Твердые и мягкие согласные звуки: правила и таблицы для детей 1 класса

Содержание:

Другие типы согласных

Есть еще несколько названий, которые надо помнить, чтобы легко понимать правила.

Непроизносимые

В связи с особенностями произношения в нашем с вами языке, некоторые согласные в словах “выпадают”: солнце – , лестница – , здравствуйте – .

Чтобы проверить непроизносимый звук, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором после сомнительного согласного будет гласный или не будет сочетания нескольких согласных. Например, “здравствуйте” мы проверяем словом “здоровье”, “солнце” – “солнечный”, “солнышко”.

Удвоенные

Это когда рядом два одинаковых согласных. Самый известный пример – правило на удвоенное НН.

Слова, у которых есть удвоенные согласные в корне, как правило, заимствованные: аммоний, тонна, килограмм.

Постановка звука Ц

В логопедии выделяют такие способы:

  • Подражание (распространенный метод, выполняется в качестве домашнего задания). Усаживаем кроху перед зеркалом и садимся рядом. Показываем артикуляцию фонемы «Т». При этом объясняем, что кончик язычка нужно держать за нижними зубками. Образовываем звучание «Ц».
  • Механический способ. Берем шпатель или чайную ложку. Говорим ребенку произнести звук «С». Аккуратно пододвигаем кончик языка вниз ротовой полости. Получается, фонема «Ц».
  • Смешанный. Демонстрируем артикуляцию «С» или «Т» перед зеркалом. При «С» делаем тоже что и в предыдущем пункте. При «Т» кончик языка подвигаем за нижние зубы шпателем или ложкой.

После успешного результата необходимо автоматизировать произношение.

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 26,
Чуракова, Учебник

Упражнение 28,
Чуракова, Учебник

4 класс

Упражнение 399,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 462,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 463,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 465,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 517,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 540,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 601,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 357,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 359,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 361,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 213,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение Практикум стр. 12,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 491,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 30,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 180,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 50,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 60,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 557,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение Практикум стр. 8,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 342,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение Практикум стр. 62,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 508,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 600,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 30,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение Практикум стр. 20,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 88,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 345,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 386,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 439,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 100,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 107,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 295,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 425,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 20,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 174,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 229,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 255,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 378,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 65,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 283,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 363,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 365,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Что такое мягкие звуки?

Чтобы выяс­нить, что такое мяг­кие зву­ки, срав­ним два сло­ва и обра­тим вни­ма­ние на про­из­но­ше­ние их началь­ных звуков:«бок» и «бег»

В пер­вом сло­ве зву­чит звон­кий соглас­ный , в обра­зо­ва­нии кото­ро­го участ­ву­ют губы:бок

Начальный соглас­ный зву­чит доста­точ­но твёр­до. Сравним с про­из­но­ше­ни­ем вто­ро­го слова:бег

Первый звон­кий соглас­ный звук обо­зна­чен той же бук­вой «б», но зву­чит он несколь­ко по-другому. При его про­из­но­ше­нии спин­ка язы­ка устрем­ля­ет­ся к твёр­до­му нёбу, выги­ба­ясь мости­ком. По бокам язы­ка обра­зу­ют­ся узкие про­хо­ды для выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха, в резуль­та­те чего звон­кий соглас­ный при­об­ре­та­ет мяг­кость, или пала­таль­ность. Лингвистический тер­мин «пала­таль­ность» вос­хо­дит к латин­ско­му сло­ву palatum, что бук­валь­но зна­чит «нёбо».

Итак, в рус­ской речи раз­ли­ча­ют твёр­дые и мяг­кие соглас­ные звуки.

По срав­не­нию с твер­ды­ми соглас­ны­ми все мяг­кие зву­ки при обра­зо­ва­нии отли­ча­ют­ся доба­воч­ным уча­сти­ем языка.Мягкие соглас­ные — это шум­ные зву­ки, в обра­зо­ва­нии кото­рых име­ет­ся допол­ни­тель­ная арти­ку­ля­ция язы­ка к нёбу.

Мягкость

Мягкими могут быть лишь согласные звуки, термина «мягкие согласные буквы» в русском языке не существует, так как буква – это всего лишь символ алфавита.

Согласные звуки называют мягкими, потому что при произнесении таких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу, чтобы вызывает так называемую мягкость.

Чтобы понять, как определить мягкость согласного звука, нужно следить за движением языка при произнесении конкретного слова.

Мягкость как элемент транскрипции имеет свое обозначение: ’.

На письме мягкость выражается двумя способами:

  • с помощью гласных букв я, е, ё, и, ю, которые указывают на мягкость предыдущих согласных звуков;
  • с помощью мягкого знака (ь).

Согласный звук является мягким не из-за того, что после него стоят показатели мягкости, наоборот, после согласного звука ставятся показатели мягкости, если этот согласный звук является мягким.

Примеры заданий для детей

Глухой или звонкий:

  • Простой и яркий способ, который помогает понять разницу — при произношении приложить ладонь к горлу. Переберите все согласные, пусть ребенок сам откроет какая буква вибрирует, а какая не дает ощущений.
  • Выберите картинки, которые напоминают звон и глухоту. Например: звоночек и ухо. Произносите разные слова из одного-двух слогов, а ребенок, если услышал звонкий звук, должен показать картинку со звоночком. Потом поиграйте так же с глухим звуком. Когда ребенок освоится с простыми словами, берите длиннее.

Твердый или мягкий:

  • Предложите взять одну букву и пропойте слога с гласными, дающими твердость. Пусть ребенок почувствует твердость в голосе. Потом с той же буквой пропойте слога с гласными, дающие мягкость.
  • Называйте слог и бросайте мяч ребенку. Если твердый, должен поймать. Если мягкий — оттолкнуть.
  • Составьте цепочку слов. Например, стул-лошадь-деньги-гитара…

Общие задания:

  • Создайте свою собственную таблицу с яркими образами, повесьте на видное место. Ребенок, когда сам подбирает рисунок, цвет, — больше включается в тему и быстрее запоминает.
  • Предложите назвать слово, где есть и звонкая и глухая. Или глухая и, при этом, — твердая.

§ Как научиться различать твердые и мягкие звуки

Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.

Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки

Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений)

В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий

Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.

Чтоб материал хорошо усваивался, обязательно нужно подкреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте наиболее простые слова. Такие как «мама» или «папа».

Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот  в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.

А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.

При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении. Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков

Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.

Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.

Особые случаи

Для полного изучения вопроса: является ли буква «ц» мягкой или твердой, следует обратиться к ее правописанию с гласной «ы».

Слог «цы» пишется в особых случаях, к которым относятся:

  • слова: цыган, цыпленок, цыц, мцыри и относящиеся к ним однокоренные;
  • притяжательные прилагательные, имеющие в своем составе суффикс «ын», стоящий после корня, оканчивающегося на «ц»: лисицын, курицын. На фамилии это правило не распространяется: Вицын, Станицын, Ельцин;
  • имена прилагательные, имеющие окончание «ый», следующее за основой, завершающейся буквой «ц»: круглолицый, бледнолицый;
  • имена существительные, после основы которых, оканчивающейся на букву «ц», находится окончание «ы»: месяцы, перцы, святцы;
  • фамилии украинской этимологии: Цыбин, Цыбулько;
  • имена собственные иностранного происхождения: Цынь, Ван Цы;
  • производные формы глагола несовершенного вида «сцать»: сцышь, сцыт.

За исключением вышеперечисленных пунктов, в сочетании с буквой «ц» пишется гласная буква «и».

Ход занятия

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Мы с вами познакомились уже со многими звуками. Скажите дети, какие бывают звуки? (Гласные и согласные).

Давайте поиграем в игру «Разложи картинки».

Каким цветом обозначаем гласные звуки? Каким цветом обозначаем согласные звуки? Картинки слова, в которых начинаются с гласного звука приготовлен домик красного цвета, для картинок, слова которых начинаются с согласного звука – домик синего цвета.

— Иди Аня выбери картину и помести домик.

— Почему ты поместила в красный домик? (Потому что, слово начинается с гласного звука).

-Какой первый звук в этом слове Аня? И т. д.

Послушайте дети я расскажу вам историю. Жила одна курица. Снесла курица яйца не золотые, а простые. И вылупились из них маленькие, жёлтенькие цыплята. Но вдруг прилетела злая волшебница и унесла маленьких цыплят. Плачет курица «Спасите моих маленьких цыплят»

Ребята, поможем курице? Спасём её маленьких цыплят?

Дети: Да.

— Но чтобы спасти цыплят, надо выполнить много заданий. Но я думаю, что вы справитесь с ними.

1. Задание

Цы-цы-цы,

Зайцы, мельницы, птенцы.

Цо-цо-цо,

Деревцо, кольцо, крыльцо.

Ца-ца-ца,

цапля, улица, пыльца.

(И. Лопухина)

Педагог просит детей определить, с каким звукомсегодня они будут знакомиться:

Дети определяют, что это звук . Давайте все вместе назовём этот звук. Назови Егор. (Вика, Сева). Какой он гласный или согласный? Как произносится звук? (мягко и твёрдо).

Педагог обращает внимание на то, что звук во всех словах произносится только твердо (уверенно); у него нет мягкого произнесения, как у других согласных звуков. Артикуляция звука

Артикуляция звука.

Дети разбирают артикуляцию звука ,смотря в зеркало: губы в улыбке; зубы сближены; широкий кончик языка упирается за верхние зубы; посередине языка идет сильная короткая воздушная струя.

Ещё раз повторите, посмотрите друг на друга.

Характеристика звука. Звук — согласный, всегда твердый.

2 задание Дети назовите слова со звуком «ц» из истории с курицей. (Курица, яйца, цыплята, волшебница.)

Скажите сколько слогов в слове курица? а где находится звук в этом слове? (середина). Звук может находиться в начале, в середине или в конце слова. Придумайте и назовите слова в которых звук «ц» начале и в конце слова (огурец, шприц, принц и т. д.)

Физкультминутка.

Будем хлопать мы в ладоши,

Если звук услышим «ц».

На другие звуки —

Опускаем низко руки;

И пойдем по кругу

Друг за другом.

Примерный набор слов: цапля — аист, царь — король, птица — зверь, яйцо— цыпленок — курица — петух.

3 задание.

Дети, скажите из чего состоит предложение? (Из слов). Определите сколько слов в предложении «Курица снесла яйчо». (Три). Назовите первое слово в предложении (второе, третье).

Назовите слова с новым звуком.

4 задание.

Знакомство с буквой.

Звук обозначается буквой Ц.

Педагог показывает детям буквуи читает стихотворение:

Буква Ц —

Внизу крючок,

Точно с краником бачок.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять

Цыплята вышли погулять.

Посмотрели, нет ли кошки,

Поклевали зёрна, крошки.

Крылышками помахали,

И на место побежали.

Давайте напишем букву Ц на песке.

Дети пишут букву Ц на песке.

Под тарелочкой с песком, достаньте листочки, возьмите ручки из пеналов и проведите по точкам линию. Что у вас получилось? (Показать).

-Вот мы и нашли всех цыплят.

Давайте отнесем их курице.

Дети относят цыплят курице. Курица очень рада что вы нашли её цыплят.

Итог занятия.

Какие задания вы выполняли?

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Трудные ли были задания?

Школьная классификация

Первый критерий классификации: твердость/мягкость. 18 согласных из 21 имеют пары по твердости мягкости, то есть в разных словах могут произноситься твердо или мягко. Например: корова, друг – к, р, в, д, г в этих словах – твердые. Однако мы можем подобрать другие слова, где они будут мягкими: реки, видеть, гикнуть – здесь мы уже произносим их мягко.

Нет пары по твердости/мягкости у шести звуков: ж/ш/ц (только твердые) и ч/й/щ – (только мягкие). Какой бы гласный не находился после ж/ш/ц – они будут твердыми: жизнь – , циркуль – , шить – . Ч/й/щ – всегда произносятся мягко – потренируйтесь: чёлка, щетка, йод, ёлка , щекотать, чай и т. д.

Второй критерий – звонкость и глухость. Сравните произношение и , и , и , и – в чем разница? В первом случае вы добавляете к произношению голос, во втором – голоса нет, только шум.

Нет пары по звонкости/глухости у сонорных звуков. Их пять: , , , , . Они только звонкие. Чтобы запомнить сонорные было проще – произнесите их несколько раз в той последовательности, которая дана выше. Они произносятся легко, без запинок, остаются в памяти.

Глухие непарные: , , , . У них не может быть звонкого аналога, его в принципе нет.

Мы рассмотрели признаки, которые выносятся на фонетический разбор в школе. Я разберу для примера слово “клюква”, чтобы все признаки лучше отложились у вас в голове.

  • Ударение: клю’ква.
  • Слоги: клю-ква.
  • Характеристика:
  • К – – согласный, твердый (парный), глухой (парный).
  • Л – – согласный, мягкий (парный), звонкий (непарный), сонорный.
  • Ю – – гласный, ударный.
  • К – – согласный, твердый (парный), глухой (парный).
  • В – – согласный, твердый (парный), звонкий (парный).
  • А – – гласный, безударный.
  • 6 букв, 6 звуков.

Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные

В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду.

Сонорные согласные

Сонорные согласные звуки — это звонкие непарные согласные.

Всего существует 9 сонорных звуков: , , , , , , , , .

Шумные согласные звуки

Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. К глухим шумным согласным относятся 16 звуков: , , , , , , , , , , , , , , , , а к шумным звонким согласным звуком относятся 11 звуков: , , , , , , , , , , .

Шипящие согласные звуки

Всего в русском языке 4 шипящих согласных звука: , , , . Все они напоминают на слух шипение, именно поэтому их и называются шипящими согласными.

Шипящие согласные

Свистящие согласные звуки

Свистящие согласные

Свистящие согласные звуки являют по своему произношению  переднеязычными, щелевыми. При артикуляции твердых звуков , и зубы обнажаются, кончик языка прислоняется к нижним зубам, а спинка языка слегка выгибается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздух при этом проходит, создавая трением шум.

При артикуляции мягких звуков происходит тоже, однако спинка языка поднимается к твердому нёбу.

При произнесении звонких звуков и голосовые связки сомкнуты и вибрируют, а вот нёбная занавеска поднята.

Как целоваться в губы?

Действовать постепенно.

Сходу «падать на губы» с глубоким поцелуем не рекомендуется. В телевизионных мелодрамах такие кадры проскакивают часто. Однако жизнь — не кино, есть риск попасть в неловкую, даже травмоопасную ситуацию. Можно хорошенько удариться зубами, защемить губу, прикусить язык. А если партнер дернется от неожиданности, то количество потенциальных травм возрастет.

Хорошо бы начать с более мягкого, легкого варианта, постепенно наращивая нажим, темп, если есть желание.

Не забывать о кончиках и контурах губ.

Часто целующиеся обращают внимание только на одну губу или обе губы целиком, не прикасаясь к их отдельным сегментам. И зря

Подарить легкий поцелуй в уголок рта — значит выразить свою привязанность, заботу, нежность.

Пощекотать контуры — проявить игривость, добавить кокетства.

А можно аккуратно провести языком по внутренней стороне верхней губы и обнаружить еще одну эрогенную зону.

Экспериментировать.

Основное действие при поцелуях — соприкосновение губ, их обхватывание. Однако если ограничить весь список потенциальных движений только двумя шагами, целование перестанет быть искусством.

Желательно менять техники. Не только силу нажима или длительность, но и другие особенности. Задействовать язык, пробовать покусывание, посасывание губ, их трение. Для тех, кто хочет чего-то необычного, подойдет эскимосский поцелуй или «порхание бабочки».

Пройти тест Фрейда

Стараться немного сдерживать звуки.

Все сталкивались с непонятными звуками, когда целовались. Чваканье, чмоканье, чавканье, другие похожие шумы могут вызвать смех или сбить романтическое настроение.

Полностью акцентировать внимание на создании тишины необязательно. Однако слегка сдержать парочку звуков можно

Для этого достаточно расслабить губы и стараться меньше вытягивать их вперед трубочкой.

Использовать дыхание.

Оно привносит новые ощущения в стандартные действия. Нет, дышать, как паровая лошадь, все же не лучшая идея. А вот делать это аккуратно, мягко согревая щеку или губы партнера — отличный способ улучшить свое мастерство, подарить новую порцию удовольствия.

А легкое дуновение на шею, затылок или за ухо вызывает приятную дрожь.

§ Развивающие игры для закрепления материала

Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.

 Угадай-ка

Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.

Чтобы начать игру выбираются легкие слова: ; ; ; . А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: ; ; .

Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.

 Выбирай твердые!

Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное»

Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет

После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.

 Найди пару

Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.

 Физкультминутка

Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.
Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.

 Споем друзья!

Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.

Учитель: Па-па-па…

Дети: Пи-пи-пи…

У: Хо-хо-хо…

Д: Хи-хи-хи… и т. д.

Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.

При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести

Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.

Упражнения

Перед тем, как

научитьсяправильно произносить звук «Ц» налогопедических занятиях учат дыханию. Гимнастика особенно необходима при носовом дефекте.

Дыхательная разминка – игровое занятие «Бабочка».

Предметы: бумажные бабочки 2-3 шт. Их можно вырезать из бумаги или купить готовые. К каждой крепим ниточку и вешаем перед лицом малыша.

Действия: предложите ребенку подуть на бабочек, как можно сильнее. Они должны разлетаться в разные стороны. Следите, чтобы вдохи были медленными, а выдохи взрывными и прерывистыми. Перед занятиями можно проговаривать стишки, поговорки, петь песенки:

Лети, лети бабочка

Высоко на небо

Там твои детки –

На осиновой ветке.

Игру повторяйте 2-5 раз. Следите, чтобы ребенку не наскучило. Для старшей группы

малышей подбирают занятия по сложнее. Например, сдуть ватку или кусочек салфетки с кончика носа. Дыханием стараться, чтобы предмет как можно дольше не касался земли.

Артикуляционные упражнения

Специалисты используют такие занятия в подготовительных группах

. Изначально детям нужно тренировать речевой аппарат.

Не пропустите: Звук «Ж»

Гимнастика для губ:

  • Губы растягиваем в улыбке. Они находятся в напряжении.
  • Зубы смыкаем.
  • Прикус естественный.
  • Передние и верхние резцы не выдвигаем вперед.
  • Удерживать положение 10-15 секунд. Разминку повторять до 5 раз перед зеркалом.

Гимнастика для языка:

Месим тесто (вырабатывается умение правильно удерживать язык). Улыбаемся и открываем ротовую полость, как можно шире. Речевой орган кладем на нижнюю губу. Начинаем говорить ля-ля-ля-ля при этом шлепаем губами по спокойному язычку. Воздушная струя должна выходить постепенно. Чтобы контролировать процесс дыхания, используйте кусочек ватки. Поднесите его к ротовой полости малыша. Задание выполнено правильно, если вата немного отклоняется. Длительность занятия 15-20 секунд по 2-3 подхода.

Качели (укрепление мышц). Открываем рот. Губы улыбаются. Широкий язык тянется вверх. Стараемся достать до кончика носа. Затем опускаем речевой орган вниз. Достаем до подбородка. После язычком тянемся к верхней губе. Потом достаем до нижней. Также по очереди делаем с зубами. Затем прячем язык внутрь и касаемся альвеол вверху и внизу. Отдыхаем 15 секунд

Важно следить, чтобы во время проведения гимнастики речевой орган оставался широким.

Катушка (отработка навыка приподнимать боковые стороны языка). Открываем ротовую полость

Губы держим улыбающимися. Делаем упор кончиком органа в передние центральные резцы. Боковыми сторонами касаемся верхних коренных зубов. Выкатываем тело язычка вперед, а затем назад в ротовую полость. Важно, чтобы кончик органа был широким и не высовывался за зубы. Артикуляционный аппарат неподвижен. Выполняем 2-3 раза с перерывом 20 секунд.

В славянских языках

В отличие от русского языка, где буква «ц» всегда твердая, вопрос парности буквы «ц» в других языках славян, в том числе, болгарском, белорусском или украинском решен иначе. Здесь буква «ц» может быть, как в «мягком», так и в «твердом» варианте. Мягкое произношение «ц» в словах «перец» или «птица» звучит как «перець» и «птиця». Фамилии украинского происхождения легко определить по тому же признаку: в них присутствует мягкая буква «ц», состоящая из звуков (Кацюба).

Сочетание двух мягких звуков все чаще трансформируется в один звук . Особенно это проявилось в белорусском и польском языках, где буква «ц» произносится как .

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент. Отгадывание загадки.

Жёлтые пищат комочки,

Это всё сыны и дочки

Квохчет мама: Ко-ко-ко,

Не ходите далеко!

Не играйте с мамой в прятки.

Детки кто её? … (Цыплятки)

— А как можно еще их назвать? – Цыплята.

— А один детеныш как называется? – Цыпленок.

— А как мы кричим курочек и цыпляток, когда зовем их кушать? – Цып-цып-цып.

— Какой первый звук в слове ЦЦЦыплятки, ЦЦЦыпленок, Цып-Цып? – звук Ц.

— Правильно. Сегодня на занятии мы повторим звук Ц и выучим букву Ц.

2. Пальчиковая гимнастика.

Жёлтый маленький комок

Во дворе пшено клюёт

Смотрит на него телёнок

До чего же мал цыплёнок.

(сначала каждый пальчик здоровается с большим в такт стихотворения; затем показываем «теленка — корову» (большой палец и мизинец выставить, остальные спрятать в кулачок), затем сжимаем кулачки – показываем «цыпляток»).

Какие слова со звуком Ц встретились в этой игре?

— Цыпленок.

3. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения на свистящие звуки.

Речевое развитие

4. Игра «Четвертый лишний».

Собака, кошка, курица, кролик — курица (это птица)

Лев, жираф, бегемот, заяц — заяц (остальные животные жарких стран)

Цапля, ворона, воробей, сорока — цапля (перелетная птица)

Блюдце, диван, кровать, стул — блюдце

Игра «Запомни – повтори» КУРИЦА, ЗАЯЦ, ЦАПЛЯ, БЛЮДЦЕ.

ЦЦЦАПЛЯ, ЗАЯЦЦЦ, КУРИЦЦЦА, БЛЮДЦЦЦЕ – какой звук я выделяю голосом. – Звук Ц.

— Какой звук Ц? – СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ, ВСЕГДА ТВЕРДЫЙ, СВИСТЯЩИЙ.

Где спрятался звук Ц в слове ЦЦЦАПЛЯ? – в начале слова.

— А где спрятался звук Ц в словах КУРИЦЦЦА, БЛЮДЦЦЦЕ? – В середине слова.

— А где спрятался звук Ц в слове ЗАЯЦЦЦ? – в конце слова.

Поделите слова на слоги.

Произнесение звука Ц логопедом, детьми, хором, индивидуально – уточнение, что этот звук состоит из 2 звуков Т+С, произносимых друг за другом очень быстро.

Уточнение артикуляции звука Ц.

5. Выделение звука – игра «Поймай звук»:

а)из слогов: ас, ац, со, цу, ус, су, ста, цла, цта, аст, оцт…;

б)из слов: кольцо, колесо, пылесос, акция, цифры, циферблат, альпинист, таксист, цистерна, скалолаз…;

в) из картинок на панно – игра «Найди ошибку» (задание осложнено инструкцией: определение места звука в слове).

Г) игра «Попугай»

Воспроизведение слоговых рядов:

Ац-оц-уц-ыц

Ацл-оцл-уцл-ыцл

Ца-цо-цу-цы

Цла-цло-цлу-цлы и т. д.

6. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо

Подрастает деревцо.

Ветерок все тише, тише

Деревцо все выше, выше.

Какие слова со звуком Ц встретились в этой физкультминутке?

— ЛИЦО, ДЕРЕВЦО

7. Составление предложений по индивидуальным картинкам, деление их на слова.

8.Составление схем слов:

а) коллективно на доске (птенцы, цветы);

б) самостоятельно по индивидуальным картинкам.

9.Обогащение лексики родственными словами:

Цветы – цвет, цветок, цветник, цветик, цветочек, цвести, цветение, цветущий, цветовод, цветочница, цветной, разноцветный, первоцвет, цветочный, пустоцвет, соцветие, цветоножка, семицветик.

10. Знакомство с буквой Ц.

Рассматривание демонстрационной карточки, отыскивание буквы Ц в разрезной азбуке.

Стихотворение про букву Ц:

Буква Ц стоит бочком

И цепляет всех крючком.

Буква Ц —

Смотрите сами —

Как скамейка

Вверх ногами.

11. Упражнения с разрезной азбукой.

Выкладывание из букв

а) буквы Ц;

б)слогов: ац, оц, уц, иц, ца, цо, цу, ци, цы

в)слов: ЦЫП, ЦАПЛЯ, ЦИРК, ЦВЕТЫ и др.

Речевое развитие Двигатель-ная деятельность,

12. Печатание буквы Ц, слогов и слов в тетрадях.

13. Словообразование существительных среднего рода с уменьшительно-ласкательным значением при помощи суффиксов –ц-, -ец-,-иц-:

а) игра «Поговорим о Тане и Танечке»:

о Тане о Танечке

У Тани голубое платье. У Танечки голубенькое платьице.

душистое мыло душистое мыльце

тёплое одеяло тёплое одеяльце

большое зеркало большое зеркальце

красивое покрывало красивое покрывальце

дорогое украшение дорогое украшеньице

Таня ест хлеб с маслом. Танечка ест хлебушек с маслицем.

с вареньем с вареньицем

Таня пишет письмо бабушке. Танечка пишет письмецо бабулечке.

говорит волшебное слово говорит волшебное словцо

открывает окно открывает оконце

готовит угощение готовит угощеньице

б) игра «Эхо»:

тело – тельце здание- волокно-

дело- задание- объявление-

слово- болото- объяснение-

село- упражнение- строение-

сало- расписание — мыло-

ружьё- воскресение- шило-

Домашнее задание.

Итог занятия.

— какой звук повторяли?

— какую букву выучили?

— дайте характеристику этому звуку?

— припомните картинки на Ц?

— какие еще согласные звуки знаете? Какие буквы помните?

Как целоваться правильно?

Найти место рукам.

Стоять с опущенными руками или тем более засунутыми в карманы — не лучшая идея, так как она выдает нервозность или даже ошибочно намекает на безразличие. Поэтому достаточно найти одну точку на теле партнера и оставить кисти там. Еще лучше — начать слегка и неразмашисто поглаживать кожу сквозь одежду. Нельзя допускать пошлостей, если это первый поцелуй.

Искать чувствительные точки.

Чтобы придать действиям пикантности, можно попытаться отыскать эрогенные зоны. Чаще всего это шея, затылок, надпаховая область, поясница. Однако у каждого человека есть свои предпочтения, поэтому точки могут отличаться

Ради этого важно придерживаться следующего правила

Следить за реакцией пары.

Даже заученные, точь-в-точь воспроизведенные движения Дон Жуана и Мата Хари кому-то могут очень сильно не понравиться. Поэтому если девушка или парень явно отстраняется, это верный признак, что тактику придется менять. И наоборот, желание прильнуть, дрожь, “мурашки по коже” свидетельствуют о том, что лучше продолжать все в том же духе.

Пройти тест на уверенность в себе

Не противоречить себе.

Чего обычно ждут от романтической натуры, слегка наивной, утонченной? Правильно, легкости, мягкости, нежности. Если такая особа вдруг начнет разыгрывать страсти ртом, это будет выглядеть как минимум странно. Лучше вести себя естественно. Тем более и у романтиков, и у страстных людей есть свои преимущества.

Прикрывать глаза.

Большинство целующихся смыкают веки. Однако небольшой процент оставшихся все же предпочитает делать все с открытыми глазами, наблюдая за партнером. В этом есть своя прелесть. Однако желательно убедиться, что взгляд не кажется странным или отталкивающим. Чтобы обеспечить положительный эффект, достаточно прикрыть веки, оставив между ними небольшую щелочку.

Заключение

Буква «Ц» может считаться гостьей в русском языке, которая пришла в гости, да и осталась. Сейчас уже и представить невозможно, что когда-то буква оказалась заимствована, настолько родная.

Но если внимательно приглядеться, можно увидеть как выделяется на фоне других. Например, не имеет пары, всегда твердая. Точное происхождение нашей гостьи неизвестно. К сожалению, неодушевленный объект не умеет говорить сама по себе.

Но если бы буква Ц умела говорить, странница бы рассказала много удивительных историй о своих приключениях и путешествии в русский алфавит.

А вот тут вы сможете прочитать интересное про букву А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector