Читательский дневник младшего школьника

§ Шаблоны читательских дневников

Бывает, что ребенок не хочет заполнять читательский дневник, потому что ему кажется это скучным и унылым занятием. И он делает это зачастую «из-под палки», что нередко влияет на качество ведения как самого дневника, так и чтения, которое может стать поверхностным. И это может стать серьезной проблемой для обучения ребенка как в начальном, так затем и в среднем звене.

Одним из способов пробудить интерес школьника к этому занятию является красивое оформление читательского дневника. Ведь даже взрослому приятнее работать со стильной и хорошей канцелярией, а ребенку – тем более. Поэтому к данному вопросу нужно подходить очень серьезно.

Да и свобода в оформлении читательского дневника обычно представляется достаточно широкая. И при выборе должны быть приоритетны желания и вкусы ребенка. Например, школьнику могут нравиться динозавры, котики, феи или машинки. И пусть взрослому это кажется странным, но принуждение, даже мягкое, в выборе оформления недопустимо. Так как именно ребенок является владельцем дневника, а не родитель.

Тем более, если нет желания возиться с оформлением дневника самим, то есть много готовых шаблонов на любой вкус как в интернете, так и в магазинах. Они отличаются между собой по дизайну, структуре и, помимо, основных граф, строк или столбцов могут быть дополнительные: например, окошечко для иллюстрации.

Как вести читательский дневник

Первое время первоклассникам будет сложно вести дневник читателя, охарактеризовать героев, выделить главную мысль

Родителям необходимо уделить внимание ребенку и оказать необходимую помощь. Отметим, что графы в дневнике могут быть разные, для учеников помладше достаточно написать фамилию автора, название, отзыв и нарисовать рисунок

Начиная со второго класса, дневник можно дополнить, например – главная мысль, новые слова, год написания, несколько слов об авторе и т.д.

Перечислим основные пункты:

  1. ФИО автора.
  2. Название.
  3. Количество прочитанных страниц.
  4. Жанр – сказка, басня, рассказ и т.д.
  5. Имена главных героев, детям постарше охарактеризовать их, например, возраст, внешность, занятия и т.д.
  6. Год написания, что происходило в стране, где жил и творил автор в это время.
  7. В какой стране происходит действие, что происходило в ту эпоху.
  8. Сюжет произведение, краткое содержание.
  9. Отзыв.
  10. Новые слова и что они означают.
  11. Ключевые эпизоды.
  12. ФИО автора.

Портфолио для начальных классов: как делать и для чего нужно

Начиная с младших классов, каждому ребенку необходима мотивация, умение правильно ставить перед собой цель и ее реализовать. С помощью портфолио у учащегося формируется ответственность к учебе, организации своего времени, выявляются его достоинства, достижения и способности. В процессе работы ученики учатся систематизировать материал, планировать учебную деятельность, собирать материал и правильно преподносить его для презентаций. Таким образом, повышается самооценка и уверенность в своих силах.

Педагоги начальных классов рекомендуют завести папку, куда будут добавляться файлы с листами.  Желательно распечатать цветной вариант, чтобы портфолио выглядело красочно и интересно. Следите за тем, чтобы ребенок аккуратно заполнял все разделы, но только самостоятельно.

Разделы, которые рекомендуется включить, каждый на отдельном листе:

  1. Титульный лист
  2. Мой мир
  3. Обо мне
  4. Моя семья
  5. Мои друзья
  6. Родные края
  7. Мои увлечения
  8. Моя учёба
  9. Моя школа
  10. Мои учителя
  11. Мой класс
  12. Расписание уроков
  13. Мой безопасный маршрут
  14. Моё творчество
  15. Мои поделки и рисунки
  16. Творческие задания
  17. Мои впечатления
  18. Путешествия
  19. Интересные места
  20. Мои истории
  21. Мои достижения
  22. Участие в конкурсах и соревнованиях
  23. Моя техника чтения
  24. Мои медали и дипломы
  25. Моя общественная деятельность
  26. Моя занятость в кружках и секциях
  27. Отзывы и пожелания
  28. Отзывы
  29. Лист с фотографиями
  30. Пожелания

Что еще можно добавить в портфолио?

  • Кулинарные достижения, если ребенок любит готовить.
  • Увлечение фотографией – добавьте наиболее удачные работы.
  • Ребенок пишет стихи, тоже включите.

На ваше усмотрение, портфолио можно дополнять.

Рекомендуем титульный лист менять после перехода в следующий класс, так как, на нем вы указывается в каком классе в данный момент ваш ребенок.

§ Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять?

Дело в том, что единых требований к оформлению и ведению дневника нет. Все зависит от УМК (например, «Школа России», «Гармония» и т.д.»), который выбрала школа или класс, методики преподавания учителя, решения родителей или руководства школы. Но есть некоторые общие пункты для дневника, включающего в себя анализ произведения:

Дополнительно, при желании ребенка и наличии времени, можно сделать иллюстрацию к понравившемуся произведению, разнообразные головоломки: кроссворды, загадки, задачки, синквейн или план произведения. Или даже написать, или нарисовать в комиксах продолжение, альтернативную историю произведения, «отправить» письмо автору или героям.

Родителям важно следить за тем, как ребенок ведет читательский дневник, помогать, особенно в 1 и 2 классах, оценивать и поощрять его работу словом. Ведь в таком возрасте очень сильно важна похвала и одобрение, которые, впрочем, не должны быть чрезмерными и безосновательными, чтобы не испортить ребенка

А учителю рекомендуется своевременно проверять работы в обещанные сроки. Но самым лучшим решением будет осуществлять систематический контроль над читательским дневником. И, по возможности, хвалить ребенка

Ведь учитель для младшего школьника, после родителей, зачастую один из важных взрослых, а, значит, его мнение тоже очень важно и ценно

Также в привитии ребенку любви к чтению важно сотрудничество учителя и родителей. Педагог будет давать знания ученику и следить за ним в школе, а родитель продолжать эту работу и, как минимум, контролировать ведение дневника, да и выполнение домашних заданий в целом

Также родные ребенка могут предложить ему почитать дополнительную литературу и потренироваться вести по ней читательский дневник. И, желательно, чтобы эти произведения выбирались самим учеником, исходя из его желаний, интересов и возраста, а не навязывались преимущественно родителями. Ибо так можно отбить, а не взрастить интерес к чтению. А разве и школа, и родители не желают наоборот, чтобы ребенок полюбил читать?

для бесплатного скачивания

ПОДЕЛИТЬСЯ

На лето дочке задали много литературы для чтения с оформлением в читательский дневник. Никакой формы предложено не было, пришлось делать самой. На просторах Интернета нашла только информацию о том, что должно быть в этом дневнике. Получился интересный вариант. Надеюсь, что многим ученикам и их мамам эта разработка поможет.

Мой дневник состоит из цветной обложки, страниц дневника и листа с содержанием.

Обложка дневника Страница дневника Содержание дневника

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ:

  1. Кликните на маленькую картинку. Откроется окно с большим изображением.
  2. Сохраните большую картинку на своем компьютере. Для этого кликните на изображение правой кнопкой мыши и выберите опцию «Сохранить изображение как…» («Save as…»).
  3. Цветную обложку распечатайте на принтере на плотной бумаге (хорошо подходит бумага для черчения или офисная бумага плотностью 160 г/м2).
  4. Внутренние страницы дневника распечатывайте на обычной бумаге.
  5. На обложке можно дописать фамилию и имя ребенка, школу, класс.

Страницы дневника заполняем по мере чтения. Для каждого произведения одна страничка, где указываем дату чтения (если произведение большое и читалось не один день, то пишем дату начала и окончания чтения), автора произведения и название, кратко описываем сюжет (для начальной школы достаточно 5-6-предложений).
В конце страницы есть место для личного мнения ребенка о произведении. В рамочку можно вклеить портрет писателя (можно найти в Интернете) или написать годы жизни автора произведения — эта информация пригодится ребенку в старших классах.

Если ребенок любит рисовать, то очень хорошо в этом дневнике будут смотреться иллюстрации к произведениям. Их можно оформить на отдельном листе и подшить в работу после текста.

Лист содержания оформляем тоже по мере чтения — указываем автора и название, номер страницы.

Все страницы можно просто сложить в папку-скоросшиватель в прозрачных файлах или соединить с помощью дырокола и красивой ленты по верхнему краю.

Автор материала: Мария Девяткина (г. Ульяновск),
специально для детского портала «Солнышко»;
для оформления использованы рисунки Елены Крампец
Опубликовано 10 июня 2011 года.

1 СЕНТЯБРЯ — ДЕНЬ ЗНАНИЙДень дошкольного работникаДень учителяРасписание уроковМой распорядок дняПортфолио дошкольникаПортфолио школьника
Комментарии к публикацииЧитательский дневник младшего школьника10.06.2011, 07:56Тамара14.06.2011, 13:03Ирина17.06.2011, 12:04LinLis17.06.2011, 16:04Duduka21.06.2011, 11:55александра иосифовна26.06.2011, 03:03Duduka28.06.2011, 08:36oksana28.06.2011, 22:18Юлия17.08.2011, 09:50VETA26.08.2011, 12:24Екатерина29.08.2011, 21:38ольга13.09.2011, 20:42Валентина23.09.2011, 14:06Ольга Киреева19.11.2011, 20:56Самал25.02.2012, 02:4627.05.2012, 17:39ААМ20.08.2012, 14:25Алла25.12.2012, 17:11Наталья18.01.2013, 17:11Елена22.03.2013, 19:05Мася или Маня или просто Масяня13.05.2013, 10:35Тамара21.08.2013, 15:06Екатерина14.02.2014, 13:49Екатерина23.05.2014, 21:18Катя21.11.2014, 13:48Светлана24.08.2015, 11:11вика01.12.2015, 15:31Александр03.06.2017, 09:30Наталья16.11.2017, 21:26Анна29.09.2019, 08:20vfrcbv21.05.2020, 19:05данил

§ Смысл читательского дневника

Данная практика нужна для того, чтобы человек освежил в памяти прочитанные книги, вспомнил их героев, суть и подробности, которые могут со временем забываться. И здесь дневник может стать отличным подспорьем для школьника на уроках литературы и литературного чтения, особенно после каникул.

Читательский дневник развивает память ребенка и его способности к анализу и рассуждениям. Школьник учится осмысливать прочитанное, выбирать главное и грамотно высказывать свое мнение о произведении. А пока первоклассник этого еще не умеет, ему будут помогать учителя и родители. И с помощью дневника они могут контролировать, насколько хорошо ребенок понял произведение и сколько книг прочитал в целом.

Также ведение дневника и изучение литературы влияет на скорость чтения ребенка, которая, как и все выше перечисленные навыки, является залогом хорошего обучения на следующих ступенях образования.

Читательский дневник для заметок о прочитанном (скачать бесплатно)

27 August, 2021

Если вы сталкивались с ситуацией: читаешь книгу, а через месяц уже почти ничего не помнишь, – значит, вы понимаете меня. Я просто обожаю книги, но память у меня образная. Я помню о чём книга в виде картинок в голове и ощущения атмосферы книги, но при этом могу очень плохо помнить сюжет и детали. С именами персонажей вообще беда. Я нашла для себя выход в ведении дневника чтения. Раньше я заводила обычные тетрадки, а когда программа Adobe Illustrator стала для меня любимой и незаменимой, мне теперь проще и интереснее создавать собственные шаблоны страниц, чем писать в обычных тетрадях. А готовые блокноты из книжных магазинов мне не нравятся, поскольку они редко бывают минималистичными.

В чём весь смысл читательского дневника?

Вы записываете в нём название книги, автора и дату прочтения, а ниже пишите всё, что вам показалось примечательным  в этой книге: заметки о персонажах, короткое изложение историй или полюбившиеся цитаты

Здесь важно – научиться фокусироваться на главном, а то можно увлечься и половину книги переписать )))
У меня обычно одна книга занимает от 2 до 6 страниц в зависимости от книги. В редких случаях больше, когда книга попала прямо в яблочко и в ней есть рекомендации по решению моих проблем

Например, “Хочу и буду” Михаила Лабковского я почти что конспектировала.
Кроме, того, в читательский дневник я записываю списки книг, которые я хочу прочесть и тех, что уже прочла. Это удобно. Во-первых, сама помню, кто что рекомендовал и что я уже читала, во-вторых, если меня просят посоветовать книги, я просто фотографирую страницу и готово.
На одном из тренингов Ицхака Пинтосевича я узнала, что он все книги читает с подобным дневником. Прочитал книгу, выписал самое важное, поделился с кем-то информацией о прочитанном и таким образом закрепил в голове новые знания. Кстати, рассказывать кому-то о прочитанном – это тоже хороший приём для лучшего запоминания.
Однажды я читала книгу Малкольма Гладуэлла “Гении и аутсайдеры” и помню, как пришла к мужу вся в слезах рассказывать про авиакатастрофы, которые случились из-за чрезмерного подчинения пилотов старшему по званию и диспетчеру аэропорта (разница в воспитании на западе и востоке). До сих пор пишу и мурашки идут по коже. С такими переживаниями книгу точно никогда не забудешь.
Кроме того, чтобы вспомнить что-то из книги, вам не придётся перечитывать её, поскольку можно просто перечитать свои заметки о ней.
И ещё один бонус от ведения дневника прочитанного: такой серьёзный подход к чтению – это прекрасный пример для детей.

Они отражены зеркально, чтобы поля для дырочек от дырокола были с одного и того же края на обеих сторонах листа.

Скачать страницы-разделители с красивыми фразами | PDF

Я использую их, чтобы разделять разные смысловые блоки в своём дневнике. У меня это: художественная литература, бизнес-книги, психология, творчество, а в конце разделы со списками книг.

Как собрать красивый дневник чтения?

  • Распечатайте листы. Я распечатала 15 листов заметок о прочитанном, 20 листов в точку и клеточку, 4 листа с красивыми фразами, 5 листов со списком прочитанных книг и 5 листов со списком книг, которые хочу прочесть.
  • На всех этих 49 листах с обратной стороны я распечатала изнаночные страницы.
  • Разрежьте каждый лист пополам.
  • Сложите в порядке, который вам нравится. Я сложила страницы таким образом: 1 “Заметки о прочитанном”, затем 2 листа в точку и клетку, после них списки, а в конце запасные листы в точку и клетку. Всё это на своё усмотрение поделила на разделы и вставила туда страницы с красивыми фразами.
  • Дыроколом сделайте отверстия на всех листах.
  • Поместите листы в папку с кольцами А5 размера. Сейчас огромный выбор красивых папок на кольцах, так что вы можете выбрать любую на свой вкус.
  • На страницах можно не только писать, но и рисовать, делать вырезки из журналов и т.д. и вообще украшать его, как душа пожелает.
  • Сделайте ведение этого дневника приятным ритуалом, временем, посвящённым себе. Я люблю зажечь свечку на столе, когда сажусь писать. Иногда включаю любимую музыку.

Буду рада, если мои страницы для заметок о чтении вам понравятся, помогут лучше запоминать прочитанное и ещё больше влюбят вам в чтение.

И не забудьте подписаться на рассылку блога “Расти умным!”, чтобы не пропускать бесплатные материалы для игр и занятий с детьми, а также другие полезности для родителей и педагогов.

§ Виды читательского дневника

Существует несколько видов дневников в зависимости от поставленных учителем задач:

  1. Дневник-отчет о числе страниц, которые были прочитаны как самостоятельно, так и с родителями. Он состоит примерно из таких пунктов:
    • номер (каким произведение было по счету);
    • ФИО (псевдоним) автора;
    • название произведения;
    • сколько страниц было прочитано;
    • способ чтения (про себя или вслух);
    • подпись родителей.
  2. Дневник с кратким анализом произведений и отзывом;
    дневник-отчет о прочитанных произведениях. Указываются:

    • ФИО (псевдоним) автора;
    • Название произведения;
    • Даты чтения (например, июль 2020 года или с 23 июня 2020 по 1 июля 2020 года).

Возможны также краткие заметки о книге, краткая биография автора с основными моментами жизни и интересными фактами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector