Пальчиковая гимнастика для детей — от 5 лет и дошкольников
Содержание:
- Методические указания по проведению музыкальной зарядки в ДОУ
- Влияние пальчиковой гимнастики на ребенка
- Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет
- Зарядка под музыку в подготовительной группе
- Пальчиковая гимнастика для ребенка 1-1,5 года в стишках
- Пальчиковый театр
- Польза
- Ход утренней гимнастики.
- Пальчиковая гимнастика для начальных классов
- Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет
- Комплекс упражнений для улучшения памяти и работы мозга
- Логоритмика
Методические указания по проведению музыкальной зарядки в ДОУ
Утренняя гимнастика проводится в предварительно проветренном помещении: в группе, спортивном или музыкальном зале. Воспитатель и дети надевают удобную одежду и обувь, желательно комплект для занятий физкультурой (девочки могут надевать гимнастические купальники). В тёплое время года зарядку рекомендуется выполнять на улице: на участке группы или спортивной площадке.
Для физических и танцевальных тренировок нужно надевать спортивную форму — она удобна и эстетична
Музыкальные композиции подбираются для полного комплекса зарядки: вводной, основной и заключительной частей. Лучше всего, когда дети занимаются под аккомпанемент музыкального руководителя. Но это невозможно для ежедневной практики: каждая группа делает зарядку в одно и то же время (перед завтраком), а музыкальный руководитель и зал — в единственном числе. Под живое музыкальное сопровождение проводят зарядку-путешествие, танцевальную зарядку, а также открытый показ зарядки.
Под живой аккомпанемент может выполняться зарядка в форме путешествия или с участием сказочных персонажей
Песни и мелодии, как правило, воспроизводятся на магнитофоне или музыкальном центре. Удобно сохранять аудиотреки для зарядки в папках с названиями гимнастических комплексов на компьютере или ноутбуке. Музыку должно быть хорошо слышно в любом месте помещения, при необходимости воспитатель подключает к компьютеру аудиоколонки.
Инструктор может использовать проигрыватель и колонки для проведения музыкальной зарядки
Использование ИКТ (информационно-коммуникативных/информационно-компьютерных технологий) приветствуется в работе педагогов детского сада. На занятии по утренней гимнастике можно применять интерактивную доску или полотно для показа картинок (в тематической и сюжетной зарядке), анимационные или другие весёлые ролики в качестве напоминания движений.
Видео: песенка «Весёлая зарядка с Кукутиками»
«Зарядка с Кукутиками» подходит в качестве разминки для ребят средней и старших групп. Темп музыки и ритм выполнения движений высокие, младшие дошкольники запутаются, собьются, и зарядка окажется неэффективной.
Видео: разминка с малышариками
Видеоролик подходит для просмотра и повторения движений на зарядке в младших группах. Малышарики — персонажи развивающих мультиков для самых маленьких зрителей. Любимые герои прекрасно мотивируют малышей хорошенько размяться.
Каждый этап зарядки сопровождает аудиозапись соответствующего темпа и мелодики:
вводный этап: ритмичная музыка умеренного темпа активизирует внимание детей, под неё выполняется короткая разминка;
основной этап: песни и мелодии умеренного и высокого темпа для выполнения общеукрепляющих упражнений и непрерывного бега (в конце);
завершение: спокойная музыка для проведения малоподвижной игры или дыхательных упражнений.
Каждому этапу зарядки должна соответствовать музыка определённого темпа
Воспитатель составляет картотеку музыкальных зарядок. Для каждой темы указываются названия аудиокомпозиций и список упражнений к ним.
Влияние пальчиковой гимнастики на ребенка
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.
Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце.
В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способно сти ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.
Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координирование и ловко ими манипулировать
Обращайте внимание па овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями — держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица — значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура
Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.
Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет
Пальчиковые игры с детьми младшего возраста помогают установить эмоциональный контакт между взрослым и ребенком
Увлекательные стишки привлекут внимание ребенка и выполнят обучающую функцию
Полезность
Наша семья.
Первый пальчик дедушка,
Второй пальчик бабулечка,
Третий пальчик папочка,
Четвертый пальчик мамулечка,
Пятый пальчик наш малыш
А вот и вся семья.
На одного человечка по одному пальцу. Затем ладошкой второй руки обволакиваем кулачок с пальчиками.
Машина каша.
Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:
Первому дала,
Второму дала,
Третьему дала,
Четвертому дала,
А этому не дала.
Он немного пошалил.
И тарелочку разбил.
Показываем, как варится каша правой рукой по ладошке левой руки. С третьей и до шестой строчки начинаем загибать пальцы, начиная с большого. Последние три строчки проговариваем на мизинчик, раскачиваем его и не загибаем.
Белка
Деткам
Встали пальчики
Сонный пальчик хочет спать,
Шустрый пальчик — прыг в кровать,
Ленивый пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Проснулись пальчики — «Ура!»
Веселиться всем пора!
На каждую новую строчку считалочки ребенок загибает пальчик. Возглас «Ура» сопровождается разгибанием кулачка и растопыриванием пальцев. Повторяем стишок дважды – по одной считалочке на каждую руку.
Поздоровайся с природой.
Привет, солнышко золотое!
Привет, небо голубое!
Привет, вольный ветерок,
Привет, маленький дубок!
Мы живем в одной стране —
Всем вам говорю привет!
На каждую строчку правой рукой поочередно обхватываем кончики пальцев левой руки.
Улиточка
У улитки-крошки выползают рожки.
Покажу ей как ходить, если будут ножки.
Пальцы присобрать в кулачок. Высунуть указательный и мизинец. Пошагать по столу двумя пальчиками.
Домик
Дом мы строим выше, выше!
Есть окошки в нем и крыша.
Группируем пальцы на руках. Соединяем две ладошки. Раздвинуть ладошки под небольшим углом, не отрывая кончики пальцев. Замыкаем треугольник большими пальцами, выстроенными в прямую линию. Руками до локтей выстраиваем стены домика.
Пересчитываем пальчики
Стишок
Начиная с большого пальца поглаживаем пять пальчиков подряд.
Ванины игрушки.
Как игрушки
Играем с пальчиками, как с игрушками.
Стишки
Зарядка под музыку в подготовительной группе
В последний год пребывания в ДОУ возрастает умственная нагрузка, оказываемая на воспитанников. Это влияние не столько детского сада, как дополнительных занятий во второй половине дня: развивающих секций и курсов подготовки к школе. Поэтому актуальность зарядки для детей 6–7 лет возрастает: утренняя гимнастика сберегает здоровье будущих школьников и повышает работоспособность организма. Хронометраж зарядки в подготовительной группе — 10–12 минут.
Будущим школьникам зарядка помогает настроиться на рабочий лад и привить навыки здоровьесбережения
Видео: утренняя гимнастика в подготовительной группе
Эта зарядка является классической утренней гимнастикой. Занятие грамотно организовано в соответствии со всеми методическими рекомендациями: длительность по нормативу, чётко выделяются 3 части зарядки, под каждый подобран отдельный музыкальный трек. Методическая находка зарядки — в сочетании спортивных и танцевальных движений в комплексе ОРУ. Упражнения выполняются под аранжировку народной песенки, в двигательном рисунки заметны элементы присядки, камаринской пляски.
Пальчиковая гимнастика для ребенка 1-1,5 года в стишках
Годовалый малыш уже способен выполнять свои действия осознанно. У него наблюдается усовершенствование действий, которые он освоил ранее, их обобщение и перенос на другие объекты. Ребенок уже использует вещи целенаправленно – берет и отпускает игрушки и предметы, начинает орудовать ложкой, чтобы самостоятельно кушать, пьет из чашки.
В этом возрасте начинается интенсивное развитие всех пальцев, а также противопоставление большого пальца другим. Помочь крохе в этот непростой период способны пальчиковые игры:
Пальчиковый театр. Такая игра понравится крохам. Для проведения нужно смастерить фигурки кукол или животных и нацепить на каждый пальчик. Или нарисовать на пальцах забавные рожицы и дать им имена.
Таким образом можно рассказывать любимые сказки («Колобок», «Репка») или придумать сценку самому.
-
Игра «Дом». Ее проводят вместе с малышом, рассказывая стишок и на каждой фразе выполняя то или иное действие. Сначала крохе нужно помогать, выполняя нужные движения его руками, далее ребенок запоминает, что нужно делать, когда звучит определенная строчка стишка.
Я хочу построить дом, – Малыш складывает руки домиком и поднимает над головой.Чтоб окошко было в нем, – Из пальчиков обеих рук нужно сложить круг.Чтоб у дома дверь была, – Ребенок ставит ладони перед собой и распахивает их.И чтобы сосна росла. – На одной ручке нужно растопырить пальцы.Чтоб вокруг забор стоял, пес ворота охранял. – Кроха соединяет руки в замок и показывает круг.Солнце было, дождик шел, – Сначала ребенок показывает солнышко, растопырив пальцы и подняв руки вверх, а дальше опускает вниз, делая встряхивающие движения.И тюльпан в саду расцвел. – Малыш соединяет ладошки и медленно их разводит в стороны.
Пример пальчиковой игры -
Игра-считалочка «Зима». Принцип проведения тот же, что и в предыдущей игре – мама рассказывает стишок, а малыш выполняет определенные действия.
Раз, два, три, четыре, пять – Кроха по очереди загибает пальчики.Мы во двор пошли гулять – Двумя пальцами (средним и указательным) «идет» по столу.Баба снежную лепили – Обеими руками «лепит» снежный комочек.Птичек крошками кормили – Ручкой показывает, как сыпет корм.С горки мы потом катались – Указательным пальцем 1 руки проводит по ладони другой.А еще в снегу валялись – Ладошки кладет то на одну, то на другую сторону.Все в снегу домой пришли – Отряхивает ручки.Съели суп, и спать легли – Берет воображаемую ложку в рот, а потом складывает ручки и кладет их под голову.
Пальчиковый театр
Пальчиковый театр — это увлекательная игра, которая:
Стимулирует развитие мелкой моторики;
Знакомит ребенка с такими понятиями формы, цвета, размера;
Помогает развивать пространственное восприятие (понятия «справа», «слева», «рядом», «друг за другом» и т
д.);
Развивает воображение, память, мышление и внимание;
Помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
Формирует творческие способности и артистические умения;
Знакомит с элементарными математическими понятиями.. Для детей в возрасте 1 – 2 года (на примере сказки «Колобок»):
Для детей в возрасте 1 – 2 года (на примере сказки «Колобок»):
- Сначала познакомьте ребенка с персонажами сказки. Предложите малышу рассмотреть и потрогать фигурки. Затем наденьте по очереди каждый персонаж себе на палец и опишите его.
- Познакомьте ребенка с названием каждого пальца на руке. Например, можно сказать так: «На указательном пальце у меня сидит Колобок».
- Затем разыграйте перед малышом сказку. Наденьте персонажи себе на пальцы и скрестите руки в замок. Начинайте рассказывать сказку, поднимая пальцы с действующими лицами по ходу действия. Например, сказку «Колобок» можно начать рассказывать следующим образом. Поднимите вверх палец с персонажем «бабка». Скажите малышу о том, что сегодня этот герой будет выпекать Колобка. Ритмично постукивайте друг о друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцев. При этом говорите: «Бабушка тесто замешивает». По такому же принципу обыграйте появление каждого персонажа.
Для детей в возрасте 2 – 4 лет (на примере сказки «Колобок»):
- Поинтересуйтесь у ребенка, помнит ли он сказку «Колобок». При необходимости напомните ему.
- Затем попросите малыша выставить персонажей на столе в порядке их появления в сказке. При этом попросите дать характеристику каждому из них по принципу: «Бабка — старая, добрая заботливая; Колобок — круглый румяный, озорной» и т. д.
- Задайте ребенку вопросы по сказке. Например: «Почему бабка решила испечь Колобка? Почему он ушел от бабки и от деда? Кто встретился ему на пути?»
- Затем разыграйте перед маленьким зрителем сказку с помощью пальчикового театра.
- В конце попросите ребенка самостоятельно разыграть перед вами сказку, используя пальчиковый театр. При необходимости подсказывайте ему.
Польза
Психологическое созревание и двигательная активность тесно взаимосвязаны в детском возрасте. Говоря простым языком, чтобы ребенок умственно развивался, ему необходимо двигаться. За совершенствование речевых навыков отвечает мелкая моторика. Манипуляции с мелкими предметами, целенаправленные движения пальчиками стимулируют работу центра Брока – участка головного мозга, ответственного за моторную организацию речи. Пальчиковая гимнастика:
тренирует мелкую моторику;
развивает пространственное мышление, ум ребенка;
повышает силу и ловкость пальчиков, готовит их к письму;
способствует правильной речи;
улучшает память и внимание.
Ход утренней гимнастики.
1 часть. Вводная
1. Ритмическая ходьба друг за другом. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед («Мы идем» муз. Р. Рустамова, сл. Ю. Островского)
Мы идем, мы идем,
Громко песенку поем! 2 раза
Прыгнем раз, прыгнем два,
прыгать рады мы всегда! 2 раза
Мы идем, мы идем,
Громко песенку поем! 2 раза
2. Ходьба с высоким подниманием ног и взмахом рук на каждый шаг (РНП «Петушок», сл. Г. Погореловой)
А теперь как петушки,
Ножки поднимаем.
Вот как наши малыши
Хорошо шагают.
Малыши, малыши
Ножки поднимают.
И, как будто петушки,
Весело шагают.
3. Легкий бег друг за другом (РНП «Во саду ли, в огороде» сл. Г. Погореловой)
А теперь барашки,
Белые кудряшки,
По дорожке побежали,
Только ножки замелькали,
Побежали, побежали,
Только ножки замелькали.
4. Построение в круг
А теперь скорей в кружок,
Чтобы получить платок.
Вот платок какой красивый –
Всем раздам сейчас такие.
2 часть. Общеразвивающие упражнения «Платочки».
(РНМ «Утушка луговая» сл. Г. Погореловой)
1. Мы покажем всем свои платочки,
Уберем потом их на немножко.
Ой, люли, мы покажем всем свои платочки,
Ой, люли, уберем потом их на немножко.
И. п.: стоя, платочки перед собой.
Платки перед грудью, затем за спиной.
2. Вдруг платки все дружно опустились,
Даже детки сами удивились.
Ой, люли, все платки вдруг дружно опустились
Ой, люли, даже детки сами удивились.
И. п.: стоя, платочки перед собой.
Наклоны вперед, платки касаются пола
3. На пол сели, положив платок.
Ноги выше поднимай, дружок.
Ой, люли, мы ножки поднимаем,
Ой, люли, и платочки мы не задеваем.
И. п.: сидя на полу, ноги расставлены, между ними платок. Руки служат опорой.
Поднять правую ногу, перенести через платок и. коснувшись левой ноги, возвращают в и. п. Затем то же с левой ноги.
4. Мы платки все дружно взяли.
И с платками быстро, быстро встали.
Ой, люли, высоко платки подняли.
Ой, люли, вправо – влево дружно покачали.
Движения по тексту.
5. Быстро, быстро ножки наши скачут,
И платочки с ними пляшут.
Ой, люли, люли, люли ножки наши скачут
Ой, люли, люли, люли и платки с нами пляшут.
И. п.: стоя, платки перед собой.
Прыжки на месте на двух ногах.
6. Мы в корзинку соберем платки,
Пусть горят, как чудо – огоньки.
Ой, люли. люли, люли соберем платки
Ой, люли, пусть горят, как чудо – огоньки.
Убрать платочки в корзину.
3 часть. «Игра с мишкой»
(муз. Г. Финаровского, сл. В. Антоновой)
Увидал платки мишутка,
Тоже захотел играть.
Посмотрите, машет лапой,
Приглашает погулять.
Мишка косолапый
Манит деток лапой.
Приглашает погулять,
В догонялки поиграть.
Медведь в руках воспитателя машет лапой, отходя от детей. Дети спокойным шагом идут за мишкой. На окончании песенки медведь догоняет детей, они убегают.
Пальчиковая гимнастика для начальных классов
Пальчиковые игры, которые так нравятся детям 7-8 лет – занятие, позволяющее значительно повысить навыки. Учеными было установлено, что движения рук напрямую связаны с корой головного мозга, что способствует развитию.
В начальной школе пальчиковые занятия – обязательное условие, которое позволяет детям отдохнуть от непривычной нагрузки, получить заряд энергии, расслабиться. Есть немало упражнений, которые дополняются веселыми стишками, даже песенками, имеющими определенное значение – способствуют развитию речи, чувства ритма, словарного запаса.
Несмотря на пользу упражнений для пальцев, злоупотреблять интересными играми также не стоит. Длительность одного занятия не должна превышать четверть часа, причем лучше начинать с непродолжительных уроков – всего по нескольку минут.
Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет
Чтобы пальчиковая гимнастика привела к положительному результату, рекомендуем проводить их на ежедневной основе. Не нужно заставлять ребенка. Серьезный характер занятий быстро надоедает. Общение должно проходить в игровой форме.
Корзинка с овощами.
Повторяем овощи
Считаем
Как грибочки
Сдобная считалочка.
Муку в тесто замесили
(Двумя руками поочередно разжимает и сжимаем кулачки).
А из теста мы слепили:
(Собираем кончики пальцев в одну точку, затем выполняем хлопок ладошками. Быстро чередуем движения).
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи —
Все мы испечем в печи.
(Из двух кулачков поэтапно раскрываем ладошку).
Очень вкусно!
(Поглаживаем ладошками животик).
Считаем мебель.
Предметы в комнате начну считать:
Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
(На каждый предмет мебели зажимает пальчик).
Много мебели назвал
Десять пальчиков зажал!
(Показать два кулачка).
Зимняя спячка.
Про мишку
Пальчиковая гимнастика для мальчиков.
Мальчишкам
Мамина профессия.
Так вы выучите и профессии
Поздоровайся со мной.
Доброе утро, котенок!
Добрый день, козленок!
Добрый вечер, щенок!
Привет, утенок!
Здравствуй веселый смешной поросенок!
(На каждую строчку разгибаем по пальчику, затем машем ладошкой).
Мир под водой.
Посмотри скорей вокруг!
(Приставляем ладошку по линии бровей).
Что ты видишь, милый друг?
(Ладошками делаем два колечка в виде бинокля).
Здесь прозрачная вода.
Плывет морской конек сюда.
Вот медуза, вот кальмар.
А это? Это рыба шар.
А вот расправив восемь ног,
Гостей встречает осьминог.
(На каждого морского жителя выполняется пальчиковая гимнастика).
Цветочки.
О цветах
Комплекс упражнений для улучшения памяти и работы мозга
Прежде, чем приступить к самим упражнениям, посмотрите видеоролик от эксперта. Автор проекта — Станислав Матвеев, знает о методах развития памяти как никто другой. Он — эксперт по развитию памяти на каналах РЕН-ТВ, ТВЦ, Пятый канал, Россия, рекордсмен России по запоминанию 2011 года, автор бестселлера «Феноменальная память».
Каждое упражнение имеет свое название, что поможет лучше его запомнить. От выполнения этих движений произойдет замедление старения мозговых клеток. Комплекс лучше всего делать утром, чтобы разбудить мозг.
Сначала крепко приложите ладошки друг к другу, энергично потрите. Затем потрите уши, потяните их вверх. Вот организм уже проснулся, можно приступать к выполнению комплекса.
- «Утка- камень». Чтобы лучше усвоить движения, научитесь выполнять его сначала одной рукой. Сожмите в кулак правую руку — это «камень», сделайте утку, то есть согните ладонь. Потренируйтесь сначала одной рукой – уточка-камень, уточка-камень, увеличивая скорость. Потом сделайте также другой рукой. Быстро сжимайте кулак, также быстро делайте «уточку». Когда научитесь автоматически выполнять это движение, выполняйте сразу двумя руками, чередуя «камень-утка».
- Показывайте «кукиш» двумя руками, потом быстро его убирайте. Сначала делайте медленно, затем увеличивайте скорость.
- «Пистолет и антипистолет». На правой руке выпрямите указательный и средний палец, остальные спрячьте — это «пистолет». Потом эти пальцы спрячьте, выставите мизинец и безымянный, то есть сделайте «антипистолет». Такую же манипуляцию проделайте с другой рукой. Увеличивайте скорость выполнения. Когда научитесь выполнять быстро каждой рукой отдельно, делайте все движения сразу двумя руками.
- Ладони выпрямите, пальцы растопырьте. Отодвиньте палец, потом два, потом три. Сначала на одной руке, потом сразу на двух.
- Большие пальцы поднимите вверх, потом сразу переведите в «кукиш». Ускоряйте скорость.
- Сложите пальцы в замок, сначала сверху будут пальцы одной руки, потом поменяйте руки. Также ускоряйте скорость.
- «Камень-бумага». Правую руку сожмите в кулак, левую ладонь выпрямите по направлению к правой руке. Быстро камень и бумагу меняйте местами.
- Согните два пальца на одной руке. Далее согните другие пальцы на этой же руке. Проделайте то же самое на другой руке. Увеличивайте скорость выполнения.
- Выпрямите мизинец и указательный палец на правой руке, на левой спрячьте мизинец и указательный. Далее меняйте их местами, увеличивая скорость. Два последних движения уже для профессионалов пальчиковой гимнастики.
Логоритмика
Дело в том, что у подвижных и хорошо скоординированных малышей речевые навыки могут появляться несколько раньше, чем у их более спокойных сверстников. Более того, замечено, что у детей с нарушениями речи наблюдаются и неполадки в работе крупной моторики: нечеткость и неорганизованность движений, недостаточное чувство ритма и координации. Таким детям на помощь приходит логоритмика.
Учеными доказано, что точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений органов речи — губ, языка и нижней челюсти. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.
Мы подобрали для вас несколько примеров несложных логоритмических упражнений, которые больше похожи на игру, не требуют помощи специалистов и могут выполняться в любую свободную минуту.
Деревцо
Дует ветер нам в лицо —
(махать руками ладошками к себе)
Закачалось деревцо.
(Руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону.)
Ветерок все тише, тише —
(плавно опустить руки)
Деревцо все выше, выше.
(Поднять руки и тянуться вверх.)
Физкульт-привет
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
(имитировать умывание)
Полотенцем растирались.
(Имитировать растирание спины полотенцем.)
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо-влево наклонялись
И обратно возвращались.
(Имитировать движения, указанные в тексте.)
Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям — физкульт-привет!
(Резко поднять руки вверх.)
Бабочка
Спал цветок
(исходное положение: присесть, спрятав голову в колени и обхватив колени руками)
И вдруг проснулся.
(Поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела.)
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
(Выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад — «вырастают крылья».)
Солнце утром лишь проснется —
Бабочка кружит и вьется.
(«Летать», имитируя движения бабочки.)
Водичка
Водичка, водичка,
(двумя руками по очереди показывать, как сверху льется водичка)
Умой мое личико,
(ладошками имитировать умывание)
Чтобы глазки блестели,
(дотрагиваться до глазок по очереди)
Чтобы щечки краснели,
(тереть щечки)
Улыбался роток
(улыбаться, гладить руками ротик)
И кусался зубок.
(Стучать зубками, показывать руками, как закрывается ротик.)
Кулачок
Как сожму я кулачок
(сжать руки в кулачки)
Да поставлю на бочок.
(Поставить кулачки большими пальцами вверх.)
Разожму ладошку,
(распрямить кисть)
Положу на ножку.
(Положить руку на колено ладонью вверх.)
Тук-тук
– Тук-тук-тук.
(Три удара кулаками друг о друга.)
– Да-да-да.
(Три хлопка в ладоши.)
– Можно к вам?
(Три удара кулаками друг о друга.)
– Рад всегда!
(Три хлопка в ладоши.)
Зайчики
Жили-были зайчики
(показывать на голове заячьи ушки)
На лесной опушке.
(Разводить руками перед собой, описывая окружность.)
Жили-были зайчики
(показывать на голове заячьи ушки)
В серенькой избушке.
(Сложить руки над головой в форме домика.)
Мыли свои ушки,
(проводить руками по воображаемым ушкам)
Мыли свои лапочки.
(Имитировать мытье рук.)
Наряжались зайчики,
(руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе)
Надевали тапочки.
(Руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ногу.)
Снег
Как на горке снег, снег,
(показывать руками горку)
Снег, снег, снег, снег.
(Двигать руками, перебирая пальцами.)
И под горкой снег, снег,
(показывать руками «под горкой»)
Снег, снег, снег, снег.
(Двигать руками, перебирая пальцами.)
А под снегом спит медведь.
(Сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя.)
Тише, тише, не шуметь!
(Пальчик ко рту, грозить пальчиком.)
Почему так важны правильное развитие речи и ранняя коррекция нарушений
Правильное развитие и ранняя коррекция речи (в случае каких-либо отклонений) чрезвычайно важны: речевые нарушения приводят к трудностям в обучении письму и чтению; помимо этого, они, как правило, ведут к возникновению комплексов у ребенка, мешают его социализации. Поэтому при любых подозрениях на наличие тех или иных особенностей речевого развития у малыша лучше обратиться к специалистам (логопеду, неврологу, дефектологу, психологу).
Вне зависимости от заключения специалистов в случае речевых нарушений, вне зависимости от того, есть ли речевые нарушения или они отсутствуют, вы можете помогать своему ребенку осваивать родную речь, учить его правильному произношению, построению фраз и оформлению мыслей.
Воспользуйтесь нашими советами, сделайте упражнения практикой ежедневного общения и совместных игр с ребенком — внесите вклад в его будущее!
Приятных вам занятий!