Типы уроков и их структура
Содержание:
- Структура уроков развивающего контроля
- «…И виждь, и внемли!»: организационный момент
- Программа
- Нестандартные подходы к проведению уроков
- Тип 6: комбинированный урок
- «Кто на новенького?»: объяснение нового материала
- Как не ошибиться с выбором профильного класса
- Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС
- Эффективность учебного процесса
- Что такое текст?
- Что такое урок, его цели и задачи
- Закрепление материала
Структура уроков развивающего контроля
Этот тип уроков можно сравнить с традиционными уроками, когда сначала проводятся контрольные работы, а на следующем уроке — работа над ошибками. Принципиальная разница заключается в том, что на этих уроках делается акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников. На таких уроках продолжается формирование у учащихся контрольно-оценочных способностей. Проводятся они после изучения большого блока материала, занимают два часа, поэтому чаще используются в преподавании таких предметов, как математика, русский язык, физика.
Уроки развивающего контроля состоят из следующих этапов.
1 урок |
Мотивация к контрольно-коррекционным действиям |
Требуется, чтобы ученики подготовились к контрольной, осознали ее необходимость, чувствовали себя уверенно. |
Актуализация и пробное действие |
Проводится актуализация знаний по теме. Выполняется контрольная работа. Затем проводится самопроверка по эталону. Ученики проверяют свои работы и ставят себе оценки, но не исправляют ошибки. |
|
В промежутке между двумя уроками учитель сам проверяет работы и выставляет за них оценки. |
||
2 урок |
Локализация затруднений |
Ученики определяют свои ошибки и затруднения. |
Целеполагание и построение плана коррекции выявленных затруднений |
Ученики должны выбрать для себя индивидуальные цели и определить средства и способы решения затруднений. |
|
Реализация проекта |
Учащиеся работают по составленному проекту. Для тех, кто совершил одинаковые ошибки, возможна работа в группах. |
|
Обобщение затруднений |
Обязательно проговариваются затруднения, выбранные пути их разрешения, алгоритм решения. Объясняют, почему выбрали именно этот путь. |
|
Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
Ученики работают самостоятельно по тем заданиям, по которым возникли затруднения. Проверяют по образцу и отвечают на вопрос, разрешены ли затруднения, исправлены ли ошибки. |
|
Включение в систему знаний |
Для закрепления полученных знаний выполняются задания, аналогичные предыдущим, но более творческие. |
|
Рефлексия |
Ученики анализируют свою работу на уроке. Если есть необходимость, то дается домашнее задание. |
«…И виждь, и внемли!»: организационный момент
Как и любой успешный урок, комбинированный должен начинаться с хорошего оргмомента.
Дети приходят после перемены возбужденные, увлеченные беседой с друзьями, с эмоциями, не остывшими после предыдущего урока или игры на перемене. Необходимо настроить их на активную работу
Поэтому среди компонентов комбинированного урока этот этап занимает небольшое по времени, но крайне важное место
Особенности комбинированного урока (многокомпонентность, напряженность и т.д.) требуют активной и вдумчивой работы школьников, поэтому первым двум-трем минутам стоит уделить особое внимание
В начальной школе в ходу различные стишки и песенки. Например: «Внимательно слушай! Запоминай! И на вопросы точней отвечай!». Они призваны настроить ребят на усвоение материала и имеют форму своеобразного ритуала.
Для более старших ребят стишки уже не годятся, но какой-то ритуал может оказаться полезен. Наиболее распространенный: ученики встают и таким образом приветствуют учителя
Учитель может, например, обратить внимание учеников на то, какие предметы должны находиться у них на парте, или сказать несколько добрых слов кому-то из учащихся. Замечаний на этом этапе лучше избежать
Варианты начала урока:
- сообщение о какой-то памятной дате, имеющей (или даже нет) отношение к предмету (день рождения писателя, композитора, политического деятеля; годовщина исторического события, открытия, выхода в свет книги);
- загадка или необычный факт в форме новости;
- отрывок из литературного произведения или афоризм;
- общий комплимент классу и т.п.
Программа
В основной образовательной программе общего образования содержатся три раздела: организационный, содержательный и целевой. Кроме того, существует программа УУД, направленная на развитие компетенций в использовании и овладевании ИКТ как минимум на уровне пользователя: поиск, построение и передача информации, презентация выполненной работы, основы информационной безопасности в использовании средств ИКТ, в том числе глобальной сети Интернет.
В программе содержатся:
1. Основные направления и особенности реализации проектов в учебной, исследовательской и проектной деятельности учеников (это инженерное, исследовательское, прикладное, социальное, информационное, творческое, игровое направление проектов), а также формы работы по организации такой деятельности в урочных и внеурочных рамках по каждому из направлений.
2. Содержание, виды и формы работы по организации, формированию и развитию компетенций в области ИКТ.
3. Перечень с описанием основных элементов и инструментов использования ИКТ-компетенций.
4. Результаты, которые планируется достичь в развитии компетентности учеников по использованию ИКТ, подготовке индивидуальных проектов, которые выполняются в учебном процессе (могут быть в границах одного или на межпредметной основе).
5. Условия, обеспечивающие развитие УУД, информационно-методическое обеспечение, подготовку кадров.
6. Методика, инструментарий мониторинга, чтобы проверить успешность освоения учениками УУД и их применения.
Нестандартные подходы к проведению уроков
Порой, общаясь с высококвалифицированным педагогом, можно услышать такой термин, как нестандартный урок. Так как многие люди проходили обучение только согласно классической схеме преподавания, это высказывание способно вызвать массу вопросов. Первое, что интересно узнать, — это то, какие именно уроки можно назвать нестандартными. Виды уроков данного типа — это не просто урок практических работ, это занятия в формате «судебного заседания», «научного форума», диспута, конструктивного диалога, творческой пресс-конференции, яркого концерта или увлекательного мастер-класса.
Второй вопрос, на который неосведомленному человеку хочется получить ответ: что представляют собой перечисленные выше и другие подобные нестандартные уроки, причиной появления которых стал поиск новых типов и форм подачи знаний? С точки зрения характера признаков можно заметить, что каждый нестандартный урок можно с уверенностью отнести к одному из классических типов. В качестве примера хочется рассмотреть урок-суд. Фактически на уроке обыгрывается судебное заседание, действующими лицами которого выступают ученики класса. Каждому из них даются заранее определенные роли, после чего ребята погружаются в конкретную ситуацию. Например, они рассматривают «дело» Всемирной паутины. Судьей в данном случае является учитель. Такой формат его участия в процессе позволяет направлять занятие в правильное русло. Ученики, согласно своим ролям, пытаются оправдать или осудить в рамках заседания. В итоге суд подводит основные итоги и выносит свой вердикт.
В данной конкретной ситуации он может быть следующим: Интернет стал обязательным атрибутом ежедневной жизни человека. Его использование не всегда приводит к положительным результатам, поэтому просто необходимо научиться разумно применять великое достижение современности, чтобы не стать интернет-зависимым человеком. Фактически данное занятие является ярким примером дидактической игры по ролям и отвечает всем ее обязательным характеристикам.
Тип 6: комбинированный урок
Урок данного типа имеет огромное значение в процессе обучения. Как и все типы уроков, он позволяет понимать, усваивать и учиться применять новые знания. Его особенностью является то, что на уроке учениками решаются сразу несколько разных дидактических задач. То есть комбинированный урок состоит из этапа по повторению ранее изученного материала, также на нем проверяется выполнение домашнего задания и изучаются и закрепляются совсем новые знания.
Особенное распространение уроки данного типа имеют в начальной школе. Причиной такого рода популярности стали поведенческие особенности учеников младших классов
Они, как правило, чрезмерно эмоционально возбудимы и обладают неустойчивым вниманием. Помимо этого, использование комбинированных уроков в младшей школе соответствует учебной программе и порядку предоставления информации в современных учебниках
Если рассматривать урок на примере одного конкретного учебника, то можно отметить, что материал в нем преподносится поурочно. В свою очередь, каждый отдельный урок обладает несколькими главными линиями, согласно которым должна проводиться работа по получению и отработке знаний. Обычно ими являются:
- Процесс обучения, основанный на работе с усвоенными раньше данными. Это делается для их повторения и как следствие более прочного закрепления.
- Процесс обучения, основанный на изучении новой темы с ее последующим закреплением.
- Процесс обучения, в основе которого лежит работа с материалом, который поможет более точно понять и изучить новые знания.
«Кто на новенького?»: объяснение нового материала
Методика проведения комбинированного урока по ФГОС требует от учителя, по возможности, не сообщать детям тему урока, а предлагать догадаться самим. Причем одновременно ценность новых знаний необходимо обосновать.
В связи с этим обычно рекомендуется начинать объяснение проблемной задачей. Суть приема в том, что школьникам предлагается решить задачу, или предсказать результат опыта, или предположить, как пишется какое-то слово и т.п. Подбирается материал таким образом, чтобы для правильного ответа требовались именно те знания, которые планируется изучать на текущем уроке.
Например, на уроке русского языка в 5 классе в начале изучения темы «Чередование в корнях -раст- — -рос-» учитель может написать на доске слова «растение» и «рост» и предложить школьникам высказать свое мнение, почему в слове «растение» в корне не пишется О, ведь «рост», похоже, проверочное слово.
На уроке физики можно спросить школьников, что произойдет, если поднести к горящей свече шарик, наполненный водой. Ошибка в прогнозе простимулирует ребят с интересом отнестись к новой теме.
Можно пойти другим путем и начать с какой-нибудь захватывающей или таинственной истории, легенды, необъяснимого, казалось бы, факта. Это также поможет заинтриговать учащихся и заставить их слушать внимательно, чтобы разобраться в ситуации.
Нередко учитель начинает объяснение нового материала с того, что связывает его с уже изученным. Например, указывает на то, что речь пойдет теперь о том же явлении в других условиях (тоже уравнения, но квадратные; тоже кислота, но органическая; тоже движение, но по кругу) или противопоставляет новый материал изученному (интегрирование — процесс, обратный дифференцированию; рассмотрели случаи, когда ставится тире, а теперь — когда двоеточие…).
Связать новый материал с пройденным необходимо
В структуре современного комбинированного урока это занимает важное место. Другое дело, что можно сделать это в начале объяснения, а можно позже; в сильном классе стоит даже попробовать поручить это школьникам, но избежать этого нельзя: материал только тогда усваивается прочно, когда он занимает свою «клеточку» в мозаике знаний, когда ученик осознает место и связи нового знания с уже имеющимися
Как не ошибиться с выбором профильного класса
Убедитесь, что профиль подходит ребенку
Например, ребёнок любит биологию, но не очень хорошо разбирается в химии. В этом случае биолого-химическое направление может ему и не подойти. Есть риск, что подросток отстанет от одноклассников, начнёт получать плохие оценки и потеряет мотивацию. В этом случае лучше выбрать общеобразовательный профиль, а биологией дополнительно заниматься самостоятельно или с репетитором.
Изучите все варианты
Допустим, ребёнок хочет в профильный класс, чтобы углубленно изучать литературу. А в вашей школе есть только гуманитарный профиль, где к ней прилагается история с обществознанием. В этом случае можно попробовать поискать школы с узким филологическим профилем. И наоборот, если подросток никак не решит, поступать на филолога или историка, ему подойдет профиль с более широким набором гуманитарных предметов. Встречаются и еще более редкие профильные классы в школах: по журналистике, праву, искусству. Возможно, ребёнку нужен один из них.
Оцените предстоящую нагрузку
В профильных классах задают больше домашних заданий и предъявляют более высокие требования к ученикам. Не каждый ребёнок легко выдержит подобную учебную и психологическую нагрузку. Если от него потребуются все силы, чтобы «соответствовать» уровню профиля, к ЕГЭ он может прийти физически и морально истощённым. Возможно, в таком случае больше подойдёт обычный класс и дополнительные занятия с репетитором по нужным предметам.
Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС
Мотивирование на учебную деятельность. Ученик должен осознанно вступить в учебную деятельность. Для этого учитель должен создать условия, когда учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу.
Актуализация знаний. Организуется подготовка учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Выполняя задания, ученики фиксируют свои затруднения.
Выявление места и причины затруднения. Под руководством учителя ученики восстанавливают порядок проведенных действий и определяют конкретное место затруднения. Сверяя свои действия с используемым способом (алгоритмом), учащиеся определяют причину затруднения — конкретные знания и умения, которых пока нет для решения поставленной задачи
Очень важно все действия проговаривать вслух.
Построение проекта решения проблемы. Учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства
Учитель руководит с помощью подводящего или побуждающего диалога или с использованием исследовательских методов. Выбор конкретного метода зависит в первую очередь от степени подготовленности класса.
Реализация проекта. Путем обсуждения различных вариантов, предложенных учащимися, выбирается оптимальный способ действий, который используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. При этом учитель должен незаметно подвести учеников к правильному способу. После решения задачи ученики отмечают преодоление возникшего ранее затруднения и высказывают мысль о том, что этот способ подходит для решения подобных задач.
Первичное закрепление. Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий, проговаривая алгоритм решения вслух. При этом работа может проводиться фронтально, в группах или в парах.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Ученики уже самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют правильность решения, сравнивая с эталоном. После этого обсуждаются результаты. Желательно создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Включение в систему знаний и повторение. Определяется, когда можно применять новые знания, как они могут пригодиться в будущем. Даются задания, где выработанный способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Ученики напоминают себе новое содержание, изученное на уроке. Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели.
Эффективность учебного процесса
Эффективность учебного процесса повышается, когда учитель имеет четкое представление о классификации уроков, поскольку тип урока определяет методику его проведения. 3. А. Клепинина отмечает, что в методике преподавания по предмету «Природный мир» еще не сложилось единого мнения о типах уроков. В зависимости от дидактической цели обычно выделяют пять типов уроков: вводные, смешанные, предметные, экскурсионные и обобщающие уроки Уроки-экскурсии занимают в этой системе особое место, открытое для обсуждения.
Тип урока Вводный урок Дидактическая цель: постановка задач, ознакомление учащихся с перспективой предмета (что мы должны изучать?). Проводится в начале изучения предмета (четыре раза в течение начальной школы) или основной темы (раздела).
Mixed/Смешанный. Дидактическая цель: Выполняет различные дидактические функции: изучение нового материала, обзор уже изученного материала, закрепление материала.
Тип урокаМатериал Дидактическая цель: изучение темы (раздаточный материал — гербарий, коллекция горных пород), т.е. выполнение практической работы студентов.
Обобщенная цель: Систематическое изучение предмета (раздаточный материал, гербарий, коллекция пород). 2.
Дидактическая цель: систематизация и обобщение изученного содержания.
Экскурсия Дидактическая цель: Изучение явлений, процессов и объектов в естественной среде (природа, общество).
В структуре урока обычно выделяют следующие этапы:
- 1) Организация начала урока (оргмомент);
- 2) Пересмотр и закрепление предыдущего материала;
- 3) Создание поддержки для усвоения новой информации путем оживления предыдущего опыта учащихся;
- 4) Исследование нового материала;
- 5) Закрепление нового материала;
- 6) Обобщение и закрепление материала, изученного на уроке;
- 7) Задание для внеклассной работы.
Вводный урок. По предмету «Окружающий мир» такой урок следует провести в начале учебного года. Она должна познакомить детей с особенностями предмета и перспективой обучения, создать мотивацию к изучению предмета, показать роль знаний о природе и обществе в жизни каждого человека. На вводном уроке происходит презентация дидактико-методического комплекса: Дети знакомятся с основными разделами учебника, понимают, как пользоваться рабочей тетрадью и другими компонентами учебника (например, книгой для чтения, атласом-определителем и т.д.). Структура современных изданий (титульные листы, схемы на первых страницах) позволяет им «путешествовать» по страницам учебника и показать, насколько удивительна, разнообразна и интересна тема «Окружающий мир».
Дети знакомятся не только с учебными материалами и содержанием предмета, но и с формами и методами обучения, используемыми в классе. Учитель намечает перспективу участия в проектной работе, наблюдении в школе и дома, экспериментировании, выездах на природу. Эти мероприятия можно организовать после вводного урока. Если вводный урок проводится не в первом классе, желательно установить связь с предыдущим курсом и показать преемственность между ними. Учитель должен ознакомить учащихся с требованиями урока, но все же главная цель вводного урока — вызвать познавательный интерес к предмету.
Комбинированное (смешанное) обучение широко используется в практике начальной школы, так как позволяет решать различные дидактические задачи: Открытие новых знаний, закрепление материала, повторение пройденного
Урок начинается с организационного момента, цель которого — мотивировать учащихся к работе, сконцентрировать их внимание и создать в классе доброжелательную рабочую атмосферу. Следующий этап — обзор и пересмотр того, что было изучено ранее (8-10 мин)
Основная часть урока посвящена изучению нового материала (25 мин), завершается его закреплением и обобщением. Затем учащиеся проводят рефлексию своей деятельности и получают оценку. Домашнее задание задано.
Структура урока достаточно традиционна и заставляет студентов уставать от однообразия комбинированных уроков. Чтобы избежать этого, учитель должен творчески планировать уроки и проводить различные виды деятельности на уроке. Порядок структурных элементов урока может быть изменен.
Что такое текст?
Дорогие друзья, готовы слушать сказку? Сегодня нам нужно помочь ученику Непоседкину, который не желает учить русский язык. Знаете, он ужасно рассеян, сочинение написал, но ничего непонятно! Прочитайте, можно ли назвать этот отрывок текстом?
Однажды Кикимора всех испугала. Все жили долго и счастливо. Жил был царь Иван. Царевна была прекрасна. Соловей свистнул, и Илья Муромец еле удержался в седле. Тогда испекли вкусный каравай. Алладин полетел над городом. Когда распустился тюльпан, царевна ожила.
Это сочинение мы не можем назвать текстом. Почему? Ответ: предложения не по порядку; нет одного главного героя; нет смысла, единой темы; предложения ничем не связаны между собой, сложно подготовить устный пересказ текста.
Молодцы, нашему Непоседкину стало стыдно за свое сочинение. Поможем ему вместе разобраться в этой теме? Учим русский вместе!
Текст — это несколько предложений, которые объединены по смыслу.
Предложение в русском языке – это сочетание нескольких слов; предложение должно быть завершено по интонации и смыслу. Например: «Мама пошла на работу». В данном примере сообщается информация о том кто и что она делает: «Мама пошла». Указано место, куда именно: «На работу»
Обратим внимание, что сочетание слов: «Красивая мама», — не является предложением, так как неизвестно, какое действие совершено, что произошло. «Красивая мама», – это словосочетание
По видам предложения в русском языке выделяют побудительные, вопросительные и повествовательные.
Отличить их друг от друга можно по знакам препинания завершения.
- В конце побудительного предложения часто ставится восклицательный знак. Иди вперед к победе!
- В конце повествовательного предложения ставится точка. Маша идет в школу. Или многоточие – три точки подряд. Думает что-то…
- Вопросительные завершаются вопросительным знаком. Как тебя зовут? Иногда авторы ставят многоточие после восклицательного знака, намекая на продолжение мысли. И это разве дело?..В таком случае ставится 2 точки, а не три.
Задание: необходимо расставить знаки препинания.
- Ура, каникулы (!)
- Сколько тебе лет (?)
- Я прочитал книгу (.)
Вернемся к определению текста, который непременно должен состоять из нескольких предложений. При этом предложения в тексте всегда связаны друг с другом. Именно поэтому у русского текста есть тема и главная мысль, его можно озаглавить.
Рассмотрим пример.
Хорошо летом в деревне. Можно гулять с утра до вечера, купаться в речке. В деревне тихо, уютно и спокойно
Данный фрагмент является текстом, потому что:
- состоит из нескольких связанных между собой предложений;
- имеет одну тему: деревня;
- главная мысль – хорошо жить в деревне.
Прочтем еще один фрагмент.
Я люблю собирать грибы. Жили-были дед и баба. Какие красивые ромашки.
Этот отрывок не является текстом:
- нельзя выделить одну тему;
- предложения не связаны между собой;
- нет единого смысла, это три разных предложения.
Задание: прочтите два фрагмента, какой из них является текстом? Почему другой фрагмент нельзя считать текстом?
1. Квадрат – это фигура. Хорошо летом на улице. Техника чтения у Маши отменная. В Африке много обезьян. Дядя Петя помог мне запустить бумажного змея. Я люблю свой родной язык. |
2. Русские сказки – самые лучшие в мире. В них много хороших героев, а добро всегда побеждает зло. В детских сказках малышей учат быть послушными, не лениться, слушать старших. |
Ответ: текстом является второй фрагмент, там одна тема – русские сказки. В первом фрагменте нет единой темы, предложения не связаны по смыслу.
Что такое урок, его цели и задачи
Урок – это маленькая школьная жизнь, во время которой ученики проявляют себя, учатся новому, развивают в себе новые навыки и способности. Существует множество форм и типов уроков, которые направлены на решение различных задач, но все они объединены одной целью – научить и воспитать.
Учитель не только учит, но и воспитывает
Понятие «урок» в дидактике означает ограниченный по времени процесс обучения учащихся, проводимый с целью получения новых знаний. Помимо обучения новым дисциплинам учитель должен также воспитывать своих учеников, формировать в них личностные и нравственные качества.
Не все уроки могут быть одинаково интересны, но, если педагог приложит к этому усилия, скучное занятие вмиг может стать одним из самых интересных в жизни учащихся.
Это большой труд. Каждый урок должен научить чему-то и рассказать о чем-то так, чтобы ученик запомнил и смог применить свои новые знания на практике. Учителю нужно правильно распланировать свой урок, чтобы все отведенное для этого время было использовано на максимум.
У урока, как процесса обучения новым знаниям, есть единая цель, которая состоит из трех основных задач:
Познавательная. Это важнейшая задача урока, которая включает в себя следующие действия: обучить школьника самостоятельности для изучения материала дома; сформировать особые умения для развития навыков восприятия новой информации; дать знания и научить новому материалу, который рассматривается на уроке.
Развивающая. Здесь трудность возникает в основном у педагога, так как развитие у детей происходит медленнее обучения. Поэтому описывать данный аспект в планах урока с разных сторон для каждого занятия бывает достаточно трудным. Развивающая задача состоит из нескольких аспектов: развитие мышления; развитие речи; развитие двигательной системы.
Воспитывающая
Мало дать ребенку только лишь знания, важно также воспитать в нем нравственные качества, развить в нем способности коммуникации и взаимодействия в обществе. Важно также привить ученикам любовь к труду и чувство патриотизма.
Выполнение всех этих целей и задач позволит грамотно организовать урок, который станет полезным и поучительным не только для учащихся, но и для самого преподавателя.
Закрепление материала
Это теперь называется уроком комплексного применения знаний, по сути оставаясь по-прежнему закреплением изученного материала. Многие темы уроков по ФГОС требуют отведения на каждую нескольких учебных часов, почти всегда — в начальной школе. Далее — в старших — русский язык, математика и некоторые другие предметы обязательно проходят с закреплением материала. Цели урока по ФГОС преследуются те же самые, и структура построения аналогична почти во всём.
Отличие только в том, что предлагаемую задачу ученики имеют возможность решить после актуализации полученных знаний, хотя материал стандартный, а задание — нет. Урок этого типа очень хорош в нетрадиционном оформлении, где могут присутствовать самые разные виды: урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-суд, урок-деловая игра, урок-конференция и так далее, главное — это создание нестандартной ситуации, чтобы разбудить мыслительные способности детей, научить фантазировать и одновременно принимать реальные решения. Это и есть цели уроков по ФГОС. Закрепление материала лучше всего происходит в нестандартной обстановке.