Воспитание подростков в школе

Сон подростка

Врачи и педиатрия рекомендует подросткам спать от 8 до 10 часов каждую ночь. Раннее начало занятий в школе может затруднить получение подростками рекомендуемого количества сна.

Их биологические часы заставляют их ложиться спать позже и дольше спать. Это очень затрудняет раннее пробуждение.

Чтобы помочь подростку высыпаться, вы можете сделать несколько вещей:

Поговорите с подростком о ее ночном распорядке

Обсудите, как важно дать себе время расслабиться перед сном. Чтение или принятие ванны могут быть хорошим способом расслабиться.
Выключайте электронные устройства заранее

Выключайте смартфоны, ноутбуки и телевизоры как минимум за 30 минут до сна. Не позволяйте ей спать со смартфоном в спальне.
Не рекомендуется дремать . Засыпание после школы может помешать ночному сну.
Следите за тем, чтобы график сна вашего подростка был постоянным . Сон по выходным или слишком поздно ложиться спать в отпуске нарушит биологические часы вашего подростка. Установите время пробуждения в нешкольные дни, которое должно быть не более чем на час позже времени пробуждения в школе.

Безопасность

Самая большая проблема безопасности, с которой сталкиваются подростки, – это их рискованный выбор. Иногда они бывают импульсивными, и, к сожалению, достаточно одного неверного решения, чтобы попасть в серьезную аварию.

Автомобильные аварии – основная причина смерти подростков в России. Подростки в возрасте от 16 до 19 лет имеют гораздо больший риск смерти или травмы в автокатастрофе, чем любая другая возрастная группа.

Прежде чем ваш подросток сядет за руль – или станет пассажиром с водителем-подростком, – важно понять самые большие опасности, которые приводят к автокатастрофам подростка. Отвлеченное вождение, скорость и неопытность водителя – все это факторы, которые могут способствовать возникновению дорожно-транспортных происшествий у подростков

Установите правила для подростка и проясните свои ожидания. Поговорите о последствиях безрассудного поведения, например, о слишком быстрой вождении или о том, чтобы сесть в машину с человеком, который пил.

Третий по величине риск для здоровья подростка – насилие. .

Поговорите со своим подростком о том, как оставаться в безопасности. Обсудите, что делать, если над ним издеваются, или как реагировать, если он узнает, что другой ученик носит оружие. Поговорите также о насилии при свиданиях, поскольку в романтических отношениях происходит много актов насилия .

Самоубийства – третья по значимости причина смерти подростков в возрасте от 15 до 19 лет. 8 По данным CDC, примерно 7% старшеклассников в 2021 году пытались покончить жизнь самоубийством, но гораздо больше подростков думают о самоубийстве, но не действуют.

Хотя существует множество факторов, способствующих самоубийству, одиночество, депрессия, семейные проблемы и злоупотребление психоактивными веществами могут подвергнуть подростка особенно высокому риску.

Важно следить за психическим здоровьем вашего подростка. Если вы подозреваете, что у вашего подростка проблемы с психическим здоровьем или он выражал мысли о самоубийстве, обратитесь за профессиональной помощью

Вы можете начать с разговора с их педиатром.

Технологии

Технологии играют огромную роль в повседневной жизни подростков. Изменилось то, как они встречаются, общаются и общаются.

Будьте в курсе последних приложений, сайтов социальных сетей и цифровых устройств, которые используют подростки. Ваш подросток не будет прислушиваться к вашим предупреждениям, если вы не осведомлены о рисках и опасностях.

Кибербуллы и сексуальные хищники представляют серьезный риск. Но это не единственные угрозы, с которыми ваш подросток сталкивается в Интернете.

Люди тоже могут попытаться украсть свою личность. Или они могут быть приглашены к участию в мошенничестве или мошеннической деятельности, даже не осознавая этого

Поэтому важно рассказать подростку об этих опасностях

Также важно говорить о важности управления их репутацией в Интернете. Фотографии, которые они публикуют, мемы, которыми они делятся, и контент, который им нравится, будут постоянно фиксировать их активность

Выбор, который они делают сейчас в сети, может повлиять на них всю оставшуюся жизнь. Чиновники приемных комиссий колледжей, будущие начальники и даже будущие романтические партнеры могут обращаться в Интернет, чтобы получить информацию о них.

Установите четкие правила для смартфона и других электронных устройств вашего подростка. Установите последствия за нарушение правил.

Хотя вам не нужно читать каждое сообщение, которое отправляет ваш подросток, следите за его активностью в Интернете. Знайте, что они делают в Интернете, и убедитесь, что они делают правильный выбор.

Психологические особенности

Физиология и психология неразрывны. И вслед за физиологическими изменениями непременно появляются психологические новообразования:

1. Стремление к взрослости. Подросток испытывает потребность к переходу в мир взрослых, однако в качестве ориентиров берутся внешние признаки взрослости: курение, употребление спиртных напитков, самостоятельный выбор одежды, деятельности, жизненных целей.

2. Потребность в самоутверждении. Тинейджеры ищут себя: меняют стиль одежды, увлечения, круг общения. Им трудно определить истинные ценности, так как приоритет сдвинут в сторону признания сверстников, дети часто совершают ошибки, считая свои поступки правильными. Самоутверждение приводит к формированию самооценки, которая не всегда бывает адекватной, так как основана не на реальности, а на оценке сверстников.

3. Потребность в общении. Ведущим видом деятельности для подростка является общение. У современных подростков поменялась его форма: мессенджеры, онлайн-игры, соцсети. Он не может оторваться от телефона, так как там целый мир интересов, оценок, комментариев.

А надо ли вообще отвлекать, — спросите вы? Справедливо! Ведь это «современный мир – современные дети», говорит мне одна мама. «Им нужно уметь пользоваться всеми этими технологиями, не нужно им запрещать!», — говорит другая. Совершенно верно. Не стоит изолировать их от смартфонов и планшетов. Однако необходимо грамотно регулировать этот процесс.

4. Готовность к любым видам деятельности. Подростки бесстрашны и готовы к любым поступкам. Они действительно не осознают последствий, так как не способны дальновидно мыслить. Их двигатель – эмоции; девиз – здесь и сейчас. Дети стремятся освоить автомобиль, гитару, поднимают тяжелые штанги – и все это одновременно. Взрослые не понимают подобных действий, их пугает легкость смены увлечений и отсутствие страха. Подростки ищут эмоций и то, что может им это дать. К сожалению, поиск себя ставит учебу на второй план, а то и на третий.

5. Потребность в идеале. Долгое время дети хотели быть похожими на маму или папу. Подростки начинают оценивать своих родителей не с позиции любви и старания, а с позиции успешности. Поиск идеала смещается в сторону звезд кино и эстрады, культовых предводителей, известных людей. В пубертатный период легко убедить в неправильности мыслей и действий, если таковые не приносят успеха. Поэтому подростки легко попадают под влияние сект, группировок, неформальных объединений.

6. Потребность в любви. Речь идет о влюбленности. Взрыв гормонов, половое созревание – все это приводит к готовности подростка к любви. Правда, предмет любви не всегда стоящий. Иногда подростки откликаются на чью-то симпатию, принимая за высокое чувство банальное влечение.

Есть контакт?

Противоречия между взрослыми и детьми накапливаются как снежный ком, и однажды все может развалиться.
Подростки совершенно другие. Они отличаются от взрослых полностью. Представьте, что перед вами инопланетяне: существа с тонкой психикой, нестабильной физиологией и больной самооценкой, готовые к любым видам деятельности и любви. Их давление скачет, сердце стучит с неистовой силой, голова кружится. А еще они признают мнение только себе подобных – сверстников.

Согласитесь, что вступить в контакт с такими существами очень сложно. Но возможно, если понимать всю сложность существования наших детей, когда внутри них самих бушуют бури и страсти.

Научитесь понимать подростков, рассматривайте их поступки через призму физиологии и психологии, принимайте своих детей такими, какие они есть.

Что еще необходимо ребенку

  1. Дружная семья — счастливые дети. Минимум 2 раза в неделю найдите время, чтобы собрать всех членов семьи за общим столом. Совместный прием пищи в особой атмосфере (праздничная скатерть, посуда) очень способствует укреплению внутрисемейных связей.
  2. Совместное чтение. Создайте традицию вечернего чтения вслух, где присутствуют и дети, и родители. Уровень сложности текста выбирайте с опорой на старшего ребенка, если у вас несколько детей. Сопереживание главным героям объединяет семью чувственно. В будущем ваши дети будут расти не конкурентами друг другу, а лучшими друзьями. И с родителями душевная связь сохранится на всю жизнь.
  3. Почему ребенок болеет? Тело реагирует на любой психологический дискомфорт. Причиной может быть неудачная модель воспитания, если она идет вразрез с природными свойствами ребенка. А бывает, что влияют тяжелые состояния мамы — ее тревожность, депрессия, раздражительность, апатия, обиды на жизнь.
  4. Нравственное воспитание. Как вырастить ребенка честным, справедливым, милосердным? Как воспитывать, чтобы он воспринял нравственные ориентиры? Это глубокая тема поднимается в статье Нравственное воспитание, или Как научить свободе.
  5. Личный пример. Он работает во всех сферах жизни. Угадайте, кто сумеет вырастить счастливого человека? Верно, хорошее, счастливое будущее ждет тех малышей, которые растут у счастливых родителей.

Корректор: Наталья Коновалова

Вокруг дома

Подростковые годы – критическое время для молодых людей, чтобы научиться принимать решения самостоятельно и брать на себя больше ответственности. Чем больше ответственности они могут взять на себя сейчас, тем меньше им придется бороться во время перехода к взрослой жизни.

Обязанности, которым учатся в подростковом возрасте, включают:

  • Качественно и правильно выполняйте задания дома, в школе и на работе.
  • Заботиться о личной гигиене и личных вещах .
  • Проявляйте сострадание к другим людям.
  • Быть социально ответственным в повседневной жизни и в Интернете.
  • Контролируйте свои эмоции и правильно взаимодействуйте с людьми.
  • Поймите, что сексуальная активность может привести к последствиям.
  • Как справляться с ситуациями давления со стороны сверстников , такими как употребление алкоголя, курение и употребление наркотиков.
  • Привилегии для взрослых, такие как вождение автомобиля или наличие банковского счета.
  • Удерживайте работу и хорошо работайте с другими в команде.
  • Умение зарабатывать и с умом тратить деньги.

Убедитесь, что ваш подросток умеет выполнять важные домашние дела, например стирку и приготовление основных блюд. Иногда вы можете менять обязанности по дому, чтобы у них была возможность попрактиковаться в ведении домашнего хозяйства, которое вы выполняете для поддержания дома.

Предоставляйте подросткам привилегии в зависимости от уровня их ответственности. Если они смогут показать вам, что им можно доверять домашние дела, у вас будет больше уверенности в том, что он сможет взять на себя ответственность за вождение автомобиля или на прогулку со своими друзьями без присмотра.

Хотя ваш подросток захочет проводить большую часть времени со своими друзьями, важно настаивать на том, чтобы проводить какое-то время вместе всей семьей. Ежемесячный семейный вечер развлечений или еженедельный вечер пиццы могут быть традициями, которые вы решите сохранить

Ешьте вместе всей семьей, когда можете. Это может быть важным способом повседневного общения с подростком.

Почему возникают сложности в воспитании подростка?

Проблемы в воспитании и общении с современными подростками могут быть связаны со следующими факторами:

  1. Различие в темпах развития детей и родителей.
  2. Трудности, которые возникали в воспитании и развитии на предыдущих возрастных этапах, особенно если со стороны взрослых не было проявлено должной любви и заботы к ребёнку.
  3. Во многих семьях уже задолго до подросткового возраста ослабляется контакт между поколениями, родители уделяют детям меньше внимания, а дети всё больше тянутся к компаниям сверстников.
  4. Стремление всё запрещать ребёнку, жёстко ограничивать его свободу, подавлять его чувства.
  5. Вспыльчивость подростков, желание показать своё «Я», протестовать против запретов и ограничений. Это характерно для развития подростков в этот период, поскольку есть сильное стремление показать свою самостоятельность и взрослость.
  6. Ослабление доверия между детьми и родителями. Оба поколения закрываются друг от друга, снижается взаимопонимание и искренность в общении.

Духовное воспитание мальчиков

Нужно ли воспитывать мальчиков «отдельно» от девочек? Традиционная культура предписывает только такой вариант. Даже в школах и гимназиях мальчики и девочки учились отдельно. В сегодняшнем мире, однако, психологическое и духовное развитие мужчин и женщин всё больше смешиваются. Поэтому в развитых европейских странах мальчиков и девочек давно уже воспитывают одинаково или почти одинаково. Этому есть простое объяснение.

Изначально роли мужчин и женщин в обществе были резко разделены и исходили из физиологических особенностей организма. Мужчины, как существа более сильные физически, должны были воспитываться как труженики и воины, в них культивировались такие чувства, как независимость, беспощадность, самостоятельность. А женщины, как более слабые в физическом плане, должны были «сопровождать» мужчин на жизненном пути, зависеть от них и помогать им; на их плечи ложились забота о домашнем очаге и воспитание маленьких детей.

Времена изменились. Физический труд больше не играет существенной роли в человеческой жизни: в развитых странах человека здесь давно уже заменили машины. Умение воевать тоже не является жизненной необходимостью: война в развитом мире – явление редкое и осознаётся как огромная катастрофа, даже если имеет локальный характер и не приводит к существенным жертвам; «военные действия» по большей части переместились в область политики, искусства, спорта, пропаганды.

Вместе с тем современные технологии упростили и домашнее хозяйство. Основные занятия людей сегодня – это научная деятельность, культура, офисная и торговая работа; по большей части всё это – труд интеллектуальный и «псевдоинтеллектуальный», и в нём в равной мере могут быть представлены как мужчины, так и женщины. А если так, то и методы воспитания девочек и мальчиков в такой сфере существенно не отличаются друг от друга: они играют в одни и те же игры, смотрят одни и те же фильмы, слушают одинаковую музыку и т. д. Традиционные же способы воспитания девочек и мальчиков остались только в слаборазвитых странах, где ещё сильны позиции ручного труда и постоянных военных конфликтов.

Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили

Адель Фабер – психолог, педагог, автор книг по воспитанию детей.

Элейн Мазлиш – автор методик по семейному взаимодействию, многодетная мама.

Эта книга – отличный помощник родителям подростков. Авторы в доступной форме рассказывают, как родителям помочь своему ребенку преодолеть этот сложный подростковый возраст и стать самостоятельной и гармоничной личностью; как выстраивать взаимоотношения с подростком, как говорить с ним на разные «сложные» и «запретные» темы и что сделать родителям, чтобы дети им доверяли. Помимо полезных советов, в книге можно найти упражнения, забавные иллюстрации, и самое главное – благодаря книге можно понять, как сделать так, чтобы подросток слышал своих родителей, чтобы чувствовал поддержку с их стороны.

Также приглашаем в наш розничный магазин, который находится в г. Москве (метро ВДНХ, ул. Ярославская, д. 14, корп. 1.), где вы сможете получить консультацию наших сотрудников по интересующей вас продукции, а так же рассмотреть, полистать интересующие вас книги.

Вернуться в раздел

Воспитание девочек и мальчиков: гендерное или внегендерное?

Когда в семье есть сын или дочь, то зачастую родительский запрос формулируется следующим образом: «как правильно воспитывать подростка девочку» (ну или, соответственно, «как воспитывать подростка мальчика»). Зачем – нуу, как же, девочка, она же будущая жена и мать. С мальчиками, кстати, все немного проще: они, в худшем случае, «будущие кормильцы семьи».

Нет, слава Кларе Цеткин, у нас уже редко считают необходимым учить подрастающих барышень исключительно домоводству и каким-нибудь танцам. И в подавляющем большинстве семей от девочки, как и от мальчика, ожидается хорошая учеба в школе и поступление в вуз.

Но… это как-то не отменяет того, что от девочки ожидается, что она создаст семью, и ее надо к этому подготовить, а от современных жен требуется и образование, и умение зарабатывать, и вообще куча всяких бонусов!

Что же выходит? Сын, если он учится, не пускается во все тяжкие и хотя бы способен сделать себе чай и пельмени – уже молодец, гордость и радость родителей. А дочь… ей обычно сложнее. От нее в модели гендерного воспитания подростков ожидается, что она должна формировать в себе «женские» качества – мягкость, терпимость, усидчивость, доброту, желание помогать и опекать. Ей мало быть «молодцом» в каких-то личных достижениях – от нее ожидают, что она станет удобной и приятной для окружающих, для семьи (родительской, а в будущем – своей собственной)…

Что в итоге? Имеем огромное количество девушек, пребывающих в полной уверенности, что жить хорошо – это найти мужчину и стать для него максимально полезной, комфортной и приятной. Имеем парней, которые уверены, что хорошая жена – это обслуга, благодаря которой дома чисто и сытно, а все прочие – плохие меркантильные бабы, на которых такому хорошему мальчику и глядеть нечего! То есть, весь этот «народный институт профессиональных жен и мужей» не направлен на то, чтобы воспитывать из девочки подростка и из мальчика-тинейджера самодостаточных личностей, не требующих ни «обслуги», ни «кормильца», но способных в будущем создать отношения, базирующиеся на уважении и взаимном интересе.

А ведь правильно воспитывать подростка, на самом-то деле – это помочь ему стать самодостаточным. Научить его разбираться в своих стремлениях и желаниях. Научить, вне зависимости от пола, выполнять бытовые дела на том уровне, чтобы никогда не считать, что их должен делать кто-то другой. Научить уважать прочих людей, даже если они совсем другие.

Физическая активность

Подросткам рекомендуется заниматься физическими упражнениями в течение 60 минут каждый день. Аэробные упражнения должны быть основным видом деятельности.

Но упражнения для наращивания мышц, такие как силовые тренировки, и упражнения для наращивания костей, такие как прыжки, также важны для хорошего здоровья.

Если ваш подросток не заинтересован в вступлении в спортивную команду, не заставляйте его. Помогите ей найти то, чем она действительно хочет заниматься. Ежедневная прогулка или поездка на велосипеде, каякинг или плавание могут быть занятиями, которые ей нравятся больше, чем командные виды спорта.

Мир вашего подростка

Для вашего подростка нормально думать, что мир иногда вращается вокруг него. Фактически, они могут даже подумать, что у них «воображаемая аудитория».

«Воображаемая аудитория» – это ярлык для веры подростков в существование группы последователей, которые постоянно наблюдают и оценивают каждое их движение

11 Убеждение проистекает из более широкой концепции подросткового эгоцентризма , что подростки думают, что мир вращается вокруг них, и что все обращают внимание на то, как они выглядят и что делают. Это нормальная фаза социального развития подростков

Родителям может быть неприятно видеть, как их подросток пять раз меняет рубашку перед тем, как отправиться в школу, при этом большинство вариантов почти одинаковы. Но это нормальное поведение подростка .

Помимо того, что ваш подросток будет больше инвестировать в социальные отношения, он также станет больше осознавать социальные проблемы. Они могут вкладываться в помощь благотворительным организациям или бороться за политическое дело, в которое они верят.

По мере взросления ваш подросток будет больше времени думать о своих ценностях. Они могут сомневаться в своей вере или заявлять, что будут вести другой образ жизни, чем вы. Это все часть процесса разделения, когда ваш подросток становится самим собой.

Для всех подростков нормально чувствовать, что они иногда не подходят. Их доверие также может быть отказано. Но для подростков, над которыми издеваются и подвергаются остракизму, подростковый возраст, вероятно, будет особенно тяжелым временем.

Если ваш подросток изо всех сил пытается приспособиться к жизни в обществе, подумайте о том, чтобы получить профессиональную помощь. Одиночество и изоляция могут привести к проблемам с психическим здоровьем.

Также важно внимательно следить за уровнем стресса вашего подростка. Академические проблемы , социальные проблемы , давление, связанное со спортом, и подготовка к будущему иногда могут быть непосильными

Убедитесь, что ваш подросток не слишком занят

Время простоя важно

Подросткам необходимы здоровые мероприятия по снижению стресса и навыки релаксации. Проактивно научите подростка распознавать высокий уровень стресса и покажите ему, как справляться со стрессом здоровым способом.

Трудные подростки и их воспитание

Но, конечно, хорошо идиллически рассуждать о том, как кого воспитывать, если подросток «подарочный» и в принципе поддается педагогическому воздействию. А как же воспитать трудного подростка – такого, который, кажется, и вообще никого и ничего не слушает, и творит редкостную дичь без малейших угрызений совести?..

«Красивая и Успешная» вполне понимает весь сумбур в родительской душе относительно таких детей – с одной стороны, хочется все запретить, отнять, надавать ремня и наказать; а  с другой – хочется как-то помочь, остаться другом ребенку, а не карающим органом…

Конечно, любой ценой стоит ограждать тинейджера от выпивки, наркотиков и т.д., конечно, имеет смысл ограждать от реально плохих компаний (но, кстати, не все шумные и бестолковые однолетки – это плохая компания).

А как нельзя воспитывать подростка? Нельзя запрещать ему личные вкусы – они, в конце концов, эволюционируют: странные шмотки отправятся в мусорку, а волосы отрастут (или не отрастут, но под волосяным покровом черепа у молодого человека появятся разные интересные и конструктивные мысли). Нельзя запрещать предпочтения в музыке и субкультурах (а то под что же ваше чадо в свои затридцать будет ностальгично вспоминать свои пятнадцать – не под Бетховена же?).

Нельзя объявлять нестоящей ерундой влюбленности, дружбы, проблемы социализации и т.д. Потому что какую-нибудь химию-физику человеку во взрослом возрасте еще можно будет забыть (и изучить заново, если будет реально нужно), а вот коммуникативные навыки точно пригодятся.

Очень нужно самим набраться терпения и не рвать на себе волосы от ужаса, если дитё не учится и не готовится поступать, ибо пролетит мимо вуза и будет работать в Макдональдсе. В конце концов, образование в современном мире – доступная в очень многих формах и в любом возрасте штука, и загонять учиться «из-под палки» необязательно – этот выбор человек может сделать позже, имея определенный опыт…

Все-таки нужно понимать, что воспитание в подростковом возрасте – это финальный этап педагогического процесса. Обычно уже поздно исправлять педагогические ошибки, допущенные в раннем возрасте, и сложно контролировать и исправлять «рвущегося» из подростка взрослого человека

Скорее всего, самое важное тут – поддержка на пороге взрослости, превращение из родителя во взрослого друга, который может быть деликатен, но не откажет в помощи…

Автор —  Даша Блинова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная. Статью проверила Грызлова Ольга Юрьевна, педагог, специальный психолог. Подробнее про авторов сайта
Копирование этой статьи запрещено!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector