Деление натуральных чисел
Содержание:
- Деление методом последовательного вычитания
- Деление двузначного числа на однозначное
- Деление в столбик – примеры для тренировки
- Обучение делению в столбик при помощи таблицы умножения
- Проверочные работы по математике на тему “Умножение и деление многозначных чисел”(4 класс)
- Деление с остатком на 10, 100, 1 000
- Многозначные числа
- Основные операции в математике
- Деление с остатком и неполное частное
- Деление с помощью таблицы умножения
- Делим десятичные дроби на 1000, 100, 10: как это сделать правильно?
- Пример деления столбиком
- Правило встречается в следующих упражнениях:
- Умножение многозначных чисел
Деление методом последовательного вычитания
Только что мы говорили о делении в контексте умножения. На основе этого знания можно проводить операцию деления. Однако, существует еще один, достаточно простой и достойный внимания подход — деление методом последовательного вычитания. Этот способ понятен интуитивно, поэтому рассмотрим его на примере, не приводя теоретических выкладок.
Заголовок
Сколько будет 12 разделить на 4?
Иными словами данную задачу можно сформулировать так: имеется 12 предметов (например, апельсинов), и их нужно разделить на равные группы по 4 предмета (разложить в коробки по 4 штуки). Сколько будет таких групп или коробок по четыре апельсина в каждой?
Шаг за шагом будем отнимать от исходного количества по 4 апельсина и формировать группы по 4 до того момента, пока апельсины не закончатся. Количество шагов, которые нам придется сделать, и будет ответом на изначальный вопрос.
Из 12 апельсинов откладываем первую четверку в коробку. После этого в исходной куче апельсинов остается 12-4=8цитрусовых. Из этих восьми в другую коробку забираем еще 4. Теперь в исходной куче апельсинов осталось 8-4=4штуки. Из этих четырех штук как раз можно сформировать еще одну, отдельную третью коробку, после чего в исходной куче останется 4-4= апельсинов.
Итак, мы получили 3 коробки, по 4 предмета в каждой. Иными словами, мы разделили 12 на 4, и получили в результате 3.
Работая с числами, не нужно каждый раз проводить аналогию с предметами. Что мы делали с делимым и делителем? Последовательно вычитали делитель из делимого, пока не получили нуль в остатке.
Важно!
При делении методом последовательного вычитания количество операций вычитания до получения нулевого остатка и есть частное от деления.
Для закрепления рассмотрим еще один, более сложный пример.
Пример 1. Деление последовательным вычитанием
Вычислим результат деления числа 108 на 27 методом последовательного вычитания.
Первое действие: 108-27=81.
Второе действие: 81-27=54.
Третье действие: 54-27=27.
Четвертое действие: 27-27=.
Более действий не требуется. Мы получили ответ:
108÷27=4
Отметим, что данный метод удобен только в случаях, когда необходимое количество последовательных вычитаний невелико. В остальных случаях целесообразно применять правила деления, которые мы рассмотрим ниже.
Деление двузначного числа на однозначное
Ребята, вы меня узнали? Люблю наряжаться на маскарад. Вот прицепил такие усы, думал, что буду похож на фокусника. Чудеса начинаются.
Такие задания называют примерами с «усиками». Да, да, но усики носят не люди, кто делит, а сами примеры. Рисовать их нужно простым карандашом, а когда научитесь быстро считать, то просто представляйте в голове.
Устное деление двузначного на однозначное
Задание 1.
Пусть надо решить, сколько будет
К «усикам» запишем такие два слагаемых, которые делятся на 8, а в сумме дают 96.
Самое главное — это не ошибиться в подборе первого «усика». Надо запомнить, что он всегда больше, чем второй. Ищем его, умножая 8 на 10. Если не подойдет, то будем умножать на 20, на 30. Главное, чтобы было круглое число.
Все понятно? Будем тренироваться.
Задание 2.
Задание 3.
Попробуем разделить 90 на два. «Первый усик» явно не 20, тогда второй будет 70. Знаем, что «второй усик» не может быть больше первого.
Вижу, что не 60, потому что 30 разделить на два — это не табличный случай.
Следовательно, 2 ∙ 40 = 80. Значит «первый усик» предположительно 80. «Второй усик» тогда найдем вычитанием: 90 – 80 = 10. Десять разделить на два, это таблица.
Как думаете, вы справитесь с делением? Когда встречаете случаи, где двузначное число делится на однозначное, и примеры не относятся к таблице умножения, то решайте подбором «усиков». Разбивайте делимое на подходящие слагаемые. Их можно записать суммой в скобочках, а при делении использовать правило деления суммы на число.
Решите задачу.
Таня выполнила 96 примеров, а Коля в 4 раза меньше. Сколько примеров решил Коля?
Чтобы ответить на вопрос задачи, надо выполнить действие деления.
96 : 4 =
«Усиками» будут 80 и 16, получается сумма 80 + 16. Значит, каждое из этих слагаемых разделите на 4, а частные сложите.
Ответ: 24
Деление столбиком двузначное на однозначное
Письменное деление уголком просто невозможно усвоить без блестящего знания таблицы умножения. Это просто трата времени и нервов. В древности в римских школах ее заучивали хором на распев. Знаете ответы на «отлично», тогда переходите на примеры деления в столбик.
Задание 1.
Пусть надо 84 разделить на три. Посмотрите на запись. Такой значок означает деление уголком. Уголок имеет наверху делитель, на который делим. Под чертой — результат, который ищем. Он называется частным.
Нам надо узнать, чему равно частное. Но прежде определим, сколько цифр будет в результате. Это очень важный шаг, поэтому упускать его нельзя. Как мы будем это делать? Посмотрите на первую цифру. Это восьмерка. Восемь больше трех. Значит, она может дать нам полноценную цифру в частном. Ставим точку. После восьмерки еще одна цифра, это значит, что частное — двузначное число. Под чертой в уголке карандашом поставьте вторую точку.
Первое неполное делимое — восьмерка. Начинаем ее делить на три, ищем табличный случай. Легче всего уменьшать 8 на единицу.
8 – 1 = 7. В таблице нет деления семи на три.
Уменьшаем еще на 1.
7 – 1 = 6. Шесть делится на три, получается — по два. Записываем 2 в частное под чертой.
Теперь мы должны понять, сколько не разделили. Ведь разделили всего шесть.
А надо было разделить восемь.
Два осталось неразделенным. Это остаток. Он должен быть меньше делителя.
Давайте проверим: два меньше трех.
Да, действительно. Мы сделали все правильно. Этот шаг очень важен. Не забывайте сравнивать остаток с делителем.
После этого сносим следующую цифру с тем, чтобы получить новое неполное делимое
Обратите внимание: нужно писать каждую цифру в своей клетке. Получается неполное делимое 24
Ответ: 28.
Задание 2.
Решите пример столбиком 96 : 4 =
Проверьте:
Ура! Наш математический маршрут пройден. Знания-сокровища из цветных лент превратились в волшебную радугу. Что же у нас вышло, что мы унесем в нашем сундуке. Закончите предложения:
Деление в столбик – примеры для тренировки
Без множества примеров трудно освоить технику деления в столбик. Можно перерешать кучу примеров и тогда в любом случае материал усвоится хорошо. Ниже представлен пример деления числа 748 на 2. Давайте разберем этот простой пример деления в столбик.
- У делимого следует выделить сотни, точнее их 7 у делимого. Для этой цифры подбираем множитель: 2 · 3 = 6 ≤ 7, значит подходит.
- Пишем 6 под семеркой, а 3 под чертой, это одна из цифр частного.
- Вычтем из 7 — 6 = 1, и сносим 4. Теперь подбираем множитель: 2 · 7 = 14 = 14 — результат верен. Вторая цифра частного 7.
- Пишем 14 под 14, и сносим следующую цифру делимого 8. Подбираем множитель: 2 · 4 = 8 = 8, разница 0, число делится без остатка.
- Итак, результат 374.
Пример деления
Этот пример решен, существует и множество других примеров, которые будут представлены далее по тексту на фото. Эти примеры – готовое решение домашних задач, где подробно расписан процесс деления в столбик, как находится каждая цифра частного. Когда все их перерешаете самостоятельно, то дело доведется до автоматизма и вы сможете решить задание любой сложности, пользуясь своим умением.
Делить в столбик, пожалуй, одна из самых непростых тем в математики. Как уже упоминалось, в процессе используют все четыре действия, (начиная от сложения, заканчивая умножением). Без знаний этих процессов никак не обойтись. Некоторые думают, что зачем знать, как делить, если есть калькуляторы. Но не всегда бывают они под рукой, а посчитать надо сдачи или другую величину, и знания пригодятся на практике. Далее изучите примеры на эту тему.
Пример деленияалгоритмы деления в столбикДеление трехзначного и четырехзначного числаДеление 693 на 3Деление чисел с нулямиДеление без остатка
Еще здесь на портале вы можете узнать много интересного на тему образования вот в этих текстах:
- Сказка «Репка» по ролям в школе;
- Сочинение по басне Крылова «Ворона и лисица»;
- Сочинение на тему «Моя будущая профессия»;
- Считалки для детей разного возраста;
- Как правильно писать – на здоровье?
Обучение делению в столбик при помощи таблицы умножения
Родителям необходимо разъяснить, что деление имеет сходство с таблицей умножения. Только действия противоположны. Для наглядности нужно привести пример:
- Скажите ученику, чтобы он произвол умножение значений 6 и 5. Ответ – 30.
- Подскажите школьнику, что число 30 является результатом математического действия с двумя числами: 6 и 5. А именно, результатом умножения.
- Разделите 30 на 6. В результате математического действия получится 5. Школьник сможет убедиться в том, что деление – это то же, что и умножение, но наоборот.
Можно воспользоваться таблицей умножения для наглядности деления, если ребенок хорошо ее усвоил.
Таблица умножения
Проверочные работы по математике на тему “Умножение и деление многозначных чисел”(4 класс)
Самостоятельная работа по теме: «Умножение и деление на двузначное число»
4 класс, 3 четверть
вариант I
-
Решите пример на деление:
336 : 3 = 138 : 46 =
750 : 50 = 640 : 80 =
-
Решите пример на умножение:
132 * 59 = 631 * 60 =
72 * 20 = 86 * 26 =
-
Решите задачу:
На склад поступило 2 тонны 640 кг муки. Затем 13 мешков по 48 кг в каждом отдали в производство. Сколько муки осталось на складе?
-
Решите задачу:
Из точки А и точки В на встречу друг другу одновременно выехали 2 велосипедиста. Расстояние между точками равно 200 км. Они встретились через 5 часов. С какой скоростью двигался первый велосипедист, если скорость второго была равна 18 км/час?
-
Найдите значение выражений:
32 568 – (2 832 * 7 + 3 202 : 2) = (1652 * 7 – 237 : 3) – 238 =
вариант II
1. Решите пример на деление:
350 : 50 = 230 : 46 =
483 : 3 = 320 : 80 =
2. Решите пример на умножение:
47 * 30 = 312 * 61 =
245 * 30 = 48 * 27 =
3. Решите задачу:
На склад в магазин привезли 2830 кг сахара. Каждый день продавали по 68 кг. Сколько сахара осталось на складе после 23 дней?
4. Решите задачу:
Из двух населенных пунктов на встречу друг другу вышли 2 путника. Расстояние между населенными пунктами равно 84 км. Они встретились через 6 часов. С какой скоростью шел первый путник, если скорость второго была равна 8 км/час?
5. Найдите значение выражений:
18 345 – (5 358 * 2 + 3 208 : 2 ) = (6 785 * 3 – 8 120 : 4) – 2 458 =
вариант III
1. Решите пример на деление:
276 : 46 = 840 : 40 =
453 : 3 = 990 : 30 =
2. Решите пример на умножение:
186 * 35 = 23 * 80 =
43 * 50 = 134 * 70 =
3. Решите задачу:
В цех привезли 3 654 заготовки. В токарный цех каждый день направляют по 37 деталей. Сколько деталей осталось в цеху через 40 дней?
4. Решите задачу:
Из двух городов на встречу друг другу выехали 2 мотоциклиста. Расстояние между городами равно 840 км. Они встретились через 7 часов. С какой скоростью ехал первый мотоциклист, если скорость второго была равна 70 км/час?
5. Найдите значение выражений:
29 235 – (3 984 * 6 + 6 788 : 2 ) = (8 102 – 246 : 3) – 315 * 4 =
Самостоятельная работа по теме: «Умножение и деление на трёхзначное число»
4 класс, 4 четверть
вариант I
1. Выполните деление:
31 901 : 73 = 33 387 : 93 =
309 888 : 384 = 127 270 : 143 =
2. Выполните умножение:
213 * 307 = 836 * 167 =
589 * 372 = 430 * 132 =
3. Переведите:
5 часов 13 минут = … сек 1 тонн 3 центнеров 68 кг = … кг
1 км 43 метра = … дм 28 часов 42 мин = … мин
4. Решите задачу:
Отряд пионеров прошел 20 км. Это составляет четверть пути. Сколько должны пройти пионеры?
вариант II
1. Выполните деление:
25 296 : 68 = 6 279 : 13 =
111 948 : 114 = 173 990 : 274 =
2. Выполните умножение:
248 * 357 = 721 * 163 =
701 * 591 = 231 * 694 =
3. Переведите:
1 час 48 минут = … сек 4 тонн 8 центнеров 213 кг = … кг
2 км 483 метров = … дм 1 сутки 8 часов = … мин
4. Решите задачу:
Спортсмены пробежали 15 км. Это составляет треть пути. Сколько должны пробежать спортсмены?
вариант III
1. Выполните деление:
218 654 : 218 = 716 982 : 794 =
99 264 : 132 = 54 544 : 487 =
2. Выполните умножение:
478 * 306 = 404 * 715 =
213 * 372 = 397 * 702 =
3. Переведите:
3 часа 38 минут = … сек 13 тонн 7 центнеров 63 кг = … кг
16 км = … дм 4 часов 37 мин = … мин
4. Решите задачу:
Велосипедисты проехали 18 км. Это составляет пятую часть пути. Сколько должны проехать велосипедисты?
Самостоятельная работа по теме: « Итоговое повторение»
4 класс, 4 четверть
вариант I
1. Решите пример:
3 758 + 6 345 = 27 397 – 7 164 =
782 * 23 = 33 948 : 82 =
2. Найдите значения выражений:
3 000 : 60 – 250 : 50 =
( 213 173 – 19 403 ) : 2 – 31 * 73 =
3. Решите задачу:
Из пункта А одновременно в одном направлении выехали мотоциклист и велосипедист. Скорость мотоциклиста 72 км/час, а велосипедиста 25 км/час. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?
вариант II
1. Решите пример:
7 165 + 18 448 = 55 103 – 731 =
694 * 36 = 18 144 : 567 =
2. Найдите значения выражений:
5 600 : 70 + 210 : 70 =
( 14 864 – 3 486 ) : 2 – 19 * 26 =
3. Решите задачу:
Из двух населенных пунктов одновременно навстречу друг другу выехали поезд и автомобиль. Скорость поезда 48 км/час, а автомобиля 72 км/час. Через какое время они встретятся, если расстояние между городами 360 км?
вариант III
1. Решите пример:
4 138 + 12 672 = 63 230 – 879 =
736 * 34 = 35 805 : 35 =
2. Найдите значения выражений:
4 200 : 60 – 490 : 70 =
( 114 378 – 21 366 ) : 2 – 31 * 72 =
3. Решите задачу:
Из одного города одновременно в разных направлениях выехали мотоциклист и велосипедист. Скорость автомобиля 65 км/час, а велосипедиста 25 км/час. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?
Деление с остатком на 10, 100, 1 000
Рассмотрите внимательно примеры . На какие две группы можно их разделить?
79 : 10 450 : 10 900 : 100 817 : 100 95 000 : 1 000 95 600 : 1 000
Запишем в первый столбик примеры на деление без остатка, а во второй – с остатком.
450 : 10 900 : 100 95 000 : 1 000 |
79 : 10 817 : 100 95 600 : 1 000 |
Вспомним, как разделить число на 10, 100, 1 000. При делении на 10 у делимого убираем один нуль, при делении на 100 – убираем два нуля, при делении на 1 000 – убираем три нуля. Очень просто! Решим примеры первого столбика.
450 : 10 = 45
900 : 100 = 9
95 000 : 1 000 = 95
А какое правило действует при делении на 10, 100, 1 000 с остатком?
У делимого не будем убирать цифры, а только лишь отступим (с конца) на одну цифру, если делим на 10, на две – если делим на 100, на три – если делим на 1 000. Вот так:
79 : 10 79
817 : 100 817
95 600 : 1 000 95 600
Получаем ответ и остаток.
79 : 10 = 7 (ост. 9)
817 : 100 = 8 (ост. 17)
95 600 : 1 000 = 95 (ост. 600)
Сделаем проверку умножением и прибавим остаток.
7 ∙ 10 + 9 = 79
8 ∙100 + 17 = 817
95 ∙ 1 000 + 600 = 95 600
Решили верно.
Ребята, помните о том, что при делении остаток должен быть меньше делителя!
Давайте проверим это правило в наших примерах.
79 : 10 = 7 (ост. 9) 9< 10
817 : 100 = 8 (ост. 17) 17 <100
95 600 : 1 000 = 95 (ост. 600) 600 < 1 000
Следующие примеры решите самостоятельно. Обязательно сравните остаток с делителем. Выполните проверку умножением.
714 : 100
54 : 10
78 340 : 1 000
Проверь себя.
714 : 100 = 7 (ост.14) 14 < 100 7 ∙ 100 + 14 = 714
54 : 10 = 5 (ост.4) 4 < 10 5 ∙ 10 + 4 = 54
78 340 : 1 000 = 78 (ост.340) 340 < 1 000 78 ∙ 1 000 + 340 = 78 340
Многозначные числа
Сложнее всего детям даются задачи на трехзначные и четырехзначные числа. Четверокласснику тяжело оперировать тысячами и сотнями тысяч. У школьника возникают следующие проблемы:
- Не может определить неполное число делимого для первого действия. Вернитесь к изучению разрядов натуральных чисел, поработайте над развитием внимания малыша.
- Пропускает 0 в записи частного. Это самая распространенная проблема. В результате у ребенка получается число на несколько разрядов меньше правильного. Чтобы избежать этой ошибки, нужно распечатывать памятку с последовательностью действий в примерах, где в середине частного есть нули. Предложите ребенку тренажер с такими заданиями для отработки навыка.
При обучении решению задач с крупными (многозначными) числами действуйте поэтапно:
- Объясните, что такое неполное делимое и зачем его выделять.
- Потренируйтесь в поиске делимого устно без последующего решения задач. Например, дайте детям такие задания:
Найдите неполное частное в примерах: 369:28; 897:12; 698:36.
- Теперь приступайте к решению на бумаге. Запишите столбиком: 1068:89.
- Сначала нужно отделить неполное делимое. Можно использовать запятую сверху над числами.
106’8:89
- Подбирайте частное на отдельном листочке или посчитайте в уме.
- Распишите результат.
- Внимательно отнимайте цифры от делимого. Следите за тем, чтобы результат после вычитания был меньше делителя.
- Продолжайте деление до конца, пока не получится 0.
- Придумайте еще несколько похожих примеров без остатка. Степень сложности увеличивайте постепенно.
Основные операции в математике
Основные операции, которые используют в математике — это сложение, вычитание, умножение и деление. Помимо этих операций есть ещё операции отношения, такие как равно (=), больше (>), меньше (<), больше или равно (≥), меньше или равно (≤), не равно (≠).
Операции действия:
- сложение (+)
- вычитание (-)
- умножение (*)
- деление (:)
Операции отношения:
- равно (=)
- больше (>)
- меньше (<)
- больше или равно (≥)
- меньше или равно (≤)
- не равно (≠)
Сложение — операция, которая позволяет объединить два слагаемых.
Запись сложения: 5 + 1 = 6, где 5 и 1 — слагаемые, 6 — сумма.
Вычитание — действие, обратное сложению.
Запись вычитания: 10 — 1 = 9, где 10 — уменьшаемое, 1 — вычитаемое, 9 — разность.
Если разность 9, сложить с вычитаемым 1, то получится уменьшаемое 10. Операция сложения 9 + 1 = 10 является контрольной проверкой вычитания 10 — 1 = 9.
Умножение — арифметическое действие в виде краткой записи суммы одинаковых слагаемых.
- Запись: 3 * 4 = 12, где 3 — множимое, 4 — множитель, 12 — произведение.
- 3 * 4 = 3 + 3 + 3 + 3
В случае, если множимое и множитель поменять ролями, произведение остается одним и тем же. Например: 5 * 2 = 5 + 5 = 10.
Поэтому и множитель, и множимое называют сомножителями.
Деление — арифметическое действие обратное умножению.
Запись: 30 : 6 = 5 или 30/6 = 5, где 30 — делимое, 6 — делитель, 5 — частное.
В этом случае произведение делителя 6 и частного 5, в качестве проверки, дает делимое 30.
Если в результате операции деления, частное является не целым числом, то его можно представить в виде дроби.
Возведение степень — операция умножения числа на самого себя несколько раз.
Основание степени — число, которое повторяется сомножителем определённое количество раз.
Показатель степени — число, которое указывает, сколько раз берется одинаковый множитель.
Степенью называется число, которое получается в результате взаимодействия основания и показателя степени.
- Запись: 34 = 81, где 3 — основание степени, 4 — показатель степени, 81 — степень.
- 3^4 = 3 * 3 * 3 * 3
Вторая степень называется квадратом, третья степень — кубом. Первой степенью числа называют само это число.
Извлечение корня — арифметическое действие, обратное возведению в степень.
- Запись: 4√81 = 3, где 81 — подкоренное число, 4 — показатель корня, 3 — корень.
- З^4 = 81 — возведение числа 3 в четвертую степень дает 81 (проверка извлечения корня).
- 2√16 = 4 — корень второй степени называется — квадратным.
При знаке квадратного корня показатель корня принято опускать: √16 = 4.
3√8 = 2 — корень третьей степени называется — кубическим.
Сложение и вычитание, умножение и деление, возведение в степень и извлечение корня попарно представляют обратные друг другу действия. Далее узнаем порядок выполнения арифметических действий.
Деление с остатком и неполное частное
Но не всегда можно одно число разделить на другое. Вернее сказать, что не всегда можно сделать это полностью. Например, 37 нельзя разделить на 5, потому что нет такого натурального числа, умножив которое на 5, мы получили бы 37. В этом случае говорят, что 37 не делится нацело на 5.
К примеру, если мы захотим раздать все 37 яблок поровну между пятью детьми, то у нас это сделать не получится. Мы сможем раздать (использовать из всего количества яблок) только по 7 яблок каждому ( \(\textcolor{red} {7\cdot 5=35}\) ), и у нас останется 2 яблока ( \(\textcolor{red} {37-35=2}\) ).
В таком случае действие деление также состоит из делимого (в нашем случае 37) и делителя (5). Полученное число 7 называется неполное частное, потому что не все делимое число мы смогли разделить на необходимое число частей. А разница между полным делимым (37) и использованными из него единицами (35), то есть число 2, называется остаток.
Итак, деление с остатком – это нахождение
такого наибольшего целого числа, умножив которое на делитель, мы получим число,
максимально близкое к делимому, но не превосходящее его. Это искомое число
называется неполное частное. Разница
между делимым и неполным частным называется остаток.
Остаток всегда меньше делителя!
Отсюда следует общий вид действия деления натуральных чисел для случаев деления без остатка и с остатком.Разделить целое число a (делимое) на целое число b (делитель) означает найти такие числа c и d, при которых справедливы следующие соотношения: \(\textcolor{red} {a=b\cdot c+d}\) ; \(\textcolor{red} {d<b}\) .Если \(\textcolor{red} {d=0}\) , тогда говорят, что a делится на b без остатка.
Компоненты действия
деление с остатком:
Деление с помощью таблицы умножения
Таблица умножения — удобный инструмент, который позволяет найти произведения однозначных натуральных чисел. Однако, ее можно использовать и для деления.
Таблица умножения позволяет находить не только результат произведения множителей, но и множитель по известному произведению и другому множителю. Как мы выяснили ранее, деление — это как раз и есть нахождение неизвестного множителя по известному произведению и еще одному множителю.
С помощью таблицы умножения можно проводить деление любого числа на желтом фоне на любое однозначное натуральное число. Покажем, как это делать. Есть два способа, применение которых мы будем рассматривать на примерах.
Разделим 48 на 6.
Способ первый.
В столбце, верхняя ячейка которого содержит делитель 6, находим делимое 48. Результат деления при этом находится в крайней левой ячейке строки, содержащей делимое. Он обведен синей окружностью.
Способ второй.
Сначала в строке с делителем 6 находим делимое 48. Результат деления при этом находится в крайней верхней ячейке столбца, содержащем делимое. Он обведен синей окружностью.
Итак, мы разделили 48 на 6 и получили 8. Результат был найден по таблице умножения двумя способами. Оба способа абсолютно идентичны.
Для закрепления рассмотрим еще один пример. Разделим 7 на 1. Приведем рисунки, иллюстрирующие процесс деления.
В результате деления числа 7 на 1, как вы уже догадались, получается число 7
В делении с помощью таблицы умножения очень важно знать эту таблицу наизусть, так как не всегда можно иметь ее под рукой
Настоятельно рекомендуем выучить таблицу умножения!
Делим десятичные дроби на 1000, 100, 10: как это сделать правильно?
Исходя из имеющихся и известных правил деления так называемых «обыкновенных дробей», деление на числа с нулями равносильно умножению. Необходимо перенести запятую на нужное количество цифр. Если значений не хватает, нули просто добавляются. Это же происходит с бесконечными десятичными дробями.
Поэтому, чтобы верно произвести действие деления десятичной дроби на числа с нулями, нужно перенести запятую на столько цифр, сколько нулей стоит после единицы в делителе: если это число 10 – то нуль один, если 100 – то два. И так далее.
Делим десятичные дроби на 1000, 100, 10
Примеры с бесконечными дробями решаются также:
Делим десятичные дроби на 1000, 100, 10
Пример деления столбиком
Предположим, что нам нужно разделить число 102 на 4
Разберем это на картинке :
Первое, поскольку у нас цифра 4 однозначное, то проверяем первую цифру слева — это 1, то понятно, что 1 меньше 4, а нам нужно наоборот. Например, если бы перове число слева было бы рано 5, то нам не пришлось бы брать вторую цифру в делимом.
Берем двузначное число слева — это 10 и сравниваем с нажим делителем… 10 больше 4, теперь, все правильно, далее нам потребуется узнать «нод» двух чисел.
Не буду повторять, что такое «нод» — лишь покажу на примере, как мы видим, цифру 10 и делитель 4, то их общий нод будет 2. Или другими словами, в числе 10 умещается всего 2 числа 4…
Этот нод заносим под горизонтальную черту в область частного и умножаем его на 4 — это будет 8, и 8 ставим под ноль
От 10 отняли 8 и ставим его под черту под цифру 8 и если это число получилось меньше 4, то значит нод был найден верно! И нодом нам придется пользоваться много раз, поэтому нужно научиться его находить!
Теперь, у нас в самом верху еще осталась одна двойка, её сносим ниже к двойке, которая получилась отниманием от 10 восьмерки, получается число 22.
Далее опять находим нод чисел 22 и 4 — это 5,
5 заносим его под черту, ставим его после первого найденого нода.
Умножаем 5 на 4 — это будет 20,
20 ставим под 22.
Отнимем опять и получим 2 — это остаток.
Поскольку у нас наверху не осталось цифр, то ставим 0 и у нас получается 1020 — это означает, что мы перешли из целых в десятые, поэтому, под черту, рядом с пятеркой ставим точку(или запятую(зависит от того, как вас будут учить… )).
Сносим наш ноль до остатка, что получается 20.
Находим нод 20 и 4 — это опять 5.
Заносим 5 под черту рядом с запятой.
Умножаем 4 на 5 = 20.
Ставим его под нашим остатком и нулем.
Отнимаем — получаем ноль.
Правило встречается в следующих упражнениях:
2 класс
Страница 67. Вариант 2. Тест 2,
Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 75,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 76,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 78,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 82,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 83,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 84,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 85,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 89,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 57,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
3 класс
Страница 42,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 47,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 99,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 74,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1
Страница 11. Вариант 2. № 1,
Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 29. Вариант 2. Тест 2,
Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 40. Вариант 1. № 6,
Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 9,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 82,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 29,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
4 класс
Страница 69,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 93,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 13. Вариант 2. Тест 1,
Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 85. Вариант 2. Тест 3,
Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 15,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 55,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 64,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 76,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 77,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 47,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
5 класс
Задание 441,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 673,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 818,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Упражнение 36,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Упражнение 1,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Упражнение 520,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Упражнение 656,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Упражнение 657,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Упражнение 673,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
Упражнение 1050,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
6 класс
Задание 1211,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 1222,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 1262,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Задание 1266,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Умножение многозначных чисел
Делить и умножать сложные числа проще всего столбиком. Для этого нужно разряды числа: сотни, десятки, единицы:
235 = 200 (сотни) + 30 (десятки) + 5 (единицы).
Это нам понадобится для правильной записи чисел при умножении.
При записи двух чисел, которые нужно перемножить, их записывают друг под другом, размещая числа по разрядам (единицы — под единицами, десятки под десятками). При умножении многозначного числа на однозначное трудностей не возникнет:
Правило умножения двухзначных чисел гласит, что сначала умножается первое из чисел на последнюю из цифр второго ряда (стоящую в разряде единиц), затем – оно же – на цифру из разряда десятков.
Запись ведется так:
Вычисление ведут с конца – с разряда единиц. При умножении на первую цифру – из разряда единиц – запись тоже ведут с конца:
- 3 х 5 = 15, записываем 5 (единицы), десятки (1) запоминаем;
- 2 х 5 = 10 и 1 десяток, который мы запомнили, всего 11, записываем 1 (десятки), сотни (1) запоминаем;
- поскольку дальше разрядов у нас в примере нет, записываем сотни (1 – которую запоминали).
Следующее действие – умножаем на вторую цифру (разряд десятков):
- 3 х 1 = 3;
- 2 х 1 = 2.
Поскольку умножали мы на цифру из разряда десятков, записывать начнем так же, с конца, начиная со второго места справа (там, где разряд десятков).
Запомнить правила умножения столбиком несложно:
1. записывать столбиком умножение нужно по разрядам;
2. вычисления производить, начиная с единиц;
3. записывать итог по разрядам – если умножаем на цифру из разряда единиц – запись начинаем с последнего столбика, из разряда – десятков – с этого столбца и ведем запись.
Правило, действующее для умножения в столбик на двухзначное число, действует и для чисел с большим количеством разрядов.
Чтобы легче было запомнить правила записи примеров умножения многозначных чисел в столбик, можно сделать карточки, выделив разными цветами разные разряды.
Если производится в столбик умножение чисел с нулями на конце, их не принимают во внимание при вычислении, а запись ведут так, чтобы значащая цифра была под значащей, а нули остаются справа. После проведения вычислений их количество дописывают справа:
Математик Яков Трахтенберг разработал систему быстрого счета. Метод Трахтенберга облегчает умножение, если применять определенную систему вычислений. Например, умножение на 11. Для получения результата нужно прибавить цифру к соседней:
2,253 х 11 = (0 + 2) (2 + 2) (2 + 5) (5 + 3) (3 + 0) = 2 + 4 + 7 + 8 + 3 = 24,783.
Доказать истинность просто: 11 = 10 + 1
2,253 х 10 + 2,253 = 22,530 + 2,253 = 24,783.
Алгоритмы вычислений для разных чисел разные, но они позволяют производить вычисления быстро.
Видео «Умножение столбиком»