5 лет ребенку — чему и как учить? развивающие игры и занятия для пятилетнего ребенка

Содержание:

Спортивные игры для детей в 5 лет

Спортом заниматься можно и дома. Идеи спортивных игр дома может предложить и сам ребенок, а можете подобрать и вы. Во что же поиграть?

Полоса препятствий

Сделайте полосу препятствий из подручных средств. Например, на старте ребенка может ожидать задание «одноножка»: нарисуйте мелом или выложите из бумаги круги, пройти которые необходимо, прыгая на одной ноге. Далее – следующее испытание: проползти по-пластунски. Для этого можно использовать скамейку или узкую ковровую дорожку. Тоннели из стульев, прыжки в мешке, скакалка, обруч – все это можно подключить к препятствиям.

Баскетбол

Мини-корзины с мини-мячами продаются в магазинах игрушек. Мяч настолько легок и мал, что серьезного беспорядка не причинит.

Меткий стрелок

Сделайте «цель» из обруча или ведра и возьмите мяч. Посоревнуйтесь, кто из 10 бросков совершит больше попаданий.

Если у вас есть еще ребенок близкого возраста или вдруг к чаду нагрянул друг, можно поиграть в перетягивание каната (веревки, скакалки и т.д.). А если подключить к игре папу, то по-честному можно разделиться на 2 команды: мама и ребенок в одной, а папа – в другой.

Лучше такие активные игры не проводить перед сном.

Вечерние занятия

Занятия вечером должны быть спокойными, не перевозбуждать психику ребенка перед сном.

Рисование, раскраски, наклейки

Все дети любят рисовать, раскрашивать или наклеивать в альбомы наклейки. Бумага, раскраски, карандаши, фломастеры и краски – это универсальные помощники для устройства спокойного детского досуга.

Вечерняя сказка

Кроме рисования, мозаики и лепки можно поиграть в сказку. Создайте ее по мотивам прошедшего дня, а главным героем пусть станет ваш ребенок. Так можно обсудить хорошее и плохое поведение, какие-то поступки, не вдаваясь в нотации и нравоучения. Но по закону жанра финал должен обязательно быть хорошим!

Театр теней

Это станет спокойным, но увлекательным занятием. Можно изготовить фигурки из бумаги или играть своими руками.

Если есть возможность, то можно предложить ребенку стать режиссером в кукольном театре. Пусть он устроит представление для всей семьи.

Вечером хорошо играть в тихие игры типа лото и домино. В магазинах – огромный выбор настольных игр, приобретите то, что понравится вашему ребенку.

Диафильмы

Замените просмотр мультфильмов на диафильм, если у вас сохранился фильмоскоп. Но его прекрасно заменит детский фонарик со сменными дисками. Просто выключите свет, включите фонарик — и чудо начинается!

Домашний планетарий

Если есть возможность, обязательно приобретите это полезную «игрушку», она позволит сделать вечерний досуг познавательным.

Психическое

Психика у детей развивается невероятно быстро. Они расширяют спектр своих эмоций и становятся более восприимчивыми к реакциям взрослых. Поэтому старайтесь одобрять все успехи дошкольника и уважать его желания

Это поможет сформировать ему позитивное представление о себе. Занятия на психическое развитие должны включать упражнения на внимание, память и мышление

Учите ребёнка обобщению предметов по определённому признаку, собиранию изображения из частей, определению сходств и различий картинок и игрушек, выбору из группы предметов одинаковых, повторению определённой последовательности движений, складыванию конструктора по образцу, определению лишнего, поиску антонимов к словам, запоминанию сюжетов картин, пересказыванию сказок, описыванию событий. Очень полезно в этом возрасте учить весёлые стишки и песенки.

Подготовка к школе

Ранняя подготовка к школе является фундаментом дальнейшего успешного обучения

В этот период важно дать малышу базовые знания и навыки, а также обеспечить развитие речи и научить его контактировать не только со сверстниками, но и взрослыми. Как показывает практика, чем шире кругозор ребенка, идущего в первый класс, тем проще ему проявить себя в новом коллективе

Развивающие игры для детей 6 лет

Современные школы устроены таким образом, что плохо подготовленный ребенок считается «белой вороной». Тем детям, которые посещают детский сад, развивающие центры или же с которыми занимаются родители, сравнительно проще адаптироваться к непривычным и новым условиям и справиться с учебной нагрузкой.

При самостоятельной подготовке к школе рекомендуется учитывать следующие рекомендации специалистов:

  • Развивающие занятия для детей 6 лет следует проводить в игровой форме. Ни в коем случае нельзя заставлять их что-то делать, тем более кричать или бить за отказ от обучения. Основной задачей любого родителя является построить процесс обучения так, чтобы будущий школьник сам заинтересовался и проявил желание. Следует попытаться объяснить ему, что образованные люди пользуются уважением и достигают успеха в жизни.
  • Одно занятие должно длиться не более 15 минут.
  • Между занятиями обязательно нужно делать 20-ти минутный перерыв, во время которого дети будут отдыхать и разминаться.
  • Так как длительное умственное напряжение негативным образом сказывается на растущем организме, специалисты рекомендуют чередовать занятия.
  • Сложность материала нужно увеличивать постепенно. Не рекомендуется слишком спешить с новыми заданиями. Пусть малыш крепко усвоит пройденный материал и только после этого можно приступать к новому.
  • Учебные пособия лучше всего использовать с крупными и яркими иллюстрациями. Отдавать предпочтение интересным текстам, в которых описываются явления природы, животные и птицы.
  • В детях нужно воспитывать доброту и уважение к окружающим. В этом прекрасно помогают добрые рассказы и сказки.

Обратите внимание! Избежать перегрузок и поспособствовать быстрому усвоению материала сможет обучение в непринуждённом и приемлемом темпе. Перед тем как приступить к обучению, нужно проверить уровень развития будущего школьника

На основании этого будет легче составить план обучения и определиться, на что стоит обратить внимание

Перед тем как приступить к обучению, нужно проверить уровень развития будущего школьника

На основании этого будет легче составить план обучения и определиться, на что стоит обратить внимание

Как подготовиться к школе

Возрастные особенности ребенка 4–5 лет

Сейчас у ребенка действительно наступает самый благоприятный период для усвоения самой разнообразной информации. Этому способствует уровень развития, которого дошкольник достиг в физическом и интеллектуальном плане.

  • К этому возрасту мышлению ребенка становится доступна образность, развивается воображение. Он понимает, на что похож предмет, может вычленить предметы по цвету, размеру, высоте, длине, ширине.
  • Начинает развитие произвольная память: малыш помнит данные ему поручения, способен выучить стихотворение. Складывается словесная и образная память.
  • Повышается концентрация внимания. Сейчас дошкольник в состоянии удерживать его на одном действии до 20 минут.
  • Двигательные навыки тоже совершенствуются. Улучшаются крупная и мелкая моторика, координация, равновесие.
  • В творчестве ребенку доступны детализация в рисунках, вырезание, склеивание, конструирование по образцу и собственному замыслу.
  • Речь ребенка также становится более богатой. Улучшается произношение большинства звуков и дикция. Дети имитируют разные звуки, появляется интонация. Малыши проявляют живой интерес к рифме. Ведущий мотив общения у дошкольников этого возраста – познавательный: «почему?». Они стремятся к новым знаниям, которые должны дать взрослые.
  • Основной формой развития остается игра. Теперь она становится сюжетно-ролевой. Поэтому чтобы развивающие занятия были интересными и полезными, их следует строить именно на основе игр.

Учитывая эти особенности, можно сделать вывод, что занятия с детьми на этом этапе должны иметь вид целостной системы.

Чтобы правильно составить план занятий с ребенком 5-го года жизни дома, учитывайте следующие нюансы.

В детском саду у малыша уже присутствуют ежедневные занятия по разным направлениям, включая физическое

Поэтому важно уточнить программу этих занятий, чтобы дома дополнять ее, а не дублировать и не противоречить ей.
Заниматься дома получится только на выходных или вечером
Учитывая это, не оставляйте на поздний вечер активную деятельность и слишком подвижные веселые игры.
После детского сада у вас останется мало времени, поэтому планируйте в день не более 2 занятий.
Если ребенок не посещает детсад, программу его занятий вам придется разрабатывать самостоятельно исходя из его навыков, умений, интересов.
Развивающие игровые задания для детей 4 – 5 лет должны включать все стороны их деятельности (логику, внимание, мышление, память, речь, движение). Распределять занятия нужно равномерно в течение недели.

Мышление

Для развития мышления пользуются не только логическими заданиями, но и такими методиками, как экспериментирование. Эксперимент даёт ребёнку возможность не бояться ошибиться, ведь отсутствие результата тоже результат!

  • Лабиринт. С помощью карандаша попросите ребёнка пройти лабиринт и найти выход из него.
  • Разгадывайте загадки. И составляйте их сами: пусть малыш попробует задумать и описать действие либо предмет, а вы – угадать загаданное.
  • Задание «Найди, чего недостаёт». В ряду похожих предметов, имеющих общий признак, попросите найти одно изображение, на котором этот признак отсутствует, и дорисовать «недостачу».
  • Геометрический ряд, выстроенный в определённой последовательности, – прекрасное упражнение для развития анализа.
  • Проводите вместе простые опыты. Самый простой – заморозить в стакане воду, а затем растопить лёд. Подобные эксперименты прибавят и знаний об окружающем мире.
  • Рисуйте друзей: пусть ребёнок нарисует самого высокого и самого низкого друга, потом друга, который выше самого низкого, но ниже самого высокого. Затем подпишите вместе их имена. Сложная задача, но ваш ребёнок к семи годам сможет с нею справиться.

Как быстро научить ребенка говорить букву «Р»

Для того чтобы помочь ребенку проговаривать букву «Р», требуется время на постановку и автоматизацию в речи. Если обратиться к логопеду с этой проблемой, достаточно 6-10 занятий в зависимости от особенностей каждого малыша.

Работа над правильным звукопроизношением

Возрастные нормы

Возраст от 2,5 до 4,5 лет у детей является периодом формирования речи, отличающейся несовершенством звукопроизношения. Это вызвано недостаточным развитием движений языка, губ, нижней челюсти. В этом возрасте дети или совсем не произносят звук (рука – ука), или заменяют его на смягченный (рука – люка).

Обратите внимание! К 5 годам ребенок уже должен овладеть хорошим звукопроизношением. Однако если он картавит, произносит горловой или искаженный , нужно помочь ему исправить неправильное произношение

Может ли малыш 3 лет говорить букву «Р»

К 2-3 годам обычно ребенок уже говорит предложениями. И родители вдруг замечают, что малыш не произносит букву «Р». Не стоит бить тревогу по этому поводу, так как в силу неразвитого речевого аппарата малыш еще не может управлять своим языком.

Как научить ребенка 3 лет говорить букву «Р» в домашних условиях

Малыш 3 лет еще не может четко выговорить букву «Р», как бы ни старались родители помочь ему в этом. Но в этом возрасте можно начать развивать фонематический слух.

Обратите внимание! Ребенка учат различать неречевые звуки (барабан, хлопанье), силу и тембр голоса (тихо – громко). Также полезно проводить логоритмику, где малыш выполняет разные движения в сочетании с речевым текстом

Легко ли научить ребенка 5 лет говорить букву «Р»

Не все дети к 5 годам могут овладеть правильным произношением звука . Распространенной причиной является недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: губ, языка, нижней челюсти.

Для тренировки мышц языка и губ рекомендуют проводить артикуляционную гимнастику. Если с ребенком 5 лет регулярно заниматься по 5-10 минут в день, желательно утром и вечером, это поможет укрепить мышцы органов речи и улучшить качество произносимого звука .

https://youtube.com/watch?v=YlXEEAQfN0Y

Как научить ребенка в 6 и 7 лет говорить букву «Р»

Если у ребенка 6-7 лет имеются трудности с произношением буквы «Р», ему нужен логопед. Он посоветует комплекс упражнений, в ходе которых малыш научится управлять речевым дыханием, ставить язык и губы в нужное положение для проговаривания данного звука.

Важно! Постановку звука и его автоматизацию лучше доверить специалисту, так как только он сможет с помощью логопедического массажа помочь ребенку укрепить мышцы языка

Физиологические причины картавости

Картавое произношение буквы «Р» бывает у детей с короткой уздечкой и малоподвижным языком. Кончик и средняя часть языка опущены, благодаря свободному проходу вибрируют голосовые связки и из-за этого слышится картавый, увулярный звук.

Упражнения для растягивания уздечки

В норме подъязычная уздечка должна быть длиной 1,5 см. Если она короче, язык не может подняться вверх, из-за этого нарушается произношение звука . Однако не стоит спешить подрезать уздечку.

Уздечка языка до и после подрезания

Она обладает эластичностью и может растянуться в результате регулярного выполнения упражнений, описание которых можно найти в интернете: «Маляр», «Барабан», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Дотянись до носа».

Упражнения на дыхание

Перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики желательно проделать пару упражнений, в ходе которых прорабатывается речевое дыхание. Умение плавно выдыхать обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звука.

Обратите внимание! Выполнение упражнений на дыхание лучше предлагать ребенку в игровой форме: «подуй, как ветерок», «подуй на одуванчик»

Как организовать занятия

Чтобы обучать малыша, не надо быть педагогом с многолетним стажем. Всё можно сделать и самим ничуть не хуже, чем на специальных занятиях. Любые занятия должны напоминать игру и быть весёлыми. Даже самые серьёзные предметы проще учить играя. Планируйте занятия на неделю вперёд. Так у вас получится полностью к ним подготовиться, найти необходимые материалы и решить, чему больше внимания будете уделять в этот раз.

Занятия должны быть регулярными. На них обязательно надо выделять время в распорядке, по которому живёт ребёнок. Развивать надо логику, арифметику, речь, грамотность, творческие навыки, кругозор. Также не стоит забывать и про физические упражнения

Им следует регулярно уделять внимание. Распределять предметы надо максимально равномерно и понемногу изучать каждый на протяжении недели

Но надо, чтобы ребёнку это нравилось. Если в запланированное вами время он не хочет изучать цифры, попробуйте переключиться на что-то другое.

Составляя план занятий, помните, что дети ещё очень быстро устают и не могут заниматься слишком долго. Поэтому не пытайтесь все дисциплины пройти в один день. А если малыш ходит на специализированные кружки или секции, то пытайтесь дома закреплять пройденный на занятиях материал.

Развивающие игры и занятия для детей 1 год 3 месяца — 1,5 года (подробный план — конспект)

Представляю вашему вниманию продолжение нашего плана развивающих игр и занятий для детей. Сегодня на очереди возраст 1 год 3 месяца — 1,5 года. В этот период у малыша по-прежнему огромная тяга к изучению окружающих предметов и их свойств, ребенок с удовольствием щупает, складывает, перекладывает, проталкивает что-то, и в этом ему нельзя отказывать, а только наоборот предоставлять как можно больше разнообразных возможностей. Наряду с предметными играми не стоит забывать и про творческое развитие, сюжетно-ролевые игры, чтение книг и многое другое. И чтобы ничего не упустить, как раз и понадобится комплексная программа занятий или конспект, к которому можно быстро обратиться в нужный момент.

Развивающие занятия для детей 4 лет в игровой форме

Игра – это основная форма деятельности для ребёнка. Надо просто включать в неё немножко обучения. Все игры легко превращаются в развивающие. И практически всё, что лежит в корзине с игрушками, может превратиться в обучающий материал.

Конструкторы

Конструктор – одна из самых полезных игрушек для развития. Берите не обычные наборы, а те, в которые входят вспомогательные предметы и персонажи. К примеру, существуют комплекты с животными или с напечатанными буквами на блоках. Вы можете просить малыша придумывать новые фигуры, которые можно составить из блоков, или пофантазировать, как бы его строение выглядело в жизни. А если в наборе есть дополнительные персонажи, то можно разыгрывать сценки и создавать целый вымышленный город. Предложите ребёнку свою схему постройки, нарисованную на листике, и пускай он воплотит её в жизнь. Или смастерите из блоков лабиринт и попросите малыша пройти по нему к вам.

Настольные игры

Настольные игры бывают очень разными. Дошкольникам можно играть с пазлами для изучения алфавита, домино, разными «проходилками» или картами. Это будет интересно не только ребёнку, но и вам. К тому же в этом случае вам не надо придумывать какие-то задания. Производители уже всё сделали за вас, и вам надо лишь найти время, чтобы в них поиграть. Но это можно считать и их минусом одновременно, поскольку уже ничего нового, кроме того, что написано в инструкции, вам придумать не удастся.

Любимые игрушки

Используйте любые игрушки малыша для развития его умений и навыков. Например, если ваш ребёнок обожает машинки, то наклейте на них буквы алфавита или цифры, а с другой стороны поместите паркинг со словами, которые начинаются на эти буквы или с такими же цифрами. И пускай малыш правильно припаркует свои автомобили.

А если ваш ребёнок не может жить без кукол, то раздавайте им конфеты и подсчитывайте их или же решайте задачки на то, сколько у кого сладостей при разных условиях. Ещё один чудесный вариант игры – магазин. Тут и считать, и вычитать, и умножать надо, и разговаривать с «покупателем». Эта игра развивает множество разных навыков.

Подручные материалы

Поделки из подручных материалов замечательно помогут в развитии творческих способностей ребёнка. Можно использовать самые разнообразные материалы: крупы, бытовые предметы, бумагу или специальные творческие наборы.

Бумага

В 4 года уже можно смело с ребёнком пробовать создавать оригами. Схем очень много. Берите бумагу и самые простые варианты оригами, малышу должно понравиться мастерить разных животных. Также можно создавать разные аппликации из бумаги, картона и клея. Позвольте ему детскими ножницами вырезать нарисованные вами элементы, а потом приклеивать их. Бумажными изделиями можно украшать обучающие тетради, тогда они будут нравиться ребёнку больше. Или вообще используйте специальные наклейки за старания.

Природные материалы

Различные поделки можно мастерить с ребёнком из того, что окружает нас постоянно. Это могут быть шишки, камешки, веточки и так далее. Из них можно создавать животных, птиц или даже маленьких людей. А с помощью ниток, пуговиц и красок их можно превращать в сказочных героев.

Нитки и клубки

Различные верёвки могут превращаться в кукол и зверей. А из ниток можно создавать красивые узоры, вплетая их и привязывая к сетчатой ткани.

Просто дайте ребёнку необходимые материалы, покажите несколько первых движений, а затем просто наблюдайте за увлечённой работой малыша. Иногда ему может понадобиться ваша помощь, не отказывайте. Предлагайте свои варианты узоров или игрушек, которые можно создать. Делайте всё вместе. И постоянно общайтесь. Добавляйте в любое занятие элемент подсчёта, называния букв или цифр.

Прочие знания

Расширению кругозора способствуют первые представления о географии, которые малыш может получить, например, во время прогулок (расскажите ему, что такое горизонт, живая природа, время года, вода и суша, солнце и земля).

Углубить знания помогут специальные пособия для дошкольников. Это такие «познавашки», как, например, энциклопедии, глобус или магнитная карта мира, к которой прилагаются картинки с растениями, животными, достопримечательностями разных стран. Так малыш узнает о народах, о своей Родине, о материках и островах, об озерах, морях, равнинах, горах, сторонах света.

Кстати, география – основной предмет, по которому дети в этом возрасте задают множество вопросов. Порой достаточно просто отвечать на них, чтобы дать малышу все необходимые знания.

Представления об истории и культуре своего народа ребенок может получить, рассматривая картины Васнецова, слушая былины о богатырях, рассказы о жизни князей (можно в форме сказок), рисуя природу России, церкви, былинных и сказочных героев, слушая рассказы из истории своей семьи (о бабушках, дедушках, семейных традициях), познавая во время прогулок красоту природы и достопримечательности родного города.

А вот иностранные языки, по мнению большинства специалистов, в этом возрасте изучать еще рано. Во-первых, запоминание будет механическим, во-вторых, для точного овладения языком сейчас нужна соответствующая языковая среда. В-третьих, правильно мотивировать на изучение непонятного языка малыша еще сложно. А вот риск испортить произношение на родном языке очень велик. К тому же, такое изучение предполагает присутствие преподавателя: самостоятельно родителям учить ребенка иностранным языкам не рекомендуется.

Развивать навыки и способности ребенка-дошкольника нужно комплексно. Тогда он будет всесторонне готов к дальнейшему успешному развитию и обучению в школе.

Мультфильмы как способ отвлечь ребенка

Мультики любят все дети. Это безотказный способ надолго увлечь ребенка. Но стоит ли?

За и против

Конечно, мультфильмы развивают память, расширяют кругозор. Они красочные, сюжетные, увлекательные. Есть специальные обучающие мультфильмы. Но все хорошо в меру. Педиатры советуют смотреть телевизор детям 3–5 лет не более получаса в день. Телевизор негативно влияет на зрение ребенка, может стать причиной агрессии, беспокойства, нарушить сон.

Ирина, мама детей-погодок, 6,5 и 5 лет: «Своим ребятам разрешаю смотреть мультики, когда очень занята. Включаю им «Фиксики» или «Уроки тетушки Совы» — познавательно и интересно. Но не более чем на 40 минут в день и не сразу а несколько раз по 15-20 минут».

Кризис трёхлетнего возраста

Для детей от 3 лет свойственно изменение в поведении, которое способно вызвать у большинства родителей панику и непонимание. Однако всё не так страшно. Для детей этого возраста перемены в поведении и характере являются абсолютно нормальными.

Единственно, что успокаивает, что после своего пика кризис быстро проходит, а ваш сын или дочь начинает многое понимать.

Признаки кризиса трёхлетнего возраста:

  • «Нет» – именно это слово малыш повторяет чаще всего в ответ на любое предложение;
  • Ребёнок упрямится и настаивает на собственном мнении;
  • Малыш отказывается выполнять действия, которые до этого спокойно делал, например, убирать за собой игрушки;
  • Отказ от помощи. Даже если у него что-то не получается, он будет настаивать на том, чтобы сделать это самостоятельно;
  • Ребёнок противится всему, что предлагают ему родители или другие взрослые. Своё недовольство может также проявлять в драке;
  • Малыш, который до этого был тихим и спокойным, может начать кричать, драться, ломать вещи и игрушки. Причём делает он это демонстративно;
  • Он начинает ревновать к маме всех. В особенности это касается отца, братьев или сестёр.

Такое поведение связано с тем, что малыш с возрастом начинает понимать, что он может влиять на всё, что происходит вокруг, а также на людей. Кроме того, ему нравится самому решать, что и как делать, куда идти и т.д. Он чувствует себя большим и таким поведением пытается требовать уважения к себе. Бунт, истерики, крики и упрямство тяжело переносятся не только родителями, но и малышом, так как он не понимает, что происходит с ним, и не может самостоятельно справиться с эмоциями, которые на него нахлынули.

В этом возрасте малыш для достижения собственных целей чаще всего прибегает к истерикам. Именно поэтому он начинает их закатывать исключительно в людных местах или же на глазах тех, кто больше всего поддаётся на его манипуляции.

Родителям будет намного проще пережить этот этап жизни, если они прислушаются к следующим советам:

  1. Измените свой подход. Примите то, что он уже вырос и не мешайте ему делать то, что он может сделать и без вашей помощи.
  2. Дайте малышу возможность делать самостоятельный выбор или хотя бы иллюзию этого выбора. Например, спросите его, какой из двух свитеров он оденет сегодня в садик.
  3. Просите его о помощи и не заставляйте делать что-либо. Если он не хочет убирать игрушки, не настаивайте, а попросите вам помочь. Можно в форме игры «Кто быстрее?».
  4. Делайте запас во времени, чтобы малыш успевал сделать всё самостоятельно.
  5. Если он начинает закатывать истерику, то не обращайте на неё внимания, сохраняйте спокойствие и твёрдо скажите «нет». В противном случае, такое поведение будет повторяться довольно часто.
  6. Если ребёнок в истерике решил упасть в лужу или прямо на проезжей части, то перенесите его в место, безопасное для его здоровья и жизни, и оставьте кричать там.
  7. Не кричите на малыша и не ругайте его за истерики. Вместо этого, постарайтесь ему помочь и объяснить, как выражать свои чувства и эмоции словами.

Развивающие игры и занятия для детей 1,5 года — 1 год 9 месяцев (подробный план — конспект)

Если вы еще не решили, во что поиграть с ребенком и у вас нет конкретного плана занятий, то вам точно сюда. Сегодня я хочу в очередной раз пополнить рубрику «Готовые программы занятий с ребенком» списком развивающих игр, наиболее актуальных в возрасте от 1,5 лет до 1 года 9 месяцев.

Что нового в этом возрасте? Для меня этот период у Таисии запомнились тем, что дочь стала гораздо более переборчива в плане выбора занятий. Если раньше она поддерживала практически любую затею, стоило ей только что-то предложить, то теперь у нее появились вполне конкретные собственные предпочтения, все чаще приходилось сталкиваться с  «хочу — не хочу». Естественно, это нормальная стадия развития, но мне, как неугомонной маме, не всегда легко привыкнуть к тому, что ребенок становится самостоятельной личностью с собственным кругом интересов

Помощь в домашних делах

Можно коротать время с пользой: переделать дела по дому, привлекая к помощи ребенка. Пусть это будет в форме игры – так интересней!

«Кто в доме больше всех разбрасывает вещи?»

Это легко узнать. Выделите на каждого из членов семьи по коробке, подпишите их. Попросите ребенка весь день следить за порядком и складывать в каждую из коробок лежащие не на местах вещи: папины – в папину коробку, мамины – в мамину и т. д.

«Мойдодыр»

Дети с удовольствием все моют и чистят. Доверьте ребенку почистить, например, все дверные ручки в доме или протереть пыль в доступных местах.

Ольга, мама 5-летнего Руслана: «Руслан любит мыть вещи в раковине со щеточкой с мылом. В зоне его ответственности его обувь (иногда и взрослая тоже)

«Самый быстрый»

В 5 лет ребенку интересен соревновательный момент. Предложите, например, на скорость развесить вещи в шкафу.

Давно собирались разобрать кладовку? Самое время, когда рядом есть помощник. Ребенок может сортировать вещи, аккуратно раскладывать их по коробкам и т.д. Чтобы было интересней, скажите, что играете в кладоискателей, спрячьте «сокровище» на одной из полок (шоколадку, новую игрушку, билет в цирк и т. д.).

А если дома планируется выпечка, привлеките к ней ребенка! Дети обожают возиться с тестом. Можно научить ребенка лепить пельмени и вареники – очень развивает чувствительность пальцев!

Чем более творческим будет ваш подход к выполнению повседневных дел, тем охотнее ребенок будет в них включаться.

Подарим нашим детям целый мир!

Уже сейчас я думаю о том, какие занятия я буду проводить с детками 5-6 лет и постепенно коплю материалы. Что-то у меня уже есть, но с каждым годом появляются какие-то новшества и приходится углублять свои знания и усложнять деятельность детей.

Давайте подумаем вместе, какие развивающие уроки можно проводить для детей 5 лет или старше (или младше ).

Для начала нужно отметить, что необходимо работать с детками в разных направлениях:

Внимание;
Память;
Речь;
Логика;
Время и пространство.

Динамика личностного роста малыша 1-5 летнего возраста будет заметна только при условии постоянной работы, методично и старательно трудимся, выработав привычку у себя и у ребенка учиться, поглощать информацию, впитывать знания и умения.

Итак, начнем с внимания

В игровой форме мы формируем произвольное и непроизвольное внимание, усидчивость, концентрацию, запоминание, переключение, способность воспринимать определенный объем информации. Детей 5 лет пора усиленно готовить к школе, поэтому задания на внимание – чрезвычайно важны

Но это не значит, что обязательно сидеть за партой и заниматься. Идете на прогулку – возьмите несколько листиков или цветочков, попросите малыша рассмотреть их, запомнить. Затем разложите листики (цветочки, ракушки, камешки), спрятав один. Предложите ребенку вспомнить, какого именно не хватает. Также полезно смотреть на облака и фантазировать, на что похоже облачко. 5-6 лет – пора усиленного фантазирования, так используйте это!

Попутно тренируется и память вместе со вниманием. Научите детей запоминать изображения методом ассоциаций

Показывая 5-7 картинок, сопровождайте каждую каким-то комментарием или свяжите все картинки общей историей. Затем попросите малыша назвать вам по памяти все картинки. Для ребят 5 лет можно распечатать изображения привычные, известные, постепенно вводя новые понятия.

Самый простой и действенный способ развить речь – говорить с детьми при любой возможности. Читайте им, просите пересказать сюжет мультика, обязательно расспрашивайте, как прошел день в садике. Это бесплатно и просто!

Ничего не нужно дополнительно покупать и тратить время. Делайте это попутно, между делом. Начиная с 5 лет, если с дошкольником не разговаривать, может получиться эффект «завязанного» языка, когда ребенок не умеет вести разговор, беседовать, пересказывать. Трудно будет такому молчуну в школе…

Мышление и логика тренируются дома простым способом – давайте детям 2-5 лет и старше собирать конструктор по инструкции. Это очень помогает развитию мыслительных процессов. Также в Интернете можно найти занимательные упражнения на логику и развитие интеллекта.

Но и без компьютера, гуляя с ребенком, вы можете тренировать его мозг, например, попросите назвать всех девочек в группе, затем мальчиков. Потом пусть сгруппирует их по категориям: умные, добрые, упрямые, балованные и т.д. Анализ и синтез доступны малышам даже 5 лет!

Развитие пространственного мышления и понятия о времени крайне важно для будущих первоклассников. Понятие о правильном расположении букв на листе тетради, возможность ориентироваться в пределах школьной доски, умение чувствовать течение времени при выполнении задания в школе – это важная составляющая успешной адаптации

В связи с этим, учим малыша различать, где «право и лево», вперед и назад. Приучаем к тетрадкам в клетку и линейку, хорошо бы завести дома школьную доску или хотя бы прикрепить большой лист к стене и пусть дети привыкают рисовать и писать у «доски».

Понятно, что в одной статье написать все о развивающих занятиях деток 1-5 года сложно, но я еще вернусь к этому вопросу. А пока приглашаю подписываться на новые статьи и делиться ссылками через друзей в сети.

До скорой встречи!

Познавательное

Дети в этом возрасте активно познают мир

А познавательное развитие должно включать в себя занятия на память, мышление, логику и внимание. В домашних условиях можно подготовить специальные тематические карточки с рисунками и словами

К примеру, можно сгруппировать их в сезоны, наземный транспорт, профессии и так далее. На что хватит фантазии, в то и группируйте.

А на занятиях показывайте ребёнку изображения и чётко произносите слова. Рассказывайте про особенности вещей. Также просите называть цвета и формы предметов. А далее можно усложнить задание. К примеру, вы называете какие-то вещи, а малыш должен обобщить их и сгруппировать. Изучайте с ребёнком части целого и учитесь находить лишнее.

Развивающие игрушки

Подобрать развивающие игры для девочек 5 лет порой бывает трудно, впрочем, как и для мальчиков, но существуют универсальные игрушки, которые подойдут деткам любого пола и помогут им быстро и качественно подготовиться к школе. Причём сделают это в любимой детьми игровой манере. Ознакомимся с самыми популярными играми для пятилетних ребят.

  • «Игры с числами от 1 до 150». Учит ребят числам, помогает освоить порядковый счёт и дает представление о других простых математических действиях. Используются два вида игры: раскраски по числам и соединение по точкам. Помимо развития навыков усвоения математики задачи помогут сформировать мелкую моторику.
  • «Развитие мышления. Логика». Задания предназначены для деток от 4 лет. Работать малыш будет, сравнивая картинки, анализируя последовательности, оценивая правдоподобность ситуации.
  • «География, или Большое путешествие». Цель таких игр — познакомить детей со странами мира. Учить это ребёнок будет в формате игры.
  • Деревянная доска «Обучение счёту». Представляет собой двустороннюю доску с деревянными фишками, разноцветными палочками и циферблатом. Не только подходит для изучения простых математических действий, но и помогает крохе выучить цвета и научиться разбираться во времени. А с обратной стороны на доске можно рисовать мелом, который также входит в набор.

  • Магнитная азбука «ENGLISH ALPHABET». Эта игра поможет крохе быстрее освоить иностранный язык. Игрушка простая в использовании, поэтому ребёнку, возможно, даже не понадобится компаньон.
  • «Квадраты Никитина», 3-й уровень. Представляет собой разноцветные квадраты, разрезанные на разные геометрические фигуры. Малыш должен собрать готовые фигуры, ориентируясь на цвет и форму кусочков. В результате кроха знакомится с понятиями «часть и целое», «форма и цвет», развивает логику, пространственное мышление и пр.

https://youtube.com/watch?v=jhVWeRi8k-M

  • Пособие М. Монтессори «Карта полушарий». Позволит изучить мир в более интересной манере, чем с помощью учебника. Игрушка сделана в форме деревянного планшета. Есть семь разноцветных вкладышей-континентов, двухмерная модель полушарий Земли. Польза от игры очевидна: она формирует представление о масштабе и его расшифровке, расширяет словарь географических понятий. Малыш учится использовать разные источники информации и т. п.
  • Книга «Дорисуй, сотри, наклей. Цвета». В таких тетрадях ребёнок может рисовать в ней по несколько раз, поскольку страницы ламинированные и нарисованное легко стереть.

Помимо перечисленных игрушек родители могут подобрать своим малышам другие, не менее интересные и полезные игры. В магазинах сейчас целые отделы посвящены развивающим игрушкам для деток любых возрастов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector