Практика постановки звука «л» у детей

Содержание:

Подготовка к упражнениям на постановку «л»

Улучшение подвижности мышц языка и губ – первый шаг при восстановлении речевого развития. Подготовка к упражнениям на постановку «л» заключается в следующем:

  • облизывание поверхностью языка верхней губы, проводя им сверху вниз и удерживая нижнюю губу неподвижно;
  • выполняются движения, аналогичные предыдущему упражнению, но в ускоренном темпе и с произношением «бл»;
  • пощелкать языком по верхнему небу около зубов, нижние резцы остаются неподвижными, рот немного приоткрыт;
  • широко улыбнуться с приоткрытым ртом, считать во время тренировки: раз – кончик языка уперся в верхние зубы, два – в нижние (поочередно);
  • язык упирается в небо до натяжения уздечки.

Данные упражнения помогают при любых видах неправильного произношения «л». Выполнять их необходимо как минимум две недели. По рекомендациям логопеда длительность тренировки можно увеличить до месяца.

Правильная артикуляция «л»

При произношении любого звука работают те или иные органы. Совокупность их действий, нужных для того, чтобы речевой аппарат издал определенный звук, и называется артикуляцией. Какие же органы участвуют в правильном произношении звука «л»? Это и губы, и зубы, и язык. Задействованы все важные артикуляционные инструменты. При верном произношении «л» происходит следующее:

  1. Губы занимают то положение, которое продиктовано последующими согласными и гласными
  2. Кончик языка упирается в верхние резцы или их десны
  3. Края нёба, губ и всей ротовой полости не соединяются с верхними резцами, поэтому сбоку получаются проходы для выдыхаемого воздуха
  4. корень языка при произношении твердого «Л» поднимается
  5. мягкое нёбо тоже поднято, им закрыт проход в носовую полость
  6. голосовые связки должны быть сомкнуты, ощущается их вибрация

Что делать, если ребенку 4 года и он не разговаривает

При соблюдении всех этих условий получается верное произношение твердого звука «л». Для мягкого же существует ряд условий:

  • Поднят не корень языка, а переднесредняя часть его спинки
  • Происходит смыкание не только кончика языка с деснами, но и бОльшей части спинки языка с альвеолами
  • Зачастую мягкое «л» получается, если опущен кончик языка, а передняя часть спинки смыкается с альвеолами

Дыхательная гимнастика

Для постановки звука «л» проводится дыхательная гимнастика, которая включает в себя два основных упражнения:

  • короткий вдох в течение 1 секунды;
  • длинный медленный выдох на протяжении 3 или 5 секунд.

Еще несколько упражнений из комплекса дыхательной гимнастики:

  • вдохнуть, расслабить губы и медленно выпустить через них воздух со звуком «прр»;
  • лечь на пол, руки разместить на животе, вдохнуть, надувая живот, выдохнуть – живот уменьшился в размерах;
  • взрослый дает ребенку понюхать что-то из пищи, он вдыхает, а на выходе называет продукт.

Простыми дыхательными упражнениями в комплексе с другими способами можно поставить звук «л».

Автоматизация звука «Л»

Чтобы закрепить звук после как минимум месяца работы, нужно использовать следующие способы:

  • Произносить мягкие слога и слова. По примеру: «ЛЮ: люлька, люди, люблю.»
  • Заучить и говорить чистоговорки. «ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ – лежали листья на земле» и другие. Их можно сочинять самим.
  • Придумать и повторять потешные стихи и скороговорки на «л».
  • Когда звук получается в прямых слогах, нужно закреплять его в обратных. ОЛЬ, ЫЛЬ и др.

Автоматизация твердого «Л» происходит по аналогии. Сначала ребенок повторяет за взрослым, потом делает упражнения сам.

Предложенные выше упражнения можно проделывать самостоятельно дома. Но если улучшения не происходит, обязательно следует пойти к логопеду.

Логопедические упражнения на букву «Р»

Перед тем, как стараться научить ребенка выговаривать «Р», начните с ним специальные логопедические занятия, способные подготовить речевой аппарат к занятиям. Одно из таких называется «Моторчик». Выполняется оно следующим образом: ребенок должен положить пальчик под язычок, а затем начать двигать языком от щеки к щеке и при этом рычит. Если малышу сложно понять, что вы от него хотите, покажите на своем примере.

Еще одно упражнение выглядит так: малыш широко улыбается (причем очень широко), языком при этом нужно проводить по задней стенке верхнего ряда зубов. Нижняя челюсть при этом должна оставаться полностью недвижимой.

Можно использовать и язычок для развития звука «Р». Просто достаточно подразниться. Язычок расслабьте и высуньте наружу. Кончиком начинайте двигать в разные стороны: наверх и вниз, вбок.

Упражнение «Змейка» позволит подготовить нужные мышцы для правильного говорения. Для его выполнения ребенок должен высунуть язык и тянуть его к носу и подбородку по очереди, Также придется покусывать кончик языка для активизации нужных мышц.

Общая информация

Звук «Л» относится к сонорам. Для его произношения органы артикуляции принимают следующие позиции:

  • зубы немного разомкнуты;
  • кончик языка упирается в альвеолы верхних зубов;
  • боковые края оставляют проход для воздуха.

За счет смыкания голосовых связок происходит вибрация. Для произношения мягкого варианта поднимается не корень языка, а его спинка. Чаще всего страдает твердый звук.

В норме сонорные звуки появляются в 5-6 лет. До этого возраста не нужно беспокоиться. Выговаривать плохо «Л» и «Ль» дети могут долго. Обращаться к логопеду нужно после достижения шестилетнего возраста.

Подготовка к упражнениям

Прежде чем начать тренировку, ребенку показывают, как должен правильно звучать Л. Произносят несколько слов с отчетливой артикуляцией. Ребенок должен увидеть, как располагаются губы и язык. Называют несколько слов, где есть эта буква, и просят определить на слух, в какой части слова она стоит.

Ошибки, которые делает ребенок.

Затем ребенку предлагают выполнить подготовительные упражнения:

  1. «Гамак». Кончик языка упирается в верхние передние зубы. Выгнуть язык, чтобы он стал похож на гамак, и некоторое время удержать в таком состоянии. Можно выполнять на счет.
  2. «Вкуснятина». Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна двигаться.
  3. «Индюк». Упражнение похоже на предыдущее, но несколько сложнее. Его выполняют с большей скоростью. Можно добавить произношение сочетаний «бл-бл-бл».
  4. «Лошадка». Язык делают широким, поднимают и щелкают им по небу. Рот немного приоткрыт, нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Такое упражнение полезно делать, когда ребенку трудно удерживать язык на весу и упираться кончиком в верхние зубы.
  5. «Качели». Рот приоткрывается, нужно широко улыбнуться. Кончик языка должен быть твердым. Дальше упражнение делается по счету. На «раз» язык поднимается, кончик упирается в верхний зубной ряд (заднюю поверхность резцов). На счет «два» кончик упирается в нижние зубы. Упражнение повторяют несколько раз.
  6. «Грибок». Спинку языка прижимают к твердому небу, она становится похожей на шляпку гриба. Зафиксировать в таком положении и удержать 5-10 секунд. Уздечка должна быть слегка натянута.

Этот комплекс выполняется не меньше 2 недель до начала постановки звука.

Автоматизация звука

Доведение чистого произношения звука до автоматизма – сложный и трудоемкий процесс тренировок. Когда звук поставлен, ребенок может успешно произносить его отдельно, но и пропускать в словах или слогах. Лучше начать с отработки мягкого звука , а именно – слогов -лю-, -ля-, -ли-, -ле-. Как только слоги будут даваться ребенку легко, переходите к словам с этими слогами, например: олень, лиса, поля и т. д.

После словесной тренировки переходите к чистоговоркам, таким как:

  • ля-ля-ля – летние поля;
  • лю-лю-лю – молока налью;
  • ли-ли-ли – мы лису нашли.

Чистоговорки сменяются скороговорками.

  • Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
  • Великану малы Валины валенки.

Затем начинайте осваивать артикуляцию обратного типа: слоги –аль-, -яль-, -ель- и т. д. Схема тренировки остается прежней за одним исключением: на этом этапе нужно тщательно контролировать положение языка на деснах или зубах.

Твердый звук дается детками сложнее. Методика ничем не отличается от той, что используется с мягким звуком, но количество подходов и повторений логопедических упражнений придется увеличить в несколько раз.

Игры на закрепление произношения

После длительного процесса обучения следует завершающий этап – закрепление произношения звука «л».

В данном случае помогут такие игры:

  • придумать примерно 30 небольших предложений, в каждом слове которого должна присутствовать буква «л» (Лекарь лечит Лолу, Листья летят на лобовое стекло), проговаривать их стоит вместе с ребенком, постепенно ускоряя темп;
  • предложить ребенку завершить фразу типа «Сестра рисует ногти не краской, а…(лаком)», «В доме стало темно, потому что выключили…(лампу), в последнем слове фразы обязательно должна быть «л».

На завершающем этапе при закреплении произношения звука «л» также помогают чистоговорки и скороговорки. Когда ребенок начнет проговаривать их правильно, четко произнося каждый звук, можно приступать к изучению стихотворений.

Профессиональная помощь

Если после ряда занятий улучшение не наблюдается, обязательно необходимо посетить профессионального логопеда, который выявит проблему, вызвавшую затруднение, и предложит рекомендации по ее решению.

Также визит к специалисту обязателен в следующих случаях:

  • если один из членов семьи испытывает проблемы с дикцией и невольно подает ребенку плохой пример;
  • когда русский язык не является родным для семьи или дома разговаривают на разных языках либо с акцентом.

Узнав о проблеме и приступив к ее решению своевременно, можно помочь ребенку обрести правильную четкую речь и избавить его от множества проблем в дальнейшей жизни.

Начинать заниматься стоит лет с 4. Раньше артикуляционный аппарат только формируется!

Как постановить звук Л

После завершения подготовительного этапа переходят к основным упражнениям.

Постановка Л проводится:

  • по подражанию;
  • на вдохе;
  • механическими способами.

Когда ребенок начнет произносить букву правильно, необходимо закрепить этот навык и довести его до автоматизма. Вначале ребенка нужно научить мягкому звуку, затем твердому.

По подражанию

Самый распространенный метод обучения — посредством подражания взрослому. Вначале родитель или логопед показывает, как правильно расположить язык и губы.

Чтобы ребенку было понятнее, можно предварительно объяснить ему на словах:

  1. Язык нужно сделать широким.
  2. Кончик прижимается к верхним передним зубам или деснам.
  3. Середину языка прогибают книзу, а корень приподнимается.
  4. Боковые части не поднимать, чтобы между ними и щеками проходил воздух.

Для проверки правильности прикасаются к щекам, пока ребенок произносит Л. Если все сделано верно, мышцы щек слегка вибрируют.

Заниматься лучше перед зеркалом. Вначале взрослый несколько раз говорит правильно сам, потом просит повторить ребенка.

Автоматизация звука «Л» в словосочетаниях.

На вдохе

Упражнения на развитие правильной артикуляции сочетают с дыхательной гимнастикой. Ставить Л желательно на вдохе.

Перед началом тренировки делают несколько дыхательных движений:

  1. Вдох быстрый — 1 секунда.
  2. Выдох плавный и медленный — до 5 секунд.

Комплекс для каждого ребенка подбирается индивидуальный и может включать следующие упражнения:

  1. Подуть на вертушку и понаблюдать, как она крутится.
  2. «Остановить бегущую лошадку». Делается вдох, губы расслабляются. Воздух выдыхается так чтобы получился звук «прррр».
  3. Ребенок ложится на спину на ровную поверхность (пол или жесткая кушетка). Рука кладется на живот. Делается вдох и надувается живот. Рука должна ощущать, как на вдохе «мячик надувается», а на выдохе «сдувается».
  4. Можно попросить ребенка закрыть глаза и угадать по запаху фрукты или другие предметы. На вдохе нужно нюхать фрукт, втягивая воздух через нос. На выдохе произносится название предмета.

С механической помощью

Чтобы правильно поставить звук, можно воспользоваться механическими приспособлениями:

  • шпателем;
  • специальными зондами;
  • деревянной палочкой от мороженого;
  • черенком ложки и пр.

Если дома нет подходящих предметов, можно помочь ребенку пальцами рук. Основная задача такой работы — зафиксировать орган или мышцу в правильном положении.

С помощью подручных средств делают следующие упражнения:

  1. Деревянную палочку кладут поперек языка. Таким способом создается пространство между верхними коренными зубами и боковыми частями языка. Формируется правильное прохождение воздуха через ротовую полость.
  2. Постановка твердого звука от мягкого проводится с помощью большого пальца руки. Для этого подушечку пальца кладут в ямку под подбородок. Слегка нажимают на эту область, и звук рефлекторно становится твердым.
  3. Научиться произносить твердую фонему можно, если прижать к нижней части подбородка тыльную сторону кисти.
  4. Если ребенок излишне напряжен, можно немного расслабить мимические мышцы, помассировав их кончиками пальцев.
  5. Для коррекции двугубного ламбдацизма уголки губ растягиваются до положения улыбки и в таком состоянии удерживаются указательными пальцами.

Снять напряжение можно, пошлепав губами, выдохнув полным ртом через сомкнутые зубы -«уфф», пофыркав.

Слова для тренировки звука «Л».

Автоматизация звука Л

Перед тем, как начинать учить ребёнка выговаривать букву Л, необходимо проводить разминку артикуляционной гимнастикой. Это позволит подготовить речевой аппарат к работе, тонизирует язык, губы и щёки. По-сути, гимнастика — это логопедические упражнения для постановки изолированного звука.

Предлагаем конспект занятий по автоматизации звука Л в слогах, предложениях, который поможет мамам организовать этот процесс в домашних условиях. Также к изолированному выговариванию звука стимулируют загадки про букву Л, поскольку ответ — это и есть сама Л. Как только ребёнок научился выговаривать Л изолированно, переходите к автоматизации звука Л в прямых слогах.

Если ребёнок ещё не читает самостоятельно, сначала произнесите его сами, а потом предложите малышу:

А после освоения, в обратных слогах:

Следующий этап — автоматизация Л в словах. Необходимо придерживаться такой последовательности:

звук в конце слова: пол, зал, угол, канал, стукнул, ущипнул;

звук в середине слова: волк, толк, жалко, галка, фиалка, вулкан, заколка, косилка;

звук стоит в паре с согласными: флаг, клуб, пламя, глыба, флажок, глобус, планета, блокнот;

в одном слове находится 2 звука: плыл, полол, лазил, ломал, глотал, плакал, молотил, колокол.

Чтобы звук поставить в словах, словосочетаниях нужно освоить сначала твёрдое проговаривание, потому что при смягчении произносить звук тяжелее.

После освоения Л в словах, осваивают звук в словосочетаниях и предложениях:

спелая клубника, оловянный солдатик, сломанная пила;

спрягать предложения, проговорив сначала фразы в первом лице, потом в множественном лице и от третьего лица: «Я сломал (а) велосипед — Мы сломали велосипед — Она сломала велосипед”.

читать/повторять уже более сложные предложения.

Затем читаем, учим на букву Л стихи. В специальных стихотворениях звук встречается едва ли не в каждом слове.

При чтении, повторении стишков следует проговаривать слова размеренно, не спеша, чтобы ребёнок выговаривал звук чётко. Ускорять речь необходимо в скороговорках и загадках. Например, «Вот весёлый колобок покатился, как клубок». Или «Палку толкал лапкой Полкан».

выговаривать

Значение слова выговаривать

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.

Орфографический словарь

Толковый словарь В.И.Даля

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

Cловарь синонимов Н. Абрамова

12

букв в слове «выговаривать»:а а в в в г и о р т ы ь .

Слова, связанные со словом выговаривать:

Слова, образованные из 12 букв слова выговаривать Слова, начинающиеся на выговаривать Слова, содержащие выговаривать Слова, оканчивающиеся на выговаривать Слова из слова выговаривать, если изменить одну букву Слова на вы

Слова заканчивающиеся нать Слова начинающиеся навыг Слова сать в конце Слова из12 букв, слова на буквув

  • выговаривание «
  • выгнуться «
  • выгнуть «
  • выговаривать
  • » выговариваться
  • » выговор
  • » выговоренный

Способы диагностики

Родители могут не замечать проблем с речью ребенка. Поэтому обследование проводит логопед. Он изучает произношение всех звуков. Для облегчения процесса используют специальные пособия. В них собраны картинки с разным положением звука (в начале, середине и конце).

Следующая часть диагностики — обследование речевого слуха. Последовательно ребенку предлагается определить картинки на заданный звук, назвать первый звук в слове.

Проверяют способность делать объединение предметов, исключать лишний и рассказывать особенности использования вещей. Изучают грамматическое оформление речи, понимание предлогов и слов с разными ударениями (зАмок − замОк).

Логопед осматривает артикуляционный аппарат и делает выводы о его строении. Проверят тонус мышц: при повышенном они будут напряжены, язык стоит комом во рту. При ослабленном − он вялый и неподвижный.

На основе диагностики выносится заключение, строится коррекционный маршрут.

Язык жестов

Можно в качестве варианта вообще обойтись без изобразительного искусства. Попытайтесь упростить упражнения и жестами показать то или иное слово, содержащее букву «Л» или звук «ЛЬ», таким образом, чтобы дитя могло без труда его угадать. Если ребенок не знает значение картинки, расширьте его кругозор, объяснив, что именно этот предмет означает и для чего предназначается. При этом вы добьетесь двойного результата. Малыш и эрудицию подключит, и правильно говорить заодно научится. Такая гимнастика побудит детей к дальнейшему саморазвитию.

Итак, следует поочередно отработать с дошкольником несколько словарных рядов.

  1. Первые словарные упражнения будут содержать слог «ла»:

    Лак, лапа, юла, лада, зола, вела, лаз, ладно, лампа, кулак, силач, ласты, Мила, жила, пела, мыла, мгла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, бросала, носила, водила, возила.

  2. Вторые словарные упражнения будут содержать слог «ло»:

    Лоб, лом, лось, лодырь, лодка, ложка, локоть, лом, болото, колода, берлога.

  3. Третьи словарные упражнения будут содержать слог «лу»:

    Лук, луч, лужа, клуша, лужайка, валун, Балу, луна, Лука, лунка, шалунишка, лукошко, голубь, желудь, палуба, лужок.

  4. Четвертые словарные упражнения будут содержать слог «лы»:

    Лыко, милый, вялый, зрелый, малыш, столы, улыбка, полынь, лыжник, голубцы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, белый, вокзалы, каникулы, малышка, смелый, унылый, булыжник, полыхает.

  5. Пятые словарные упражнения будут содержать слог «ал»:

    Халва, балаган, бал, Бали, валун, шалунишка, дал, жал, зал, вал, устал, бокал, мал, галка, палка, мочалка, закалка, скалка, балка, фиалка, спал, упал, копал, алфавит, маршал, шалфей, балкон, вокал, обвал, стучал, металл, галстук, алмаз, выдал, выпал, падал, капал, насыпал, топал, щупал, выгнал.

Причины, из-за которых ребенок может не выговаривать буквы

Неправильное произношение букв может объясняться неправильным воспитанием. Если родители, общаясь со своим ребенком, меняют голос, сюсюкаются или лепечут, то малыш привыкает к такому общению и у него закрепляется неверное произношение букв.

Поэтому нужно разговаривать с ребенком правильным и четким языком. Сразу пресекайте малейшие недостатки в речи своего малыша, потому как с возрастом исправить их будет в несколько раз труднее.

Неправильное отношение к разговорной речи. Бытует мнение, что обучение разговорной речи происходит без вмешательства со стороны взрослых. Но если родители не будут участвовать в процессе становления речи ребенка, то со временем станет проявляться отставание малыша в речевом развитии.

В чем причины неправильного произношения Л

Описано несколько причин, почему ребенок разговаривает неверно:

  1. Неправильное дыхание в процессе речи.
  2. Нарушения развития речевого слуха — ребенок плохо слышит речь других людей и плохо воспринимает смысл.
  3. Недостаточное развитие артикуляционного аппарата, слабость мимической мускулатуры и языка. Эти мышцы играют ведущую роль в произношении звуков.
  4. Отклонения в строении подъязычной связки (уздечки) — нарушения речи возможны, если связка короткая.

Неправильное дыхание может быть связано с несколькими факторами:

  1. У ребенка уменьшен объем легких.
  2. Дыхательная мускулатура слабая, поэтому ребенок не может громко говорить.
  3. При выдохе воздушная струя выходит рывками, поэтому становится трудно закончить длинное предложение.
  4. Неправильное распределение воздуха, в результате вдох начинается посередине слова.

Комплекс упражнений для постановки звука [л]

В первую очередь необходимо выработать верхний подъем языка и подвижность его передней части, подъем спинки языка вверх, движение широкой передней части языка вверх, умение держать язык напряженным; растянуть подъязычную уздечку, закрепить верхний подъем языка. Для этого выполняйте следующие упражнения:

  • «Как вкусно!». Намазываем верхнюю губу ребенка чем-то вкусным (мед, варенье, шоколадная паста), а затем просим его широким языком облизать ее, приоткрыв рот.
  • «Пароходик». Приоткрыв рот, нужно произнести звук , изображая сигнал парохода.
  • «Катаемся на качелях». Тянемся напряженным кончиком языка то к носу, то к подбородку.
  • «Игла». Попросите ребенка открыть рот и высунуть язык как можно дальше. Затем он должен напрячь его, удерживать около 15 секунд в таком положении, убрать за нижние зубы и повторить все сначала, не закрывая рта.

Почему не шипит буква «Ш»

Причины неправильного произношения могут быть следующими:

Физиологические: неправильный прикус, большой язык, высокое небо. Кроме того, качество произносимого звука зависит от развитости речевого аппарата.
Длительное использовании соски. Этот предмет портит прикус, что приводит к искаженному выговариванию свистящих и шипящих.
«Сюсюканье» с ребенком

Повторяя за старшими, дети коверкают речь.
Повторение некорректного произношения за взрослыми, у которых есть дефекты речи.
Плохо развиты память, мышление и внимание.
Нарушение речевого слуха (в некоторых случаях может развиваться дислексия).

Если после домашних занятий ребенок так и не выговаривает букву «Ш», стоит обратиться к логопеду.

Методические рекомендации для родителей

Иногда родители не обращаются к логопеду по разным причинам. Кто-то из-за финансовых затруднений, другие в соответствии с убеждениями. При этом родители должны знать, как научить ребенка говорить букву «Ш».

Советы по постановке звука

Научиться правильно произносить звук не так легко и поэтому ребенок нуждается в поддержке взрослых людей. Каждый день нужно уделять занятию около 20 минут.

Разминка для языка и губ

Самые эффективный и легко выполнимый способ справиться с невыговариванием звуков — артикуляционная гимнастика.

Она включает следующие упражнения:

  1. «Согреем ладошки».
    Его цель — научиться выпускать сильную струю воздуха. Ребенку нужно округленными губами равномерными порциями выдыхать воздух, не надувая щеки.
  2. Непослушный язычок.
    Упражнение способствует расслаблению языковых мышц. С размещенным на нижней губе языком произносится по счету от 1 до 10 слог «пя-пя-пя», края языка вверх не поднимаются.
  3. Приклей конфетку.
    Результатом такой тренировки должны стать укрепленные языковые мышцы и отработанный подъем языка наверх. Кончик языка располагается на нижней губе, на край кладется небольшой кусочек ириски, который нужно приклеить к небу. Челюсть должна оставаться неподвижной, работает только язык.
  4. Качели.
    Кончиком языка касаются то верхних, то нижних зубов.
  5. Лошадка.
    Поцокать, как лошадь.
  6. Блинчик.
    Расслабленный язык разместить на нижней губе.
  7. Кошечка.
    Ребенку нужно дотянуться языком до носа.
  8. Фокус.
    Нужно, улыбаясь, приоткрыть рот и разместить край языка на верхней губе так, чтобы образовался желоб по центру, теперь нужно сдуть вату, которая лежит на носу.

Задания для развития дыхания

  • «Забей мяч в ворота», игра в необычный футбол. В центре стола строятся ворота, делаются ватные «мячики». Игроки с двух сторон дуют на ватные мячики так, чтобы они влетали в ворота. Взрослый следит за правильными артикуляционными действиями ребенка: широкая улыбка, язык на нижней губе.
  • «Снежинки на носу». Предложить дошкольнику сдуть ватный комочек с носа правильными движениями челюсти: широкая улыбка, язык на верхней губе, подуть, чтобы комочек взлетел вверх.
  • Аналогично проводятся игры «Метель», «Листья летят», «Кораблики», «Самолетики».

Упражнения постановки от звука С

Самый распространенный способ постановки звука Ш от С. Такой способ используют, когда нарушений подвижности речевого аппарата не обнаружено. Для постановки шипящих будет полезен даже не звонко свистящий звук. Ребенку необходимо поднимать язык к небу, без напряжения озвучить С. После чего необходимо выпускать воздух при произношении. Таким образом получается шипящая Ш.

Воздух должен выходить без лишних усилий, ребенку не следует напрягать мышцы лица, излишнюю мимику. Постановка звука «Ш» ребенку поэтапно совершается для того, чтобы наглядно объяснить различия в принимаемом положении языка. Верхнее положение при звуке С дети часто путают с нижним звука Ш, из-за чего происходит смешение свистящих и шипящих.

Обучение малыша правильному выговариванию

Родители, чьи дети неверно произносят шипящие звуки, интересуются тем, как научить ребенка выговаривать букву Ш в домашних условиях. Логопедами разработаны упражнения, которые помогают справиться с такой проблемой.

Занятие состоит из двух этапов: разминка и постановка звука. Чтобы артикуляционная гимнастика дала скорый положительный результат, требуется выполнять ее ежедневно по 5-10 минут.

Необходимо проявлять старание и настойчивость, хвалить малыша за успехи, поощрять его выполнять упражнения.

Разминка

Прежде чем приступить к выполнению основного комплекса, необходимо провести разминку. Это нужно для подготовки ротовой полости к постановке звука Ш.

Разминка состоит из ряда таких простых упражнений:

  • язык положить на нижнюю губу. Зафиксировать такую позицию на 15 секунд;
  • сделать из языка подобие чашечки. Задержаться в подобном положении на 10 счетов. Расслабиться. Снова сделать из языка чашечку. Это упражнение хорошо тренирует мышечные ткани;
  • выполнять цоканье языком. Делать это следует медленно, растягивая процесс;
  • сформировать чашечку языком, плавно опускать и поднимать ее. Выполнять такое движение необходимо медленно, плавно;
  • поочередно произносить звуки О и У, максимально жестикулируя губами (делая из них большой круг, складывая их в трубочку);
  • сделать из губ узкую трубочку, а затем широко улыбнуться;
  • плавно поднимать язык к верхней губе и опускать к нижней;
  • челюсть сомкнуть, губы вытянуть вперед и сформировать ими подобие прямоугольника. Задержаться в такой позиции на 10-15 секунд;
  • облизывать верхнюю губу. Это тренирует верхний подъем языка.

Подготовить ребенка к постановке звука Ш может дыхательная гимнастика. Она учит малыша формировать правильную воздушную струю.

Суть дыхательной гимнастики заключается в выполнении следующих упражнений:

  • дуть на перышки, свечи, вертушки;
  • пытаться задуть пенопластовый шарик или кусочек ватки в созданные для этого ворота (можно использовать картонную коробку);
  • распластать язык на нижней губе. Подуть на высунутый кончик таким образом, чтобы воздушная струя прошла по центру;
  • на кончик носа положить шарик из ватки. Выдвинуть нижнюю губу вперед и подуть вверх. Нужно убрать ватку с носа без помощи рук, при помощи воздушного потока.

Рекомендуется выполнять все упражнения перед зеркалом. Во время обучения можно включать детские песенки, рассказывать интересные истории.

Постановка звука

Выполнив дыхательную и артикуляционную гимнастику, можно приступать к постановке шипящих звуков. Существуют разные упражнения, которые ориентируют ребенка на правильное произношение слов с буквой Ш.

Эффективный комплекс для борьбы с нарушением речи:

  • свободный полет. Сделать из языка чашечку и постараться высунуть ее изо рта. На нос необходимо положить небольшой кусочек ватки. На выдохе воздух будет отталкиваться от стенки языковой чашечки и подниматься вверх, убирая ватку. Это упражнение очень простое и действенное. Его особенно рекомендовано выполнять детям с шепелявостью;
  • движущаяся чашка. Языком сформировать чашечку и начать ею двигать: поднимать и опускать края;
  • пирожок. Открыть рот и расположить язык на нижней губе. Приподнять боковые стенки языка так, чтобы образовывалась впадина по центральной оси. Задержаться на 5-10 секунд. Упражнение направлено на укрепление мускулатуры языка, делает более подвижными боковые его стенки;
  • корабль в море. Сложить язык в форме чашечки, поднять его и задержать на 1-3 секунды, затем опустить и зафиксировать в таком положении на короткое время;
  • улыбка. Открыть рот и широко улыбнуться. Вытянуть язык вперед, кончик положив на нижнюю губу, а боковыми стенками касаясь уголков рта. Задержаться в таком положении на несколько секунд. Упражнение хорошо расслабляет язык. Оно помогает в постановке не только звука Ш, но и Ж;
  • качели. Открыть рот и улыбнуться. Язык должен быть расслабленным, лежать плоско и широко. Выполнять попеременно следующие движения языком: потянуться к потолку, в стороны, к верхней и нижней губе, коснуться резцов, залезть между зубами и губой, дотронуться кончиком до альвеол;
  • маляр. Приоткрыть рот, слегка улыбнуться, расслабить губы и зафиксироваться в таком положении. Представить, что кончик языка – это кисть маляра, а небо – стена, которую нужно раскрасить. Языком необходимо двигать от гортани к зубам и обратно, не выводя его за пределы ротовой полости. Упражнение помогает усилить контроль языка.

Для произношения сложных звуков важна не только постановка, но и автоматизация. Поэтому когда ребенок научится произносить Ш, нужно будет перейти к закрепляющим упражнениям.

Способы постановки

Ль легко поставить по звукоподражанию, если в речи ребенка есть Л

Взрослый объясняет и показывает правильную артикуляцию, акцентируя внимание на правильном положении органов речевого аппарата

  • Поставить твердый Л можно от сочетания ЫА. Но гласный нужно произносить кратко, напрягая органы артикуляции. Далее ребенок делает язык широким и помещает на нижнюю губу. Затем слегка прикусывает зубами и произносит ЫА. Когда начнет слышаться Л, язык нужно убрать за альвеолы. После того как у ребенка получился нужный звук, начинают автоматизацию в слоге ЛЫ.
  • Механическим способом. Для этого используют шпатель. Обычно этот вариант используют при межзубном ламбдацизме. Шпателем поднимают язык за верхние зубы и тренируют произношение Л, пока у ребенка это положение не зафиксируется.
  • Если дошкольник заменяет Л звуком Й, здесь также используют механический способ постановки. Взрослый просит произнести фонему, держа рот открытым. Посередине языка нужно положить круглую трубочку или палочку, а шпателем поднять кончик языка за верхние зубы.
  • Один из самых простых способов − произнося А, ребенок аккуратно прикусывает язык. Получается сочетание АЛ. Постепенно язык поднимают за верхние зубы.
  • От упражнения «Индюшка». Во время его выполнения ребенок произносит сочетание БЛ. Взрослый при помощи ватной палочки отодвигает язык вглубь ротовой полости. Когда язык будет поглаживать альвеолы, в речи ребенка появится Л.

После того как малыш научился произносить твердый вариант фонемы, постановка Ль уже делается по звукоподражанию. Логопед произносит слоги ЛИ перед зеркалом и объясняет артикуляцию Ль. Он делает акцент на положении губ в улыбке, зубы должны быть видны, а кончик языка при произношении упирается в альвеолы. После того как у малыша стало получаться произносить звук в этом слоге, можно переходить к сочетанию Ль с йотированными гласными.

Автоматизацию фонемы начинают с закрепления четкого произношения в слогах. Занятия по постановке должны быть индивидуальными, а по автоматизации − групповыми. Во время постановки и автоматизации обязательно нужно проговаривать правильное положение органов артикуляции − так ребенок быстрее освоит правильное произношение.

Существенной разницы в способах постановки Ль у взрослых и детей нет. На занятиях со взрослыми не нужно использовать наглядный материал − уроки строят по типу беседы. Также с ними легче поставить Ль по звукоподражанию.

Если в речи отсутствует Л и Ль, постановку обязательно нужно начинать с твердого варианта. Так как у мягкой фонемы артикуляция проще и малыш начнет заменять ей Л. Поэтому логопед обязательно делает акцент на различии в артикуляционных укладах этих фонем. Работу с сонорными звуками стоит начинать именно с пары Л-Ль, потому что их артикуляция проще.

Артикуляционная гимнастика со словами

Попросите сына/дочь повторить следом за вами или самому вслух прочесть определенные слова, содержащие проблемную букву. Конечно, дошкольнику нелегко будет высидеть, читая или повторяя большее количество слов. Поэтому постарайтесь проявить креативность. Нарисуйте (если не умеете или ленитесь рисовать, распечатайте в Интернете) картинки с изображением каждого из нижеприведенных слов. Существительные нарисовать будет легче. Если же это глаголы что-то вроде «скакала, водила», то изобразите на листе бумаги девочку/мальчика в данном действии (скачущего или водящего хороводы). Можно объединить несколько слов, таких как существительные и глаголы (или прилагательные). Например, унылый Лука уснул.

Постановка звука л

Перед началом занятий ребенку необходимо подробно объяснить и показать как правильно произносится звук. При этом логопед, или родитель должен показать малышу как правильно должен работать артикуляционный аппарат, также можно использовать наглядные материалы.

Артикуляция звука л

Правильная артикуляция звука л: острый язык поднят за верхние зубы, упирается в альвиолы (бугорки на небе, расположенные за верхними зубами). Форма языка при этом напоминает седло, воздух выходит по краям языка.

Артикуляционная гимнастика для звука л

Существуют несколько способов постановки звука л, среди которых первое место занимает для формирования звука л. Ребёнку она понравится за счёт весело обыгранных артикулярных упражнений:

  • выдувайте мыльные пузыри, дуйте на свечи, кораблики на воде;
  • «лодочка»: расслабленный широкий язычок нужно разместить на нижней губе и постараться свернуть из него лодочку, не поднимая его;
  • «змейка»: растянуть губы, словно в улыбке, и вытянуть вперёд острый твёрдый язык;
  • «самый длинный язык»: высовывать его как можно дальше и стараться доставать то подбородка, то кончика носа, то щёк;
  • «лошадка»: раскрыть рот, языком прикоснуться между верхними резцами и постукивать им там так, чтобы получалось цоканье лошадиных копыт;
  • «индюк»: открыть рот, расслабить губы и поставленным языком поглаживать им верхнюю губу движениями языка сверху вниз, приговаривая «бл».

Есть много видео о том, как делать эти упражнения на подготовку к звуку Л. Занятия для дошкольников проводятся в непринуждённой обстановке 1-2 раза в день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector