Застенчивый ребенок
Содержание:
- Советы как помочь стеснительному ребенку
- К чему ведёт стеснительность
- В чём причина?
- Психология застенчивого ребёнка
- Что надо знать о психологии застенчивых детей
- Почему ребенок начинает стесняться
- Модель поведения
- Причины стеснительности на уроке
- Как научить ребенка не стесняться
- Практикуйте с ребенком социальные сценарии
- Внешность и ее восприятие
- Откуда берётся стеснительность
- Как проявляется кризис 8 лет у девочки?
- Волнующие вопросы
- Ребенок стесняется в садике: как преодолеть неуверенность?
Советы как помочь стеснительному ребенку
Все родители хотят для своего ребенка самого лучшего. Хотят, чтоб он вырос состоявшимся, уверенным в себе человеком. И если малыш растет тихим и стеснительным ему нужно немножко помочь поверить в себя. Дети не могут самостоятельно справиться с этой проблемой. Цель родителей помочь им.
Расскажите ребенку о своей застенчивости и ваших методах борьбы с ней. Приведите положительные примеры из своей жизни.
Постарайтесь поставить себя на место малыша, проявите участие к его проблемам. Это поможет ребенку почувствовать опору за спиной, стать более уверенным.
Ни в коем случае не критикуйте, не настраивайте заранее на поражение. Так вы посеете еще большие сомнения. Лучше помогите поверить в себя, настройте на успех.
Научите малыша к любой ситуации относиться с юмором, доже к собственным неудачам.
Попробуйте рассмотреть вместе с ребенком ситуации, в которых он боится оказаться. Потренируйтесь, что сказать или сделать в каждом конкретном случае.
Не завышайте требования, ставьте перед ребенком выполнимые цели: рассказать стих перед аудиторией, спросить дорогу у прохожего.
Хвалите его, даже за небольшие достижения. Это повысит его уверенность в себе.
Никогда не ругайте его при посторонних. Этим еще больше понизите самооценку.
К чему ведёт стеснительность
Родителям свойственно признавать стеснительность больше негативной чертой, чем положительной. Однако, как говорится, не всё столь однозначно. В этом качестве кроется и потенциал для личностного роста.
К позитивным сторонам этого психологического качества специалисты относят:
- мягкость, приветливость, отзывчивость и готовность прийти на помощь друзьям и близким людям;
- желание и умение разрешать конфликтные ситуации ещё в самом начале скандала, стремление выслушивать и прислушиваться к оппоненту, за что таких детей ценят сверстники;
- что бы ни говорили, но скромные девушки по-прежнему нравятся представителям сильной половины человечества.
Всё это возможно, если стеснительность – не итог насмешек, а просто врождённое свойство характера. Но в случае возникновения застенчивости по причине нечуткого отношения близких, это качество быстро трансформируется в отрицательную личностную особенность, которая «отравляет» жизнь как в детстве, так и в более взрослом возрасте.
Результатом могут стать:
- страхи и фобии, например, когда ребенок стесняется выходить к учителю, рассказывать стишки Дедушке Морозу;
- социальная изолированность, поскольку подростки боятся насмешек и порицания какой-либо активности;
- робость в общении с противоположным полом и неумение выстраивать конструктивные отношения в рабочем коллективе.
В чём причина?
«Все проблемы из детства» – скажут нам психологи.
В период «юношеского максимализма» (когда мы думаем, что станем великими, изменим мир, во время просмотра фильма с каким-нибудь красивым актёром или актрисой грезим, что они будут нашими возлюбленными) для нас важно иметь 5000 друзей «Вконтакте». Ведь с такими цифрами мы будем казаться людям очень общительными, т.е
соответствовать идеалу современного человека.
Этот период может закончиться и в 20 лет (у меня было так), и в 30, а может и продолжаться всю жизнь. Но почему плохо, если он затягивается? А то, что мы не сможем разглядеть, что в действительности нам нужно в жизни.
Я тоже грезила о звезде-красавце и мечтала жить в Питере. Но встретив мужа, я почему-то полюбила свою малую Родину — республику Коми, решила начать учить коми язык, и Питер для меня стал просто интересным городом для посещения, но никак не для проживания. Я поняла для себя известную всем фразу «Хорошо там, где нас нет», потому что пока мы не живём на море, оно нас привлекает. Но жители приморских городов могут его не видеть неделями, потому что надоедает. Я полюбила место, где я родилась, и сама удивляюсь этому. Почему? Потому что мне здесь хорошо, здесь мой любимый, лучшая подруга и мой дом. Здесь я нашла себя и теперь для меня вся показуха о счастливой жизни не требуется.
Но что я всё про себя? Люди могут не выбраться из периода «юношеского максимализма» и всё грезить о несбыточном, когда их счастье рядом. Думать, что надо быть общительным, но приходить с работы убитым и находить спокойствие только в одиночестве. Просто этот человек такой, неразговорчивый, постоянно в себе, но общество вынуждает таких людей быть не собой, а «псевдоидеалом»!
Психология застенчивого ребёнка
Откуда вообще берётся застенчивость? Возможно, она передаётся нам генетически. На это повлиять невозможно, но есть другие факторы, которые способны успешно «запустить» робость:
- Если ты специально (или ненамеренно) ограничиваешь круг общения малыша в раннем возрасте, в дальнейшем он просто будет не знать, как себя вести, и предпочтёт вообще не контактировать с незнакомыми людьми.
- А может быть, ты недовольна тем, что застенчивый ребёнок в 4 года всё ещё не умеет свободно контактировать с другими детьми и взрослыми. Малыш в ответ на твоё недовольство замыкается в себе и думает, что теперь мама будет любить его, только когда он достаточно хороший.
- Робость часто возникает, когда детей жёстко контролируют, не дают возможности принимать хоть какие-то решения самостоятельно.
- Некоторые дети стесняются только людей противоположного пола – это может быть следствием того, что мальчиков и девочек воспитывают по-разному.
Известный психолог Филип Зимбардо подтверждает, что робость мешает людям знакомиться, заводить друзей, а ещё выражать и отстаивать собственное мнение. Наверное, никто из родителей не пожелает таких сложностей своим детям. Давай разберёмся, что можно предпринять, чтобы твой малыш стал более уверенным в себе.
Что надо знать о психологии застенчивых детей
Стоит ли обращать внимание на застенчивого ребенка и пытаться ему помочь? Психологи утверждают, что застенчивым детям сложно. При этом определенная застенчивость необходима – странно выглядят малыши, живо начинающие общение, излишне бойко ведущие разговор
Но часто стеснительность доставляет мучительное неудобство. Дети болезненно замкнуты, постоянно напряжены. Сложности вызывают детсадовские праздники, школьные выступления, устные ответы. В детском коллективе может появиться агрессия, насмешки. Если малыш слишком стеснительный, помочь ребенку преодолеть застенчивость должны родители.
Как проявляется застенчивость
Многие мамы и папы не придают данной проблеме особого значения. «Не любит совместные игры», «нравится быть одному», «не хочет знакомиться», – взрослые искренне верят, что дитя предпочитает одиночество, что просто ему присуща скромность.
Стоит рассмотреть эмоциональную сторону застенчивости: какими сын (дочь) видит отношения с окружающими? Какими мечтает их сделать? Только поняв эмоциональный настрой, можно будет помочь чаду победить застенчивость.
Часто считается, что малыши «перерастают» сложности общения. Действительно, часть детей, взрослея, побеждает неуверенность, стеснительность в общении с окружающими. Но процесс такого преодоления сложен и длителен. Поэтому родители должны знать, каким бывает застенчивый ребенок, как ему помочь. Когда ресурсов семьи недостаточно, обязательно стоит обратиться к детскому психологу.
Важно! Постоянное стрессовое состояние, сопровождающее застенчивость, порождает неврологические нарушения. Могут возникнуть нервные тики, заикание
Особенности застенчивых детей
Стеснительных детей иногда называют невидимками – они избегают чужого внимания. Психологи отмечают характерный внешний вид: опущенная голова, прячущийся взгляд, ссутуленные плечи. Со стороны ребята могут выглядеть идеалом воспитанника: тихие, послушные, уступчивые. Психологи утверждают, что такой портрет может быть обманчивым, так как имеются негативные особенности поведения, свойственные стеснительным детям:
Нежелание общаться с незнакомыми людьми. Дитя буквально теряет дар речи, когда к нему обращаются, старается ускользнуть, избегая знакомства.
Отказ от публичных выступлений. Детки не хотят декламировать стихи, танцевать. Они молча краснеют, бледнеют, если учитель задает вопрос, просит выразить свое мнение. Даже зная правильный ответ, они не вызываются отвечать.
Нежелание участвовать в общественных мероприятиях
Застенчивым ребятам кажется, что они – центр всеобщего внимания, каждая мелочь вызывает беспокойство.
Болезненная привязанность к родителям, вызванная желанием защищенности.
Послушное выполнение требований взрослых из боязни привлечь внимание, особенно – вызвать критику.
Нежелание обсуждать свои проблемы.
Неспособность отстаивать свою точку зрения, склонность соглашаться с более настойчивыми людьми.
Почему ребенок начинает стесняться
Часто в семье задаются вопросом почему ребенок начинает стесняться? Психологические особенности застенчивых детей показывают, что их внутренние переживания гораздо серьезнее внешних проявлений. Как родителям понять, что у них действительно застенчивый ребенок, и каковы пути преодоления застенчивости? Выявить проблему помогут несложные тесты. Диагностика застенчивости у детей дошкольного возраста легко проводится в домашних условиях.
Кукольный тест для дошкольников
Стеснительные ребята избегают обсуждений внутреннего мира, но охотно соглашаются поиграть с родителями. Это хороший прием, помогающий выявить проблему и помочь ребенку преодолеть застенчивость. Выбирается мягкая игрушка (например, мишка). Остальные игрушки – дополнительные персонажи, в главной роли действуют то ребенок, то взрослый. Предлагаются различные сценарии взаимодействия, например:
Давай познакомимся. Ребенок управляет игрушкой. Медвежонок смелый, веселый, ему предстоит первым подойти к играющей компании, поздороваться, познакомиться. Задаются вопросы:
- Что будет делать мишка, если не примут играть?
- Что скажет другим игрушкам, чтобы войти в игру?
- Примет ли приглашение в игру, в гости?
Давай поиграем. Роли меняются. Теперь взрослый управляет действиями главного героя (медвежонка). Зверек «отказывается» играть, общаться. Взрослый задает вопросы типа:
- Почему медвежонок отказался играть?
- Он любит игры?
- Ему нравится быть одному?
- Почему он отказался пойти в гости?
Ответы застенчивого ребенка будут подробными и информативными, в какой-то степени раскроют глубину проблемы.
Важно! Стеснительные ребята, играя, часто представляют собственных персонажей общительными и дружелюбными, умеющими поддержать беседу
Именно на эти качества нужно обратить внимание дошкольника, чтобы показать застенчивому ребенку, как преодолеть страх общения
Тест для младших школьников
Ребятам постарше предлагаются школьные ситуации. Свое волнение по их поводу нужно оценить по шкале от 1 до 10.
Примерные варианты предлагаемых ситуаций:
- Забытая дома спортивная форма.
- Предложение участвовать в неизвестной игре.
- Необходимость войти в класс после звонка.
- Насмешка одноклассника.
- Запачканная одежда.
- Неправильный ответ на уроке.
- Непонятная новая тема урока.
- Требования участвовать в школьном мероприятии.
Проставленные баллы позволяют проанализировать степень застенчивости.
Модель поведения
Дети могут учиться лучше, когда родители учат на личном примере. Кроме того, он должен быть последовательно смоделирован как образ жизни, а не как пример включения и выключения. Дети склонны все замечать. Они могут принять к сведению, когда вы теряете самообладание в пробке, плохо относитесь к кому-либо или используете свое положение власти, чтобы добиться результатов в свою пользу. Они также наблюдают времена, когда вы держите дверь открытой для пожилой женщины, относитесь с уважением к другим, любезно разговариваете с людьми. Поэтому, как родители, вы можете быть внимательны к своему поведению. Смирение начинается дома с родителями.
Причины стеснительности на уроке
Если школьник стесняется отвечать на уроке, то это всегда обусловлено определённой причиной. Варианты здесь могут быть следующие:
Неправильная позиция педагога. Дети бывают очень чуткими и подмечают различные нюансы поведения: то, каким взглядом смотрит на них учитель, каким тоном разговаривает, какую позу принимает. И всё это очень влияет на самоощущение ребёнка: иногда едва уловимая насмешка или язвительное замечание ставит в сознании психологический блок. Возникает сильный страх отвечать на уроке.
Если вспоминать школьные годы, то несколько лет у нас вела математику одна учительница. Она была немного неуравновешенной, слишком эмоциональной (позволяла себе выкрики, личностные оценки детей, не связанные с учёбой). И в процессе объяснения нового материала она, как принято, задавала ученикам наводящие вопросы (нужно было поднять руку и ответить). Я же никогда не участвовала в этой дискуссии, хотя прекрасно знала ответы. В голове был какой-то психологический барьер. Правда, когда учительница вызывала меня к доске, я выполняла все задания, однако руку на её уроке никогда не поднимала. При всём этом с другими предметами и педагогами всё было абсолютно нормально (училась я очень хорошо): я часто сама вызывалась отвечать на уроке.
Высокие требования к сыну или дочери со стороны родителей. Они желают, чтобы ребёнок соответствовал их идеальным (часто нереальным) требованиям и не дают ему права на ошибку, ругая и даже наказывая за малейший промах. В результате школьник боится проявить инициативу на уроке (вдруг получит не ту оценку, которую ждут родители).
Так, например, моя родственница ругала своего сына за четвёрки по химии (хотя, все согласятся, что это очень трудный предмет, и далеко не всем дано быть круглыми отличниками) только потому, что сама работала учителем в его школе. А другого мальчика-третьеклассника, приятеля моего сына, мама несколько дней не выпускала из дома за то, что он написал диктант на «четыре», а не на «пять». Вполне естественно, что после такой родительской «заботы» об успеваемости у детей возникают всевозможные комплексы, связанные со школой.
- Слабое знание предмета или непонимание учебного материала. Это, пожалуй, самая безобидная и лёгкая для коррекции причина. Конечно, есть дети, которые всегда бойко отвечают у доски, даже если особо не знают урок. Но многие же, наоборот, предпочитают отмалчиваться, если у них есть пробелы по данному предмету (ребёнок стесняется своего «невежества», тушуется).
- Низкий статус в детском коллективе (аутсайдер в классе). Это серьёзная проблема, влияющая на самооценку и поведение ученика. Сверстники могут обзывать школьника, издеваются над ним, даже проявлять физическую агрессию. Вполне естественно, что такой ребёнок боится выходить к доске: он знает, что каждое его действие будет сопровождаться насмешками. Он предпочитает тихо сидеть, чтобы поменьше привлекать к себе внимания.
- Неуверенность в себе, высокая тревожность в силу особенностей характера и нервной системы (дети-меланхолики и флегматики). Для таких ребят любая просьба или обращение учителя воспринимаются как своеобразный стресс, даже если педагог доброжелательно относится к ученику. Кроме того, причиной переживаний у такого ученика может быть единожды полученный негативный опыт (во время ответа у доски что-то не получилось). И неуверенный в себе ребёнок боится его повторения. Другой случай — дети, медлительные от природы (в поведении и мышлении): им просто трудно быстро реагировать на поставленный вопрос, хотя, если есть время сконцентрироваться, результат может быть хорошим.
Например, на секции карате, куда ходит мой сын, есть мальчик. Когда к нему обращается тренер, он начинает заметно волноваться, нервно переступать ногами (хотя в целом занимается хорошо). Я знаю, что он также стесняется отвечать на уроках в школе, хотя дома с мамой хорошо готовит устные ответы: скорее всего, такая же реакция на взрослого, связанная с неуверенностью в себе, у него и на учительницу.
Комплексы рождаются из-за проблем с устной речью (неправильное произношение отдельных звуков либо заикание). Ученик стесняется лишний раз что-то говорить (ему проще сказать, что не готов к уроку) и замыкается в себе.
Фотогалерея: факторы, вызывающие боязнь отвечать на уроке
Выяснять причину детских страхов нужно с помощью доверительной беседы со своим сыном или дочерью. Если же это не приносит результата (ребёнок замыкается в себе, сковывается), возможно, потребуется обращение к психологу.
В искренней беседе взсролые должны выяснить истинную причину страха школьника
Как научить ребенка не стесняться
Часто человек тянет “стеснительность” из детства во взрослую жизнь, смиряясь с ней и даже не пытаясь измениться. Вот так и вырастают ”рохли” и “мямли”. Что должны сделать взрослые, чтобы помочь ребенку преодолеть застенчивость.
Каждый родитель переживает за своего ребенка, нам хочется, чтобы он нашел свое место в жизни, стал успешным. И почти все мы уверены, что стеснительность не станет хорошим спутником жизни. Как побороть ее, не нарушая при этом индивидуальность? Действовать нужно спокойно и терпеливо.
Не упрекайте чадо в его стеснительности, не напоминайте о ней каждый раз, не ставьте в пример других детей, у которых отсутствует робость, особенно в их присутствии. Это только еще больше закомплексует малыша и укрепит застенчивость.
- Чтобы хоть немного раскрепоститься, необходимо общаться с другими детьми, и родители должны помочь в этом своему ребенку. Приглашайте в гости Ваших друзей с детьми. Если Ваш малыш не идет на контакт, то вступите в беседу сами, постепенно пытаясь разговорить и ребенка, задавая ему вопросы. Помогите своему чаду почувствовать себя в безопасности с помощью доверительных слов и физического контакта. Заранее расскажите о тех людях, которые должны к Вам прийти.
- Если Вы и ругаете ребенка, то говорите ему, что он может сделать лучше, нужно только постараться. Что Вы верите в него.
- Если у малыша есть физические недостатки, то не стоит постоянно жалеть его и делать вид, что никто их не замечает. Малыш должен с рождения понимать, что он не такой как все, но своей заботой и любовью, Вы должны убедить его в том, что с его недостатком можно жить долго и счастливо. И что друзей можно заслужить своей открытостью и дружелюбностью. Также объясните, что люди разные и могут встретиться те, которые будут обзываться и дразниться, и научите, как реагировать в таких ситуация. Научите ребенка быть общительным и не воспринимать все близко к сердцу.
- Хвалите малыша за любые, даже незначительные успехи. Если ему не удается что-то сделать, всегда предлагайте свою помощь.
- Научите ребенка в случае неудачи, относиться к провалу с юмором и попробовать еще раз.
- Если вы понимаете, что чадо испытывает желание что-то попробовать сделать, но стесняется, сделайте это вместе.
- Если вы видите неадекватное поведение воспитателя или учителя, по отношению к своему ребенку на протяжении какого-то времени, то стоит задуматься о переводе малыша в другое учреждение.
Практикуйте с ребенком социальные сценарии
Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.
Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение»сочини рассказ». Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».
«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».
«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.
Внешность и ее восприятие
Если ребенок стал стесняться своей внешности при ее изменении в связи с наступлением подросткового возраста, имейте в виду – это «заслуга» значимых для него взрослых, чаще всего – семьи. Что бы ни говорили сверстники – подросток все пропускает через уже имеющееся у него представления о себе.
Большинство подростков – кладезь комплексов. Слишком толстый, слишком худой, слишком высокий или слишком маленький, лопоухий, кривоногий… какие только признаки не приписывают себе вполне симпатичные мальчишки и девчонки. И когда обидные слова попадают в цель – тогда уверенность в себе и пошатывается.
Но изначально такое представление о своих недостатках формируется от нечаянно (хочется верить, что не специально) сказанных родителями слов.
«Не надевай это платье, эта модель для стройных, не для тебя»….
«Зачем тебе дорогая косметика, ты же не участница конкурса красоты»….
«Не лезь в драку, ты слишком слабый, чтобы противостоять хулиганам»….
«Учись хорошо, с твоей внешностью ты вряд ли удачно выйдешь замуж, придется зарабатывать самой»…
«Не расстраивайся, что эта девочка отказалась встречаться с тобой – похудей для начала, начни бегать по утрам, а потом будешь бегать за девочками»…
Чаще всего родители хотят совсем другого: подсказать, уберечь, направить, а подросток лишь обрастает новыми комплексами.
Родители могут сделать лишь одно: увидеть в своем подрастающем ребенке то лучшее, что в нем есть, а этого немало. Понятно, что угловатый и постоянно вредничающий подросток – это не милый малыш, которым он был не так давно. Вот только взрослые часто замечают ухудшения и совсем пропускают мимо улучшения, которых тоже немало.
Да, ребенок стал хуже учиться, он уже не отличник, поскольку вместо уроков пропадает на репетициях со своими друзьями – пишут и поют песни. Но зато их музыкальная группа состоит из талантливых ребят, их приглашают выступать на школьные праздники и сверстникам нравится их творчество.
Дочка перестала носить так любимые мамой «принцессишные» платья и отстригла косу, которую отращивала всю жизнь. Зато она стала самостоятельной – участвует в жизни школы, лидер в классе и даже организовала волонтерское движение со своими единомышленниками.
Дети, уверенные в себе, не станут стесняться, даже если посторонние будут пытаться их смутить или обидеть, просто потому, что обидным репликам не за что будет уцепиться. Взрастить в наших сыновьях и дочерях сознание собственной ценности и уникальности – наша, родительская задача, и справиться с ней полноценно могут те взрослые, которые взрастили эти качества в себе. Так что, как обычно, прежде всего, приходится работать именно над собой.
Откуда берётся стеснительность
Почему ребенок стесняется? Этот вопрос тревожит многих родителей, столкнувшихся с подобной чертой характера своего чада. Особенно часто недоумение возникает, если сами взрослые не отличаются чрезмерной застенчивостью. Психологи выдвигают две основные предпосылки для возникновения детской стеснительности.
Врождённые особенности. Связана эта причина с функционированием нервной системы, качествами темперамента, которые нельзя изменить. Зарубежные психологи установили, что застенчивый ребенок – это чаще меланхолик, отличающийся неуравновешенными реакциями и акцентированием на отрицательных эмоциях, а также флегматик, который хоть и является уравновешенным и сильным типом темперамента, но из-за малой подвижности нервных процессов дольше переживает неудачи. Дети с сангвиническим и холерическим темпераментом реже бывают застенчивыми.
Внешние условия. Ещё один провоцирующий застенчивость фактор – неправильный семейный стиль воспитания. Если сказать проще, стеснительность ребёнка зависит от того, как мама с отцом взаимодействуют с ним, а также от образца поведения, который они демонстрируют, взаимодействуя с окружающими. Именно в семье ребёнок может стать неуспешным, в результате чего понижается его самооценка и чувство значимости для близких людей
Важно и то, насколько доброжелателен внешний мир к детям. Меланхолики и флегматики, получив негативный опыт общения, могут «закрыться» и стать стеснительными.
Как проявляется кризис 8 лет у девочки?
Легче всего кризис дается девочке. Она уже адекватно
оценивает учебу
И, если мальчишки восьмилетки уже не обращают внимание на
появление дырок и грязи на вещах, то девочки наоборот стараются выглядеть
опрятно
Чтобы справиться с ситуацией стоит на время освободить себя
от других забот и заняться ребенком. В моем случае кризис настал в 7,5 лет.
Ребенок стал активным и не желал выполнять домашнее задание. При помощи
постоянных разговоров я выявила, что у него проблемы в школе, что его никто не
понимает из детей. А все потому, что он по возрасту младше. При помощи советов
я помогла ребенку избавиться от комплексов и подружиться с классом.
Волнующие вопросы
Когда в семье стеснительное чадо – это настораживает самих родителей.
Одни папы с мамами пытаются сразу чадо «перестроить» на новый лад, другие же пытаются направить эту черту характера в позитивное русло.
Взрослые должны понимать, что главное в этом вопросе – это благополучие самого ребенка. Если малыш от природы такой, то негатива от этого нет. Когда причина кроется в семейной среде, то родители должны приложить максимум сил, чтобы изменить негативную домашнюю обстановку на более положительную.
Контроль или вседозволенность
Зачастую небрежно кинутая фраза в сторону ребенка способна лишить его активности и самостоятельности. Это добавляет в его поведение больше неуверенности
Чрезвычайный контроль близких и родителей, их навязчивое внимание становятся причиной развития у малыша подобного поведения
Справка. Когда у малыша появляются проблемы, вместо сопереживания родители высказывают критические замечания и давят своим авторитетом на юную душу. Такое поведение взрослых неприемлемо, поскольку негативно сказывается на характере маленького человека.
Советы родителям
Что же нужно сделать и как помочь детям стать полноценными. Вот несколько рекомендаций, которые помогут в решении данной проблемы:
Не ругать, чтобы не спровоцировать стеснительность и скрытность.
Участвовать в его личной жизни.
Уметь слушать малыша.
В моменты огорчений проявить поддержку.
Необходимо учить уверенно идти по жизни малыша, невзирая на предыдущие поражения. Дети являются отображением своих родителей. По этой причине взрослым необходимо самим научиться признавать свои ошибки и на личном опыте показывать своему чаду, что в этом примере ничего нет страшного.
Давать небольшие поручения, например, оплатить покупку на кассе, находясь рядом с родителями.
Необходимо в дом чаще приглашать гостей с детьми. При общении ребенок будет чувствовать себя более уверенным, находясь в домашней обстановке. Малыш легче пойдет на контакт с посторонними людьми.
Поощрять
Детям необходимо внимание. Времяпровождение с родителями окажет положительное влияние на него
Помогут побороть подобные проявления характера семейные прогулки в зоопарк, кино, на разные аттракционы.
Малышу также придется потрудиться, чтобы избавиться от подобного комплекса. Для этого нужно:
- держаться уверенным;
- чаще улыбаться близким, сверстникам и незнакомым;
- научиться бесстрашно смотреть в глаза собеседника;
- принимать участие в разговорах и быть активным;
- больше ходить на разнообразные мероприятия;
- найти себе занятия по душе;
- делать попытки для преодоления страхов;
- заняться спортом;
- принять свою застенчивость (для этого следует осознать свои особенные качества характера и их не стыдиться, а преображать, избавляться либо изменять).
Эти действия помогут не только закалить организм, но и душу.
Что делать, если ребенок стеснительный:
Заключение
Человек не может жить без социума. Обязанность родителей помочь своему малышу в сложившейся ситуации. Его следует научить взаимодействовать с окружающим миром. Начинать это делать лучше в раннем детстве.
Ребенок стесняется в садике: как преодолеть неуверенность?
Если в садике ребенок стесняется не только воспитателей, но и других детей, то важно понимать, является это признаком адаптации к коллективу – или самостоятельной проблемой. В первом случае все нормализуется само, в течение первых месяцев, особенно если в сад малыш будет ходить регулярно, не пропуская его
Во втором – стоит оценить степень стеснительности. Возможно, ребенок стесняется выступать на публике, но в обычной жизни он активен и общителен. Это обычная ситуация. Не все взрослые могут свободно чувствовать себя перед аудиторией, кому-то это в жизни и не требуется.
И все же, если хочется, чтобы ребенок был в садике более активным и раскованным, стоит повысить его уровень уверенности и снизить тревожность. Выступать на публике можно сначала дома, перед родителями, бабушками и дедушками, разыгрывая сценки или рассказывая стихи. Большим интересом пользуются и фокусы, только их сложность должна соответствовать возрасту.
Что делать, если ребенок стесняется?
Для начала, не надо внушать ребенку, что стесняться – плохо, и что он всеми силами должен преодолеть эту черту, а иначе… Страшилки родителей повышают тревожность, это снижает самооценку малыша, и он еще больше замыкается. Порочный круг.
Cтоит принять стеснительность ребенка как данность и перестать пытаться ежедневно повлиять на его характер, переделать. Ваш ребенок стеснительный? Это не плохо и не хорошо, это просто есть. Не факт, что так будет всегда, но сейчас – это так. Многие взрослые, в детстве страдавшие от своей стеснительности вспоминают не о том, что стеснялись, а о том, как этим были недовольны их родители.
Затем было бы неплохо повысить общую уверенность ребенка в себе, своих силах и способностях. Это наиболее эффективный способ научить ребенка не стесняться. Постоянно хвалите его за малейшие положительные сдвиги в поведении, и главное, своим примером показывайте, как хорошо быть раскованным и свободно общаться. Если из-за неуверенности в своих знаниях ребенок стесняется отвечать на уроке – поработайте над проблемным предметом, объясните непонятые темы или наймите репетитора. Самый простой способ решить эту проблему — заинтересовать ребенка предметом, показывая ему интересные фильмы или рассказывая об удивительных фактах, связанных с ним. В помощь заботливым родителям школьников созданы энциклопедии в аудиоформате, которые можно слушать, например, в дороге.