5 принципов советского воспитания, от которых нужно отказаться

• Советские принципы воспитания, приносящие вред

Люди, родившиеся и повзрослевшие в Советском Союзе, обычно говорят: «Ну мы же выросли, и вроде ничего так». Но многие из способов воспитания, педагогических методик, которые использовались в те времена, сегодня применять просто нельзя.

1. Ребенка надо воспитывать так, чтобы из него вырос человек

Одним из постулатов СССР, да и традицией, было вырастить из ребенка «человека». Под этим подразумевалось отсутствие проявления с его стороны самостоятельности до определенного возраста. В современном мире этот принцип не соответствует устоям и пониманию становления общества.

Если такие методы использовать по отношению к нынешнему ребенку, он вырастет абсолютно неприспособленным к дальнейшей взрослой жизни. К тому же, у него останется обида на своих родителей за детство, в котором все время учили, не считаясь ни с его желаниями, ни с мнением. Психологи утверждают, что даже малыши уже являются личностями, причем, с самого рождения. Неуважение его мнения, взглядов приведет к тому, что он станет зависимым от чужого мнения и во взрослой, самостоятельной жизни. А это ни к чему хорошему не приведет.

2. Нужно учиться только на «отлично»

Многие советские люди помнят, как родители их ругали не только за принесенную из школы «двойку», но и за оценки повыше – «тройки». А что самое интересное, то это испытываемый родителями стыд за своего ребенка, если тот не учился хорошо. В наше время к оценкам несколько иное отношение. Мы понимаем, что талантливым во всем человек быть не может, как и успешным. Но у каждого ребенка есть свои уникальные способности. Главное, их увидеть и развить.

Чтобы как можно раньше открыть у детей таланты, сегодня используются разные техники и методики. Да и на практике доказано, что высокие школьные оценки не являются гарантом благосостояния и счастья человека в его взрослой жизни.

3. Беспрекословное послушание старших

В СССР учили детей, что они должны уважать всех взрослых и безоговорочно выполнять их распоряжения и указы. Никто не спрашивал мнения ребенка, так как это было, мягко скажем, не в почете. Относиться с уважением к людям преклонного возраста полезно научиться и современным детям. Но и логика типа «я дурак – ты начальник» не вписывается в наш мир и его восприятие. Все люди делают ошибки независимо от их возраста, статуса и занимаемой должности. Родители, которые признают, что ошибались и открыто говорят об этом своему ребенку, помогут ему стать сильным, независимым и успешным человеком.

4. Ремень и подзатыльник – основные инструменты воспитания

Во времена Советского Союза наказание «ремнем» за мельчайшую провинность являлось нормой. Тогда у взрослых даже мысли не возникало, что за это может быть возбуждено уголовное дело или, как минимум, прохожие начнут делать замечания. Фундаментом воспитания было не уважение, а страх.

Сегодня мы понимаем, что подобные методы не могут иметь хороших последствий. Каждый из тех, кого в детстве били, получил на всю жизнь психологическую, нередко слишком серьезную, травму. В дальнейшем у него могут наблюдаться депрессивные состояния или приступы агрессии, склонность к суициду. Факт доказан множеством исследований.

5. Интим – неприлично и стыдно

В СССР никто из взрослых дома не говорил о половом воспитании со своими детьми. В подростковом возрасте ребенок не мог прийти с интересующим его вопросом к родителям и открыто с ними побеседовать. Темы инфекций, передающихся половым путем, и контрацепции вообще не поднимались. Отсутствие знаний вызывало неуверенность и страх, устранить которые самостоятельно практически невозможно. Сегодня психологи доказали, что такой подход неверен, а раннее половое воспитание необходимо современным детям.

Нравится? Жми:

Составляющие принципов воспитания

  • направленность на природу и роль взаимодействия с ней, характеристика взаимоотношений с ней;
  • направленность на культуру и ценности, выраженные в ней человечеством, характеристика с точки зрения специалистов;
  • направленность социальная;
  • принцип незавершенности, позволяющий личности постоянно развиваться;
  • направленность на коллективизацию;
  • принцип диалогичности.


Малыша надо учить любить окружающий мир

Человек – часть природы. Кажется, это было лозунгом, а может и сейчас есть таковым в каких-то организациях. Но сути это не меняет. Принцип воспитания в единстве с природой состоит в том, что ребенок не будет отделять себя от природы, что особенно актуально для детей, растущих в мегаполисах. Воспитатель, роль которого берут на себя одновременно родители и учителя, не просто заставляет ребенка усваивать простые истины, но прививает ему их. Целесообразность такого направления заключается в том, что уже следующему поколению людей предстоит беречь планету и природу, а для этого ее надо понимать и любить.


Воспитание уважения к культуре надо начинать с первых лет

Помимо принципа воспитания на гармонии с природой, осуществляется также воспитание согласно культурному наследию человечества. Без прошлого нет будущего, как человека в отдельности, так и всей цивилизации в общем. Переоценить роль знаний о прошлых веках в формировании будущих, невозможно. Ребенку даются знания о культуре народов, обычаях и традициях, которые к ним относятся. Это может дать полноценное представление о приобретениях человечества, пути, который оно прошло до сегодняшней точки и сформировать личное отношение маленького человека к современному миру.

Это очень важный принцип воспитания, который включает в себя очень много подпунктов и течений. Не зря в современности существует термин «социальный инвалид», означающий тот факт, что ребенка не научили адаптироваться и взаимодействовать с окружающими. И главную роль в этом играют родители.


Основные составляющие социализации в обществе

Тем не менее, одним из основополагающих принципов воспитания есть незавершенность. Это не значит давать знания не до конца, это значит не навязывать юному человеку мнение, формируя его мировоззрение зеркально своему. Один из принципов воспитания гласит, что воспитатель должен оставить незавершенность, чтобы у воспитанника был потенциал на свои выводы, заключения и формирование мнения обо всем, что его окружает и с чем сталкивается.

В конце XIX века особое внимание стало уделяться коллективизации учебного процесса. Таблица принципов воспитания возводит эту ступень в один из самых необходимых

Сначала маленького человека отправляют в детский сад, где он учится общаться с ровесниками и быть частью коллектива. Затем наступает школа, когда к коллективной социализации прибавляется освоение наук. В конце концов человека ждет институт и работа. Никакая теория не поможет человеку сразу же занять достойное место в коллективе, только практика, которая играет ключевую роль в усвоении теории. Только так можно понять, как дети относятся к воспитаннику.


Диалог с ребенком – обязательное условие воспитания

Ну и последним из принципов воспитания можно назвать диалог между воспитателем и тем, кого воспитывают. Обе стороны должны слышать друг друга, понимать и уважать. Нельзя требовать от ребенка полного подчинения и следования тому, чего от него хочет воспитатель. Это, кстати, особенно выделает таблица, помогающая в педагогике.

Действие принципов

Мало просто знать данные принципы и стараться ими всегда руководствоваться. Самым важным в процессе воспитания является осознанность родителей. Что это означает? Да то, что родители должны четко видеть цель воспитания. Можно бесконечно любить ребенка, во всем его поддерживать и самому быть человеком с большой буквы, но не пытаться прогнозировать будущее и представлять конечный результат. На основе трех вышеизложенных принципов механизм воспитания будет на более качественном уровне. Тем не менее, мама и папа должны осознавать, каким человеком они хотят видеть свое чадо в будущем.

Развитие личности – направления

Как ни крути, без материальных благ сейчас трудно ощущать себя полноценным человеком. Это касается как элементарных потребностей (еда, одежда, жилье и прочее), так и реализации духовных потребностей (путешествия, книги, посещение секций и кружков). Родители должны осознавать, что мало родить дитя. Нужна материальная база для того, чтобы его вырастить. Нужно осознание этого. На таком материальном фундаменте возможно построить крепкий дом под названием «личность». В таких условиях основные принципы воспитания будут действовать на все 100 процентов.

Чаши весов с «интеллектуальным развитием» и «моральным развитием» не должны перевешивать больше в одну или другую сторону.

Хоть тенденция современности такова, что роль образования постепенно снижается, нельзя этим пренебрегать

Важно, чтобы закономерности системы образования были соблюдены именно вашим ребенком. То есть на конечном этапе была достигнута цель: ребенок реализовал себя в выбранной профессии и стал высококвалифицированным, востребованным специалистом

Для этого необходимо прислушиваться к желаниям своего чада, осознанно выбрать сферу будущей деятельности и подобрать достойное учебное заведение. Чтобы ребенок после окончания ВУЗа не скитался по разным работам, которые не имеют отношения к специальности его образования, необходимо на самом начальном этапе определиться со сферой будущей профессии.

Поддержка родителей в выборе профессии

Для четкого и качественного действия каждого из принципов необходимо развивать в ребенке его способности, заложенные природой. Нужно это для того, чтобы ребенок смог себя в будущем реализовать, достигать целей, быть удовлетворенным своей жизнью, быть счастливым. Осознанно подходя к таким вопросам, родители формируют личность, которая так же осознанно будет принимать решения, решать жизненные задачи и получать удовольствие от самой жизни.

В свою очередь, образование – это всего лишь дополнение, хоть и обязательное; одного интеллектуального развития мало; родительское руководство (мудрость, умения, навыки, которые передаются ребенку) – это, в своем роде, капитал, благодаря которому ребенок будет жить самостоятельно и независимо.

Принципы воспитания в семье – основа развития детей

Пускай современный социум диктует новые правила. Это никак не влияет на основополагающие принципы воспитания детей. Родители, адаптируясь к новым тенденциям жизни, уже привносят то необходимое, что поможет ребенку чувствовать себя комфортно в обществе. Любовь, поддержка и вера – это волшебные вещи, способные сделать любого человека творцом своей жизни! А родители – это те самые наставники, которые могут передать все это волшебство своим потомкам. Достойной жизнью живут только те, кто смог осознанно преодолеть все преграды, принимать решения и дарить свою любовь.

Заслуги Выготского в педологии

В начале XX века появилась педагогическая психология, которая основывалась на том, что обучение и воспитание зависят от психики конкретного ребенка.

Новая наука не решала многих проблем педагогики. Альтернативой стала педология — комплексная наука о полном возрастном развитии ребенка. Центром изучения в ней является ребенок с точки зрения биологии, психологии, социологии, антропологии, педиатрии, педагогики. Горячей проблемой педологии была социализация ребенка.

Считалось, что развитие ребенка идет от индивидуального психического мира к внешнему миру (социализации). Выготский первый выдвинул постулат о том, что социальное и индивидуальное развитие ребенка не противостоят друг другу. Это просто две разные формы одной и той же психической функции.

Он считал, что социальная среда является источником развития личности. Ребенок впитывает (делает внутренними) те виды деятельности, которые пришли к нему извне (были внешними). Эти виды деятельности изначально закреплены в общественных формах культуры. Ребенок перенимает их, видя, как другие люди выполняют эти действия.

Т.е. внешняя социальная и предметная деятельность переходит во внутренние структуры психики (интериоризация), и через общую социально-символическую деятельность (в т.ч. через речь)  взрослых и детей формируется основа психики ребенка.

Выготский сформулировал основной закон культурного развития:

В развитии ребенка любая функция появляется два раза — сначала в социальном аспекте, а потом в психологическом (т.е. сначала она внешняя, а потом становится внутренней).

Выготский считал, что этот закон определяет развитие внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли.

Принцип № 3: прежде чем браться за воспитание детей, воспитайте себя

Сущность данного принципа заключается в том, что дети становятся похожими на своих родителей. Они считывают и впитывают как губка всю информацию от своих родителей, перенимают их стиль жизни, манеру поведения, презентацию в обществе, ведение быта, черты характера (как хорошие, так и плохие). Эти закономерности знает любой из нас. Но родители об этом забывают и хотят «вылепить» из ребенка настоящего человека, практически без недостатков, практически – идеального. Забывая о себе. Это в корне неправильно!


Английская пословица о примере родителей

Только оценив объективно свою сущность, проанализировав свои достоинства и недостатки, закономерности поведения и свои жизненные принципы, можно стать для кого-то учителем. Для начала нужно познать себя, вспомнить каких принципов воспитания придерживались ваши родители. Дети способны до мелочей копировать поведение своих мам и пап. Так же они перенимают привычки и взаимоотношения в семье.


Дети копируют родителей во всем

Богиня Инанна — ближневосточная Афродита

Богиня Инанна была популярна в Шумере. Позднее в Вавилонии она будет почитаться как богиня Иштар. Она была женой бога Думузи — покровителя пастухов.

Самый большой рассказ о богах, насчитывающий 800 строк, посвящён Инанне и Энки. Инанна — покровительница любви и деторождения, Энки — бог мудрости и магии. Однажды Инанна покинула свой город Урук, чтобы навестить Энки в его городе Эриду. Во время пира захмелевший Энки даровал Инанне контроль над более чем сотней атрибутов шумерской жизни. Среди них оказались искусство писцов, музыка, архитектура, разум, а также поцелуи, проституция, семейные ссоры. Инанна убежала с ними в свой город.

Однажды богиня была изнасилована садовником Шукаллитудой. Инанна неоднократно пыталась покарать смертного, но каждый раз Энки помогал преступнику избежать наказания. Наконец, богине удалось убедить бога выдать Шукаллитуду. Инанна расправилась со смертным, но пообещала, что его имя не будет забыто.

Также популярен был сюжет о любви Инанны и покровителя пастухов Думузи. По одной версии мифа, пастуший бог соперничал за неё с богом-земледельцем Энкимду. По другой, — соперников у Думузи не было.

В «Сошествии Инанны в Подземное царство» богиня умирает. Она спускается в Нижний мир к сестре, которая убивает её. Смерть Инанны привела к прекращению рождения детей. Посланники бога Энки убедили богиню Нижнего мира вернуть Инанну. Она согласилась с условием, что та даст замену — только так можно покинуть преисподнюю.

Возвращаясь из Подземного царства в сопровождении демонов, богиня встретила покровителей шумерских городов. Увидев их в рубище, Инанна не позволила демонам забрать их в преисподнюю. Заменой стал Думузи, который не оплакивал смерть богини. Появлялся в мифах и сюжет о попытках Думузи спастись от преследовавших его демонов. В итоге сестра юноши Гештинанна согласилась полгода заменять его в Подземном мире. Отношения же Инанны и Думузи была темой любовной лирики шумеров.

Инанна почиталась не только шумерами, но и аккадцами. В аккадском мифе Энки, уставший от жестокого характера богини, сотворил её двойника с именем Раздор. Инанна увидела себя со стороны и пришла в ужас. После этого богиня отказалась от жестокости, а Энки повелел шумерам исполнять в её честь ритуальный танец.

Шумерские мифы о богах получили развитие в Аккаде и Вавилонии. Миф о сошествии в подземный мир Иштар повторяет текст о сошествии туда Инанны. Сюжеты из шумерского пантеона развивали и другие мифы.

Пионерская организация

Над октябрятами традиционно шефствовали пионеры. Они помогали малышам организовывать и проводить общественные мероприятия, порой разрешать возникающие конфликты и др.

Пионерская организация являлась следующей ступенью в непрерывном процессе идеологического воспитания. В пионеры принимали в четвертом классе, детей достигших 9-10 летнего возраста. Лично у меня процесс принятия в пионеры (1958 г.), вызвал положительные эмоции и патриотические чувства. Возможно и потому, что это мероприятие сопровождалось торжественным построением, патриотическими выступлениями и призывами наших педагогов и воспитателей, гудением в горн и барабанным боем.

Принятым в пионеры школьникам на шею повязывали красные галстуки и учили отдавать «честь» — салютовать поднятием правой руки ко лбу. Например, на призыв пионервожатого «Юные пионеры, к борьбе за дело коммунистической партии будьте готовы!», весь пионерский отряд дружно отвечал «Всегда готовы!».

«Пионерский» период жизни мне запомнился торжественными построениями и маршами по поводу очередной годовщины Октябрьской революции, очередного дня рождения Ленина, дня победы 9-го мая и др., а также звучными лозунгами типа: «Пионер – всем ребятам пример», «Кто шагает дружно в ряд? – пионерский наш отряд!». Еще я помню, что была проблема с тем, как правильно завязать галстук и как не забыть его надеть, когда идешь в школу. Пионеров на учебные занятия без галстука не пускали.

В летний период времени значительная часть пионеров и других школьников отдыхали в летних «пионерских лагерях». Это были организации с элементами воинской дисциплины. С побудками горниста, с ежедневными общими построениями, докладами пионервожатых старшему пионервожатому, с поднятием флага. По торжественным датам организовывался общий лагерный пионерский костер, на котором дети вдохновенно пели: «Взвейтесь кострами сини ночи, мы пионеры дети рабочих. Близится эра светлых годов, кличь пионера – всегда будь готов!».

И, несмотря на то, что членство в пионерской организации, так же как и в организации «октябрят», носило, по большей части, формальный характер, в совокупности с иными видами образования и воспитания, оно давало свои положительные результаты. Пионерам постоянно внушали, что они живут в самой могучей и свободной стране, потому что восставший в октябре 1917 года народ сверг своих эксплуататоров и установил власть рабочих и крестьян. Все это воспитывало чувство коллективизма, народной солидарности и гордости за свою великую и могучую Родину.

Мне на всю жизнь запомнился один эпизод, произошедший на уроке истории примерно в 4-5 классе. Нам учительница с болью в голосе рассказывала о том, как в буржуазных странах капиталисты нещадно эксплуатируют рабочих, и как эти бедные люди страдают от этого гнета.

Меня сильно взволновал «рассказ» учительницы и я задал ей вопрос примерно следующего содержания: «А почему наша великая страна с самой могучей Армией в мире, не освободит этих нещадно угнетаемых рабочих?».
Ответ учительницы, жаль не помню её фамилии, был весьма аргументированным и даже мудрым. Она сказала примерно следующее: Во-первых, социалистическая революция – это личное дело каждой страны и ее пролетариата. Во-вторых, Мы не можем вмешиваться в дела других суверенных стран и посылать своих солдат, чтобы они гибли в чужой стране. «Ведь ты не хочешь, чтобы твой папа пошел на войну, освобождать чужих рабочих и его там, возможно, убили бы?» — обратилась учительница непосредственно ко мне.
Я, конечно же, этого не хотел. Мой отец не так давно пришел с Великой Отечественной войны, и хорошо, что остался живым. Поэтому я согласился с доводами учительницы.

А.С. Макаренко

А.С. Макаренко Wikimedia Commons

Антон Семенович Макаренко – советский педагог, теоретик и практик, автор методики воспитания беспризорников и малолетних преступников, создатель трудовой колонии для несовершеннолетних, прославившейся успешной социализацией своих подопечных в трудные 20-30-е годы, писатель. Наследие Макаренко столь велико, что существует даже такое направление науки как «макаренковедение». В 1988 году ЮНЕСКО признала А.С. Макаренко одним из четырех великих педагогов ХХ века, определивших способ педагогического мышления современности.

Главным делом жизни Антона Семеновича было воспитание педагогически запущенных детей, морально искалеченных жертв социальных бед. Основа его методики – это воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими трудовыми целями, а дисциплина держится на авторитете лидеров. Однако и проблемам семейного воспитания великий педагог посвятил немало трудов, поскольку, по его собственному мнению, «дети, имеющие семью, нисколько не легче и не проще беспризорных».

А вот и некоторые из воспитательных идей А.С. Макаренко, которые – мы уверены – будут интересны и современным родителям:

– Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны и, значит, и историю мира.

– Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания.

– Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.

– Любовь нужна требовательная.

U.S. Army / Flickr / CC-BY-2.0

– Мы требовать должны, но предъявлять исключительно посильные требования… Всякое превышение может только калечить.

– Наказание – это не только право, а и обязанность в тех случаях, если наказание необходимо.

– Я решительно не рекомендую применять в области труда какие-либо поощрения или наказания.

– Я считаю, что дети даже толкать не должны друг друга. Они должны двигаться целесообразно. Никаких бесцельных движений. <…> Вообще воспитание сдержанности, торможение движений – прежде всего.

– Точный режим детского дня – совершенно необходимое условие воспитания.

– Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.

Особенности воспитания

Главной целью советской школы было воспитать полезного члена общества. В итоге человек должен стать жизнерадостным, здоровым, работоспособным, борцом за общественные идеалы, умелым строителем коммунистического общества. Государство берет на себя обязательство не только обучать подрастающее поколение, но и воспитать.

По сути воспитание детей в советское время базировалось на основе христианских идеалов, хотя официально религия была отделена от государства и даже подвергалась жестоким гонениям.

В целом особенности воспитательного процесса сводились к следующему:

  • социализация или воспитание в коллективе;
  • физическая выносливость и забота о здоровье;
  • развитие таких качеств, как гуманность, дружелюбие, помощь пожилым и младшим, жертвенность;
  • научение трудовым умениям и навыкам.

Человек воспринимался как часть единой системы. Понятия о развитии личности, гибкости мышления, раскрытии творческого потенциала практически отсутствовало. Любое отступление от идеологии или нравственных норм строго порицалось со стороны общества.

Несмотря на сложные времена государство отличалось стабильностью. С раннего детства ребенок знал, кем хочет стать. Получив профессиональное или высшее образование, человек мог всю жизнь отработать на одном месте.

Ликбез, или стране требуются рабочие руки

В 1920-ом году, была образована чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Советские власти очень любили использовать аббревиатуры и сокращения, отчего в народе начали использовать выражение “ликбез”, которое и поныне продолжает жить.

Занятиях по ликвидации безграмотности

Около 50-ти миллионов человек, в возрасте от 8-ми до 50-ти лет должны были обучиться грамоте, письму и чтению. Продолжилось активное реформирование школ. Чувствовалась острая нехватка помещений. Лишь в середине 20-х годов количество учащихся достигло предвоенного уровня, при том, что количество школ достигало немного больше 80-ти процентов от довоенного уровня. Основную массу учащихся составляли беспризорники, которые представляли собой массовое явление в советском обществе.

Была введена система начальной четырехлетней школы, а также основной семилетней школы. В стране происходили разнообразные социальные изменения. Это требовало повышения грамотности. Попросту говоря, стране требовались рабочие руки.

Полностью отойдя от системы разнообразия учебных заведений, советские власти ввели единую унифицированную общеобразовательную школу. Это имело свои плюсы, давая возможность большинству населения обучиться грамотности, но и имело обратную сторону. Специализация в конкретных областях знаний очень сильно упала. Чувствовались последствия войны и интеллектуальной миграции, что выливалось в отсутствии подготовленного преподавательского состава. В новой системе обучения, специалистам узкого профиля просто не было где взяться.

Выпускное фото из советской школы

В 30-х годах, с началом индустриализации это особенно чувствовалось. Практически все большие промышленные проекты того времени разрабатывались иностранными инженерами, приглашенными в СССР.

Разрушенные инженерные школы приходилось создавать с нуля. Не было и заводов по производству сельскохозяйственной техники. Все это закупалось за границей. Таким образом, в это время, из-за очень низкого уровня советской образовательной системы, приходилось тратить практически всю валютную выручку на оплату иностранных специалистов и закупку техники.

Задачи, которые стоят перед воспитателем

В первую очередь это родители, которые привели ребенка в этот мир и полностью за него ответственны. То, как они относятся к его воспитанию, предопределит его судьбу. Не стоит считать, что мы тут дома малыша побалуем, а в детском садике и в школе воспитают. Именно с семьи начинается становление личности. А потом уже идет подбор детского садика и школы, согласно выбранных родителями принципов воспитания. Возможно, семья религиозная – и упор делается на духовное воспитание детей. Тогда дети посещают соответствующие школы. Семья активистов за чистоту природы, конечно же, постарается привить детям такое же отношение, направит воспитание детей в русле общения с ней, курсов и походов с палатками. Другими словами – все индивидуально.

Дети всегда сопротивляются воспитанию

Во-первых, любой ребенок будет сопротивляться воспитанию. Кто-то больше, кто-то меньше. И это нормально, потому что его отрывают от интересных игр и заставляют что-то изучать, говорят о каком-то хорошем поведении. Самый первый совет – не делать из того самого хорошего поведения каторгу для малыша, превращая все в форму игры. Воспитатель должен найти общий язык с воспитанником, в чем и отражается принцип диалога. Это вхоит в основные принципы воспитания.

Во-вторых, не все дети вундеркинды, а на обучении не заканчивается воспитание

Когда приходит время усваивать новые знания, не касающиеся социализации, важно понимать одну вещь – ребенка надо научить думать. Самой большой проблемой воспитанника является нетерпеливый воспитатель, желающий немедленного результата

Авторитет воспитателя начинается в семье

В-третьих, нельзя давать послаблений в первую очередь себе. Воспитатель должен помнить простой факт, что только постоянное и полное внедрение принципов воспитания в жизнь воспитанника даст результат. Если воспитанник будет знать, что вот здесь и в это время он должен быть воспитанным, а вот там он может вести себя, как хочет, то именно во втором случае будет проявляться его уровень воспитания и развития.

Заинтересованность. Ошибочно приводить в пример, почему нужно хорошо себя вести и развиваться, материальные блага. Достаточно заинтересовать малыша процессом, а более взрослого ребенка результатом.

Авторитет панибратства – один из видов неправильного воспитания

Соберем все по полочкам. В этом нам поможет таблица.

Эффективность воспитания обеспечивает:

Авторитет воспитателя Последний должен быть не просто учителем, но подателем примера и другом воспитаннику. Ребенок должен доверять воспитателю и уважать его, перенимая принцип гуманизации.
Единая цель В зависимости от того, каким воспитатель желает видеть воспитанника, строится система принципов воспитания.
Современность социума Воспитанник по окончании воспитательного процесса должен быть готовым жить именно в том социуме, который его окружает.
Единая направленность всех участников воспитательного процесса Не допускается, чтобы в школе воспитанник получал одну информацию, в семье другую, а на улицах третью. Если этого совсем не избежать, стоит выделять основные знания.
Мотивация воспитанника Мотивирование полностью лежит на плечах воспитателя, но только на начальном этапе. Позже воспитанник должен сам четко понимать, зачем ему это нужно и уметь себя мотивировать.
Диалог Не рекомендуется превращать воспитание в театр одного актера, то есть воспитателя. Обе стороны должны активно принимать участие в процессе.
Единство Как уже говорилось, нужно не растягивать одеяло воспитания, а скомпонировать все так, чтобы со всех сторон шел один и тот же посыл воспитаннику. Имеется в виду школа, родители, бабушки и дедушки.
Квалификация педагогов  Несчастью, наблюдается такая проблема, когда педагоги и сами еще нуждаются в воспитании, не имеют достаточного уровня квалификации, чтобы браться за формирование личности.
Учет желаний воспитанника Нельзя учить искусству рисование того, кого тянет к поварскому делу. Нудно выявлять сильные стороны личности ребенка и их развивать, а не подавлять
Последовательность Нельзя стараться запихнуть все знания в человека одновременно. К каждому новому потоку информации личность должна быть готова как по возрасту, так и по психофизическому состоянию.
Поддержание здоровых отношений в коллективе Часто воспитатели оставляют на самотек процесс формирования взаимоотношений учеников, но это неверно. Именно педагог должен помочь ученикам в формировании положительных отношений и предотвратить агрессию и негатив.

Роль родителей

Как показывает предоставленная выше таблица, очень многое зависит от воспитателей

Опять же идет ассоциация с воспитателями в детском саду и учителям в школе, но надо обратить внимание на родителей. Именно они априори являются беспрекословным авторитетом для своих детей, последней инстанцией в формировании мнения

В том числе и о том, стоит ли слушаться учителя или воспитателя.

Воспитание коллективизма очень важное для детей
Принципы воспитания Марии Монтессори

Современный социум требует от человека потрясающих умений к адаптации и устойчивости к стрессам. Конечно же, довольно трудно предугадать, что от человека потребует социум через двадцать лет. Естественно, что сегодня популярна система гуманистического воспитания, которое позволяет сформировать личность. Человека, способного мыслить, анализировать и сохранять баланс между тем, что требует общественность и самим собой. Направленность к гуманизации отражается во многих педагогических программах.

Будущее вашего ребенка в ваших руках, не пускайте процесс воспитания на самотек.

О патриотическом воспитании в СССР

В СССР огромное значение имела пропаганда героического подвига советского народа посредством издания литературы о жизни и деятельности героев, что служило примером подражания граждан их бесстрашию и героизму.

Значимым средством патриотического воспитания граждан было изучение истории СССР. Партия проводила решительную борьбу против огульного отношения к прошлому. Проводилась политика правильного отношения к прошлому у молодого поколения, в т.ч. преподавания истории на основании резолюций ЦК о преподавании истории в школах и вузах страны. Для граждан взрослого поколения на предприятиях проводились лекции по истории СССР

Особое внимание уделялось героическому подвигу Aлександра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Mинина, Дмитрия Пожарского, Петра Первого, Aлександра Суворова, Михаила Кутузова, чья стойкость и верность Родине вызывала у граждан чувства гордости

 Ну и конечно в воспитании патриотизма в СССР особое место отводилось традициям армии и флота СССР, геройского подвига войнов в боях с японцами у озера Хасан и реки Халхин-Гол, бои в Финляндии, Великая Отечественная война, о комсомольцах – Героях Советского Союза. Все это учило граждан мужеству, отваге, способность преодолевать трудности, воспитывало любовь к армии и Родине. Широко использовались средства массовой информации по освещению советских граждан с буднями армии и флота. Доводились новые законы, повседневная жизнь в армии, о боевой подготовке военных, о технической оснащенности армии и флота. Одна из форм связи армии и народа была военно-шефская работа. Проводились совместные мероприятия и спортивные соревнования, переписки с военными, а также шефства над вооруженными силами.

Важную роль в патриотическом воспитании граждан СССР играло кино. Большую популярность получили фильмы «Петр Первый», «Минин и Пожарский», «Богдан Хмельницкий», «Валерий Чкалов», «Истребители», «Фронтовые подруги»…

В рамках патриотического воспитания большое значение имело укрепление содружества народов СССР, национальная по форме и содержанию, укреплялась дружба республик, что в итоге послужило огромным фактором сплочения общества.

Особое значение уделялось спорту и в частности военно-прикладным видам. В 1939 году был введен новый спортивный комплекс ГТО «Готов к труду и обороне». В него входили: гранатометание, штыковой бой, преодоление полосы препятствия, стрельба, лыжи, кросс, борьба. За время существования СССР комплекс приобрел всеобщую популярность среди населения.

Оборона страны – дело не только военных, но и каждого гражданина, поэтому в СССР большое внимание отводилось военно-патриотическому воспитанию. Оборонно-массовая работа признанная патриотическим воспитанием не сводилась только к военной и технической подготовке

Оборонно-массовая работа рассматривалась как cредство воспитания и форма подготовки будущих защитником страны. В стране организовались и развивались кружки по изучению военного дела, молодежь с энтузиазмом сдавала нормативы на значок «Моряк», «Юный моряк», большое распространение получили экскурсии в воинские части, удвоилось число желающих попасть в военные вузы.

Таким образом, в период существования СССР ее руководство осуществляла огромную  работу, основные усилия которой был направлены на укрепление единства советского народа, сплочение всей нации, содержание которой составляло патриотическое и национальное воспитание граждан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector