8 мифов и фактов о домашнем обучении
Содержание:
- документы для оформления в школу на со
- Контролирующие органы и законы
- Как перейти на семейное обучение
- Почему родители выбирают домашнее обучение
- Организация времени и распорядок дня
- Как мы дошли до жизни такой
- Вам придётся совмещать уроки, быт, личные хобби
- Как это работает
- Прошло всего полгода наших семейных занятий и мне уже есть что ответить по каждому пункту
- «Школа подходит не всем»: мнение за домашнее обучение
- Мнение ребёнка
- Плюсы домашнего обучения
- Миф 2. Это только для больных детей
- Как у нас учатся
- Как сотрудничать со школой в этом случае
- Что такое дистанционное обучение
- Выводы
- Плюсы и минусы дистанционного обучения
документы для оформления в школу на со
*Если вы уже числитесь в школе, то нужно просить только о проведении ПА.
Это заявление родитель подает после того, как определится – хочет ли он проходить промежуточную аттестацию ежегодно, когда и как будет проведена ПА исходя из интересов ребенка.
Со школой ребенка, обучающегося на семейной форме, связывает только промежуточная аттестация. Промежуточная аттестация является нашим правом, а не обязанностью (ст. 34 ч.3).
Заявление в школу с просьбой зачислить вашего ребенка, обучающегося на СО, для прохождения ПА в качестве экстерна решит и проблемы зачисления, если такие возникнут.
Помните, что Вы имеете право не проходить ПА ежегодно, при этом обучающиеся на семейной форме, как правило, не числятся в школе до тех пор, пока не решат пройти промежуточную аттестацию, например, в 4 или 9 классе.
Заявление нужно подать секретарю с просьбой поставить на вашей копии штамп регистрации входящих документов.
Решение о выборе формы образования – безусловное право родителя, отказ в переводе ребенка на альтернативные формы образования законом не предусмотрен. Это решение принимается с учетом мнения ребенка.
В соответствии с Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 22 января 2014 г. N 32, в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.
Отсутствие в Уставе школы семейного образования не может служить основанием для отказа в приеме в школу в качестве экстерна для прохождения промежуточной аттестации детей, обучающихся на семейной форме. Школы обязаны руководствоваться Законом об образовании, в котором закреплено наше право на промежуточную аттестацию в качестве экстерна (ст. 34 ч. 3)
Заявления не ограничены никакими сроками. Также закон никак не ограничивает количество изменений форм обучения.
2. Уведомление органов местного самоуправления
Закон об образовании обязывает родителя уведомить о своем выборе органы местного самоуправления.
Вести учет детей, получающих образование в семейной форме – это полномочие органов местного самоуправления муниципальных районов или городских округов (ст. 9 ч. 1 п. 6 ФЗ «Об образовании в РФ»), структурным подразделением которых является Управление образования. Но в Москве и С.-Пб. полномочия органов местного самоуправления в сфере образования определяются собственными региональными законами (ст. 9 ч. 2).
В соответствии со ст. 16 ч 2 действующего Закона г. Москвы от 10.03.2004 «Об общем образовании в городе Москве» учет ведут территориальные органы исполнительной власти города Москвы и органы местного самоуправления городских округов. Московское «Положение об организации учета детей» (утв. Постановлением Правительства Москвы от 06.12.2005 N 973-ПП) уточняет, что под территориальными органами исполнительной власти имеются в виду управы районов.
Кроме СО, есть и другие способы оформить обучение ребенка дома, такую возможность предоставит очно-заочная форма, заочная, самообразование и сочетание форм, например, очная по географии и русскому языку и СО по всем остальным предметам.
Подробнее разобраться со всем многообразием вариантов Вам поможет статья Обзор форм образования
Все заявления пишутся в свободной форме. Но мы подготовили для родителей примерные образцы заявлений, которые можно взять за основу: Образцы заявлений
После того, как Вы выразили свою волю в заявлениях, необходимо создать взаимопонимание и удовлетворяющие всех договоренности со школой, которая по 28 ст. Закона об образовании устанавливает формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся. Такое взаимопонимание легче создать, когда родитель хорошо изучил законодательство об образовании, свои права и обязанности.
Возможно заключение договора со школой, составление ИУПа, предложения школе по урегулированию порядка промежуточной аттестации.
Контролирующие органы и законы
ООО «Учи.ру» – официально зарегистрированное юридическое лицо с 10 июня 2015 г. Свидетельство выдано Инспекцией ФНС России № 4 по г. Москва. Номер свидетельства о регистрации: 1207700393757. Код деятельности компании по ОКВЭД – «Разработка компьютерного программного обеспечения». Регистрационная информация компании есть в реестре зарегистрированных юридических лиц города Москва.
Пользовательское соглашение doma.uchi.ru
Пользовательское соглашение сайта doma.uchi.ru доступно для скачивания и просмотра. Документ называется «Договор публичной оферты». И, несмотря на то, что он небольшой и юридически стандартный, его все же следует прочитать, прежде чем регистрироваться на сайте.
При возникновении конфликтных ситуаций срок ответа на претензию клиента составляет 30 дней с момента подачи заявления. Регистрируясь на сайте, вы принимаете «Политику обработки персональных данных».
Служба поддержки
Служба поддержки компании работает круглосуточно. Однако звонки по телефону принимаются только с 8 до 22 часов по МСК. На платформе сервиса есть раздел «Центр поддержки». Там вы можете найти ответы на большинство вопросов по работе сервиса или задать свой. Платформа работает как для учеников, так и для преподавателей.
Как перейти на семейное обучение
Если в уставе школы есть пункт о возможности семейного обучения, родитель идет к директору и пишет заявление. Школа подготавливает договор, согласно которому устанавливаются права и обязанности школьника и школы.
Затем завуч или классный руководитель готовит график аттестации и консультаций. Этот график обсуждается и согласовывается с родителями. Вот и все.
Далее ребенок учится дома. Как он учится, с помощью родителей, частных репетиторов, или самостоятельно, какой у ребенка график, сколько времени он уделяет тому или иному предмету — это уже дело самого ученика и его родителей. Школа в процесс не вмешивается.
Я думала, что перевести Диану на семейное обучение будет ох как сложно. Приготовилась к борьбе. Но все прошло гладко и быстро. Написала я заявление завучу. Она конечно исполнила обязательную программу на шестерку, и я выслушала все мне причитающееся — «да вы понимаете, как это сложно?», «а вы осознаете, какая сложная программа сейчас?», «а вы уверены, что ваш ребенок справится?» ну и тому подобное. Выступление было эмоциональным, но недолгим. Не охота было спорить и что-то доказывать, а тем более оправдываться и убеждать завуча, что мы с мужем в свои под сорок лет вполне способны анализировать ситуацию и поступать исключительно во благо своего собственного единственного ребенка. В итоге мы подписали договор, попрощались и радостно забыли друг о друге.
Затем я побеседовала с классным руководителем, и еще пару раз заходила в школу за расписанием консультаций и экзаменов.
Созванивались с учителями мой муж и Диана, они там договаривались о времени аттестаций и консультаций. Потом, естественно, половина учителей позабывала обо всем, и опять нужно было звонить и договариваться. Но это дела житейские, так сказать.
У меня сложилось четкое впечатление, что учителя были бы довольны, если большая часть учеников перешла на семейное обучение. А что — в классе их нет, нервы никто не портит, приходят себе два раза в год на аттестацию и все. Не жизнь, а сказка!
Почему родители выбирают домашнее обучение
Почему родители всё чаще задаются этим вопросом «Как перевестись на домашнее обучение?» Причины выбрать хоумскулинг могут быть разными:
- Ребёнок не справляется со школьной программой, и ему нужен индивидуальный подход.
- Ребёнок учится лучше всех и опережает стандартную программу обучения.
- У ребёнка нет мотивации к учёбе, необходимо выстроить образовательный процесс с нуля.
- Состояние здоровья не позволяет посещать уроки вместе с другими учениками.
- Ребёнок подвергается школьному буллингу или сам любит унижать других детей.
- У ребёнка слишком много энергии и желания двигаться, что может вызывать сложности в учёбе.
- Ребёнок точно знает, чем хочет заниматься. Домашнее обучение поможет ему получить базовые знания, не тратя много времени на школу.
- Ребёнок пережил травму или сильный стресс, испытывает депрессию и не хочет ничего делать. Вернуть ему радость к жизни и к учёбе будет проще в домашних условиях, а не в школе.
- Ребёнок в постоянных разъездах: строит спортивную или музыкальную карьеру или же путешествует вместе с родителями.
- Родители хотят перейти на домашнее обучение, потому что их взгляды на образование отличаются от тех, что приняты в школе.
- В местности, где живёт семья, нет школ или они находятся слишком далеко.
Буллинг — это форма насилия, при которой ученики и даже учителя могут унижать и издеваться над ребёнком, которого не принимает коллектив.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Организация времени и распорядок дня
Часто от родителей, чьи дети учились дома, я слышала, что четкого графика уроков и распорядка дня у них нет, и каким-то образом все замечательно складывается: все всё успевают, у всех всё получается. Первое время мне казалось, что у нас должно сложиться все точно так же. Однако меня ждало разочарование: моя дочь была уже не в начальной школе и некоторые предметы были достаточно сложными и требовали серьезного подхода, в то же время в ее 12 лет она еще не созрела для того, чтобы почувствовать на себе ответственность за самообразование.
Мы пришли к тому, что распорядок дня нам просто необходим, ведь помимо школьных предметов моя дочь посещает художественную школу и несколько кружков. Началось медленное втягивание в процесс учебы. Моя шестиклассница, привыкшая быть подгоняемой рамками расписания школ и кружков, буквально терялась во времени. В итоге, предметы растягивались, не осваивались, дочь начала отставать от темпа ее одноклассников, с которыми мы шли по одной программе.
Как мы дошли до жизни такой
В первые несколько лет обучения нашей дочери в школе у нас никогда не возникало проблем с тем, что мы не ставим ей пробу манту. В 4 классе медсестра нам объявила, что правила изменились и теперь тем, кто не делает манту, необходимо пройти рентген. Два года подряд, как послушные граждане, мы делали дочери снимок легких и приносили заключение о том, что с ребенком относительно туберкулеза все в порядке.
Но в 6 классе мы решили, что не будем облучать дочь ради справки (с легкими у нее всегда было все в порядке) и сказали в школе о своем решении. Наша позиция априори означала войну. Медсестра грозно заявляла о том, что записывает имена не принесших справки, кого через некоторое время перестанут допускать к учебе. Было страшно, потому что воевать не хотелось даже с медсестрой – не раз она шла нам навстречу в разных ситуациях, и я ценила добрые отношения с ней.
Нам не хотелось тратить время и нервы на то, чтобы через суды добиваться своего права водить ребенка в школу без требуемых обследований, хотя такой способ зачастую давал положительные результаты тем, кто решился на него. Мы же подумали, что настало как раз то время, когда нам стоит попробовать семейное образование.
Вначале я сказала классному руководителю дочери о том, что, если нас не допустят к учебе, мы готовы перейти на семейную форму обучения. Мне казалось, что мое предложение будет воспринято агрессивно, но учительница посоветовала не спешить, а поговорить с директором.
На мой вопрос, могут ли допустить моего ребенка к учебе без манту и рентгена, директор сочувственно рассказала мне, что буквально за день до меня к ней приходили из тубдиспансера и ругали ее, как девчонку, за то, что она разрешает таким детям учиться, и угрожали подать на нее в суд. «Получается замкнутый круг, — пожаловалась она, — я нарушаю законодательство, потому что не даю возможность учиться, и так же нарушаю закон, если позволяю это делать без обследований».
И тут же директор предложила нам перейти на семейное образование, как оказалось, даже не общаясь с нашим классным руководителем и не зная о том, что мы уже настроены на эту форму обучения. Приготовленные мною аргументы и убедительные фразы в пользу нашего ухода из школы так и остались невостребованными.
Вам придётся совмещать уроки, быт, личные хобби
Несмотря на то что на семейном обучении вы планируете учебное время как душе угодно, уроки по-прежнему отнимают время. Вам нужно не только учить ребёнка, но и проверять его самостоятельные работы. А ещё корректировать учебный план по мере необходимости, отслеживать прогресс, находить новые ресурсы и пособия.
При этом внимания требует домашнее хозяйство — убраться, приготовить, сходить в магазин. Если вы работаете или занимаетесь хобби — управлять временем станет ещё сложнее. Как следует взвешивайте свои силы, прежде чем решаться на самостоятельное преподавание — иначе быстро выгорите.
Как это работает
Согласно закону об образовании в РФ, ребенок может учиться:
В образовательной организации — то есть в государственных и частных школах. Учиться в школе можно в очной, заочной и очно-заочной форме;
Вне образовательной организации — с родителями или репетиторами, в альтернативной школе, например, по системе Монтессори, или онлайн. Эти модели можно сочетать или применять по отдельности. Например, родители могут сами учить ребенка гуманитарным предметам, а для естественно-математических пригласить репетитора. Если школьник учится вне традиционной школы с 1‑го по 9‑й класс, это называется семейным образованием, а с 10-го по 11‑й класс — самообразованием, однако суть от этого не меняется.
Понятия «домашнее обучение» в российском законодательстве нет. Обычно так называют любую форму обучения, когда ребенок преимущественно учится дома. Это могут быть и заочка, и онлайн-занятия. Вот только в первом случае ответственность за качество образования несет государственная или частная школа, а во втором — родители, которые решили забрать ребенка из обычной школы. В этой статье мы будем использовать понятие «домашнее обучение» как синоним «семейного».
Ребенок может учиться дома по любой программе и в удобном темпе, но обязан прикрепиться к аккредитованной школе, чтобы сдавать экзамены. Для прохождения аттестации у учеников есть два варианта:
Заочное — ребенок учится дома и не ходит в школу каждый день, однако остается к ней прикреплен и должен подчиняться ее правилам, в том числе, сдавать всероссийские проверочные работы и участвовать в проверках качества образовательных услуг.
Семейное — ребенок прикрепляется к школе только для прохождения промежуточной или итоговой аттестации, а после этого его отчисляют. Поэтому он не зависит от школьных правил и не обязан сдавать проверочные работы или участвовать в мониторингах. Когда ребенок прикрепляется к школе, он становится экстерном и получает те же права, что есть у остальных школьников, например, может взять книгу в школьной библиотеке или получить консультацию учителя.
Дети на домашнем обучении получают такой же аттестат, как и остальные школьники, а форма обучения в нем не указывается. Если у ребенка будет академическая задолженность, которую он не сможет закрыть, ему придется вернуться на очку и ходить в государственную или частную школу.
Прошло всего полгода наших семейных занятий и мне уже есть что ответить по каждому пункту
В школе дают много знаний, дома столько не дашь. Когда Манюня ходила в школу, мне приходилось объяснять ей новую тему дома и выполнять домашнее задание. На это уходило от 30 минут до полутора часов вечером, когда уже и она, и я жутко хотели спать. Сейчас мы тратим эти же полтора часа, только в комфортное дообеденное время и в спокойном режиме изучаем новые темы, повторяем старые. В итоге дома успеваем больше и не переутомляемся.
Ребёнок отстанет от сверстников и не сможет поступить в вуз. Про поступление в вуз пока ничего не могу сказать. Читала, что у «семейников» нет такой проблемы. Они получают высокие баллы на ЕГЭ и поступают туда, куда хотят. Но что я точно заметила, так это то, что у Манюни пропало отвращение к учёбе как таковой. В результате она быстро запоминает и с удовольствием проходит не только новые темы, но и расширяет список предметов. К примеру, она выпросила себе уроки латыни и истории (а мы только во втором классе). Так что, от сверстников она не отстанет, а в чём-то, может быть, и обгонит.
Ребёнок обленится. Этого очень боялся наш папа. Ведь, перестав посещать школу, ребёнок дрых до 11 часов! Манюня просыпалась к обеду и не спешила садиться за учебники. Как оказалось, всё было временно. Девочка отоспалась недели за две-три, а потом стала просыпаться в девять, сейчас уже — в восемь. Просто было переутомление. Оно прошло. И за учёбу она села достаточно быстро, недели через две, только не за школьные учебники. К ним вернулись спустя пару месяцев. Сейчас Манюня — образцовая ученица. Просыпается в восемь, умывается, завтракает, заплетается — и за рабочий стол. До обеда уроки основные — русский, математика, английский. После обеда — кружки и дополнительные занятия (латынь, история, география, стихосложение). Перед сном — литературное чтение. Обленилась? Я бы не сказала!
Ребёнок не социализируется. В школе у неё была отличная социализация: её били, толкали и пускали мяч в голову. На уроках она не болтала, а на переменах вжималась в стенку, чтобы не сбили. Плоды этой социализации проявились быстро. Манюня в любых детских группах добровольно занимала последние места. К примеру, на дорожке в бассейне она плыла самой последней. Сейчас, после 5 месяцев занятий дома, в бассейне она среди первых, да и в других группах стала голос подавать. В целом, чувствуется, что стала себя уважать и не бояться других детей.
Ребёнок отнимет всё свободное время у родителей. Для меня это естественно. Я и сама хочу с ней больше времени проводить. Но она много занимается самостоятельно, так что меня не напрягает совершенно. Зато мы можем в любой день взять и поехать туда, куда хотим, не оглядываясь на школу.
Родители и ребёнок переругаются, потому как одно дело, когда знания впихивает чужая тётка и ругает и совсем другое — когда родители. Как оказалось, на семейных занятиях не нужно впихивать знания, совершенно не нужно заставлять и ругаться. Просто ребёнок учится, а родители просто помогают и всё.
Родственники до сих пор не приветствуют и опасаются. Но это не страшно. Когда пройдёт больше времени они привыкнут и одобрят. Я в этом уверена.
«Школа подходит не всем»: мнение за домашнее обучение
психолог онлайн-сервиса YouTalk
— Домашнее обучение практиковалось столетиями. И, как показала история, дети с ним успешно справлялись. Но стоит отметить, что оно длилось только до определенного возраста или до того момента, пока ученик не усвоил базовые знания. После этого ребенка, а иногда и подростка, отдавали в специальные заведения или же мастеру своего дела. Если мы говорим про возраст до 10 лет, то домашнее обучение для многих детей было бы более комфортным. Другой вопрос в том, кто и как будет заниматься с ребенком. Не всем родителям хватает терпения и времени на это. Но если родитель умеет заинтересовать свое чадо, объяснить ему спокойно и понятно, то, как показывают мои наблюдения, многие дети проходят начальную школу за 2 -3 года, а не за 4. При этом у ребенка появляется много свободного времени, чтобы заниматься интересными делами, а не тратить его на уроки.
К тому же, на мой взгляд, требования в начальных классах школы не всегда корректны и полезны. Все эти «две клеточки вниз, три клеточки отступить», «писать только синей шариковой ручкой» отвлекают ребенка от сути того, что он пишет или считает.
В домашнем обучении этих требований нет: ребенок может писать любой ручкой, а, если хочет, и карандашом. Он может не отступать клеточки, писать не только в тетради, но и в альбоме, на доске. А это же такой хороший элемент творчества и игры! И именно в игре ребенок учится быстрее.
Также дети на домашнем обучении (и их родители) обычно быстрее понимают, чем хотят заниматься в жизни, у них быстрее формируются цели. Это происходит из-за того, что ярче видно, какой предмет нравится ребенку, а какой нет. И есть возможность этот предмет изучать более основательно и широко. Часто у таких детей более четкие цели, больше ответственности, нет страха высказывать свое мнение, где-то спорить, нестандартно мыслить. Дети становятся более свободными, независимыми.
Конечно, все очень индивидуально. Но с психологической точки зрения можно выделить следующие главные плюсы домашнего обучения:
- сниженный уровень стрессовый нагрузки, связанной с отсутствием возможного конфликтного взаимодействия внутри коллектива (буллинг),
- возможность организации ритма обучения, основанного на индивидуальных особенностях нервной системы ребенка.
К минусам можно отнести только один нюанс — изоляция ребенка. Но это случается только при отсутствии включенности в детские коллективы и встречается редко.
Мнение ребёнка
Это первый и главенствующий фактор. Если у ребёнка нет желания покидать массовую школу, ему там нравится, образовательный процесс протекает комфортно, то вынужденная учёба на дому может его демотивировать.
Даже если ребёнок испытывает трудности в школе, не ждите, что он моментально согласится на переход. Возможно, по его ощущениям это слишком радикальный шаг. Поговорите с сыном или дочерью и обсудите все за и против семейного обучения. Рекомендуется вместе посмотреть видеоблоги других хоумскулеров на YouTube. Многие подростки снимают ролики о плюсах и минусах семейного образования. Ребёнок может загореться идеей, узнав об опыте сверстников.
<<Форма демодоступа>>
Плюсы домашнего обучения
Самый важный плюс домашнего обучения — это системный подход, при котором ребёнок развивает свои сильные стороны. Это довольно-таки сложно воплотить в формате традиционной школы, где пока ещё «уравнительно» преподносится материал и оцениваются знания. Ещё одно несомненное преимущество — сбалансированная нагрузка и более быстрое прохождение школьной программы, ведь экономится колоссальное количество времени. Но обо всём по порядку.
Индивидуальная программа
Возможность корректировать программу под интересы и запросы ребёнка — один из несомненных плюсов индивидуального обучения на дому. Можно подстраивать расписание под себя — не только в плане времени, но и наполнения. Если обычно дети изучают только школьную программу, то в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» можно построить индивидуальный образовательный маршрут.
Большой выбор преподавателей
Поступив в онлайн-школу, ребёнок может попробовать учиться у разных преподавателей одного предмета и остановить выбор на том педагоге, с которым интереснее и понятнее всего. Яна Негина, ученица домашней онлайн-школы «Фоксфорда», вспоминает, что вне семейного образования это не всегда работает:
«В обычной школе из интересных предметов делают такие, на которых хочется заснуть. Постепенно у меня накапливалось отвращение к предметам, которые на самом деле мне интересны».
Если на домашнем обучении стиль педагога вгоняет в тоску — можно легко сменить преподавателя и найти того, с кем подросток на одной волне. Нет нужды заниматься с нелюбимыми педагогами и потихоньку ненавидеть школу.
<<Форма демодоступа>>
Экономия времени
Ещё один плюс домашнего обучения детей — то, что время используется эффективнее. Не нужно тратить его на:
- дорогу до учебного заведения — учимся из дома;
- бесполезные предметы — учим только нужное;
- дисциплинарные нотации, выговоры всему классу, перекличку и другие организационные моменты — их нет.
Сэкономленное время можно отвести на дополнительные кружки, секции, отдых и общение с близкими.
Забота о здоровье
Обучение дома во многом положительно сказывается на здоровье. Самое очевидное: ребёнок высыпается. Уроки в онлайн-школах начинаются, как правило, не раньше 10 утра. Дома вы можете быть уверены и в качестве пищи, которую ест школьник. Ну и главное — это нагрузки. Из-за того, что в онлайн-школах существенно экономится время, процесс учёбы более сбалансирован. Например, в онлайн-школе «Фоксфорда» ученики получают до 50% меньше , чем в обычной школе, без потери качества знаний. Учась дистанционно, школьники могут проходить программу быстрее, чем в традиционной школе.
Миф 2. Это только для больных детей
В обществе почему-то считается, что если ребёнок учится дома, значит, у него проблемы со здоровьем.
Факт
Не путайте семейное обучение с надомным.
Надомное обучение — это способ организации образовательного процесса для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы. Школьные учителя приходят на дом либо занимаются с ребёнком дистанционно, например, по Скайпу. Зачастую это два-три предметника, которые преподают «надомнику» сразу несколько дисциплин.
Надомное обучение не предполагает такой свободы в выборе педагогов и дисциплин, как семейное (домашнее).
<<Форма демодоступа>>
Как у нас учатся
У нас работают четыре класса начальной школы: с первого по четвертый. Из предметов — русский язык, литература, математика, окружающий мир и творчество. Мы не связаны ограничениями, которые навязывает министерство образования, и можем использовать любые учебники и программы без оглядки на ФГОС — выбираем вместе с преподавателями лучшие. Правила, что урок длится 45 минут, у нас тоже нет — учитель ориентируется на детей и делает перерыв, если кто-то устал и мешает заниматься остальным. Еще мы знаем, что самый эффективный для обучения — первый час. На начало дня обычно ставим самые сложные предметы и темы.
Сильные стороны нашего формата — качественное обучение и дозированное общение. Когда ребенку семь лет, он не может полноценно общаться с 30 людьми пять дней в неделю по восемь часов. Поэтому в огромных классах дети начинают плохо себя вести: орать, бегать, бить друг друга. У наших «семейных классов» много общего с финскими школами: маленькие группы (в среднем до 15 человек), намного меньше уроков и меньше нагрузка.
Как сотрудничать со школой в этом случае
Напомните школьной администрации, что, согласно Семейному кодексу РФ, обязанность обеспечить детей общим образованием лежит именно на родителях. Поэтому у вас есть право выбирать форму обучения, а закон «Об образовании» не требует, чтобы у родителей «семейников» были дипломы педагогов.
Сегодня большой выбор образовательных программ и методик. Все они общедоступны, ко всем разработаны подробные методические рекомендации. Если вы всё же сомневаетесь, что справитесь с обучением ребёнка самостоятельно, подключите помощников в лице репетиторов и онлайн-школ. В «Фоксфорде», например, многие дети прекрасно учатся практически без участия родителей.
Что такое дистанционное обучение
Дистанционное обучение — это форма реализация образовательной программы. При таком взаимодействии дети общаются с учителями по видеосвязи, делают задания онлайн или просто отправляют в электронном виде выполненные работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.
Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам уже не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.
Юридически дистанционная учёба не является формой получения образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на семейной или заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.
Плюсы дистанционного обучения
- Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
- Можно учиться не выходя из дома. Главное — иметь под рукой компьютер и интернет.
- Обучение проходит с комфортом. Можно не спеша пообедать в перерыве между уроками и заниматься в удобной одежде.
- Процесс автоматизирован. Не тратится время на перекличку или дисциплинарные нотации.
Минусы дистанционного обучения
Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего это частные и платные учреждения.
Выводы
В России можно учиться в школах и вне школ. В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне школ обучение происходит в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) и самообразования (10–11 классы).
Семейное обучение — форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим, в то время как надомное и дистанционное обучение не являются самостоятельными формами получения образования. Семейное обучение путают с надомным образованием, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу. Семейное и дистанционное обучение в домашних условиях смешивают потому, что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.
Для большей наглядности продемонстрируем различия трёх видов домашнего обучения с помощью таблицы.
Три способа учиться дома
Плюсы и минусы дистанционного обучения
Основной плюс — это, конечно, персонализация образования, подстраивание программ под индивидуальные особенности ребенка. Главный минус — проблемы с социализацией.
Плюсы:
- Гибкость в изучении материала: можно уделить важным и сложным в освоении предметам больше времени и внимания, чем второстепенным по значению дисциплинам;
- Участие в формировании расписания, распределение времени между классной и самостоятельной работами;
- Выбор формы занятий в зависимости от способностей и потребностей конкретного ребенка: видео, аудио, чтение или обсуждение материала;
- Свобода передвижений для родителей и ребенка без привязки к конкретному учебному заведению и режиму дня.
Минусы:
- Именно родители должны не только решить вопрос с социализацией ребенка, но и постоянно контролировать этот процесс;
- Родители несут ответственность за обучение ребенка — это дополнительная ответственность, требующая времени, а порой и профессиональных навыков;
- Ребенок не находится в школе — кто-то должен контролировать происходящее и нести ответственность за его жизнь и здоровье;
- Обучение онлайн требует некоторых умений (и большей самостоятельности) от ребенка.
Несмотря на обилие плюсов, существующие минусы способны привести к серьезным затруднениям и проблемам. Так, один из родителей, вероятнее всего, не сможет работать на постоянной работе в ежедневном режиме. Переход на семейное образование может привести к повышению расходов (например, на оплату услуг няни и т.д). Поэтому перед принятием окончательного решения нужно тщательно взвесить каждый пункт и обсудить с родными возможное изменение ритма жизни всех членов семьи.
Экономика образования
Как выбрать профессию, когда ее сменить и почему это важно