит все минуты и часы.
Тренировка
Чтобы закрепить знания, следует сыграть с ребенком в игру «Часы». Для нее потребуются те часы, которыми семья располагает: детские, старые настенные с большими стрелками, картонные. Задать игровую атмосферу поможет выдуманная история – например, нам надо помочь сказочному герою добраться до дома, верно разгадав загадки про время от злой колдуньи.
Имеется два типа заданий.
- Родитель говорит время, ребенок выставляет его на часах. Для этого задания лучше всего подойдет красочный картонный вариант со стрелками.
- Время на циферблате выставляет взрослый, задача малыша – назвать его точно. Следует действовать по принципу «от простого к сложному».
Заниматься лучше каждый день, но недолго, чтобы ребенок не успел устать и потерять интерес к обучению.
Коробка из-под торта, как корпус часов
Этот вариант наиболее затратный по времени, потому что все, что требуется для изготовления корпуса – круглая коробочка от торта. Останется только оригинально украсить и прикрепить петли для того, чтобы часы можно было повесить на стену.
Порядок действий:
- Приготовьте коробочку от торта – хорошенько промойте и отчистите от остатков еды.
- Подберите бумагу того цвета, который вам больше нравится, и вырежьте цифры, которые после закрепите с помощью клея ПВА на лицевой части коробки. Еще лучше использовать глянцевую или блестящую бумагу.
- Далее следует самая интересная часть: нужно украсить внутреннюю часть наших часов. Возьмите немного мишуры или елочных игрушек, фигурок и наполните внутренности коробочки.
- Изготовьте из бумаги или пластика шишки и оберните их фольгой, привяжите к ним веревочки.
- Закрепите концы веревок между двух частей открытой коробки.
Закончите эту композицию, обернув коробку по периметру дождиком или гирляндой.
Такими несложными действиями, а главное доступными материалами удалось изготовить своими руками новогодние часы, которые понравятся детям и взрослым. Крепить на стену их можно с помощью двустороннего скотча или, проделав отверстие, повесить на тактическую кнопку.
Как объяснить ребенку время как научить ребенка понимать по часам?
Маленьким детям сложно понимать абстрактные понятия, то есть они любят все пощупать, потрогать, укусить. Чтобы малышу для начала было понятно, как же измеряется время нужно познакомить его с часами.
Изучение часов должно быть постепенным и обязательно наглядным
Этот процесс ознакомления условно разделим на несколько этапов:
Возьмите все возможные часы, которые найдете в доме – это могут быть ручные, настольные и большие настенные часы – для начала рассмотрите разницу, найдите отличия
Хорошо будет, если у Вас найдутся электронные и песочные часы, чтобы ребенок наглядно видел их разнообразие
После того, как ребенок немного разобрался с внешним видом, обратите его внимание на технические нюансы – покажите, что есть большая стрелка, маленькая и секундная. Попытайтесь объяснить: какая стрелка за что отвечает и понаблюдайте как они двигаются
Можно рассмотреть картинки часов в журналах и книгах
Найдите веселые стишки о часиках, и, читая их, можете параллельно рассматривать имеющиеся дома часы
Пройдите с ребенком по магазинам, где продаются часы, покажите их разнообразие. Особенно привлечь внимание ребенка могут часы с кукушкой или старинные часы с громким звуком «бом»
Покажите ребенку какими разнообразными бывают часы и как они функционируют Когда Вы объясните малышу о самом устройстве, можно переходить к запоминанию времени. Для этого можно использовать такие варианты:
Расскажите ребенку, во сколько Вы встаете, при этом говорите: «Сегодня мы встаем в семь утра» и показывайте на часах заранее переведенное время, когда большая стрелка стоит на двенадцати, а маленькая на семи
Покажите ребенку во сколько часов он кушает, сколько времени вы провели на прогулке, когда приходит с работы папа
Малышу будет интересно переводить стрелки самому и показывать различное время — для этого Вы можете приобрести игрушечные часы или интерактивную доску
Когда собираетесь на прогулку или идете пить чай, акцентируйте внимание ребенка на том, сколько времени. После того, как придете, считайте по минуткам, сколько времени прошло
Засекайте время на таймере и постарайтесь сделать какое-то дело – попрыгать, выпить воды или посмотреть любимый клип
После того, как таймер отсчитал время, разбирайте с ребенком, успели ли Вы сделать задуманное за определенный промежуток времени
Позвольте ребенку изучить часы и дайте ответы на все возникшие вопросы
- Возьмите песочные, электронные и часы со стрелками – включите любимую музыку и наблюдайте за всеми изменениями в этих часах. Сравните, одинаково ли прошли на них 1, 2, 5, 10 минут
- Первое время старайтесь все делать по часам – чистить зубы 3 минуты, одеваться 5-10 минут. Так ребенок не только научится понимать по часам, но и будет более организованным
- Если Вы увидите, что ребенок не хочет изучать часы и не проявляет к ним никакого интереса — не стоит настаивать. Лучше подождать или избрать веселую игровую форму обучения.
Ребенок обязательно должен научиться понимать по часам и пусть в первое время обучение будет даваться тяжело — со временем малыш обязательно овладеет необходимыми навыками и будет успешно применять их на практике.
Знакомим ребенка с электронными, солнечными, песочными часами
Когда ребенок научился определять время по часам со стрелками, пора познакомить его и с другими часами. Вам есть, куда двигаться дальше! Знакомство с электронными, солнечными, песочными часами поможет ребенку углубить свое понимание времени. Тем более, с ними будет не менее интересно разобраться.
Электронные часы более условны, чем часы со стрелками, по ним не отследить ход времени наглядно. Но если ребенок разобрался с тем, как считаются часы и минуты, то проблем возникнуть не должно. Обзаведитесь электронными часами и поручайте ребенку следить за временем и на них. В той же программе телепередач всегда указано время в электронном формате, поэтому первым делом можно запомнить, во сколько начинаются мультики и детские передачи.
Солнечные часы больше похожи на часы со стрелками, поэтому с ними будет проще разобраться. Осталось дождаться солнечного дня, начертить на песке круг, установить в центре деревянную палочку, сверить время с механическими часами и дорисовать циферблат. И можно завороженно наблюдать, как тень от палочки постепенно ползет по часовой стрелке.
Песочные часы также будет удобнее всего сопоставить со стрелочными. Они отмеряют совсем небольшие промежутки времени. Предложите ребенку одновременно наблюдать за секундной стрелкой на механических часах и ходом времени в песочных часах. Кстати, с ними намного веселее выполнять задания на время: застелить постель, сложить все игрушки в коробку и т.д., пока песок не перестанет сыпаться.
Научить ребенка понимать время не так сложно, как кажется. Решив эту проблему в детстве, вы поможете ребенку стать человеком пунктуальным, для которого ощущение времени не будет слабым местом.
В 5-7 лет у большинства детей — пик познавательной активности. И это во многом лучшее время, чтобы вместе интересно и разнообразно развиваться. Пока ребёнка не затянуло в школьные будни.
Родителям в помощь — занимательные логические задания, упражнения на развитие мышления, внимания, памяти и речи. Поделиться с друзьями: Подключайте к ЛогикЛайк
Тренируйтесь по 20 минут в день и наблюдайте прогресс уже через несколько месяцев. Ребёнок начнёт лучше понимать любую новую информацию.
Основные принципы обучению времени
Родителям сначала советуют приступить к знакомству малыша с понятиями «утро», «обед», «вечер» и временами года. Желательно, чтобы он знал счет до 100 и умел складывать с интервалом «5». Занятия лучше проводить в игровой форме, так как это способствует лучшему восприятию информации. При таком обучении ребенка не надо будет заставлять, ему будет интересно познавать что-то новое во время игры.
Совет!Родителям стоит заранее подготовить некоторые дидактические материалы, ведь с помощью визуализации детям будет проще воспринимать процесс времени. Забавные и яркие иллюстрации надолго останутся в их памяти.
Сначала кроху знакомят с будущим, настоящим и прошлым временем. Можно привести обычные жизненные примеры:
- вчера шел сильный дождь – это прошлое;
- сейчас ты катаешься на велосипеде – это настоящее;
- завтра выходной и мы пойдем в парк – это будущее.
Надо помочь малышу ориентироваться во временах года и знать их основные отличия.
К примеру, на улице идет снег – это пришла зима. Когда зеленеет трава и цветут деревья – наступила весна. Летом можно купаться в реке, и есть мороженое, а с наступлением осени листья желтеют и опадают, а птицы улетают в теплые края.
После знакомства с временами года приступают к изучению названий месяцев. Ребенок должен запомнить, какие месяцы относятся к каждому сезону. Затем рассказать ему, что месяц состоит из определенного количества дней (28, 29, 30, 31) и недель. Каждая неделя включает в себя семь дней.
Как научить ребенка временам года?
- Следующим шагом в познании ребенком мира будет изучение времен года. Когда Вы уже хорошо изучили счет и время по часам, можно переходить к этому этапу. Не торопитесь в изучении всего и сразу
- Иначе у малыша образуется каша в голове от избытка информации, и он досконально не запомнит ни основы функционирования часов, ни времена года
- Если ребенок уже изучил часы, то он знает, что в часе имеется 60 минут, а в сутках — 24 часа. Теперь придется ему запомнить еще одно числовое значение – в месяце 30 или 31 день, а в году 12 месяцев
- Очень хорошо для начала выйти с ребенком на улицу и объяснить ему, какое время сейчас. Посмотрите вокруг, объясните ему, когда трава зеленая, когда идет снег, а когда желтеют листья на деревьях
Времена года
- Расскажите ребенку чем примечательна каждая пора. Донесите до него мысль о том, что каждое время года по своему прекрасно и неповторимо. Пусть малыш сам попытается рассказать о том, чем занимаются люди в каждый из периодов
- Объяснить о временах года помогут перекидные календари. Обязательно на них должно быть изображено время года, чтобы ребенок не только слушал Ваш рассказ, но и видел особенности той или иной поры визуально
- Каждый день Вы будете отрывать с ребенком лист календаря и смотреть на картинку, где увидите природу – по ней объясняйте ребенку, какое сейчас время года и зачеркните еще один день на календаре – так малыш поймет, когда закончится месяц
Иллюстрируйте свой рассказ о временах году
Придумайте для ребенка важные даты, чтобы он учился сам ориентироваться в календаре и временах года. Говорите, что через месяц у него день рождения (Новый год, женский день, Пасха) и ему подарят много подарков или летом Вы поедете на море. Так малыш будет считать, когда же наступят обещанные дни.
Учите с ребенком не только сезоны, но и название месяцев. Расскажите ему, что в одном сезоне три месяца, а всего таких сезонов четыре. Постепенно давайте ему всю информацию, а не рассказывайте все в один день.
Вместе с ребенком нарисуйте времена года
- При прогулке в игровой форме спрашивайте у ребенка, какой сегодня день, месяц и сезон. И если Вы видите, что новую информацию ребенок усвоил, то начинайте учить с ним следующее
- Если Вы не будете стараться рассказать ребенку обо всем и сразу, то со временем при регулярном повторении, Ваш малыш уже вовсю будет понимать не только по часам, но и расскажет Вам название всех дней недели и месяцев
- Главное понимать, что мозг ребенка – это не компьютер, не стоит торопиться с изучением чего-либо перегружая малыша информацией — все необходимо делать постепенно и вовремя, закрепляя и повторяя изученный материал
Детские наручные часы с GPS и телефоном
Смарт-часы незаменимая вещь для дошкольников и учеников начальных классов. Дети уже самостоятельно ходят на уроки, секции, в гости к одноклассникам, гуляют во дворе. И родителям сложно контролировать их передвижения. На помощь приходят умные часы с телефоном и функцией слежения за ребенком. Гаджет легко заменит телефон. Если в устройстве есть слот для SIM-карты, ребенок может звонить со смарт-часов. Большинство моделей оснащено GPS-трекером, который позволяет родителям видеть, где находится их чадо.
Мама или папа (в зависимости от того, к чьему телефону привязаны детские умные часы) могут обозначить допустимые границы передвижения. Если малыш их пересечет, вам придет уведомление. Например, между школой и домом сынок решил заглянуть к другу. GPS-трекер об этом сразу оповестит.
В большинстве детских умных часов есть датчик снятия гаджета с руки. Родители поймут, что школьник без устройства. Еще важная функция – удаленное прослушивание. Оно позволяет услышать все, что творится вокруг ребенка. При этом малыш об этом не узнает.
Главные функции детских смарт-часов
Умные часы обладают различными возможностями. Но для школьных смарт-часов выбирайте модели, где есть следующие функции:
1. Звонки с телефона. Для этого в гаджете должен быть слот под SIM-карту.
2. GPS и Wi-Fi. Они помогут отслеживать перемещения ребенка даже внутри толстых стен школы.
3. Установка зон геолокации. Мама и папа определяют, где безопасно находится малышу. При выходе за пределы зоны придет уведомление на родительский смартфон.
4. Датчик снятия умных часов с руки.
5. Кнопка SOS для экстренной связи с родными.
Знакомство малыша с понятием «время»
Режим дня малышей определяют родители, поскольку у первых нет того ощущения времени, что есть у вторых. Что такое время – не знают пока и учёные, а детям тем более трудно в этом разобраться
Поэтому перед знакомством с часами ребёнку нужно познакомиться с рядом терминов, таких как месяц, неделя, день, какие есть части суток, что означает вчера, сегодня и завтра.
Помочь в осознании течения времени 2-3-летнему ребёнку можно, обращая его внимание на последовательность событий – вначале, сейчас, потом. Например, вначале все перед едой помыли руки, потом пообедали, а сейчас мама моет посуду
Нужно обращать внимание ребёнка на то, какая настала часть дня и что в это время принято делать – умыться и позавтракать утром, поиграть днём, почитать вечером
Полезно вместе составлять распорядок следующего дня, вспоминая, чем занимались вчера и сегодня.
Важно обращать внимание малыша на промежутки времени, например, проговаривая предстоящие дела: через 15 минут идём гулять, через полчаса будем ужинать, в 9 вечера ляжем спать.Хорошо, если в 4-5 лет ребёнок будет с лёгкостью перечислять все времена суток. Если же он затрудняется, то можно ему помочь ярким плакатом с распорядком дня, где нарисованы все типичные для своего времени дня действия
Малыш должен понимать, что в совокупности утро, день, вечер и ночь составляют сутки, которые всегда имеют одну и ту же продолжительность в 24 часа. Поэтому, чтобы знать, когда пора вставать, кушать или идти на работу, родители всё это определяют по часам.Как только малыш разберётся с понятиями, описывающими времена суток, то дальше он может начать разбираться с днями недели. Чтобы закрепить результат, полезно будет его при любом удобном случае спрашивать, какой сегодня день недели, какой был вчера, какой настанет завтра.
Чтобы обучение шло легко и быстро, помогут такие приёмы как: подборка песенок, стихов, считалок, посвящённых временам суток и дням недели, рисунки с отражением времени (как семечко выросло и стало ростком, потом цветком и ягодой), просмотр семейного альбома, где есть фотографии ребёнка в младенческом возрасте. Когда ребёнок посмотрит на то, как он выглядел прежде, то ощутит, насколько он изменился. Можно также совместно просматривать видеоуроки о времени.
Пора показать малышу часы с секундной стрелкой и попросить его описать, что он видит на них. Для обучения нужно использовать циферблаты с хорошо различимыми арабскими цифрами и с метками, обозначающими минуты. После пусть он посчитает все большие и маленькие чёрточки, которых в сумме будет 60. Они имеют два назначения – указывают минуты и секунды. Когда самая быстрая тонкая стрелка проходит полный круг, то проходит минута, если то же делает самая большая стрелка – проходит час. Поскольку наиболее эффективное обучение у детей происходит во время игры, то очень полезно вместе с ними сделать макет циферблата со стрелками. Из плотного картона можно вырезать круг, разметить на нём циферблат, раскрасить его и яркими красками нарисовать цифры. Также вырезать часовую и минутную стрелки и так прикрепить их в центре циферблата, чтобы они могли поворачиваться (закрепить на винтике или канцелярской скрепке).
Научить ребенка времени: игра
Игра – один из любимых видов деятельности детей, который выполняет важную функцию – позволяет познавать мир. В игровой форме можно интересно учить время вместе с ребенком – это поможет ему быстро и весело узнать, как работают часы.
Существует много вариантов интерактивных игр для различных гаджетов, которые помогают в изучении времени – это и программы для самых маленьких с разными заданиями, игровые тренажеры и даже познавательные мультфильмы
Учите ребенка понимать по часам в игровой форме, а если видите что пока сильного интереса к часам нет — временно отложите обучение
В качестве интересной игровой формы изучения времени можно составить с ребенком распорядок его дня по времени:
- Используйте большой плакат и цветные фломастеры или карандаши
- Нарисуйте большие часы, а Возле стрелок цифрами укажите время
- В промежутках между часами нарисуйте обязательные занятия ребенка
- Например, нужно будет нарисовать такие обязательные пункты, как утреннее пробуждение, завтрак, дневной сон, обед, ужин и ночной сон
- Разместите плакат в детской комнате
Между этими обязательными пунктами, которые ребенок выполняет каждый день, добавляйте произвольные варианты проведенного дня: прогулка, просмотр мультиков, поход к бабушке, в магазин и встречу с друзьями. Обязательно расскажите ребенку, что надо следить, чтобы везде успеть иначе бабушкины пироги остынуть, а друзья расстроятся, если Вы опоздаете.
Купите плакат с часами, стрелки которых можно переводить — такая игра быстро научит ребенка определять правильное время
- В игровой форме моно научить ребенка контролировать время: давайте ребенку задания, засекайте время и смотрите за их выполнением
- Желательно, чтобы время на выполнение игрового задания было немного больше, чем требуется, чтобы ребенок всегда радовался, что выполняет задания раньше намеченного часа
- Онлайн игр для изучения часов придумано масса, главное контролируйте, чтобы ребенок не проводил слишком много времени у планшета или компьютера, так как это вредит зрению
Читайте стихи и сказки о часах
- Найдите книгу с веселыми стихами о часах и читая ребенку строки, просите, чтобы он искал время, о котором говорится в стихах. Это веселое занятие имеет, как образовательный штрих, так и хорошо скрасит проведенное время
- Занимайтесь со своим ребенком и как можно больше времени проводите вместе – в ранние годы закладываются основы всех элементарных знаний об окружающем мире
- И именно мама и папа, как самые родные и близкие люди для крохи, должны помочь ребенку познать неизведанные ранее вещи и процессы
Ход занятия.
Беседа:
— Во сколько вы сегодня проснулись? Сколько времени было на часах?
— Во сколько вы пришли в детский сад? Кто-нибудь умеет определять время по часам?
— Скажите, а зачем нам знать, сколько сейчас времени? (ответы детей)
Воспитатель демонстрирует детям модель часов.
Воспитатель: «Жила-была Часовая стрелочка, она была уже бабушкой и ходила очень медленно. Посмотрите, вот она, она толстенькая и коротенькая (показывает модель часов).Бабушка была очень строгая и говорила: Пора обедать, уже 1 час (показывает).
У нее была дочка – Минутка, минутная стрелочка (показываем). Она бегала побыстрее. Смотрите, она какая длинненькая, тонкая и красивая. Пока бабушка целый час шла до магазина, минутка успевала обежать целый круг возле дома. Минутная стрелочка никогда не уставала.
Бабушка всегда говорила, смотрите, уже 9 вечера, пора спать (демонстрируем).А Минутка говорила: «А я не понимаю, бабушка, вот ты показываешь часы, а я для чего служу?».А бабушка ей отвечала: «Всему свое время, подрастешь, узнаешь, а сейчас запоминай часы. И бабушка учила ее определять по циферблату часов время».
Воспитатель:Давайте поможем Минутке: «А сейчас который час?» (воспитатель демонстрирует 2 часа).
— А сейчас? (устанавливает стрелку на три часа)
Дети отвечают.
Если кто-то из детей спрашивает, что обозначает минутная стрелка,воспитатель отвечает:
— Мы определяем который сейчас час, но не минуты, минуты будем учиться определять позже.
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в игру «Вокзал».
Воспитатель устанавливает атрибуты для игры: касса, билеты, часы, игрушечный поезд.
— Кто будет машинистом? Что делает машинист?
— Кто будет продавать билеты?
— Кто будет начальником вокзала? Начальник вокзала будет объявлять отправление поезда.
— Остальные дети будут пассажирами.
— Кто знает, во сколько открывается касса?
— В восемь утра. (Воспитатель устанавливает часовую стрелку на восемь). Касса открыта. Покупайте билеты.
Дети по очереди покупают билеты.
— Поезд отходит в девять утра. Как нужно установить стрелку? (Ребенок устанавливает).
— Поезд отправляется (объявляет начальник поезда).
Машинист везет поезд.
Игра повторяется. Дети меняются ролями.
— Понравилась вам игра?
— Как вы думаете, зачем на вокзале часы?
Беседа:
— Во сколько мы завтракаем? Кто хочет показать по часам?
— Во сколько у нас обед?
— В котором часу за вами придут родители?
— Во сколько вы ложитесь спать?
Воспитатель: Молодцы!
В течение дня воспитатель периодически просит детей определить время часам.
Как научить ребенка понимать время по часам со стрелками?
Будьте готовы к тому, что на первых порах ребенку будет довольно тяжело постигнуть особенности отсчета времени. Чем проще и доступней Вы сумеете объяснить ребенку принципы этого абстрактного процесса, тем быстрее и эффективнее он усвоит новые знания.
Перед непосредственным изучением времени, необходимо актуализировать знания ребенка о числах:
- Выучите числовой счет – если ребенок не умеет считать до 60, то ему очень тяжело будет понимать по часам
- Умножение на 5 – для того чтобы ребенок разбирался в минутах, не считая их по минутным отметкам, желательно, чтобы он умел плюсовать и умножать. Эти знания помогут понимать, что прошло 5, 10, 15 минут и так далее. К тому же, в повседневной жизни мы редко используем такой счет, как 7, 13 минут и т.д., а стараемся округлять
Дети очень тяжело воспринимают абстрактные понятия — иллюстрируйте свои рассказы как можно красочнее После того, как ребенок научился считать, можно переходить к непосредственному изучению времени. Для этого:
Лучше учить ребенка на больших часах, циферблат которых не имеет стеклянное покрытие – так ребенку будет более наглядно видно время поминутно, а отсутствие стекла, исключает возможность травматизма, а также позволяет ребенку пальчиками переводить время
Подробно объясните ребенку различие между большой и маленькой стрелкой – сначала изучайте время вместе, потом скажите, пусть малыш сам называет время, а Вы будете медленно переводить стрелки до нужных часов и минут
Изучите минутную стрелку – очень подробно по минутам смотрите за передвижением стрелки, также обратите внимание, что, когда минутная стрелка пройдет круг, часовая – перейдет на одну цифру вперед. Обязательно обращайте внимание малыша на эти нюансы, при необходимости повторяйте сказанное несколько раз, задавайте вопросы, которые позволят проверить понимание ребенка
Рисуйте часы – в альбоме или тетради нарисуйте много круглых, квадратных, треугольных часов и пусть ребенок их разрисует
После этого говорите ребенку время, а он пусть рисует стрелки на своих часах – это веселое занятие не оставить ребенка равнодушным
Хорошей идеей будет писать цифровое время возле нарисованных часов. Так ребенок будет изучать все и сразу – не только часы, но и повторять числа
Пусть ребенок нарисует часы, а Вы дадите задание изобразить какое-либо время Старайтесь не нагружать ребенка слишком большим количеством информации сразу. Дозировано и в игровой форме малыш быстро запомнить, где какая стрелка, и что каждая из них значит.
Этапы занятий с детьми
К двум-трем годам малыши уже, как правило, знают общее назначение часов как технического прибора. Если же нет, то объясните ребенку необходимость наличия часов, связывая время суток с определенным видом деятельности. Например, можно сказать, что стрелки указывают:
В целом, начинать обучение определению времени по часам следует не ранее 3 лет, когда ребенок уже неплохо будет считать. До трех лет необходимо освоить определение времени года и суток.
Перед началом обучения объясняем малышу доступным языком, какие бывают виды стрелок, акцентируем внимание на том факте, что круг большой стрелки заставляет маленькую передвинуться на следующую цифру. Первая трудность будет состоять в непонимании ребенком, почему, когда стрелка указывает на деление 2, это означает 10 минут
Для решения данной проблемы целесообразно смастерить самодельные часы из картона и подписать только большую стрелку. Когда ребенок научится определять минутные деления, присоединить к ним маленькую стрелку.
Если ребенок еще плохо считает, не знает все цифры, упражнения на тему «Изучаем часы» станут дополнительной возможностью закрепить полученные знания и приобрести новые
На самодельных часах выставляете маленькую стрелку на определенную цифру, а большую на 12, акцентируете внимание на маленькой стрелке и просите малыша ответить, который час. Ребенок, по сути, называет цифру, на которую указывает маленькая стрелка
Так он учится определять полный час на циферблате. Когда все цифры усвоены, ребенок хорошо считает, идеально – умеет прибавлять и вычитать, можно приступать к изучению особенностей минутной стрелки, выделив ее, как было сказано выше. Обращение к минутной стрелке целесообразно проводить с 4-5 лет.
Основное табу при освоении темы «Время» — использование электронных часов. Нам, взрослым, легче по ним ориентироваться, поскольку наши представления о времени суток уже сформировались. Но малышу электронные часы не дадут главного – зрительного восприятия и ощущения суток как цикличного понятия. Иными словами, глядя на часы в форме круга, мы подсознательно начинаем понимать, что сутки, как и год, — это определенный замкнутый цикл с повторяющимися закономерностями. А так как все в природе живет и развивается циклично, мы тем самым включаем малыша в цикличную систему всего мироздания. Выработавшееся в нас поколениями ощущение цикличности жизни дает ощущение комфорта и защищенности.
В связи с этим целесообразно, изучая часы с ребенком, привязывать определенное время к какому-то регулярному, повторяющемуся изо дня в день действию. Например, еда, прогулка, сон, игры. У малыша формируется восприятие той самой цикличности и понятие распорядка дня. Впоследствии, ближе к школьному возрасту, вы подойдете к понятию целесообразного распределения и использования времени в течение дня, его рационального планирования.
Закрепление знаний
Теперь вы знаете как научить ребёнка определять время по часам со стрелкой, но это еще не все. Надо с ребенком систематически заниматься, чтоб он вскоре не забыл полученную информацию, а наоборот без лишних трудностей и промедлений научился «слету» определять текущее время. Для этого нужно работать над закреплением знаний.
Попросить малыша показать часовую и минутную стрелки и рассказать, какая из них длиннее, а какая короче. Пусть ребёнок покажет, в каком направлении по кругу движутся стрелки. Вначале попросить его установить ровно какой-то час, а потом можно усложнить задачу и попросить установить реальное время, глядя на свои часы. Пусть малыш покажет, где окажется минутная стрелка, когда пройдёт половина часа. Если ему пока трудно это сделать, нужно ему показать, передвинув стрелку своими руками. Исходя из уже имеющихся у малыша знаний, ему можно придумывать и другие задания. Можно установить на циферблате либо точно какой-нибудь час, либо час с половиной и попросить ребёнка после этого передвинуть стрелки на:
- полчаса (объяснив, что полчаса – это 30 минут или ровно половина круга);
- час и ещё полчаса (познакомив с понятием полтора часа);
- 2 и 3 часа;
- 2,5 часа;
- на полчаса назад;
- на полтора часа назад и т. д.
Установив на циферблате какое-то время, спросить:
- сколько прошло времени, если было…;
- сколько времени осталось до…;
- сколько пройдёт времени, когда будет…;
- попросить показать, какое положение стрелки займут через 5, 10, 15, 30 минут, через час, два, три, черед полтора часа, 2,5 часа, через час и 5 минут;
- какое врем было 5, 10, 15, 20 и т. д. минут назад, полчаса назад, час, два, три назад, полтора часа назад, час и 10 минут назад и т. д.