Правила поведения детей за столом. уроки этикета и хороших манер

История и культура питания

Правила поведения за столом появились, наверное, раньше самого стола. Придумали их вовсе не коммунисты в своей уникальной организации школ и детских садов. Первые упоминания о столовом этикете появились в древнем мире. Упоминания об этом есть в текстах древних Шумеров. В них говорится о том, что человек должен быть высокоморальным и соблюдать этические нормы – это то, что даровано человеку богами и отличает людей от животных. Несоблюдение правил поведения, по мнению древних шумеров – приводит к негативу в его жизни.

Прием пищи – процесс наиважнейший. Его всегда окружали всяческие ритуалы и правила, строго регламентирующие кто, когда, где, что ест. Первые правила были нераздельно связаны с семейной иерархией, организацией быта, способом приготовления пищи, да и с самой пищей. Нарушать правила во время еды считалось чем-то непростительным, постыдным и осуждалось (а, порой, каралось) во все времена, у любой культуры. Менялась жизнь, быт человека – с ним вместе менялись правила. Семейные обряды потеснились и уступили место культуре и эстетике питания. Правила поведения за столом все чаще основываются на светской этике, нежели на религиозных и национальных традициях.

Этикет за столом для школьников

Школьники чаще посещают различные культурные мероприятия, потому должны быть не только знакомы, но и отлично знать нюансы столового этикета. Они запросто могут управлять со столовыми приборами, поддержать светскую беседу, контролировать свое поведение.

5 класс

В 5 классе дети должны отдавать себе отчет, что культурно кушать с помощью вилки и ножа. При этом держать их нужно правильно: нож в правой руке, а вилку в левой. Перекладывать приборы можно только в исключительном случае, когда нужно взять сыпучее блюдо.

Также пятиклассники должны обладать такими знаниями:

  • перед тем, как выпить напиток, нужно вытереть рот салфеткой;
  • если ребенок хочет налить напиток в стакан, но переживает, что прольет жидкость, лучше попросить об этом взрослого;
  • стакан или чашку нужно держать всегда двумя руками;
  • выходить из — за стола нужно с правой стороны стула;
  • передавать продукты за столом нужно слева направо.

6 класс

В 6 классе дети должны расширять знания о разновидностях столовых приборов. Их немало, потому на это будет потрачено много времени. Нужно стараться, чтобы ребенок пользовался хотя бы частью из этих приборов дома. Можно включать для просмотра фильмы о столовом этикете.

Шестикласснику под силу проявлять заботу и о ближнем соседе по столу. Мальчики могут поухаживать за девочками: задвинуть стул, предложить блюдо и т.д.

Также дети такого возраста могут проявить инициативу и помочь с уборкой после еды.

7 класс

Семиклассники не только должны разбираться в тонкостях поведения за столом, но и начинать знакомство с традициями и правилами столового этикета в разных странах. Это очень полезная и интересная информация. Обычно дети с увлечением просматривают подобные фильмы или слушают рассказы.

Также в 7 классе уместно рассказать о сервировке стола, темах для светской беседы, правилах общения и способах увлечь собеседника

В этом возрасте важно иметь больше практики, потому можно смело брать ребенка с собой в гости к друзьям, в рестораны и кафе

Правила поведения в школе кратко

Отправляя детей в школу, родители уверены в том, что дети получат нужный объем знаний, эмоциональную и психологическую поддержку. Все это возможно только в том случае, если в учебном заведении уважают и знают правила поведения, следуют им.

Школьный распорядок известен не только ученикам и учителям, но и родителям. Как одевать ребенка, когда он должен приходить на уроки, как вести себя на занятиях — забота родителей.

Фото: informburo.kz: UGC

В первые дни после летних каникул во многих школах детям раздают памятки, в которых содержатся базовые правила и нормы поведения в школе. Им должен следовать каждый ребенок, иначе школьная жизнь превратиться в неконтролируемый хаос.

Учителя следят за выполнением этих правил, однако и родители должны принимать участие в формировании специфической поведенческой модели ребенка-школьника. Время от времени проводите профилактические беседы, показывайте на конкретных примерах, к чему может привести нарушение школьного распорядка.

Ознакомьте ребенка с кратким перечнем того, что потребует от него школа:

Общие требования:

  1. Одевайся чисто и аккуратно. Выбирай одежду и обувь удобную и по сезону.
  2. Ношение спортивной формы допускается только на занятиях спортом (урок физкультуры, секция, спортивный факультатив).
  3. Следи за личной гигиеной: срезай ногти, мой волосы и т. д.
  4. Ходи с аккуратной прической. Длинные волосы желательно укладывать так, чтобы они не мешали писать и читать, иначе могут возникнуть дефекты зрения и осанки.
  5. Носи с собой носовой платок и влажные салфетки.
  6. Книги и школьные принадлежности клади в сумку, школьный ранец, портфель.
  7. Уходи домой сразу после уроков. В учебном заведении остаются только те, кто ходит на дополнительные занятия.
  8. Рассчитывай на дорогу время так, чтобы зайти в класс до начала занятий хотя бы за 10 минут.

Фото: arnapress.kz: UGC

На уроках ученик должен вести себя так:

  1. В кабинет заходи с разрешения учителя или его доверенного лица (старосты).
  2. Займи место согласно схеме рассадки. Ее утверждает учитель-предметник или классный руководитель.
  3. До начала урока приготовь и выложи на парту учебник, тетради и школьные принадлежности, которые понадобятся.
  4. Приветствуй учителя вставанием. Встань, когда учитель покидает класс.
  5. На уроке без разрешения учителя не пользуйся мобильным телефоном и гаджетами.
  6. Не выходи из кабинета во время занятия без разрешения учителя.
  7. На уроке соблюдай тишину, внимательно слушай учителя и выполняй его указания.
  8. Выходя к доске, захвати с собой дневник.
  9. Не подсказывай одноклассникам и не перебивай их во время ответа.
  10. Не выкрикивай с места. Если знаешь ответ на вопрос учителя, то подними руку.

Фото: yk-news.kz: UGC

Правила поведения в школе на перемене:

  1. Отправляйся на перемену только с разрешения учителя.
  2. Дежурные во время перемены проветривают класс, готовят доску и наглядные пособия (карты, макеты, муляжи).
  3. Не бегай по коридорам и лестницам во время перемены, потому что можешь травмироваться сам или травмировать других детей. Для активного отдыха лучше выйди в школьный двор.
  4. Не сиди на подоконниках, не спускайся по перилам вниз, не играй с колюще-режущими предметами, не дерись, не разбрасывай мусор, не ломай школьное имущество.
  5. Чтобы перекусить во время перемены, спустись в столовую или школьное кафе. Не ешь на ходу или в классе.
  6. Идя по коридору, придерживайся правой стороны.
  7. При выходе и входе в/из кабинета мальчики пропускают вперед учителя и девочек.
  8. Не входи без разрешения в учительскую.

Кроме того, следует помнить об общих правилах поведения:

  • нельзя курить и браниться;
  • пререкаться и переговариваться со старшими;
  • разговаривая с учителем, держать руки в кармане;
  • нужно помогать тем, кто требует помощи;
  • быть вежливым и аккуратным.

Фото: vlast.kz: UGC

Школа — это то место, где дети не только получают знания, но и учатся общаться, узнают об общих культурных нормах поведения. Они должны понимать, что следование школьным правилам — это не глупая выдумка, призванная угнетать их личность, приучать их к шаблонному поведению, а элементарная забота об их здоровье.

Они должны осознавать, что шум на уроках и отсутствие дисциплины приводят к худшему усвоению материала. Кроме того, дети больше устают психологически, у них может болеть голова. Если кто-то нарушает правила поведения на перемене, то может пострадать физически сам или причинить вред кому-то иному.

Об этом следует напоминать детям регулярно и на собственном примере демонстрировать, как правила помогают оптимизировать деятельность, сделать ее более эффективной.

Каковы правила этикета за столом для детей?

Когда к вам приходили в гости маленькие детишки и превращали ужин в балаган, наверняка у вас внутри закипала ярость, и об их родителях (неважно насколько они близкие родственники), вы думали, что они не очень ответственно относятся к роли воспитателей. А теперь попробуйте сами научить своих детей правильно сидеть за столом, и вы поймете какой это тяжкий труд

Многие говорят, что дети должны быть детьми, то есть им позволяется играть, шутить, бегать все время, но такая позиция удобна только тем родителям, которые не хотят заниматься детьми, и в итоге мы повсюду замечаем, насколько дети избалованны. Вы должны с самого маленького возраста, прямо после исполнения годика объяснять своему чаду правила поведения детей за столом, и, несомненно, показывать пример, чтобы, глядя на свою маму, ребенок подражал её хорошим привычкам.

Этикет ученика

Школа – это одна из самых важных сфер детской жизни, которая занимает существенную часть его времени. Поэтому неудивительно, что в школьной культуре есть немало правил, с которыми поначалу ребенку может разбираться с трудом.

Уроки этикета для детей дошкольного возраста, а также школьников постепенно расставят все по своим местам. Вскоре все войдет в привычку и ребенку будет легко соблюдать необходимые предписания в школе.

Ключевые правила поведения для детей школьного возраста в учебном учреждении:

  • Портфель желательно собирать еще вечером, чтобы утром не тратить на это время и не опаздывать.
  • Ученик должен приходить за 15 минут до уроков. Это время необходимо для того, чтобы школьник успел сдать вещи в гардеробную и подготовиться к занятиям.
  • Этикет для школьника предполагает аккуратное и бережное отношение ученика к имуществу школы, других учеников и собственному.
  • На мобильном телефоне нужно отключить звук, чтобы внезапный звонок не отвлекал ни учеников, ни учителей.
  • Когда в класс входит педагог, другие взрослые или директор, ученики должны молча встать в знак приветствия.
  • На уроках нельзя говорить с одноклассниками и покидать помещение, не спросив разрешения у учителя. Для этого нужно поднять руку, а затем задать вопрос.
  • Нельзя разговаривать, кричать, нарушать правила поведения во время урока.
  • Ученик должен содержать свою парту в порядке. Учебники, тетради, ручки и карандаши следует раскладывать аккуратно. Не стоит и говорить о том, что нельзя писать на партах.
  • Школу не пропускают по неуважительной причине. Если нужно уйти с уроков раньше, нужно спросить разрешения у учителя или же у медсестры, если причина в плохом самочувствии.
  • Нельзя смеяться над одноклассниками, обижать их или бросать различные предметы. Относиться к одноклассникам необходимо уважительно.

Правила поведения ученика в школе во время перемены:

  • нельзя покидать класс, пока учитель не даст такое разрешение;
  • по коридорам, классу и лестницам нельзя бегать, так как это не только проявление невоспитанности, но и травмоопасно;
  • нельзя садиться на подоконники – даже в тех случаях, если окна плотно закрыты;
  • не допускается бросание каких-либо предметов в педагогов и других учеников;
  • нельзя хлопать дверьми, съезжать по перилам;
  • запрещено использовать нецензурные слова и неприличные жесты.

Следует помнить, что перемены существуют для того, чтобы отдохнуть, поесть, справить нужду, посетить библиотеку или позвонить родным по телефону (если это разрешено школьным уставом).

Правила этикета по телефону для детей

С раннего возраста очень важно привить ребенку правильную культуру общения по телефону. 

Вот основные правила и рекомендации, которые помогут вашему ребенку быть воспитанным во время общения по телефону:

  • Обязательно начинайте телефонный разговор с вежливого приветствия:«Здравствуйте!», «Добрый день!», «Добрый вечер!», если общаетесь с другом, то можете начать со слов: «Привет!»,«Здравствуй!»;
  • Телефонный разговор должен быть кратким и лаконичным, все детали можно обсудить при личной встрече.
  • После ответа собеседника, спросите: «Удобно вам (тебе) сейчас разговаривать?», если неудобное время для беседы, попросите вам позвонить позже.
  • Не нужно беспокоить по телефону людей до 8-00 и после 21-00, если это не форс-мажорная ситуация, требующая немедленного решения.
  • Интонация во время разговора максимально приветливая, доброжелательная, не нужно повышать голос или угрожать собеседнику.
  • Плотно держите телефон в руках, чтобы собеседник вас слышал хорошо, четко произносите свои слова и не отвлекайтесь параллельно на беседу с третьим человеком, это неуважительно.
  • Постарайтесь продумать разговор заранее и задать все вопросы человеку за один телефонный звонок, беспокоить человека несколько раз не тактично.
  • Если по телефону вам ответил не тот человек, то поздоровайтесь с ним и вежливо попросите позвать к телефону вашего товарища, если он дома.
  • Во время телефонного разговора не перебивайте собеседника, выслушайте его внимательно, только затем задавайте вопросы.
  • В завершении разговора вежливо попрощайтесь «Всего доброго, До свидания!», «Всего хорошего, до встречи!»

Каждый ребенок должен соблюдать приведенные выше правила и осваивать правила этикета в школе, во время общения с незнакомыми людьми, другими детьми и родными с раннего детства.

В будущем это сделает из вашего ребенка культурного человека, который своим поведением будет радовать вас и своих будущих детей воспитает соответствующим образом.

Как известно, яблоко от яблони недалеко падает.

Столовый этикет за столом

Садясь за стол, культурный человек должен отдавать себе отчет, как он кушает, общается, ведет себя по отношению к другим. Никому не хочется сидеть рядом с неряшливым соседом по столу, который неаккуратно кушает, приносит дискомфорт. Чтобы этого не произошло, нужно с детства знакомить ребенка со столовым этикетом за столом. Тогда с годами он отточит эти знания до совершенства и ему не страшен будет никакой банкет или светский раут.

Правила поведения за столом не такие сложные, как может показаться на первый взгляд. Не каждый может отличить разные виды вилок или бокалов на каждый отдельный случай во время светского приема, но не жевать с полным ртом, не класть локти на стол может каждый. И именно этим простым истинам нужно учить детей с малого возраста, чтобы, когда они станут старше, эти знания позволили им чувствовать себя уверенно.

Где можно научиться столовому этикету? Необязательно посещать специальные курсы. Большое изобилие информации в сети Интернет позволит стать гуру в этой области. Для детей можно найти интересные книги с иллюстрациями. Тогда нагляднее можно разобраться в тонкостях этой науки.

Этикет за столом для детей и школьников: правила

Учить ребенка тому, как следует вести себя за столом стоит начинать с самого раннего возраста. Будучи еще совсем крохой, ребенок должен понимать, что принимать пищу следует в строго отведенном месте — в столовой, на кухне.

К правилам этикета за столом, которым следует обучить еще совсем малышей, также можно отнести следующие:

  • Для приема пищи следует использовать специальные столовые приборы, еду следует накладывать в тарелки
  • Во время еды, по мере необходимости, следует пользоваться салфеткой

В дальнейшем, по мере взросления, ребенок должен запомнить следующие правила этикета за столом:

  • Усаживаться за стол и начинать кушать следует вместе со всеми
  • В начале трапезы следует пожелать всем присутствующим за столом приятного аппетита
  • Употреблять пищу следует молча, запрещается баловаться за столом
  • Кушать следует с закрытым ртом
  • За столом запрещается чавкать, громко хрустеть, доставать пальцами застрявшую в зубах пищу
  • Большие кусочки пищи следует делить, используя столовые приборы, на более мелкие — не стоит набивать едой полный рот
  • Запрещается облизывать тарелку, даже если было очень вкусно
  • Запрещается класть локти на стол
  • Если желаемое блюдо расположено поодаль от ребенка, то ему следует попросить, чтобы блюдо ему передали — запрещается тянуться через весь стол
  • В конце трапезы следует сказать «Спасибо!»

Коврик со схемой поможет детям быстрее разобраться с сервировкой стола и не запутаться в столовых приборах

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла кукла Галя. Она собирается на День Рождения к своему другу Мишутке. Вот только она совсем не помнит, как нужно вести себя за столом. Давайте поможем ей!Я предлагаю вам послушать стихотворение:

Что ж такое этикет?

Кто-то знает, кто-то — нет.

Это ПРАВИЛА такие

ПОВЕДЕНИЯ, когда

Мы привычки все плохие

Забываем навсегда.

Ты усвоил ЭТИКЕТ,

И дурных привычек нет!

Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? Кто может сказать Гале, что же такое этикет? (ответы детей)

Воспитатель: А теперь давайте немного разомнемся.

Физминутка.

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!

И в последний раз присели,

А теперь на место сели.

Воспитатель: Молодцы! Мы уже так много сделали, но Галя так и вспомнила, как нужно вести себя за столом… Давайте напомним ей.

* * *

Блюдо с хлебом далеко,

Дотянуться нелегко.

Рукавом в салат не лезь,

Не бей фужера нежного.

За столом соседи есть –

Попроси их вежливо.

И припомни снова

Волшебное слово.

Хлеб тебе подаст сосед –

Поблагодари в ответ.

Не вытирай свой рот рукой –

Салфетка есть перед тобой.

Облизывать не стоит пальцы,

Которые за всё хватальцы.

Учитесь ЭТИКЕТУ,детки:

Для рук положены салфетки.

Воспитатель: Давайте попробуем объяснить Гале основные правила этикета за столом:

• Садиться за стол и вставать из-за него вместе с семьей.

• Вымыть руки перед едой.

• Пожелать в начале трапезы приятного аппетита, а по завершении поблагодарить.

• Есть с закрытым ртом, не набивать едой полный рот, не болтать и не баловаться.

• Не чавкать, не ковыряться во рту.

• По необходимости пользоваться салфеткой.

• Не тянуться за блюдом через весь стол, а вежливо попросить сидящего рядом передать необходимое.

• Не раскладывать локти на столе и не опираться о них — держать при себе.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть. Внимательно слушайте, что я вам скажу и говорите»да», если вы согласны, и «нет», если не согласны.

— За столом надо сидеть прямо и красиво. (Да)

— Есть нужно аккуратно, ложку и вилку держать правильно. (Да)

— Можно громко чавкать и сопеть. (Нет)

— Молодцы, вы умеете вести себя за столом. А наша гостья всё вспомнила вместе с нами.

Воспитатель: Ребята, мы с вами большие молодцы! И кукла Галя наконец-то вспомнила, как нужно вести себя в гостях и теперь может смело отправляться на праздник к Мишутке.

Для чего?

Не всегда освоение правил поведения в обществе будет даваться вам с ребенком легко, но вы всегда должны помнить, что они – важная часть приспособления. В человеческой культуре многие важные решения принимаются именно за приемом пищи, положительное впечатление от совместного обеда может обеспечить рабочее место, дружеские отношения, благосклонность партнера. Поэтому так важен этикет за столом для детей уже с самого раннего возраста. Бесплатные бонусы, которые родители заложили в своем чаде, будут служить ему всю жизнь. Поведение человека за столом многое говорит о статусе и образовании человека.

Основные правила поведения за столом для детей

Все правила столового этикета следует разделить на 2 большие группы: что можно делать за столом и что категорически под запретом. Давайте подробнее посмотрим на каждую.

Что можно и нужно делать?

  • Перед едой мы всегда моем руки, поэтому детей также надо приучить к этому основному правилу. Конечно, сначала мама помогает малышу вымыть руки, но уже с 2-3 лет он справляется сам. Поначалу родителям придется часто напоминать об этом, но потом это скучное правило войдет уже в привычку.
  • Кушать нужно только за столом. Купите специальный стульчик малышу, так он станет полноценным участником каждой семейной трапезы. Более взрослые дети уже полноправные участники трапезы.
  • Перед едой правильно будет пожелать собравшимся приятного аппетита, а после еды поблагодарить маму или хозяйку за вкусную еду.
  • Малыш должен быть аккуратным во время еды. На детей 1-3 лет лучше надевать слюнявчик. В старшем возрасте нужно приучать детей к салфетке.
  • Если ребенок хочет пить, то перед тем, как взять стакан, он должен вытереть губы салфеткой. Так на бокале не останется жирных следов.
  • Кушать нужно спокойно, никуда не спешить.
  • Если захотелось чихнуть, то следует отвернуться от стола и прикрыть рот рукой. Также после этого нужно извиниться.
  • Говорить за столом можно, только после того ребенок прожевал и проглотил еду.
  • Если нужное блюдо находится далеко от ребенка, он должен попросить передать ему блюдо и поблагодарить.

Что должно быть под запретом?

Нельзя баловаться, громко разговаривать, шуметь и размахивать руками.
Не допустимо играть с едой, бросать ее или размазывать по тарелке.
Не нужно набивать рот едой.
Чтобы вытереть рот, нужно использовать салфетку, а не рукав или скатерть.
Брать пищу у соседа нельзя.
Также не допускается облизывать пальцы.
На сегодняшний день локти на столе — это уже не преступление, на это мало обращают внимание. Но научить не задевать ими соседей все-таки нужно.

Общие правила формирования у детей культуры поведения

Для того, чтобы обучение детей надлежащему поведению шло эффективнее и хорошие манеры усваивались ребенком легче, достаточно придерживаться простых правил:

Залог успеха в воспитании детей – последовательность. Если ребенок привык соблюдать правила поведения, будучи исключительно в гостях или на улице, а находясь дома, он предоставлен сам себе, не стоит удивляться тому, что результат такого «воспитания» будет нулевым. Отсутствие четких установок и правил не позволит ребенку воспринимать слова родителей и в дальнейшем – эффективно контролировать свое поведение, руководствуясь определенными стандартами. Ни в коем случае нельзя устанавливать правила «на ходу», внезапно отменяя или разрешая что-либо. Не нужно устанавливать правила в виде категорических приказов или запретов. Забавные стишки и прибаутки не только легче усвоятся детьми, но и не будут вызывать желание поступать от противного или назло. Правила хорошего тона должны устанавливаться и поддерживаться обоими родителями; в случае, если между супругами намечаются разногласия, решать вопросы нужно путем поиска компромиссов. Но ни в коем случае нельзя делать это при ребенке. В том случае если родителями будут предъявляться неодинаковые требования, ребенок просто-напросто не поймет, чьим правилам нужно следовать.
Ребенок должен четко понимать, за что он получил то или иное поощрение, или за что он был наказан. Это позволит ему в дальнейшем формировать причинно-следственные связи между каждым своим поступком и его последствиями, принимать осознанные решения и нести за них ответственность. Нужно добиваться того, чтобы ребенок с первого раза реагировал на замечания и выполнял просьбы, адресованные ему родителями

Но в то же время важно, чтобы он понимал их смысл. Отдельно рекомендуется обсудить правила поведения детей в общении с родителями: дистанцию в общении, допустимые рамки и т.д

Что бы родители ни говорили ребенку, и какими бы существенными не были наказания или поощрения, не стоит забывать о том, что главным ориентиром для него всегда было, есть и будет их собственное поведение. Нужно ли говорить о том, что в семьях, где нет взаимного уважения, а элементарные правила вежливости не соблюдаются родителями, вряд ли есть смысл требовать это от детей?
На начальных этапах ребенку будет тяжело усваивать слишком сложные правила поведения. Поэтому передавать ему информацию нужно постепенно, «порционно». Например, приучая ребенка к столовому этикету, не стоит сразу рассказывать ему, для чего нужны разнообразные вилки, ножи и т.д. Достаточно объяснить ему базовые правила поведения: не разговаривать во время еды, сидеть за столом прямо, не класть локти на стол и т.д. Отдельно для детей следует объяснить правила поведения в нестандартной или опасной ситуации, требующей от ребенка немедленно принятия решения. Обыграйте с ребенком ситуации, возникающие на улице (например, это может быть разговор с незнакомцем, оказание помощи постороннему человеку и т.д.), обсудите то, как ребенок будет вести себя при этом.

Требуя от детей соблюдения правил, не стоит забывать о том, что хотя они и упорядочивают жизнь, они во многом ограничивают

Поэтому очень важно приучать его к самостоятельности, открывая по мере взросления возможность выбора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector