Типы уроков по фгос в основной школе. структура урока, темы и цели уроков
Содержание:
- Нюансы построения уроков по ФГОС в начальной и средней школе Типы уроков по ФГОС в начальной школе
- Анализ комбинированного урока
- Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
- Последовательность
- «Кто на новенького?»: объяснение нового материала
- Какие бывают методы и формы обучения по ФГОС
- Что такое урок, его цели и задачи
- Структура урока рефлексии по ФГОС
- «Вспомнить всё»: актуализация знаний
- «Как поняли? Прием!»: закрепление изученного
- Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
- Структура урока по ФГОС
- Систематизация и обобщение
- Структура уроков развивающего контроля
- Что такое комбинированный урок?
- Примерная схема урока
- Структура ФГОС
- Технологическая карта урока
- 4-й этап. Итоги занятия
Нюансы построения уроков по ФГОС в начальной и средней школе Типы уроков по ФГОС в начальной школе
Структура ФГОС вводит новое понятие — «учебная ситуация». То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.
Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения.
Так, если в старших классах можно оперировать уже накопленными знаниями, то в начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия.
Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Более того, ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом осуществляется комплексный подход в обучении ребенка.
Анализ комбинированного урока
При анализе комбинированного урока следует обратить внимание на то же, что и при разборе любого другого урока. Указав вид урока — комбинированный — отдельно анализируются его этапы
Характеристика комбинированного урока включает в себя разбор как отдельных приемов, так и урока в целом.
Комбинированный тип урока — хорошо зарекомендовавшая себя на протяжении долгого времени форма урока, поистине бессмертная, благодаря своей универсальности и удобству для любого класса и предмета. Не стоит отказываться от него, несмотря на обилие новых форм и технологий — гибкость и поливариантность такого урока предлагает широкие возможности для использования новых приемов в его структуре.
Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цели:
Деятельностная научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Структура урока обретения новых знаний
- Мотивационный этап.
- Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
- Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
- Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
- Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит «открытие» нового знания.
- Первичное закрепление нового знания.
- Самостоятельная работа и проверка по эталону.
- Включение в систему знаний и умений.
- Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Последовательность
Когда этап мотивации пройден, необходимо осмысление учеником новой информации, в этом процессе дети работают над заданием самостоятельно, после чего следует проверка, требующая обсуждения каждого вопроса с определением места, которое теперь занимает новый материал во всей системе знаний, а также практическое применение его. Далее — обязательный инструктаж относительно домашнего задания и рефлексия, то есть осмысление того, что происходило на уроке.
Конечно, эта структура урока весьма приблизительна. Бывают нетрадиционные виды уроков — экскурсии, презентации, путешествия, лекции, встречи, беседы и многие другие. Здесь сохраняются только основные черты композиции традиционного планирования.
Поскольку виды уроков по этому типу могут быть самыми различными, учитель составляет план по традиционной или нетрадиционной системе. Технологическая карта урока по ФГОС помогает решить самые разные задачи. Прежде всего — образовательные: познакомить, научить, проанализировать и так далее. Затем — воспитательные: разбудить творческую и познавательную активность, сформировать любовь к Родине, любознательность, настойчивость к познанию и многое другое.
Скорее всех решаются задачи развивающие, когда у ребёнка формируются умения: анализ, сопоставление, чтение схем, использование справочной литературы и тому подобное. И здесь, конечно же, основной эффект обеспечивает правильно выбранная структура урока.
«Кто на новенького?»: объяснение нового материала
Методика проведения комбинированного урока по ФГОС требует от учителя, по возможности, не сообщать детям тему урока, а предлагать догадаться самим. Причем одновременно ценность новых знаний необходимо обосновать.
В связи с этим обычно рекомендуется начинать объяснение проблемной задачей. Суть приема в том, что школьникам предлагается решить задачу, или предсказать результат опыта, или предположить, как пишется какое-то слово и т.п. Подбирается материал таким образом, чтобы для правильного ответа требовались именно те знания, которые планируется изучать на текущем уроке.
Например, на уроке русского языка в 5 классе в начале изучения темы «Чередование в корнях -раст- — -рос-» учитель может написать на доске слова «растение» и «рост» и предложить школьникам высказать свое мнение, почему в слове «растение» в корне не пишется О, ведь «рост», похоже, проверочное слово.
На уроке физики можно спросить школьников, что произойдет, если поднести к горящей свече шарик, наполненный водой. Ошибка в прогнозе простимулирует ребят с интересом отнестись к новой теме.
Можно пойти другим путем и начать с какой-нибудь захватывающей или таинственной истории, легенды, необъяснимого, казалось бы, факта. Это также поможет заинтриговать учащихся и заставить их слушать внимательно, чтобы разобраться в ситуации.
Нередко учитель начинает объяснение нового материала с того, что связывает его с уже изученным. Например, указывает на то, что речь пойдет теперь о том же явлении в других условиях (тоже уравнения, но квадратные; тоже кислота, но органическая; тоже движение, но по кругу) или противопоставляет новый материал изученному (интегрирование — процесс, обратный дифференцированию; рассмотрели случаи, когда ставится тире, а теперь — когда двоеточие…).
Связать новый материал с пройденным необходимо
В структуре современного комбинированного урока это занимает важное место. Другое дело, что можно сделать это в начале объяснения, а можно позже; в сильном классе стоит даже попробовать поручить это школьникам, но избежать этого нельзя: материал только тогда усваивается прочно, когда он занимает свою «клеточку» в мозаике знаний, когда ученик осознает место и связи нового знания с уже имеющимися
Какие бывают методы и формы обучения по ФГОС
Уроки, основанные по требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта, предполагают системно-деятельный подход в процессе обучения. Во время урока по ФГОС учителю нужно предпринимать действия, которые были бы направлены не просто на обучение, а на освоение знаний.
Приветствуется активное использование информационных технологий. Во время такого урока учитель будет брать на себя роль не источника знаний, а проводника, направляющего в нужную стезю. Ученикам предоставляется возможность оценить свои результаты и успехи, а также результаты своих одноклассников.
Формы организации учебной деятельности по ФГОС бывают:
фронтальная. Данная форма обучения направлена на организацию учащихся и определение темпа работы, в котором обучаться будет комфортно всем
Учитель во время такого урока должен уделять внимание и следить за всеми учениками в классе, поддерживать их активность и увлеченность изучением нового материала. В таком случае, эффект от такого занятия будет лучше, а работоспособность учащихся повысится;
групповая
Учебный процесс, проходящий в групповой форме, направлен на организацию учебной деятельности учеников по разным группам. Руководить ими может как педагог, так и сами ученики. Такие группы можно разделить на несколько видов: группа, которая формируется временно для выполнения одного определенного задания; группы, формирующиеся из всего класса и направленные на выполнение общего задания; временные группы, которые формируют из учеников с одинаковым потенциалом и уровнем знаний;
индивидуальная. Данная форма организации учебного процесса направлена на самостоятельное выполнение заданий, одинаковых для всех участников групп. Если учитель дает задание не всем ученикам, а только некоторым из них отдельно от класса, такая форма будет называться индивидуализировано-групповой.
Существует несколько групп методов обучения по ФГОС:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- методы проблемного обучения.
Словесные методы обучения можно назвать одними из самых востребованных в современной дидактике. Используя эти методы, педагог способен быстро давать новый материал, ставить определенные задачи перед учениками и определять способ их решения.
Благодаря активному использованию устной речи на занятиях, учащиеся могут развивать свою память и воображение, подключать свои чувства, улучшать внимательность.
Использование наглядных методов в процессе обучения подразумевает иллюстративность и наглядность описываемого материала. Воспринимать новую информацию наглядно детям намного проще, чем на слух. Это могут быть плакаты, таблицы, красочные картинки и прочее. Также это может демонстрация специальных приборов, опытов и технических установок.
К практическим занятиям относят лабораторные работы, творческие задания. Возможны также групповые занятия, во время которых учащиеся смогли бы практиковаться в разных направлениях, провести несколько разных опытов.
Методы проблемного обучения в основном используют в старших классах. Педагог умышленно создает определенную ситуацию, которую учащиеся должны разрешить путем активного мышления, самостоятельного нахождения новых способов решения.
Формы обучения по ФГОС |
Фронтальная |
|
Групповая |
Бригадная (группа, которая формируется временно для выполнения одного определенного задания) |
|
Кооперативно-групповая (группы, формирующиеся из всего класса и направленные на выполнение общего задания) |
||
Дифференцированно-групповая (временные группы, которые формируют из учеников с одинаковым потенциалом и уровнем знаний) |
||
Индивидуальная |
||
Методы обучения по ФГОС |
Словесные |
Рассказ (устное изложение небольших по объему материалов) |
Беседа (диалог между педагогом и учениками, «диалогический способ обучения») |
||
Объяснение (истолкование педагогом новых понятий и явлений) |
||
Дискуссия (обмен мнениями и взглядами относительно заданной темы) |
||
Лекция (преподаватель излагает всю информацию по новой теме, практическая часть отсутствует); |
||
Работа с литературой |
||
Наглядные |
||
Практические |
Упражнения |
|
Творческие работы (применяется для раскрытия творческого потенциала учащихся) |
||
Лабораторно-практические работы |
||
Методы проблемного обучения |
Методы проблемного обучения применяют в работах с группами или коллективами.
Что такое урок, его цели и задачи
Урок – это маленькая школьная жизнь, во время которой ученики проявляют себя, учатся новому, развивают в себе новые навыки и способности. Существует множество форм и типов уроков, которые направлены на решение различных задач, но все они объединены одной целью – научить и воспитать.
Учитель не только учит, но и воспитывает
Понятие «урок» в дидактике означает ограниченный по времени процесс обучения учащихся, проводимый с целью получения новых знаний. Помимо обучения новым дисциплинам учитель должен также воспитывать своих учеников, формировать в них личностные и нравственные качества.
Не все уроки могут быть одинаково интересны, но, если педагог приложит к этому усилия, скучное занятие вмиг может стать одним из самых интересных в жизни учащихся.
Это большой труд. Каждый урок должен научить чему-то и рассказать о чем-то так, чтобы ученик запомнил и смог применить свои новые знания на практике. Учителю нужно правильно распланировать свой урок, чтобы все отведенное для этого время было использовано на максимум.
У урока, как процесса обучения новым знаниям, есть единая цель, которая состоит из трех основных задач:
Познавательная. Это важнейшая задача урока, которая включает в себя следующие действия: обучить школьника самостоятельности для изучения материала дома; сформировать особые умения для развития навыков восприятия новой информации; дать знания и научить новому материалу, который рассматривается на уроке.
Развивающая. Здесь трудность возникает в основном у педагога, так как развитие у детей происходит медленнее обучения. Поэтому описывать данный аспект в планах урока с разных сторон для каждого занятия бывает достаточно трудным. Развивающая задача состоит из нескольких аспектов: развитие мышления; развитие речи; развитие двигательной системы.
Воспитывающая
Мало дать ребенку только лишь знания, важно также воспитать в нем нравственные качества, развить в нем способности коммуникации и взаимодействия в обществе. Важно также привить ученикам любовь к труду и чувство патриотизма.
Выполнение всех этих целей и задач позволит грамотно организовать урок, который станет полезным и поучительным не только для учащихся, но и для самого преподавателя.
Структура урока рефлексии по ФГОС
Этот тип уроков играет очень важную роль, так как они помогают учащимся научиться самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность. Ученик должен научиться сам находить свои затруднения в решении учебных задач, определять, какой именно вид деятельности у него не получается. И, главное, сам составить план действий по преодолению этих затруднений.
Уроки рефлексии могут ставить цель повторения, закрепления или обобщения учебного материала. Но главная деятельностная цель — научить детей определить границу знания и незнания, поставить перед собой учебную задачу и решить ее.
Структура такого урока похожа на содержание уроков развивающего контроля, но все укладывается в один урок. Потому заданий для всех этапов должно быть не много.
Структура уроков по ФГОС в начальной и основной школе схожа, но в основной школе должно уделяться больше внимания коллективным способам обучения, ведь девиз здесь — «Учимся учиться в общении».
Об авторе: Камалетдинова Гайша Рихардовна, педагогический стаж 35 лет.
«Вспомнить всё»: актуализация знаний
Чаще всего этот этап идет в начале урока. На этом этапе необходимо опросить как можно больше учащихся, в то же время не затягивая процесс.
Ежеурочный опрос полезен по многим причинам:
- дисциплинирует школьников;
- помогает быстро «войти в курс» тем, кто подзабыл что-то;
- проговаривание помогает ученику четче осознать материал, чтобы он лучше «уложился в голове».
С этой точки зрения полезен опрос учеников у доски, но он недостаточно результативен. Один ученик отвечает, а другие отвлекаются; даже если удается добиться достаточно внимательного выслушивания ответа (скажем, предложить конспектировать ответ, дополнять его, задавать вопросы), все же оценок получится мало, а времени уйдет много. Можно организовать фронтальный опрос, дать небольшой тест или что-то еще. Много интересных способов провести опрос можно найти на нашем сайте.
«Как поняли? Прием!»: закрепление изученного
Планируя комбинированный урок, крайне важно оставить достаточно времени на этап выработки навыка применения полученных знаний на практике. Причем желательно придумывать такие задания, которые будут стимулировать творческую активность школьников
Хорошо также дать задания, позволяющие использовать полученные знания в нестандартных условиях, взглянуть на материал под другим углом.
Однако, предлагая учащимся практическую работу, необходимо сначала удостовериться, что весь теоретический материал ими усвоен. Поэтому хорошо, если практике предшествует небольшой устный опрос, позволяющий «начерно» оценить степень осознания материала. Но при этом не надо забывать, что без практики теоретический материал мертв и все равно не может быть до конца осознан.
На этом этапе хорошим решением станет выполнение образцового задания на доске и последующая самостоятельная работа учащихся с разноуровневыми карточками, причем слабым ученикам предлагаются задания, максимально совпадающие с образцовым, а более сильным — в большей или меньшей степени отличающиеся от него, чтобы простимулировать творческий подход к работе. Желательно также создать ситуацию успеха, поэтому не следует предлагать слишком сложные задания. Да и времени на их обдумывание на комбинированном уроке слишком мало.
Можно провести закрепление в виде какой-либо игры, индивидуальной или командной. Неплохо зарекомендовали себя приемы, требующие логики и творческого подхода:
- Общее – уникальное.
- Цепочка соответствий.
- Шесть шляп.
- Кейсы
- И т.д.
Можно дать небольшую проверочную работу, например с использованием перфокарт.
Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Цели:
Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Структура урока систематизации знаний
- Самоопределение.
- Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
- Постановка учебной задачи, целей урока.
- Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
- Реализация выбранного проекта.
- Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
- Этап рефлексии деятельности.
Структура урока по ФГОС
Этапы урока |
Краткое содержание, действия учеников |
Действия учителя |
Мотивирование на учебную деятельность |
Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу |
Настраивает учеников на успешную работу |
Актуализация знаний |
Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений |
Консультирует |
Целеполагание, постановка проблемы |
В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель |
Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока. |
Поиск путей решения проблемы |
Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач |
Консультирует |
Решение проблемы |
Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения |
Консультирует |
Коррекция |
Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения |
Помогает, советует, консультирует |
Самостоятельная работа с использованием полученных знаний |
Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону |
Консультирует |
Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью |
Консультирует, направляет |
|
У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности |
Разъясняет, предлагает задания на выбор |
|
Оценивание |
Учащиеся самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников) |
Консультирует, обосновывает оценки |
Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке |
Благодарит учеников за урок |
Систематизация и обобщение
Систематизирует и обобщает полученные знания урок рефлексии по ФГОС. В свете нововведений этому уроку придают особое значение, поскольку именно здесь в головах учащихся всё как бы раскладывается по полочкам. Мотивационный этап проходит в виде обсуждения необходимости систематизации знаний, где применяются образы кладовой, книгохранилища и тому подобные. Здесь необходимо ответить на многие вопросы относительно принципа раскладки полученного материала: какие части его будут востребованы часто, какие реже, какая информация к какой ближе.
Затем выученное повторяется ещё раз, но уже на качественно другом уровне. Ученики решают вопросы, поданные в непривычной формулировке или с необычными условиями. Далее следует контроль, а с приложением новых требований — самоконтроль, который тоже нацелен на обобщение, именно тогда урок рефлексии получится успешным.
Урок систематизации знаний имеет целью не просто учить обобщению, но и вписывать всю полученную информацию в общий контекст познания мира. Именно поэтому так тщательно прорабатывается весь этап рефлексии, с чётким обозначением принципов классификации, значения изученного материала и места его в общей системе знаний. Вид этому типу урока можно придать любой, в том числе и комбинированный: защита проектов, сочинение, конференция, викторина, конкурс, практикум, диспут, ролевая или деловая игра.
Структура уроков развивающего контроля
Этот тип уроков можно сравнить с традиционными уроками, когда сначала проводятся контрольные работы, а на следующем уроке — работа над ошибками. Принципиальная разница заключается в том, что на этих уроках делается акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников. На таких уроках продолжается формирование у учащихся контрольно-оценочных способностей. Проводятся они после изучения большого блока материала, занимают два часа, поэтому чаще используются в преподавании таких предметов, как математика, русский язык, физика.
Уроки развивающего контроля состоят из следующих этапов.
1 урок |
Мотивация к контрольно-коррекционным действиям |
Требуется, чтобы ученики подготовились к контрольной, осознали ее необходимость, чувствовали себя уверенно. |
Актуализация и пробное действие |
Проводится актуализация знаний по теме. Выполняется контрольная работа. Затем проводится самопроверка по эталону. Ученики проверяют свои работы и ставят себе оценки, но не исправляют ошибки. |
|
В промежутке между двумя уроками учитель сам проверяет работы и выставляет за них оценки. |
||
2 урок |
Локализация затруднений |
Ученики определяют свои ошибки и затруднения. |
Целеполагание и построение плана коррекции выявленных затруднений |
Ученики должны выбрать для себя индивидуальные цели и определить средства и способы решения затруднений. |
|
Реализация проекта |
Учащиеся работают по составленному проекту. Для тех, кто совершил одинаковые ошибки, возможна работа в группах. |
|
Обобщение затруднений |
Обязательно проговариваются затруднения, выбранные пути их разрешения, алгоритм решения. Объясняют, почему выбрали именно этот путь. |
|
Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
Ученики работают самостоятельно по тем заданиям, по которым возникли затруднения. Проверяют по образцу и отвечают на вопрос, разрешены ли затруднения, исправлены ли ошибки. |
|
Включение в систему знаний |
Для закрепления полученных знаний выполняются задания, аналогичные предыдущим, но более творческие. |
|
Рефлексия |
Ученики анализируют свою работу на уроке. Если есть необходимость, то дается домашнее задание. |
Что такое комбинированный урок?
Комбинированный урок — это такое занятие, на котором ставится несколько педагогических задач: обычно это повторение изученного, освоение и закрепление нового материала. Поэтому структура комбинированного урока чаще всего предполагает использование четырех логических частей:
- проверка домашнего задания или актуализация знаний в какой-либо другой форме;
- изучение нового материала;
- закрепление и систематизация;
- объяснение домашнего задания.
План комбинированного урока неминуемо включает в себя все эти пункты, так как общая его цель — освоение какой-либо небольшой темы в течение только одного академического часа. Другое дело, что компоненты урока могут идти в разной последовательности в зависимости от темы и особенностей класса.
Пример плана комбинированного урока можно представить себе так:
- Загадка, намекающая на тему урока.
- Постановка проблемы, формулировка темы и задачи урока.
- Проверка домашнего задания.
- Повторение изученного на прошлых уроках.
- Усвоение нового материала.
- Отработка.
- Контроль.
- Объяснение домашнего задания.
- Рефлексия.
Разумеется, возможны различные варианты, план комбинированного урока позволяет части его переставлять в соответствии с дидактической задачей, вместо загадки, можно предложить детям задачу или проблему, какую-нибудь игру и т.п.
Рассмотрим все четыре этапа комбинированного урока по ФГОС в связи с их назначением.
Примерная схема урока
В традиционной схеме комбинированный урок начинается с проверки знаний и навыков. Нередко этот этап растягивается до 15-20 минут, а в ответах учащихся часто преобладает деятельность по воспроизведению, хотя известно, что первые 25 минут урока являются наиболее продуктивными
Очевидно, что такая схема обучения неэффективна: внимание учеников рассеивается, и они теряют интерес к уроку
Поэтому в методике преподавания существуют различные взгляды на структуру урока. При комбинированном обучении целесообразно проводить проверку знаний и умений (в виде четко ограниченного этапа) в том случае, когда изучение нового материала очень тесно связано с предыдущими темами, и без проверки невозможно продолжать обучение. В противном случае тест может быть в форме дискуссии, которая определит общий уровень усвоения материала.
Если изучение нового материала не очень тесно связано с предыдущим, проверку знаний можно опустить как структурную часть урока. Такой подход к структуре урока возможен в случае с предметом «Окружающий мир», поскольку он является синтетическим: темы разного содержания рассматриваются одна за другой и часто не имеют никакой связи друг с другом.
Существуют и более современные подходы к вопросу структуры урока. Например, N. F. Виноградова предлагает использовать дробную структуру урока. Урок начинается с этапа акклиматизации, во время которого учащиеся настраиваются на педагогическую деятельность. Формирующий этап предполагает изучение нового материала путем освоения новых способов действия. Творческая фаза служит для закрепления новых способов действия, их творческого применения. Урок заканчивается подведением итогов и формулировкой домашнего задания.
Предметный урок включает в себя практическую деятельность с определенным объектом, который учащиеся получили для изучения (гербарий растения, образец горной породы, модель). В процессе работы с этим объектом учащиеся приобретают новые знания. Таким образом, преподавание реализует практический метод обучения, при котором источником знаний является опытная деятельность школьников. В то же время очевидно, что деятельность на предметных уроках носит исследовательский характер. Могут быть использованы различные формы организации работы: индивидуальная, парная, групповая. Выбор диктуется давлением или отсутствием подачек. Если школа полностью оборудована, в классе может использоваться индивидуальная или парная работа. Если тем недостаточно, уместна групповая работа.
В конце организационного момента учитель выявляет фоновые знания и умения учащихся по теме урока, а затем предлагает им темы для исследования, дает указания о порядке выполнения практической работы. После этого студенты работают над заданиями, формулируют и обсуждают выводы, закрепляют полученные знания.
Некоторые методисты не склонны рассматривать предметный урок как особый вид урока и считают его уроком практической работы или отработки навыков.
Обобщающий урок. Этот тип урока проводится в конце темы или раздела. Цель урока — обобщить ранее приобретенные знания и навыки, поэтому структура урока включает следующие компоненты: Организационный сегмент, систематизация и обобщение изученного материала и заключение. Недопустимо превращать обобщающий урок в обзорный. Задача обобщающего урока — систематизировать основные понятия изучаемой темы, важные причинно-следственные связи. К сожалению, в школьной практике сложился подход, при котором учащиеся воспроизводят содержание предмета в той форме, в которой они его получили при изучении какой-либо темы. В различных системах вариантов существуют авторские подходы к реализации основных видов обучения.
Структура ФГОС
Каждый федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя три вида требований. Эти нормы определяют общую структуру ФГОС и относятся ко всем видам стандартов образования.
- Требования к структуре основных образовательных программ. Какие предметы изучать? Каким должен быть учебный план? Как развивать умение учиться? Как оценивать результаты?
- Требования к условиям реализации основных образовательных программ. Сколько нужно учителей и других специалистов? Какие потребуются учебники и оборудование?
- Требования к результатам освоения основных образовательных программ. Здесь учитываются не только оценки по предметам, но и самостоятельность ребёнка, его умение общаться, наличие собственной позиции и прочие метапредметные и личностные результаты.
Технологическая карта урока
Технологические карты являются новым видом методической продукции, которые обеспечивают качественное и эффективное преподавание и дают возможность достигать планируемых результатов. Использование таких карт помогает лучше организовать учебный процесс, обеспечивая реализацию УУД в полном соответствии с требованиями ФГОС, а также сокращает время подготовки учителя к данному уроку весьма существенно. Идея создания технологических карт пришла в школу из промышленности, там это существует как вид документации с содержанием описания производственного процесса — изготовление, обработка определённого вида продукции, перечень производственных операций, а также применяемое оборудование и режим осуществления каждой операции по времени.
В дидактическом контексте технологическая карта является проектом учебного процесса, где есть полное описание его: от поставленной цели урока по ФГОС до конечного результата с обязательным использованием инновационных технологий в работе с информацией. Суть технологической карты в том, что она содержит подробный проект педагогической деятельности, описание заданий для учеников, освоение темы и оформление предполагаемых результатов.
Технологическая карта структурирована, интерактивна, алгоритмична, технологична и обладает обобщённостью при работе с информацией. В её структуре присутствуют: название темы и часы, отведённые на изучение её, цели освоения, результаты, которые планируются (отдельно УУД, информационная и интеллектуальная компетентность, метапредметность, предмет, личность), ресурсы и формы работы — метапредметные связи и организация пространства, основные понятия темы, технология изучения темы поэтапно. Завершается работа по технологической карте контрольным заданием, чтобы проверить достижение результатов, которые были запланированы.
4-й этап. Итоги занятия
Деятельность обучаемых:
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
---|---|---|
Осуществляемые действия: Выстраивают причинно-следственные связи |
Осуществляемые действия: Взаимодействие в групповом коллективе |
Осуществляемые действия: Прогнозируют развитие процессов в живых организмах |
Формируемые способы деятельности: Презентуют модель |
Формируемые способы деятельности: Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику |
Формируемые способы деятельности: Учатся предвидеть события, строят жизненные планы во временной перспективе |