Ребенок не разговаривает в 2 года

Содержание:

Помощь плохо говорящему ребенку 6 лет

Коррекционная работа с такими детьми проводится в зависимости от того, какой
диагноз поставлен специалистами. При желании родители могут значительно увеличить
эффективность коррекционного воздействия логопеда, дефектолога и психолога, если
будут выполнять все рекомендации данные специалистами.

Некоторые приёмы работы с детьми, имеющими речевые проблемы:

  • предложите подобрать похожие и противоположные слова (синонимы и антонимы)
    к предметам окружающим его или к картинкам;
  • учим классифицировать предметы — что бывает круглым, сладким, тяжёлым,
    голубым и т. д.; поиграть в игру «Живое-неживое», «Съедобное-несъедобное»;
  • загадывайте загадки об окружающих их предметах, придумывайте их
    самостоятельно или вместе с ребёнком;
  • упражняйтесь в придумывании слов на тему «широкий-узкий», «один-много»;
  • предложите ему составить предложение из 2 слов, затем увеличить это
    предложение до 3 слов и т. д.;
  • делитесь впечатлениями об увиденном в театре, на экскурсии, в музее,
    рассказывайте на прогулках о предметах, которые вас окружают, о временах года
    и их признаках;
  • рассматривайте картинки, попробуйте составить по ним сначала предложения,
    потом рассказ;
  • чаще читайте ребёнку лучшие образцы детской художественной литературы,
    беседуйте по содержанию произведений;
  • предложите ему выделить слова, в которых есть заданный звук, придумать свои
    слова на данный звук;
  • время от времени совместно произносите знакомые стихи, поговорки,
    чистоговорки для отработки тонких движений губ и языка.

Своевременная диагностика и квалифицированная коррекционная работа помогут
вовремя исправить дефекты речи дошкольника и подготовить его к обучению в
общеобразовательной школе.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные причины задержки речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Тревожные сигналы

Итак, ждать, когда малыш заговорит сам, нельзя. Ждать определенного возраста, чтобы пойти к логопеду, – тоже. Ведь зачастую помогать должен не только он, и не в 5 лет, а намного раньше.

Как же своевременно обнаружить возможные проблемы? Существует целый перечень признаков, которые должны стать поводом для консультации со специалистами:

  • в 4 месяца младенец не гулит, не улыбается, когда видит родных людей, вообще не реагирует на их появление;
  • в 6–7 месяцев отсутствуют лепет, повторяющиеся слоги;
  • в 18 месяцев ребенок только мычит, не говорит ни одного нормального слова (мама, папа), не понимает и не выполняет самых простых просьб (подойди, подай, принеси);
  • к 2 годам произносит мало слов – только несколько простейших;
  • двухлетний ребенок плохо понимает окружающую речь, ему тяжело на слух воспринимать слова, он часто путает простые бытовые слова;
  • к полутора годам у ребенка не появился указательный жест;
  • малыш этого возраста не умеет просить — вместо этого подходит к желаемому предмету и громко кричит;
  • у ребенка плохая мелкая моторика, он неуклюж;
  • плохо, если кроха не может поделиться с мамой радостью, принеся ей что-то интересное, не смотрит на ее реакцию, когда происходит что-то для него необычное;
  • малыш точно повторяет длинные заученные слова или даже фразы, но бесцельно, не для общения, не используя речь в жизни;
  • стереотипные движения и игры (ходит по кругу, открывает-закрывает дверь перед глазами много раз);
  • не умеет поддерживать простейших ролевых игр (покормить или покачать куклу);
  • не отзывается на свое имя;
  • неврологические проявления (ходьба на носочках, тремор подбородка и рук, раскачивания, взмахи руками, словно крылышками, при выражении эмоций).

Что надо знать родителям: этапы развития речи

В первые годы после рождения малыш больше всего времени находится в домашней, семейной обстановке. Это означает, обучение ребенка речи считается обязанностью родителей, и игнорировать развитие никак нельзя.

Ребенок плохо разговаривает

К сведению. Такое обучение, как учеба не воспринимается, а является частью жизни, общения мамы, папы с малышом. Однако, зная правила и способы, как помочь ребенку научиться говорить, это даст возможность быстро справиться с поставленной задачей.

Малыш учится в домашней обстановке

Развитие речи ребенка от рождения до школы

Опытный логопед подскажет, как учить ребенка разговаривать. Развивается речь поэтапно:

  1. Первые сочетания звуков ребенок начинает издавать, когда ему 2-3 месяца от роду. Малыш даже может различать голоса, но вот общие звуки новорожденные воспринимают, как успокаивающую мелодию. Это начальная стадия речевого развития.
  2. Примерно в 6 месяцев «гуление» ребенка становится наиболее понятным, эмоционально раскрашивается, и это следующая стадия правильного развития маленького чада.
  3. Наконец, в период с 7-9 месяцев ребенок начинает произносить небольшие слова, состоящие из слогов: «ма-ма», «па-па».

Понимание речи формируется у детей в возрасте около 12 месяцев, когда запас слов включает в себя уже несколько конструкций из 3-10 несложных слов. Если с ребенком на данном этапе проводить занятия, то в 2 года дочь или сын смогут не только расширить запас слов, но и называть демонстрируемые вещи, действия и передавать свои ощущения.

На заметку! Если малыш плохо говорит или совершенно не хочет идти на словесный контакт с другими детьми и взрослыми после того, как ему исполнилось 3 года, родителям надо бить тревогу — записаться к логопеду и детскому психологу. Нельзя исключать, что проблема в умственном развитии.

Разговор о событиях

Что нужно делать родителям, чтобы у ребенка развивалась речь?

Внимательных и ответственных родителей волнует вопрос, как научить ребенка разговаривать. Специалисты дают рекомендации:

Важно получать удовольствие, общаясь с дочкой или сыном и от самих уроков. Это позволит уделять малышу больше времени

Кроме того, разговоров будет больше, они наполнятся добром и нежностью.
Надо все время разговаривать с малышом о вещах, явлениях и событиях, окружающих его и происходящих с ним.
Необходимо покупать соответствующие возрасту игры, книги с картинками, «развивашки».

Важно играть совместно, так как играя, родитель может называть предметы и акцентировать внимание крохи на их свойствах, описании, включая размеры и цвета. Кроме того, нельзя «сюсюкать» и искривлять слова из активного детского лексикона. Правильная речь взрослых приведет к наиболее активному освоению словарного запаса

Правильная речь взрослых приведет к наиболее активному освоению словарного запаса.

С ребенком нужно разговаривать в любом возрасте

Считается нормой, если малыш не очень хорошо общается в 2-2,5 или даже в 3 года. Научить сына, дочь говорить — это значит видеть явный прогресс в развитии речи:

  • Новые звуки.
  • Попытку повтора слов.
  • Знание названий определенных предметов.

Девочки в этом смысле значительно быстрее восхищают мам и пап своими звуками, а мальчики отстают от них, начинают говорить чуть позднее. Все потому, что девочки созревает намного раньше, чем мальчики — так создала природа.

На заметку. В тех семьях, где мама и папа общаются на двух и более языках, ребенок скорее всего начнет говорить еще в более поздний период, так как годовалому и новорожденному «понять» сразу два информационных потока сложно.

Читаем книги, стихи и песенки

Задумываясь о том, как учить ребенка говорить, необходимо ежедневно и не по раз играть со слогами и звуками, читать книжки, петь, ведь всё это реально совмещать с повседневными заботами: поездка в маршрутке (можно поиграть в слоги), на прогулке (спеть песню).

Когда ребенок подрастет, важно повысить нагрузку и добавить к полезным развлечениям вопросы: что бывает сладким (сахар), что может быть желтым (солнце). На заметку

Ребенок должен смотреть в глаза родителя, когда к нему идет обращение. Слова, произнесенные вскользь, эффекта не дадут. Говорить надо выразительно, четко, а ударные гласные тянуть: «кооо-рооо-вааа». Правильно хорошо вытягивать губы округло в трубочку, чтобы ребенок понял, как нужно издавать звуки

На заметку. Ребенок должен смотреть в глаза родителя, когда к нему идет обращение. Слова, произнесенные вскользь, эффекта не дадут. Говорить надо выразительно, четко, а ударные гласные тянуть: «кооо-рооо-вааа». Правильно хорошо вытягивать губы округло в трубочку, чтобы ребенок понял, как нужно издавать звуки.

Причины молчания

Причин, по которым ребенок в 2 года не говорит, много.

  1. Поражение слуха. Когда кроха не очень хорошо слышит, то, соответственно, он и речь окружающих будет воспринимать плохо. При более тяжелых случаях (вплоть до глухоты) малыш может не говорить вообще либо сильно искажать звуки и слова в целом.
  2. Наследственность. Если вы, к примеру, сами произнесли первые внятные слова поздно, то в том, что ребенок в 2 года не говорит, нет ничего странного. Хотя, если малыш и к трем годам не овладел простыми предложениями, стоит побеспокоиться и обследовать чадо.
  3. Ослабление организма. Недоношенность или серьезная болезнь, например, могут вызвать задержку созревания (развития) нервной системы и, следовательно, самой речи.
  4. Гипоксия.
  5. Травмы (в т. ч. и родовые).
  6. Сильная интоксикация.
  7. Испуг.
  8. Перенесенная операция.
  9. Неправильное воспитание (например, излишняя опека, когда желания ребенка буквально предугадываются).
  10. Нарушения развития в целом.

Между родителями ходят слухи, что девочки якобы начинают ходить и говорить раньше, чем мальчики. На самом деле теория эта не имеет обоснованных подтверждений. Бывает, что ребенок не хочет говорить два, а то и три года, а потом его вдруг «прорывает» на цельные, правильно составленные предложения. Если малыш прекрасно понимает, что говорят ему родители и окружающие и при этом даже выполняет какие-то несложные инструкции («подойди», «возьми», «положи», «сядь» и т.д.), то беспокоиться, скорее всего, не о чем.

Мир звуков: чем раньше в него попадешь, тем лучше

Еще пару-тройку десятилетий назад объективно диагностировать нарушение слуха у младенца было сложно. Просто не существовало точного оборудования для этого. Врачи большей частью субъективно оценивали реакции малыша на звук, движение и т. п. Только к двух-четырехлетнему возрасту во многих случаях становилось понятно: слабослышащий ребенок или нет.

А ведь растущему организму важен каждый день, если в раннем возрасте оказывается лишена звуковой информации слуховая кора головного мозга, она не развивается как надо, и это влияет на всю дальнейшую жизнь.

В наши дни возможностей понять, есть ли проблемы со слухом, намного больше. Но и опыт прошлых лет не стоит сбрасывать со счетов, полагаясь только на диагностику в больничных условиях

Важно все. Иногда родители «бьют тревогу», что малыш плохо слышит

А порой лишь специалист, к которому обратились по совсем другому поводу направляет к сурдологу. Например, при задержке речевого развития у ребенка грамотный невролог или психолог посоветует в первую очередь проверить слух.

Не хочу слышать… Или не могу?

Сверяемся со сроками

Уже в роддоме, как правило, на 2-3-ий день жизни всем малышам в РФ должны проводить аудиологический скрининг.

Ребенок, ты хорошо слышишь?

Что должно насторожить взрослых

С рождения:

  • Низкая оценка новорожденного по шкале Апгар.
  • Недостаточная масса тела ребенка.
  • Любые патологии, не связанные напрямую со слухом.
  • Проведенное агрессивное лечение в раннем возрасте (назначение сильных антибиотиков).

Это, разумеется, не означает, что при наличии вышеуказанных обстоятельств малыш будет плохо слышать

Просто повод тщательнее обратить внимание на все факторы развития, в том числе – слух

Дети до 3 лет:

  • Ребенок не реагирует или плохо понимает сказанное тихим голосом.
  • Воспринимает говорящего, только если видит того.
  • Малыш все время старается приблизиться ухом к источнику звука.
  • Громко и / или нечетко (не по возрасту) разговаривает.

С 3 лет:

  • Малыш неправильно говорит слова, пропускает часть букв и окончаний.
  • Часто переспрашивает. Всматривается в лицо собеседника, как бы пытаясь того понять.
  • Плохо воспринимает информацию на слух.
  • Повышает громкость гаджетов: телевизора, планшета и проч.

Дети старшего возраста:

  • Сами жалуются, что стали хуже слышать.
  • Начинают делать ошибки в словах, чего раньше не замечалось.
  • Учителя жалуются, что ребенок их не понимает. Письменные работы лучше, чем устные ответы, общение у доски.

Лечение

Терапия заикания у детей начинается с определения причины дефекта. Для этого малышей ведут на прием к неврологу. Если специалист выявляет нарушения в работе нервной системы, назначается медикаментозное лечение.

При отсутствии органических нарушений в бой вступает логопед.

Особое внимание уделяется мышечному тонусу. В отдельных случаях выявляются мышечные спазмы, мешающие передаче нервных импульсов

Они возникают как результат травмы в родах и чаще носят эмоциональный характер, становятся результатом негативных эмоций, нервного напряжения. Практически у всех детей-заик выявлено спазмирование мышц шеи, плечевого пояса, живота. На этом фоне голова слегка выдвинута вперед. Чтобы убрать мышечные зажимы, прибегают к помощи миотерапии.

При логоневрозе психологического генеза, кроме логопедической помощи, привлекают психотерапию. Специалист выявляет скрытые страхи маленького пациента. Проводит разъяснительную работу, помогая преодолеть сковывающие убеждения.

Когда причина заикания кроется в семейных отношениях, проводят семейную психотерапию. После того как психотерапевт проработает успешно с малышом причины расстройства, эстафету передают логопеду.

В своей деятельности логопед применяет артикуляционную, дыхательную гимнастику, логопедический массаж. Он также прибегает к особой технике – режим молчания. В течение 5–6 дней дети общаются с логопедом, между собой (в случае групповых занятий) бессловесно, посредством игр, специальных сигналов. Получается игра в молчанку с лечебным эффектом. Чтобы не соблазнять детей общением, малышей разобщают, определяя каждому свою деятельность: один играет куклой, другой катает машину, третий рисует.

Такая методика носит и развивающий характер. Детям предлагают сложить в корзину предметы красного цвета. Или показывают изображенный в книге транспорт, дают команду запомнить, дополнив, что через пару дней малышам придется вспомнить, какой транспорт они видели. Кто назовет больше наименований, тот и выиграл.

Для родственников режим молчания предполагает разговор с маленьким больным жестами или шепотом. «Нет» – мультикам, новым игрушкам, развлекательным мероприятиям. Размеренность в совмещении с покоем. Категорически запрещается вовлекать больного в конфликтные ситуации. Просмотр взрослыми телевизора в присутствии малыша также запрещен. Делают упор на развитие мелкой моторики.

От родителей требуется соблюдения некоторых правил:

  • поддерживать режим дня, чтобы малыш не переутомлялся;
  • создать спокойную, уютную атмосферу в доме;
  • с детьми разговаривать тихо, спокойно, без повышенных тонов. Резкие движения не применять;
  • контролировать разговор логоневротика – не спеши, говори спокойно, размеренно;
  • проявлять интерес к детской речи. Окружить деток заботой, лаской, поддерживайте тактильный контакт. Меньше критики, больше похвалы;
  • осуществлять занятия под музыку, совмещая речь с танцевальными движениями.

Заикание способно стать большой проблемой для детей, вызвать стойкий страх общения с людьми, дезадаптацию в коллективе. Таковы последствия беспечного, попустительского отношения к проблеме.

Вовремя начатое лечение творит чудеса: чем раньше, тем лучше. Нужна благоприятная атмосфера и поддержка маленького больного. Дети с легкостью преодолевают возникший барьер, заручаются верой в себя, с успехом формируют новые уровни речевого общения.

Факторы, влияющие на формирование речи и что делать

Экзогенные (внешние) факторы

Проблемы, не связанные с интеллектуальными возможностями ребенка.

  1. Речевая атмосфера в семье. Дефицит общения может привести к тому, что у малыша не возникнет предрасположенности к подражанию. Если родители практически не разговаривают с ребенком, ссылаясь на занятость или усталость, ему просто будет не у кого учиться говорить. Поэтому с первых дней жизни необходимо уделять время общению с крохой.
  2. Особенный психотип ребенка. Малыш знакомится с миром, наблюдает за ним, формирует пассивный словарный запас и осмысливает увиденное.
  3. Искажение речи взрослыми, подражая ребенку. Родители, сами того не понимая, могут серьёзно навредить правильному восприятию речи крохи, искажая слова, излишне применяя уменьшительно-ласкательные суффиксы.
  4. Педагогическая запущенность. Ситуация, свойственная неблагополучным семьям, в которых ребенку не уделяется должного внимания. При этом часто случаются конфликты, травмирующие детскую психику, драки, ругань.
  5. Гиперопека. Чрезмерная забота родителей о своём чаде, при которой у ребенка нет никакой мотивации к самостоятельной деятельности, в том числе и речи. Крохе незачем проявлять речевую активность, близкие и так с полуслова понимают и выполняют его желания, договаривают фразы, заканчивают предложения.
  6. Психологические травмы. Они могут быть связаны с ранней разлукой с матерью, в следствие различных факторов.

Эндогенные (внутренние) факторы

К ним относятся физиологические особенности организма ребенка, влияющие на речевое формирование.

  1. Проблемы внутриутробного развития (гипоксия беременных, токсикозы, родовые травмы, инфекционные заболевания матери) так или иначе могут сказаться на речевых центрах коры головного мозга малютки и впоследствии повлиять на становление речи.
  2. Нарушение физического слуха. Понижение слухового восприятия влечет за собой недоразвитие речи детей. Бывает, что ребенок реагирует на многие звуки окружающего мира, а частота человеческой речи для него малодоступна.
  3. Органические поражения речевых зон коры головного мозга вследствие родовой травмы или аномалий пренатального периода вызывают полное отсутствие или частичное недоразвитие речи (алалия). Гораздо чаще встречается у мальчиков. В этом случае проявления выглядят различно. В зависимости от локализации поражения. У детей такое осложнение может проявляться либо в полном отказе от вербального общения, либо в непонимании, что от него хотят взрослые.
  4. Недостаточность созревания центральной нервной системы, тормозящее речевое развитие (недоношенные детки).
  5. Дефекты артикуляционного аппарата: подвижность языка, подъязычной связки, тонус мышц губ, лица (помогут в этом вопросе такие специалисты, как логопед и невролог).

Более сложные по структуре патологии, носящие стойкий характер, также могут быть причиной задержки речевого развития:

  1. Интеллектуальные нарушения, представленные первичным дефектом, а нарушение речи, как вторичное проявление.
  2. Расстройства аутистического спектра. При данной аномалии развития, как и во всех других дефектах, речь не является единственным признаком, указывающим на эту проблему. Поэтому ни в коем случае не стоит примерять всё на своего ребенка.

Отклонения в развитии речи

Количество слов, произносимых ребенком в 2 года, во многом зависит от внешних факторов

На что стоит обратить внимание? Малыш должен уметь обозначать себя, своих родителей и членов семьи, предметы, которые находятся в доме. В коротких предложениях должны присутствовать прилагательные («большой», «мягкий»)

Прежде чем беспокоиться, почему ваш мальчик или девочка не говорят, как сосед Петя, примите во внимание характер ребенка, наследственность, проанализируйте, сколько проводите с ним времени. Нормы речевого развития условны, есть ряд признаков, на которые стоит обратить внимание:

  • маленький словарный запас;
  • ребенок не может ответить на простой вопрос;
  • напряжение мышц лица при произношении отдельных звуков;
  • отсутствие понимания смысла стихов, потешек, игр по должному возрасту;
  • слишком быстрый темп речи или молчаливость.

Причины задержки речевого развития могут быть обусловлены недостатком общения со взрослыми или носить физический характер. Во втором случае без помощи логопеда, дефектолога, врача-невролога не обойтись. Специалисты после диагностики могут обнаружить дефект прикуса, нарушение работы нервной системы, патологию слуха. В таком случае назначается комплексное лечение.

При отсутствии патологий обратите внимание на обстановку в семье, отставание в речевом развитии может быть связано с негативными эмоциями. Общее состояние здоровья и физические данные также имеют значение в формировании речи

Нет никакой взаимосвязи между интеллектом ребенка и тем, в каком возрасте он начал активно говорить. В здоровой среде и при достаточном общении со взрослыми его активный словарь пополнится очень быстро. При выявлении затруднений с формированием речевых навыков, специалисты стараются устранить их причину, одновременно начиная логопедическую работу. К младшему школьному возрасту, как правило, малыш догоняет в развитии своих сверстников.

Если у ребенка темповая задержка речи, ему нужен коммуникативный «толчок». Это может быть общение в коллективе, групповые занятия с логопедом. Во многих случаях коррекцию можно провести самостоятельно, уделяя ребенку несколько часов в день.

Сколько слов должен говорить ребенок в 2 года?

Несмотря на то, что есть общие нормы словарного запаса, следует помнить, что он закладывается в семье, и именно разнообразие и объем общения с ребенком помогают его увеличить.


Также существуют и гендерные особенности, ведь согласно многочисленным исследованиям, девочки начинают говорить раньше мальчиков, и сроки опережения в этом умении могут достигать полугода.

Усредненные нормы и как должен говорить ребенок

На 3 году жизни запас слов среднестатистического ребенка должен составлять около 300 шт., а также из них он должен составлять простое предложение

Но не всегда эти нормы абсолютны, поэтому важно знать, когда стоит обратиться к специалисту, а когда можно дать немного времени доразвиться запоздавшим процессам самостоятельно

Понять, что речевые навыки формируются, можно по таким критериям:

  • малыш понимает и реагирует на обращенную к нему речь;
  • по просьбе указывает предмет, который был проговорен;
  • понимает слова-действия, например, бежать, идти, принести, вытереть;
  • выполняет просьбу в несколько действий: подними машинку и положи ее на стол, достань книжку и принеси ее маме;
  • использует жесты, предметы, чтобы показать, что хочет донести до взрослого;
  • проявление таких эмоций, как сочувствие, жалость, умение выразить их мимикой;
  • чтобы донести требование, ребенок использует интонацию при проговаривании определенных звуков.

Обратите внимание!Следовательно, не всегда важно, сколько четко проговоренных слов может сказать ребенок, важно наблюдать, насколько он включается в общение и понимает обращенную речь

Таблица возрастных норм развития речи по Комаровскому

Есть достаточно усредненные таблицы возрастных норм, которые позволяют понять, насколько речь ребенка развита.

Возраст Нормы речи
До 1 года Маленький словарный запас простых слов: «мама», «папа», «баба», «дед».
1-1,5 Составление просьб из 1 слова: «дай», «иди».
1,5-2 Развивается активно речь, приходит понимание, что у каждой вещи есть свое название и его нужно использовать для того, чтобы тебя понимали. Подражание тому, как разговаривают взрослые, построение фраз. Словарный запас около 300 слов, среди которых состоящие из нескольких слогов: «машинка», «игрушка», «яблоко» и т.д.
2 Разговор становится эмоционально окрашенным. Присутствует оживленная мимика, жестикуляция, интонация.
2-3 Трехлетка может завести разговор со взрослым, попросить о чем-то, эмоционально рассказать. Путает слоги или заменяет, искажает их. Словарный запас до 400 сл.

Условия для развития речи

Чтобы подтолкнуть двухлетку к тому, чтобы он разговорился, важно соблюдать определенные условия. Например:

  • создавайте ситуации, в которых нужно активное общение малыша: попросить папу о чем-то, позвать кого-то;
  • не договаривайте предложение, даже если видите, что двухлетка плохо подбирает слова;
  • отмечайте моменты, когда звукоподражание (например, «гав-гав») было заменено словом («собака»);
  • следить за собственной речью, обогащать словарный запас личным примером;
  • выполнять дыхательные и артикуляционные гимнастики;
  • читайте вместе сказки и стишки, обсуждайте прочитанное, описывайте картинки.

Функциональная дислалия

Если речевой аппарат в порядке, а проблемы со звуками есть, налицо функциональная дислалия.

Причины функциональной дислалии:

  • Неправильные образцы звучащей речи. Иногда родители (бабушки, тетушки, воспитатели) в
    буквальном смысле начинают сюсюкаться с ребенком повторяя их неправильное произношение, что
    закрепляется в памяти ребенка и в дальнейшем регулярно воспроизводится.
  • Часто бывает, когда хорошо говорящий ребенок начинает ходить в детский сад с менее развитыми в
    речевом плане детьми, тогда в его речи может наблюдаться регресс — пропадают усвоенные звуки, и
    даже целые слова и фразы. В некоторых случаях родители сами имеют дефекты речи, не могут
    правильно и четко произносить слова. В этом случае у детей также возникает сложность с
    закреплением правильного произношения;
  • У детей с ранним изучением иностранного языка фонетические особенности двух языков
    смешиваются, и ребенок в русских словах произносит звуки, свойственные другим языкам;
  • «Педагогическая запущенность», когда ребенка не поправляют, оставляют незамеченными ошибки в
    его речи

Для исправления нарушений, вызванных функциональной дислалией, ребенку необходимо как
можно чаще слышать правильную четкую речь. Если родители сами не говорят чисто, то у ребенка
должна быть соответствующая среда — другие взрослые, логопед. Хорошо в этом случае
прослушивать аудио сказки и стихи, записанные профессиональными актерами, дикцию которых
можно считать образцом. Более точную программу по исправлению речи сможет подобрать врач-
логопед.

Ребёнок с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не
звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями
взрослых.

Как побудить к разговору?

Возможно, что ваш ребенок очень хочет говорить, но не знает, с чего начать. Многие дети формулируют предложения, стараются их произнести, но в какой-то момент закрываются в себе.

Если ребенок не говорит в 2 года, что делать? Повторюсь, не волноваться! Научить малыша говорить не так-то сложно, как многие пугают.

Чтобы научить говорить вашу кроху попробуйте советы описанные ниже:

Не ругайте ребенка, потому что он молчит. Негативное отношение к речи складывается как раз из-за того, что взрослые могут неправильно себя повести.

Попросите близких людей отнестись к этому вопросу максимально серьезно. Также проясните эту тему и с воспитателем в яслях. Ваш малыш заслуживает уважения, несмотря на то, что он пока общается жестами;

  • Радуйтесь, когда ваша кроха произносит слова. Поощряйте и одобряйте новые выражения и звуки. Можете научить его отмечать каждое «покоренное» слово;
  • Повторяйте названия предметов вместе с малышом. Это можно делать на прогулке, по дороге на занятия или даже сидя дома;
  • Задавайте больше вопросов. Постарайтесь не лишать ребенка возможности отвечать на вопросы. Не перебивайте его и дожидайтесь ответа;
  • Не предугадывайте желания малыша. Показывает пальчиком на стакан – сделайте вид, что не понимаете, что же он хочет;
  • Больше читайте рассказы, сказки, истории. Пойте песенки, проговаривайте стишки. Ребенок должен слышать речь;
  • Не просто говорите с ребенком, а делайте это правильно. Не коверкайте слова, не сюсюкайте;
  • Покривляйтесь вместе с малышом. Ребенка надо научить цокать, высовывать язык, надувать мыльные пузыри.

Важно! Заведите себе тетрадь, куда будете фиксировать новые звуки и слова. Это даст вам полную картину роста словарного запаса

Стоит ли паниковать?

В первую очередь советую понаблюдать за поведением малыша. Нет ли чего-то такого, что вас смущает.

  • Обычно «молчуны», которые пока еще не хотят говорить, ничем не отличаются от болтливых друзей;
  • Если ваше сокровище самостоятельно раздевается, выполняет просьбы, понимает, что от него хотят – повода для беспокойства быть не должно.

Постарайтесь принять, что нет единого возраста, когда дети по команде начинают говорить, ходить, самостоятельно есть и многое другое. И невозможно научить их делать все по команде. Некоторые детишки молчат до 3 лет, а потом в садике начинают говорить больше всех.

Почему ребенок не разговаривает в 2 года: причины

Существует множество причин того, что ребенок не разговаривает в этом возрасте. Чаще всего малыш подвержен влиянию сразу нескольких факторов, которые обуславливают задержку речевого развития. Врожденные патологии могут сочетаться с психологическими причинами, влияющими на развитие речи, такими как стресс, педагогическая запущенность и другие.

Причины, почему ребенок не говорит в 2 года:

Патологии внутриутробного развития и родовые травмы.
Внутриутробная асфиксия плода, тяжелые роды могут негативно сказаться на развитии отдельных участков головного мозга, в том числе на тех, которые отвечают за развитие речи.
Неврологические заболевания. Любые неврологические патологии могут стать причиной недоразвития речи у малыша. От общего гипотонуса мышц до тяжелых форм нарушений развития головного мозга.
Проблемы со слухом. Врожденная глухота или даже частичное снижение слуха всегда отражается на развитии речи. Причиной снижения слуха может быть неблагоприятное протекание беременности, плохая наследственность или осложнения после перенесенной инфекции.
Речевые нарушения, такие как общее недоразвитие речи или алалия могут стать причиной того, что может ребенок может совсем не разговаривать в 2 года. Такие нарушения возникают в результате сочетания множества негативных факторов во время протекания беременности: употребление алкоголя, курение, интоксикация, тяжелые инфекции.
Интеллектуальные нарушения: умственная отсталость разной степени, задержка психического развития также могут стать причиной того ребенок начинает позже говорить

Важно вовремя диагностировать нарушение и начать медикаментозное лечение и коррекционную работу с логопедом-дефектологом.
Аутизм. Дети аутисты отстают в речевом развитии вследствие своей замкнутости и необщительности

Такие малыши не идут на контакт со взрослыми, поэтому могут не говорить или отставать в речевом развитии от своих сверстников.
Дефицит внимания. Недостаток внимания взрослых к малышу также может стать причиной отсутствия речи у него. Если ребенку не уделяют внимания, мало общаются с ним, его речь может развиваться крайне медленно или отсутствовать вовсе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector