От 4 до 5 месяцев

Здоровье ребенка: Болят десны

Родителей не может не расстраивать, когда ребенок заболел или плачет от боли и других неприятных ощущений. Конечно, вы делаете все, что можете, чтобы малыш был счастлив и здоров, но иногда он все равно болеет. Ребенок в 5 месяцев бывает подвержен некоторым неприятностям, например:

  • Прорезывание зубов. На этом этапе у детей может усиливаться слюноотделение, они часто капризничают или плачут от боли. В период с 4 до 7 месяцев у многих начинают резаться зубки. Если вашему малышу повезло, ему не будет больно, когда зубки начнут резаться, но десны все равно могут опухать. Дайте ребенку специальное кольцо для прорезывания из плотной резины или потрите ему десны чистым пальцем. Если у малыша текут слюнки, оботрите ему рот чистой салфеткой, чтобы не началась сыпь. К счастью существуют способы облегчить дискомфорт при прорезывании зубов . Если вам кажется, что ребенку больно или он раздражен, покажите его педиатру. Но всегда помните, что прорезывание зубов -это норма, как и возможный дискомфорт при этом.

  • Конъюнктивит. При этом заболевании глазные белки и внутренняя поверхность нижнего века краснеют и воспаляются, ощущается болезненность и зуд. Чаще всего оно длится около 1-2 недель. Как правило, конъюнктивит возникает вследствие инфекции, но его также могут вызывать аллергические состояния или раздражение от внешних факторов, например дыма. Если вы считаете, что у малыша инфекция, обратитесь к педиатру. Скорее всего, ему потребуется лечение. Конъюнктивит крайне заразен, поэтому тщательно мойте руки перед тем, как закапать капли малышу в глаза, а также после этого. Если вы водите ребенка в ясли, лучше посидеть с ним дома какое-то время, пока он не поправится.

Как развивать грудничка дома?

Чтобы ребенок овладевал полезными навыками своевременно, родителям нужно ему в этом помогать. Для этого необходимо проводить специальные занятия

Важно развивать младенца всесторонне

Особое внимание стоит обратить на совершенствование мелкой моторики, слуха и зрения, речи, физического состояния. Проводить уроки известный педиатр, Комаровский, рекомендует в игровой форме

Физическое развитие

Необходимо заняться укреплением мышц крохи. Для этого можно проводить специальную гимнастику, массаж. Хороший результат дает плавание.

Полезные упражнения приведены ниже:

  • «велосипед». Положить малыша на спину. Взять его за голени и начать поочередно сгибать-разгибать ноги, имитируя езду на велосипеде. Упражнение способствует укреплению мускулатуры ног, развитию тазобедренных суставов;
  • «кругом взмах». Положить кроху на спину. Протянуть руки, чтобы он ухватился за большие пальцы. Аккуратно развести верхние конечности малыша в стороны, затем поднять их вверх и вытянуть вперед. Повторить 5-7 раз. Упражнение укрепляет мускулатуру, суставы рук;
  • «самолет». Положить ребенка на живот. Пятками упереть его в свою грудь. Поддерживая подмышками, поднять кроху. Упражнение укрепляет мышцы плечевого пояса, спины, шеи, а также хорошо тренирует вестибулярный аппарат.

Эффективны для физического развития занятия на фитболе. Кроху нужно положить на мяч животом. Придерживая, начать раскачивать вперед-назад, вправо-влево. Выполнить круговые движения. Положить малыша спиной на фитбол и повторить комплекс сначала.

Мелкая моторика

Чем лучше ребенок владеет пальцами рук, тем точнее у него получается выполнять различные движения. Доказано, что развитие мелкой моторики способствует становлению речи.

Гипертонус рук у детей 4 месяцев уже прошел. Поэтому полезно задействовать верхние конечности в обучающих и развивающих занятиях. Рекомендованы для грудничков пальчиковые игры.

Это известные всем «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-ворона». Также полезен для детей четырехмесячного возраста массаж рук. Его выполняют аккуратно, чтобы не вызвать боль.

Рекомендованы следующие техники: поглаживание, растирание, разминание. Воздействие должно оказываться на фаланги пальцев, основание ладони. Разминая ручки, стоит проговаривать потешки. Можно вкладывать в ладони ребенка маленькие игрушки.

Зрение и слух

Для развития слуха следует приобрести для крохи пищалки, колокольчики, погремушки, музыкальные карусели. Также рекомендуется включать музыку.

Педиатры отмечают благотворное воздействие классических произведений на органы слуха, нервную и психоэмоциональную системы ребенка. Нужно стимулировать малыша находить источник звука. Это можно делать при помощи веселой игры.

Надо взять игрушку-пищалку и начать издавать ею звуки с разных сторон от крохи. Ребенок должен поворачивать голову. Стоит больше общаться с грудничком, меняя интонацию в голосе.

Для совершенствования зрения следует приобрести для крохи игрушки разных цветов. Нужно взять яркий предмет и водить его медленно вправо-влево, вверх-вниз перед ребенком. Грудничок должен следить за перемещающейся игрушкой. Можно организовать для малыша  кукольный спектакль.

Стоит показывать ребенку фотографии, яркие картинки. Рекомендуется повесить над кроваткой игрушки разных цветов. Во время бодрствования малыш будет их изучать.

Развитие речи

В разговоре требуется использовать простые слова. Н

Стоит менять интонацию. Полезно петь малышу детские песни, читать сказки, рассказывать короткие стихи и потешки. Также родителям нужно комментировать все режимные действия в отношении ребенка (купание, кормление, умывание).

Рекомендуется показывать крохе картинки и говорить, что на них изображено. Это поспособствует формированию пассивного словарного запаса. Если семья является билингвальная, то при ребенке требуется говорить на одном языке. В противном случае возможна задержка речевого развития. Также не стоит забывать о совершенствовании мелкой моторики: проведении пальчиковых игр и массажа. Полезно научить малыша игре «Ладушки».

Эмоционально-социальное развитие ребенка 4 месяца жизни

Знакомство с окружающими людьми

Ребенок дифференцирует голоса родных, близких, чужих людей, по-разному на них реагирует. Узнает голоса мамы, папы, близких людей (сестры, брата, бабушки, дедушки), когда их видит.

Знакомство с самим собой

Младенец ощупывает свои ножки, начинает сосать большие пальцы ног, мальчики хватают свои гениталии.

Эмоции

Малыш звонко смеется, активно проявляет свою радость. В случае, если его что-то заинтересовало, составляет губки «трубочкой», часто дышит, старается дотянуться до предмета своего интереса. Ребенок все больше нуждается в поддержке, в первую очередь матери, игр с ней, требует к себе внимания.

Социальная адаптация

Характер ребенка становится спокойнее, уравновешеннее, он проявляет больше настойчивости в овладении социально значимыми навыками, может подождать, пока подойдет мать. Использует любую возможность выразить радость по поводу присутствия рядом с ней.

Общение

Ребенок охотно слушает обращение к нему родных, провоцирует их на общение, пытается «заговорить», активно агукает. Появляются первые жестовые беседы, младенец протягивает к маме ручки, просит, чтобы его подержали на руках.

Задача развития:- создавать необходимые условия для ознакомления ребенка с нижними частями своего тела, периодично оставляя его обнаженным;

поддерживать в ребенке радостное самочувствие, отвечать смехом на ее смех, радоваться вместе с ним общению, одобрять попытки «вести беседу», поддерживать диалог, стимулировать проявление жестовой речи, адекватно на нее реагировать;

пониманием воспринимать попытки малыша «заноситься», «гордиться», не стыдить его за это, не прибегать к негативным оценкам первых проявлений самоутверждения, апробации своих возросших сил.

Организация жизнедеятельности

Важными условиями полноценного эмоционально-социального развития четырехмесячного ребенка являются:
осознание родителями того, что они, их тело выступает своего рода ареной для апробации ребенком собственных сил и возможностей, для определения границ допустимого и одобряемого поведения. Необходимо изображать оптимистическое самочувствие,улыбаться ребенку, радостно и конструктивно общаться с ним, обогащать новыми впечатлениями, поддерживать его желание «играть» вместе.

Поскольку на четвертом месяце жизни все чаще дает о себе знать стремление младенца самоутвердиться, важным условием его полноценного развития является внимательное отношение матери к проявлениям такого рода — попыток прижаться деснами к груди матери, время от времени отвлекаться во время кормления, отворачиваться в ответ на обращение матери или отца к нему.

Важно осознавать: указанные проявления являются одними из первых действий малыша, направленных на отделение своего «я» от «я» матери и других взрослых

Делая матери больно, игнорируя внимание родных, младенец открывает для себя, что его чувства не совпадают с мамиными, что он является отдельной личностью. Правильная реакция на такое поведение (не обижаться, не считать его действия капризом, не прибегать к шлепкам и негативным эмоциональным реакциям, не забирать ребенка от груди, подтвердить ему свою надежность, мимикой передать чувство дискомфорта) является гарантом полноценного эмоционально-социального развития ребенка

Показатели эмоционально-социального развития:

ребенок ощупывает ноги, сосет большие пальцы ног, хватает свои гениталии;

звонко смеется, активно выражает радость;

самоутверждается (прижимает деснами грудь матери, инициирует паузы между кормлениями и игрой, отворачивается в ответ на обращение к нему взрослого);
проявляет заинтересованность кем-то или чем-то (составляет губы «трубочкой», часто дышит, сосредоточенно тянется к предмету внимания);
— охотно слушает обращение к нему;

стимулирует взрослого к общению, прибегает к жестам.

Развитие ребенка в 9 месяцев

Девятимесячный ребенок еще не может самостоятельно ходить, но уже предпринимает попытки встать на колени, а потом на ножки, используя близлежащие предметы в качестве опоры. Многие малыши делают свои первые, неуверенные шаги при помощи взрослых.

В 9 месяцев большинство детей осваивают так называемый “щипковый захват” — метод, при котором ребенок берет вещь большим и указательным пальцем. С этого момента значительно улучшается мелкая моторика рук. Родителям необходимо быть бдительными: следить, чтобы малыш не тянул в рот и нос детали конструктора, пуговицы, бусины и другие опасные предметы небольшого размера.

В этом возрасте дети начинают внимательно изучать действия окружающих и пытаются им подражать. Мир вокруг становится все интереснее!

Познавательное развитие ребенка 4 месяца жизни

Знакомство с окружающим

Четырехмесячный ребенок проявляет интерес, когда взрослый подносит его к незнакомым предметам, сосредоточивает внимание на них и связанных с ними действиях. Ориентация в пространстве

Ориентация в пространстве

Совершенствуется ориентация ребенка в помещении комнаты: он хорошо держит направление, знает местонахождение основных предметов. В течение 3-4 минут занимается одной и той же игрушкой. Протягивает руку и сам берет игрушку, которая находится рядом, не дожидаясь, пока дадут взрослые. Растет координация движений руки и глаз.

Хватание и владения рукой

Довольно неуверенно приближается рукой к погремушке, касается ее, приводит в движение. Играет своими пальцами. Берет игрушку в рот, руку, удерживает ее в руке, берет двумя руками, постукивает друг о друга. Исследует различные объекты, предметы, держит яблоко, ощупывает, бросает его. Тянется за игрушкой, которая находится в руках взрослого, ощупывает ее, тянет в рот.

Развитие органов чувств

Занимается игрушкой, которую взрослый подвешивает перед ним на доступном расстоянии (погремушкой, кольцом на веревке, подвеской). Касается предмета, начинает двигать его. Рассматривает игрушку в руках, следит за ней, если взрослые передвигают ее в разных направлениях: вправо, влево, вверх, вниз. Ищет глазами источник звука, поворачивает голову в его сторону. Избирательно относится к разным звукам — прислушивается к шумам, пению, музыке, человеческому голосу.

Задача познавательного развития:- способствовать дальнейшему усвоению четырехмесячным ребенком пространства жилого помещения, предоставлять ему возможность касаться предметов и вещей, которые его интересуют;

сопровождать «экскурсию» называнием знакомых и незнакомых предметов, поддерживать у ребенка интерес и положительный эмоциональный настрой при получении новых впечатлений;

заинтересовывать ребенка яркими игрушками;

показывать игрушки с разных направлений — слева, справа, сверху, снизу.

Организация жизнедеятельности

Можно подвесить над грудью малыша разные игрушки и обращать его внимание на то, как можно действовать с погремушкой, колокольчиком, кольцом на веревке. Приближайте игрушки поочередно к рукам младенца, стимулируя желание коснуться их, поиграть

Время от времени перемещайте игрушки в разные стороны и наблюдайте как переводит малыш глаза, следя за ними.

Держа ребенка на руках, взрослый может привлекать внимание к различным предметам и вещам (кубик, яблоко, игрушка, часы и т.д.), показывать, как с ними можно действовать, комментируя свои движения. Во время бодрствования малыша целесообразно варьировать влияние на него различных звуковых раздражителей (приятных и не слишком громких) — обращаться к нему различной тональностью голоса, напевать песенки тихо и громче, включить приемник или магнитофон, стучать маленьким мячом о пол, шуршать бумагами, звонить колокольчиком или тарахтеть погремушкой на расстоянии 1,5-2 м

Важно зафиксировать реагирует ли младенец на эти звуки, какие из них ему нравятся, а какие нет, как быстро он отвлекается на другое, устает

Во время бодрствования малыша целесообразно варьировать влияние на него различных звуковых раздражителей (приятных и не слишком громких) — обращаться к нему различной тональностью голоса, напевать песенки тихо и громче, включить приемник или магнитофон, стучать маленьким мячом о пол, шуршать бумагами, звонить колокольчиком или тарахтеть погремушкой на расстоянии 1,5-2 м

Важно зафиксировать реагирует ли младенец на эти звуки, какие из них ему нравятся, а какие нет, как быстро он отвлекается на другое, устает

Держа ребенка в вертикальном положении, целесообразно обходить помещение квартиры, называть каждую комнату, комментировать ее назначение, помогать малышу сориентироваться в ней, узнавать местонахождение дверей, окон, специфических для него предметов.

Показатели развития:
— пытается дотянуться до игрушки, которая висит над грудью на расстоянии вытянутой руки;
— следит за игрушкой, которая перемещается в различных направлениях — вправо, влево, вверх, вниз;
— берет игрушку в рот, руку, удерживает ее, берет двумя руками;
— постукивает одной игрушкой о вторую;
— избирательно относится к различным звукам, шумам, прислушивается к ним;
— ориентируется в помещении своего жилья;
— знает местонахождение основных предметов в комнате.

Что сделать, чтобы ребенок развивался правильно

Вот что можно попробовать делать вместе с малышом:

  • Обнимашки. Почаще берите малыша на ручки – так вы только укрепите вашу с ним связь! Специалисты утверждают, что чем быстрее и чаще мама берет плачущего малыша на руки в первые 6 месяцев, тем самостоятельнее он будет в более старшем возрасте.

  • Визуальная стимуляция. На этом этапе ребенку нравится смотреть на предметы с узором из прямых линий, например с полосками или клеткой. Подарите ему несколько игрушек ярких контрастных цветов или с узорами – малыш не сможет оторвать глаз от такого визуального развлечения!

  • Тактильные игрушки. Осязание – это еще один важный канал познания мира. Выбирайте игрушки с различной текстурой, разной формы и размеров.

  • Беседа с ребенком. Чаще говорите с ребенком. Пусть он скажет вам что-то гулением или улыбкой, а вы в ответ произносите слова, звуки и меняйте выражение лица. Со временем малыш сможет имитировать вас, поэтому эти ранние «беседы» так важны для его развития.

  • Физические игры. Аккуратно двигайте ручки малыша влево-вправо, будто хлопая в ладоши. Играйте с ножками ребенка в «велосипедик» и чаще кладите его на животик. Все эти занятия укрепляют мышцы и способствуют двигательной активности.

  • Укрепление привязанности. Чувство безопасности и доверия крайне важны для здорового развития ребенка.

Есть много вариантов, как вы можете поиграть с малышом. Но учтите, что маленькие дети не могут воспринимать большие объемы информации. Следите за состоянием ребенка. Когда он устал, он отворачивается или плачет. В этом случае дайте ему отдохнуть.

Сон

Остается высокой потребность во сне. В четыре месяца дети спят по 16 часов в сутки, из которых 10 приходится на ночной сон. Остальные часы распределяются между тремя дневными снами. Некоторые младенцы к этому времени дают возможность своим родителям отдыхать всю ночь, но в большинстве случаев маме все же приходится раза два просыпаться для ночного кормления.

Если режим дня ребенка в 4 месяца установлен, проблем с отхождением ко сну не будет. Рекомендуется укладывать малыша на ночь с 7 до 9 часов вечера. Если ребенок плохо спит, следует проанализировать ситуацию. На плохой сон могут влиять следующие факторы:

  1. Позднее отхождение ко сну. Переутомившийся ребенок сложно засыпает и встает раньше обычного.
  2. Ребенок постоянно капризничает. Причиной может быть прорезывание зубов или затянувшиеся проблемы с животиком, обостряющиеся к вечеру. Если малыш стал капризным, сходите к педиатру.
  3. Нет ритуала отхождения ко сну, или он нарушен. Сюда включаются одни и те же последовательные действия, настраивающие ребенка на сон: ванна, чтение любимой книжки, колыбельная.
  4. В кроватке много отвлекающих деталей. Игрушки, находящиеся в спальном месте, сохраняют активность крохи, а не способствуют засыпанию.

Капризы перед сном нельзя оставлять без внимания, следует искать причину

Что он должен уметь

Существует ряд физических и психоэмоциональных навыков, которыми должен обладать младенец четырехмесячного возраста. Родителям нужно понимать, что в каждой семье развитие малыша в 4 месяца протекает по разному. Отсутствие того или иного умения не обязательно говорит о том, что у крохи проблемы со здоровьем, поэтому маме с папой не стоит паниковать раньше времени. Узнайте, что должен делать ребенок в 4 месяца.

Физические навыки

Тело грудничка с каждым днем становится сильнее, крепче. Что умеют дети в 4 месяца:

  1. Младенец начинает самостоятельно переворачиваться с живота и обратно. Мышцы спины уже окрепли для этого. Он способен лежать в кроватке на животе, уверенно удерживать головку, рассматривать окружающую обстановку. Ненадолго грудничок умеет приподниматься на ладошках, удерживая туловище. Однако, сидеть крохе еще рано, даже при поддержке подушечками, позвоночник еще слаб для этого.
  2. В положении лежа на спине грудничок приподнимает голову и плечики.
  3. Ребенок уже увереннее управляет руками. Он способен при кормлении держатся за маму, за бутылочку. Ладошки малыша почти все время открыты. Ребенок способен складывать их вместе, хлопать, держать предметы до 30 секунд, трясти погремушки.
  4. Если младенца взять за подмышки, он упирается в поверхность пальцами и отталкивается.
  5. При плаче у чада уже должны течь слезы, потому что слезные железы уже полноценно функционируют.
  6. Гипертонус в руках уходит, в ногах пока сохраняется.
  7. Налаживается работа пищеварительной системы. К 4 месяцам у большинства деток проходят колики.
  8. Из-за активного развития слуха малыш должен поворачивать головку на звуки. В 4 месяца дети начинают отличать по голосу близких от незнакомцев. Возможно покачивание головой в такт музыке.
  9. Косоглазие и слабость глазных мышц к 4 месяцам должны полностью пройти, потому что мышцы укрепляются.

Психоэмоциональное развитие

Очень важно оценить не только физические навыки ребенка в 4 месяца, но и психические. Кроха становится эмоционально развитие, для спокойствия ему необходимо общаться со взрослыми много времени

Малыш среди всех людей наибольшую привязанность ощущает к маме, выделяет ее среди остальных, перенимает настроение. Ребенок уже способен расстроиться, если ей грустно, или улыбается в ответ на ее хорошее настроение. Во время игр малыш может смеяться, испытывает радость.

Какие изменения в психологическом состоянии характерны для 4 месяцев:

  1. Начинается установление элементарных причинно-следственных связей. К примеру, увидев грудь мамы, малыш понимает, что сейчас будет кушать.
  2. Появление таких эмоций, как любопытство, обида, радость, страх.
  3. Развивается память. Малыш способен различать предметы, увиденные им ранее.
  4. Маму и себя малыш пока воспринимает, как одно целое.

Речевые навыки

Ребенок гулит большое количество времени. Он способен произносить звуки «о», «а», «м», «п», «б» очень четко. Некоторые детки в 4 месяца уже даже делают первые попытки составлять слоги, но это происходит очень редко. Если ваш малыш еще этого не умеет, не волнуйтесь, отклонением это не считается. В 4 месяца ребенок должен активно общаться с родителями: реагировать на интонацию, пытаться «отвечать». Развитие речи у мальчиков иногда протекает медленнее, чем у девочек.

Развитие ребенка в 11 месяцев

Как правило, к этому моменту большинство малышей уже умеют ползать и вставать на ножки, используя опору. А некоторые даже делают свои первые самостоятельные шаги. Считается абсолютно нормальным, если ребенок осваивает этот навык в любой момент до полутора лет. Родителям остается набраться терпения и помогать малышу в меру своих и его сил.

В 11 месяцев дети начинают понимать простые фразы, которые часто используют родители; откликаются на свое имя; осознают, когда их хвалят или ругают. По вашей просьбе они могут указать на свои уши, глазки или рот.

Кроме того, малыши начинают подражать взрослым в процессе говорения, их монологи все больше напоминают привычную нам речь. Некоторые дети произносят свои первые слова.

Развитие ребенка в 3 месяца

На 3 месяце жизни малыш продолжает изучать мир вокруг. Теперь он может задерживать взгляд на интересующих его объектах до 30 секунд. Кроме того ребенок уже умеет поворачивать голову и наблюдать за движущимися предметами.

Малыш учится реагировать на звуковые раздражители. Если он услышит звук на расстоянии менее метра от себя, то вы можете заметить, как все тело замирает на несколько секунд (идет анализ поступившей информации), а затем голова начинает вертеться из стороны в сторону, чтобы обнаружить источник шума.

В этом возрасте ребенок уже способен устанавливать элементарную причинно-следственную связь: он начинает понимать, что голосом может привлечь внимание, сообщить о дискомфорте или голоде. Некоторые родители начинают классифицировать виды плача и его посыл:

  • Внезапные рыдания на высоких нотах говорят о боли и телесном дискомфорте.
  • Тихие всхлипывания, которые быстро набирают громкость — скорее всего ребенок проголодался.
  • Плач, который сопровождается потиранием глаз и беспокойными движениями, сообщает о том, что малыш хочет спать.

Грудное вскармливание

Как часто нужно кормить ребенка в 4 месяца? Нет установленного расписания. Каждый ребенок индивидуален: сегодня рекомендуют «кормления по требованию», просто следите за признаками голода и сытости вашего ребенка, и позволяйте ему решать, когда есть.

В первые месяцы грудное молоко является основным источником питания и жидкости для вашего ребенка. Если вы решили кормить ребенка грудным сцеженным молоком с бутылочки, следуйте правилам, как сделать процесс максимально безопасным для малыша и легким для родителей:

  1. Выучите признаки голода и сытости вашего ребенка.
  2. Пусть ваш ребенок сам решит, когда он насытится. Если он не выпивает все молоко с бутылочки, он прислушивается к собственному аппетиту — навык, который может помочь ему поддерживать здоровый вес на протяжении всего младенчества.
  3. Во время кормления всегда придерживайте бутылочку. В обратном случае это может увеличить риск удушья.
  4. Ничего не добавляйте в бутылочку. Ни кашки, ни воду или другие напитки. Ваше грудное молоко — это все, что нужно вашему ребенку.
  5. Не пытайтесь увеличить отверстие в соске для бутылочек. Это может привести к тому, что ваш ребенок будет пить слишком быстро и много, что также может стать причиной удушья.
  6. Не укладывайте ребенка спать с бутылочкой. Это не только увеличивает риск удушья, но и может повредить состояние зубов младенца в будущем. Натуральный сахар из грудного молока может скапливаться вокруг десен (а позже и зубов), привлекая бактерии, которые могут вызвать кариес.

Развитие ребенка в 4 месяца

4 месяца — период, когда малыш уже умеет вертеть головой и учится переворачиваться с живота на спинку и обратно. Мышцы шеи становятся достаточно крепкими, чтобы удерживать ее в вертикальном положении.

Конечности уже не просто расслабленно болтаются: ребенок учится захватывать предметы и удерживать их в руках. Движения постепенно становятся более четкими и упорядоченными.

В этом возрасте дети осознанно идут на контакт с окружающими: улыбаются, гулят, протягивают ручки и ножки. Продолжают развиваться органы слуха и зрения: малыш уже способен различать основные цвета и музыкальные звуки. Поэтому специалисты советуют петь детям песенки, много разговаривать с ними, поясняя происходящее вокруг.

Физиологические изменения

Внутренние системы организма

  • площадь слизистой желудка увеличилась в три раза, позволяя крохе больше есть. В среднем объем потребляемой пищи составляет 1 литр;
  • центральная нервная система окрепла. Благодаря этому кроха учится менять интонацию, произносить новые звуки, успешно выстраивать нервные связи в головном мозге;
  • кишечник заселен полезной микрофлорой. Если у малыша наблюдались кишечные колики ранее, то в норме к 3,5 месяцам болевые ощущения полностью проходят. Стул становится постоянным;
  • головной мозг усиленно развивается, обрабатывая и запоминая поступающую информацию. Развитие отделов, отвечающих за речь, слух, зрение, обоняние и сенсорику, можно заметить в усовершенствованных навыках;
  • легкие увеличились в два раза с рождения. Частота дыхания уменьшилась, глубина увеличилась, кроха стал громче кричать;
  • поджелудочная стала больше в 1,5 раза. При рекомендации педиатра малыш уже может употреблять некоторые продукты: соки и фруктовые пюре.
Нижняя граница нормы веса Верхняя граница нормы веса Нижняя граница нормы роста Верхняя граница нормы роста Средний обхват груди Средний обхват головы
Мальчик 5,1 7,9 57,6 65,3 38,5 40,5
Девочка 4,6 7,4 55,8 63,8 38 39

Достижения в психоэмоциональном плане

Помимо физиологических навыков, идет адаптация к окружающему миру и развивается умение взаимодействовать с другими людьми. 4-месячный малыш – вовсе не живая кукла, как думают многие, с ним очень интересно общаться и нужно лишь научиться этому.

Что умеет ребенок в 4 месяца:

  • Начинает реагировать на свое имя. Нужно чаще звать его по имени, он будет поворачивать голову на звук голоса.

  • Начинает агукать, произносит отдельные звуки.
  • Разговаривать надо ласково, доброжелательно. У малыша сохраняется интуитивная способность улавливать интонации голоса. При громком голосе с угрожающими интонациями малыш испытывает страх и беспокойство.
  • Он начинает улавливать интонации голоса родных людей, успокаивается при звуке маминого голоса. Нельзя ссориться, кричать в присутствии малыша, он моментально пугается и начинает громко плакать.
  • Ребенок хорошо видит вокруг, взгляд становится более осмысленным. Он начинает узнавать родных и близких людей. Малыш следит за выражением лица. Стоит вам нахмуриться или загрустить, как у крохи тоже меняется настроение, он начинает беспокоиться. Были даже предположения, что дети обладают телепатическими способностями. Младенец успокаивается от звука ласкового голоса, доброжелательного выражения лица.
  • Появляются ответные эмоции. Если вы улыбаетесь, то младенец тоже начинает в ответ улыбаться. Первая улыбка малыша – это отличный повод добавить новое фото или видео в семейный альбом.

Все эмоции ребенка проявляются вполне осознанно. Он улыбается и смеется, когда ему действительно что-то нравится. Плачет он тоже всегда по-разному и мама по интонации умеет определять причину детского расстройства. А вот страх перед чужими людьми появится немного позже. Сейчас же малыш одинаково приветлив со всеми и не выказывает сопротивления, когда на руки его берет кто-то новый в окружении.

Дети очень быстро начинают ощущать преимущества общения и с большим удовольствием принимают все знаки внимания, особенно, если они преподносятся в игровой форме. Простые игры «сорока-белобока», «шина-машина», «пальчик-мальчик», «ладушки», «коза» и другие приводят ребенка в восторг и, кроме развивающего фактора, обеспечивают еще множеством положительных эмоций.

Лучшие развивающие игрушки для детей до года по месяцам

Важное место в развитии четырехмесячного ребенка занимает общение с другими детьми, особенно если это сверстники. Более старшие дети нянчат малыша как куклу или питомца, а с детьми такого же возраста устанавливается контакт немного другого плана

На первый взгляд может показаться, что карапузы просто барахтаются и «гулят», но, если присмотреться, можно заметить, что между ними происходит самое настоящее взаимодействие. Они разговаривают непривычным для взрослых образом, но хорошо понимают друг друга, каждый реагирует по-своему и реакцию эту выражает тоже особенно. Так происходит первая адаптация к обществу.

Развитие ребенка на 4 месяце жизни

На этом периоде жизни меняется не только облик малыша, но и поведение. Он становится внимательнее, активнее, испытывает уже широкий спектр эмоциональных реакций, как положительных, так и отрицательных. Появляется любознательность к собственному телу, близким людям, окружающим предметам. В период бодрствований малыш стремится к общению с родителями, активным играм. Безусловные рефлексы новорожденных исчезают и угасают.

Поведение

У всех малышей разные характеры, но есть общие признаки того, что он развивается в соответствии с нормами. Особенности поведения крохи в 4 месяца:

  1. Оживленная реакция на материнский голос в виде смеха, лепета.
  2. Положительные эмоции на новые яркие игрушки.
  3. Чадо узнает свое имя, начинает реагировать на него.
  4. Изучение собственного тела. Дитя рассматривает руки, ощупывает лицо, тянет ножки в рот. Малышу нравится наблюдать за своим отражением в зеркале.
  5. Младенец узнает родных, которые проводят с ним время, но больше всех выделяет маму. Малыш получает удовольствие от словесного общения с ней, тактильных контактов.
  6. При посторонних людях кроха ведет себя настороженно. Одного человека он может испугаться, а к другому проявлять заинтересованность.
  7. Происходит улучшение зрения. Грудничок следит за движущимися предметами взглядом, начинает различать цвета, особенно желтый и красный.

Рефлексы

Для возраста в 4 месяца характерно исчезновение и угасание множества произвольных реакций. Какие рефлексы новорожденного становятся все мене выраженными:

  1. Безусловный рефлекс Робинсона трансформируется в целенаправленное хватание. Ребенок берет мелкие предметы, держит их в руке некоторое время.
  2. Угасает рефлекс Моро. При нем малыш вскидывает руки с раскрытыми ладошками и снова собирает их на груди, если хлопнуть по поверхности, на которой он лежит.
  3. Угасает рефлекс ползания по Бауэру. Если стимулировать реакцию (создавать у пяток лежащего на животике грудничка опору), то малыш сумеет ползти в 5 месяцев.
  4. Рефлексы Таланта и Бауэра полностью исчезают. Их наличие говорит о возможных неврологических нарушениях.

Физическое развитие ребенка в 4 месяца

В четыре месяца маленький человечек уже начинает переворачиваться, его спинные мышцы уже достаточно окрепли, улучшилась координация. Но он еще не сидит, и не рекомендуется подсаживать его с помощью подушек. Врожденные рефлексы практически уходят, уходит и мышечный тонус из ручек, в нижних конечностях он еще присутствует в небольшой степени.

Плачь. Теперь ребенок вовремя плача не просто кричит, у него появляются слезы. Поскольку именно в 4 месяца активизируются слезные железы.

Зрительное восприятие также улучшается, малыш начинает различать больше цветов и оттенков. Красный, синий, желтый, зеленый. Глазные мышцы становятся крепче, если малыш немного косоглазил, то к этому периоду жизни глазки выравниваются.

Слух малыша становится острее. Он живо реагирует на звуки, поворачивается в их направлении. Может покачивать головкой в ритм музыки. Четко различает знакомые голоса. С удовольствием слушает ритмичную музыку на низких тонах, не любит высокие.

Кишечные колики в этом возрасте, как правило, значительно уменьшились или вообще больше не беспокоят малышей, зато усиливается слюноотделение, потому что в 4 месяца груднички познают мир, в том числе, направляя все предметы и пальчики в рот.

Эмоционально 4-х месячный ребенок по-прежнему привязан к матери. Он может реагировать на ее состояние. Чувствует, если она переживает или радуется, на мамин голос улыбается и гулит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector