Чистоговорки на разные буквы
Содержание:
- Усложнённые чистоговорки
- Чистоговорки для малышей
- Чистоговорки на «Р» для детей
- Современные скороговорки
- Игры и упражнения для тренировки мышц артикуляционного аппарата
- Скороговорки на звуки Р, Л, РЬ, ЛЬ
- Чистоговорки для детей на звуки
- Чистоговорки на звук ж
- Пальчиковая гимнастика
- Скороговорки на букву “Ц”
- Скороговорки на букву «щ» для детей
- Примеры
- Чистоговорки на звук ш
- Чистоговорки на букву П
- Как правильно работать со скороговорками
- Английские скороговорки с переводом
- Чистоговорки на звук х
- Чистоговорки для младших школьников
Усложнённые чистоговорки
Когда вы прошли лёгкий этап, можете перейти к трудному. Для этого нужно учить с детьми более сложные чистоговорки
Для детей 3-4 лет очень важно научиться их выговаривать
Ведь от них зависит развитие речи в будущем. Сложными звуками считаются такие: Р, Ш, Ч, Ц.
1. Аш-аш-аш – дети построили новый шалаш,
Ош-ош-ош – получился дом хорош,
Шо-шо-шо – как в доме нашем хорошо,
Ша-ша-ша – пришла к нам наша Маша,
Аш-аш-аш – помогла строить шалаш.
2. Чу-чу-чу – я на улицу хочу,
Ча-ча-ча – у меня задача,
Че-че-че – надо кушать, не иначе,
Чи-чи-чи – поешь и на улицу скачи.
3. Цо-цо-цо – нашёл Коля яйцо,
Цу-цу-цу – потом увидел курицу,
Цо-цо-цо – понял, чьё яйцо,
Це-це-це – снова отдал курице.
4. Ро-ро-ро – наступит зима скоро,
Ра-ра-ра – снег будет из серебра,
Ри-ри-ри – дети гуляют до зари,
Ре-ре-ре — игра в самом разгаре.
Чистоговорки для детей 3-4 лет в стихах помогают лучше их запоминать и выговаривать. В этом возрасте малыши ещё неусидчивые, поэтому заниматься с ними нужно недолго, максимум 10 минут. Потом желательно сделать перерыв и снова в игровой форме заниматься.
Чистоговорки для малышей
***
Лы-Лу-Ла Лы-лы-лы – забивали мы голы, Лу-лу-лу – возле окон на полу, Ла-ла-ла – не заметили стекла. Лу-лу-лу – мы не били по стеклу, Ла-ла-ла – только нет в окне стекла.
***
Ба-Бо-Бы Ба-ба-ба – бежит кабан. Ба-ба-ба – во дворе изба Ба-ба-ба – на крыше труба. Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы. Бе-бе-бе – кот сидит на трубе. Бе-бе-бе, бе-бе-бе – потрубил я на трубе. Би-би-би – сидят под крышей голуби. Бо-бо-бо – большой забор. Бу-бу-бу – взяли мы трубу. Бу-бу-бу – папа смотрит в трубу. Бу-бу-бу – сидит муха на лбу. Бу-бу-бу, бу-бу-бу – ты и мне купи трубу! Бу-бы-ба – из окна торчит труба. Бы-бы-бы – в лесу грибы. Бы-бы-бы – за двором дубы. Бы-бы-бы – иду в лес я по грибы. Бы-бы-бы – на пеньке грибы. Бы-бы-бы-бы – в лесу растут грибы. Бяка-бяка-бяка – вот какая забияка.
***
Да-Де-Ди Да-да-да – буду строить города. Да-да-да – в колодце вода. Да-да-да – горяча вода. Да-да-да – пойду сюда. Да-да-да – у меня вода. Да-да-да, да-да-да – не ходи, малыш, туда! Да-да-да, да-да-да – Ой! Холодная вода! Де-де-де – ведра мои где? Де-де-де – птенцы в гнезде. Де-де-де – я не знаю где. Де-де-де, де-де-де – вот беда! Малыш, ты где? Де-де-де, де-де-де – ботинки все в воде! Ди-ди-ди – птенцов не буди. Ди-ди-ди – спокойно посиди. Ди-ди-ди, ди-ди-ди – ты ж одетый, не ходи! Ди-ди-ди, ди-ди-ди – ты в ботинках, не ходи! До-до-до – над колодцем гнездо. До-до-до – там на дереве гнездо. Ду-до-да – гудят провода. Ду-ду-ду – в зоопарк иду. Ду-ду-ду – ведра я найду. Ду-ду-ду – домой пойду. Ду-ду-ду – за водой пойду. Ду-ду-ду – спать я не пойду. Ду-ду-ду – я по лугу иду. Ду-ду-ду – я рыбачу на пруду. Ду-ду-ду – я рыбачу на пруду. Ду-ду-ду, ду-ду-ду – все равно туда пойду. Ду-ду-ду, ду-ду-ду – дети бегают в саду. Ду-ду-ду – рыбу я найду в пруду. Ды-ды-ды – на снегу следы. Ды-ды-ды – нет воды. Ды-ды-ды – попей воды. Ды-ды-ды, ды-ды-ды – быстро выйди из воды!
***
Зе-Зи-Зя Зе-зе-зе – Зоя едет на Козе. Зе-зе-зе – нелегко в лесу козе. Зе-зе-зе – травку дали мы козе. Зи-зи-зи – нас теперь домой вези! Зи-зи-зи – резину привези. Зи-зи-зи, зи-зи-зи – обезьянку привези! Зи-зи-зи, зи-зи-зи – раз нельзя, так не вези. Зя-зя-зя – без козы домой нельзя. Зя-зя-зя – мы видели язя. Зя-зя-зя, зя-зя-зя – обезьянам здесь нельзя.
***
Ал-Ил-Ол Ал-ал-ал – мяч в ворота не попал. Ал-ал-ал – сказку дедушка читал. Ал-ал-ал – темный подвал. Алка-алка – у Володи палка. Ил-ил-ил – в барабан я бил. Ил-ил-ил – я полы помыл. Илка-илка – у Володи вилка. Ла-ла-ла – Маша папе помогла. Ла-ла-ла – видишь, кружится юла? Ла-ла-ла – лопата и пила. Ла-ла-ла – мама клещи принесла. Ла-ла-ла – Маша в доме убрала. Ла-ла-ла – наша Маша весела. Ла-ла-ла – не забьете мне гола. Ла-ла-ла – отвесная скала. Ла-ла-ла – я малинник нашла. Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло. Ло-ло-ло – стало в комнате светло. Ло-ло-ло – у меня весло. Лу-лу-лу – дочка принесла пилу. Лу-лу-лу – заведу юлу. Лу-лу-лу – купили пилу. Лу-лу-лу – обойдем скалу. Лу-лу-лу – папа насорил в углу. Лу-лу-лу, наточил Тарас пилу. Лы-лы-лы – в доме новые котлы. Лы-лы-лы – Маша вымыла полы. Лы-лы-лы – сели слева от скалы. Олка-олка – у Володи иголка. Ол-ол-ол – вымыли пол. Ол-ол-ол – с папой я смотрю футбол. Улка-улка – у Володи булка. Ул-ул-ул – ветерок подул. Ул-ул-ул – зимний лес уснул. Ул-ул-ул – папа чинит старый стул.
Чистоговорки на «Р» для детей
Чистоговорки для детей — лучшая подборка
Чистоговорки на «Р» для детей:
- Ра-ра-ра — ровная гора
- Ро-ро-ро — едем на метро
- Ру-ру-ру — красим конуру
- Ры-ры-ры — в парке комары
- Ру-ру-ру — я морковь натру
- Ры-ры-ры — топоры остры
- Ра-ра-ра — со двора пора
- Ру-ру-ру — я гармонь беру
- Ра-ра-ра — веселая игра
- Ра-ра-ра — апельсина кожура
- Ры-ры-ры — новые ковры
- Ро-ро-ро — в магазине есть ситро
- Ар-ар-ар — красный самовар
- Ор-ор-ор — убираю двор
- Ор-ор-ор — забирай топор
- Ур-ур-ур — мы накормим кур
- Ир-ир-ир — весь народ за мир
- Ар-ара-ар — это слово шар
- Ир-ир-ир — Ира пьет кефир
- Ара-ара-ара — вот идет Тамара
- Ора-ора-ора — Рома у забора
- Дор-дор-дор — красный помидор
- Мар-мар-мар — назову комар
- Вер-вер-вер — в комнате ковер
- Бор-бор-бор — назову забор
- Мор-мор-мор — красный мухомор
- Рона-рона-рона — черная ворона
- Руза-руза-руза — в поле кукуруза
- Рога-рога-рога — ровная дорога
- Рох-рох-рох — назову горох
- Ирь-ирь-ирь – широка земля Сибирь
- Эрь-эрь-эрь – на картине страшный зверь
- Арь-арь-арь – в речке плавает пескарь
- Эрь-эрь-эрь – посмотри какая дверь
- Урь-урь-урь – в январе не мало бурь
- Арь-арь-арь – Рита ест сухарь
- Орь-орь-орь – у Бориса корь
- Ирь-ирь-ирь – на снегу снегирь
- Рюм-рюм-рюм – опускаюсь в трюм
- Рех-рех-рех – грецкий ем орех
- Рёк-рёк-рёк – слышу твой упрек
- Рес-рес-рес – на коре надрез
- Рят-рят-рят – сяду в третий ряд
- Рем-рем-рем – кот играет с фонарем
- Ар-ар-ар — на базар пошел Макар
- Ор-ор-ор — он купил себе топор
- Ыр-ыр-ыр — для хозяйки вкусный сыр
- Ер-ер-ер — дочке красочный ковер
- Ир-ир-ир — а для бабушки — кефир
- Ур-ур-ур — у меня есть кот Мур-мур
- Ыр-ыр-ыр — со стола украли сыр
- Ры-ры-ры — не едят коты сыры
- Ор-ор-ор — вороны сели на забор
- Ыр-ыр-ыр — у вороны в клюве сыр
- Рал-рал-рал — вот кто сыр украл
- Ур-ур-ур — прогони ворон Мур-мур
- Ря-ря-ря — мы нашли в норе хоря
- Ерь-ерь-ерь — хорь упрямый зверь
- Орь-орь-орь — выходи к нам хорь
- Арь-арь-арь — дадим тебе сухарь
- Орь-орь-орь — не выходит хорь
- Рем-рем-рем — еще встретимся с хорем
Современные скороговорки
Детские наиболее современные скороговорки для общего развития речи. Предполагают не только заучивание наизусть, но и произношение на скорость.
Кто хочет разговаривать
Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.
Кокос
Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
Газель
На бобра из-за ели глазеют глаза газели.
Лото
Граф Тото играет в лото, а графиня Тото знает про то, что Граф Тото играет в лото, если бы граф Тото знал про то, что графиня Тото знает про то, что граф Тото играет в лото, то б граф Тото никогда бы в жизни не играл бы в лото.
Игры и упражнения для тренировки мышц артикуляционного аппарата
Произносительная сторона речи малышей 2-3 лет еще далека от совершенства. Начав пользоваться активной речью, дети тренируют свой артикуляционный аппарат. Можно применять специальные упражнения для развития движений языка, губ, нижней челюсти. С их помощью укрепляются мышцы органов артикуляции, и звуки появляются быстрей и звучат более четко. Все эти упражнения проводятся в игровой форме, обязательно с показом движений. Ребенок должен сидеть перед зеркалом.
Упражнения для губ
«Пузырь лопнул» — надуть щеки, а затем прижать то одну, то другую пальцем.
«Зайку приняли за волка» — вытянуть губы трубочкой и быстро улыбнуться, показав зубы.
«Остановите лошадку» — произнести «Тпру!»
«Покажите, как котенок молоко лакает» — выполнять быстрые движения я зыком: высовывать и прятать язык.
«Иголочка» — дотронуться кончиком языка до внутренних поверхностей щек.
«Лошадка цокает копытом» — пощелкать языком, приподнимая его к верхнему небу.
Скороговорки на звуки Р, Л, РЬ, ЛЬ
- Толкал лапой Полкан палку.Полкан палку толкал лапой.
- Мама Милу мыла с мылом.Мила мыло не любила.
- У елки иголки колки.Иголки колки у елки.
- В зимний холод всякий молод.Всякий молод в зимний холод.
- Наш полкан попал в капкан.
- Кот молоко лакал,А Витя булку в молоко макал.
- Дятел дуб долбил, да не додолбил.
- Котик ниток клубок укатил в уголок.Укатил в уголок котик ниток клубок.
- Вы малину мыли ли?Мыли, но не мылили.
- Топали да топали, дотопали до тополя,До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.
- Коля колья колет.Поля поле полет.
- Поле-то не полото, поле-то не полито.Надо полю-то попить, надо поле-то полить.
- Прохор и Пахом едут верхом.Едут верхом Прохор и Пахом.
- Идут бобры в сыры боры.Бобры добры, бобры бодры.
Чистоговорки для детей на звуки
Чистоговорки для детей на звуки
Чистоговорки для детей на звуки:
-
Ам-ам-ам — каши тебе дам.
Аша—аша—аша — вкусненькая каша.
Аша—аша—аша — любит кашу Маша.
Ам-ам-ам-ам — кушай кашу по утрам. -
Барабан, баян и трубы,
Балалайка, бубен, тубы.
Мы играем, бьем, бренчим,
Барабаним и трубим! -
Вот Валюшка, вот Варюшка, вот ворона, вот ватрушка,
Вот вагончик, вот варенье,
Вот про «В» стихотворенье! -
Кто у нас говорит – говорит?
Целый час говорит – говорит?
Целый день говорит – говорит?
И когда идет, говорит – говорит? -
Когда стоит — говорит – говорит?
Когда сидит — говорит – говорит?
Когда лежит — говорит – говорит?
И когда бежит — говорит – говорит?
Даже если ест — говорит,
Даже если спит — говорит. -
То не Петя говорит, говорит.
То не мальчик говорит, говорит.
То его язык говорит.
Длинный розовый язык говорит. -
Хоть болтать и не годится, говорить,
Не могу остановиться, говорить. -
Дятел, дятел — наш приятель
Дуб долбит, как долотом.
Помоги нам, дядя дятел,
Для скворцов построить дом. -
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
В нашем доме этажи.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Подо мной два этажа.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Надо мной два этажа.
Же-же-же, же-же-же
На каком я этаже? -
В звезде найдешь ты букву З,
И в золоте, и в розе,
В земле, алмазе, бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе. -
Йог на гвозди лег,
Позабыв, что он йог.
Йог, помажься йодом,
Снова станешь йогом! -
Енот не станет есть, пока
Его еда не мыта.
Ему помощница – река
Еду полощет, трет слегка,
А после – ест досыта.
Енот – любитель чистоты,
Не мытого не ест… А ты? -
Расскажи-ка, буква Ё,
Как твое житье-бытье?
Буква Ё дает отчет:
Ничего житье течет.
Я ударная всегда!
Ой-ей-ей, вот это да! -
Ялик с якорем у Яшки.
Якорь даже на тельняшке.
Моряк наш Яшка! -
Юной Юлии хвала,
Быстрой, юркой, как юла.
А в июне и в июле
Отдохнет на юге Юля. -
Ключик, ключик, родничок, чистая волна!
Чей-то круглый кулачок звонко бьет со дна. -
Убежало, убежало, убежало молоко.
Я с трудом его поймала, быть хозяйкой нелегко! -
Мама купала в лохани малышку,
Мылом, мочалкой мыла голышку.
Около мамы Мила стояла,
Теплой водой малыша обливала.
Аллочка ласково вытрет младенца
Теплым, лохматым, большим полотенцем. -
Нарядили ножки
В новые сапожки.
Вы шагайте, ножки,
Прямо по дорожке. -
Нарисуй подъезд, портал,
Парус, павильон, пенал,
Постамент, плакат, планшет,
Папку, поручни, пакет. -
Страусы строят гнезда в сторонке.
Странными смотрятся эти воронки.
Ямы в песке роют быстро и просто
Стройные птицы высокого роста. -
Весит слон
Триста тонн.
Тонна – ушко,
Тонна – ножка.
Вот так крошка! -
Филин со шкафа
Фыркал жирафу:
– Фу-фу,
Пыль на шкафу! -
Ходики ходят, они на ходу.
Ходики встали — попали в беду. -
Над кузницей, мельницей
Вьется метелица,
По лесу танцует,
И по полю стелется.
А зайцы метелицы не боятся,
Под снегом танцуют и веселятся. -
Моем, моем трубочиста
чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
чист, чист, чист, чист! -
Дали Маше манной каши.
Маше каша надоела.
Маша кашу не доела.
Маша, кашу доедай,
маме не надоедай! -
Два щенка щека к щеке
щиплют щетку в уголке.
Да у щетки половой
палка есть над головой.
Палка щелк щенков с плеча!
Два щенка ушли ворча.
Чистоговорки на звук ж
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Жа-жа-жа – залетели два чижа.
Жа-жа-жа – мы видели ежа.
Жа-жа-жа – папа мне принес ежа.
Жа-жа-жа – поймали мы ежа.
Жа-жа-жа – принесли домой ежа.
Жа-жа-жа — убежали два ежа.
Жа-жа-жа – утром выпустим ежа.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа — еж уходит от ужа.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа — испугались мы моржа.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа — тут ежата у ежа.
Жа-жа-жа,жа-жа-жа — надо мной два этажа.
Жа-жа-жа-жа — есть иголки у ежа.
Же-же-же – дождь прошел уже.
Же-же-же – приползли ужи к меже.
Же-же-же – хочет ежик есть уже.
Же-же-же, же-же-же — на каком я этаже?
Же-же-же, же-же-же — сидят птички на морже.
Же-же-же-же — это песня о еже.
Жи – жи — жи – здесь живут ежи.
Жи – жи — жи – фокус покажи.
Жи-жи-жи – еж, животик покажи!
Жи-жи-жи – нас услышали ужи.
Жи-жи-жи — под кустом живут ежи.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи — в нашем доме этажи.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи — мне ужаток покажи.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи — очень мирные моржи.
Жим-жим-жим – соблюдаем мы режим
Жо-жо-жо – стало осенью свежо.
Жо-жо-жо – я еду на «Пежо».
Жок — жок – подарили мне флажок.
Жок — жок – я держу в руке флажок.
Жу-жу-жу — ежу кофточку вяжу.
Жу-жу-жу – может холодно ежу?
Жу-жу-жу — молока дадим ежу.
Жу-жу-жу – молоко дали ежу.
Жу-жу-жу – на траве лежу.
Жу-жу-жу – помогу ежу.
Жу-жу-жу – спать ежа я уложу.
Жу-жу-жу – спели песню мы ежу.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу — в зоопарк пришли к моржу.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу — как-то уж пришел к ежу.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу — рыбку бросили моржу.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу — я с ужами не дружу.
Жу-жу-жу-жу — нитки не нужны ежу.
Пальчиковая гимнастика
Не надо забывать об упражнениях для пальцев рук. Пальчиковая гимнастика усложняется; упражнения для развития тонких движений пальцев проводятся самостоятельно по подражанию, а не при помощи взрослого, как это было в два года. Взрослый произносит потешку и выполняет упражнение, а ребенок смотрит на движения пальцев взрослого, слушает потешку и пытается выполнить упражнение сам.
Игра «Это пальчик»
Цель: тренировка разгибательных мышц пальцев, развитие слухового внимания, воспитания умения выполнять действие по речевой инструкции.
Пальцы правой руки ребенка согнуты в кулачок. Ребенок слушает потешку и по очереди разгибает пальцы, начиная от большого. Затем выполняет те же движения на левой руке, а в конце – сразу на двух руках.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – наш малыш!
Игра «Этот пальчик хочет спать»
Цель: тренировка сгибательных мышц пальцев, развитие слухового внимания, воспитание умения выполнять действие по речевой инструкции.
Ребенок держит руку перед собой и в соответствии с текстом загибает пальцы, начиная с указательного.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – бух в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Встали пальчики – ура!
Бегать всем давно пора!
Далее разгибает все пальцы. Передвигает пальцами по столу «бегает».
Вначале взрослый выполняет движения ребенка, одновременно произнося потешку, а затем ребенок самостоятельно загибает и разгибает пальчики. Надо побуждать ребенка произносить и текст, хотя бы добавлять последнее слово в каждой фразе.
Мы рады помочь Вами и Вашим детям!
Скороговорки на букву “Ц”
- Ни седла, ни узды, ни той вещицы — на что положить уздицу.
- У цапли — цыплёнок, у зайки — зайчонок.
- Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул цыц.
- Бегают две курицы прямо по улице.
- Любовь — кольцо, а у кольца нет конца.
- Не ловец, а молодец.
- У воза овца, на возу пуд овса.
- Овца не помнит отца, ей бы клок сенца.
- Только у молодца и золотца, что пуговка из оловца.
- Молодец на овец, а на молодца — и сам овца.
- Овца не помнит отца. Та овца не того отца.
- Цапли цапают цыплят.
- Любовалась цыплятами курица: что ни цыплёнок, то умница.
- Пёс тоскует на цепи, а попробуй отцепи.
- Девушка-невестица бабушке ровесница.
- На полице в коробице полтора каравая лежит.
- Цыпленок и курица пьют водицу на улице.
- Скворцы и синицы – веселые птицы.
- Молодец у молодицы попросил воды напиться.
- Шильце, мыльце, кривое веретенце,Шелковое полотенце – на крыльце под дверцей.
- Две разноцветные курицы бегают по улице.
- Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.
- Стоит воз овса, возле воза – овца.
- Цокнул сзади конь копытцем,Под копытцем пыль клубится.
- Из соседнего колодца целый день водица льется.
- Летит скворец – зиме конец.
- В цветнике цветут цветы.
- Жили были три цыпленка: Як, Як Цыдрак, Як Цыдрак Цыдрони.Жили были три цып-цыпки: Цыпа, Цыпа Дрыпа, Цыпа Дрыпа Лямпомпони.Вот жинился Як на Цыпе,Як Цыдрак на Цыпе Дрыпе, Як Цыдрак Цыдрони на Цыпе Дрыпе Лямпомпони.Родилось у них по сыну: У Яка с Цыпой: Шах. У Як Цыдрак с Цыпой Дрыпой: Шах Шарах. У Як Цыдрак Цыдрони с Цыпой Дрыпой Лампомпони: Шах Шарах Шарони.
- Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
- Цыган подходит на цыпочках и на цыпленка: “Цыц!”
- Цыплята просят проса,Цыплятам на подносеВыносит просо Фрося,Все косы Фроси в просе.
- Ты, молодец, скажи молодцу, пуст молодец молодцу скажет, пусть молодец теленка привяжет.
Скороговорки на букву «щ» для детей
Прежде всего, ознакомьтесь с правильной артикуляцией звука
Правильная артикуляция звука Чистоговорки настроят на работу маленьких непосед
- Аща-аща-аща — впереди густая чаща
- Ащ-ащ-ащ — мы купили плащ
- Ащу-ащу-ащу — не ходите дальше в чащу
- Ещ-ещ-ещ — в сетях бьется лещ
- Ещ-ещ-ещ — на собаке клещ
- Оща-оща-оща — шумит дубовая роща
- Ощ-ощ-ощ — в огороде хвощ
- Ощу-ощу-ощу — берегите рощу
- Ущ-ущ-ущ — за забором плющ
- Ща-ща-ща — мы несем домой леща
- Ща-ща-ща — пояс от плаща
- Ще-ще-ще — (имя ребенка) в плаще
- Щё-щё-щё — повторим ещё
- Щи-щи-щи — (имя ребенка) любит щи
- Щу-щу-щу — (имя ребенка) я ищу
После чистоговорок можно приступать к занимательным стишкам
Стихи-скороговорки на букву «Щ» для детей
И, наконец, пришло время скороговорок
Скороговорки на букву «Щ» для детей
- Щуку я тащу, тащу, щуку я не отпущу
- Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ
- Волки рыщут, пищу ищут
- Чешуя у щучки, щетинка у чушки
- Тщетно тщится щука ущемить леща
Примеры
Сначала с ребенком начинают осваивать чистоговорки для детей от 2 до 3 лет с несложными звуками, которые повторить легче всего, например, «к, с, м, н, л».
Ку-ку-ку, ку-ку-ку – Села кошка на муку.
На-на-на, на-на-на – Стала белая она.
Ка-ка-ка, ка-ка-ка – Хочет кошка молока.
Су-су-су, су-су-су – Не боится волк лису.
Са-са-са, са-са-са – Очень хитрая лиса.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла – Наша Маша весела.
Лу-лу-лу, лу-лу-лу – Маше дали пастилу.
Ма-ма-ма, ма-ма-ма – Принесла снежок зима
Не-не-не, не-не-не – Снег белеет на окне.
Можно повторять чистоговорки для детей 3-4 лет дома, по дороге в садик или в магазин. Их сможет повторить самостоятельно трехлетний малыш. Не требуйте сразу четкого произношения. Пусть ребенок отчетливо произносит первые слоги. Хорошее произношение появится со временем. Дети подготовительной группы хорошо справляются с подобными заданиями.
Чистоговорки со сложными звуками можно осваивать, когда ребенок 3 лет научится повторять легкие, и поймет, как это делать. Шипящие звуки и «р» особенно трудно даются не только самым маленьким детям, но и ребятам постарше. Попробуйте повторять вместе с малышом чистоговорки на «ч, ц, ш, р».
Ца-ца-ца, ца-ца-ца – Наша Катя умница.
Цу-цу-цу, цу-цу-цу – Ходит Катя по крыльцу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча – Таня вызвала врача.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу – Не хочу идти к врачу.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша – Где игрушки малыша.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши – Тут играют малыши.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра – Говорили три бобра.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру – Домик строили бобру.
Можно на все буквы проговаривать чистоговорки, найдя их на просторах интернета и выучив или придумав забавные строчки самостоятельно по ситуации. При желании можно разбить их по лексическим темам. Также можно играть с ребенком 2 лет в рифмы, предлагая продолжить начатую строчку про фрукты, животных или природу складно в рифму и по смыслу.
Чистоговорки на звук ш
Аш – аш-аш – у Марины карандаш.
Аш-аш-аш – сладко спит ребенок наш.
Аш-аш-аш — это котик наш.
Ашка-ашка-ашка – летит букашка.
Ёшь-ёшь-ёшь – шишку себе набьёшь.
Иш-иш-иш – у меня малыш.
Ишка-ишка-ишка – маленькая мышка.
Кыш-кыш-кыш- шутит с кошкой мышь.
Ошка-ошка-ошка – лови мышка кошку.
Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка.
Ош-ош-ош – до чего ж малыш хорош.
Ош-ош-ош – у меня нож.
Ушка-ушка – мягкая подушка.
Ушка-ушка-ушка – лягушка-квакушка.
Ушку-ушку – на кровать кладу подушку.
Уш-уш-уш – теплый душ.
Ша-ша- ша – мама моет малыша.
Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша.
Ша-ша-ша — вижу я в воде ерша.
Ша-ша-ша – заберем мы малыша.
Ша-ша-ша – мы любим малыша.
Ша-ша-ша – мы сидим у шалаша.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша — выходи из камыша.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша — и пишу я не спеша.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша — мама нянчит малыша.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша — наша Саша хороша.
Шей-шей-шей – я боюсь мышей.
Ше-ше-ше – тесно в нашем шалаше.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше — забочусь о малыше.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше — это утка в камыше.
Ши-ши-ши — зашумели камыши.
Ши-ши-ши – любят песни малыши.
Ши-ши-ши – на поляне малыши.
Ши-ши-ши – шумят рядом камыши.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши — «Ешьте кашу», — напиши.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши — что-то шепчут камыши.
Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.
Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо.
Шо-шо-шо – у костра нам хорошо.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо — помогаю с малышом.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо — у меня все хорошо.
Шо-шо-шо-шо — поёт хорошо.
Шу-шу-шу – будем петь мы малышу.
Шу-шу-шу – помогите малышу.
Шу-шу-шу – шишки мышке я сушу.
Шу-шу-шу – я письмо пишу.
Шу-шу-шу — я траву кошу.
Шу-шу-шу –я дрова в костер ношу.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу — все, что хочешь, напишу.
Ыш-ыш-ыш – боится кошка мышь.
Ыш-ыш-ыш – плачет в шалаше малыш.
Ыш-ыш-ыш – шуршит под лавкой мышь.
Чистоговорки на букву П
Ап-ап-ап — раздается храп. Ип-ип-ип — где-то слышен хрип. Оп-оп-оп — очень толстый поп. Оп-оп-оп — нажимаем стоп. По-по-по — наш трамвай идет в депо. Уп-уп-уп — ешьте, дети, суп. Яп-яп-яп — не делай все тяп-ляп.
— П! – мы губы сложим вместе. — П! – мы выдохнем порезче! — П, П, П! – пыхтим мы глухо, Нету голоса у звука!
– П, П, П! – пускает пар Полный чая самовар. Каша на плите пыхтит, Из-под крышки пар летит. Паровоз пары пускает, Путь по рельсам пробегая. Плавно по реке плывет, Паром пышет пароход…
Наша острая пила – Не пила, а пела. Не пила, не ела, Ни разу не присела. Звонко пела, как могла, Развеселая пила.
Петуха спросили дети: – Почему зовут вас Петей? Так ответил Петя детям: – Хорошо умею петь я.
Как правильно работать со скороговорками
Сейчас скороговорки в своей работе активно используют логопеды. Но это совсем не значит, что родители не могут заниматься с ребёнком самостоятельно. И при этом совсем не обязательно, чтобы у ребёнка наблюдались проблемы с речью. В любом случае дополнительная тренировка речевого аппарата лишней не будет.
Когда уже можно начинать учить скороговорки? Да практически в любом возрасте. Как только ребёнок научился более-менее говорить, ему уже можно зачитывать эти короткие и весёлые стишки. Сначала все слова надо проговаривать очень чётко и медленно, чтобы ребёнок понял, как правильно нужно произносить слова. Постепенно малыш втянется в процесс и начнёт повторять скороговорки за мамой или папой, а потом уже будет рассказывать их без особого труда, причём по памяти.
Кстати, заставлять маленького человечка повторять скороговорки не стоит. Он и сам это начнёт делать, как только поймёт суть игры. При этом задача родителей создать весёлую атмосферу. Тогда малыш быстрее втянется в процесс. А чтобы ребёнку было ещё интереснее, его можно попросить делать хлопок после произнесения каждого слога или «отстукивать» слоги мячиком.
Но это всё общие правила. Если же перейти от слов к практике, то работу со скороговорками можно разбить на несколько отдельных этапов:
Выучить скороговорку. Для этого её надо произносить медленно, чётко проговаривая как гласные, так и согласные звуки
Важно, чтобы ребёнок не просто запомнил все слова стишка или фразы, но и научился повторять их абсолютно правильно.
Правильная артикуляция. После завершения процесса заучивания можно переходить к следующему – безголосому этапу
Для этого надо также медленно и чётко повторять скороговорку, но беззвучно. При этом артикуляционный аппарат (язык, губы и зубы) должны работать. Задача данного упражнения добиться правильной артикуляции.
Шептание. Этот этап тоже не требует быстрого произношения. В данном случае проговаривать скороговорку нужно шёпотом. При этом задача родителей – отследить, чтобы ребёнок именно шептал, а не «шипел». Все слова должны произнеситься чётко и разборчиво.
Медленное повторение. Теперь можно и приступить к повторению скороговорки по памяти в полный голос. Однако торопить ребёнка не следует. Пусть сначала научится проговаривать заданную фразу медленно, но качественно.
Интонационные изменения. Это один из самых весёлых этапов. Ребёнку надо предложить проговаривать скороговорку с разными интонациями, например: в вопросительной или восклицательной формах, весело или грустно, задумчиво или агрессивно, напевая или на разные голоса. Детям нравится такая игра. Кстати, на этом этапе скорость произношения тоже не важна. Главное, научить ребёнка пользоваться своим голосом.
Непосредственно скороговорка. И вот только теперь можно приступать к быстрому проговариванию. Тут заданий можно придумать очень много, например: кто быстрее проговорит скороговорку без ошибок или повторить фразу без запинки три-четыре раза подряд и т.д.
Английские скороговорки с переводом
Чтение скороговорок на английском развивает речь в плане произношения необычных для русского языка сочетаний букв. Скороговорки на английском языке с переводом рассчитаны на детей старше 6 лет, изучающих иностранный язык.
Сурок
How much wood would a woodchuck chuck if a woodchuck could chuck wood?
Сколько дров бросил бы сурок, если бы сурок мог бросать дрова?
Зоопарк
Can you imagine an imaginary menagerie manager managing an imaginary menagerie?
Ты можешь вообразить воображаемого руководителя зоопарка, который руководит воображаемым зоопарком?
Устрица
Any noise annoys an oyster but a noisier noise annoys an oyster most.
Любой шум раздражает устрицу, но более шумный шум раздражает устрицу ещё больше
Ракушки
She sells sea shells at the sea shore, the shells she sells are the sea-shore shells, I’m sure.
Она продаёт морские ракушки на берегу моря, ракушки, которые она продаёт — это морские ракушки, я уверен.
Чистоговорки на звук х
Ах-ах-ах – тихо я сижу в кустах.
Ах-ах-ах – я пишу о петухах.
Их-их-их – ветерок затих.
Их-их-их — дождик наконец затих.
Ох-ох-ох – во дворе переполох.
Ох-ох-ох – зеленый мох.
Ох-ох-ох — под ногами мягкий мох.
Ух-ух-ух – летит пух.
Ух-ух-ух – летят перья, летит пух.
Ух-ух-ух — развалилась башня — бух!
Ух-ух-ух — ходит по двору петух.
Ха-ха-ха – два подрались петуха.
Ха-ха-ха – испугали петуха.
Ха-ха-ха – поймал петуха.
Ха-ха-ха — пышный хвост у петуха.
Ха-ха-ха, ха-ха-ха — на обед у нас уха.
Хе-хе-хе, хе-хе-хе — соль одна в твоей ухе.
Хи-хи-хи – в поле пели петухи.
Хи-хи-хи – драться любят петухи.
Хи-хи-хи – поел ухи.
Хи-хи-хи – сочиняю я стихи.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи — дай попробовать ухи.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи — не хочу такой ухи!
Хо-хо-хо – идет Пахом.
Ху-ху-ху – двор в пуху.
Ху-ху-ху – ели мы уху.
Ху-ху-ху — наварили мы уху.
Эх-эх-эх — в скорлупе лежит орех.
Чистоговорки для младших школьников
Са-са-са — в лесу бегает лиса.
Су-су-су — было холодно в лесу.
Со-со-со — у машины колесо.
Ос-ос-ос — на поляне много ос.
***
Ра-ра-ра — во дворе идёт игра.
Ши-ши-ши — веселятся малыши.
Ша-ша-ша — очень груша хороша!
Но-ро-но — заглянули мы в окно.
Ет-ет-ет — мама поднялась чуть свет.
Ам-ам-ам — слава маминым рукам.
Ру-че-ёк те-чёт, те-чёт, да не вы-те-чет.
***
Кошка села у окошка,
Уронила вниз лукошко.
Зашуршали рядом мыши.
Тише, мыши, не шуршите,
Рядом с кошкой не шумите.
***
Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
***
Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).
Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).
***
Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).
Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).
Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).
Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?).
Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).
Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).
***
У Сени и Сани сом с усами.
Сеня в сени сено вез.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.
Везет Сеня с Саней, Соню на санях.
От топота копыт пыль по полю летит.
Восьмой кол вбили в частокол.
Топали да топали, дотопали до тополя.
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
В один, Клим, клин колоти.
Маланья-болтунья молоко болтала, да не выболтала.
***
Га-га-га,га-га-га Хочешь, Галя пирога?
Гу-гу-гу,гу-гу-гу есть их больше не могу.
Ги-ги-ги,ги-ги-ги не нужны мне пироги.
Гу-гу-гу,гу-гу-гу и я тоже не могу.
Га-га-га,га-га-га где же оба пирога?
***
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
В зоопарк пришли к моржу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Испугались мы моржа.
Же-же-же, же-же-же
Сидят птички на морже.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Ближе подошли к моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Повернулись к нам моржи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Рыбку бросили моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Очень мирные моржи.